Судовые электрические машины классификация
Мезин Е.К. Судовые электрические машины
Мезин Е.К. Судовые электрические машины
Предисловие
Учебник «Судовые электрические машины» соответствует программе по одноименному курсу в объеме 80 лекционных часов и предназначен для электромеханических факультетов высших учебных заведений Министерства морского флота.¶
Основное внимание в курсе уделено теории электрических машиш, применяемых на судах, вопросам их конструктивного исполнения и эксплуатации. Изложение дается в традиционной последовательности: машины постоянного тока, трансформаторы, синхронные и асинхронные машины. Последовательность изложения отдельных разделов курса в зависимости от учебного плана может быть изменена. Например, после раздела «Судовые трансформаторы» и гл. 12-14 могут рассматриваться «Судовые асинхронные машины», а затем уже «Судовые синхронные машины».¶
Кроме основных видов в учебнике рассматриваются некоторые машины специального назначения, судовые электромашинные преобразователи и коллекторные машины переменного тока; последние чаще находят применение в береговых и портовых установках. В книгу не включены электрические машины, используемые в автоматике и телемеханике; они изучаются по учебной программе «Элементы судовой автоматики».¶
Изложение курса предусматривает знание учащимися смежных дисциплин: теоретических основ электротехники, электрических измерений, электроматериалов. Предполагается также более подробное изучение некоторых вопросов курса судовых электрических машин при прохождении учащимися плавательских практик при курсовом проектировании электрических машин.¶
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ судовые
Полезное
Смотреть что такое «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ судовые» в других словарях:
СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ — устройства для обеспечения движения кораблей, катеров и других судов. К движителям относятся гребной винт и гребное колесо. В качестве судовых энергетических установок используются, как правило, паровые машины и турбины, газовые турбины и… … Энциклопедия Кольера
МАШИНЫ ШПИЛЕВЫЕ — судовые вспомогательные механизмы, служащие для выбирания ката и др. тяжелых работ по тяге тросов и цепей. М. Ш. бывают паровые и электрические. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР,… … Морской словарь
Электрические станции — I. Общие понятия. II. Типы Э. станций по производству Э. энергии. III. Классификация их. IV. Здания и помещения Э. станций. V. Оборудование Э. станций. VI. Эксплуатация Э. станций. VII. Судовые Э. станции. VIII. Вагонные и поездные Э. станции. IX … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Электрические станции* — I. Общие понятия. II. Типы Э. станций по производству Э. энергии. III. Классификация их. IV. Здания и помещения Э. станций. V. Оборудование Э. станций. VI. Эксплуатация Э. станций. VII. Судовые Э. станции. VIII. Вагонные и поездные Э. станции. IX … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
устройство — 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Подшипник — качения с неподвижным внешним кольцом Подшипник (англ. bearing)(от слова шип) изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в… … Википедия
Двигатель судовой — энергосиловая машина, используемая для приведения в движение судна (главный двигатель) или для привода судовых электрогенераторов. На современных судах в качестве двигателя применяют дизели, паровые турбины и газовые турбины. Передача… … Морской словарь
защита — 3.25 защита (security): Сохранение информации и данных так, чтобы недопущенные к ним лица или системы не могли их читать или изменять, а допущенные лица или системы не ограничивались в доступе к ним. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
время — 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
диапазон — 3.9 диапазон (range): Диапазон между пределами, выраженными заявленными значениями нижнего и верхнего пределов. Примечание Термин «диапазон», как правило, используют в различных модификациях. Он может представлять собой различные характеристики,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Судовые электрические машины
Классификация судового оборудования в зависимости от климатических условий района плавания
Соответствующими стандартами установлена следующая классификация судового оборудования в зависимости от климата района плавания:
1. оборудование судов ограниченного района плавания с умеренно холодным кли-
матом ( европейская часть ), обозначаемая буквой М;
2. оборудование судов неограниченного района плавания, обозначаемое буквами ОМ.
Классификация судового оборудования в зависимости от климата района плавания
приведена в таблице В1.
Классификация судового оборудования в зависимости от климата района плавания
Таким образом, суда неограниченного района плавания ( океанские ), периодически переходящие из северных широт в южные и наоборот, имеют электрооборудование класса ОМ.
Классификация электрооборудования в зависимости от места расположения на судне
Судовое электрооборудование расположено на самых разных пространствах судна и в разных помещениях.
Место расположения электрооборудования определяется видом механизма.
Например, электроприводы палубных механизмов – якорно-швартовных и грузовых устройств, траповых и шлюпочных лебедок, расположены на открытых палубах и подвержены прямому воздействию воды.
Электроприводы механизмов, расположенных в машинном отделении, например, пожарных насосов, насосов, обеспечивающих работу главного двигателя, лишены прямого воздействия воды, но остаются под воздействием остальных неблагоприятных факторов – повышенной влажности, вибрации, ударов и др.
Электрооборудование, расположенное в ЦПУ – разного рода системы управления и контроля, а также главный электрораспределительный щит, работают в наиболее комфортных условиях, т.к. помещение ЦПУ отапливается (или охлаждается, в зависимости от района плавания) и вентилируется.
Условные обозначения категорий размещенияэлектрооборудования на судне приведены в таблице
Категории размещенияэлектрооборудования на судне
Обозначение категории места | Характеристика места размещения электрооборудования |
На открытом воздухе | |
На открытом воздухе или в помещениях, где колебания температу ры и влажности воздуха незначительно отличаются от колебаний на открытом воздухе | |
В помещениях с естественной вентиляцией без искусственного климата | |
В отапливаемых или охлаждаемых и вентилируемых помещениях | |
В помещениях с повышенной влажностью, где возможно длитель- ное наличие воды или частая конденсация влаги на стенах или потолке |
Классификация электрооборудования в зависимости от степени защищенности обслуживающего персонала от соприкосновения с его токоведущими или вращающимися частями и степени защищённости корпуса электрооборудования от попадания внутрь воды
Условные обозначениястепени защищенности обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями электрооборудования, находящегося внутри её корпуса и степени защищённости корпуса электрооборудования от попадания внутрь воды объединены и состоят из латинских букв IP (от первых букв английских слов «International Protection», что означает «Международная система защиты корпуса электрооборудования») и двух последующих цифр.
Первая цифра обозначает степень защищенности обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частямиэлектрооборудования.
Цифровые значения степеней такой защиты приведены в таблице
Степени защиты судового электрооборудования от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями
Вторая цифра обозначает степень защищенности электрооборудованияот попадания внутрь воды. Цифровые значения степеней такой защиты приведены в таблице
Степень защищенности электрооборудованияот попадания внутрь воды
Вторая циф- ра условно- го обозначе- ния | Степень защиты | Название исполнения кор пуса электрооборудова- ния |
защита отсутствует | открытое | |
от капель воды, падающих вертикально | каплезащищённое | |
от капель воды при наклоне оболочки до 15º | каплезащищённое | |
от дождя, падающего под углом 60º к вертикали | брызгозащищённое | |
от брызг, попадающих на корпус под лю бым углом | брызгозащищённое | |
от водяных струй, попадающих на кор- пус под любым углом | брызгозащищённое | |
от волн воды | водозащищённое | |
при погружении в воду: вода не должна попасть внутрь корпуса в количестве, достаточном для повреждения изделия, при определённых стандартами значениях давления воды и времени нахождения под водой | погружное ( герме- тичное ) | |
то же, что и в п.7, но при длительном погру- жении в воду: | погружное ( герме- тичное ) |
Правила классификации и постройки морских и речных судов (Регистр) устанавливают зависимость степени защищённости электрооборудования от типа судовых помещений. Эта зависимость приведена в таблице
Зависимость степени защищённости электрооборудования от типа судовых помещений
№№ | Тип судового помещения | Характеристика помещения | Степень защиты |
Помещение главного распределительного щита | Сухое отапливаемое | IP00 | |
Жилые, общественные и служебные помеще ния и относящиеся к ним коридоры, вестибюли, трапы, кроме перечисленных ниже | Сухие | IP20 | |
Каюты, салоны, детские комнаты и т.п. на пасса жирских судах | Сухие | IP30 | |
Умывальные, туалетные, гальюны, раздеваль- ные, камбузы, сушильные, провизионные кладо- вые и т.п. | С повышенной влажностью | IP44 | |
Бани, душевые, ванные, прачечные, посудомоеч ные, заготовительные, по обработке продуктов промысла и лова | Особо сырые | IP55 | |
Кладовые: шкиперские, прозодежды, запчастей, мастерских, фонарные, малярные, а также там- буры и коридоры, примыкающие к этим помеще ниям | Влажные | IP23 | |
Закрытые рулевые, штурманские, радио- и трансляционные рубки и т.п. | Сухие | IP22 | |
Аварийных дизель-генераторов и пожарных насосов | С повышенной влажностью | IP23 | |
Специальные электрические | Сухие, при возмож- ности отапливаемые | IP10 | |
Помещения машинные, котельные и электриче- ского оборудования | С повышенной влажностью | IP23 | |
Холодильных машин, рулевых машин, агрегат- ные для палубных механизмов, насосные на сухогрузных судах | С повышенной влажностью | IP23 | |
Места, где может скапливаться негорючая пыль ( трюма, склады и т.п. ) | Особо сырые | IP55 | |
Открытые палубы | Заливаемые водой | IP56 | |
Помещения и пространства, где оборудование работает под водой | Затопляемые | IP68 | |
Помещения с горючей пылью, угрожающей взрывом | Опасные | IP68 |
В зависимости от особых условий эксплуатации, дополняющих перечисленные выше, могут использоваться и иные буквенные обозначения исполнение корпусов судового электрооборудования. Эти обозначения приведены в таблице
Судовые электрические машины
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды судовых электрических машин и особенности их конструкции
Судовые электрические машины – это электрические машины, которые используются для выполнения заданной работы на морских и речных судах.
На современных судах применяются электрические машины переменного и постоянного тока. На судах, в качестве генератора переменного тока, применяется синхронный генератор, на чьих роторах располагается обмотка возбуждения, которая питается постоянным током. Магнитный поток, который создается током возбуждения при вращении ротора образует напряжение в обмотке статора, подаваемое на главный распределительный щит, а оттуда судовым потребителям. Ротор генератора постоянного тока отличается от синхронного тем, что его обмотка находится на статоре, а ротор подключен к коллектору, который является электромеханическим выпрямителем. Часто генераторы на судах работают параллельно. В данном режиме активная и реактивная нагрузка между синхронными генераторами должна быть распределена.
Современные суда характеризуются высокой степенью электрификации, причем самыми многочисленными являются электрические машины. Они представляют собой основных потребителей электрической энергии, которые приводят в движение большое количество судовых механизмов:
Якорно-швартовое устройство – это совокупность устройств и приспособлений, которые используются для удержания судна на якоре, а также его хранения, отдачи и подъема.
Судовые электрические машины работают в более тяжелых условиях, чем береговые промышленные электроустановки. Обусловлено это тем, что судно является мореходным сооружением и его электрические машины подвержены периодическим наклонам при дифферентах и кренах, причиной которых является качка, а также повышенному воздействию вибраций и сотрясений. Судовые электрические машины также работают в условиях высокой влажности воздуха, высокой температуры окружающей среды, наличия паров масел и нефтепродуктов, а также в условиях резкого перепада температур. Характерным явлением для судовых машин является заливание морской водой. Из-за перечисленных причин судовые электрические машины должны обладать повышенной ударостойкостью, быть малошумными, обладать небольшими массой и габаритами, высокой эксплуатационной надежностью, а также их изоляция должна быть стойкой по отношению к воздействию влаги, воды и масла.
Готовые работы на аналогичную тему
На морских судах используется специальная система охлаждения электрических машин. Такая система может быть естественной, с независимым охлаждением и с самовентиляцией. В настоящее время естественная система охлаждения практически не применяется. Самой распространенной системой охлаждения является система с самовентиляцией, в данном случае охлаждение внутреннего пространства осуществляется вентилятором на валу.
Классификация судовых электрических машин
Судовые электрические машины и оборудование классифицируются:
Электрические машины являются важнейшей составляющей систем электроснабжения, жизнеобеспечения и управления судном, правильный монтаж и обслуживание которых является гарантом безаварийного функционирования не только отдельных систем, но и всего судна в целом.
Тема 1.10. Основы электропривода.
В общем случае электропривод состоит из 4-х устройств:
Преобразовательное устройство предназначено для преобразования рода тока, напряжения и частоты тока питающей сети и передачи преобразованных параметров сети в электрическую часть электропривода. Поэтому оно включается между питающей сетью и электрической частью электропривода.
Структурная схема электропривода
В качестве преобразовательных устройств используются:
для преобразования частоты тока – преобразователи частоты, преобразующие переменный ток одной частоты в переменный ток другой, регулируемой частоты.
Рассмотрим поочередно преобразовательные устройства.
Выпрямители
На судах выпрямители применяют в электроприводах, использующих в качестве источника механической энергии двигатель постоянного тока. К таким электроприводам относятся (в оснвном на судах старой постройки):
якорно – швартовные механизмы – брашпили;
грузоподъёмные – грузовые лебёдки и краны;
гребные электрические установки, предназначенные для движения судна.
Мощность этих электродвигателей составляет десятки и сотни кВт.
Трансформаторы
Трансформаторы в судовых электроприводах, как правило, не применяются. Однако они нашли применение на берегу. Здесь от высоковольтных линий электропередач с напряжениями в сотни киловольт питаются предприятия с электроприводами напряжением 380В и 660В.
Преобразователи частоты
На судах статические тиристорные преобразователи частоты применяются в электроприводах переменного тока. К таким электроприводам относятся, в основном, грузоподъёмные тяжеловесные устройства и гребные электрические установки.
Электродвигательное устройство предназначено для преобразования электрической энергии в механическую или, в некоторых системах судовых электроприводов (система генератор – двигатель), механической энергии в электрическую.
К электродвигательным устройствам относят электродвигатели постоянного и переменного тока, а также универсальные ( переменно-постоянного тока ). Последние нашли на судах ограниченное применение, в основном, в электроприводах вентиляторов мощностью до 250…300 Вт.
Передаточное устройство предназначено для передачи механической энергии от электродвигателя к исполнительному органу механизма.
К передаточным устройствам относят механические, гидравлические и другие передачи. Передаточные устройства применяют в грузоподъёмных, якорно-швартовных и рулевых механизмах. Например, в электроприводе грузовой лебёдки передаточным устройством является редуктор, расположенный между электродвигателем и грузовым барабаном лебёдки.
Простейшие по устройству электроприводы, например, вентиляторы и центробежные насосы, не имеют передаточного устройства, т.к. у них крылатка насажена непосредственно на вал электродвигателя.
Управляющее устройство предназначено для управления преобразовательным электродвигательным и передаточным устройствами. При помощи управляющего устройства задают необходимый режим работы всего электропривода, например, пуск, остановку, реверс, изменение скорости и др. Например, в электроприводе грузовой лебёдки управляющее устройство состоит из командоконтроллера (с рукояткой управления) и
станции управления, внутри корпуса, которой находятся коммутационные и защитные электрические аппараты – контакторы, реле, предохранители и др.
В сложных современных судовых электроприводах составной частью управляющего устройства являются бортовые компьютеры, которые получают информацию от задатчиков и датчиков обратной связи и вырабатывают сигналы управления в соответствии с заданными алгоритмами (программами).
При этом, в качестве задатчиков используются рукоятки управления тремя механизмами крана (подъём, поворот, стрела), связанные с потенциометрами, в качестве датчиков – большое количество чувствительных элементов, измеряющих вес груза, давление в системе гидравлики величину тока, определяющих положение рабочих органов перечисленных механизмов и многое другое.