студия петра фоменко актеры
Сайт театра «Мастерская Петра Фоменко»
Театр, основанный режиссером Петром Наумовичем Фоменко, ставит драмы и комедии, играет монопьесы и трагедии, показывает на своей сцене танцы и спектакли-кинофильмы, готовит этюды и даже предлагает посетить уникальный концертданеконцерт. Сайт театра в деталях рассказывает посетителям о репертуаре, знакомит с занятыми в постановках актерами и дает понять, как вообще устроена мастерская изнутри.
То, что происходит вокруг здания театра в данный момент, отображается на сайте в режиме онлайн.
Мастера
Чтобы получить информацию об интересующем актере, нужно выбрать его на общей фотографии, размещенной в нижней части главной страницы. При наведении курсора на изображение свет на фотографии приглушается и подсвечивается только выбранный актер.
Для личных страниц работников театра придуманы и сняты «живые» портреты с уникальными сюжетами.
Создано около семидесяти синемаграмм.
Для тех, кто устал от анимации, предусмотрена кнопка «Стоп», которая помогает прекратить все движение сразу
Для тех, кто устал от анимации, предусмотрена кнопка «Стоп»
Счастливые дни, 20 октября
Купить билетСпектакль Веры Камышниковой по пьесе Сэмюэля Беккета
Новая сцена, Большой зал
Мастер и Маргарита, 21 октября
Купить билетСпектакль Фёдора Малышева по роману Михаила Булгакова
Новая сцена, Большой зал
Египетские ночи, 24 октября
Купить билетВозобновлённый спектакль П. Н. Фоменко по А. Пушкину и В. Брюсову
Старая сцена, Зелёный зал
Египетская марка, 24 октября
Купить билетСпектакль по повести О. Мандельштама. Пробы и ошибки
Новое здание. Набережная Тараса Шевченко, 29
1 °C, сплошная облачность
Пробки — 6 баллов
Снимок сделан 20 октября 2021, 08:52
Ближайшие спектакли
Новая сцена, Большой зал
Старая сцена, Зелёный зал
Новая сцена, Большой зал
Старая сцена, Серый зал
Новая сцена, Большой зал
Старая сцена, Зелёный зал
Новая сцена, Большой зал
Старая сцена, Серый зал
Новая сцена, Большой зал
Старая сцена, Зелёный зал
Театральные новости
❗️ Внимание, отмены спектаклей!
❗️ Мы вынуждены объявить об отмене следующих спектаклей:
Возврат денежных средств будет произведён автоматически на карту, с которой была произведена оплата.
За более подробной информацией обращайтесь по телефонам 8-499-249-17-40, 8-499-249-19-21.
Приносим извинения за доставленные неудобства.
«В ноябре 1993 мы провели целую неделю с Бродским в Венеции, где снимали фильм, который был назван Прогулки с Бродским и получил первую в истории премию ТЭФИ, в день его рождения 24 мая 1995-го – как оказалось, последний. Получилось так, что это единственный фильм, где Нобелевский лауреат на родном языке напрямую обращается к российскому зрителю. И с каждым годом, с каждым днем его мысли, его слова обретают все более глубокий, все более пронзительный смысл, словно время пытается догнать Бродского…».
С этим фильмом в наше документальное кино вошло имя Елены Якович. С тех пор она стала сценаристом и режиссером сотни документальных фильмов, каждый из которых – событие в русской культуре.
За два часа она расскажет и покажет отрывки из фильмов лишь о нескольких своих персонажах – Бродском, Ахматовой, Галиче, Гроссмане, может быть, о ком-то ещё, чьё вечное присутствие в нашей жизни определилось судьбой и талантом, укрупненным обстоятельствами биографии. Они оказались соразмерны времени благодаря личным качествам, которые вырабатываются как драгоценный коллективный опыт нации, а Елена Якович умеет соединять творцов с бытованием, с комментарием, который её герои дают к собственной судьбе.
Выставка Сергея Чобана «Поиски архитектуры»
Мастерская Фоменко открывает выставочный сезон. В этом году мы решили посвятить его архитектуре, и рады начать с выставки графики Сергея Чобана.
Сергея Энверовича Чобана называют суперзвездой современной архитектуры. Востребованный архитектор, чьи здания украшают города Европы и Российской Федерации; член Союза немецких архитекторов (BDA), Союза архитекторов России и Союза художников России; академик Московского отделения Международной академии архитектуры и почетный академик Российской академии художеств; обладатель архитектурных премий и участник различных архитектурных выставок…
Но прежде всего Сергей Чобан – художник. Недаром на фасадах его домов появляются то изысканные образы Бенуа, то шелкография по мотивам римских орнаментов, то фотопечать с сюжетами из времен года. Превосходный рисовальщик питерской школы, Сергей Чобан любит размышлять над архитектурой любимых городов, просто зарисовывая их с выбранного им ракурса.
Большая часть графики, представленной на выставке в Мастерской Фоменко – это архитектурные фантазии на тему офортов Пиранези. Оттиски будущего. Своеобразная ретроспекция всей истории архитектуры в одном листе, фантазии о будущем и прошлом одновременно, взаимодействие форм разных эпох и стилей.
Открытие выставки состоится 14 октября в 17:00 в Зимнем саду Новой сцены.
Вход на вернисаж строго по записи
Выставка продлится до 17 декабря и будет доступна зрителям Новой сцены (за исключением спектаклей «Триптих», «Руслан и Людмила» и «Махагония»).
Открыта продажа билетов на спектакли декабря!
Приобрести билеты можно:
– на нашем сайте
– или у наших билетных партнёров – Яндекс.Афиша, Ticketland.ru, Bigbilet.ru, Kassir.ru и Parter.ru
Узнать о наличии билетов, а также задать другие вопросы сотрудникам билетного стола можно ежедневно с 12:00 до 19:30 по телефонам +7 499249-17-40, +7 499249-19-21.
20 октября Мастерская Фоменко приглашает своих зрителей на встречу с нашими давними и очень близкими друзьями – композитором, поэтом и драматургом Юлием Кимом и композитором, автором-исполнителем Сергеем Никитиным.
С этими замечательными бардами нас связывают не только долгие годы дружбы, но и совместные работы.
Песни Сергея Яковлевича Никитина звучали в нашем самом первом спектакле – «Двенадцатая ночь». А ещё мы играем спектакль «Рыжий», многие песни к которому написал также Сергей Никитин. На Старой сцене театра уже много лет идёт спектакль «Сказка Арденнского леса», сочинённый Юлием Черсановичем Кимом. И, конечно, и Сергей Никитин, и Юлий Ким не раз давали авторские концерты на нашей сцене.
В службу по приёму зрителей требуются молодые люди (студенты) на должности гардеробщика и контролёра билетов.
Просим присылать резюме на электронную почту Fadinr@mail.ru
Сегодня Анатолий Горячев в 400-й раз будет гореть в огне безумия, играя моноспектакль «Он был титулярный советник» по гоголевским «Запискам сумасшедшего»! В 400-й раз с устрашающей подробностью и точностью он будет проживать медленное угасание человеческого разума, разрушительную трагедию маленького человека с большими амбициями.
Спектакль «Он был титулярный советник» родом из самого первого «вечера проб и ошибок», устроенного в театре в 2003 году по инициативе Петра Наумовича Фоменко. Премьера состоялась премьера 11 сентября 2004 года.
«Портрет незнакомца» выходит в прокат
11 ноября на экраны страны выходит фильм Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца», который мы очень ждём. И не только потому, что все роли в нём сыграли актёры и сотрудники Мастерской Фоменко. Просто это действительно увлекательная история, виртуозно вписанная в контекст советских семидесятых.
Москва. 1976 год. Незадачливый актер знакомится с харизматичным писателем, живым классиком, который превращает его жизнь в трагикомический фарс с диссидентствующей богемой, валютными проститутками, сотрудниками КГБ и агентами ЦРУ…
Производство @ADDRESSFILM
Режиссер фильма – Сергей Осипьян
Сценарий – Александр Лунгин
Оператор-постановщик – Всеволод Каптур
Художник-постановщик – Сергей Гудилин
Художник по костюмам – Людмила Гаинцева
Продюсер – Виолетта Кречетова
В РОЛЯХ:
• ОЛЕГ – Юрий Буторин
• НИКОЛАЕВ – Кирилл Пирогов
• ИНГА – Ксения Кутепова
• ПЕРЕСВЕТОВА – Галина Тюнина
• ТАМАРА – Полина Кутепова
• НЕЛЛИ – Мадлен Джабраилова
• ЛАВРЕНТЬЕВ – Никита Тюнин
• ЛЮДОВ – Андрей Миххалёв
• ЛЕНОЧКА – Вера Строкова
• ПАНОВ – Дмитрий Рудков
• а также Евгений Цыганов, Полина Агуреева, Мария Андреева, Илья Любимов и другие артисты театра «Мастерская П. Н. Фоменко»
Прокат – Sony Picturesru
Вышел из печати второй том «Режиссёрских тетрадей» Петра Фоменко!
Новость, которую, мы знаем, многие ждали: второй том «Режиссёрских тетрадей» Петра Фоменко, посвящённый спектаклям по произведениям Льва Толстого – «Война и мир. Начало романа» и «Семейное счастие» – только что вышел из типографии и его уже можно приобрести!
Этот выпуск составлен на основе расшифровки репетиций и разборов прогонов спектаклей «Война и мир. Начало романа» и «Семейное счастие». Иллюстрированное издание дополнено DVD диском с записями фрагментов репетиций.
«Мне бы хотелось подслушать сцену, а не услышать. Подслушать то, что за словами», — попросил Фоменко на одной из репетиций. Приглашаем и вас услышать «то, что за словами».
Книгу можно приобрести в фойе театра перед началом любого спектакля и, конечно, в антрактах.
Поздравляем Карэна Бадалова!
Праздники закончились, а подарки – всё не кончаются.
Ко дню города было приурочено вручение премий города Москвы. Лауреатом премии в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» за роли в спектаклях «В гостях у барона Мюнхгаузена», «Король Лир» и «Египетские ночи» стал Карэн Бадалов.
«Мастерская Петра Фоменко» присоединилась к проекту «Пушкинская карта»
«Мастерская Петра Фоменко» присоединилась к проекту «Пушкинская карта».
Что такое «Пушкинская карта»?
Это государственная программа, направленная на популяризацию культурных событий среди молодёжи. С 1 сентября все молодые люди нашей страны в возрасте от 14 до 22 лет могут оформить «Пушкинскую карту», на балансе которой уже будет 3000 рублей. Эти деньги нужно будет потратить до конца года и только в учреждениях культуры – в театрах, музеях, художественных галереях, концертных залах и т.д. – присоединившихся к программе. Напоминаем, в их числе теперь и «Мастерская Фоменко».
Как получить «Пушкинскую карту»?
Для получения «Пушкинской карты» нужно зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и установить мобильное приложение «Госуслуги.Культура». Если у вас пока нет подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», придется её получить. Это можно сделать онлайн через банк, в центре обслуживания, с помощью УКЭП или через Почту России. Подробные инструкции, как получить «Пушкинскую карту», Вы найдёте на портале https://www.culture.ru/pushkinskaya-karta.
Как купить билеты? При оформлении билета на нашем сайте вам будет предложен на выбор один из способов оплаты: или банковской картой, или «Пушкинской картой». Выбирайте «Пушкинскую карту», вносите запрашиваемые данные и получайте свой билет.
Важно! По условиям программы «Пушкинская карта» на один показ спектакля можно приобрести только один билет. Билет именной. При входе в театр нужно будет предъявить билет и саму «Пушкинскую карту», по которой он был приобретён.
До встречи в театре!
У нас в гостях Олег Погудин!
Наши любимые музыкальные вечера – возвращаются! Говорим об этом с нескрываемой радостью!
14 ноября Мастерская Фоменко приглашает на концерт выдающегося исполнителя камерной музыки, народного артиста РФ, лауреата множества премий – певца Олега Погудина.
Спектакль «Вертинский» – это не биография русского Пьеро, некоронованного короля отечественной эстрады Александра Вертинского. Языком его нежных и грустных песен Олег Погудин рассказывает со сцены обо всех бродягах и артистах, которым выпало жить в переломное время. И уже нельзя сказать, кто же главный герой этой истории – Вертинский или Погудин. А, может, все мы, мы ведь еще не слишком устали для того, чтобы кого-то тихонько любить.
Концерт пройдёт в Малом зале Новой сцены Мастерской.
❗ Начало – в 20:00
Лауреаты театральной премии газеты «Московский комсомолец»!
Аудиоспектакль «Алиса в Зазеркалье»
Виртуальная выставка «Радость бытия. Театр Петра Фоменко»
На сайте Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) открылась виртуальная выставка «Радость бытия. Театр Петра Фоменко», посвященная Мастеру и его Мастерской.
Спектакли двух десятилетий, с 1993 по 2012 годы, запечатлённые замечательным фотохудожником Михаилом Гутерманом и бессменным фотолетописцем Мастерской – Ларисой Герасимчук; программки и эскизы к спектаклям; фрагменты из статей театральных критиков – всё это доступно для просмотра в любое время и из любой точки мира
Соблюдайте масочный режим!
С сегодняшнего дня вы будете слышать перед спектаклем не только традиционную просьбу не фотографировать во время действия, но и призыв о ношении маски. Увы, эта тема всё ещё остаётся актуальной.
И потому для обеспечения нашей общей безопасности мы просим вас не снимать защитную маску во время пребывания в театре. Мы понимаем, что постоянное ношение маски создаёт неудобства, но, если мы не хотим прерывать наши живые встречи и вынужденно возвращаться к исключительно виртуальному общению, давайте соблюдать правила.
Нарушение масочного режима повлечёт за собой ответственность театра, вплоть до его закрытия.
Благодарим за понимание. Берегите себя и окружающих.
На ваши многочисленные вопросы о необходимости / обязательности ношения маски в театре отвечаем:
В соответствии с Рекомендациями по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности театров и концертных организаций (методические рекомендации МР 3.1/2.1.0202-20) от 21 июля 2020 года
❗️зрители допускаются на площадку мероприятия (спектакль, представление, концерт) при наличии защитной маски (респиратора).
❗️В случае необходимости, вы сможете приобрести средство индивидуальной защиты органов дыхания (маску) в кассе театра.
❗️Всем зрителям, пришедшим на спектакль, до прохода контроля будет осуществляться измерение температуры тела бесконтактным способом. Лица с температурой тела выше 37С и/или признаками инфекционного заболевания в театр допускаться не будут.
Все сотрудники театра, кроме артистов на сцене, будут работать в защитных масках и перчатках.
О мерах по обеспечению санитарно-гигиенической безопасности зрителей
Согласно предписанию Роспотребнадзора
и приказу Департамента культуры города Москвы
театром проведены следующие мероприятия по обеспечению безопасности зрителей при посещении театра:
1. Проведена генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств.
2. Проведена очистка, промывка и дезинфекция приточной системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Организации, проводившие работы по дезинфекции, рекомендованы Роспотребнадзором и имеют право на осуществление указанных видов работ. При выполнении работ были применены дезинфицирующие средства с соответствующими Сертификатами.
3. На служебном входе театра у всех сотрудников замеряется температура, что обеспечивает недопущение работников с температурой тела выше 37 градусов в здание театра.
4. Театром закуплен необходимый объем кожных антисептиков, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовые маски), а также перчатки, дезинфицирующие и моющие средства.
5. Ежедневно через каждые 2 часа осуществляется проветривание и обработка всех помещений. Постоянно осуществляется обработка дезинфицирующими средствами всех перил, поручней, дверных ручек и иных «контактных» поверхностей.
6. В настоящее время весь коллектив театра проходит тестирование на антитела (2019-nCoV) по программе города Москвы в лаборатории «Гемотест».
7. В кассовом вестибюле и гардеробе нанесена разметка на поверхность пола для обозначения и обеспечения минимальной допустимой социальной дистанции 1,5 метра.
8. На главном входе театра будет осуществляться замер температуры зрителям, пришедшим на спектакль.
9. В зрительской части театра и туалетных комнатах будут находится антисептические средства.
10. Столики в зрительском буфете будут расставлены с соблюдением социальной дистанции.
11. Вся зрительская часть, включая зрительные залы, будет обрабатываться дезинфицирующими средствами до входа зрителей и по окончании мероприятия.
12. В помещениях зрительской части будут установлены кварцевые лампы закрытого принципа действия.
13. Билетная продукция реализуется согласно требованиям Роспотребнадзора: через одно кресло с заполняемостью зала до 50%.
14. Театр настоятельно рекомендует зрителям выполнять требования Правительства Москвы относительно перчаточно-масочного режима при посещении общественных учреждений.
Официальные способы покупки билетов
Чтобы визит в театр был связан только с положительными эмоциями, просим вас, уважаемые зрители, быть бдительными и не покупать билеты на непроверенных ресурсах. Обратите внимание, что кроме сайта fomenki.ru (fomenko.theatre.ru) вы также можете купить билеты у наших официальных партнёров: ticketland.ru, bigbilet.ru, kassir.ru, afisha.yandex.ru, kassa.rambler.ru, parter.ru, Redkassa.
Покупая на любых других ресурсах, вы рискуете стать жертвой обмана и получить недействительные билеты!
Обращайте внимание на состав исполнителей
Во избежание недопонимания, обращаем ваше внимание, что в «Мастерской Фоменко» существует практика, давно сложившаяся в российском репертуарном театре: одну роль могут исполнять разные актёры. Подобным образом театр страхует риски отмены спектаклей в случае внезапной болезни исполнителя.
Чтобы узнать актуальный состав исполнителей необходимо зайти на страницу интересующего вас спектакля на нашем сайте. Пролистать до «Действующие лица и исполнители». Слева от списка вы увидите графу «состав». Выберете интересующую вас дату, нажмите и увидите состав исполнителей, актуальный на этот день. Состав исполнителей, как правило, становится известен не позднее, чем за две недели до спектакля.
Также обращаем ваше внимание, что информация на сайте наших билетных партнёров может быть неполной. Самая актуальная и достоверная информация представлена на официальном сайте театра.
«Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»
Все один к одному: 13 июля Петру Наумовичу Фоменко могло бы исполниться 85 лет, 17 июля в «Мастерской Петра Фоменко» актеры из уже третьей по счету стажерской группы устроят предпремьерный показ спектакля «Проклятый Север». А нынче, накануне всех этих событий, МОСЛЕНТА поговорила со всеми семью стажерами-новобранцами «Мастерской», чтобы узнать, что они думают о свои амбициях, актерской ненормальности, театральной пошлости и многом другом.
Начало
Я родился в Симферополе и с пяти лет был увлечен футболом, причем профессионально: поступил на факультет физического воспитания и спорта, хотел продолжать карьеру футболиста, играл в команде «Таврия 2». Но все это мне пришлось бросить из-за травмы. Жаль, конечно, но с другой стороны, если бы не это, вряд ли бы я увлекся театром.
Закончив с футболом, я поступил в Школу-студию при крымском Русском драматическом театре. Многие, включая семью, считали, что поворот моей судьбы слишком крут и непонятен.
Но я просто в какой-то момент понял, что такой азарт, такое чувство наполненности жизни, которые дает спорт, можно получить еще лишь в творчестве.
Так, театр заменил мне футбол… Но, знаете, я до сих пор иногда испытываю сильную ностальгию по спорту, поэтому мне тяжело смотреть футбольные матчи.
О Фоменко
Петра Наумовича я видел всего один раз в жизни: я еще тогда учился в Щепкинском училище, пришел на дипломный спектакль «Пушкинский дом» по Андрею Битову, который играли студенты Каменьковича в «Мастерской», и так получилось, что Фоменко сел рядом со мной. Я помню, у него были разные носки. И еще он заснул в середине спектакля. Это было очень смешно!
О зрителях
Я думаю, что только от актеров и режиссера зависит, каким будет зритель. Иногда смотришь какой-нибудь спектакль, слышишь звучащие в нем пошлейшие шутки и недоумеваешь, почему публика смеется. А потом недоумеваешь, почему на хорошем серьезнейшем спектакле зритель спит. Да, понятно, что многие приходят в театр развлечься и отдохнуть, но нам самим нужно все время поднимать планку, самим тянуться и тянуть людей к чему-то высшему, чтобы каждый человек уходил после спектакля немножко другим.
О спектаклях
Денис Аврамов (Полковник Хуан Диас, адъютант маркиза) в сцене из спектакля «Испанцы в Дании» по пьесе Проспера Мериме в постановке Кирилла Пирогова на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»
Сергей Пятаков / РИА Новости
Мне нравится, что все спектакли с моим участием разные. Я играю в «Волемире» — спектакле по пьесе гениального русского писателя Фридриха Горенштейна. Играю в «Испанцах в Дании», в «Капитане Фракассе»… Более того, скоро у меня появится, можно сказать, «свой» спектакль – «Проклятый Север» по рассказам Юрия Казакова. Этот спектакль мы задумали вместе с Полиной Айрапетовой, она же стала его режиссером. Почему не я? В отличие от Полины, я не могу справляться с актерами: я начинаю на них злиться, а их нужно любить.
Об амбициях
У меня это из спорта: мне очень важно выиграть. В детстве, когда мне не удавалось победить, я плакал и топал ногами, да и сейчас, когда понимаю, что у меня что-то не получается, сильно расстраиваюсь. Я борюсь с этим, потому что амбиции мешают работе, не давая собраться и просто делать свое дело.
Об отличиях
«В театре людям совершенно нормальным, холодным и рациональным делать нечего. Театр в этом смысле дом не вполне правильных или ординарных людей», — говорил Петр Наумович. И я с ним совершенно согласен.
Мне кажется, что, по крайней мере в нашей «Мастерской», нормальных попросту нет. Все немного чудики, каждый заражен какой-то своей идеей, у каждого свое понимание театра.
Актеры могут часами спорить о том, с какой стороны выйти на сцену. Но все мы знаем, что рождается в спорах.
Начало
У меня был довольно долгий путь к театру. Я мечтала о нем с детства, но мне казалось, что это какая-то недостижимая мечта, о которой даже не стоит думать. Вот я и жила другой жизнью, занималась музыкой, закончила училище при Консерватории по классу фортепиано, хотя понимала, что я не пианист, потому что вполне могу прожить и без инструмента, да и вообще мне не нравилось это затворничество, когда ты с фортепиано один на один. Мне хотелось быть с людьми, что-то вместе с ними делать.
Я занялась вокалом, но поступить в Консерваторию не получалось, и тогда у меня совсем опустились руки. Я работала педагогом по фортепиано, официанткой, няней. Потом начала получать образование психолога и тут-то и стала как следует копаться в себе, чтобы разобраться, что же я вообще хочу. Тогда я и поняла, что с детства тяготею к театру. Мне казалось: вот там-то люди живут!
О дрожи
Полина Айрапетова (Мадам де Турвиль) в сцене из спектакля «Испанцы в Дании» по пьесе Проспера Мериме в постановке Кирилла Пирогова на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»
Сергей Пятаков / РИА Новости
Я обожаю репетировать! Для меня самое любимое время, это когда берется новый материал, и ты начинаешь в нем копаться, разбираться, когда в текстах находятся вторые и третьи слои, когда впервые разминаешь сцену с партнером, еще не зная, как это будет в результате. Это даже приятнее, чем сам выход на сцену. Это прямо… до дрожи! Потому что не в любом уже сделанном спектакле возможно искать что-то новое, что-то менять. А каждый раз играть как в первый очень сложно и редко получается, и значит, есть опасность превращения игры в рутину, в работу, тогда как репетиция – это всегда живой процесс.
О театре
Я ходила в этот театр с детства, но Петра Наумовича видела всего один раз – в зрительном зале на спектакле «Три сестры». Но старшее поколение актеров, все цеха и службы, столько рассказывают нам, стажерам, о нем. Весь театр объединяет огромная любовь к нему, каждый хочет заочно нас с Петром Наумовичем познакомить.
О режиссуре
Я никогда не думала заниматься режиссурой. Но в нашем театре есть уникальная возможность делать что-то «свое». Я стала искать материал, который объединил бы нашу стажерскую группу, и тут Денис Аврамов предложил мне сделать работу по рассказам Юрия Казакова. Я тоже очень люблю этого автора и сразу согласилась. Конечно, это наша общая работа, и сочиняли мы ее вместе.
О пошлости
Театральная пошлость – это, в первую очередь, заигрывание с залом, то есть когда актер начинает специально смешить, пугать, кокетничать со зрителем. В этой ситуации он тут же опускается до уровня шоумена, единственная цель которого – развлечь.
А еще пошлость – устраивать на сцене протесты ради протестов. Да, когда это только стало появляться, в этом, наверное, был какой-то смысл: нужно было разрушить всю эту традиционность, закостенелость, шокировать зрителей голыми людьми, например, или матом.
Начало
Я – закулисный ребенок, родившийся в семье актеров: мои мама и папа играют в «Сатириконе». Но лет до 16-ти я и не думала, что пойду по их стопам. Почему? У меня всегда было ощущение, что актеры немножко лучше, чем все остальные люди, я их обожала, восхищалась ими. А потом поняла, что и сама не представляю свою жизнь без театра. Самое страшное было сказать о своем решении родителям. Нет, я знала, что они не будут против. Просто… Ну, это же как нужно было осмелеть, чтобы сказать о своих планах стать актрисой людям, преуспевшим в этой профессии!
О возможностях
У нас очень хороший театр. Мы не просто ждем своего момента – нам дают возможность самостоятельно работать, развиваться, делать что-то свое, как стажерская группа. Так что все получилось даже чуть лучше, чем я ожидала.
О кайфе
Это случается не всегда, но бывает: когда ты выходишь играть спектакль и понимаешь, что зал тебя любит. И ты получаешь эту любовь и можешь вести мысли зрителей в нужном тебе направлении. Пожалуй, сильнее всего я чувствовала это во время игры в «Проклятом Севере», возобновленная постановка которого появится в этом июле.
О тщеславии
Мария Большова (Мадам де Куланж) в сцене из спектакля «Испанцы в Дании» по пьесе Проспера Мериме в постановке Кирилла Пирогова на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»
Сергей Пятаков / РИА Новости
Я не просто амбициозна, я тщеславна. Моя философия такова: все, что делается человеком, делается только для него самого, а, значит, это должно приносить удовольствие, радость и удовлетворять самолюбие. Все мои поступки обоснованы именно этим.
Что же до планов… Мне вполне комфортно в роли актрисы. Вот режиссером я не хотела бы быть, потому что просто не смогла бы. Именно поэтому я искренне восхищаюсь Полиной Айрапетовой. Она моя путеводная звезда, точно знающая, что она хочет и как убедить людей это сделать. Я к этому стремлюсь, но пока ничего этого во мне нет.
О сцене
Любой выход на сцену для меня – шахматная партия. Я понимаю, что у меня есть ходы, которые я должна сделать – в движениях, в эмоциях – и обыграть зрителя: не физически, конечно, но интеллектуально. Именно поэтому я считаю, что мы не должны под зрителя подстраиваться. Другое дело, что мы все равно делаем определенные поправки на нашу аудиторию. Какова она? Скажу так: мне кажется, она близка к той, что ходит в театр «Практика», и совсем не похожа на ту, что ходит во МХАТ Татьяны Дорониной.
О Фоменко
Петра Наумовича я не видела, но я чувствую ту искорку, которую он зажег в более старших актерах «Мастерской» и которую они теперь пытаются передать нам.
Начало
Я вырос в небольшом русском городочке под Таллинном. Родители мои работали в порту, а я… Мне было лет 16, когда я посмотрел спектакль Романа Виктюка «Служанки» и понял, что мне это интересно. Тогда я ничего не предпринял, но позже заинтересовался театром еще сильнее.
Это было так несерьезно и прекрасно, что я осознал: вот то, чем я хочу заниматься!
Я собрал группу ребят, и мы стали придумывать разные истории, которые ставили в школе, потом поступил в театральную студию при Русском театре Эстонии, а, окончив ее, приехал поступать в Москву на курс Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.
О петле
Историй о Петре Фоменко в «Мастерской» ходит множество. Кирилл Пирогов, к примеру, любит рассказывать, как однажды он репетировал с Петром Наумовичем «Театральный роман» и стоял на шатающемся стуле, поставленном на шатающийся стол, с петлей на шее. И все переживали, как это опасно, а Фоменко кричал Пирогову: «Не дорожи жизнью, Кирилл!»
Дух Фоменко тут во всем: о нем все время говорят, Петр Наумович – некий недостижимый идеал. О нем с восторгом рассказывают все: и те актеры, с которыми он основал «Мастерскую», и первая группа стажеров, которыми довелось с ним поработать. И мы потихонечку впитываем все это, мне кажется. Хотя сам я, увы, Фоменко ни разу не видел.
О ненормальных
Андрей Миххалёв на прогоне спектакля «Ранчо» по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях»
Владимир Федоренко / РИА Новости
О подключении
Мне важно чувствовать, чтобы зрители были «подключены» к тому, что происходит на сцене, иначе театр теряет всякий смысл. И тут важно понимать, что из себя представляет аудитория. Мне кажется, например, что основной зритель «Мастерской» – это люди, воспитанные на театре, те, у кого есть вкус и определенный зрительский опыт.
Чтобы смотреть наши постановки, нужно быть хоть немного образованным, иначе их можно до конца и не понять.
Почему я так думаю? Да, хотя бы исходя из собственного опыта: когда я впервые пришел в «Мастерскую» в качестве зрителя, я воспринял далеко не все. И не сразу полюбил то, что здесь происходит.
Об амбициях
Мои амбиции пребывают в состоянии спячки. Я, скорее, рассматриваю сейчас то, что происходит в моей жизни, как накапливание опыта. Я созерцатель, который присматривается к каждому спектаклю, чтобы после с накопленным опытом взяться за воплощение собственных идей.
Начало
Я всю жизнь не знал, чем буду заниматься. В школе учился неплохо… В институт подавал документы сначала на международные отношения, потом забрал документы и пошел получать техническое образование, затем – историческое. И все это – в течение одного года! Впрочем, и с исторического факультета я тоже ушел.
И тут передо мной встала проблема армии. Надо было срочно определяться, чем заниматься дальше, мама посоветовала идти поступать в медицинский… Здесь я познакомился с Толей Анциферовым, с которым мы сочинили небольшой спектакль по произведениям Маяковского. А параллельно искали подработку, и так получилось, что устроились буфетчиками в «Мастерскую Петра Фоменко». «Вирус театра заразил и буфет», – сказал о нас как-то Петр Наумович.
Но это было многим позже, а в начале в медучилище, чтобы посмотреть наш самодеятельный спектакль, пришел директор «Мастерской» Андрей Михайлович Воробьев, который и предложил: «А давайте покажем его Фоменко!» Все произошло, как в сказке! Четыре месяца мы готовили эту постановку и 23 апреля 2010 года показали ее Петру Наумовичу. После этого он разговаривал с нами два с половиной часа и в финале посоветовал поступать в театральный вуз. Мы поступили в Щукинское училище на курс Владимира Владимировича Иванова.
О Фоменко
Петра Наумовича я видел часто, но подходить к нему всегда было страшновато. Нет, он всегда был очень доброжелателен, но… Я хорошо помню нашу беседу после показа спектакля про Маяковского, и как он говорил, как важно сохранить в себе какой-то внутренний дилетантизм, когда ты не понимаешь, как что-то сделать, но точно знаешь, что ты делаешь, когда у тебя есть желание высказаться на какую-то тему, донести что-то до людей…
О злободневности
Павел Яковлев (Барон Ашиль д’Орбассан, французский резидент) в сцене из спектакля «Испанцы в Дании» по пьесе Проспера Мериме в постановке Кирилла Пирогова на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»
Сергей Пятаков / РИА Новости
Быть злободневным для театра – далеко не самое главное. Точнее так, за злободневностью просто не нужно гнаться, потому что она и так присутствует практически везде, а особенно в классике… Театр должен быть на радость дня. И тогда люди сильнее откликнутся на происходящее на сцене и что-то вынесут для себя со спектакля. Нам со зрителем повезло. Зритель «Мастерской» – думающий, ищущий ответы и пищу для ума.
О счастье
Когда-то давно, я ездил в Крым. Там была двенадцатиметровая скала, с которой ныряли в море местные ребята. Я стоял и стоял на ее краю (в голове крутились вопросы: долетишь ты до воды или ветер ударит тебя о камни?), а потом тоже прыгнул вниз.
Для меня выход на сцену сравним именно с этим – с прыжком с большой высоты…
Есть и еще кое-что: момент проживания «здесь и сейчас», момент, когда ты вдруг начинаешь видеть все другими глазами, в других красках и испытывать концентрированное счастье, когда ты перестаешь быть самим собой.
О старших
Наши старшие коллеги по «Мастерской» многому нас научили, да и мы стараемся многое у них брать – причем, я имею ввиду даже не какие-то технические приемы, а нечто более важное: например, понимание того, о чем тот или иной спектакль. Нам много помогает Кирилл Пирогов, Галина Борисовна Тюнина, Михаил Крылов. Мне кажется, что, благодаря им, у нас даже меняется резус фактора с отрицательного на положительный. Они помогают нам по-другому взглянуть на жизнь – более оптимистично, что ли. Театр – это люди. У нас прекрасные люди. Они же хранят здесь и дух Петра Наумовича – он здесь, с нами.
Начало
Вместе с Павлом Яковлевым я учился на фельдшера скорой медицинской помощи в училище имени Клары Цеткин. Мама моя – учительница литературы, отчим – учитель истории, отец – краснодеревщик, и так получилось, что в какой-то момент вся моя семья попала в очень тяжелое финансовое положение.
Чтобы хоть немного заработать, я устроился буфетчиком в «Мастерскую», а чуть позже привел сюда и Павлика. Ну, а все остальное он уже сам вам рассказал. Добавлю лишь еще одну историю, связанную с тем спектаклем про Маяковского. Итак, он начинается, я стою и жутко нервничаю, и тут кто-то открывает дверь на улицу, ветер вышибает дверь в зал, я выбегаю и начинаю орать матом, мол, б…, у нас спектакль, какого х… вы тут ходите! И тут вижу, что это к нам Петр Наумович приехал. Он начал сразу извиняться шепотом, перекрестил меня и пожелал удачи. Я это навсегда запомнил.
О детстве
Быть актером в «Мастерской» значит сохранить свое детство. Это здорово, потому что я, кажется, в детстве все же не наигрался. Хотя, конечно, есть и сложности: я вот все еще не могу избавиться от какого-то внутреннего зажима. Может, это потому, что я чувствую лежащую на мне ответственность? В институте-то как? Там ты учишься, а значит, имеешь право на ошибку. А в театре надо отвечать уже за каждый свой выход на сцену. Именно поэтому мне каждый раз страшно на нее выходить – для меня это по уровню эмоций практически как бейсджампинг. Но в этом кроется и огромное удовольствие.
О возрасте
Актёры Анатолий Анциферов в роли Агостена (слева) и Александр Мичков в роли барона де Сигоньяка (справа) в сцене из спектакля «Капитан Фракасс» по мотивам одноименного романа Теофиля Готье в «Мастерской Петра Фоменко» в Москве
Евгений Одиноков / РИА Новости
По идее, я должен был бы чувствовать себя старше многих ребят из стажерской группы «Мастерской»: медицинский, армия. много чего за плечами. Но чаще мне наоборот кажется, что это они старше меня. Почему? Наверное, потому что я куда меньше их приспособлен к жизни, да и вообще чувствую себя лет на 16.
О театре
У нас тут одна большая семья, в которой нам, младшим, многие помогают: и Галина Борисовна Тюнина, и Полина Павловна Кутепова. Кирилл Альфредович Пирогов вообще с нами спектакль сделал. Мастерская – это не какой-то академический театр, где на тебя давит холодный мрамор, где целая армия актеров, которые, по-моему, даже не знают друг друга. Здесь все не так, и мне это дико нравится!
Начало
То, что я стану актером, было ясно с самого детства, потому что и мама, и папа у меня актеры, а я всегда хотел быть похожим на них… Я учился в школе Сергея Казарновского – с театральным и музыкальным уклоном – откуда, собственно, сразу в театр и попал.
Как? Когда мне было 10 лет, ко мне подошел директор и спросил, не хочу ли я играть в «Мастерской Петра Фоменко» Петю Ростова. Я об этом театре не знал вообще ничего, да и «Войну и мир» не читал, но, посоветовавшись с родителями, дал согласие. Это был 2003 год… Мы пришли в кабинет Петра Наумовича, я поиграл на фортепиано, к следующему дню выучил какие-то стихи и вскоре получил приглашение на репетицию.
Помню, как меня взяла за руку Полина Агуреева, везде провела, со всеми познакомила и – все! Я попал в ту атмосферу, в которую влюбился с первого взгляда. Для меня, 10-летнего, театр стал второй семьей.
О Фоменко
Главное ощущение от Петра Наумовича, наверное, таково: я всегда его боялся. Дело было не в пиетете, просто я смотрел на этого человека, видел, как он репетирует, как делает замечания, какие разборы устраивает, как ругает актеров. Но, знаете, при этом от него одновременно исходила какая-то невероятная любовь и хулиганство.
Когда он делал спектакль с первой стажерской группой, он позвал меня что-то поиграть на фортепиано, всем присутствующим сообщив, что сейчас придет «Александр Васильевич». А мне, этому самому Александру Васильевичу, тогда было лет четырнадцать!
Актёр Александр Мичков в роли барона де Сигоньяка в сцене из спектакля «Капитан Фракасс» по мотивам одноименного романа Теофиля Готье в «Мастерской Петра Фоменко» в Москве
Евгений Одиноков / РИА Новости
Со мной он всегда разговаривал, как со взрослым. Помню, он как-то сказал: «Саша, вы очень серьезен, поэтому, наверное, станете педагогом». Через несколько лет он сказал: «Саша, вы очень серьезен, вы будете режиссером музыкального театра». Но я хотел быть актером! И когда я поделился с Петром Наумовичем, что поступил в ГИТИС, он ответил: «Ну, что же, Саша, теперь вам остается грешить и каяться». Он имел в виду, что теперь мне придется иногда сбегать из института, чтобы играть в спектаклях.
О любви
Это совершенно удивительное ощущение – самое начало спектакля. Когда еще ничего непонятно, когда приходят зрители, и ты начинаешь слушать их, слушать своих партнеров, когда происходит соединение всех в едином моменте. Впрочем, даже Петр Наумович говорил, что в театре все, как в любви, где все в хорошем смысле этого слова флирт, где все должно соединиться, вызвав бурю приятных эмоций.
О театре
В последние годы «Мастерская» изменилась довольно сильно, но это случилось еще при жизни Петра Наумовича, когда театр получил новое здание. В старом помещении было ощущение, что мы все – будто на маленьком островке, а тут все немного растворились в пространстве, появилось много людей и стало потихоньку вымываться ощущение тесного общения. Но вместо этого приобретаются что-то другое, тоже хорошее.
Впрочем, самое главное, что мы не потеряли свое лицо: мы остаемся семьей! Да, как и в любой семье, брат тут может поссориться с семьей, дети отказаться слушаться маму, но есть то, что всех держит. Что это? Петр Наумович, конечно!