супер першинг в реальной жизни
Тяжелый танк T26E1 Super Pershing
Начиная с самой высадки в Нормандии, английские и американские войска время от времени стали встречать новый немецкий танк PzKpfw VI Ausf. B Tiger II, также известный под названием Königstiger. Общепринятый перевод второго названия – «Королевский тигр», хотя правильно это слово переводится как «бенгальский тигр». Королевско-бенгальские «Тигры» имели превосходную защиту и отличную для того времени 88-миллиметровую пушку. Если бы не малое количество выпущенных танков этого типа – менее пяти сотен – солдаты всех стран антигитлеровской коалиции получили бы много проблем. Однако в конце лета 1944 года американское командование еще не располагало информацией о темпах производства, поэтому ответные меры приняли соответствующий характер.
С начала 44-го года сотрудники арсенала Watervliet работали над новым буксируемым противотанковым орудием. Пушка T15 имела калибр 90 миллиметров и, согласно предварительным расчетам, могла поражать «Пантеры» на расстоянии около двух километров. Для пробития лобовой брони «Тигра-2», соответственно, требовалось подпустить его немного ближе. Такие хорошие показатели быстро заинтересовали американских военных и те потребовали завершить разработку орудия в максимально сжатые сроки. Сотрудники Watervliet, собирая опытные пушки, применили оригинальный подход. На складе арсенала имелось несколько заготовок для пушек схожего калибра. Вскоре две из них были переделаны под диаметр канала в 90 миллиметров и соединены с прочими механизмами пушки. Два таких орудия получили индекс T15. Пробные стрельбы на Абердинском полигоне в течение нескольких недель наглядно показали правильность расчетов. Так, дальность пробития плиты, эквивалентной лобовому листу «Пантеры», снарядом T44 превышала 2300 метров. Пушки рекомендовали к серийному производству.
Во время испытаний орудий T15 кто-то из военных обмолвился, мол, вот бы такую пушечку, да на танк… Сказано – сделано. Работники Абердинского полигона проконсультировались с конструкторами-пушкарями и вскоре поставили орудие на тяжелый танк M26 Pershing версии T26E1. В этом деле абердинским испытателям помогали сотрудники компании Wellman Engineering. Испытания нового танка провели прямо на месте сборки, все на том же Абердинском испытательном полигоне. Пушка для танка получила индекс T15E1
Второй прототип тяжелого танка с 90-мм пушкой был готов к концу 1944 года. Интересна судьба первого опытного T26E1. Сразу после испытаний на полигоне его быстро отправили в Европу, дабы проверить в реальных условиях. В январе 45-го этот танк был доработан в полевой мастерской 3-й танковой дивизии. С подбитой «Пантеры» срезали лист брони и поставили на лоб корпуса своего танка. Кроме того, подобным образом была усилена и защита башни. После этих доработок танк еще раз потерял часть скорости, зато приобрел прозвище: Super Pershing. В кустарно доработанном виде «Супер Першинг» с унитарным заряжанием впервые пошел в бой. Конечно, обращение с пушкой было не совсем удобным, но ее огневая мощь с лихвой компенсировала все прочие проблемы.
Второй прототип «Супер Першинга» задержался на испытаниях и на фронт не попал. Зато благодаря ему военное руководство США в марте 45-го приказало вместо очередных танков M26 «Першинг» выпустить тысячу штук обновленных машин с орудием T15E1. К моменту окончания подготовки серийного производства нацистская Германия была повержена. Заказ на новые танки внезапно ограничили пробной партией в 25 штук. Эти бронемашины разошлись по испытательным полигонам, где применялись для различных целей, связанных с разработкой новых систем защиты танков – 90-мм орудие имело достаточную мощь для того, чтобы имитировать перспективные противотанковые пушки. По непроверенным данным, несколько «Супер Першингов» побывало в Корее, где они столкнулись с советскими Т-34. Информации о результатах таких боев нет.
Габариты:
Длинна без орудия: 6327 мм
Длинна с орудием:
10577 мм
Ширина: 3510 мм
Высота: 2780 мм
Характеристики орудия T15E2:
Снаряд HE T42, нач. скор. 975 м/с.
Снаряд HVAP T44, нач. скор. 1143 м/с., бронепробиваемость при 30°:
91-м = 310-мм (330-мм?)
457-м = 244-мм
914-м = 221-мм
1371-м = 196-мм
1828-м = 173-мм
Заряжение: раздельное
Скорострельность: до 4 выстр./мин
Поклонники американских боевых машин в игре World of Tanks смогут покорять поля виртуальных сражений вот на таком на преимиумном танке T26E1 Super Pershing
Как Pershing получил приставку «супер»
В декабре 1942 года американцы, дерущиеся в Тунисе с группой армий «Африка», впервые столкнулись с новым немецким бронированным «зверем» под названием «Тигр». Изучив пробоины, которые 88-мм пушка немецкого танка оставляла в «Шерманах» и «Стюартах», и убедившись на практике в эффективности такого орудия, американцы попросили у своего командования машину со схожими характеристиками.
Больше брони, мощнее орудие
Интересные факты:
• Всего планировалось выпустить 1000 танков «Супер Першинг». Но построено было только 25.
• В марте 1945 года машина получила своё официальное обозначение Т26Е4.
• Толщина лобовой брони танка без дополнительного обвеса составляла 102 мм, что было вдвое больше, чем у М4 Sherman — самого массового танка союзников.
С 1942 года инженеры в США работали над линией перспективных средних танков Т20, Т22, Т23 с 75-мм орудием. Узнав про новые немецкие «Тигр» и «Пантеру», конструкторы увеличили калибр вооружения и к началу 1944 года выдали на испытания новый танк Т26 с 90-мм орудием и лобовой бронёй толщиной 102 мм.
Пока шла разработка Т26, в американских штабах спорили о том, нужен ли этот танк армии США. Некоторые генералы, включая знаменитого Джорджа Паттона, считали его излишеством. Их мнение было таким: танки с танками не воюют, это задача противотанковой артиллерии и самоходных установок, а для борьбы с легкобронированными целями и живой силой 75-мм орудия среднего танка «Шерман» достаточно. Другие высокие чины, например генерал Джейкоб Диверс, полагали, что создание танка с мощным орудием и толстой бронёй — важная и насущная задача.
Но М26, даже превосходя по большинству показателей «Шерман», всё еще не дотягивал до немецких танков. Нужно было создать тяжёлый танк, а сделать это быстро не могли даже в США с их огромным промышленным потенциалом. В качестве компромисса решили усилить хотя бы орудие, установив на М26 новую 90-мм пушку. После испытаний на Абердинском полигоне этот танк отправили в Европу, где он оказался в 3-й бронетанковой дивизии.
«Супер Першинг» Белтона Купера
В начале 1945-го майор Аррингтон, начальник ремонтной службы американской 3‑й бронетанковой дивизии, вызвал к себе одного из своих подчинённых — лейтенанта Белтона Купера. «Купер… ты единственный из наших офицеров, которому хватает наглости таскать в рундуке логарифмическую линейку. Ну так вот у тебя появился случай показать, на что ты способен», — вспоминает Купер разговор с майором в своей книге «Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне».
Аррингтону категорически не хотелось терять в первых же боях новенький М26. Он приказал лейтенанту Куперу как-то усилить бронирование танка. Любимое американцами решение — увешать лобовую броню чем попало и при встрече с «Тигром» или «Пантерой» притворяться, что это просто куча мешков с песком, — в данном случае не подходило: слишком уж выдающаяся была пушка у нового танка. Поэтому лейтенанту Куперу пришлось действовать иначе.
В хорошо оснащённых немецких мастерских нашлось несколько больших листов 38‑мм котельной стали. Мы решили сделать лобовую броню (корпуса) многослойной. Из двух листов котельной стали мы вырезали V‑образные пластины по размеру клина лобовой брони… Таким образом, спереди танк защищали 102 мм первоначальной литой лобовой брони и два листа 38‑мм котельной стали с зазором между ними. Мы полагали, что, невзирая на относительную мягкость котельной стали, многослойность и пониженный угол скоса позволят немецким снарядам рикошетировать.
Белтон Купер. «Смертельные ловушки.
Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне»
Обвес из котельной стали добавил передней части машины около пяти тонн веса, не предусмотренных изначальной конструкцией. Суровые американские торсионы и опорные катки дружно застонали, но выдержали.
Защитный «шлем» для танка
Для равновесия мы из двух листов 38‑мм котельной стали вырезали пару противовесов… Было очевидно, что их недостаточно и к ним следует добавить дополнительный груз — но вот сколько и где? Мы решили воспользоваться «методом тыка». Нарезав несколько пластин листовой стали толщиной 38 мм и размерами 30 × 60 см, мы по одной навешивали их на задний край противовеса при помощи струбцин. Передвигая грузы взад-вперёд, методом проб и ошибок мы отыскали точку равновесия.
Белтон Купер. «Смертельные ловушки.
Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне»
В результате всех этих «доработок» вес машины увеличился на семь тонн, а передние опорные катки просели на 5 сантиметров по сравнению с нормальным положением. Разумеется, в таких условиях говорить о хорошей динамике нового танка не приходилось. Но пока американские танкисты радовались хотя бы тому, что наконец-то получили танк с мощной пушкой (пусть и с медленным раздельным заряжанием) и хорошей защитой спереди.
Усиленный М26 в 3-й дивизии прозвали «Супер Першингом». По словам Белтона Купера, танк дважды принимал участие в бою. В первый раз это случилось в начале апреля 1945 года в Германии, между Везером и Нортхеймом. Выстрелом из танка была уничтожена неопознанная бронированная цель. Во втором бою в конце апреля 45-го «Супер Першинг» якобы уничтожил «Королевского тигра», попав ему в днище и подорвав боекомплект.
Фотоматериалы предоставлены Петром Битюковым.
Автор текста — Андрей Уланов.
Андрей Уланов — историк, автор книг и статей по истории Великой Отечественной войны. Наиболее известные работы — «Порядок в танковых войсках» и «Первые Т-34» (совместно с Дмитрием Шеиным). В настоящее время работает над книгами о противотанковых средствах советской пехоты в годы Великой Отечественной войны и о боевом применении танков Т-34 в 1942 году.
Цитаты приведены по изданию: Купер Б. Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне. М.: Эксмо, 2007.
Запоздалый ответ «тиграм»
Внешне танк походил на слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель привела к уменьшению скорости машины на 10 км/ч. Кроме того, усложнилось прицеливание танка, особенно на склонах, так как гидравлический механизм с трудом мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню
К чему приводит пренебрежение бронетехникой
Ситуация несколько изменилась с началом ВМВ. Американцы спешно разработали и приняли на вооружение средний танк М3 «Ли», который во многом повторял компоновку М2, но был лучше забронирован и вооружён. Однако и эта машина американских военных не устраивала, и в 1942 году в войска начинают поступать средние танки М4. Они могли на равных сражаться с немецкими Pz.Kpfw.IV, которые американцы называли просто «четвёрками». Но уже 1 декабря 1942 года на Африканском театре военных действий появились немецкие тяжёлые машины Pz.Kpfw.VI «Тигр». Противопоставить этим монстрам американским танкистам было нечего, хотя работа по созданию новой бронетехники в США велась. Так, в декабре 1942 года планировали начать выпуск разрабатывавшегося тяжёлого танка М6, но испытания вскрыли у него массу недостатков, поэтому в 1943 году работы над его усовершенствованием продолжили. В результате машина была выпущена экспериментальной серией и не принимала участия в боевых действиях.
Так или иначе, летом 1943 года американские войска высадились на Сицилии без соответствующего бронетанкового вооружения. Здесь они столкнулись с немецкой танковой дивизией «Герман Геринг», на вооружении которой имелись, в том числе, и «тигры». День 10 июля 1943 года чуть не закончился катастрофой для 7-й армии США, когда войска, десантировавшиеся ночью с моря близ города Джела, утром были атакованы немецкими танками и гренадёрами при поддержке роты «тигров» (американцев спасла только поддержка крупнокалиберной корабельной артиллерии). Во многом именно наличие на Сицилии танков Pz.Kpfw.VI позволило немцам длительное время удерживать рубеж на северо-востоке острова в районе вулкана Этна и обеспечить эвакуацию своих частей на материк.
Великая ошибка генерала Паттона
В январе 1944 года в Тидворт-Даунс (Великобритания), где располагалась главная бронетанковая база союзников, высшее командование экспедиционных сил провело смотр имевшейся военной техники, а также образцов перспективных разработок вооружений, часть которых была представлена даже не прототипами, а кадрами видеохроники, снятой на испытательных полигонах. Особенно яростные дебаты разгорелись вокруг среднего танка Т26Е3, созданного как раз для противостояния немецким «тиграм» благодаря длительному развитию целой серии экспериментальных и серийных танков – таких как Т20, Т22, Т23, Т25 и Т26.
Танк Т26Е3 прошёл полный цикл испытаний и был одобрен комиссиями, как службы снабжения, так и бронетанковых войск США. Детройтский танковый арсенал был готов запускать машину в серийное производство – благо, машина незначительно отличалась от уже выпускаемого Т23, и для начала выпуска требовалось лишь согласие Верховного командования союзных экспедиционных сил (далее – СЭС). Более того, был разработан и график поставки новых танков в Англию, чтобы они попали в боевые части к началу проведения операции «Оверлорд» по высадке в Нормандии.
Американское и английское командование считало, что на фронте подразделения союзнических войск не встретят значительного количества немецких «тигров». Дело в том, что Pz.Kpfw.VI был машиной дорогой – производство одной единицы обходилось Третьему Рейху в 250 800 рейхсмарок (для сравнения, Pz.Kpfw.III стоил 96 163, а Pz.Kpfw.IV – 103 462 рейхсмарки), к тому же, эти танки были нужнее Вермахту на Восточном фронте. В целом, в этом американские генералы не ошиблись, однако просчитались в другом, не предусмотрев появления у противника более совершенных, чем Pz.Kpfw.IV, средних танков. Уже в 20-х числах января 1944 года при проведении десантной операции в Анцио подразделения СЭС столкнулись с Pz.Kpfw.V «Пантера», лобовую броню которых «шерманы» пробить не могли. Однако количество «пантер» на западных фронтах в то время было ещё невелико, и союзники не придали этому факту особого значения. Однако после высадки в Нормандии, где почти половина немецких танковых сил комплектовалась Pz.Kpfw.V, американцы оказались в сложном положении, так как им нечего было противопоставить «пантерам».
В том, что прославленный генерал Паттон совершил жестокую ошибку, американские танкисты смогли убедиться уже в июльских боях, когда начали один за другим терять свои танки и экипажи, бессильные как-то повлиять на ситуацию. СЭС выручало только подавляющее преимущество в воздухе и численный перевес артиллерии и пехоты. Наконец, в ноябре 1944 года и высшее руководство осознало, что дальше так продолжаться не может, и заказало изготовление двух тысяч машин Т26Е3. На танковом производстве (его принято называть Фишеровским танковым арсеналом), созданном за бюджетные средства и отданном под управление корпорации «Дженерал Моторс», в ноябре 1944 года произвели 10 первых Т26Е3, в декабре – 30, в январе 1945 года – 70, в феврале – 132. Детройтский танковый арсенал, управляемый менеджерами корпорации «Крайслер», подключился к производству в марте 1945 года, в результате чего на двух предприятиях в этом месяце суммарно выпустили 194 машины. Всего до конца 1945 года американская промышленность произвела 2000 танков этой модели. Первые Т26Е3 прибыли в Европу в феврале 1945 года. Уже в марте им, как боевым танкам, присвоили индексы М26 и традиционное для американских войск «прозвище» «Першинг» в честь американского генерала, командовавшего экспедиционным корпусом США в Европе во время Первой мировой войны.
«Першинг» как предтеча «Супер-Першинга»
Что же представляли собой эти танки, которые, по расчетам американских генералов, должны были на равных бороться с немецкими бронированными «хищниками»? На самом деле танк проигрывал своим немецким визави и в бронировании, и в вооружении. 90-мм пушка М3 калибром превышала 88-мм орудие KwK 36 L/56, устанавливавшееся на «тиграх», а также 75-мм KwK 42 L/70, которым оснащались «пантеры». При этом американское орудие обладало худшей пробивной способностью, так как начальная скорость его снаряда (853 м/с) была ниже, чем у немецких танковых пушек, у которых этот показатель приближался к 1000 м/с при стрельбе бронебойными подкалиберными снарядами (далее – БПС).
Лобовые бронедетали корпуса «пантер» имели меньшую толщину (102 мм против 80 мм для верхней детали и 76 мм против 60 мм – для нижней), но располагались под более рациональными углами наклона. В остальном танки были почти равными по бронированию и подвижности. «Тигры» же по-прежнему превосходили американскую бронетехнику по всем параметрам, и потому экипажи «першингов», хоть и чувствовали себя увереннее, чем их коллеги на «шерманах», но также терялись при встрече с немецкими «тяжеловесами». Особенно тяжело приходилось американским танкистам, если они встречались с «королевскими тиграми», лобовая броня которых была в полтора раза толще, чем у «тигров» и «першингов», и располагалась под более рациональными углами наклона, а пушка даже на дистанции в 4 километра могла пробить вертикальную 80-мм стальную плиту.
Американский ответ «королевским тиграм»
Для исправления ситуации в январе 1945 года на прототип «Першинга» Т26Е1 установили 90-мм орудие T15E1 длиной в 73 калибра, которое по своим баллистическим свойствам приближалось к немецкой 88-мм танковой пушке «королевских тигров» KwK 43 L/71. Для ускорения производства использовали два готовых ствола, хранившихся в Уотервлиетском арсенале. Т15Е1 являлась танковым вариантом буксируемой пушки Т16 L73, специально созданной для борьбы с немецким «Королевским тигром». Начальная скорость её снаряда достигала 1175 м/с при стрельбе БПС, и она могла пробить лобовую броню «пантеры» с дистанции 2400 метров. Новый прототип получил индекс T26E1-1. Его боекомплект состоял из унитарных патронов длиной 1250 мм, что создавало большие неудобства при заряжании орудия.
Новому танку присвоили индекс Т26Е4, и обе модели с раздельным заряжанием и унитарными патронами негласно окрестили «супер-першингами». Т26Е4 запустили в опытную серию, в результате чего общее количество «супер-першингов» увеличилось до 25 единиц.
Конструктивно Т26Е4 от М26 отличались только орудием и противовесами. При этом ходовая часть нового танка оставалась той же – на каждый борт приходилось по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 660 мм и по пять обрезиненных поддерживающих роликов. Из-за заднего расположения трансмиссии ведущей являлась задняя пара колёс, а направляющей – передняя. Ширина гусениц с резинометаллическими шарнирами достигала 609,6 мм. Подвеска была торсионной с телескопическими гидравлическими амортизаторами на двух первых и двух последних катках, при этом первые катки блокировались с ленивцем на общем балансире и имели по два амортизатора.
На «супер-першингах» устанавливался форсированный двигатель, которым снабжались и «шерманы» модели M4A3 – V-образный восьмицилиндровый бензиновый мотор жидкостного охлаждения GAF V8 производства компании «Форд». Для новых танков эта 550-сильная силовая установка всё-таки была недостаточной в силу того, что их вес на 13 тонн превышал вес «шерманов». Тем не менее, других танковых двигателей американская промышленность на тот момент предложить не могла.
У фронтовиков – своё мнение о совершенстве
Первоначально «супер-першинг» поступил на доработку в ремонтный батальон 3-й ТД – офицеры-практики имели свою точку зрения на то, какой толщины должна быть лобовая броня у машины, вознамерившейся тягаться на равных с «пантерами» и «королевскими тиграми». Лейтенанту Куперу, как дипломированному судостроителю и счастливому обладателю логарифмической линейки, доверили работы по наращиванию лобовой бронезащиты нового танка. В результате американскими ремонтниками были проведены следующие работы:
Получившийся монстр оказался тяжелее стандартного «Супер-Першинга» на 7 тонн – его масса достигла 50 тонн, отчего машина окончательно перешла в разряд тяжёлых танков. Внешне танк походил на слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель привела к уменьшению скорости машины на 10 км/ч. Кроме того, усложнилось прицеливание танка, особенно на склонах, так как гидравлический механизм с трудом мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню.
Тем не менее, прибывшие для освоения машины танкисты 33-го бронетанкового полка были полностью довольны ею, так как мощное бронирование повышало их шансы выжить в кровавой мясорубке последних месяцев той войны.
Танк испытали, проведя стрельбы в полевых условиях – в качестве цели выбрали подбитую САУ JagdPz.IV. С расстояния в 2400 метров «Супер-Першинг» произвёл по ней несколько выстрелов. Вот как описывает результаты попадания Белтон Купер:
«Супер-Першинг» идёт на войну
Утром 23 марта 1945 года в числе другой бронетехники «Супер-Першинг» близ городка Бад-Хоннеф переправили по понтонному мосту через Рейн на Ремагенский плацдарм. 3-я ТД вместе с остальными силами VII корпуса сосредоточивалась на северном фланге плацдарма. Корпусу предстояло охватить с юга так называемый «Рурский котёл», и 3-я ТД в этом наступлении играла роль стального наконечника таранного удара.
«Супер-Першинг» вступил в свой первый бой на завершающей стадии операции на пути от реки Везер к городу Нортхайму. Отступая с плацдарма, захваченного американцами на восточном берегу реки, немецкие части оставляли на дорогах засады, блокировавшие огнём продвижение по ним. Одна такая огневая точка, устроенная на склоне поросшего лесом холма в полутора километрах от дороги, открыла огонь по продвигавшейся американской колонне. Шедший в её голове «Супер-Першинг» повернул башню и выстрелил по противнику бронебойным снарядом. Фонтан ярких искр, взлетевший ввысь метров на пятнадцать, говорил о том, что поражённая цель, скорее всего, являлась танком или САУ, у которой сразу же сдетонировал боезапас. Однако проверять, что за объект они поразили, у американских танкистов не было ни времени, ни особого желания.
Самый известный и самый спорный бой «Супер-Першинга» произошёл в городе Дессау 21 апреля 1945 года. Экипаж штаб-сержанта Джозефа Мадури столкнулся с немецким танком, позже идентифицированным как «Тигр» капралом Джоном П. Ирвином (наводчиком «Супер-Першинга»).
Экипаж ещё одного немецкого среднего танка сдался штаб-сержанту Мадури без боя – немецкие танкисты не захотели испытывать судьбу и проверять на себе пробивную силу длинной пушки, которой был вооружён танк их противника.
На американских интернет-ресурсах и в публикациях, откуда информация перекочевала и на ресурсы русскоязычные, утверждается, что «Тигр», подбитый экипажем Мадури, на самом деле был «королевским» Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Однако в Дессау не могло находиться никаких «королевских тигров» – ближайшие из них в это время сражались в составе 502-го батальона тяжёлых танков СС в ста километрах северо-восточнее (в Фюрстенвальде), пытаясь остановить рвавшиеся к Берлину советские войска. Так что, скорее всего, подбитый танк являлся обычным «Тигром», как этот танк и определил Джон Ирвин в своей книге «Другая река. Другой город». При этом вполне может оказаться, что с «Першингом» экипажа Мадури вступил в дуэль не «Тигр», а Pz.Kpfw.IV последних модификаций.
Не пригодившийся тяжеловес
Послевоенная жизнь «супер-першингов» была недолгой. Машина оказалась сырой, тихоходной, неприспособленной к современному маневренному бою, с очень низким темпом ведения огня и слишком длинным орудием. Поэтому первоначальные планы производства сразу тысячи «супер-першингов» отменили. Последние фотографии танка штаб-сержанта Мадури сделаны на «кладбище» американской бронетехники, располагавшемся в районе Касселя.
Интересно, что в сетевой компьютерной игре World of Tanks «Супер-Першинг» известен именно в том виде, какой он получил после кустарной доработки, проведённой силами ремонтного батальона 3-й ТД. На самом деле, внешний вид этого танка в стандартной комплектации был несколько иным.
«Супер-першинги», оставшиеся в США, были сняты с вооружения в 1947 году и в основной своей массе отправлены на переплавку. Еще часть из них использовалась на танковых полигонах в качестве мишеней, поэтому до нашего времени ни одного экземпляра этого танка не сохранилось.
История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф