светлый путь актеры и роли

К 80-летию фильма «Светлый путь» режиссера Григория Александрова

К 80-летию фильма «Светлый путь» режиссера Григория Александрова

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

светлый путь актеры и роли

Киноконцерн «Мосфильм» в настоящее время не может пригласить гостей на студию, чтобы они могли посетить здесь выставку, посвященную юбилею фильма «Светлый путь». Но мы рассказываем об этой картине и представляем экспозицию в электронном виде.

светлый путь актеры и роли

Плакат к 80-летию фильма «Светлый путь»

В этом году отмечается 80-летие картины «Светлый путь» режиссера Григория Александрова. Это фильм о простой домработнице Таньке, которая в итоге стала знатной ткачихой, последовательницей стахановского движения, и прошла путь от уборщицы на фабрике до депутата и инженера, став уже не «Танькой» а Татьяной Ивановной Морозовой.

светлый путь актеры и роли

Кадр из фильма «Светлый путь»

В предвоенное десятилетие на экраны вышли ставшие сразу же знаменитыми картины Григория Александрова «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938). Именно в это десятилетие ярко проявляется талант Александрова как мастера комедии. Однако кинолента «Светлый путь» (1940) во многом отличается от всех предыдущих работ режиссера.

светлый путь актеры и роли

Кадр из фильма «Светлый путь»

О драматургической основе фильма писал критик Евгений Добренко (журнал «Искусство кино» № 11, 1996):

«Испробовав «формы самой жизни», Александров обратился к сказке. Как известно, фильм «Светлый путь» поначалу и назывался просто «Золушкой». Завершал свою рецензию на «Волгу-Волгу» (писатель и литературовед, критик и киновед Виктор Борисович – Прим. Ред.) Шкловский обычным для него призывом: «Кинокомедия должна стать сюжетной. Кинорежиссер должен пойти за драматургом». Что это значило, стало ясно уже через год из другой статьи Шкловского «Разговор с друзьями» со словами о том, что в наших лентах слишком много иронии и очень мало счастья. Драматургия счастья определила очень многое в «Светлом пути». За драматургом Александров, правда, не пошел. Сценарий В. Ардова был решительно изменен. Приданная бытовому сюжету совершенно не свойственная для него стилистика, несомненно, разрушила сценарий, создав удивительную для Александрова (почти пырьевскую) «безвкусицу» и эклектичность. Дело здесь было, однако, не в отсутствии «чувства меры», а в том, что сама эта стилистика (точнее, приход к ней) имела определенную логику. «Драматургия», история деревенской девушки, прошедшей путь от прислуги до многостаночницы-ударницы и инженера, выросшей под влиянием передовых партийцев до депутата Верховного Совета, фактически повторяла уже отработанный в советском кино сюжет и опиралась на бытовой жанр. Стилистика – на новую топику»

В фильме «Светлый путь» снялись блистательные актеры Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Анастасия Зуева, Александра Терехина, Нина Федосюк, Вера Алтайская, Николай Коновалов, Павел Оленев, но все же ярчайшей звездой киноленты стала исполнительница главной роли, муза и супруга режиссера Любовь Орлова. Она снялась и в предыдущих работах Александрова: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», снималась и в последующих.

светлый путь актеры и роли

Кадр из фильма «Светлый путь»

Кинокритик Иос ван Лоо из Нидердландов (журнал «Искусство кино», №6, 1992) отметил, что «В фильмах Александрова героини, воплощенные Орловой (Анюта в «Веселых ребятах», Марион Диксон в «Цирке», Стрелка в «Волге-Волге», Таня Морозова в «Светлом пути»), совершают метаморфозы, соотносимые с превращениями классической Золушки».

И картина «Светлый путь» стала апофеозом развития этого образа Золушки. Актриса Любовь Орлова продемонстрировала в фильме не только комедийное, но еще и драматическое амплуа. Эта картина по своему настроению и образному строю предваряет следующий, уже послевоенный период в совместном творчестве артистки и режиссера Александрова, ознаменовавшийся картинами «Весна» и «Скворец и лира».

светлый путь актеры и роли

Кадр из фильма «Светлый путь»

Картины режиссера Григория Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» представляется возможным объединить в трилогию – в них ярко выражена их жанровая составляющая как музыкальных комедий. Любовь Орлова во всех них воплощает на экране образы творческих личностей, настоящих служительниц искусства. В картине «Светлый путь» более отчетливо прослеживается контраст образа, переход от «было» к «стало», а искусством становится сама жизнь – труд и инженера и ткачихи представлен как творческий процесс. Можно сказать, что «Светлый путь» – это синтез музыкальной комедии и производственной драмы. Любовь Орлова во всех предыдущих картинах и в фильме «Светлый путь» блестяще демонстрирует талант своей героини в его развитии, становлении.

светлый путь актеры и роли

Архивное фото со съемок фильма «Светлый путь»

Фильм «Светлый путь», безусловно, останется в истории кино также и благодаря техническим новшествам. Это вошедшие в учебники, ставшие хрестоматийными приемы комбинированных съемок: портрет, оживший на доске почета, разговор Татьяны с ее отражением в зеркале, сцены полета на автомобиле над Москвой. Мы видим и потрясающий с визуальной и образно-метафорической точки зрения сон Таньки, в котором фабрика предстает как волшебный дворец.

Изобразительный ряд фильма призван всеми средствами подчеркнуть контраст – Золушку до и после перевоплощения. Например, в начале фильма главную героиню показывают с ракурсов сверху – именно так на нее смотрит прибывший из Москвы инженер Алексей Николаевич Лебедев (актер Евгений Самойлов). А уже в финале на Всесоюзной выставке мы видим, как камера смотрит на Татьяну Ивановну снизу – типичный героический ракурс в кинематографе.

светлый путь актеры и роли

Кадр из фильма «Светлый путь»

Важно и звуковое решение картины. Во время сцены первого появления Таньки на фабрике мы слышим шум машин, который приводит героиню в растерянность, она становится «отчужденной» в этом пространстве – не слышит ни себя, ни других. К кульминационному моменту фильма, где показан трудовой подвиг героини, какофония звуков превращается в ритмичную мелодию, а потом сливается с «победной песней», которую исполняет героиня, настраивая станки.

Один из ключевых в картине образ «волшебного помощника», открывшего путь Татьяны к преображению, проводника по «Светлому пути» – Марии Сергеевны Прониной (актриса Елена Тяпкина). Именно она убедила Таньку учиться грамоте и помогла ей устроиться на фабрику.

светлый путь актеры и роли

Архивное фото со съемок фильма «Светлый путь»

Главный антагонист фильма – отнюдь не партийные «перестраховщики» из числа начальства, что характерно для той эпохи. Фильм делает вневременным борьба героини с «вневременным антагонистом» – страхами и сомнениями. Символично, что путь к новой цели – стать инженером – Татьяна открывает себе сама через зеркало – уже без помощницы Марии Сергеевны. Сделай себя сам, перед тобой нет никаких преград – в этом и состоит основная идея фильма, актуальная во все времена.

В духе времени – а картина, несомненно, исторический памятник, отражение эпохи – общественное берет верх над личным. Героиня обретает личное счастье с инженером Алексеем Николаевичем Лебедевым в самом финале фильма, став равной ему, став инженером.

светлый путь актеры и роли

Архивное фото со съемок фильма «Светлый путь»

Рецепция творчества Александрова и в частности фильма «Светлый путь» в последующие эпохи неоднозначна. Особенно сильной полемике наследие режиссера подверглось в позднесоветские перестроечные и в 1990-е годы. Но стоит сказать, что картина «Светлый путь» крайне важна не только в контексте истории кино, но и в контексте современной жизни и искусства. Спустя 80 лет после выхода на экраны она может послужить для развития современной личности, понимания себя и преодоления страхов и слабостей, поиска вдохновения.

светлый путь актеры и роли

Приведем несколько отзывов и воспоминаний о творчестве Григория Александрова на страницах советской прессы.

Народный артист СССР Всеволод Санаев («Советский экран, № 4, 1984):

«В пору создания «Веселых ребят» режиссер так сформулировал свою творческую позицию: «Наши основные установки при работе над фильмом чрезвычайно кратки. Тема фильма – бодрость, проблема – оптимизм, форма – музыкальная комедия». Вот творческий метод, вот мироощущение художника, создавшего прекрасные образцы истинно народной кинокомедии. Этому нужно учиться! Это необходимо продолжать. Фильмы Александрова никогда не проходили мимо времени. По ним можно судить об эпохе, о стране, о характере советского человека, о неисчерпаемой талантливости нашего народа».

«Зритель до сих пор смеется, смотря его кинокомедии. Они воспринимаются как сегодняшние, их теплый живой юмор греет нас. Мне кажется, комедиографы не умирают, пока жив рожденный ими смех.

И все же имя Г. Александрова давно уже принадлежит истории нашего киноискусства. Но вот с каких пор? Может, когда вместе с Эйзенштейном и Пудовкиным он написал «Заявку» о будущем звукового кино? Или когда он открыл Любовь Орлову? А может, когда вернул зрителю утраченный было шедевр «Да здравствует Мексика!», завершив работу своего друга и учителя?»

«Эти старые и вечно молодые фильмы, удивительное, покоряющее звучание которых приносили на экран Орлова и Александров, создавала актриса, действующая согласно точному замыслу режиссера – разве они только развлекают зрителя? Они тоже имеют совершенно особенный, душевный, сердечный, жизнеутверждающий советский характер.

Александров делал с Орловой еще и такие фильмы, где зрителю становилось не только весело, но и грустно: становилась наполненной содержанием сама душа зрителя…»

«Искусство состоит в том, чтобы не было видно искусства. Картины Александрова легки, он вынес тяжелый груз трудностей так, что никто этого не заметил», – так писал искусствовед и кинокритик Виктор Шкловский о кинорежиссере Григории Александрове в журнале «Искусство кино» (1984, № 4). Эти слова характеризуют все его творчество, важной вехой в котором стала картина «Светлый путь».

Фото и кадры из фильма: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».

Источник

«Светлый путь» стахановцев в жизни

светлый путь актеры и роли

Вождь и режиссер

светлый путь актеры и роли

Но Сталин резко забраковал картину. Не осыпал Александрова новыми наградами. Режиссер безнадежно ошибся в своих расчетах.

Чем он не угодил Хозяину?

Ордена и медали

светлый путь актеры и роли

И одновременно закончилась бюрократическая кампания по повсеместному насаждению стахановского движения.

Война стояла у порога, стране были нужны не именитые рабочие, бьющие рекорды, а мобильные и, главное, нетребовательные многомиллионные трудовые ресурсы.

светлый путь актеры и роли

Прогульщики и самовольщики

К этому времени в СССР у работника уже не существовало легальной возможности сменить работу по собственному желанию. Еще летом 1940-го был принят Указ о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений. Этим же Указом вводилась уголовная ответственность за самовольный уход или прогулы. Советских рабочих перевели, по сути, на положение посессионных крестьян времен Петра Великого, которые целыми деревнями и селами были пожизненно приписаны к заводам и фабрикам.

Принятые накануне войны нормативные акты отменят лишь весной 1956 года.

Элита и народ

светлый путь актеры и роли

Воссоздаваемое из Кремля сословное деление общества должно было сделать государство не только более управляемым, но и более устойчивым к внешней агрессии. И это немедленно отразилось в важнейшем из искусств.

светлый путь актеры и роли

Золушки и принцы

Конференция одобрила план развития народного хозяйства на 1941 год. Планом намечалось ускоренное развитие решающих для обороны отраслей народного хозяйства, создания необходимых государственных резервов и мобилизационных запасов. Рост промышленной продукции по сравнению с 1940 годом было намечено увеличить на 17-18 %. Большое внимание уделялось укреплению промышленной базы на востоке СССР, что сыграло важную роль в ходе Великой Отечественной войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *