сухов белое солнце пустыни актер биография
Анатолий Кузнецов
Биография
Анатолий Кузнецов — советский и российский актер театра и кино, получивший в 1979 году звание народного артиста РСФСР. Несмотря на то, что мужчина мастерски справлялся с ролями любой сложности, большинству зрителей он запомнился по образу товарища Сухова из популярной картины «Белое солнце пустыни». Красноармеец стал национальным героем, и не только для граждан. Просмотр фильма многие годы входит в программу подготовки космонавтов к полетам, а фото самого Кузнецова навечно размещено на космической станции.
Детство и юность
Анатолий Борисович родился в Москве в 1930 году. Его отец Борис Сергеевич Кузнецов был известным певцом, работавшим в Большом театре и выступавшим в составе джаз-бенда Виктора Крушевицкого. Мама Евдокия Давыдовна также имела артистические склонности, но профессионально на сцене не реализовалась. Двоюродный брат Михаил Кузнецов — актер, востребованный в 50-70-х годах.
Анатолий Кузнецов в молодости (кадр из фильма «Гость с Кубани»)
Родители с раннего детства стали прививать сыну любовь к искусству. Сначала Толик занимался музыкой в школе, а когда проявил певческие способности, был переведен на вокальное отделение Центральной московской музыкальной школы, считавшейся лучшей в стране. Для продолжения образования юноша поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, которое ему не довелось окончить.
Обязательным предметом здесь было сценическое мастерство, необходимое будущим певцам не меньше, чем актерам. Преподаватели посоветовала молодому человеку поменять выбранную профессию. Следующим летом Анатолий Кузнецов пробует поступить сразу в два театральных вуза и, к своему удивлению, успешно сдает экзамены в оба. Посоветовавшись со специалистами, Кузнецов выбирает Школу-студию МХАТ, в которой учился у Александра Карева до 1955 года.
В альма-матер Кузнецов познакомился с молодым режиссером и педагогом Олегом Ефремовым, который с курсом Анатолия работал над дипломным спектаклем. Со студентами потока он начал создавать труппу будущего «Современника». Но молодой исполнитель отказался от предложения, так как уже в то время много снимался.
После окончания МХАТа Кузнецов вошел в труппу Театра-студии киноактера. Здесь он реализовался как театральный исполнитель, сыграв в спектаклях «Светлые души» по рассказам Василия Шукшина, «Суровое поле» по повести Анатолия Калинина, «Семейный уик-энд». Его партнерами по сцене становились Нонна Мордюкова, Лариса Лужина, Наталья Фатеева и другие.
Фильмы
Приключенческий фильм «Опасные тропы» стал дебютом для студента-третьекурсника Анатолия Кузнецова, который сыграл молодого ученого Николая Жёлудева. Уже в молодости артист пользовался популярностью у режиссеров и часто снимался. В 50-е годы его репертуар пополнился фильмами «Гость с Кубани», «К Черному морю», «Случай на шахте восемь», «Дайте жалобную книгу». К концу 60-х имя артиста было известно советскому зрителю и по военным драмам «Бабье царство», «Весна на Одере».
В 1969 году вышел иронический фильм-боевик «Белое солнце пустыни». Роль возвращающегося домой красноармейца Федора Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова принесла актеру всесоюзную славу, а сам персонаж стал в стране практически культовым героем. Популярность фильма оказалась настолько велика, что его даже выбрали своеобразным талисманом для советских космонавтов. В мире его посмотрела публика 80 стран, а в СССР за первый год показа число зрителей достигло 34,5 млн человек.
Хотя не все знают, что работа могла не состояться. Перед началом съемок артист получил травму ноги, и на костылях не справлялся с поставленными задачами. Режиссер Владимир Мотыль вызвал второго претендента на роль Георгия Юматова. Но уже в те годы у актера начались проблемы с дисциплиной, и однажды после вечеринки Юматов не вышел на рабочую площадку из-за поврежденного в драке лица.
Анатолий Кузнецов в роли товарища Сухова (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)
Так роль романтичного и застенчивого красноармейца окончательно закрепилась за Анатолием Борисовичем. По словам кинокритиков, ему удалось не просто воссоздать психологический рисунок героя, но и попасть в стиль. Благодаря высокому профессионализму образ получился запоминающимся.
После образа товарища Сухова актер с вниманием относился к выбору сценариев и, как потом признавался, зря отказывался от многих ролей, которые могли стать в его кинокарьере такими же значимыми. Так было с фильмами Эльдара Рязанова. Режиссер неоднократно приглашал Кузнецова в свои звездные киноленты — «Карнавальную ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж», но Анатолий Борисович по тем или иным причинам отказывался от участия в съемках.
Позднее в копилку актера попали военная драма «Горячий снег», киноэпопея «Битва за Москву», детектив «Турецкий гамбит», сериал «На углу, у Патриарших». Анатолий Борисович считал своей лучшей работой роль крестьянина в чехословацкой социальной драме «Гордубал». Эту картину советскому зрителю не демонстрировали, поэтому Кузнецов за свой счет нанял переводчика, самостоятельно озвучил и показал фильм знакомым.
Как ни странно, но, несмотря на блестящие вокальные данные и профессиональное образование, в кинофильмах песни в исполнении Анатолия Кузнецова звучали крайне редко, а точнее — всего дважды. Первый раз это произошло в производственной драме «Случай на шахте восемь» и много лет спустя в военном фильме болгарского производства «Братушка», в котором за роль солдата Алеся Казанока актер был удостоен Серебряной медали имени Александра Довженко.
Анатолий Кузнецов (кадр из фильма «Горячий снег»)
Также Кузнецов озвучил множество фильмов. Причем он не только дублировал на русский язык иностранные картины, но и становился голосом для актеров прибалтийских, среднеазиатских и кавказских союзных республик, в чьей речи слышался недопустимый советской цензурой акцент.
Несмотря на то, что в фильмографии актера множество значимых работ, в конце жизни он говорил о профессиональной неудовлетворенности. Анатолий Борисович уже меньше снимался, но свой творческий потенциал он реализовывал в музыке. Артист подготовил программу романсов, с которой ездил по стране, выступая с концертами.
Личная жизнь
В студенческие годы Анатолий Кузнецов на одной из вечеринок Галины Волчек познакомился с Александрой Ляпидевской, которая училась на режиссерском факультете ВГИКа и была дочерью легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.
Анатолий Кузнецов и Александра Ляпидевская / Культурология
Супруги долгое время не имели детей, и только когда обоим было уже за 40 лет, у них родилась дочь Ирина. Кинематограф не заразил Иру так, как ее родителей, и она стала искусствоведом, окончив МГУ по соответствующей специальности. Анатолий и Александра Кузнецовы прожили вместе дружной семьей, успев отметить серебряную и золотую свадьбу. В конце жизни актер признавался супруге в любви и называл свою личную жизнь счастливой.
Смерть
В последние годы жизни Анатолий Кузнецов сильно болел. Он пережил тяжелый инфаркт, а позднее врачи диагностировали у него рак. Долгое время артист лечился от онкологии, облучение, проведенные операции истощили организм Анатолия Борисовича.
По словам его супруги, после изучения анализов его знакомый профессор отверг поставленный ему другими медиками диагноз, назвав причиной недуга простой полип. Но время для лечения было уже упущено, здоровье подорвано.
В последнем разговоре с женой Анатолий Борисович упомянул о принятой повышенной дозе лекарства, которая могла стать для него смертельной. 7 марта 2014 года Анатолий Кузнецов умер в палате реанимации. Причиной смерти звезды экрана был назван рак.
Прощание с Анатолием Кузнецовым прошло в Доме кино. Похороны были отложены практически на неделю — Гильдия актеров не могла уладить вопрос получения места для могилы артиста на Новодевичьем кладбище.
Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни». Кадр из фильма
Отец Анатолия Кузнецова был известным певцом, и юный Толя собирался также поступать на вокальное отделение, но по совету преподавателя также подал документы в Школу-студию МХАТ и Щукинское училище. Оба учебных заведения оказались готовы принять талантливого студента, и Кузнецов решил пойти в школу при МХАТе.
Анатолий Кузнецов в фильме «Гость с Кубани». Кадр из фильма
Этот выбор оказался судьбоносным, ведь его сокурсницей стала Галина Волчек, которая в свою очередь познакомила актёра с его будущей супругой, Александрой Ляпидевской, учившейся на режиссёра во ВГИКе.
На третьем курсе Анатолий дебютировал в кино, снявшись в картине «Опасные тропы»,
Анатолий Кузнецов в фильме «Опасные тропы». Кадр из фильма
но всесоюзная известность пришла к нему после фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», где он воплотил на экране красноармейца Фёдора Сухова.
Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни». Кадр из фильма
Кузнецов чуть было не упустил роль, которой было суждено прославить его на века. Анатолий Борисович крайне неудачно упал и сломал ногу, так что роль Сухова досталась Георгию Юматову. Не было бы счастья, да несчастье помогло: через неделю после начала съёмок Юматова нашли в состоянии алкогольного опьянения и со следами побоев на лице. В таком состоянии снимать актёра было никак нельзя, и Мотыль телеграфировал Кузнецову, который согласился стать Суховым — благо, нога заживала на удивление хорошо.
Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни». Кадр из фильма
После феноменального успеха «Белого солнца пустыни» у Анатолия Борисовича не было недостатка в ролях. В зрелом возрасте его стали чаще приглашать играть военных, стражей порядка или персонажей, облечённых властью.
Анатолий Кузнецов в фильме «Мосгаз». Кадр из фильма
Весной 2012 года Анатолий Кузнецов почувствовал недомогание и обратился в номенклатурную клинику, к которой его в своё время прикрепил первый президент России Борис Ельцин. Врачи диагностировали актёру онкологию и назначили терапию облучением, за которой последовала операция.
— Когда через три месяца муж выписался, он весил пятьдесят семь килограммов — скелет, обтянутый кожей. Спать мог только после обезболивающего укола, — цитирует вдову артиста журнал «Семь дней».
Анатолий Кузнецов в 2012 году. Фото: РИА «Новости»
Давний знакомый семьи, профессор медицины, предложил провести повторное обследование, которое показало: у актёра нет рака!
— Оказывается, у мужа был полип. Такое нередко встречается у людей в преклонном возрасте, — объяснила Александра Ляпидевская. — Как позже объяснил профессор, лечится это довольно быстро и просто, если не затягивать. А тут пока делали радиооблучение, задели правую почку, ослабили иммунную систему — время было упущено. Да еще удалили часть прямой кишки.
Анатолий Кузнецов в фильме «Пером и шпагой». Кадр из фильма
Вечером 6 марта 2014 года Анатолий Борисович, которого снова положили в больницу, подвёл итог в разговоре с Александрой.
— Все же яркую мы с тобой жизнь прожили. Интересную. И ты у меня — самая лучшая, — сказал он тогда.
На следующий день актёр выдумал предлог, который заставил жену задержаться, и когда Ляпидевская пришла наконец в клинику, её муж уже лежал в реанимации, приняв смертельную дозу лекарств.
— Прости, но жить инвалидом не хочу, — сказал Кузнецов на прощание.
Памятник Анатолию Кузнецову
Анатолий Кузнецов ушёл из жизни, оставив свою супругу с дочкой Ириной и внуком. Актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище, в 2016 году на его могиле был установлен памятник.
От тюрьмы до секты. Трагические судьбы актеров «Белого солнца пустыни»
30 марта 1970 года на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», считающийся первым советским вестерном. Несмотря на то, что критики тогда восприняли его неоднозначно, а Государственную премию, причем не СССР, а России, картина получила только в 1998 году, сегодня можно с полным правом говорить о космическом успехе фильма. Именно его смотрят все наши космонавты перед стартом. Фразы из фильма давно стали крылатыми. А к актерам, исполнявшим главные роли, намертво пристали имена их персонажей. Жаль только, что всенародная любовь не смогла защитить артистов от житейских невзгод и смертельных болезней.
О том, как сложилась их судьбы, – в материале EG.RU.
Павел Луспекаев
Раньше всех коллег по картине, 17 апреля 1970 года, ушел из жизни легендарный Верещагин. Здоровье его было подорвано еще задолго до съемок в кино. На фронте, куда Павел Луспекаев ушел добровольцем, он сильно обморозил ноги. К 26 годам нарушение кровообращения в поврежденных конечностях привело к развитию атеросклероза. Несколько операций, ампутация пальцев на ногах. Луспекаеву не было еще и 38, когда он вышел на пенсию по инвалидности.
В «Белом солнце пустыни» он согласился сниматься только без дублеров и не принял предложения от режиссера играть персонажа на костылях. Кстати, по сценарию Верещагина звали Александр, но харизма Луспекаева очень скоро убедила всю съемочную группу, что гораздо больше этому персонажу подойдет имя самого актера, Павел.
Эта роль сделала Луспекаева известным и всенародно любимым актером. Но насладиться плодами популярности ему не удалось. Спустя несколько недель после премьеры картины Павел Луспекаев умер – разрыв сердечной аорты. Ему было 42 года.
Анатолий Кузнецов
Александра Ляпидевская, супруга актера, исполнившего роль «товарища Сухова», не раз называла своего мужа баловнем судьбы. Он не стал актером одной роли, в отличие от многих своих коллег был востребованным артистом до последних лет жизни. Кроме того, Анатолий Кузнецов долгие годы мог похвастаться отменным здоровьем. Но когда здоровье подвело его в первый раз, куда-то испарилась и удача.
Два года врачи лечили Кузнецова от рака. Облучение, операция, удаление части органов. Он фактически стал инвалидом. Но лечение не помогало. Когда Кузнецов обратился к другим специалистам, выяснилось, что никакого рака у него нет и никогда и не было. Все дело было в полипе.
Эту проблему легко можно было бы решить, если бы не упущенное время и загубленное неправильным лечением здоровье. Жена и врачи уверяли Анатолия, что шанс у него еще есть, пытались приободрить его. Но у актера были другие планы. 7 марта 2014 года он сказал постоянно дежурившей в больнице жене, что нужно срочно ехать платить за газ, а пока ее не было, принял смертельную дозу лекарства. Врачи не смогли его спасти.
Николай Годовиков
Мало кто мог представить в 1970 году, что Николая Годовикова, обаятельного Петруху из «Белого солнца пустыни», ждет не успешная карьера в кино, а полная скандалов, ошибок и падений судьба.
Когда картина вышла на экраны, Николай служил в армии. Вернувшись со службы в 1972 году, он женился, на свет появилась дочка. Но карьера актера не складывалась, да и супруга требовала чего-то более приземленного, лишь бы деньги муж приносил регулярно. Делать это Годовикову не удавалось. Брак вскоре распался, Николай остался жить один в коммуналке. Перебивался случайными заработками, на достойную работу его не брали.
Спустя два года холостяцкой и разгульной жизни в коммуналке подрался с соседом. Бытовая ссора кончилась для Годовикова ранением в области груди – сосед разбил бутылку и напал на молодого актера.
Травма оказалась серьезной. Из-за нее Николай больше не мог зарабатывать себе на жизнь грузчиком, а на другую работу его не брали. Дальше статья за тунеядство и первый тюремный срок. А затем пошло-поехало – бродяжничество, воровство, новый срок, свобода, новый брак, еще один ребенок, снова безработица и развод, снова тюрьма.
В начале 90-х в жизни Николая началась светлая полоса – он встретил свою третью жену, та помогла ему вырваться из порочного круга, устроиться на постоянную работу, Годовиков даже снялся в нескольких картинах. В начале 2015 года его третья супруга умерла – диабет. А в ноябре 2017 года не стало и самого Николая – рак почек.
Татьяна Кузьмина
Про Татьяну Кузьмину говорят, что она загубила карьеру актрисы. Роль Гюльчатай, доставшаяся ей случайно, могла открыть юной танцовщице двери в мир большого кино. Но не сложилось. Татьяна вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, сменила фамилию, появившуюся в титрах «Белого солнца пустыни» (Федотова), на фамилию мужа.
Однако брак с композитором обернулся для Татьяны общественным порицанием, ведь по сути ради молодой танцовщицы Кузьмин ушел из семьи. Татьяна работала в танцевальном ансамбле, но многие коллеги отзывались о ней как об очень скандальной и проблемной даме.
Успеха в работе не было ни у нее, ни у мужа, друзей, по сути, тоже не нажила. Но при этом сейчас она говорит, что это «Бог уберег ее от карьеры актрисы». Дело в том, что вот уже больше десяти лет Татьяна состоит в общине, которую многие священнослужители считают сектой. Именно религии она посвящает почти все свое время и силы. А редкие интервью использует, чтобы проповедовать.
Кахи Кавсадзе
Исполнителю роли Абдуллы, Кахи Кавсадзе, в жизни выпало немало испытаний, и, пожалуй, самое большое – смотреть, как уходят твои близкие, а ты не в силах ничего с этим сделать.
Первым Кахи, тогда еще мальчика, покинул отец. Он ушел на фронт, попал в плен, но после освобождения между перспективой построить успешную жизнь за границей и шансом вернуться на родину к жене и детям выбрал второе. До дома он доехать так и не успел. Сняли с поезда, арестовали. Несколько свиданий с родными, и отца Кахи сослали в Сибирь. Оттуда он уже не вернулся. Мать Кахи всю себя посвятила детям, так больше и не вышла замуж. Она умерла на руках сына.
Еще одной большой утратой для Кавсадзе стала его жена Белла. Они прожили вместе 26 лет, и 23 года из них Белла болела. Ее недуг – последствие тяжелейшего гриппа, перенесенного во время беременности. Ребенка удалось сохранить, но вот здоровье матери было безнадежно подорвано. Она говорила, что не может ходить, не чувствует свои пальцы и вообще будто теряет контроль над телом. Лишь спустя годы удалось выяснить, что у Беллы поражен спинной мозг и нервные окончания. Вылечить ее было уже невозможно.
И она стала жить с этой болезнью, при этом не бросала работу и в доме всегда успевала навести идеальный порядок. Кахи поддерживал ее как мог, но видеться удавалось не так часто, как хотелось бы, ведь его актерская карьера в это время шла в гору. Кавсадзе был успешным актером, но не мог избавить от страданий свою жену. Она умерла в 1992 году. Кахи вовремя вернулся со съемок и успел попрощаться с Беллой.
Сейчас ему 82 года, он полон оптимизма, но на постоянные призывы родных и близких вновь жениться, как и прежде, отвечает, что не хочет «фальшивить всю оставшуюся жизнь».
Раиса Куркина
Раиса Куркина исполнила в фильме роль Настасьи, жены Верещагина. Режиссер картины Владимир Мотыль в то время был ее мужем и утвердил Раису на роль без проб.
Личного счастья актриса так и не построила. Активно сниматься перестала еще в конце 80-х. Уже много лет она живет одна. Дочь давно уехала в Канаду, а Раиса отправиться вслед за ней не решилась.
Знаменитая актриса сейчас часто вынуждена пользоваться помощью социальных работников. Это обстоятельство четыре года назад сыграло с ней злую шутку – в квартиру Раисы Семеновны постучались неизвестные и представились соцработниками. Сообщили, что все рублевые сбережения актрисы скоро сгорят и ей необходимо срочно обменять их на валюту. Куркина поверила и отдала все свои сбережения – около полутора миллиона рублей. Взамен мошенники дали ей фальшивки. Но, когда актриса обнаружила это, было уже поздно. В прошлом году Куркина отметила 90-летие.
По имени «солнце»: как товарищ Сухов вошел в легенду
90 лет назад, 31 декабря 1930 года, родился Анатолий Кузнецов, исполнитель главной роли в самом любимом зрителями (это официальные итоги соцопроса!) советском фильме всех времен. В этот день «Известия» вспомнили, как Кузнецов едва не стал певцом, насколько он был популярен до товарища Сухова и как относился к своему герою на склоне лет.
Как он не стал певцом
У выражения «актер одной роли» смысл не то чтобы уничижительный, но какой-то сочувственный, что ли. Мол, старался человек, работал всю жизнь — но запомнился только в одном-единственном образе, пусть даже и хорошем. Чаще всего так и бывает: Борис Бабочкин, Александр Демьяненко, Екатерина Савинова, да хотя бы и Джоди Фостер. Но есть и счастливые исключения, когда при упоминании фамилии артиста, разумеется, первым делом вспоминается его главная работа, но память на этом не останавливается.
У Анатолия Кузнецова была настолько русская, крестьянская внешность, что волей-неволей хочется представить его человеком от сохи, пробившимся «в артисты» благодаря везению и таланту. Это совсем не так (за вычетом таланта, разумеется). Кузнецов — москвич, выходец из семьи, которую можно было бы назвать даже богемной: отец — певец, работал в джазовом оркестре и в хоре Большого театра, старший двоюродный брат Михаил— популярный в 1940–1950-е годы киноактер (тоже запомнившийся ролью солдата — только в сказке «Марья-искусница»).
Валентина Малявина и Анатолий Кузнецов в фильме «Утренние поезда»
Анатолий сперва тоже хотел стать певцом: «Сначала я собирался было пойти по стопам отца. И я поступил на вокальное отделение училища имени Ипполитова-Иванова». Потом была Школа-студия МХАТ — с выбором помог определиться брат Михаил, он когда-то окончил другой «мхатовский» вуз — Оперно-драматическую студию.
Известность пришла к Анатолию Кузнецову быстро и спокойно. Еще студентом дебютировал в кино в таежном боевике «Опасные тропы» — и сразу пусть не в главной, но в большой роли. Главные, впрочем, появились тоже очень быстро — «К Черному морю», «Повесть о молодоженах», «Случай на шахте восемь», «На дорогах войны». Любопытно, что молодой Кузнецов у режиссеров котировался как романтический герой, и только ближе к сорока актер стал всё чаще и чаще приглашаться на роли уверенных в себе мужчин в военной форме («Весна на Одере», «Освобождение»). Впрочем, без труда ему давались и комедии — трио с Олегом Борисовым и Ларисой Голубкиной в «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова получилось образцовым.
Как он стал легендой
На пробы в главный фильм своей жизни Кузнецов попал для проформы. Владимир Мотыль видел в роли Сухова Георгия Юматова, но по сложившемуся порядку пробовать одного актера было нельзя — минимум двоих. Актеры охотно ходили на такие «безнадежные» пробы — ведь за участие в них платили, и довольно прилично — 25–35 рублей за кинопробу, чуть меньше — за фото.
Николай Годовиков и Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни»
Дальнейшая история слишком хорошо известна, чтобы подробно ее пересказывать. Юматова утвердили, чуть ли не в первый съемочный день он запил, и режиссер срочно вызвал на площадку Кузнецова.
Говорить о том, что «на следующее утро после премьеры актер проснулся знаменитым», в случае с Кузнецовым-Суховым категорически нельзя. Это из 2020 года кажется, что фильм, официально признанный самым любимым зрителями за всю историю советского кино, стал таким сразу же. На самом деле «Солнце» по достоинству оценили далеко не сразу — и в прокате он не собрал рекордную кассу и «советский Оскар» — опрос журнала «Советский экран» о лучшем фильме года не то что не выиграл — занял среди номинантов предпоследнее место.
Культ «Белого солнца пустыни» зарождался постепенно. В его создание внесли свой вклад и космонавты, которые приобрели привычку смотреть фильм перед стартом, и журналисты, которые стали об этом писать, и лично дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев, настоятельно советовавший Центральному телевидению почаще показывать свое любимое кино — и, разумеется, это самое телевидение.
Анатолий Кузнецов и Галина Лучай в фильме «Белое солнце пустыни»
Когда говорят и пишут о «Солнце» много говорят о сценарии, о своеобычной режиссуре Мотыля, о Луспекаеве и Мишулине, об актере-любителе Годовикове. Работа Кузнецова как-то выводится из фокуса — что, дескать, тут обсуждать, и так понятно, шедевр. Между тем в роли Сухова Кузнецов не добился (и не добивался) никакого актерского катарсиса, не нашел (и не искал) никаких принципиально новых профессиональных ходов, красок и т.д. Он просто работал, как всегда, — скуповато на наигрыш, но предельно психологически точно. Фирменная кузнецовская ухмылочка, ставшая его отличительным знаком еще в «Дайте жалобную книгу», дала Сухову, чего ему никогда бы не дал Юматов — при всем уважении к этому великому артисту, а именно прошлое, бэкграунд.
Точно так же, как москвич из интеллигентной семьи Кузнецов удачно притворялся крестьянским сыном, Сухов прикидывается простачком, обыкновенным солдатом, неизвестно зачем и как мотающимся по закаспийским пескам. То, что Сухов не прост, что у него за плечами не только фронт, что он как минимум обучен грамоте, а скорее всего, вообще старается придать себе больше «правильного происхождения», чем оно есть на самом деле, — всем этим наделили его не сценарист и режиссер. Всё это — тончайшая работа Кузнецова.
Как он остался в кинематографе
Известно, что после роли Болконского в «Войне и мире» Вячеслав Тихонов всерьез думал уйти из кино — дескать, лучше ничего не сыграю, так зачем? Кузнецов после «Белого солнца пустыни», напротив, вошел в обойму самых востребованных киноактеров страны. Он много снимается за границей — в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Югославии, причем не только в совместных картинах: ему доверили главную роль в экранизации романа Чапека «Гордубал». На родине Кузнецов не снимает погон — полковники и генералы в его фильмографии идут косяком. Среди них есть хотя и не сравнимые с Суховым, но вполне запомнившиеся образы — например, подполковник Морошкин из знаменитой дилогии «В зоне особого внимания» и «Ответный ход».
Георгий Жженов и Анатолий Кузнецов в фильме «Горячий снег»
Он не чурается и эпизодов — и, по крайней мере, один помнят все. Одинокий, разлученный с маленьким сыном лесничий из «По секрету всему свету», в трех фразах пересказывающий в поезде Дениске Кораблеву свою горемычную жизнь, сделал довольно проходной «каникулярный» фильм настоящей драмой. И остается только пожалеть, что когда цензурные времена кончились, никто не решился поработать с Кузнецовым всерьез — разве что братья Алейниковы в «Трактористах-2».
Кузнецов прожил ровную долгую счастливую жизнь — и профессиональную и личную: его единственной любовью со студенческих времен была дочь Героя Советского Союза № 1 Анатолия Ляпидевского Александра. Славу принимал с достоинством и без ложной скромности. И только ближе к концу жизни на вопрос об «актере одной роли» всё чаще и чаще отвечал: «Иногда бывает досадно».