свен нурдквист жизнь в картинках
Жизнь в картинках
Свен Нурдквист дебютировал как писатель и иллюстратор в 1983 году. С тех пор он написал и проиллюстрировал много книг — как чужих, так и своих собственных. У большинства людей Нурдквист ассоциируется в первую очередь с Петсоном и Финдусом. На самом деле его творчество выходит далеко за рамки знаменитой серии. Надеемся, эта книга позволит узнать художника получше. Некоторые иллюстрации Нурдквист прокомментировал сам, а некоторые не нуждаются в объяснениях. Листайте, удивляйтесь и наслаждайтесь!
© ООО «Издательство Альбус корвус», издание на русском языке, 2016
© ООО «Издательство Альбус корвус», издание на русском языке, 2016
© ООО «Издательство Альбус корвус», издание на русском языке, 2016
© ООО «Издательство Альбус корвус», издание на русском языке, 2016
Нурдквист Свен
Свен Нурдквист — шведский писатель и художник. Родился в 1946 году в Хельсингборге. Первая книга о старике Петсоне и котенке Финдусе вышла в 1984 году. Сегодня они его самые популярные герои. Отличительная черта иллюстраций Свена Нурдквиста — богатство цветовой палитры и множество мелких деталей.
Перевод Ксении Коваленко
Корректоры: Ольга Семченко, Зоя Скобелкина
Технический редактор: Леонид Шиловский
Литературный редактор: Сергей Петров
Главный редактор: Ксения Коваленко
Директор издательства: Татьяна Кормер
Возрастная маркировка: 0+
ISBN: 978‑5-906640‑70‑3
Объем: 324 стр.
Тип обложки: Твердый переплет
Формат: 160×165 мм
Жизнь в картинках Свена Нурдквиста
Свен Нурдквист дебютировал как писатель и иллюстратор в 1983 году. С тех пор он написал и проиллюстрировал много книг — как чужих, так и своих собственных.
У большинства людей Нурдквист ассоциируется в первую очередь с Петсоном и Финдусом. На самом деле его творчество выходит далеко за рамки знаменитой серии. Эта книга позволит вам узнать любимого художника получше.
Некоторые иллюстрации Нурдквист прокомментировал сам, а некоторые не нуждаются в объяснениях. Листайте книгу, удивляйтесь и наслаждайтесь!
ООО «Издательство Альбус корвус», 2017, тираж 5000 экз.
Книга небольшого формата, в твёрдом переплёте, 160×165 мм, 324 страницы.
Выдержки из книги
Мне всегда нравилось рисовать. Рисование было моей стихией. Мама поддерживала мое увлечение, она сама неплохо рисовала и писала маслом. К тому же хоть в этом я был лучше, чем мой старший брат, что тоже сыграло свою роль. В двенадцать лет я прошел дистанционный курс рисунка Оке Скёльда и стал уже целенаправленно упражняться в рисовании. По-моему, я сохранил все свои альбомы, начиная с раннего детства.
Когда я был подростком, я упражнялся в изображении человеческого тела, копируя гравюры Гюстава Доре к Библии и «Божественной комедии». Мускулистые господа и округлые дамы застыли на них в самых невообразимых позах. Еще я черпал вдохновение у замечательных художников из юмористического журнала MAD. Я внимательно изучал их и пытался рисовать пером и тушью так же стильно.
Когда я провалился на экзаменах в Высшую школу искусств, то решил пройти трехлетние американские дистанционные курсы для иллюстраторов. Их преимущество заключалось в том, что преподаватели охотно объясняли, как рисовать красиво. Если бы я учился у шведов, возможно, мои картинки выглядели бы иначе. Во время учебы я большое внимание уделял рисованию человека.
На первых порах я искал работу — ходил по разным компаниям с папкой моих лучших рисунков. Долгое время я подрабатывал, рисуя картинки для рекламы и учебных пособий. Я активно участвовал в жизни Amnesty International и оформлял их материалы.
Эстамп
В середине 1970-х, когда я все еще жил в Хальмстаде, я пошел на вечерние курсы офорта. Я и раньше пробовал разные печатные техники: линогравюру, шелкографию, фотографию. Десять лет я интенсивно занимался только этим, выставки моих офортов проходили в региональных шведских галереях. Потом я переехал в Стокгольм и стал работать в мастерской Общества эстампа. Спустя пару лет мы переселились в деревню, где я начал рисовать иллюстрированные книги для детей — это было одним из самых приятных занятий. С тех пор эстампом я не занимаюсь.
Эстамп и свободное рисование сильно отличаются от иллюстраций к тексту. На выходе получаются совершенно разные картинки. Обстоятельная неторопливая техника, в которой выполняются гравюры и оттиски в один или в два цвета, также заключает в себе объяснение различий в этих картинках.
Иллюстрации к детским книгам
Постепенно я понял, что если хочу делать цветные иллюстрации в сказочном стиле, то мне надо заниматься детскими книгами. Вообще-то я не очень люблю писать и рассказывать. Картинки меня интересуют гораздо больше. Тем не менее я всегда хотел сочинять истории и иллюстрировать их. Наверное, потому, что когда иллюстрируешь чужой текст, то делаешь работу для кого-то, а когда сам делаешь книжку, то работаешь только на себя. Так книге я отдаю практически все свои способности, это гораздо приятнее.
Моей первой иллюстрированной книгой стала «Агатон Эман и алфавит». В 1982 году она была признана лучшей детской книгой на конкурсе, устроенном издательством «Опал». С тех пор почти все, что я делал, было посвящено детям.
Моей следующей книгой стал «Именинный пирог». В ней впервые появились Петсон и Финдус. Никто тогда и предположить не мог, что из этого выйдет. Я рад, что у меня сохранились первые эскизы и наброски.
Иллюстратор Свен Нурдквист и его самобытные творения
В прошлом году в книжных магазинах появились переизданные книги про Петсона и его котёнка Финдуса. И это целое художественное событие, потому что написаны и проиллюстрированы они папой двух мальчиков Свеном Нурдквистом. Об этих самобытных, завораживающих, милых иллюстрациях Свена и хочется сегодня поговорить, а также посмотреть на них.
В чем секрет этого художника? Почему он рисует так детально, так по-доброму, именно так в детстве, кажется, дети и воспринимают этот мир. Каждый рисунок хочется рассматривать долго-долго, и жалко, что страницы листаются, а книжка кончается.
Как-то Свен рассказал одному изданию, что все любит делать сам: он сам анимирует, сам строит дом, а однажды, участвуя в конкурсе иллюстраций, взял и сам написал и книжку и нарисовал к ней потрясающие рисунки.
Произошло это в 1983 году. Шведским издательством OPAL был объявлен конкурс детской иллюстрации.
Первая собственная книга Нурдквиста «Агатон Эман и алфавит» победила в конкурсе.
Следующая книжка называлась «Именинный пирог» уже про Финдуса.
С тех пор Нурдквист написал еще семь книг в этой серии.
Благодаря Финдусу он стал знаменитым сначала у себя на родине, а потом и в Европе.
В 2005—2009 годах многие книги Нурдквиста были переведены на русский язык и изданы в России.
«Я с детства любил рисовать, — рассказывает Свен. — В пятнадцать лет я решил, что хочу стать художником и начал изо всех сил заниматься. Я закончил заочные американские курсы для художников-иллюстраторов. После школы я пробовал поступать в разные художественные заведения. Но всюду провалился. Пришлось стать архитектором.»
Помимо книг о Петсоне и Финдусе, Нурдквист также известен как иллюстратор и соавтор серии сказок о приключениях Мамы My и её друга Ворона.
Швеция уже подарила миру Ханса Кристиана Андерсена, Сельму Лагерлёф, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.
Рада, если кто-то благодаря моей публикации узнает о Нурдквисте.
Невозможно не полюбить книги человека, который так относится к детям: «Нельзя оставлять ребенка наедине с чем-то чересчур страшным, не обсудив с ребенком это страшное, не попытавшись осмыслить. Ребенок чаще всего ассоциирует себя с самым слабым. И у этого слабого всегда должна оставаться надежда, что он справится».
Свен Нурдквист. Жизнь в картинках
Иллюстрации Свена Нурдквиста к детским книгам обладают особым стилем, сразу узнаваемым, содержат множество волшебных и забавных деталей, ловко вплетённых в уютную повседневную жизнь. И как-то сам собой возникает образ улыбающегося художника, склонившегося над эскизами в тёплой комнате добротного деревенского дома, или мастерящего деревянные поделки для детей, непременно с механизмами и сюрпризами.
Пухленький, уютного квадратного формата альбом Свена Нурдквиста позволит нам увидеть путь художника, начиная с первых детских работ, бережно сохраняемых им до сих пор, и услышать его немногословные комментарии о каждом этапе творческого пути, весьма разнообразного – комиксы, карикатуры и плакаты, созданные в том числе для правозащитной организации Amnesty International, с которой художник долгое время сотрудничал, праздничные открытки и кулинарные плакаты, где уже ощущается будущий петсоновский мир, эстампы, которым было посвящено десять лет жизни, живописные работы и, наконец, иллюстрации к детским книгам. Рисовать сказки Свен Нурдквист начал после переезда в деревню с женой и маленькими сыновьями, это занятие понравилось художнику больше всего и в итоге принесло ему невероятный успех.
Начал художник с серии картинок о буквах алфавита, а поскольку иллюстрации нужно было связать воедино, он написал и небольшую историю про мальчика, путешествующего от буквы к букве. Так Свен Нурдквист стал писателем, хотя и относится к своему мастерству сочинять сказки с долей иронии. «Вообще-то я не очень люблю писать и рассказывать. Картинки меня интересуют гораздо больше.»
Крайне любопытно видеть наброски иллюстраций, в которых рождались образы героев любимых нами книг, листы рукописей с многочисленными правками. В живописных работах, рисунках на свободные темы, пейзажах, зарисовках людей просвечивают отдельные фрагменты биографии художника – воспоминания о дедушке, работающем в заставленном книжными полками кабинете, виды тихих деревушек, где Нурдквист жил и работал.
Среди иллюстраций к книгам разных авторов, художественным и научно-популярным, особо выделяются детальные, живые и динамичные рисунки к книгам по истории Швеции – для создания исторически достоверных иллюстраций Свену Нурдквисту пришлось изучить большой объем дополнительного материала и работать над множеством мельчайших деталей. По книгам про Петсона и Финдуса мы уже знаем любовь художника к деталям, порой фантастическим, когда в одной книге по ходу повествования меняются небольшие детали интерьера, внезапно появляются мюклы и другие сказочные существа, возникают невообразимые предметы.
И вот сюрприз, припасённый в самом конце книги – Свен Нурдквист действительно любит мастерить для детей, точно как старик Петсон – это и движущиеся модели и механизмы, и фигурки из глины и подручных материалов, и игрушечные домики, и даже переоборудованная в сказочный дом для детей старая мельница. Вот уж где хотелось бы побывать!
Неиссякаемая фантазия художника приведёт в восторг и ребёнка, и взрослого. Читайте, смотрите и восхищайтесь!
Свен Нурдквист. Жизнь в картинках
Белая ворона, 2017
[Lab] http://www.labirint.ru/books/562347/?p=11352
Свен нурдквист жизнь в картинках
Обозреватель Rara Avis Наталья Медведь о неожиданной творческой биографии Свена Нурдквиста.
Свен Нурдквист. Жизнь в картинках/ Пер. со швед. К. Коваленко. — М.: «Белая ворона», 2017. — с. 334
Энергичный, чисто выбритый житель Стокгольма Свен Нурдквист внешне совсем непохож на своего самого известного персонажа — обстоятельного бородатого старика Петсона из небольшой шведской деревушки. Но кое-что их роднит: Нурдквист тоже долгое время жил в деревне, любил проводить время в собственной столярной мастерской и, как Петсон, предпочитает оседлый образ жизни и не особо стремится, как это принято сейчас говорить, социализироваться. Популярность главных персонажей Нурдквиста такова, что первая ассоциация, которая приходит в голову при имени художника — это именно старик Петсон и его друг — котенок в зеленых штанах Финдус. Кто-то еще вспомнит корову с активной жизненной позицией Маму Му («Белая ворона», 2015) и ее пернатого приятеля-неврастеника Кракса, а самые маститые знатоки похвалят отдельные несерийные книги, среди которых видное место занимает «Босх для дошкольников» — «Где моя сестра?» («Белая ворона», 2016).
«Белая ворона» два года назад начала переиздавать книги Нурдквиста, до этого публиковавшиеся в разных издательствах, но к тому времени дружно вышедшие из тиража. Теперь Нурдквист — самый долгоиграющий проект молодой быстрорастущей редакции. Рачительно развивая его, она выпустила компактный, но вместительный альбом художника «Жизнь в картинках» («Белая ворона», 2017), шведский вариант которого вышел в 2014 году. Свен Нурдквист рассказал о своей «творческой кухне». Он описывает ключевые моменты собственного развития, и в качестве иллюстраций приводит свои работы — взятые из изданных книг или архивные материалы, которые когда-нибудь окажутся в музее Нурдквиста. Не исключено, что альбом выполняет функцию дистанционного интервью художника, к зрелому возрасту уставшего от путешествий и вынужденного общения. Этакое невольное «держите — я вам все расскажу и покажу, только не тревожьте меня».
Компактным это издание можно считать только в отношении размеров, в то время как объем в 334 страницы готовит к неспешному и основательному погружению в тему. С 2014 года автор-иллюстратор издавал новые книги в своих популярных сериях и двигался в уже опробованных темах (новая книга на библейский сюжет, например), поэтому на сегодняшний день альбом может, в общем-то, считаться объемным рассказом о творчестве художника.
Иллюстрация предоставлена ИД «Белая ворона»
Учитывая, что только небольшая часть библиографии Нурдквиста освоена российским читателем, в альбоме предсказуемо встретится много сведений о книгах, которые имеют мало шансов издаться на русском языке (как, допустим, документальные книги по истории Швеции). Здесь собраны разносторонние сведения о художнике, начиная с первых детских рисунков и заканчивая крупными национальными проектами. Нурдквист разделил альбом на условные тематические разделы — раннее творчество, эстамп, иллюстрации к детским книгам, живопись и наброски, адвентские календари и мастерская — ни одна доступная биография или развернутое интервью не расскажут о нем подробнее. Информации об известных книгах тоже достаточно для того, чтобы свежим взглядом присмотреться к знакомым иллюстрациям. На самом деле свежим: иллюстрации в отрыве от текста, а именно так в большинстве случаев представлены картинки Нурдквиста в альбоме, получают большую художественную самостоятельность и могут по воле читателя наделяться новыми смыслами. Квадратный формат издания по-иному обрамляет иллюстрации, и эта кажущаяся мелочь играет определенную роль.
Наряду со вполне обычными фактами биографии — с детства увлекался рисованием, копировал кумиров (тут любопытно сочетание гравюр Густава Доре и комиксов из культового американского журнала MAD), провалился при поступлении в Высшую школу искусств, занимался коммерческой иллюстрацией, решил писать тексты к книгам самостоятельно, чтобы не приспосабливаться к авторам — упоминаются и интересные детали. Например, Нурдквист вспоминает о своем активном сотрудничестве со всемирной организацией Amnesty International, а еще рассказывает, как в рамках американского удаленного курса для иллюстраторов его научили «рисовать красиво», в то время как после шведской школы, по его мнению, все могло быть иначе. Тут можно гадать, просто ли это обывательские рассуждения «А все могло бы быть совсем не так», или итог сравнения своих ранних работ с актуальной тогда шведской детской иллюстрацией. Узнать точнее трудно, широкая популярность вывела его в первый эшелон иллюстраторов, и общее полотно современной шведской детской иллюстрации сформировалось уже в том числе и при его участии. Показательным примером служит описанный в книге опыт по созданию обоев в зале для заседаний Шведской академии детской книги (весьма почтенной организации, являющей собой образец заботы о детском чтении на государственном уровне). Свену Нурдквисту требовалось вписать в свою картину как можно больше самых популярных героев шведских книг для детей. И все они там выглядят весьма органично.
Однако в самом начале своей карьеры Нурдквист совершенно не думал о детских книгах. Хотя стилистику, близкую к изображению деревенской жизни Петсона и его соседей, можно заметить, как ни странно, на кулинарных плакатах, изготовленных художником по заказу одной частной компании. Детали и нюансы шведского быта позже перекочуют на ферму Петсона. И все же главные интересы художника до поры до времени лежали в области различных печатных техник от офорта до шелкографии. Все изменилось, когда родились дети — семья уехала в деревню. За переездом последовало открытие: то, что интереснее рисовать, лучше всего смотрелось бы в детских книгах. Нурдквисту не хотелось ни писать самостоятельно (он вообще тексты и сочинительство не жалует), ни вписываться в рамки чужого воображения. Последнего не хотелось особенно сильно, в итоге Свен Нурдквист стал и иллюстратором, и автором детских книг.
Иллюстрация предоставлена ИД «Белая ворона»
Он подробно останавливается на каждой важной для него книге, показывает наброски и первые варианты верстки, делится многими любопытными фактами. К большому сожалению, Нурдквист не проливает свет на происхождение обворожительных мюкл, сказочных существ и любимцев публики, живущих бок о бок с людьми в его книгах. Их он вообще не упоминает, зато читателям станет ясно, когда и при каких обстоятельствах появился Финдус, главный кот современной детской литературы. Истории об одиноком фермере Петсоне, нашедшем в деятельном котенке объект отеческой привязанности, пользуются колоссальным успехом во всем мире. В них ухватывается суть того, как размеренная детская жизнь оказывается наполненной кипучей деятельностью и острыми переживаниями. Финдус служит идеальным архетипом современного ребенка: он любим, заслуженно ощущает себя центром всеобщего внимания, доверяет безопасному миру, настойчив в своих стремлениях, искренен в проявлении эмоций, совершает ошибки и получает возможность их осознать. Подробные акварельные иллюстрации насыщают пространство книги: котенок Финдус способен быть повсюду одновременно, хозяйство Петсона изобилует удивительными мелочами, к которым так и тянутся лапы Финдуса и вездесущих мюкл, а курицы, о которых Петсон заботится, как о членах семьи, участвуют в бурной социальной жизни. Сюжеты о забавных приключениях главных героев могут без тени дидактизма затронуть серьезные темы — страх одиночества, ревность, соперничество внутри семьи, эмоциональная чуткость.
Серия книг про Петсона и Финдуса по мнению автора на сегодняшний день исчерпала себя и требовала нового подхода. Решение Нурдквист, похоже, нашел в смене адресации, и в последние годы с новым энтузиазмом принялся за создание книжек-картинок для самых маленьких со знаменитым дуэтом в качестве главных персонажей (на русский язык пока переведена только одна книжка — «Четыре секрета Финдуса»: «Белая ворона», 2015).
Иллюстрация предоставлена ИД «Белая ворона»
Впервые проиллюстрировать чужую книгу Нурдквист рискнул ради коровы Мамы Му и ворона Кракса, авторы Томас и Юя Висландер. Висландеры с успехом ставили радио-спектакли, где главной героиней выступает корова, которой регулярно удаются вещи, совсем не свойственные парнокопытным, вроде чтения, езды на велосипеде или даже строительства домика на дереве, и ворона, отчаянно стремящегося облагоразумить приятельницу и уговорить ее не нарушать консервативный уклад вещей. Работа предстояла сложная, потому что иллюстрации должны были соответствовать сложившемуся аудио-образу Мамы Му. Пришлось несколько раз перерисовывать, прежде чем авторы «узнали» своего персонажа. Первый опыт совместной работы над детской книгой с авторами оказался успешным, Нурдквист перестал бояться других писателей и в дальнейшем не раз соглашался выступать только как иллюстратор книг.
Иллюстрация предоставлена ИД «Белая ворона»
Важным этапом для Нурдквиста стала почти босхианская «Где моя сестра?», ждавшая своего часа двадцать лет. Живой пример того, что картинки для Свена Нурдквиста были всегда важнее, — иллюстрации тут рисовались задолго до появления текста, который художник вообще не хотел писать. Поэтому картинки вылеживались долгие годы, пока автор не придумал абстрактную историю, отодвигаемую на задний план роскошными иллюстрациями. Сюжет о поисках потерявшейся мышки будто служит предлогом для создания удивительных фантасмагоричных миров, в которых могла бы оказаться разыскиваемая героиня (она и правда прячется на каждом развороте и прямо взывает к игре в «найди и покажи» с детьми).
Помимо детских книг в своем альбоме художник рассказывает об упражнениях с маслом и тушью, о том, что чтению книг он предпочитает прослушивание их аудио-версий, под аккомпанемент которых ему удобно работать, о разных проектах, участником которых он стал, — от компьютерной игры по мотивам рассказов про Петсона и Финдуса до образцов для росписи стен детской больницы и изобретательных инсталляций и игровых зон для детей.
Свену Нурдквисту в этом году семьдесят, и все равно преждевременно называть его альбом собранием «достижений всей жизни». Он продолжает делать то, что ему отлично удается — вызывать восторг и восхищение детей и их родителей искусно нарисованными картинками, ухватывающими ключевые образы счастливого детства.