студенников красное и белое биография
Студенников Сергей Петрович
Сергей Студенников родился в 1967 году в поселке Левокумкое, Ставропольский край. Его родители занимались сельским хозяйством и не могли похвастаться большими доходами. Семья жила скромно. Вскоре, Сережа вместе с родителями перебрался в город Бакал, Челябинской области. Там, в Бакале, Студенников окончил среднюю школу. После этого юноша поступил в филиал Южно-Уральского Государственного Университета на техническую специальность.
В конце 1980-х годов Сергей Петрович основал SPS-холдинг, занимавшийся дистрибуцией пива, водки и сигарет. Для приобретения и последующей продажи товара отстаивал многочасовые очереди. Также, предприниматель принимал участие в открытии нескольких магазинов. Бизнесмен уже тогда начал понимать, что нужно создавать сеть, чтобы достигнуть желаемого результата.
В дальнейшем Сергей с супругой Еленой принимают решение открыть «Дом кафеля», единственный магазин кафельной плитки и керамического гранита в Челябинске. Проект успешно функционирует уже долгое время, благодаря налаженной системе работы с поставщиками как в нашей стране, так и за рубежом.
Много лет спустя, в 2006, в городе Копейске, Челябинской области, Студенников открыл свой первый магазин «Красное и белое». Открыл очень кстати, в то время из-за перекрытия путей импорту в пользу ЕГАИСа, Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции начался дефицит алкогольных напитков. Магазин очень скоро принес первую прибыль, а потом превратился в целую сеть.
Изначально в «Красном и белом» продавались только спиртное и табак, но со временем Студенников преобразовал свои алкомаркеты в магазинчики у дома, в которых можно купить и продукты питания, и одежду, и товары для детей.
Бизнесмен замышлял «Красное и белое» не как простой магазин со спиртным и табаком, а как место, где человеку прививается культуры пития. Сергей Петрович убрал с прилавков своих магазинов дешевый и некачественный товар, тем самым оградив граждан от употребления опасных для здоровья напитков. В начале деятельности Студенников лично обучает персонал точек продвижению данной идеологии в массы.
По данным на осень 2018 года, «Красное и белое» находится в 56 регионах Российской Федерации, а количество магазинов стремится к семи тысячам. В этом же году Сергей Петрович попал в список долларовых миллиардеров Bloomberg, что говорит о явном успехе бизнеса.
Сергей Студенников — биография
Сергей Студенников — один из наиболее успешных предпринимателей России. Свой первый коммерческий проект по продаже алкогольной продукции запустил еще в девяностых годах. В середине нулевых открыл сеть магазинов по продаже алкогольной продукции «Красное и белое», которая и сделала его миллионером. Сейчас Студенников входит в список «Форбс», рейтинг богатейших людей страны. Статья расскажет о деятельности этого бизнесменаи о том, как он стал миллионером.
Появился на свет будущий миллионер в 1967 году в маленьком городке Бакал, который находится в Челябинской области. Получил образование в горно-керамическом техникуме. Недолго был рабочим в шахте. Его забрали в армию, после возвращения с армейской службы на волне перестройки и решил открыть свое дело.
Владелец сети «Красное и Белое» Сергей Студенников торговлей занялся еще в 80-х. Он отстаивал многочасовые очереди за алкогольной продукцией, чтобы после этого перепродать. В девяностых занимался торговлей алкоголем, бакалеей, строительными материалами. От оптовых продаж бизнесмен перешел к розничным.
В 1998 году супруга Сергея Студенникова, Елена Соболева, и одновременно его коммерческий партнер открыла в Челябинске большой магазин по продаже кафеля. В середине двухтысячных предприниматель открыл супермаркеты, которые занимались продажей строительных материалов — «Евроград». Также он участвовал в запуске сети «Монетка» в Челябинской области. А в 2006 году принял решение открыть магазин «Красное и белое» по продаже спиртных напитков. Осенью 2008 года «Красное & Белое» включало более 80 алкомаркетов, а спустя год – около 150. Со временем это направление стало главным бизнесом Студенникова. Многие специалисты считают, что данная торговая сеть не могла бы достигнуть такого коммерческого успеха без какой-либо поддержки со стороны влиятельных покровителей. Головной офис расположен в Челябинске.
«Красное & Белое» ранее проводила разные акции. Фактически, сеть работала в сегменте скидок. Политика этой алкогольной сети состоит в продаже дешевых спиртных товаров. На самом деле бизнес Студенникова существовал на грани рентабельности. Как стало известно, прибыль от торговли сети сейчас на 2–3 процентов ниже средней в данной отрасли, которая оценивается на уровне 26–27 процентов, то есть прибыль сети «Красное белое» составляет 23-25 процентов. Например, прибыль конкурентов «Красного и белого» сети «Магнит», в 2014 году составила – 29 процентов, Х5 – 25 процентов. Когда самая низкая розничная цена на водку была 220 рублей за пол-литра, у «Красного & Белого» был наиболее широкий ассортимент спиртного по этой сверхнизкой стоимости. Так, в маркетах этой алкогольной сети, если судить по каталогу в мобильном приложении, было 16 видов водки по цене 220 рублей. На сегодняшний день по России работает более 3 тысяч небольших магазинчиков под торговой маркой «Красное и белое», приносящих огромную прибыль их владельцу.
Многие поставщики и продавцы алкоголя отмечают, что зарабатывать на самой дешевой водке невозможно: одни акцизы и налог на добавленную стоимость с одной легальной бутылки объемом 0,5 литра – 120 рублей. В результате до 90 процентов водки по 220 рублей в российских магазинах, по мнению специалистов, было изготовлено без оплаты акциза. Но большие торговые сети наподобие «Красного & Белого» с незаконной продукцией не имеют дела, уверены эксперты.
С зимы 2017 действует новая минимальная цена – 180 рублей. «Красное & Белое» смогла торговать водкой и по этой стоимости. По ряду позиций эта торговая марка установила наиболее низкие цены. Как у неё это получается? Открыв по всей стране около 200 магазинов, предприниматель Сергей Студенников начал позволять себе закупочные интервенции, говорят эксперты — он сразу предлагал выкупить крупную партию товара по определенной цене.
Это нестандартная стратегия для розничного бизнеса: чаще всего торговые сети просят у поставщиков максимальных отсрочек по оплате. Таким образом, различные розничные сети берут кредиты у поставщиков. Но Студенников выбрал другой путь и не прогадал.
Начиная с 2010 года, под давлением социума и властей, как рассказывает Сергей Студенников, он принял решение добавить в ассортимент продукты и прочие популярные товары, а сами магазины называть не алкомаркетами, а «магазинами у дома». Наиболее популярными товарами оказались игрушки для детей.
«Тут дело в психологическом аспекте, – отмечает бизнесмен. — Родители, возможно, заглаживают вину перед своим ребенком, приходя купить спиртное, приобретают детям игрушку, которая стоит в 2 раза дороже, чем пиво».
По заявлениям владельца компании «Красное и белое», у сети есть миссия: поменять отношение людей к спиртному. Это официальная миссия торговой сети, благодаря которой у компании получается развивать бизнес и увеличивать прибыль, отмечает Сергей Студенников. Одними запретными мерами невозможно решить проблему алкоголизма. Но запретные меры со стороны государства, разумеется, тоже необходимы.
У людей нет культуры питья. Поколение коммунистов превратили алкоголь в инструмент управления обществом, утверждает предприниматель. Задача была – отключить сознание с помощью алкоголя. Был утрачен смысл употребления спиртных напитков. Жители России стали употреблять алкоголь для выключения сознания. Предприниматель уверен, что алкоголь перестал быть средством повышения настроения, а способом забыться и уйти от реальных жизненных проблем. Также в своем интервью он отметил, что считает необходимым изменить политику в отношении потребления спиртных напитков. Алкоголь должен быть хорошего качества, а контрафакт и суррогат должны исчезнуть с прилавков. Спустя несколько поколений на десять тысяч населения будет один специализированный магазин, как «Красное и Белое», который будет предлагать качественный продукт, с обученным персоналом, который может рассказать, как употреблять тот или иной спиртной напиток, для чего он нужен, тогда наши дети будут жить в трезвом обществе, подчеркнул миллионер.
Но это далеко не вся правда о Сергее Студенникове, отмечают специалисты. Многие уверены, что эта миссия всего лишь прикрытие для развития большого бизнеса, который построен на продаже продукта, который всегда популярен у людей. По данным знаменитого борца с алкоголем Жданова, 20-30 процентов культурно употребляющих спиртное спиваются. По этой же причине происходит уменьшение рождаемости, здоровья и алкоголизация нации. Люди могут стать алкоголиками в любом возрасте, соответственно не застрахован. Это горе может прийти в любое время и в любой дом. Нет никакой гарантии, что вы или ваши родные не окажетесь в этих роковых 20-30%. Также борец за трезвый образ жизни Владимир Жданов уверен, что существует 2 основных критерия алкоголизации людей, это доступность и стоимость. Эту шаговую доступность и низкую цену и применил Студенников, заработав миллионы долларов, утверждают специалисты.
Недавно депутаты Тюменской городской думы решили сделать проверки вывесок сети маркетов «Красное&Белое» на соответствие законам в сегменте рекламы. С данной инициативой выступил парламентарий Мурат Тулебаев на совещании комиссии городской думы по экономике и жилищно-коммунальному хозяйству. Депутаты считают, что яркий цвет вывесок заманивает потребителей с целью покупки алкоголя. Кроме этого, такие вывески могут нарушать градостроительные нормы города Тюмени.
Лидеры в своем сегменте, «Красное & Белое» и «Бристоль», значительно увеличили выручку благодаря активному потребительскому спросу в этот кризисный период в России. «Красное и Белое» увеличила прибыль, в том числе, благодаря увеличению продуктового ассортимента, уверены специалисты.
Основные продажи алкогольной сети как и ранее приходятся на спиртные напитки, но менеджеры сети смогли увеличить выручку за счет сопутствующих товаров, ассортимент которых все время расширяется. Население приходит в магазины за алкоголем и одновременно приобретает продукты. Покупатели сейчас стараются ходить в небольшие магазины, а не в супермаркеты, отмечают эксперты. У людей нет лишних средств, а в больших супермаркетах траты всегда больше.
Поэтому потребители стараются купить все, что им нужно, возле дома. В кризисный период потребители начали больше посещать магазинчики «у дома», чтобы экономить деньги. Магазины «у дома» наподобие «Красного и белого» развиваются, поскольку в их ассортименте непродовольственных товаров меньше, чем в огромных супермаркетах. А в кризис народ чаще отказывается именно от непродовольственной продукции. На сегодняшний день эта алкогольная сеть каждый месяц открывает по сто магазинов в месяц по всей Российской Федерации.
Наш герой много лет состоит в браке с Еленой Соболевой, которая также является успешным коммерсантом. Официально собственниками торговой сети является семья Сергея Студенникова. Деятельность этого бизнесмена была всегда связана с розничной продажей подакцизной продукции. Муж и жена ограничивают влияние инвесторов на семейное дело. Водочный миллионер — очень скрытная персона и редко дает интервью.
Биография основателя розничной алкогольной сети «Красное&Белое» Сергея Студенникова
Сергей Петрович Студенников – российский бизнесмен, который открыл сеть магазинов «Красное&Белое». В его распоряжении огромное состояние, которое уже превысило показатель 850 миллионов долларов.
Бизнес долларового миллионера процветает и преодолевает с каждым годом все новые границы. Но чтобы понять успех основателя сети магазинов алкогольной продукции, перейдем непосредственно к его биографии.
Детство и родители Сергея Студенникова
Родился Сергей Студенников в 1967 году 1 января в селе Левокумское Ставропольского края. Его родители были обыкновенными работниками сельского хозяйства, поэтому с самого детства Сергей был вынужден помогать им, и это навсегда осталось в биографии нынешнего рублевого миллиардера.
Когда ему исполнилось 7 лет, он вместе со своей семьей переезжает в Челябинскую область, в город Бакал, где и будет жить некоторое время, получит среднее образование и пойдет дальше по своему жизненному пути.
Образование
Сергей Студенников окончил школу, после чего решил продолжить учиться в Челябинской области. Сергей окончил техникум, специализирующийся на горной керамике, и ему приходится некоторое время потрудиться в шахте. Позже его берут на службу в армию.
После срочной службы Сергей возвращается в родной город и спустя некоторое время решает открыть собственное дело.
Карьера и бизнес Сергея Студенникова
В карьере Сергея не все сразу шло гладко. Впервые на рынок он вышел в 80-х годах и долгое время занимался оптовой продажей алкогольной продукции. Было очень тяжело, поэтому приходилось заниматься не только продажей алкоголя, но и табака, а также бытовых товаров.
Под конец 90-х годов Студенников вместе со своей женой решается открыть первый магазин, который оказывается единственным в городе Челябинске магазином, продающим керамическую плитку. Дело окупает себя, и бизнес процветает.
Но этого Сергею было недостаточно. Он понимал, что для хорошей выгоды нужна огромная сеть. Для этого нужно продавать что-то посерьезней, что востребовано и нужно каждому.
На фоне этого приходит удачная мысль об открытии магазина алкогольной продукции, который получил название «Красное и Белое». Со временем магазины Студенникова стали открываться во всех городах России, и в настоящее время их насчитывается порядка 2000.
В биографии Сергея много моментов, где ему приходится кардинально менять схему ведения бизнеса. Не раз, чтобы выиграть финансово, ему приходилось самостоятельно контролировать сеть и придумывать ежемесячный план для своих магазинов.
Чтобы рассчитать все затраты и как их компенсировать каждому магазину в отдельности, Сергею пришлось затратить массу времени, но он все-таки разрабатывает план, после чего в магазинах появляется новое новшество. Оно далеко не всех радует, зато бизнес начинает набирать свои обороты более быстрыми темпами.
Сергей заработал свое состояние не просто на сети магазинов, которую он создал. У него есть миссия, с которой он и развивает свой бизнес. По его мнению, люди перестали понимать культуру употребления алкогольных напитков. Для большинства из них алкоголь – это способ забыться и уйти в собственный мир и отдалиться от всех проблем. Но все это проходит, как только человек отходит от алкоголя, и все возвращается на круги своя.
Задумка Сергея – обучать персонал искусству питья алкогольных напитков. Он хочет, чтобы со временем его магазины были везде, и, приходя туда, клиент мог получать ответы на вопросы об алкоголе, об культуре питья, о его истории.
Состояние Сергея Студенникова
Сергей Петрович Студенников уже давно входит в список самых богатых и состоятельных людей России. В последние годы положение дел в бизнесе существенно улучшилось, и прибыль возросла в несколько раз. Если в 2016 году состояние бизнесмена было примерно 450 миллионов долларов, то на сегодняшний день оно превышает показатель в 1000 миллионов.
Сеть магазинов «Красное и Белое» также вошла в список самых крупных компаний в России и остается на этих позициях уже более 3 лет.
Частная жизнь
Информации об личной жизни Студенникова Сергея Петровича крайне мало. Он из тех людей, кто не любит давать интервью и появляться перед прессой. Поэтому все, что можно сказать о личной жизни одного из ведущих бизнесменов России, это то, что он женат на Елене Соболевой. Они вместе вот уже много лет, ведут бизнесы и сотрудничают между собой.
У семейной пары есть двое детей: дочери Лиза и Маша. Девочки еще довольно маленькие и только ходят в школу.
Сергей Студенников сегодня
На сегодняшний день бизнесмен пытается искать все новые варианты развития бизнеса. Для большей продуктивности он самостоятельно проводит тренинги администраторов и директоров магазинов, на которые он тратит порядка 7 часов в неделю. Он уверен, что для процветания бизнеса необходимо постоянно развиваться, анализировать свои ошибки и устранять их. Этим он и пытается заниматься в последние годы.
Кроме этого, сеть магазинов становится все крупнее и крупнее. Магазины с алкогольной продукцией Сергея Студенникова расположились практически во всех городах страны. На ближайшее время прогнозируется активное расширение и увеличение сети до 3000 магазинов, что по прогнозам увеличит прибыль еще в полтора раза.
На данный момент прибыль от бизнеса Сергея Студенникова достигает порядка 1,5 миллиарда рублей в год, что является немалым состоянием. Но это кажется ему недостаточным заработком, и он стремится достичь показателя в 3 миллиарда рублей – путем увеличения сети магазинов.
СТУДЕННИКОВ
Сергей
Петрович
Основатель и владелец сети магазинов «Красное & Белое»
Место рождения: с. Левокумское, Ставропольский край, РСФСР, СССР
Биография
Вырос в семье небогатых родителей, которые занимались сельским хозяйством. Еще мальчишкой он переезжает в небольшой городок Бакал Саткинского района на западе Челябинской области. Там заканчивает школу и принимает решение продолжить образование. Для этого переезжает в город Сатку, известный своими горнодобывающими предприятиями. Сергей выбирает техническую специальность и поступает в Саткинский горно-керамический техникум.
После окончания учебного заведения Сергей Студенников работает по специальности в горнодобывающей отрасли, затем уходит в армию. После возвращения он принимает решение переехать в Челябинск.
Свой предпринимательский путь Студенников начал в 1990-х с розничной продажи спиртных напитков, табачной продукции, строительных материалов и бытовой техники. Для приобретения и последующей перепродажи товара он отстаивал многочасовые очереди. Также принимал участие в открытии нескольких магазинов: с супругой Еленой принимают решение открыть «Дом кафеля» – единственный тогда магазин кафельной плитки и керамического гранита в Челябинске. Этот проект успешно функционировал более десяти лет.
В 2006 году Студенников открывает первый магазин спиртных напитков «Красное и Белое» в Копейске, который расположен в десяти километрах от Челябинска. Момент для открытия был выбран весьма удачно, так как из-за закрытия импорта в пользу введения ЕГАИСа начался дефицит алкоголя. Прибыль первого магазина превысила ожидаемую в пять раз.
По состоянию на октябрь 2018 года сеть «Красное и Белое» состояла из 6700 магазинов и являлась «самым быстрорастущим крупным розничным продавцом» в России.
В сентября 2019 года по скорости роста выручки за последние пять лет сеть магазинов «Красное и Белое» оказалась на третьем месте среди 500-ста российских компаний, входящих в рейтинг «РБК-500. Крупнейшие компании России по выручке».
По состоянию на сентябрь 2019 года сеть «Красное & Белое» насчитывала 8141 магазин в 56 регионах России.
В 2019 году договорился с Игорем Кесаевым (владелец Группы компаний «Дикси» и совладелец торговой сети «Бристоль») и Сергеем Кациевым (совладелец торговой сети «Бристоль») об объединении торговых сетей в единого ритейлера. В объединенном бизнесе Студенникову будет принадлежать 49 %.
В сентябре 2019 года объявлено, что акционеры торговых сетей группы компаний «Дикси» (магазины «Дикси», «Виктория» и уральская сеть «Мегамарт»), «Красное & Белое» и «Бристоль» завершили объединение розничного бизнеса, создав холдинговую компанию «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед».
Сообразили на троих: что стало с компанией «Красное & Белое» после слияния
Выбор напитка
После одной из самых громких сделок в российском ретейле прошло больше полутора лет, и Сергей Студенников впервые согласился поговорить с журналистом. Бизнесмен встретил корреспондента Forbes в своем московском офисе, расположенном в золотой башне «Меркурий тауэр» Игоря Кесаева в «Москва-Сити».
Выпускник Саткинского горно-керамического техникума занялся бизнесом в конце 1980-х. Лично ездил за товаром, стоял в очередях, покупал и перепродавал продукцию возле ресторана «Уральские пельмени» в Челябинске. Позже Студенников участвовал в запуске уральской розничной сети «Монетка» Романа Заболотнова и Александра Жеребцова, был директором представительства в Челябинске. «Сергей там был младшим партнером, а Заболотнов — его боссом», — рассказывает старый знакомый Заболотнова и Студенникова.
Заработав первые деньги, Студенников основал собственный «SPS-Холдинг», куда в разное время входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем и пивом. «Мне сильно повезло в жизни, — признается бизнесмен. — Я общался с людьми, которые начали заниматься ретейлом уже в конце 1990-х. Они вдохнули в меня идею ретейла, расширили мировоззрение». В начале 2000-х Студенников с региональным партнером компании «Р-Модуль» из Нижнего Тагила основал фирму «Ролис», которая управляла сетью строймаркетов «Евроград». Через несколько лет партнер погиб в ДТП, в одиночку Студенников бизнес не потянул и свернул его.
Внимание предпринимателя переключилось на другое направление — в его холдинг входила фирма по оптовой торговле алкоголем «Азимут». Ее Студенников зарегистрировал в 2003 году вместе с тремя основателями продуктовой сети «Три богатыря» из закрытого города Озерска в Челябинской области. «Это было собрание свободных художников: оптовое направление было общим, а розницу каждый мог развивать свою отдельно», — рассказывает знакомый челябинских бизнесменов. Позже интересы партнеров разошлись, но именно тогда Студенников окончательно определился, чем займется дальше.
В 2006 году он открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Продажи в точке, специализирующейся на торговле алкоголем, сразу же превысили ожидания. Успех был неожиданным для местных бизнесменов. «Сергей не менеджер, он предприниматель 1990-х, который действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из них. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».
За первый год сеть выросла до 64 алкомаркетов. Небольшие магазины площадью в среднем 80 кв. м вмещали несколько сотен товарных позиций, в основном алкоголя, пива и сигарет. С самого начала была задача дать лучшее ценовое предложение, например пол-литровую бутылку водки в магазине продавали за 29 рублей.
В середине 2013 года в одной только Челябинской области работало 470 магазинов «Красное & Белое». Уже тогда Студенников начал раздражать конкурентов и регуляторов. «Это больше, чем магазинов «Пятерочка» и «Магнит», вместе взятых! «Красное & Белое» нас всех уже… монополизировала», — возмущалась руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. По данным ведомства, в 2012-м сеть занимала в области самую большую долю продуктовой розничной торговли — 5,9%.
По итогам 2014 года «Красное & Белое» вошла в топ-15 продовольственных ретейлеров страны с выручкой 47 млрд рублей. К этому времени число магазинов выросло до 1700, а через год превысило 2500. В чем секрет столь быстрого роста? На рынке считали, что здесь не обошлось без влиятельных покровителей: чиновников, сотрудников федеральных силовых ведомств. Студенников никогда не стремился опровергать слухи о себе и своем бизнесе, его устраивала роль малозаметного регионального предпринимателя, ни на что не претендующего. «Все думали, что мы ведем бизнес как-то нечисто, с этим связывали успех, — говорит он. —Очень хорошо, когда тебя недооценивают. Важно создать иллюзию слабого игрока, чтобы большие не задавили».
Неуправляемый размер
В последние 14 лет жизнь Сергея Студенникова напоминала гонку. Он признается в интервью: «Мы вышли на рынок с опозданием почти на 10 лет и поставили задачу занять сколько-нибудь значимую долю. Поступательными шагами этого не удалось бы, только интенсивно, без остановки». К 2016 году сеть выросла почти до 4000 магазинов в 40 регионах, через год открылось еще 1290 новых.
Бизнес рос, вопреки строгим ограничениям и контролю за продажей алкогольной продукции. Потребление алкоголя в стране планомерно снижалось: по данным ВОЗ, с 20,4 л чистого алкоголя на душу населения в 2003 году до 11,6 л в 2016-м. «Эффективная работа с алкогольным ассортиментом, эксклюзивные бренды (в том числе в винной категории) и самые низкие цены позволили «Красному & Белому» задавать тренды и влиять на ценообразование не только в алкомаркетах, но и в федеральных сетях FMCG, — считает генеральный директор агентства Infoline Михаил Бурмистров. — Кроме того, сеть вовремя начала расширять ассортимент, чтобы обеспечить полноту потребительской корзины». С 2010 года «Красное & Белое», помимо алкоголя, начала продавать бакалею, молочные продукты и даже детские игрушки. «Сеть заняла перспективную нишу в ретейле — «магазин у дома» с ограниченным ассортиментом, но явным фокусом на одну определенную категорию — спиртное», — добавляет Бурмистров. На сегодняшний день структура продаж сети выглядит так: 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино, 25% — продукты питания, остальное — табак, пиво и непродовольственные товары. При этом постоянно растет доля вина в общем объеме продаж, а доля крепкого алкоголя, наоборот, постепенно снижается.
В 2017 году «Красное & Белое» заняла 3-е место по количеству магазинов после «Магнита» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), а в первом полугодии 2018-го, открыв 882 новых магазина, обогнала по темпам роста «Магнит». Выручка «Красного & Белого» в 2018-м выросла на 40% и составила 301 млрд рублей. Ближайшим конкурентом «Красного & Белого» была алкосеть «Бристоль», которую с 2012 года развивали владельцы крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Несмотря на открытие 200–500 новых магазинов в год, «Бристоль» так и не сумела догнать челябинского чемпиона, который превосходил ее втрое по выручке и вдвое по числу магазинов. По эффективности сеть «табачных магнатов» тоже сильно уступала челябинской: один магазин «Бристоль» в год приносил 20 млн рублей, а «Красное & Белое» — вдвое больше.
Но Студенникова уже не радовало лидерство, к которому он стремился много лет. «С самого начала я понимал, что придется терпеть: во всем себе отказать и заниматься делом 25 часов в сутки. Но не знал, что придется терпеть так долго», — устало признается бизнесмен. К тому времени сеть «Красное & Белое» достигла таких масштабов, что стало сложно ею управлять. Кредитная нагрузка росла, а прибыль почти нет. Кроме того, все чаще возникали проблемы с госорганами в разных регионах присутствия. Летом 2018 года межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Челябинской области вынесла решение о взыскании с ООО «Абсолют» (входит в ГК «Красное & Белое») 1,95 млрд рублей за налоговое правонарушение. В течение месяца с момента получения решения компания претензию оплатила. «Бизнес, которым мы занимаемся, — алкоголь, табак — на 100% контролируется государством. Это сказывается и на развитии, и на эффективности в целом, — говорит основатель «Красного & Белого». — Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали».
Правильные партнеры
В 2019 году выручка табачного дистрибьютора составила 752 млрд рублей. По словам Студенникова, с Кесаевым и Кациевым он знаком по меньшей мере 10 лет. «Мы давно друг друга знаем, — говорит он. — С 1990-х знакомы заочно, потом уже были очные рабочие встречи, где мы обменивались опытом. Обыкновенная рабочая рутина».
Обсуждали ли предприниматели объединение бизнеса? По словам источника Forbes, предложения о слиянии поступали Студенникову давно. Сам он на вопрос о переговорах отвечает уклончиво: «Гипотетически в разговоре [с Кесаевым и Кациевым] такие темы, естественно, затрагивались. Но таких разговоров и предложений от разных игроков случается по 10 штук в год. Но чтобы давайте кровь из носу объединимся, такого желания не было ни у нас, ни у акционеров «Мегаполиса». Получить комментарии Кесаева и Кациева Forbes не удалось.
Как бы то ни было, в сентябре 2019 года в России появился третий по обороту после X5 и «Магнита» розничный игрок — «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». Кесаев и Кациев закрыли сделку по объединению своих активов с сетью Студенникова. «Классического due diligence бизнесов не проводилось: только внутренняя оценка, в результате которой стоимость активов оказалась равнозначной. Дополнительные средства в пользу одной из сторон не вносились», — рассказывает Студенников. В объединенную компанию вошли группа компаний «Дикси», «Альбион 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль») и «Красное & Белое». Позже компания была переименована в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», она зарегистрирована на Кипре, 51% ее акций принадлежит Кесаеву и Кациеву, 49% — Студенникову. Силовики с момента объявления о слиянии в январе 2019-го в офисы и на склады «Красного & Белого» не приходили.
У Студенникова появилась возможность делегировать часть работы, с которой ему не удавалось справиться в одиночку в последние годы. «У каждого есть свои компетенции. У моих партнеров — это умение общаться с внешним миром: банками, представителями государственных органов на разных уровнях», — перечисляет Студенников. «Красному & Белому» был необходим GR-ресурс [Government Relations, взаимодействие с госорганами], и объединенная компания его получила. Это сильный серьезный партнер с опытом сложных сделок в лице Кесаева и Кациева», — говорит Михаил Бурмистров. По мнению эксперта, владельцы «Дикси» и «Бристоля» тоже получили преимущество от объединения — возможность увеличить стоимость бизнеса, капитализировать его, выведя на биржу. Акции «Дикси» торговались на бирже с 2007 года, но в 2018-м компания провела делистинг, объяснив это ухудшением финансовых показателей.
«Что нас с партнерами роднит? Это вовлеченность акционеров в операционную деятельность каждой из трех компаний, — рассуждает Студенников. — Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее. Все стратегические решения принимаются акционерами совместно, а оперативные вопросы в дальнейшем дошлифовываются разными командами».
Сегодня сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» управляют разные команды. Тем не менее преимущества от слияния есть. Например, Студенникову, по его словам, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» (до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го) и увеличить прибыль, открыть около 700 новых магазинов (всего сеть насчитывает 8800 точек). Пандемия ретейлера практически не задела: трафик в магазинах упал, зато средний чек вырос с 260 до 300 рублей. По итогам года Студенников прогнозирует рост выручки на 25–27%. В объединенной компании планируется довести оборот до 1,1 трлн рублей до конца года. По словам предпринимателя, развиваться в России ему уже не так интересно — через три-пять лет челябинец хочет вывести «Красное & Белое» на внешние рынки, в частности в США, Китай и Индию.