светланов дирижер краткая биография

Евгений Светланов

Биография

Евгений Светланов — дирижер, который, помимо музыкальной и композиторской деятельности, также занимался литературной работой. Пианист был лауреатом правительственных наград. За вклад в развитие музыки и за творчество он получил Ленинскую и Государственную премии, звание народного артиста.

Дирижер 45 лет управлял оркестром Большого театра, совмещая с руководством Государственным оркестром СССР.

Детство и юность

Евгений Светланов появился на свет 6 сентября 1928 года. Связать биографию с музыкой юному москвичу оказалось предначертано свыше, ведь мальчик рос в творческой семье. Его родители были оперными певцами и солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях и за кулисами постановок, как и его сестра Анна.

светланов дирижер краткая биографияЕвгений Светланов в молодости / Svetlanov Evgeny

Музыкой мальчик стал заниматься с шести лет. Он был хористом, участвовал в пантомимах и всячески проявлял интерес к искусству. В 1944 году Светланов стал учеником Музыкально-педагогического училища. Затем поступил в институт им. Гнесиных, а в 1951-м оказался студентом Московской консерватории.

В молодости композитор демонстрировал невероятный потенциал, поэтому уже на 4-м курсе консерватории получил приглашение выступить дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

Личная жизнь

Музыкант был женат 2 раза. В первый брак он вступил с Ларисой Авдеевой, солисткой Большого театра. В 1956 году жена родила ему сына. Личная жизнь пары складывалась удачно до тех пор, пока в 1974-м в квартире супругов не оказалась журналистка радио «Маяк» по имени Нина. Музыковед посетила пианиста, чтобы взять интервью, и в тот же вечер влюбилась в мужчину.

В разговоре выяснилось, что оба участника беседы обожают рыбалку, а в завершении общения дирижер пригласил девушку встретиться после работы. Она не верила своему счастью и боялась, что это пустые слова.

8 сентября, 15.45, канал «Культура». Ко дню рождения Евгения Федоровича Светланова.

Но свидание состоялось в небольшом ресторане за ужином. Нина была разведена и не подозревала, каким удивительным образом сложатся ее отношения со Светлановым. На следующий день он остался у нее на ночь и просто отсыпался, а затем пропал на год.

Случайный звонок расставил все на места. Евгений приехал к журналистке, и спустя время она стала его супругой. Нина Светланова посвятила мужу всю жизнь, дети в их браке не появились.

Музыка

Светланов реализовался в профессии с 1955-го. С 1963-го он 2 года занимал пост главного дирижера в Большом театре и за это время провел за пультом 16 опер и 9 балетных постановок. Из них в 12 он выступил постановщиком. Среди них были «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Иван Сусанин» Михаила Глинки и другие.

В 1962 году Светланов получил назначение на должность музыкального руководителя Кремлевского дворца съездов. Площадка стала прокатным пространством для выступлений, принадлежащим Большому. Спустя 2 года состоялись первые итальянские гастроли оперного коллектива театра. В Милане Евгений Светланов дирижировал в «Ла Скала» в трех оперных спектаклях и управлял симфоническими оркестрами.

Вернувшись на родину, композитор был назначен худруком Государственного симфонического оркестра СССР. Он совмещал работу с контрактной деятельностью, поэтому с 1992 по 2000 год управлял гаагским Резиденц-оркестром. Большой театр продлил сотрудничество с музыкантом с 2000 по 2002 год.

Первыми авторскими произведениями композитора стали кантата «Родные поля», рапсодия «Картины Испании», симфония си-минор и три русские песни. Этими работами он привлек к себе внимание публики и профессионального сообщества, а в 1970-е представил на суд слушателей крупноформатные симфонии, а также ряд рапсодий и сочинения для исполнения на духовых инструментах. Светланов создавал и камерные произведения.

Источник

О Евгении Федоровиче Светланове

«Вся жизнь Светланова – это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой».

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей.

Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. С ним знакомы миллионы слушателей планеты. Встречи с его искусством стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу.

Личность и творчество Евгения Светланова охватывали многие сферы человеческой жизнедеятельности. Он был талантлив во всем – как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Как глубоко и тонко рассматривал и анализировал он творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Но во всей его многолетней созидательной работе главное для него музыка, он — ее всесильный властелин, и он же – ее самоотверженный служитель. Светланов сам признавался, что мира вне музыки для него не существует. «Легендарный маэстро», как назвала его зарубежная критика, был удостоен высших наград России: он Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена «За заслуги перед Отечеством» (III и II степени). Он был удостоен также всеобщего признания и многих наград за рубежом: почетный академик Шведской Королевской академии, почетный академик Академии искусств США и т.д.

Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец – Светланов Федор Петрович. Мать – Светланова Татьяна Петровна. Все детство Е. Светланова было связано с главным театром страны.

Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. «С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть», – вспоминал позднее Е. Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: «Ну из этого, видать, будет дирижер».

Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Е. Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. «Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики» — так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.

Будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Е. Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист – достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Е. Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, – у Юрия Шапорина. «Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства», – говорил о своем ученике Юрий Шапорин.

светланов дирижер краткая биография

Первые сочинения Светланова – кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор – сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них — «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» – квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Е. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Е. Светланов становится ассистентом своего профессора по классу дирижирования А.В. Гаука, который в то время руководил Большом симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. «… С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому», – писал Евгений Федорович.

Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой «Дафнис и Хлоя» Равеля в исполнении БСО, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре — оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение десяти лет — дирижер, а с 1962 года – главный дирижер Большого театра.

светланов дирижер краткая биографияЕвгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» Чайковского (1958), «Не только любовь» Щедрина (1961), «Октябрь» Мурадели (1964), «Отелло» Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) Римского-Корсакова; балеты «Тропою грома» Караева (1959), «Паганини» на музыку Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Бартока (1961), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» Рахманинова были исполнены на «бис». Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Скале», среди которых – Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.

Оперы «Снегурочка», «Русалка», «Чио-Чио-сан», Девятая симфония Бетховена, балеты «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: «Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал».

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: «Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью.… Такие лидеры — подлинные, а не мнимые — очень нужны сегодня нашему искусству».

Балерина Раиса Стручкова писала, что «… для Евгения Федоровича «технология» балета особых трудностей… не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал,… всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет… Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение».

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

Вот что писал об оркестре и его руководителе Ираклий Андроников: «Ощущение праздника, настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра… под управлением Евгения Светланова — ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления… И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Да, покоренного. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. Артистизм уживается в нем с деловитостью, могучий темперамент – со строгим самоконтролем… Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые… при вас».

Тысячи выступлений в нашей стране и за рубежом, в концертных залах Поволжья, Урала, Сибири, шефские выступления на заводах Омска, Праги, Софии, в студенческих городках, в железнодорожных депо, выступления на престижных эстрадах мира – и всюду восторженный прием и признание.

светланов дирижер краткая биографияЕвгений Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западно-европейских, русских, советских и современных композиторов. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева и др.

В 60-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я. Мясковского.

Источник

Могила дирижера, композитора и пианиста Светланова Евгения Федоровича

На фото памятник на могиле дирижера Евгения Светланова в Москве.

светланов дирижер краткая биография

Краткая биография дирижера Евгения Светланова

Евгений Федорович Светланов – известный российский композитор, дирижер и пианист.

Родился в городе Москве 6 сентября 1928 года.

В детстве, Евгений Светланов начал заниматься в музыкально-педагогической школе по классу «фортепиано». Затем поступил на учебу в музыкальное высшее учебное заведение.

После окончания Института им. Гнесиных (специальность «фортепиано») поступил в Московскую консерваторию.

Дебют Евгения Федоровича состоялся в Большом театре в 1954 году постановкой оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова. Через 45 лет эта же опера стала для Светланова последней работой в Большом театре.

В 1960 году Евгений Светланов начал трудиться над «Антологией русской симфонической музыки».

В результате этой работы, которая длилась три десятилетия, было выпущено 200 дисков, которые включали в себя всю музыку российских композиторов для симфонического оркестра: от Рахманинова, до Глинки.

Работая в Большом театре, Евгений Светланов осуществил постановки некоторых зарубежных и русских опер: «Евгений Онегин» Чайковского, «Иван Сусанин» Глинки, «Фауст» Гуно, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова и множество других.

Талант Светланова признавался и за границей. Вместе с оркестром Евгений Федорович побывал на гастролях во многих странах мира.

Умер дирижер Евгений Светланов 3 мая 2002 года в городе Москве.

Могила дирижера Евгения Светланова находится на Ваганьковском кладбище Москвы.

Источник

« Искусство вознаграждает того, кто целиком отдает ему себя без остатка»

Биография Евгения Светланова

светланов дирижер краткая биография

Известный дирижер, композитор и пианист Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве в семье солистов оперы Большого театра Федора и Татьяны Светлановых.

В 1951 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне — Российская академия музыки имени Гнесиных) по классу фортепиано. В 1955 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования. Педагогами Светланова были композиторы Михаил Гнесин, Юрий Шапорин и Александр Гаук, пианист Генрих Нейгауз.

В 1954 году, будучи студентом, Светланов стал дирижером ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В 1955 году дебютировал как дирижер Большого театра с оперой Николая Римского Корсакова «Псковитянка».

В 1962 году был назначен музыкальным руководителем Кремлевского дворца съездов.

В 1963-1965 годах являлся главным дирижером Большого театра. Вел репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов).

Выступил дирижером-постановщиком опер «Царская невеста», «Чародейка», «Не только любовь», «Отелло», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Фауст», «Риголетто», «Евгений Онегин»; балетов «Тропою грома», «Паганини», «Ночной город», «Страницы жизни».

В 1964 году принял участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» дирижировал оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами. Стал первым русским дирижером, вошедшим в «когорту великих», работавших в «Ла Скала».

светланов дирижер краткая биография

В 1992-2000 годах был главным дирижером Гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

В 2000 году вернулся в Большой театр.

Уже первые сочинения Светланова – кантата «Родные поля», рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си минор (h-moll) сразу обратили на себя внимание музыкальной общественности.

В середине 1970-х годов он сочинил крупные симфонические произведения – «Романтическую балладу», симфоническую поэму «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирскую фантазию», Поэму для скрипки и оркестра (памяти Давида Ойстраха), поэму «Калина красная» (памяти Василия Шукшина), Русские вариации для арфы, квинтет для духовых инструментов «Деревенские сутки», Лирический вальс. Также композитору принадлежит большое количество камерных произведений.

Светланова неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами, такими как Лондонский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Филармонические оркестры Страсбурга и Монпелье (Франция), Оркестр ди Санта Сечилия (Италия); Филармонические оркестры Берлина и Мюнхена (Германия), Венский симфонический оркестр, Оркестр Королевского театра де ла Монне (Бельгия), Королевский оркестр Концертгебоу Амстердама (Нидерланды), Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр Гетеборга (Швеция), Филармонический оркестр Финляндии, Филармонический оркестр Осло (Норвегия).

светланов дирижер краткая биография

Одним из самых значительных трудов Светланова стало создание «Антологии русской симфонической музыки», начатое в 1960-х годах и продолжавшееся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, и ее результатом стал выпуск на фирме «Мелодия» более 200 дисков, включающих всю русскую музыку для симфонического оркестра. Некоторые из произведений под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение дирижером симфонических произведений Петра Чайковского и Сергея Рахманинова.

Евгений Светланов скончался 3 мая 2002 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

светланов дирижер краткая биография

За свои выдающиеся заслуги был удостоен следующих наград:

В 2003 году имя Е.Ф. Светланова было присвоено московской детской школе искусств – «Детская школа искусств имени Е.Ф.Светланова».

В 2004 году в честь Светланова был назван Большой зал Московского международного Дома музыки.

В 2006 году его имя было присвоено Государственному академическому симфоническому оркестру России.

Имя Светланова получила малая планета № 4135.

С 2007 года проводится Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова.

Аэробус «Евгений Светланов» пополнил парк суперсовеременных и именных лайнеров «Аэрофлота».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Светланов Евгений Федорович (1928—2002)

светланов дирижер краткая биографияВся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с 6 лет.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Он глубоко и тонко рассматривал и анализировал творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец — Светланов Федор Петрович. Мать — Светланова Татьяна Петровна. Все детство Евгения Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. «С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть», — вспоминал позднее Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: «Ну из этого, видать, будет дирижер».

Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени Чайковского. «Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики» — так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.

Светланов начал творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла. Светланов-пианист — достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Евгений Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, — у Юрия Шапорина.

«Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства», — говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова — кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор — сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 1970-х, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них — «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д. Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» — квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 Е вгений Светланов становится ассистентом профессора по классу дирижирования Гаука. «. С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: Института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому», — писал Евгений Федорович.

Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой «Дафнис и Хлоя» Равеля, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955, когда он представил свою первую работу в Большом театре — оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение 10 лет — дирижер, а с 1962 — главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» Чайковского (1958), «Не только любовь» Щедрина (1961), «Октябрь» Мурадели (1964), «Отелло» Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) Римского-Корсакова; балеты «Тропою грома» Караева (1959), «Паганини» на музыку Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Бартока (1961), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1961).

светланов дирижер краткая биографияВ 1964 Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» Рахманинова были исполнены на «бис». Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Скале», среди них — Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.

Оперы «Снегурочка», «Русалка», «Чио-Чио-сан», Девятая симфония Бетховена, балеты «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом: «Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок” и “Сказание о граде Китеже” Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал».

В 1965 Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

Ираклий Андронико в писал : «Ощущение настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра. под управлением Евгения Светланова — ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления. И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением кмузыкантам. Артистизм уживается в нем с де ловитостью, могучий темперамент — со строгим самоконтролем. Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые. при вас». светланов дирижер краткая биография

В 1960-е записью всех симфоний Чайковского Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфо нической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Евгений Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Мясков ско го.

«Вся жизнь Светланова — это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой»

Рубрики:Дирижёры

Метки: Светланов

Процитировано 9 раз
Понравилось: 12 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *