Сумма скидок налоговый учет
Учет скидок в бухучете: как упростить себе жизнь и избежать разбирательств с налоговой
Скидки используются как в розничной, так и в оптовой торговле: для стимулирования сбыта, быстрой реализации складских остатков и повышения лояльности покупателей. И если со сниженными до момента оплаты ценами проблем не возникает, то ретроспективные скидки и бонусы вызывают вопросы. Используя их неправильно, можете нарушить требования Налогового кодекса и долго объясняться с инспекторами ФНС.
Мы подготовили статью о том, как осуществлять учет акций в бухгалтерском учете. Пояснили на примере оптовой торговли, где обе стороны — ИП или юрлица, но те же принципы работают в случае, если ваши клиенты — физлица.
Варианты снижения цен: текущая и ретроспективная скидка
Есть две возможности уменьшить итоговую стоимость для покупателя:
Важно! Скидка не должна быть больше 20%, иначе у ФНС могут возникнуть подозрения, которые приведут к проверке.
Также вы можете выплачивать бонус (премию) в денежном или натуральном виде при достижении результатов: например, определенного объема или стоимости заказов. От ретроспективной скидки бонус отличается тем, что не уменьшает исходную цену товара или услуги.
Систему скидок и бонусов нужно зафиксировать в ценовой и учетной политике, а также прописать условия их получения в договоре.
Налоговый учет скидок в каждом случае имеет свои особенности. Его порядок также зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.
Как правильно рассчитывать НДС при скидках и бонусах
Текущие скидки
Самый простой вариант с точки зрения учета. Продавец указывает в договоре, счете и отгрузочных документах сниженную цену. НДС оба участника сделки рассчитывают в стандартном порядке.
Ваше ООО «Компьютер и компания» является плательщиком НДС, торгует техникой. Стандартная стоимость одного ноутбука — 30 000 рублей. Поступил заказ от ООО «Зеленый город», также плательщика НДС, на 10 ноутбуков, договорились о скидке. Итоговая стоимость каждой единицы товара — 28 000 рублей, заказ на сумму 280 000, включая НДС.
Вы формируете накладную и счет-фактуру на 280 000 рублей, в том числе НДС — 46 666,67 рублей (280000/120*20). С полученной выручки начисляете НДС к уплате. ООО «Зеленый город» оплачивает вам 280 000 рублей и принимает НДС в размере 46 666,67 рублей к вычету.
Ретроспективные скидки
Гражданский кодекс РФ допускает снижение стоимости товаров или услуг постфактум по соглашению сторон. Использование таких скидок сопряжено с рядом сложностей для продавца и покупателя.
Действия продавца
Если договорились о ретроспективной скидке при достижении определенного объема заказов, выставляете покупателю отгрузочные документы с исходной ценой до тех пор, пока он не выполнит условие. Когда это произойдет, оформляете предоставление скидки подписанием доп. соглашения к договору, акта о снижении стоимости, протокола согласования цен или другого подобного документа. В нём должна содержаться информация о том, на какие товары распространяется скидка, по каким первичным документам они были отгружены покупателю, какая цена была до и какая будет после скидки.
В течение 5 дней с момента подписания любого из перечисленных выше документов вы обязаны направить заказчику корректировочный счет-фактуру, подтверждающий его согласие на снижение цены ( п. 3 ст. 168 НК РФ ). Этот документ позволит вам принять к вычету НДС, который приходится на разницу между исходной и итоговой ценой реализованной партии товара.
Пример корректировочного счета-фактуры, который заполняется при предоставлении скидки на уже оплаченный товар.
Ваше ООО «Компьютер и компания» является плательщиком НДС, торгует техникой. Стандартная стоимость одного ноутбука — 30 000 рублей. Вы продали партию из 100 ноутбуков ООО «Инфоблок» за 3 000 000 рублей и договорились, что при оплате еще 200 за следующие 2 месяца дадите скидку 5% на все 300 единиц товара. Условие было выполнено, ноутбуки оплачены в полном объеме — 9 000 000 рублей. Цена партии со скидкой — 8 550 000 рублей. 450 000 рублей возвращаете покупателю.
После предоставления скидки нужно пересчитать НДС и, если она затрагивает предыдущие налоговые периоды, подать уточненную декларацию в налоговую. В случае, если налог уже уплачен, вы можете подать на вычет НДС с разницы между исходной и фактической стоимостью товара.
Действия покупателя
Если отгрузка товара произведена в одном налоговом периоде, а скидка получена в другом, возникает проблема. Из-за снижения стоимости партии уменьшаются расходы и «входящий» НДС, который был принят к вычету. На основании корректировочных документов от продавца нужно исправить налоговую декларацию, из-за чего получается недоплата налога на прибыль и НДС. ФНС потребует погасить задолженность и начислит пени — можно попробовать отстоять свою позицию, но это будет непросто.
Бонусы (премии)
При использовании ретроспективных скидок возникают сложности с ФНС, поэтому на практике чаще используются бонусы — вознаграждение, которое выплачивается по итогам периода, но не влияет на стоимость товара.
Ваше ООО «Компьютер и компания» является плательщиком НДС, торгует техникой. ООО «Инфоблок» — покупатель, с которым вы договорились о премии в размере 1% от стоимости заказа, превышающей миллион рублей. В июне контрагент оплатил партию ноутбуков на 1 200 000 — вы должны выплатить ему бонус 2 000 рублей.
Для продавца премия — внереализационный расход ( пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ ), а для покупателя — внереализационный доход. В обоих случаях сумма не облагается НДС, т. к. не является оплатой за товары или услуги.
Важно! Укажите в договоре, что бонус не снижает стоимость товаров или услуг. В противном случае он будет считаться ретроспективной скидкой со всеми вытекающими обязанностями.
Бонус может быть выражен в натуральной форме — дополнительных единицах товара. Но такой способ используется редко, т. к. при передаче товара покупателю продавец должен начислить НДС от фактической стоимости товара и уплатить его из собственных средств.
Доверьте бухгалтерский учет нам! Поможем правильно рассчитать НДС при скидках и бонусах, подготовим и в срок сдадим отчеты, обработаем требования ФНС. Страховка от ошибок — 1 миллион рублей.
Как продавцу и покупателю учитывать скидки на УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы»
Текущие скидки
Тут все просто. Поскольку о скидке договорились до подписания договора и оплаты, во всех документах фиксируется сниженная стоимость товара или услуги. Продавец фиксирует оплаченную покупателем сумму как доход, и использует ее для расчета налога в стандартном порядке. Покупатель относит стоимость товара к расходам и может уменьшить на нее налогооблагаемую базу, если применяет УСН «Доходы минус расходы».
Ретроспективные скидки
Можно договориться о том, что скидка будет перечислена покупателю в денежном эквиваленте или учтена при оплате следующей партии товара. Порядок действий зависит от того, какой вариант выбрали:
Бонусы (премии)
Покупатель фиксирует полученную от поставщика премию как внереализационный доход, который учитывается при расчете налога и на УСН «Доходы», и на УСН «Доходы минус расходы».
Если предусмотрены бонусы в натуральном виде (дополнительные товары), продавец также может списать их стоимость, как рекламные расходы. Покупателю придется внести в доходы отпускную стоимость полученных товаров, что увеличит доход, используемый для расчета налога.
Учет акций в бухгалтерском учете при работе с физлицами
Если у вас розничный магазин, для стимулирования продаж могут использоваться текущие скидки и бонусы. Ориентируйтесь на схемы налогового учета скидок, описанные выше.
Учет скидок в бухучете: коротко о главном
Возьмем на себя бухгалтерский, налоговый и кадровый учет в вашей торговой компании. Интегрируемся со складским ПО, чтобы исключить ошибки, ведущие к проблемам с ФНС и переплатам.
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета.
Любая организация, реализующая свои товары, работы или услуги, заинтересована в увеличении объемов продаж. Наиболее эффективным методом привлечения и стимулирования клиентов в настоящее время является предоставление им скидок и бонусов.
Стимулирующие выплаты не только привлекают новых покупателей, но и побуждают действующих клиентов к увеличению объемов закупок.
Действующее законодательство не содержит определения понятий скидок и бонусов (премий). Согласно экономической терминологии:
1. Скидка – сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю. По сути, это уменьшение базисной цены товара или услуги с учетом состояния рынка, условий контракта и др. Наиболее распространенными ценовыми скидки могут быть:
Предоставление скидки ведет к уменьшению договорной цены.
В соответствии с п.2 ст.424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
2. Бонус (премия) – премия*, дополнительное вознаграждение, дополнительная скидка, предоставляемая продавцом клиенту в соответствии с условиями договора или отдельного соглашения.
*Премия является денежным или материальным поощрением за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.
Обычно понятием «премия» оперируют, если стимулирующая выплата предусмотрена в виде денежной премии. Бонусами называют бесплатные:
Предоставление бонуса или премии не изменяет первоначальную цену товара (работы, услуги).
Таким образом, основное отличие скидок от бонусов (премий), заключается в следующем: скидки – изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги), а бонусы (премии) – не изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги).
Данное различие приводит к тому, что скидки и бонусы по разному отражаются в регистрах бухгалтерского и налогового учета.
В данной статье будут рассмотрены особенности налогообложения НДС, предоставляемых клиентам скидок и бонусов.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ
При оформлении договора, предусматривающего получение клиентом скидок и бонусов, очень важно уделить внимание формулировкам:
Так, в соответствии с п.4 ст.9 закона №381-ФЗ, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товаров.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
При этом, в соответствии с п.6 ст.9 закона №381-ФЗ, включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения не допускается.
Условиями, на которых предоставляются скидки и бонусы, могут быть, например, следующими:
Документами, подтверждающими выполнение договорных условий могут быть:
Налогообложение НДС скидок и бонусов зависит от момента их предоставления:
1. До отгрузки (либо в момент отгрузки) товаров покупателю.
В этом случае сумма задолженности покупателя перед продавцом за полученные товары (работы, услуги), сразу уменьшается на сумму скидок.
2. После отгрузки товаров покупателю (оказания услуг, выполнения работ).
Поставщик товаров (работ, услуг) возвращает покупателю оговоренную в договоре сумму или уменьшает задолженность покупателя (признает аванс) по акту взаиморасчетов.
1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ДО ОТГРУЗКИ (В МОМЕНТ ОТГРУЗКИ) ТОВАРА
Скидки, предоставляемые до отгрузки товара (или в момент его отгрузки) часто связаны с сезонными скидками и распродажами.
Кроме того, такие скидки могут предоставляться:
При предоставлении скидки до отгрузки (или в момент отгрузки), товары (работы, услуги) сразу приходуются по цене приобретения (с учетом скидки).
Цена реализации товара (работы, услуги) поставщиком, отражается в учете с учетом предоставленных скидок.
Такой вид скидок не вызывает сложностей при отражении в бухгалтерском и налоговом учете.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров.
Стоимость товаров будет учитываться в соответствии с первичными документами (накладными, актами, счетами-фактурами), составленными с учетом предоставленных скидок.
У покупателя налоговая база по НДС уменьшается на установленные ст.171 НК РФ вычеты.
В соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса, вычетам подлежат предъявленные покупателю суммы НДС.
Так как покупателю выставлены документы (товарные накладные, акты, счета фактуры) с учетом предоставленных скидок, то к вычету принимается соответственно уменьшенный с учетом скидок и указанный в документах НДС.
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ПОСЛЕ ОТГРУЗКИ ТОВАРА
Скидки, предоставленные после отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ), вызывают куда больше вопросов при их учете и налогообложении.
Так как скидка является уменьшением цены товара (работ, услуг), то происходит пересмотр в меньшую сторону цены товара, который уже отгружен поставщиком и оприходован покупателем.
Скидка может быть предоставлена как до оплаты товара покупателем, так и после такой оплаты.
В первом случае, сумма задолженности покупателя уменьшается на величину скидки. Во втором случае деньги либо возвращаются покупателю, либо сумма скидки признается переплатой и учитывается, как аванс поставщику в счет предстоящих отгрузок (тогда с этой суммы поставщик обязан начислить НДС с полученного аванса в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что с 01.01.2011г. в силу вступила новая редакция п.3 ст.168, регламентирующая порядок начисления НДС, в случае предоставления скидок после отгрузки товаров.
В соответствии с п.3 ст.168, при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены или уточнения количества отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п.10 ст.172 Налогового Кодекса.
(данный абзац введен законом от 19.07.2011г. №245-ФЗ)
Обратите внимание:Форма корректировочного счета-фактуры и Правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137.
Скидка, предоставляемая после отгрузки товара (работ, услуг), изменяет цену отгруженных товаров.
В этом случае продавец должен выставить покупателю корректировочный счет – фактуру не позднее 5 дней с момента уведомления поставщиком покупателя об изменении цены товаров.
Датой уведомления поставщиком покупателя будет являться дата:
Первичные документы, подтверждающие реализацию товара, продавцу придется выставить заново с учетом предоставленной скидки. Кроме того, и покупателю и продавцу придется вносить корректировки в регистры бухгалтерского учета.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.13 ст.171.
При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.
Корректировочный счет-фактура вносится поставщиком в книгу покупок.
У покупателя налоговая база в соответствии с п.10 ст.172 НК РФ, увеличивается на сумму разницы, указанной в п.13 ст.171 НК РФ, на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии:
Корректировочный счет-фактура вносится покупателем в книгу продаж.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРЕМИЙ
Предоставление денежной премии, в отличии от предоставления скидок, не влияет на договорную цену товаров, в том числе – ранее отгруженных.
А значит, в регистрах бухгалтерского и налогового учета стоимость товаров никак не изменяется. Так же не нужно переделывать первичные документы, которые подтверждают реализацию товаров (работ, услуг).
Соответственно, не возникает оснований:
Денежные премии не только просты в учете и оформлении, они так же не облагаются НДС, в случае, если договорными отношениями не предусмотрено встречное оказание услуг (от покупателя – поставщику).
Если покупатели одновременно с получением от поставщиков премии, оказывают поставщику услуги:
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав), на территории РФ.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде:
Так, в своем Письме от 16.07.2010г. №03-01-10/2-62, Минфин рекомендует руководствоваться своим же Письмом от 26.07.2007г. №03-07-15/112, которое гласит:
«Следует также отметить, что во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например:
Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.
В связи с этим на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса (то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров).»
При этом в своем Письме от 13.11.2010г. №03-07-11/436, Минфин высказал мнение, что при предоставлении премий цена договора также может изменяться. В таком случае премии следует считать формой скидок, а значит, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, подлежащие уплате и вычету.
Большая часть судебных решений выражает согласие с такой позицией.
Например, в соответствии с Постановлением от 21.05.2009г. №КА-А40/4338-09, ФАС Московского округа указано, что премии, полученные за выполнение объемов закупки, не являются выручкой от реализации услуги, поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС.
В соответствии с Постановлениями от 04.06.2010г. №А26-8794/2009, от 24.07.2009г. №А13-10612/2008, ФАС Северо-Западного округа, подобные премии НДС не облагаются, поскольку не связаны с возникновением у налогоплательщика обязанности выполнить работы или оказать услуги.
Такого же мнения придерживаются и другие суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.08.2011г. №А55-22303/2010, ФАС Центрального округа от 26.07.2011г. №А68-8136/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010г. №А33-20390/2009).
При этом, есть Постановление от 26.05.2011 N КА-А40/4206-11-2 ФАС Московского округа, в котором суд пришел к выводу, что премии (бонусы), полученные за выполнение обязательств по дистрибьюторскому соглашению, НДС облагаются.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС БОНУСОВ
Необходимо отметить, что порядок учета и налогообложения бонусов отличается от порядка учета и налогообложения денежных премий.
Предоставление бонусов означает получение подарков (дополнительной партии товара, услуг, работ) покупателем от поставщика, при выполнении предусмотренных договором условий.
При этом, с точки зрения налогового законодательства, предоставление подарков является безвозмездной передачей, что влечет за собой определенные налоговые последствия.
Именно таким образом налоговые органы трактуют предоставление бонусов поставщиками.
У поставщика возникает обязанность начислить НДС, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса.
НДС начисляется исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ.
Счет-фактура при безвозмездной передаче выставляется в единственном экземпляре и регистрируется в книге продаж поставщика.
У покупателя НДС с безвозмездно полученного товара к вычету не принимается в соответствии с п.1 ст.171 НК РФ.
Таким образом, предоставление бонусов один из самых невыгодных видов стимулирующих выплат, с точки зрения налогообложения.
Чтобы избежать подобных налоговых последствий, можно оформить передачу бонусных товаров совместно с реализуемыми, как продажу товаров со скидкой в размере цены «подарочных» товаров.
В этом случае сумма выручки от проданного товара будет уменьшена на сумму бонуса. Например, партия из 110 единиц товара может быть продана по цене за 100 единиц товара.
В этом случае безвозмездной передачи не возникает и платить НДС дополнительно не потребуется.
Первичные документы (накладные, акты, счета-фактуры) оформляется в таком случае на уменьшенную (в размере цены бонуса) сумму.
Ссылки по теме:
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Учет скидок при купле-продаже товара
И.М. Титова, главный бухгалтер ООО «Ресурс», аудитор
Юридические и организационные аспекты
Ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве нет определения понятия «скидка», но? в соответствии с обычаями делового оборота скидка — это установленное в процентах снижение продажной цены для ранее заявленной категории товара или категории покупателей, исполнивших условия для ее получения.
Скидки могут распространяться на последующие закупки товаров или на ранее приобретенные товары. Скидки могут предоставляться непосредственно в инвойсе (счете) или за рамками инвойса (счета). Это скидки на объем закупок, накопительные скидки, скидки за форму оплаты, скидки в зависимости от срока оплаты, скидки за соблюдение графика оплат, за продвижение нового товара, кредит-ноты и др. В розничной торговле могут применяться скидки в определенные дни или в определенные часы работы магазинов и др.
В зависимости от условий предоставления скидки она может рассматриваться как:
В договоре стороны могут указать особые условия, при которых возможно изменение его цены. Например, это могут быть условия, связанные с сезонными колебаниями цен на рынке на определенный товар, ожидаемые изменения на рынке продавцов, которые могут также отразиться на цене товара по договору, и т.п. Таким образом, изменение цены договора в сторону уменьшения вполне оправдано, поскольку оно вызвано особыми экономическими условиями.
По обычаям делового оборота, предоставление скидки оформляется направлением в адрес покупателя уведомления о предоставлении скидки.
Для того, чтобы свести к минимуму все возможные претензии со стороны налоговых органов, действующая система скидок должна быть закреплена во внутренних нормативных документах организации-продавца и предусмотрена в маркетинговой политике как составной части учетной политики. Можно утвердить в организации «Положение о скидках» как приложение к учетной политике. Чтобы это Положение можно было считать внутренним нормативным актом, оно должно действовать в течение длительного периода времени и устанавливать общий порядок предоставления скидок покупателям. Если организация предоставляет своим покупателям индивидуальные скидки, в Положении о скидках следует это указать, но тогда правила применения скидок следует прописать в условиях договора (дополнительного соглашения к нему) или сделать в договоре ссылку на маркетинговую политику.
Если механизм предоставления скидок в организации отсутствует или не закреплен документально, то желательно оформить предоставление скидки приказом руководителя и отправить покупателю уведомление о предоставлении скидки, указав в этих документах товар и сумму скидки на него.
Особо следует остановиться на таком понятии, как кредит-нота. В международном законодательстве нотой называют двустороннее соглашение. Кредит-нота (англ. credit note) — это расчетный документ, в котором содержится извещение, посылаемое одной из сторон другой стороне о записи в кредит счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы. Кредит-ноты облегчают процесс управления расчетами с клиентами, поскольку могут рассматриваться как корректирующие по отношению к счету, то есть сторнирующие документы, по которым впоследствии формируются сторнирующие бухгалтерские записи на выборочные позиции счета-фактуры, либо на все количество, либо на его часть.
Скидки, предоставляемые на ранее отгруженный товар, рекомендуется оформлять документами (накладными, счетами-фактурами со знаком минус).
Бухгалтерский учет скидок
Таким образом, в целях бухгалтерского учета предоставляемые скидки со стоимости купленных товаров расцениваются как уменьшение ранее заявленной продавцом цены продажи товара.
Приведем примеры отражения в бухгалтерском учете скидок на конкретных числовых примерах.
Если продавец предоставляет покупателю скидку одновременно с отгрузкой товара (первая группа скидок), то в учете такая скидка специально не отражается. Выручка у продавца определяется на основании фактической цены продажи. У покупателя скидка также не учитывается.
Cкидка может также предоставляться в случае оплаты товара в течение определенного срока.
По условиям договора продавец предоставляет покупателю скидку в размере 10%, если покупатель оплачивает товар в течение 10 дней после отгрузки товара продавцом.
Товар на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.) отгружен покупателю 13 февраля 2006 года. Деньги в сумме 106 200 руб. покупателем перечислены 15 февраля, то есть условия предоставления скидки соблюдены.
В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие бухгалтерские записи:
Продавцом могут быть предоставлены покупателю накопительные скидки, если покупатель приобретает товар на определенную сумму или в определенном количестве. Это может происходить не единовременно, а при последующих сделках. Поэтому и сумма скидки получит отражение не сразу, а при отгрузке той партии товара, покупка которой дает возможность покупателю использовать право на скидку.
Продавец предоставляет покупателю накопительную скидку. Она составляет 10% от стоимости купленного в течение месяца товара. Для того, чтобы получить такую скидку, покупатель должен приобрести товара в месяц на сумму, превышающую 100 000 руб.
Покупателю отгружен товар на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС 14 400 руб.) 14 февраля 2006 года. В этот же день товар оплачен на сумму 94 400 руб. В дальнейшем — 22 февраля — отгружен товар на сумму 23 600 руб. (в том числе НДС 3 600 руб.). Итого покупатель приобрел товар на общую сумму 118 000 руб., условие предоставления скидки соблюдено. Размер общей скидки — 11 800 руб., в том числе за первую партию товара — 9 440 руб., за вторую партию — 2 360 руб. За вторую партию товара покупатель заплатил с учетом общей скидки 11 800 руб.
В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.
Продавец предоставляет скидку покупателям в зависимости от количества купленного ими товара одного вида. Например, при покупке двух единиц одного товара магазин розничной торговли предоставляет покупателю скидку — третья единица этого товара бесплатно.
За день в кассу магазина поступила выручка на сумму 236 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб., себестоимость проданных товаров 150 000 руб.
В этом случае производятся следующие бухгалтерские записи.
На наш взгляд, нет необходимости отражать в бухгалтерском учете продажную стоимость товаров, предоставленных покупателям бесплатно. Стоимость предоставленных бесплатно товаров должна отражаться во внутреннем учете магазина.
Продавец товара предоставляет скидку на поставленный им товар в последующем (следующий отчетный период, год).
Организация в декабре 2005 года отгрузила покупателю товар договорной стоимостью 590 000 руб., включая НДС 90 000 руб. Покупная стоимость товара составила 300 000 руб. В январе 2006 года организация направила в адрес покупателя уведомление о предоставлении скидки в размере 5%, с учетом которой в январе покупатель оплатил товар.
В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.
У покупателяВ соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н, товары являются частью материально-производственных запасов (далее по тексту — МПЗ) организации, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи. Согласно п.п. 5, 6 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) в соответствии с п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н.
Согласно п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Это означает, что если, например, товар приобретен в мае, а скидка на его оплату была предоставлена в июне, то фактическая себестоимость товара, сформированная в мае, не может изменяться, в связи с чем такая скидка учитывается при формировании фактической себестоимости товара, приобретенного в июне.
Рассмотрим ситуацию, аналогичную той, которая приведена в Примере 2. Условие предоставления скидки — приобретение покупателем товара в месяц на сумму, превышающую 100 000 руб.
В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.
Пример 6
Слегка изменим условия Примера 5. По условиям договора продавец предоставляет покупателю накопительную скидку в размере 10% от стоимости товара, купленного в течение месяца. При этом покупатель должен приобрести в месяц товара на сумму, превышающую 500 000 руб.
14 февраля покупатель приобрел товар на сумму 472 000 руб. (в том числе НДС 72 000 руб.). 22 февраля покупатель прибрел товар на сумму 29 500 руб., в том числе НДС 4 500 руб. Таким образом, в феврале 2006 года покупатель приобрел товар на сумму 501 500 руб. Условия предоставления скидки соблюдены. Общая скидка составила 50 150 руб., что превышает стоимость второй партии товара. То есть на вторую партию товара скидка составляет 29 500 руб., на первую партию товара скидка составила 20 650 руб. (в том числе НДС 3 150 руб.).
В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.
Вторая партия товара будет оприходована на склад по нулевой стоимости. При дальнейшей продаже товар будет списываться со склада в соответствии с принятой учетной политикой (п. 16 ПБУ 5/01) способом ФИФО, ЛИФО или способом средней себестоимости.
Рассмотрим ситуацию, аналогичную той, которая приведена в Примере 4. Скидка предоставляется после приобретения товара и даже после его продажи (или иного использования). Организация в феврале получила товар на сумму 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб., в этом же месяце полученный товар реализован. В марте организация получила уведомление о предоставлении скидки на этот товар в размере 5% и произвела оплату с учетом скидки 560 500 руб.
В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.
Налогообложение при предоставлении скидок на товары
Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Итак, по общему правилу ценой реализации товаров, работ или услуг для целей налогообложения является цена сделки, указанная сторонами. Пока не доказано обратное, предполагается, что цена, по которой реализуется товар, соответствует уровню рыночных цен.
При этом в п. 2 ст. 40 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен товаров, работ или услуг по сделкам в следующих ситуациях:
В аналогичном порядке, в соответствии с п. 6 ст. 274 НК РФ, определяются рыночные цены на товары в целях исчисления доходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что скидки, если порядок их предоставления оформлен надлежащим образом (предусмотрены договором или внутренними документами организации), уменьшают налоговую базу по НДС и по налогу на прибыль.
Однако налоговые органы зачастую пытаются оспорить цену по сделке, которая отклоняется в сторону понижения от цен по идентичным сделкам. Подобная арбитражная практика сложилась практически по всем округам и вся она в пользу налогоплательщика. Одна судебная тяжба дошла до Высшего Арбитражного суда (постановление Президиума ВАС РФ № 11583/04 от 18.01.2005). Налоговые органы проигрывают подобные дела в связи с тем, что используемая ими информация о ценах, полученная от официальных органов власти, по мнению судов, не является информацией о рыночных ценах.
Налог на добавленную стоимость
Но в действующем налоговом законодательстве не прописана ситуация, когда покупателю предоставляется скидка, в результате чего цена уже реализованного и оприходованного покупателем товара меняется в следующем налоговом периоде (Примеры 4 и 7). Выдача покупателю «отрицательной» накладной, в которой все цены указаны со знаком «минус», действующим законодательством не запрещена, а вот «отрицательный» счет-фактура главой 21 Налогового кодекса не предусмотрен.
По мнению ряда специалистов, в случае предоставления скидки за прошлый период необходимо внести изменения в первоначально выставленный счет-фактуру. Сделать это должен поставщик, исправляя как свой счет-фактуру, так и счет-фактуру покупателя. После этого продавцу необходимо внести изменения в книгу продаж, а покупателю откорректировать книгу покупок, и обоим сдать в налоговую инспекцию уточненные декларации.
Однако это мнение не совсем согласуется с письмом Минфина РФ от 21.09.2005 № 07–05–06/252 «О регистрации счетов-фактур с внесенными изменениями». По мнению Минфина счета-фактуры с внесенными исправлениями, заверенными подписью руководителя и печатью продавца, с указанием даты внесения исправления подлежат регистрации в книге покупок не ранее даты внесения исправления, указанной на счете-фактуре. А в соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету. Следовательно, книга покупок у покупателя корректируется в момент получения исправленного счета-фактуры, и оснований для представления в налоговые органы уточненной декларации за прошлый период у него нет.
налог на прибыльВ соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, сумма скидки для целей налогового учета не уменьшает доходы от реализации. В случае предоставления скидки по товарам, реализованным в прошлых налоговых периодах, у организации-продавца нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за эти периоды, а достаточно включить сумму скидки в состав внереализационных расходов в текущем году (когда предоставлена скидка). При этом порядок учета скидок в бухгалтерском учете остается прежним.
При этом, по мнению Минфина, у покупателя товаров не возникает налогооблагаемого дохода (см. письмо Минфина РФ от 14 ноября 2005 г. № 03–03–04/1/354).
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина