Субсидия на авто минпромторга
Программа льготных автокредитов со скидкой до 375 000 ₽ продлена до 2023 года
Льготные автокредиты со скидкой 10 или 25% от стоимости машины можно будет взять и в этом году. Программа действовала до конца 2020 года, но теперь продлена до 2023. В 2021 году на субсидии по этой программе будет выделено 8,87 млрд рублей.
Основные условия не изменились. Вот что нужно учесть, если планируете покупать автомобиль российской сборки.
Что это за программа
Программа льготного автокредитования с господдержкой дает возможность некоторым категориям граждан взять автокредит и получить скидку за счет бюджета. Размер скидки составляет 25% для Дальнего Востока и 10% для остальных регионов.
Сумму скидки не выдают деньгами, ее прибавляют к первоначальному взносу. Получается, что заемщик как будто вносит 10 или 25% от стоимости машины при покупке, но на самом деле эту сумму банку возмещает государство.
Участвовать в программе могут не все, есть требования и к характеристикам машины.
Кому дадут льготный автокредит в 2021 году
Заемщики из всех льготных категорий должны соответствовать общим условиям программы. Вот они:
Но не все заемщики, соответствующие этим условиям, смогут получить скидку. Есть дополнительные требования. Вот кому подойдет эта программа:
Для скидки должно соблюдаться хотя бы одно из перечисленных условий.
Какие требования установлены для автомобилей
В 2021 году новый автомобиль должен иметь такие характеристики:
Баллы присваиваются по соглашению производителя с Минпромторгом. Так подтверждается, что машина произведена в России. Например, российская сварка кузова дает 400 баллов, окраска — 500 баллов, использование российского металла — 200 баллов. Заемщикам в это можно не вникать: на машины уже получены заключения. Поэтому достаточно уточнить в автосалоне, что можно купить в кредит с господдержкой.
Каждый год необходимое количество баллов растет. Модель, которая подходит в 2021 году, может не соответствовать условиям в 2022.
Я купила автомобиль с господдержкой
И сэкономила 117 тысяч рублей
Условия льготных автокредитов изменились
Эта статья написана на основе личного опыта автора. С тех пор в программе льготного автокредитования произошли изменения. С февраля 2020 года скидку давали только при покупке машины не дороже 1 млн рублей. Но в июне лимит снова повысили — до 1,5 млн рублей. Также изменились требования к заемщикам. Список моделей, которые можно купить с господдержкой, ограничили.
Изначально я планировала купить машину за наличные: часть накопила, часть заняла у родителей.
В начале 2018 года начала обзванивать дилеров. Сотрудник дилерского центра рассказал мне про государственную субсидию на первый автомобиль. Я изучила условия программы и неплохо сэкономила, хоть и пришлось взять кредит. Расскажу, как я это сделала.
Что за программа господдержки
Мы уже писали о программе льготных автокредитов. Расскажем вкратце. Гражданин РФ в возрасте 21—65 лет с водительским удостоверением может получить субсидию на новую легковую машину отечественной сборки. Это не только «Автоваз»: например, в России собирают Форды, Рено, Киа, Хендаи. Размер субсидии фиксированный — 10% от стоимости автомобиля, а на Дальнем Востоке — 25%. Когда я выбирала автомобиль, его стоимость не должна была превышать 1,45 млн рублей. В ноябре 2019 года лимит уменьшили. В 2020 году скидку дадут только при покупке машины не дороже 1 млн рублей.
Субсидия работает так: покупатель выбирает автомобиль в салоне и оформляет автокредит. Если покупатель подходит под условия господдержки, к первоначальному взносу по кредиту государство добавит 10% стоимости автомобиля — будто их заплатил сам будущий автовладелец.
Государство дает эти деньги не покупателю, а банку, который предоставляет кредит. А банк добавляет субсидию к первому взносу за машину.
Субсидию дадут, если это первая машина в жизни покупателя или если в семье больше одного несовершеннолетнего ребенка. Придется также заполнить анкету и указать, что в предыдущем году вы не брали автокредит. И написать заявление, что в ближайший год вы его брать не будете. Это не бюрократия банка, а условия субсидии, прописанные в постановлении правительства.
До 2018 года были ограничения по максимальной ставке по кредиту, максимальному сроку и минимальному первоначальному платежу. Сейчас это отменили — условия кредита определяет банк.
В каком банке можно взять субсидию
Субсидию можно взять в любом банке из списка Минпромторга: последняя версия списка включает 26 банков. Подать заявление на участие в программе может любой банк, соответствующий требованиям: банк должен быть российской юридической организацией без просроченных задолженностей перед государством и заключить с бюро кредитных историй договор присоединения. Минпромторг проверит документы, представленные банком, и заключит с ним договор.
Минпромторг обязан проверять не только сам банк, но и условия выдачи каждого кредита. Если условия нарушены, банк не получит возмещение, а если это выяснится после выплаты компенсации, банк обязан будет вернуть субсидию государству в течение 30 дней.
Так ли выгодна господдержка
В салоне автодилера, которого я выбрала, было отделение банка, поэтому я сразу узнала, какие условия кредита будут у меня. Банк предложил кредит на 24 месяца под 16,5% годовых с равными платежами и возможностью досрочного погашения. Есть 30-дневный льготный период, когда задолженность можно полностью погасить в любой момент. Когда он закончится, полное погашение кредита нужно будет заказывать через оператора за месяц. Позже я объясню, почему это условие важно.
Плюс субсидии в том, что ее добавляют к первоначальному взносу в момент покупки машины, а не возвращают в неопределенном будущем: первоначальный взнос просто становится больше на 10% стоимости машины. Минус в том, что ставка по такому кредиту обычно выше, чем у банков, которые не участвуют в программе господдержки. Например, без господдержки мне предлагали кредит под 13,9% годовых.
Если брать машину в кредит с минимальным первоначальным взносом, ничего волшебного в господдержке нет: экономия 10% при оформлении сильно уменьшится из-за того, что ставка по кредиту выше. В результате переплата может оказаться даже больше, чем без господдержки. Но пользу от субсидии получить все-таки можно.
Как сэкономить 10% стоимости машины
Я планировала покупать машину за наличные, поэтому придумала такой план: оформить кредит только для того, чтобы получить субсидию, и сразу закрыть его, чтобы не платить проценты.
Расчет такой: покупаю машину за 1,2 млн рублей, государство добавляет мне на нее 10% — 120 тысяч. Остается заплатить 1,08 млн. Из них 908 тысяч отдаю сразу, а на 100 тысяч беру кредит и возвращаю его полностью через два дня. Переплата по кредиту за пару дней — в районе ста рублей. А 120 тысяч рублей — чистая прибыль, освобожденная от налогов. В итоге я так и поступила.
Без чего кредит не дадут
Каско. В договоре четко прописано, что каско — обязательное условие на весь срок кредита, но не меньше чем на год. Если вы собирались ограничиться ОСАГО, то расходы на каско могут перекрыть выгоду от субсидии.
Если вы не планировали покупать каско, стоит внимательно посчитать выгоду от господдержки. Например, машина стоит 500 тысяч — субсидия составит 50 тысяч. Стоимость полиса каско для водителя с минимальным стажем может съесть всю выгоду. А если машина стоит 1,4 миллиона, то субсидия в 140 тысяч уже добавляет смысл покупке, даже если изначально вы не планировали оформлять каско. Я собиралась брать каско в любом случае — пока довольна.
Если оформлять страховку не в автосалоне, стоит зайти на сайт банка и убедиться, что выбранный страховщик есть в списке компаний, удовлетворяющих требованиям кредитора: этот пункт тоже есть в кредитном договоре. Список надежных по мнению моего банка автостраховщиков был размещен на главной странице — 53 компании и телефон для связи на случай, если ни одна не подошла.
Официальное трудоустройство. Сотрудник банка сразу предупредил, что без официального трудоустройства кредит, скорее всего, не одобрят. Государство стимулирует трудящихся граждан.
Менеджеры автосалона в такой ситуации советуют написать «какую-нибудь работу с каким-нибудь телефоном», так как заявки проверяют не очень тщательно. Сотрудники автосалона вообще на удивление легко советуют сообщать недостоверную информацию. Например, менеджер рассказал, что есть шанс получить субсидию, даже когда это не первый автомобиль: если предыдущие машины покупали за наличные, в кредитной истории их нет. Если слукавить и подать заявку на субсидию, банк может ее одобрить.
Делать так я не советую — расскажу почему.
Как проверяют заявку на кредит и что будет, если обнаружат подлог
За год до всей этой истории я хотела взять машину в кредит. И пока я узнавала условия кредита разных банков, каждый дилер, к которому я обращалась, отправлял заявку в банк, с которым этот салон сотрудничает. В итоге мне позвонили из десяти банков: настойчиво спрашивали про кредитные карты, займы, рабочий телефон, количество детей, машин и сколько я трачу на продукты. Часто из одного банка звонили несколько раз и разные люди. Было некомфортно: я не знала, сотрудник банка или мошенник сейчас спрашивает меня про сумму на карте. Приходилось задавать встречные вопросы.
Кредит, который я в итоге оформила для господдержки, оказался самым спокойным. Я заполнила стандартную анкету у сотрудника дилерского центра, а через два дня он позвонил и сказал: «Приезжайте, заявка одобрена». Никаких звонков и справок с работы. Возможно, дело в том, что первый взнос больше 90% — лучшая гарантия выплаты кредита.
Для получения субсидии банк каждый месяц представляет в Министерство промышленности и торговли заявление о предоставлении субсидии. Министерство проверяет сведения и подтверждает или отклоняет выдачу субсидии. В дальнейшем министерство обязано проверять соблюдение условий. Если окажется, что машина была не первая или покупатель взял еще один автокредит, банк обязан вернуть субсидию государству. В этом случае банк потребует от покупателя вернуть субсидию и заплатить проценты за пользование средствами.
Как получить выгоду больше 10%
Государство возмещает банку стоимость субсидии в конце года, а банк зарабатывает на процентах с автокредита и делится с салоном. Поэтому автосалоны поддерживают и продвигают эту субсидию. Менеджер не признался, какой у него за это бонус, но сказал, что готов дать дополнительную скидку, если я оформлю субсидию. Проблема в том, что сотрудники дилерских центров изначально закладывают в цену большой запас прочности, чтобы щедрее торговаться, поэтому скидка может оказаться ложной.
Поэтому рабочий алгоритм такой: до конца переговоров обсуждать цену на машину без кредита. Полностью согласовать стоимость машины, дополнительного оборудования и страховки. И только после этого спросить про субсидию. Скорее всего, менеджер предложит что-то еще: скидку или дополнительное оборудование.
Я так снизила цену машины на 40 тысяч рублей: договорились, что медиацентр с навигатором и камерой оплачиваем пополам. Еще такой подход облегчает переговоры, потому что трудно все время держать в голове стоимость с учетом субсидии и без нее.
Как погасить кредит и что делать после этого
Наконец мы согласовали стоимость машины, страховки и размер кредита и подписали с банком договор. Банк автоматически создал личный кабинет с графиком платежей. В пачке бумаг, которую я получила, был отдельный лист с подробным описанием, как и где можно вносить платежи, какие комиссии за это придется платить.
По условиям договора банк дал мне 30 дней, чтобы погасить кредит досрочно, — это называется свободным периодом. В этот период кредит можно погасить полностью в любой день. Когда свободный период закончится, списания досрочного платежа придется ждать не день, а месяц. Проценты по моему кредиту начисляли ежедневно, поэтому лучше погасить кредит сразу — как только банк создаст счет. Обычно это происходит через два дня.
В инструкции к погашению кредита сказано: когда кредит погашен, надо доехать до банка, закрыть счет и получить справку с печатью, что кредит полностью закрыт и я ничего не должна. Об этом же мне сказали менеджер автосалона и сотрудник банка. По договору ставка за просроченный платеж — 36,5% в год, поэтому я решила не пренебрегать советом, приехала в банк, написала заявление и получила справку.
Стоит проверить и все приложения, которые использовали для платежа. В приложении банка было указано, что кредит закрыт, и я решила, что приняла все меры предосторожности. А через два месяца после получения всех подтверждений и справок случайно обнаружила в личном кабинете активный автоплатеж, по которому через год после погашения кредита со счета должно было списаться еще 100 тысяч рублей.
Пришлось звонить в банк и выяснять, что происходит. Оказалось, что этот автоплатеж нельзя просто отключить: это действие должно пройти процедуру одобрения. Видимо, его одобрили, потому что через несколько дней автоплатеж исчез. Надеюсь, больше никакие неожиданные списания меня не ждут.
Чем кончилась история
Пока я размышляла, как лучше покупать машину, менеджеры дилерских центров продолжали звонить, а предложения становились интереснее. Мне предлагали скидки, другие цвета, дополнительное оборудование и страховку за счет салона.
Важно помнить, что чудес не бывает: если предложение было очень соблазнительное, выяснялось, что мне хотят продать машину прошлого или даже позапрошлого года. За этим важно следить не только потому, что покупать двухлетнюю машину по цене новой невыгодно. По условиям господдержки на двухлетнюю машину субсидию не дадут — даже на новую.
подарило государство на покупку первого автомобиля
С кредитом я немного затянула: погасила его только через пять дней. Заехала в банк, написала заявление о закрытии счета, получила справку, что мои обязательства «исполнены в полном объеме», попросила, чтобы на справке была печать. В итоге переплата составила около 180 рублей.
С тех пор прошел год. Я проехала 19 тысяч километров, побывала в Питере, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Саранске, Минске и Польше, пробила и починила колесо, вернула долг родителям и нашла гараж.
Миллиарды на Ладу: как помогут автопрому в 2021 году
Минпромторг планирует выделить 17,5 млрд рублей на поддержку автомобильной промышленности, в основном на развитие льготного кредитования и лизинга. Между тем в этом году выделено 45,5 млрд рублей, но рынок всё равно оказался в минусе. Эффективны ли госпрограммы, разбирались «Известия».
Помогут с кредитами
Выделяемая Минпромторгом на 2021 год сумма в 17,5 млрд рублей пойдет на программы льготного автокредитования, льготного лизинга и доступной аренды, субсидии на газомоторную технику, опережающие госзакупки автотранспорта, а также гранты Фонда развития промышленности (ФРП) на локализацию производства автокомпонентов.
Директор департамента автомобильной промышленности министерства Денис Пак уточнил, что 9 млрд рублей будут выделены на программу льготного автокредитования, а 3,8 млрд рублей — на программу льготного лизинга. Еще 1 млрд рублей пойдет на локализацию производства автокомпонентов.
Между тем в этом году общая сумма господдержки достигла 45,5 млрд рублей, но автомобильный рынок всё равно оказался в минусе.
Поддержка в минус
Согласно данным «Ассоциации европейского бизнеса», 2020 год рынок завершит со спадом в 23,9%, а число проданных новых авто составит 1 339 000 штук.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в сентябрьском интервью «Известиям» посчитал, что спад будет еще более серьезным. Чиновник отметил, что несмотря на поддержку авторынка, из-за пандемии спрос на машины в 2020 году упадет в сравнении с 2019-м на 25–30%.
— Конечно, мы выйдем с минусом к концу года в части автопрома. По рынку падение будет, думаю, около 25–30%, в производстве ситуация лучше за счет восстановительного тренда по заказам грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, автобусов. Производство автобусов загружено практически на 100% до конца нынешнего года. Это касается и производственных площадок «КамАЗа», и «Группы ГАЗ», — отметил министр.
И всё же есть те, кто дает чуть более оптимистичный прогноз. Отложенный спрос еще до конца не удовлетворен, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
— За 10 месяцев этого года спад составил 12,1%. Два последующих месяца не двинут эту цифру вниз, а чуть вверх — вполне реально. Ослабевший рубль толкает людей спасать сбережения, а цены на автомобили еще не до конца отыграли падение рубля, — рассказал «Известиям» Целиков.
Работают ли программы?
Эксперты и игроки рынка считают, что программы господдержки доказали свою эффективность. С ее помощью за 10 месяцев текущего года продано более 220 тыс. автомобилей. Как сообщила пресс-служба Минпромторга, по программе льготного автокредитования, на которую в 2020 году выделено 16,4 млрд рублей, реализовано 172 350 автомобилей.
По новым для 2020 года направлениям льготного автокредитования — для работников государственных медучреждений и программе скидок при сдаче старого авто в трейд-ин — продано соответственно 2600 и 19 000 автомобилей. Кроме того, 46428 машин было реализовано по программе «Льготный лизинг», и 1790 автомобилей — по программе субсидирования газомоторной техники.
— Если бы не программы господдержки, авторынок в этом году не дотянул бы и до отметки в 1,2 млн проданных новых автомобилей, — поделился с «Известиями» независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
В «РОЛЬФ» отметили две самые эффективные программы — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Как заявили в пресс-службе компании, 16% от всех автокредитов, выданных в дилерских центрах сети на покупку новых машин, приходится именно на них.
В пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto уточнили, что доля автомобилей по госпрограммам составила 25% от общего объема продаж.
— Летом и осенью программы поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» действительно оказали положительное влияние на продажи автомобилей. Расширение ценового порога до 1,5 млн увеличило ассортимент автомобилей, подпадающих под действие программ, и привлекло покупателей, — рассказал директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов.
Хватило на «Ладу»
Программы господдержки действительно делают покупку автомобиля более доступной для клиентов. Тем более, что, учитывая перманентный рост цен на авто, машина не сильно потеряет в стоимости.
— Госпрограммы помогают купить авто чуть дешевле, процентов на 5–10. Все, кто купил автомобиль в начале года, да еще со скидками, могли ездить весь год, а сейчас — продать машину по той же цене, а при удачном раскладе даже дороже! — рассказал «Известиям» Сергей Целиков.
По данным «Автостата», наибольшим спросом среди участников госпрограмм поддержки авторынка по итогам 10 месяцев нынешнего года пользовались автомобили LADA (более 64,5 тыс. шт.), Hyundai (33,8 тыс. шт.) и KIA (25,6 тыс. шт.).
«По результатам октября мы с удовлетворением отмечаем положительную динамику роста продаж и спроса на автомобили. Безусловно, это стало возможным благодаря продолжению действия государственных и собственных программ LADA», — рассказал аналитическому агентству исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Оливье Морне.
В пресс-службе Hyundai рассказали, что в этом году было выдано 30 720 кредитов со скидкой по госпрограммам — это 64% от кредитных продаж бренда Hyundai. Из них на программу «Семейный автомобиль» приходится 16 080 кредитов, на программу «Первый автомобиль» — 9 862, на программу «Автомобиль в трейд-ин» — 3 874 и на «Автомобиль работникам медицины» — 904.
Новый год без драмы
Изначально в 2020 году Минпромторг планировал выделить 12,5 млрд рублей. Однако пандемия заставила власти прибегнуть к дополнительному финансированию отрасли, поэтому финальная сумма и выросла до 45,5 млрд рублей. Таким образом, выделяемые на 2021 год средства уже не кажутся скромными.
— 17,5 млрд — это нормально. Это на том уровне, что было до COVID-19 — в 2017 году было около 15 млрд, без учета газомоторки. Конечно, хотелось бы больше, но и на том спасибо, — поделился с «Известиями» независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
Он считает, что повышение цен на легковые автомобили по итогу года будет на 14–15%. В дальнейшем цены продолжат расти, но не драматично.
Лизинг не влез в бюджет. Иссякшая господдержка ставит под угрозу обновление автопарков 09:00, 30 ноября 2020 Версия для печати
Недостаток субсидий сделал приобретение новых машин менее доступным. В 2021 году ситуация может ухудшиться.
Для многих российских перевозчиков лизинг остаётся единственной возможностью купить новую машину. Выгодные условия финансовой аренды обусловлены не только удобной для предпринимателей рассрочкой, но и существенными скидками на коммерческий транспорт. Скидки субсидирует государство: таким образом оно поддерживает бизнес и отечественный автопром.
В 2020 году предприниматели могли рассчитывать на скидку в размере 12,5% на различные модели отечественных грузовиков. Около 50% клиентов лизинговых компаний воспользовались этим предложением.
Но на всех желающих субсидий не хватило. Изначально власти заложили в бюджете на 2020 год 2 млрд рублей на субсидирование лизинга; эти деньги быстро израсходовали, и Минпромторг направил лизинговым компаниям несколько траншей. В результате на поддержку лизинга коммерческого транспорта было потрачено 8 млрд рублей. Однако и эти средства иссякли, поэтому до конца года возможности приобрести новый грузовик со скидкой 12,5% у перевозчиков уже не будет.
В 2021 году из-за растущего дефицита бюджета на лизинг выделят всего 3,8 млрд рублей. Очевидно, что при сохранении размера скидки на всех желающих этих денег не хватит.
Дополнительно стоит подчеркнуть, что в ближайшие три года из-за пандемии правительство увеличит расходы на медицину до 3,3 трлн (!) рублей. Это значит, что дефицит бюджета будет усугубляться, и дополнительных траншей на поддержку лизинга перевозчики могут не дождаться. В таком случае приобрести транспорт на льготных условиях сможет лишь малая часть предпринимателей.
Не стоит забывать и о ежегодном повышении цен, в том числе и на машины отечественного производства. Осеннее падение рубля неизбежно приведёт к удорожанию новых автомобилей, а из-за нестабильности курса национальной валюты спрогнозировать, насколько сильным оно будет, невозможно.
Все эти факторы не позволяют предпринимателям, планирующим расширение автопарка, закладывать в план расходов на будущий год какие-то конкретные суммы. Приобретение новых машин превращается в лотерею: либо компания успеет купить транспорт с существенной скидкой по прошлогодней цене и сэкономить миллионы рублей, частично или полностью отбив «удорожание», либо заплатит его полную (а возможно и возросшую) стоимость.
В нынешней экономической ситуации для многих перевозчиков второй вариант неприемлем: им придётся отказаться от расширения своего бизнеса.
В рамках программы доступного лизинга предприниматели могут приобрести машины отечественных производителей (Lada, УАЗ, Ford, ГАЗ, КАМАЗ), не откладывая запланированное расширение автопарка на будущее.
Программа распространяется не только на коммерческий транспорт, но и на легковые автомобили. Предпринимателям доступны различные варианты финансирования – с минимальным удорожанием, минимальным первоначальным или минимальным ежемесячным платежом.
Рассмотрим преимущества программы на примере фургона Ford Transit. Его рекомендуемая стоимость у дилера составляет 2 155 тыс. рублей, однако с учетом скидки в 5% она снизится до 1 945 тыс. рублей. При размере аванса в 25% и выкупного платежа в 15%, ежемесячная нагрузка по заключенному на 4 года договору составит 37 783 рубля. Приятный бонус – 4 бесплатных ТО от производителя. Еще 43 тысячи рублей удастся сэкономить предпринимателям, которые будут своевременно вносить платежи согласно графику – эта сумма будет вычтена из выкупного платежа. А экономия по НДС и налогу на прибыль составит 826 тысяч рублей.
Воспользуйтесь специальным калькулятором, чтобы рассчитать условия финансовой аренды интересующего вас автомобиля и узнать подробности о программе доступного лизинга.