Существенный недостаток в авто

Существенный недостаток автомобиля как основание для его возврата или обмена

Существенный недостаток в авто

Существенный недостаток в авто

По данным ОЗПП «Триумф» в начале 2000-х годов автопроизводители резко ухудшили качество производимых автомобилей. В связи с наличием недостатков автомобиля у его владельца возникают права, предусмотренные Законом РФ от 7.02. 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”. Самым популярными являются право потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за автомобиль, или потребовать замены автомобиля на новый той же или другой марки (модели, артикула). Причем право выбора одного из требований принадлежит потребителю. Суды при грамотной подготовке иска в большинстве случаев занимают сторону потребителя.

Требовать возврата денег или замены автомобиля можно в связи с любым недостатком – в течение 15ти дней после покупки автомобиля, после этого срок – недостаток автомобиля должен быть обязательно существенным. Существенным недостатком автомобиля является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Пленум Верховного Суда РФ № 17 дает следующие определения существенного недостатка автомобиля:

неустранимый недостаток товара – недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

недостаток товара, выявленный неоднократно, – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

недостаток, который проявляется вновь после его устранения, – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Также самостоятельным основанием для возврата денег или замены некачественного автомобиля является нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (незамедлительно – если письменно не установлен срок ремонта, если установлен – при превышении 45 дней); невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При наличии существенного недостатка автомобиля нужно составить грамотную претензию о возврате денег за автомобиль, вручить ее продавцу (изготовителю или импортеру), при отказе добровольно удовлетворить ваши требования – составить исковое заявление в суд. При этом лучше всего не пользоваться типовыми формами, а обратиться к специалистам по данному вопросу, лучше всего – в общество защиты прав потребителей, такое как ОЗПП «Триумф», которое готово помочь Вам вернуть как гарантийный, так уже снятый с гарантии некачественный автомобиль дилеру или изготовителю, а Вам получить до 365% его стоимости.

При этом важно понимать, что существенный недостаток автомобиля – обстоятельство, которое нужно в суде доказывать, иногда только с помощью дорогостоящей экспертизы.

Некоторые особенности судебной автотехнической экспертизы как средства доказывания наличия существенного недостатка в товаре
При рассмотрении исковых заявлений о защите прав потребителей, основанием которых являются те или иные недостатки автомобиля, в большинстве случаев судами для установления причин возникновения недостатка (производственный или эксплуатационный) назначается проведение судебной автотехнической экспертизы. При этом перед экспертами зачастую, помимо чисто технических вопросов, относящихся к их компетенции, судами ставится вопрос: является ли тот или иной недостаток автомобиля существенным? Несмотря на то что существенность недостатка является скорее правовой категорией и технические специалисты не уполномочены давать заключения по этому вопросу, часто эксперты все же не избегают оценочных суждений о существенности недостатка. Основанием для своих заключений эксперты часто используют Методическое руководство для экспертов “Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС”, не являющееся нормативным правовым документом.

Раздел 3.3 “Экономические и автотовароведческие термины” Руководства, ссылаясь, на определение термина “существенный недостаток”, данное в Законе, кроме этого устанавливает новые признаки, позволяющие считать тот или иной недостаток существенным. Так, к существенным Руководство, в частности, относит:

— снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия;

-неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией;

— дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:

— выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке;

— выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке. Такие признаки, как “неустранимый дефект базовой детали изделия” и “дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения”, в сущности повторяют критерии существенного недостатка товара, указанные в Законе. Иные признаки, такие как “снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия”, “дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия” и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия “существенный недостаток”, установленного Законом.

Иначе говоря, в данном случае нормы закона дополняются и уточняются документом, даже не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.

Между тем, данные в Руководстве признаки существенного недостатка автомобиля должны использоваться экспертами исключительно в технических целях и не должны приниматься судами для расширительного толкования исключительно правового понятия “существенный недостаток”, используемого Законом. Единственный нормативно-правовой акт, который должен применяться в данном случае – Закон РФ “О защите прав потребителей”, который содержит определение “существенный недостаток”

Следовательно, выводы в отношении существенности недостатка, сделанные экспертами на основании данного Руководства, не должны рассматриваться судами в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу. Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений Закона и руководствуясь выводами экспертов исключительно по техническим вопросам, а не по правовым.

Иногда легче того же результата добиться за счет других оснований, таких как нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (о сложностях данного основания смздесь)

Источник

Покатался и вернул

Существенный недостаток в авто Существенный недостаток в авто

О том, что машину, которая часто ломается, или у которой выявлены существенные недостатки, можно вернуть, знают все. Но условия, при которых это можно сделать, не всегда понятны даже судьям. Чтобы привести решения судов к одному знаменателю, Верховный суд в обзоре судебной практики привел в качестве показательных примеров несколько подобных дел.

Итак, некий гражданин А. купил автомобиль. Однако в течение 15 дней у машины были выявлены недостатки. Тогда он обратился в автосалон с требованием либо поменять ему машину на качественную, либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Однако автосалон отказался пойти ему навстречу.

Существенный недостаток в авто

Автовладелец обратился в суд. Суд первой инстанции назначил автотехническую экспертизу, которая выявила некоторые из указанных недостатков и установила, что они были следствием производственной сборки автомобиля.

Суд решил дело в пользу автовладельца. Но апелляционная инстанция посчитала иначе. Она сослалась на то, что часть недостатков не была выявлена экспертами, а те, которые были выявлены, были устранены. Кроме того, суд посчитал эти недостатки несущественными и не мешающими нормальной эксплуатации автомобиля.

Однако с таким выводом не согласился Верховный суд. Он указал, что согласно статье 18 закона о защите прав потребителей в течение 15 дней с момента передачи автомобиля покупателю тот имеет право требовать его замены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.

Существенный недостаток в авто

Существенный или несущественный недостаток необходимо устанавливать, если покупатель обратился с требованием замены машины или расторжения договора по истечении этих 15 дней.

Так, в суд обратилось общество по защите прав потребителей в интересах гражданки Н. Она купила машину, которая постоянно ломалась. Более 30 дней в течение каждого года двухгодичного гарантийного срока она не могла пользоваться машиной. А однажды ремонт затянулся более чем на 45 дней. А это по закону о защите прав потребителей максимальный срок устранения недостатков.

Существенный недостаток в авто

Однако суд первой инстанции, а потом и апелляционный отказали женщине в иске к автосалону.

Они посчитали, что в течение первого года гарантии она не могла пользоваться автомобилем лишь 27 дней. Трехдневный срок доставки машины эвакуатором в сервис, а также трехдневный период ожидания возврата отремонтированного автомобиля суды почему-то не включили в этот период.

А что касается второго гарантийного года, так суды установили, что женщина дважды самостоятельно обращалась в сервисный центр в Норвегии, который не входит в перечень центров, уполномоченных ремонтировать проданные ответчиком автомобили.

Однако Верховный суд с этим не согласился и указал, что срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем входят в период, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков.

Также Верховный суд не согласился с тем, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора.

Ведь согласно этому договору клиенту предоставлена международная гарантия на автомобиль.

Верховный суд напомнил, что расторжение договора купли-продажи возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней; невозможности использования, обусловленной неоднократными ремонтами; и устранения во время ремонтов разных недостатков товара.

Поэтому он отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Источник

Что же такое «Существенный недостаток» в автомобиле?

Существенный недостаток в авто

Существенный недостаток в авто

В виду своей предыдущей записи Почувствуй качество KIA \ The power to surprise! Или «Битва за гарантию» part #1., я бы хотел сказать пару слов о таком правовом понятии, как «Существенный недостаток».

Многие из нас уже знают, что автомобиль – это технически сложная техника\товар, т.к. входит в перечень, утвержденный правительством РФ, и отстаивать права потребителя в плане возврата или обмена автомобиля возможно лишь при наличии «существенного недостатка» — об этом нам говорят соответствующие статьи Закона РФ «О защите прав потребителей».

В самом Законе РФ «О защите прав потребителей» это понятие раскрыто весьма тривиально и очень сложно определить существенность того или иного недостатка:
«существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;»

Что бы верно растолковать это понятие вышеуказанных знаний недостаточно, необходимо понимать более конкретно, что является, к примеру, неустранимым недостатком, несоразмерными затратами расходов или времени, и что является другими недостатками? Собственно, еще очень важен факт при каких обстоятельствах этот недостаток получен и на что он в последствии повлияет. Да, этого в самом Законе РФ «О защите прав потребителей» нет.

Именно поэтому я хотел бы рассказать о существенности недостатков подробнее:

Существенный недостаток товара (работы, услуги), недостаток технически сложного товара
13. Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, — недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, — недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, — время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, — различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, — недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
14. В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

Хочу обратить внимание, что большинство специалистов заблуждаются в том, что «существенный недостаток» обязательно должен иметь серьезные неисправности, которые не позволяют полноценно использовать технику\товар (в данном случае автомобиль), но это не совсем не так.

Давайте разберем пару пунктиков:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, — различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Всё. Тут все предельно ясно написано. Остальные пункты в Пленуме имеют свое, независимое от этих пунктов, значение.

О несоразмерности затрат или времени, я напишу чуть позже, когда откопаю эти статьи. Будет полезно.
Спасибо.

Источник

Информация для потребителей при обнаружении недостатков в автомобиле

Информация для потребителей при обнаружении недостатков в автомобиле

При обнаружении недостатков в приобретенном Вами автомобиле, прежде всего, необходимо установить – в рамках гарантийного срока или же за его пределами произошел недостаток.

Как правило, при покупке автомобиля Вы получаете большое число документов, в том числе сервисную книжку от изготовителя. Не откладывайте ее сразу же в сторону, посмотрите, какой срок установлен на автомобиль изготовителем, и сравните его с тем, который назвал Вам автосалон.

При приобретении автомобиля, на который установлен гарантийный срок изготовителем и продавцом, Вы вправе в случае обнаружения в нем недостатков предъявить претензию продавцу в пределах гарантийного срока, установленного изготовителем, даже если продавцом установлен срок гарантии меньшей продолжительности, или в течение гарантийного срока, установленного продавцом, в случае если он выше срока гарантии, установленного изготовителем.

Если у Вас имеются основания для предъявления претензий продавцу (изготовителю) и отведенное законом время для этого не истекло, необходимо определиться, какие именно требования Вы вправе предъявить продавцу (изготовителю).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— вместо предъявления этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных Вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В отношении автомобилей действуют определенные ограничения по реализации потребителем своих прав на выбор определенного требования, предъявляемого к продавцу.

Фактически, если Вы обнаружили какой-либо недостаток в автомобиле, то требовать от продавца сразу же возврата денег или другой новый автомобиль, Вы не вправе. Такое право возникает у Вас только в случае, если обнаруженный недостаток в автомобиле будет существенным, нарушены установленные Закономо защите прав потребителей сроки устранения недостатков товара и невозможно использовать автомобиль в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей существенным недостатком товара признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Недостаток автомобиля может быть однозначно отнесен к существенным недостаткам, как, например, в случае, если ранее уже проводился ремонт, но недостаток повторился или вышел из строя агрегат, который не подлежит ремонту, а его замена достаточно дорогостоящая по отношению к общей стоимости автомобиля и т.п. Чаще всего между потребителем и продавцом возникает спор, поскольку каждая сторона пытается доказать свою правоту.

При необходимости продавец (изготовитель) вправе провести проверку качества товара. Вашего согласия на проведение такой проверки не требуется, но в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей Вы вправе участвовать в проверке качества товара. Поскольку в законодательстве прямо не указана обязанность продавца, уведомить Вас о месте и времени проведения проверки качества, то в случае, если Вы решили принять участие в проведении такой проверки, лучше письменно уведомить об этом продавца (изготовителя) при предъявлении ему претензии. Тогда он будет обязан обеспечить Ваше право на участие в проверке качества. Если после уведомления с Вашей стороны продавца (изготовителя) о Вашем желании участвовать в проверке качества продавец (изготовитель) проведет такую проверку, не уведомив Вас о ее проведении, Вы вправе настаивать на том, что продавцом нарушены положения законодательства, и требовать проведения повторной проверки качества или сразу обратиться в суд за защитой своих интересов.

При передаче Вами автомобиля продавцу для проведения проверки качества необходимо составление документа, отражающего, во-первых, сам факт передачи товара на проверку качества, а во-вторых, отражение основных характеристик товара, заявленной неисправности, комплектности товара и т.п. Перед тем как подписать такой документ и передать товар продавцу (изготовителю), внимательно ознакомьтесь с его содержанием. В таком документе должно быть четко прописано, что товар передается именно на проверку качества. Никаких положений относительно ремонта (если Вы на него заранее не согласны) быть не должно. Нередко продавец ссылается, что бланк проверки качества и ремонта одинаковый, но в Вашем случае будет проведена именно проверка качества или дает подобные обещания. Подписав документ, Вы фактически согласились со всеми без исключения содержащимися в нем условиями, а «устные» разъяснения продавца могут очень быстро «забыться». Поэтому во избежание получения «отремонтированного» товара вместо «проверенного» будьте внимательны при передаче товара на проверку качества.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Но если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), Вы будете обязаны возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Как правило, при обращении в суд по такой категории дел судом назначается судебная экспертиза, на разрешение которой ставятся вопросы, касающиеся причин возникновения недостатка (по вине изготовителя или возникшие в результате неправильной эксплуатации автомобиля и т.п.): насколько такой недостаток позволяет или не позволяет дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, возможен ли ремонт и др. На основании проведенной экспертизы и заключения эксперта суд дает оценку, можно ли счесть выявленный недостаток существенным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *