строгое соблюдение требований безопасности основа сохранения жизни и здоровья военнослужащих
Соблюдение требований безопасности – основа сохранения жизни и здоровья военнослужащих
ТЕМА: «Соблюдение требований безопасности – основа сохранения жизни и здоровья военнослужащих»
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность военной службы — состояние военной службы, отражающее степень защищенности жизненно важных интересов военнослужащих от воздействия опасных и вредных факторов.
Безопасность военнослужащего при прохождении им военной службы — состояние защищенности жизненно важных интересов военнослужащего от воздействия опасных и вредных факторов в период исполнения им обязанностей военной службы.
Направления обеспечения безопасности военной службы — деятельность должностных лиц по созданию условий военной службы, снижающих вероятность воздействия на военнослужащих конкретных угроз (групп взаимосвязанных опасных и вредных факторов).
Требования безопасности — требования, установленные законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, соблюдение которых обеспечивает безопасность выполняющих задачи (работы) военнослужащих.. Дополнительные требования безопасности устанавливаются приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих родами войск.
Безопасность военной службы повседневной деятельности войск (сил) достигается:
* защитой свобод, прав и гарантий личного состава Законами РФ, распространением на военнослужащих, с учетом специфики их деятельности, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и охране труда;
* реализацией государственных мероприятий по совершенствованию системы мер и органов обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении военной службы;
* персональной ответственностью командиров (начальников) всех степеней за сохранение жизни и здоровья подчиненных, знанием и выполнением всеми должностными лицами уставных обязанностей по созданию и поддержанию условий безопасности военной службы; и д. т.
Общие требования безопасности при работе с вооружением и военной техникой
При эксплуатации, ремонте и обслуживании ВВТ используются штатные средства защиты, инструмент, оборудование и приспособления, предотвращающие воздействие на личный состав опасных и вредных факторов.
Для поддержания их в готовности к использованию необходимо проводить:
* подготовку к работе;
* испытания и обслуживание;
* своевременное устранение неисправностей;
* своевременную проверку должностными лицами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
* проводить работы на ВВТ без руководства и постоянного наблюдения должностных лиц или руководителей работ;
* изменять объем, технологию и последовательность операций, предусмотренных эксплуатационной документацией;
* отключать технические средства блокировки и предупреждения об опасности;
* применять при работах на ВВТ не табельное (непредусмотренные эксплуатационной документацией ) оборудование, аппаратуру и инструмент;
* работать с помощью неисправного оборудования, аппаратуры, инструмента;
* применять приборы, сосуды, работающие под давлением, и грузоподъемные средства, не прошедшие положенного переосвидетельствования;
* пользоваться переносными электролампами с напряжением выше 36 В.
Соблюдение требования безопасности — основа сохранения жизни и здоровья военнослужащих
Тема: «Соблюдение требования безопасности — основа сохранения жизни и здоровья военнослужащих».
Основные понятия безопасности военной службы
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность военной службы — состояние военной службы, отражающее степень защищенности жизненно важных интересов военнослужащих от воздействия опасных и вредных факторов. Безопасность военнослужащего при прохождении им военной службы — состояние защищенности жизненно важных интересов военнослужащего от воздействия опасных и вредных факторов в период исполнения им обязанностей военной службы.
Направления обеспечения безопасности военной службы — деятельность должностных лиц по созданию условий военной службы, снижающих вероятность воздействия на военнослужащих конкретных угроз (групп взаимосвязанных опасных и вредных факторов). Требования безопасности — требования, установленные законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, соблюдение которых обеспечивает безопасность выполняющих задачи (работы) военнослужащих.. Дополнительные требования безопасности устанавливаются приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих родами войск.
Безопасность военной службы повседневной деятельности войск (сил) достигается:
Общие требования безопасности при работе с вооружением и военной техникой
Безопасность личного состава при эксплуатации вооружения и военной техники (ВВТ) обеспечивается строгим выполнением требований уставных, распорядительных и эксплуатационных документов с учетом наличия опасных и вредных эксплуатационных факторов.
К эксплуатации ВВТ допускается личный состав, прошедший теоретическую подготовку по специальности, имеющий твердые практические навыки в работе на ВВТ в объеме функциональных обязанностей, прошедший проверку теоретических знаний и практических навыков по требованиям безопасности, медицинское обследование (освидетельствование военно-врачебной комиссией для специальностей по отдельному перечню) и признанный по состоянию здоровья годным к работе по своей специальности, а также сдавший в квалификационной комиссии соединения (части) зачеты по знанию ВВТ и правил их эксплуатации.
При эксплуатации, ремонте и обслуживании ВВТ используются штатные средства защиты, инструмент, оборудование и приспособления, предотвращающие воздействие на личный состав опасных и вредных факторов.
Для поддержания их в готовности к использованию необходимо проводить:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
При проведении стрельб ЗАПРЕЩАЕТСЯ вести огонь:
Ведение огня стреляющим прекращается самостоятельно немедленно при:
К метанию боевых гранат допускается личный состав, успешно выполнивший упражнения по метанию учебных и учебно-имитационных гранат и усвоивший требования безопасности при обращении с боевыми гранатами. Запрещается разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо, предохранительные чеки), а также приближаться без команды и трогать неразорвавшиеся гранаты.
При метании боевых гранат должны соблюдаться следующие требования:
Соцобеспечение
Безопасность
Безопасность военной службы
Повышение безопасности военной службы — одно из ключевых направлений социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Она заключается в поддержании условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности войск.
Общими условиями обеспечения безопасности военной службы являются: поддержание воинской дисциплины, обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния военнослужащих, соблюдение определённых Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации правил внутреннего порядка, обеспечение социальной защиты военнослужащих в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение в воинской части удовлетворительного санитарно-эпидемического состояния.
Анализ войсковой практики показывает, что чаще всего к тяжелым последствиям приводят нарушения правил обращения с вооружением и техникой.
Поэтому предупреждение травматизма — это, прежде всего, разработка стандартов обеспечения безопасности для различных видов профессиональной деятельности военнослужащих, при эксплуатации образцов вооружения и военной техники.
Также в воинских частях и военных учебных заведениях создаются специальные полигоны и классы для проведения инструктажей по требованиям безопасности. Это позволяет существенно снизить уровень травматизма.
В части предупреждения суицидов Министерство обороны России ведет активную работу по оказанию своевременной психологической помощи военнослужащим, попавшим в непростую жизненную ситуацию.
В воинских частях создаются комнаты психологической разгрузки, где военнослужащие могут отдохнуть и набраться сил.
Большое внимание уделяется оборудованию современных психологических кабинетов. Военные психологи работают и с гражданскими лицами в чрезвычайных ситуациях.
Управление обеспечением безопасности военной службы — система мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах в целях реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной войсковой деятельности.
Надо всегда помнить, что меры по повышению безопасности военной службы способствуют поднятию престижа Вооруженных Сил.
Глава 8. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих
327. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих достигаются:
— проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;
— систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом;
— осуществлением санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий.
Оздоровление условий службы и быта военнослужащих
328. Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении условий их службы и быта. При этом учитываются специфика выполняемых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.
329. Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих являются:
— установление и своевременное доведение до военнослужащих необходимых требований безопасности, обеспечение их выполнения;
— строгое выполнение санитарных норм и требований воинских уставов по размещению военнослужащих, организации их питания, водоснабжению и другим видам материального и бытового обеспечения;
— организация точного выполнения распорядка дня и регламента служебного времени;
— своевременное и полное доведение до каждого военнослужащего положенных норм довольствия;
— устранение или снижение до установленных пределов влияния вредных факторов на здоровье военнослужащих, проведение мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в районе расположения воинской части (подразделения).
Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом
330. Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом проводятся в целях повышения устойчивости их организма к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач.
331. Мероприятия по закаливанию военнослужащих проводятся их командирами (начальниками) при систематическом контроле начальника медицинской службы и начальника физической подготовки и спорта.
При планировании этих мероприятий учитываются состояние здоровья военнослужащих, их возраст и климатические условия местности.
332. Закаливание военнослужащих должно проводиться систематически и непрерывно путем комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с занятиями физической подготовкой и спортом.
Основными способами закаливания военнослужащих являются:
— ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе;
— обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа;
— полоскание горла холодной водой, а также мытье ног холодной водой перед отбоем;
— проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение некоторых работ в облегченной одежде;
— в летний период проведение занятий и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоемах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха.
333. Занятия физической подготовкой и спортом осуществляются на утренней физической зарядке, учебных занятиях, во время спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности военнослужащих, а также в ходе самостоятельных тренировок.
На занятиях выполняются физические упражнения с использованием различных способов тренировки и дозирования физической нагрузки с учетом принадлежности военнослужащих к виду Вооруженных Сил и роду войск, возраста и состояния здоровья.
Занятия спортом проводятся в спортивных секциях и командах во время, установленное распорядком дня и регламентом служебного времени.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия
334. Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и воздерживаться от вредных привычек (курение и употребление алкоголя).
335. Выполнение правил личной гигиены включает:
— утреннее умывание с чисткой зубов;
— мытье рук перед приемом пищи;
— умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;
— своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;
— еженедельное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков;
— содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели, своевременную смену подворотничков.
Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения. Ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам).
Правила общественной гигиены включают: поддержание чистоты в спальных помещениях, туалетах и других комнатах общего пользования, регулярное проветривание помещений; поддержание чистоты в общественных местах, а также на территории расположения полка.
336. Для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки. Прививки могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.
От прививок военнослужащие освобождаются только по заключению врача.
Отметки о прививках заносятся в медицинские книжки и военные билеты.
337. Военнослужащий обязан доложить по команде о случаях возникновения инфекционных заболеваний среди лиц, проживающих с ним в одной квартире (комнате общежития), и исполнять служебные обязанности с разрешения командира полка по заключению начальника медицинской службы.
338. При обнаружении в полку инфекционного больного начальник медицинской службы немедленно докладывает об этом командиру полка и старшему медицинскому начальнику, проводит активное выявление, изоляцию и госпитализацию заболевших, дезинфекцию в подразделениях, наблюдение за лицами, бывшими в контакте с больным, и усиливает санитарно-гигиенический контроль.
При необходимости в полку вводится режим обсервации или карантин, прекращается или ограничивается контакт с гражданским населением, внутри полка запрещаются собрания личного состава и массовые культурные мероприятия, устраиваются дополнительные изоляторы.
339. Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих.
В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний лечебно-профилактические мероприятия, предлагаемые медицинской службой, обязательны для всех военнослужащих.
340. Диспансеризация включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, активное раннее выявление заболеваний, изучение условий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
341. Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения:
— медицинских осмотров военнослужащих;
— углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих.
342. Медицинским осмотрам подвергаются:
Углубленные медицинские обследования проводятся:
К углубленному медицинскому обследованию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, привлекаются врачи-специалисты из военно-лечебных учреждений.
343. Время, порядок и место проведения медицинского обследования и осмотра личного состава подразделений полка объявляются в приказе по полку. Запрещается назначать медицинские обследования и осмотры подразделений в дни отдыха.
На медицинских обследованиях личного состава роты обязаны присутствовать все офицеры и прапорщики роты. Они должны сообщать врачу о своих наблюдениях за состоянием здоровья подчиненных.
Результаты медицинских обследований и осмотров личного состава роты врач заносит в медицинские книжки. Военнослужащие, нуждающиеся по состоянию здоровья в диспансерном динамическом наблюдении, берутся на учет и периодически подвергаются контрольным медицинским обследованиям. Командир роты отвечает за полный охват личного состава медицинским обследованием.
345. Военнослужащие, отсутствующие по каким-либо причинам на медицинском обследовании, направляются командиром роты для этого в медицинский пункт полка при первой возможности.
346. Результаты медицинского обследования личного состава полка, а также предложения по проведению необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий начальник медицинской службы полка докладывает командиру полка.
347. Военнослужащий не должен скрывать своего заболевания. При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт полка.
348. Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте полка в часы, установленные распорядком дня полка.
Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются в медицинский пункт полка немедленно в любое время суток.
349. Солдаты и сержанты направляются в медицинский пункт полка дежурным по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных. Книга записи больных (приложение 12) за подписью старшины роты представляется дежурному по медицинскому пункту полка не позже чем за 2 часа до начала амбулаторного приема.
Врач контролирует прибытие в медицинский пункт всех военнослужащих, внесенных в книгу записи больных роты.
После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт полка, в лечебное учреждение вне полка (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).
После получения медицинской помощи солдаты и сержанты возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего. Старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, и соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.
По истечении предоставленного срока освобождения солдаты и сержанты должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный медицинский осмотр.
Об освобождении от исполнения служебных обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе по полку.
Больные, назначенные на амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт полка в дни и часы, указанные врачом в книге записи больных.
351. Зачисление нуждающихся солдат и сержантов на диетическое питание осуществляется приказом по полку на срок до трех месяцев на основании заключения начальника медицинской службы полка.
352. В лазарете медицинского пункта полка проводится стационарное лечение больных со сроками лечения до 14 дней. При поступлении в лазарет больные проходят санитарную обработку.
Доставка больных в лечебное учреждение осуществляется санитарным транспортом полка в сопровождении фельдшера (санитарного инструктора).
354. О всех военнослужащих, поступивших на стационарное лечение вне расположения полка, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан в тот же день сообщить командиру полка, из которого эти военнослужащие прибыли.
Об обнаружении у поступившего больного инфекционного заболевания и о поступлении больных с отравлениями, травмами начальник (командир) лечебного учреждения (части) обязан немедленно известить командира того полка, из которого прибыл больной (больные), а об инфекционном заболевании, кроме того, и ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.
Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, на стационарное лечение направляются военными комендантами или военными комиссарами.
Выздоровевшие военнослужащие направляются из военного госпиталя или больницы в полк с соответствующими документами, которые сдаются по прибытии старшине роты.
355. Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одного раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно принимать душ. Механики-водители (водители), другие солдаты и сержанты, связанные с эксплуатацией и обслуживанием вооружения и военной техники, принимают душ по мере необходимости.
При помывке в бане (приеме душа) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, обеспечиваются мылом, полотенцами и продезинфицированными мочалками.
Время помывки в бане определяется заблаговременно.
356. Рота направляется в баню под командой старшины роты. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, находящиеся в суточном наряде или наряде на работу или отсутствовавшие по каким-либо иным причинам, а также возвратившиеся из командировок и отпусков, направляются в баню старшиной роты в другое время под командой старшего из числа сержантов.
Арестованные (заключенные под стражу) направляются в баню отдельно, в специально отведенное для них время.
Для наблюдения за порядком в бане назначается дежурный по бане из сержантов, а для проведения медицинского осмотра и оказания медицинской помощи при помывке личного состава назначается дежурный фельдшер (санитарный инструктор).
Для уборки помещений бани и их дезинфекции после каждой смены моющихся в распоряжение дежурного по бане назначается необходимое число солдат.
357. Стирка белья производится в прачечных. Порядок стирки устанавливается заместителем командира полка по тылу.
Стирка хлопчатобумажного обмундирования там, где нет возможности производить ее в прачечных, разрешается самим военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в специально отведенных и оборудованных для этого помещениях (местах). Сушка обмундирования производится в сушилках или отведенных для этого местах.
Белье нательное и постельное, полотенца, портянки и носки должны меняться один раз в неделю, в дни помывки в бане; поварам и пекарям нательное белье меняется не менее двух раз в неделю. Чистое нательное белье, полотенца, портянки и носки выдаются, а грязное белье сдается непосредственно в бане.
В случае необходимости смена белья, полотенец, портянок и носков производится чаще.
358. Специальная обработка обмундирования, нательного белья и постельных принадлежностей производится по особому приказу командира полка.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение. Руководство по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 22 июля 2015 г. N 444
Руководство
по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
II. Управление обеспечением безопасности военной службы в Вооруженных Силах
3. Управление обеспечением безопасности военной службы в подчиненных воинских частях (организациях) осуществляется их командирами (начальниками).
Принятие решения на обеспечение безопасности военной службы
5. Принятию решения предшествуют изучение и уяснение исходных данных, оценка обстановки и подготовка предложений командиру (начальнику) его заместителями, начальниками служб, специалистами, непосредственно занимающимися вопросами обеспечения безопасности военной службы.
6. Решение оформляется графически (на карте) и текстуально и состоит из основной части и приложений. Структура решения на обеспечение безопасности военной службы приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству.
7. В решении командир (начальник) определяет:
меры по ограничению (нейтрализации) опасных факторов военной службы;
требования безопасности при выполнении воинской частью (организацией) и ее подразделениями (службами) мероприятий повседневной деятельности с учетом особенностей деятельности военнослужащих;
комплекс обязательных к проведению организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.
8. В дополнение к решению разрабатываются:
таблица паспортных данных объектов с указанием опасных и вредных факторов;
перечень разовых (не относящихся к должностным обязанностям военнослужащих) работ с повышенной опасностью и порядок их безопасного (безаварийного) выполнения;
программа проведения вводного инструктажа военнослужащих по требованиям безопасности;
перечень мероприятий для обеспечения задач безопасности военной службы;
количественный и должностной составы комиссий, команд и групп по обеспечению безопасности;
схема управления и взаимодействия должностных лиц.
9. На основе решения в воинской части (организации): разрабатываются (уточняются) обязанности должностных лиц;
в разрабатываемые по вопросам обеспечения безопасности военной службы планирующие документы включаются задачи, мероприятия и ответственные должностные лица по указанным вопросам;
организуется работа по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы.
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности военной службы
13. Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы, предусмотренные комплексным планом, а также мероприятия, необходимость осуществления которых вызвана конкретными задачами, изменившимися условиями деятельности или приказами, директивами и указаниями вышестоящих командиров (начальников), включаются в календарный план основных мероприятий на месяц и план воспитательной работы воинской части (организации), расписание занятий подразделений (служб), планы работы должностных лиц на месяц (неделю).
Контроль за состоянием безопасности военной службы
14. Контроль за состоянием безопасности военной службы является одной из функций управления обеспечением безопасности военной службы.
15. Цель контроля заключается в проверке, анализе, оценке состояния безопасности военной службы в воинской части (организации) и ее подразделениях (службах), оказании помощи должностным лицам в устранении выявленных недостатков, определении мер по их устранению, выработке эффективных форм и методов профилактической работы.
16. Задачами контроля являются:
изучение и анализ состояния безопасности военной службы, работы должностных лиц по созданию и обеспечению условий военной службы в воинской части (организации);
определение причин и предпосылок гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) с учетом особенностей выполняемых воинской частью (организацией) задач и сезонных факторов, выработка мер по снижению влияния вредных (опасных) факторов военной службы;
оказание помощи подчиненным командирам (начальникам), штабам по планированию, проведению и всесторонней организации мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.
17. Контроль осуществляют:
командиры (начальники) воинских частей (организаций);
штабы воинских частей (организаций);
комиссии по безопасности военной службы;
заместители командира (начальника) воинской части (организации) и иные должностные лица воинской части (организации) в объеме должностных обязанностей;
должностные лица суточного наряда.
18. Контроль осуществляется посредством плановой работы должностных лиц, указанных в пункте 17 настоящего Руководства, а также вышестоящих органов военного управления в подчиненных воинских частях (организациях).
19. В воинской части (организации) проверки состояния безопасности военной службы проводятся согласно утвержденному командиром (начальником) воинской части (организации) графику, при этом в течение квартала проверяется не менее двух-трех структурных подразделений (не менее 15% от общего числа подразделений).
20. Результаты проверки оформляются актом проверки состояния безопасности военной службы (приложение N 2 к настоящему Руководству).
21. Акты проверок состояния безопасности военной службы после окончания проверок хранятся в несекретном делопроизводстве воинской части (организации) в течение пяти лет и используются для проведения анализа состояния безопасности военной службы воинской части (организации), осуществления контроля устранения ранее выявленных нарушений.
Анализ состояния безопасности военной службы
22. Анализ состояния безопасности военной службы проводится в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (периодом обучения, учебным годом), результаты анализа состояния безопасности военной службы оформляются в письменном виде и включают:
сбор информации о состоянии безопасности военной службы;
установление характерных недостатков в работе должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, причин гибели (смерти) военнослужащих и получения им увечий (ранений, травм, контузий) при выполнении задач конкретных видов служебной деятельности, массовых заболеваний, а также групповых пищевых отравлений;
определение воинских частей (организаций) с неблагополучным состоянием безопасности военной службы, форм и методов работы должностных лиц, командиров (начальников) воинских частей (организаций), а также мер по предотвращению случаев причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих.
23. При проведении анализа безопасности военной службы по количественным показателям и их коэффициентам (значение количественного показателя фактов гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) в пересчете на одну тысячу военнослужащих) определяется эффективность работы органов военного управления и должностных лиц по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы, их умение добиваться выполнения подчиненными требований общевоинских уставов и нормативных правовых актов Министерства обороны по вопросам обеспечения безопасности военной службы.
24. К количественным показателям анализа состояния безопасности военной службы относятся:
гибель (смерть) военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;
получение военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями при исполнении обязанностей военной службы;
причинение вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (организации).
25. На основе проведенного анализа делаются выводы о состоянии безопасности военной службы в воинской части (организации) и определяются меры, направленные на повышение безопасности военной службы, предупреждение и предотвращение случаев гибели (смерти) военнослужащих и получения ими увечий (ранений, травм, контузий).
27. На основании анализа состояния безопасности военной службы подводятся итоги работы должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы:
III. Подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил)
31. Основу подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности составляет обучение военнослужащих требованиям безопасности, которое проводится на всех этапах прохождения военной службы в целях формирования необходимых знаний и навыков выполнения установленных требований безопасности в условиях повседневной деятельности войск (сил).
35. К специальным занятиям и мероприятиям относятся:
месячники безопасности военной службы;
конкурсы на лучшую воинскую часть (организацию) по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы.
37. Военнослужащий, не прошедший проверку (не получивший зачет), проходит повторную проверку в срок не позднее одного месяца с момента последней проверки.
38. Проверка разделяется на первичную, периодическую и внеочередную.
39. Первичная проверка проводится в подразделениях (службах), где военнослужащие начинают проходить военную службу, до начала непосредственного исполнения ими должностных (специальных) обязанностей.
40. При проведении первичной проверки оцениваются:
требований безопасности при выполнении задач (работ) по специальности, при возникновении аварийных ситуаций и их ликвидации;
общих требований электро-, взрыво- и пожаробезопасности;
требований безопасности при выполнении хозяйственных работ;
правил оказания первой помощи;
устройства и порядка использования средств индивидуальной защиты;
выполнять задачи (работы) на штатной военной и специальной технике по специальности, а также при работе со штатным электрооборудованием;
проверять исправность инструмента и приспособлений, блокировок, заземления, средств защиты;
выполнять погрузочно-разгрузочные работы, работы на высоте, хозяйственные работы, характерные для подразделения;
действовать в аварийной обстановке и при возникновении пожара, оказывать первую помощь пострадавшим.
43. Периодические проверки проводятся в отношении военнослужащих, постоянно несущих боевое дежурство и караульную службу, а также выполняющих работы с повышенной опасностью, обслуживающих особо важные и режимные объекты.
44. После проведения периодической проверки теоретических знаний и практических навыков издается приказ командира (начальника) воинской части (организации) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства (боевой службы), караульной службы, службы в суточном наряде.
45. Порядок проведения периодических проверок определяется командиром (начальником) воинской части (организации). Периодические проверки проводятся в объеме первичных проверок с оформлением протокола (приложение N 3 к настоящему Руководству), который утверждается командиром (начальником) воинской части (организации) и хранится в штабе воинской части (организации) в течение одного года.
46. Внеочередная проверка проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:
при изменении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности военной службы;
при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний требований безопасности;
при назначении или переводе военнослужащего на другую воинскую должность, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по требованиям безопасности;
после происшедших аварий и несчастных случаев;
при перерыве исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности более одного года.
47. Внеочередные проверки проводятся в объеме первичных проверок с оформлением протокола (приложение N 3 к настоящему Руководству), который утверждается командиром (начальником) подразделения (службы) и хранится в данном подразделении (службе) в течение срока службы проверяемого военнослужащего.
49. Целями инструктажа являются:
информирование военнослужащих об условиях безопасности военной службы в воинской части (организации);
разъяснение характера (особенностей) опасных факторов, воздействующих на военнослужащих при выполнении задач (работ), и мер по предупреждению получения увечий (ранений, травм, контузий) и иных несчастных случаев;
объяснение (конкретизация) требований безопасности перед проведением занятий и мероприятий повседневной деятельности;
закрепление (восстановление) полученных знаний и приобретенных навыков по безопасному выполнению задач (работ), оперативное доведение информации об имевших место случаях нарушения требований безопасности и их последствиях;
целенаправленное формирование у каждого военнослужащего ответственного и сознательного отношения к выполнению требований безопасности, мер по предупреждению заболеваний, получения увечий (ранений, травм, контузий) в процессе исполнения обязанностей военной службы и во внеслужебное время.
50. Инструктаж в зависимости от характера, цели, места и времени проведения подразделяют на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
52. Вводный инструктаж проводится в классе безопасности военной службы и проведения вводных инструктажей с военнослужащими, специально оборудованном техническими средствами обучения и наглядными пособиями (плакатами, макетами, видеофильмами), по утвержденной командиром (начальником) воинской части (организации) программе, разработанной с учетом требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов, правовых актов Министерства обороны, специфики выполнения задач воинской частью (организацией). Перечень основных вопросов вводного инструктажа приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству.
53. О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале учета инструктажа по требованиям безопасности в воинской части (организации) (приложение N 5 к настоящему Руководству), который ведется в штабе воинской части (организации).
54. Первичный инструктаж проводится непосредственным командиром (начальником) не ниже командира взвода (группы) на месте исполнения должностных обязанностей индивидуально с каждым военнослужащим, прибывшим для прохождения военной службы, а также с группами вновь прибывших военнослужащих при выполнении ими одинаковых задач с практическим показом безопасных приемов и способов выполнения обязанностей,
55. Первичный инструктаж проводится по программам, разрабатываемым в подразделениях (службах) с учетом требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов, правовых актов Министерства обороны, определяющих порядок создания и обеспечения безопасных условий военной службы в воинской части (организации). Программу первичного инструктажа подписывает командир (начальник) подразделения (службы), утверждает командир (начальник) воинской части (организации). Перечень основных вопросов первичного инструктажа на месте исполнения должностных обязанностей приведен в приложении N 6 к настоящему Руководству.
56. После проведения первичного инструктажа на месте исполнения должностных обязанностей в течение недели организуется стажировка по выполнению требований безопасности при исполнении должностных обязанностей под руководством должностного лица, назначенного приказом командира (начальника) воинской части (организации).
Указанная стажировка является дополнительным видом подготовки военнослужащего к первичной проверке.
Об итогах прохождения стажировки военнослужащим на месте исполнения должностных обязанностей в подразделении (службе) делается запись в журнале учета инструктажа но требованиям безопасности (приложение N 7 к настоящему Руководству).
57. Повторный инструктаж проводится должностным лицом воинской части (организации) не ниже командира взвода (группы) перед началом каждого периода обучения (учебного года) по программе первичного инструктажа с военнослужащими, несущими боевое дежурство, караульную службу, постоянно выполняющими работы с повышенной опасностью, обслуживающими опасные объекты, в том числе объекты гостехнадзора, обслуживающими машины, механизмы, оборудование и средства измерения, для которых предусмотрено присвоение квалификационной группы по электробезопасности.
Целью повторного инструктажа является повышение уровня знаний военнослужащих по вопросам обеспечения безопасности военной службы.
58. Внеплановый инструктаж проводится должностным лицом воинской части (организации) не ниже командира взвода (группы):
при вступлении в силу новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования безопасности военной службы, а также инструкций по требованиям безопасности;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность военной службы;
при нарушении военнослужащими требований безопасности, если эти нарушения создали угрозу жизни военнослужащих, а также причинению тяжкого вреда их здоровью;
59. Целевой инструктаж проводится:
перед выполнением работ на опасных объектах воинской части (организации) или разовых (непостоянных) работ с повышенной опасностью, не связанных с должностными обязанностями;
перед заступлением на боевое дежурство (боевую службу), в суточный наряд;
при убытии в командировку, отпуск;
при привлечении военнослужащих к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
со старшими машин и водителями перед выходом в рейс;
по указанию старших командиров (начальников), решению командира (начальника) воинской части (организации).
60. Целевой инструктаж проводят:
61. Все инструктажи на месте исполнения обязанностей завершаются проверкой знаний требований безопасности (методом опроса). Знания проверяет должностное лицо, проводившее инструктаж.
Не допускается привлечение военнослужащих, показавших неудовлетворительные знания требований безопасности, к самостоятельной работе или практическим занятиям.
63. Инструктаж военнослужащих, назначаемых для производства работ на складах с вооружением и военной техникой, с горючим и смазочными материалами, ядовитыми техническими жидкостями, в котельных, на опасных объектах воинской части (организации), осуществляется начальником объекта (склада). Запись о его проведении делается в журнале учета инструктажа по требованиям безопасности (приложение N 7 к настоящему Руководству), ведущемся на этом объекте.
IV. Комиссии по безопасности военной службы
66. Комиссии создаются в воинских частях (организациях).
67. Состав комиссии утверждается приказом командира (начальника) воинской части (организации). Председателем комиссии назначается один из заместителей (помощников) командира (начальника) воинской части (организации).
68. В состав комиссии включаются заместители (помощники) командиров (начальников), начальники служб (лица, исполняющие их обязанности) и должностное лицо, на которое возложено выполнение обязанностей по обеспечению безопасности военной службы. Из числа членов комиссии назначается секретарь комиссии.
69. Основными задачами комиссии являются:
а) проведение мероприятий, сбор, учет и обработка информации о состоянии безопасности военной службы, своевременное выявление вредных (опасных) факторов военной службы, определение условий безопасности военной службы и основных направлений работы по совершенствованию подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности;
б) анализ и выработка предложений по вопросам:
общего состояния безопасности военной службы и эффективности принимаемых мер по созданию условий военной службы, обеспечивающих защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности воинской части (организации);
обеспечения безопасности дорожного движения транспортных средств воинской части (организации) и предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
совершенствования управления обеспечением безопасности военной службы в воинских частях (организациях);
в) участие по указанию командира (начальника) воинской части (организации):
в подготовке предложений для принятия (уточнения) решения по обеспечению безопасности военной службы;
в подготовке проектов приказов по вопросам обеспечения безопасности военной службы;
в планировании работы по обеспечению безопасности военной службы;
в работе по организации и проведению конкурсов, конференций, месячников, комплексных практических занятий по обеспечению безопасности военной службы в повседневной деятельности (мероприятий по созданию и поддержанию безопасных условий военной службы при различных видах повседневной деятельности воинской части (организации);
в обучении должностных лиц практической работе по обеспечению безопасности военной службы, а также в проведении с ними информационно-разъяснительной работы;
г) анализ деятельности должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, обобщение и распространение опыта работы по созданию и поддержанию безопасных условий при организации повседневной деятельности воинской части (организации);
д) заслушивание должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности военной службы;
е) осуществление контроля деятельности должностных лиц по созданию и обеспечению безопасности военной службы в повседневной деятельности воинской части (организации).
Полномочия лиц, входящих в состав комиссии
70. Председатель комиссии:
представляет на утверждение командиру (начальнику) воинской части (организации) план работы комиссии на период обучения (учебный год) и повестку дня заседания комиссии;
определяет время и место проведения заседания комиссии;
проводит заседания комиссии;
готовит предложения командиру (начальнику) воинской части (организации) о заслушивании на заседаниях комиссии должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности военной службы;
представляет командиру (начальнику) воинской части (организации) доклады о состоянии безопасности военной службы в подчиненных подразделениях (службах).
участвуют в обсуждении вопросов, рассматриваемых на заседаниях комиссии;
готовят предложения по плану работы комиссии, повестке дня заседания комиссии и обсуждаемым вопросам;
осуществляют по указанию председателя комиссии подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии и докладывают о выполнении плана работы комиссии;
в соответствии с указаниями командира (начальника) воинской части (организации) проверяют выполнение требований безопасности военной службы.
72. Секретарь комиссии:
осуществляет организационно-техническое обеспечение работы комиссии;
под руководством председателя комиссии обеспечивает подготовку плана работы комиссии, составляет повестку дня заседания комиссии, организует подготовку справочно-информационных материалов и других документов к заседанию комиссии;
доводит до членов комиссии дату, время, место проведения и повестку дня очередного заседания комиссии;
ведет протокол заседания комиссии;
осуществляет контроль за выполнением плана работы комиссии, а также за выполнением членами комиссии поручений председателя комиссии;
ведет делопроизводство комиссии;
обобщает предложения членов комиссии и должностных лиц для включения в план работы комиссии;
осуществляет подготовку проектов докладов командиру (начальнику) воинской части (организации) о состоянии безопасности военной службы в подчиненных подразделениях (службах).
Организация деятельности комиссии
73. Работа комиссии организуется по плану работы комиссии на период обучения (учебный год), утверждаемому командиром (начальником) воинской части (организации).
74. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы комиссии на период обучения (учебный год), но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания комиссии оформляется протокол, подписываемый всеми членами комиссии и утверждаемый председателем комиссии.
75. О результатах работы комиссии и принятых решениях председатель комиссии ежемесячно представляет письменный доклад командиру (начальнику) воинской части (организации).
76. В докладе отражаются состояние безопасности военной службы в воинской части (организации) и выполнение плана работы комиссии, указываются нарушения, выявленные при проведении конкретных мероприятий, предложения по их устранению, анализируются причины гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий), прилагаются статистические материалы за отчетный период, а также предложения по улучшению состояния безопасности военной службы в воинской части (организации), работы должностных лиц, которые оформляются и доводятся до военнослужащих приказом командира (начальника) воинской части (организации).
V. Организация выполнения разовых (не относящихся к должностным обязанностям военнослужащих) работ с повышенной опасностью в воинских частях (организациях)
77. К разовым (не относящимся к должностным обязанностям военнослужащих) работам с повышенной опасностью относятся работы, характеризующиеся наличием опасных и (или) вредных производственных факторов и требующие проведения организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность их проведения.
78. С учетом специфики повседневной (производственной) деятельности командиром (начальником) воинской части (организации) определяются перечень разовых (не относящихся к должностным обязанностям военнослужащих) работ с повышенной опасностью и порядок их безопасного (безаварийного) выполнения*(5).
79. Выполнение работ с повышенной опасностью поручается военнослужащим, прошедшим специальное обучение.
82. Членами комиссии по проверке военнослужащих назначаются начальники служб (лица, исполняющие их обязанности) и должностные лица, на которых возложено исполнение обязанностей по обеспечению безопасности военной службы.
83. Периодическая проверка теоретических знаний и практических навыков военнослужащих, привлекаемых к производству работ с повышенной опасностью, производится индивидуально, результаты проверки оформляются протоколом заседания комиссии по проверке военнослужащих, привлекаемых к производству работ с повышенной опасностью (приложение N 9 к настоящему Руководству), и объявляются приказом командира (начальника) воинской части (организации).
Организация работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску
84. Для выполнения работ с повышенной опасностью приказом командира (начальника) воинской части (организации) назначаются:
лицо, выдающее наряд-допуск;
руководитель работ с повышенной опасностью;
допускающий к работам с повышенной опасностью;
исполнитель работ с повышенной опасностью;
члены бригады, выполняющие работа с повышенной опасностью.
86. Лицо, выдающее наряд-допуск, организует работы с повышенной опасностью, проверяет квалификацию должностных лиц, указанных в пункте 84 настоящего Руководства, а также достаточность указанных в наряде-допуске требований безопасности.
87. Руководителями работ с повышенной опасностью назначаются должностные лица из числа командиров (начальников) подразделений (служб) и специалистов воинской части (организации).
за безопасным производством работ с повышенной опасностью;
за соответствием принятых при подготовке места выполнения работ с повышенной опасностью мер безопасности;
за допуском бригады к выполнению работ с повышенной опасностью на месте их выполнения;
б) приемку места выполнения работ с повышенной опасностью после их окончания.
89. Допускающий к работам с повышенной опасностью назначается при производстве работ с повышенной опасностью, выполняемых в пределах территории и зданий (сооружений) воинской части (организации), из числа должностных лиц воинской части (организации), ответственных за использование закрепленной территории и безопасную эксплуатацию зданий (сооружений).
90. Допускающий к работам с повышенной опасностью осуществляет контроль за выполнением предусмотренных нарядом-допуском организационных и технических мероприятий и дает бригаде разрешение на допуск к выполнению работ с повышенной опасностью.
91. Исполнителями работ с повышенной опасностью назначаются должностные лица воинской части (организации).
92. Исполнитель работ с повышенной опасностью руководит одной бригадой и организует:
подготовку места выполнения работ с повышенной опасностью и выполнение членами бригады требований безопасности; проведение целевого инструктажа членов бригады;
обеспечение исполнителя работ с повышенной опасностью и членов бригады специальной одеждой, специальной обувью, защитными средствами, предохранительными приспособлениями и их правильное использование;
сохранность установленных на месте выполнения работ с повышенной опасностью временных ограждений, заглушек, запирающих устройств, знаков безопасности.
94. Выполнение работ с повышенной опасностью членами бригады производится с соблюдением требований безопасности, указаний, полученных ими на целевом инструктаже, а также с использованием специальной одежды, специальной обуви, защитных средств и предохранительных приспособлений.
Оформление и выдача наряда-допуска
95. На производство работ с повышенной опасностью, выполняемых на территории и в зданиях (сооружениях) воинской части (организации), наряд-допуск (приложение N 8 к настоящему Руководству) оформляется в двух экземплярах.
96. К наряду-допуску прилагаются:
схемы отключения оборудования от действующих агрегатов с указанием мест разъемов, установки заглушек;
схемы устройства временной вентиляции, освещения;
материалы о согласовании с организациями, ответственными за линии электропередачи и скрытые коммуникации, а также о выполнении требований безопасности при выполнении работ в непосредственной их близости и на участках, где они установлены.
97. Выполнение работ с повышенной опасностью в охранных зонах линий электропередачи (связи, радиофикации), вблизи энергетических коммуникаций (газо-, паро-, топливо-, водопроводов) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
98. Наряд-допуск заполняется вручную или с использованием компьютерной и оргтехники. Исправления в тексте не допускаются.
99. Наряд-допуск выписывается на исполнителя работ с повышенной опасностью. При выполнении одной работы с повышенной опасностью одновременно несколькими бригадами наряд-допуск выписывается на каждого исполнителя работ с повышенной опасностью.
100. На однотипные по характеру работы с повышенной опасностью, выполняемые одной бригадой, выписывается один общий наряд-допуск для поочередного их производства.
101. Число нарядов-допусков, выписанных одновременно на одного руководителя работ с повышенной опасностью, определяется лицом, выдающим наряд-допуск в соответствии с приказом командира (начальника) воинской части (организации).
102. Наряд-допуск выписывается повторно, если:
продолжительность работ с повышенной опасностью бригады превышает пять календарных дней;
перерыв в производстве работ с повышенной опасностью превышает один календарный день;
изменяется объем или характер работ с повышенной опасностью;
изменяется состав бригады.
103. Нумерация нарядов-допусков устанавливается единая для воинской части (организации). Очередной номер наряду-допуску присваивается начальником штаба воинской части (организации) (лицом, исполняющим его обязанности) или должностным лицом, на которое возложено выполнение обязанностей по обеспечению безопасности военной службы, и указывается в журнале регистрации нарядов-допусков (приложение N 10 к настоящему Руководству). Порядковый номер записи о работах с повышенной опасностью в указанном журнале соответствует очередному номеру наряда-допуска.
104. Пункты 1-6 наряда-допуска (приложение N 8 к настоящему Руководству) заполняет лицо, выдающее наряд-допуск.
105. Перечень и последовательность требований безопасности при подготовке рабочего места предусматривают конкретные мероприятия, обеспечивающие подготовку оборудования, коммуникаций, конструкций к производству работ с повышенной опасностью.
106. В случаях, когда количество принимаемых мер безопасности при производстве работ с повышенной опасностью составляет три и более, допускается вместо их наименований указывать номера пунктов (параграфов) инструкций по требованиям безопасности.
107. При оформлении наряда-допуска на выполнение работ в охранной зоне линий электропередачи необходимо руководствоваться правилами, определяющими безопасную эксплуатацию линий электропередачи*(6).
108. Лицо, выдающее наряд-допуск, передает руководителю работ с повышенной опасностью подписанные экземпляры наряда-допуска, который записывает в них сведения о бригаде, включая исполнителя работ с повышенной опасностью, и выдает допускающему к работам с повышенной опасностью два экземпляра наряда-допуска для подготовки места выполнения работ с повышенной опасностью.
109. В случаях, когда допускающий к работам с повышенной опасностью не назначается и подготовка места выполнения работ с повышенной опасностью возлагается на исполнителя работ, ему вручается один экземпляр наряда-допуска.
Допуск бригады к работам с повышенной опасностью
110. Подготовка места выполнения работ с повышенной опасностью осуществляется:
111. Перед допуском бригады к выполнению работ с повышенной опасностью:
а) исполнитель работ с повышенной опасностью после подготовки места выполнения работ с повышенной опасностью для производства сварочных, огневых работ, работ со взрывоопасными и пожароопасными изделиями и веществами представляет место выполнения работ с повышенной опасностью должностному лицу воинской части (организации), ответственному за проведение указанных работ с повышенной опасностью, который проверяет подготовку места выполнения работ с повышенной опасностью;
б) руководитель и исполнитель работ с повышенной опасностью совместно с допускающим к работам с повышенной опасностью проверяют выполнение перечисленных в подпункте «а» пункта 2 наряда-допуска (приложение N 8 к настоящему Руководству) требований безопасности. После указанной проверки допускающий к работам с повышенной опасностью:
проверяет соответствие состава бригады записям в наряде-допуске;
объясняет содержание порученных работ с повышенной опасностью и какие приняты меры для обеспечения безопасности;
проводит целевой инструктаж по требованиям безопасности членов бригады, участвующих в выполнении работ с повышенной опасностью. В графе 4 таблицы пункта 8 наряда-допуска (приложение N 8 к настоящему Руководству) руководителем работ с повышенной опасностью делается запись о наименовании документов, на основании которых произведен инструктаж;
в) допускающий к работам с повышенной опасностью, руководитель работ с повышенной опасностью и исполнитель работ с повышенной опасностью заверяют готовность к выполнению работ с повышенной опасностью подписями в пунктах 9, 11 и 12 всех экземпляров наряда-допуска (приложение N 8 к настоящему Руководству).
113. После допуска бригады к работам с повышенной опасностью не разрешается изменение указанных в наряде-допуске требований безопасного проведения работ с повышенной опасностью.
Контроль за безопасным производством работ с повышенной опасностью
114. С момента допуска бригады к работам с повышенной опасностью и до их окончания исполнитель работ с повышенной опасностью находится на месте производства работ с повышенной опасностью и осуществляет контроль за работой бригады.
115. При убытии исполнителя работ с повышенной опасностью с места производства работ с повышенной опасностью работы прекращаются и бригада удаляется с места выполнения работ с повышенной опасностью в безопасную зону.
116. Руководитель работ с повышенной опасностью и допускающий к работам с повышенной опасностью проверяют соблюдение бригадой требований безопасности. При обнаружении их нарушения или выявлении обстоятельств, угрожающих безопасности бригады, исполнитель работ с повышенной опасностью сдает наряд-допуск и выводит бригаду в безопасное место до устранения нарушений.
117. После устранения обнаруженных нарушений допуск бригады к выполнению работ с повышенной опасностью производится допускающим к работам с повышенной опасностью.
118. О новом допуске делается отметка в журнале регистрации нарядов-допусков (приложение N 10 к настоящему Руководству).
119. При перерыве в выполнении работ с повышенной опасностью (обеденный перерыв, перерыв по производственным причинам) бригада удаляется с места выполнения работ с повышенной опасностью, наряд-допуск остается у исполнителя работ с повышенной опасностью. Бригада приступает к работе по решению исполнителя работ с повышенной опасностью.
120. Ежедневно после окончания рабочего дня место выполнения работ с повышенной опасностью приводится в порядок, а наряд-допуск сдается допускающему к работам с повышенной опасностью.
122. При выполнении по одному наряду-допуску нескольких однотипных по характеру работ с повышенной опасностью соблюдаются следующие условия:
перед допуском бригады к работам с повышенной опасностью все места выполнения работ с повышенной опасностью подготавливаются допускающим к работам с повышенной опасностью (или исполнителем работ с повышенной опасностью) и принимаются руководителем и исполнителем работ с повышенной опасностью;
исполнитель работ с повышенной опасностью с бригадой допускается поочередно на одно из мест выполнения работ с повышенной опасностью;
перевод бригады на другое место выполнения работ с повышенной опасностью производится допускающим к работам с повышенной опасностью.
123. При изменении состава бригады в течение срока действия наряда-допуска допускающий к работам с повышенной опасностью делает отметку в обоих экземплярах наряда-допуска.
124. Контроль за выполнением работ с повышенной опасностью осуществляют должностные лица воинской части (организации), ответственные за проведение работ с повышенной опасностью, а также должностные лица воинской части (организации), на которых возложено выполнение обязанностей по обеспечению безопасности военной службы, командиры (начальники) подразделений (служб), от которых выделены военнослужащие. Результаты контроля за производством работ с повышенной опасностью отражаются в журнале регистрации нарядов-допусков (приложение N 10 к настоящему Руководству).
Оформление окончания работ с повышенной опасностью
125. После окончания выполнения работ с повышенной опасностью место их выполнения приводится в порядок и принимается допускающим к работам с повышенной опасностью и руководителем работ с повышенной опасностью у исполнителя работ с повышенной опасностью. Допускающий к работам с повышенной опасностью и руководитель работ с повышенной опасностью осматривают место выполнения работ с повышенной опасностью, проверяют отсутствие людей, посторонних предметов и инструментов.
126. Экземпляры наряда-допуска руководитель работ с повышенной опасностью передает для проверки правильности их оформления лицу, выдавшему наряд-допуск, который заверяет результат проверки.
127. После проверки правильности оформления экземпляров наряда-допуска они передаются для хранения начальнику штаба воинской части (лицу, исполняющему его обязанности) или должностному лицу штаба воинской части, на которое возложено выполнение обязанностей по обеспечению безопасности военной службы.
128. Наряды-допуски хранятся в течение одного года, после чего уничтожаются.
Особенности выполнения работ с повышенной опасностью на территории воинской части (организации) военнослужащими других воинских частей (организаций), привлекаемых для выполнения таких работ
129. Военнослужащие других воинских частей (организаций), привлекаемых для выполнения работ с повышенной опасностью, выполняют обязанности лиц, ответственных за безопасность производства работ с повышенной опасностью в воинской части (организации), где выполняются такие работы, за исключением обязанностей допускающего к работам с повышенной опасностью.
130. Командиры (начальники) других воинских частей (организаций), привлекаемых для выполнения работ с повышенной опасностью, назначают должностных лиц, выдающих наряды-допуски, руководителей и исполнителей работ с повышенной опасностью, которые допускаются для выполнения обязанностей приказом командира (начальника) воинской части (организации), где проводятся работы с повышенной опасностью, после проведения с ними вводного и целевого инструктажей.
131. При отсутствии в другой воинской части (организации), привлекаемой для выполнения работ с повышенной опасностью, лица, выдающего наряды-допуски, руководителя и исполнителя работ с повышенной опасностью их обязанности исполняются должностными лицами воинской части (организации), в которой выполняются работы с повышенной опасностью.
132. Воинская часть (организация), где выполняются работы с повышенной опасностью, организует выполнение таких работ и выполнение технических мер безопасности при их производстве.
133. Командиры (начальники) других воинских частей (организаций), привлекаемых для выполнения работ с повышенной опасностью, организуют подготовку подчиненных военнослужащих к производству работ с повышенной опасностью, а также выполнение ими требований безопасности при производстве работ с повышенной опасностью в соответствии с настоящим Руководством.
134. Военнослужащие воинских частей (организаций), выполняющие работы с повышенной опасностью на территории другой воинской части (организации), ознакамливаются с расположением энергетических коммуникаций, а также линий электропередачи и проходят целевой инструктаж по требованиям безопасности. Для этого воинская часть (организация), где проводятся работы с повышенной опасностью, выделяет представителя из числа руководителей, специалистов для ознакомления на месте проведения работ с повышенной опасностью с расположением указанных коммуникаций и линий электропередачи.
135. В процессе выполнения работ с повышенной опасностью в охранных зонах линий электропередачи представитель воинской части (организации), где проводятся такие работы, присутствует на месте их проведения. Если допускаются нарушения требований безопасности, исполнитель работ с повышенной опасностью (руководитель работ с повышенной опасностью) прекращает выполнение таких работ и о случившемся докладывает командиру (начальнику) воинской части (организации).
VI. Учет сведений о состоянии безопасности военной службы
136. Учет сведений о состоянии безопасности военной службы ведется в воинской части (организации) в журнале учета состояния безопасности военной службы (приложение N 11 к настоящему Руководству) и включает своевременное и объективное отражение должностными лицами сведений о случаях гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями и случаях их массового заболевания, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения, окружающей среде по вине военнослужащих в результате действий (бездействия) военнослужащих.
137. Должностное лицо, ответственное за ведение журнала учета состояния безопасности военной службы, назначается приказом командира (начальника) воинской части (организации).
138. Правильность ведения журнала состояния безопасности военной службы, достоверность, своевременность и полнота вносимых в него записей ежемесячно должны проверяться командиром (начальником) воинской части (организации) или должностным лицом, его замещающим, о чем производится запись в каждом разделе журнала учета состояния безопасности военной службы.
139. Учет сведений о состоянии безопасности военной службы по Вооруженным Силам ведется в Управлении службы войск и безопасности военной службы.
140. Управлением службы войск и безопасности военной службы сведения о состоянии безопасности военной службы сверяются:
141. Факты гибели (смерти), увечий (ранений, травм, контузий) военнослужащих:
находящихся в служебных командировках, отпусках, на лечении, учитываются воинскими частями (организациями), в которых они проходят (проходили) военную службу на штатной воинской должности;
прибывших для поступления на учебу в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны (научно-исследовательские организации Министерства обороны), учитываются военными образовательными организациями высшего образования Министерства обороны (научно-исследовательскими организациями Министерства обороны);
находящихся (находившихся) в распоряжении командиров (начальников) воинских частей (организаций), учитываются по фактическому пребыванию;
выполняющих задачи в интересах другого вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления или воинской части (организации), учитываются по штатной принадлежности воинской части (организации).
142. Факты гибели (смерти), увечий (ранений, травм, контузий) граждан, призванных на военные сборы, учитываются воинской частью (организацией), в которой проводятся военные сборы.
143. В случае передислокации воинской части (организации) из одного военного округа в другой военный округ сведения о состоянии безопасности военной службы, учтенные в воинской части (организации), исключаются из учета военного округа по прежнему месту дислокации и включаются в учет военного округа по новому месту дислокации с последующим докладом в Управление службы войск и безопасности военной службы.
144. В случае переподчинения воинской части (организации) одного вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления другому сведения о состоянии безопасности военной службы в отчетном году подлежат учету в порядке новой подчиненности с последующим докладом в Управление службы войск и безопасности военной службы.
145. При расформировании воинской части (организации) сведения о состоянии безопасности военной службы, учтенные в предыдущем и отчетном году, учитываются вышестоящим органом военного управления в порядке подчиненности.
146. Контроль объективности расследований, проводимых командирами (начальниками) воинских частей (организаций) по фактам гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий), возлагается на:
VII. Учебные объекты (места) подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности в условиях повседневной деятельности войск (сил)
148. К учебным объектам (местам) предъявляются следующие требования:
возможность комплексного обучения военнослужащих;
практическая направленность на обучение военнослужащих безопасным приемам и способам исполнения обязанностей военной службы;
наглядность и оперативность;
учет сезонных факторов, уровня укомплектованности воинских частей (организаций) и подразделений (служб), особенностей дислокации, специфики выполняемых задач.
149. В воинской части (организации) создаются и используются следующие учебные объекты (места):
полигоны безопасности военной службы;
классы безопасности военной службы и проведения инструктажей;
уголки (места) инструктажа по требованиям безопасности на опасных объектах и в местах выполнения работ с повышенной опасностью;
стенды по безопасности военной службы.
151. Полигоны предназначены для проведения:
занятий по требованиям безопасности с офицерским составом;
комплексных практических занятий по обеспечению безопасности военной службы в условиях повседневной деятельности войск (сил) с военнослужащими линейных батальонов, рот (и им равных);
контрольных занятий и приемов зачетов у военнослужащих по знанию и выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил);
первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей с военнослужащими.
152. Полигоны должны быть оборудованы стационарными учебными местами и учебными точками исходя из уровня укомплектованности военнослужащими, вооружением, военной и специальной техникой, предназначения и решаемых воинскими частями (организациями) задач, а также особенностей дислокации воинских частей (организаций).
153. При планировании повседневной деятельности на неделю командир (начальник) воинской части (организации) уточняет график проведения на полигоне комплексных практических занятий по обеспечению безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности войск (сил). График составляется штабом воинской части (организации) на месяц и утверждается командиром (начальником) воинской части (организации) с таким расчетом, чтобы в течение месяца все подразделения провели комплексные практические занятия по обеспечению безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности войск (сил). При этом учитываются характер стоящих перед воинской частью (организацией) и подразделениями (службами) задач, уровень подготовки руководителей и обученность военнослужащих. В графике указывается, кто из заместителей (помощников) командира (начальника) воинской части (организации), начальников родов войск и служб, командиров батальонов (дивизионов) и им равных осуществляет контроль за подготовкой и проведением комплексного практического занятия по обеспечению безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности войск (сил) в конкретном подразделении.
154. При подготовке к новому учебному году (периоду обучения) командиры (начальники) воинских частей (организаций) на основе предназначения и решаемых воинской частью (организацией) задач, сезонных факторов принимают решение на подготовку и дооборудование учебных объектов (мест) для практической отработки военнослужащими безопасных приемов и способов исполнения обязанностей военной службы.
155. Для проведения комплексных практических занятий по обеспечению безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности войск (сил), контрольных занятий и приемов зачетов у военнослужащих по знанию и выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил) командир (начальник) воинской части (организации) назначает руководителей занятий на учебных местах. Для проведения занятий на учебных местах в качестве руководителей привлекаются офицеры, военнослужащие по контракту, проходящие военную службу на должностях сержантов (старшин), а также сержанты (старшины) обучаемого подразделения с учетом опыта работы, уровня личной профессиональной подготовки.
157. Классы должны быть оборудованы плакатами, содержащими:
требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства обороны по вопросам безопасности военной службы;
виды инструктажей и порядок их проведения;
утвержденные программы проведения вводного и первичного инструктажей, порядок проведения инструктажей военнослужащих по требованиям безопасности в основных видах повседневной деятельности войск (сил);
решение командира (начальника) воинской части (организации) на обеспечение безопасности военной службы;
перечень опасных объектов и работ с повышенной опасностью в воинской части (организации);
требования безопасности в повседневной деятельности войск (сил);
организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, порядок получения страховых сумм и выплат;
общие обязанности военнослужащих; командиров (начальников) подразделений (служб) и воинских частей (организаций) по обеспечению требований безопасности;
порядок оказания первой помощи пострадавшим.
По решению командира (начальника) воинской части (организации) классы оборудуются и другими плакатами, отражающими информацию по выполнению требований безопасности исходя из специфики выполняемых задач.
на складах ракетно-артиллерийского вооружения;
на складах горючего и смазочных материалов, пунктах заправки;
в пунктах технического обслуживания и ремонта, ежедневного технического обслуживания;
в местах производства работ с повышенной опасностью;
на водных станциях и оборудованных местах для купания военнослужащих;
на других объектах исходя из специфики выполняемых задач, по решению командира (начальника) воинской части (организации).
159. В уголках (местах) инструктажа по требованиям безопасности размещаются:
требования безопасности при занятии конкретным видом деятельности на данном объекте;
инструкции по требованиям безопасности;
знаки безопасности, имеющиеся на объекте (в месте производства работ), и возможные последствия нарушения содержащихся на них требований, предписаний, разъяснений;
порядок оказания первой помощи пострадавшим и порядок вызова аварийных, спасательных, пожарных команд, медицинских работников.
161. Стенды изготавливаются и устанавливаются исходя из специфики размещения военнослужащих в местах, обеспечивающих возможность ознакомления с находящимися на стенде материалами.
162. На стендах размещаются:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы сохранения жизни и здоровья военнослужащих;
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих порядок обеспечения страховых выплат и выплат единовременных пособий военнослужащим и членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащего, получения им увечья (ранения, травмы, контузии);
перечень опасных объектов и работ с повышенной опасностью (определяется приказами командиров (начальников) на период обучения);
информация о мероприятиях по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности;
фотоматериалы, демонстрирующие безопасные приемы и способы работы, последствия нарушений требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил).
Учет учебных объектов (мест)
163. Учет учебных объектов (мест) ведется в журнале учета состояния безопасности военной службы (приложение N 11 к настоящему Руководству):
164. В главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов, штабе Северного флота, штабах родов войск Вооруженных Сил и центральных органах военного управления обобщенные сведения о состоянии учебных объектов (мест) составляются на основе сведений, поступивших из войск (сил), и представляются в Управление службы войск и безопасности военной службы вместе с обобщенными сведениями о состоянии безопасности военной службы.
165. Командир (начальник) воинской части (организации) обеспечивает полноту и объективность учета сведений о состоянии учебных объектов (мест).
166. В случае передислокации воинской части (организации) из одного военного округа в другой учтенные сведения о состоянии учебных объектов (мест) воинской части (организации) исключаются из учета военного округа по прежнему месту дислокации и включаются в учет военного округа по новому месту дислокации с последующим докладом в Управление службы войск и безопасности военной службы.
167. В случае переподчинения воинской части (организации) одного вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления другому сведения о состоянии учебных объектов (мест) в отчетном году подлежат учету в порядке новой подчиненности с последующим докладом в Управление службы войск и безопасности военной службы.
168. При расформировании воинской части (организации) сведения о состоянии учебных объектов (мест) учитываются вышестоящим органом военного управления в порядке подчиненности.
VIII. Организация деятельности командира (начальника) воинской части (организации) при расследовании фактов причинения вреда здоровью военнослужащих
170. Организация расследования по факту причинения вреда здоровью военнослужащих осуществляется при:
непосредственном обнаружении причинения вреда здоровью военнослужащих командиром (начальником) подразделения (службы), начальником медицинской службы (медицинским работником) воинской части (организации) либо иным должностным лицом воинской части (организации);
заявлении пострадавшего военнослужащего;
уведомлении в установленном порядке руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
сообщении правоохранительных органов;
подаче рапорта должностного лица воинской части (организации) или уведомлении (сообщении, заявлении) иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.
171. При обнаружении признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего командир (начальник) воинской части (организации) незамедлительно докладывает об этом старшему командиру (начальнику), уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа, начальника органа военной полиции, поручает дознавателю составить рапорт об обнаружении признаков преступления и провести по нему проверку в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Причины и обстоятельства причинения тяжкого вреда здоровью военнослужащих, в том числе повлекшего гибель (смерть), массовое заболевание военнослужащих, расследуются должностными лицами вышестоящих органов военного управления.
172. По факту причинения вреда здоровью военнослужащих, прикомандированных к воинской части (организации) (находящихся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется командиром (начальником) этой воинской части (организации) (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру (начальнику) воинской части (организации), являющейся постоянным местом военной службы пострадавшего военнослужащего.
173. Факт причинения вреда здоровью военнослужащих, явившийся следствием происшествия на объекте, подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному, за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов), расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов Министерства обороны и с учетом требований законодательства Российской Федерации.
174. Для проведения расследования командир (начальник) воинской части (организации) назначает должностное лицо воинской части (организации). Факты группового причинения вреда здоровью военнослужащих (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира (начальника) воинской части (организации).
175. В ходе расследования устанавливаются:
обстоятельства, способствовавшие причинению вреда здоровью военнослужащих;
вина пострадавшего военнослужащего;
наличие причинной связи между действиями (бездействием) должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями причинения вреда здоровью военнослужащих;
лица, виновные в причинении вреда здоровью военнослужащих, и данные, характеризующие личность виновного;
должностные лица, допустившие нарушение (не обеспечившие соблюдение) требований безопасности, повлекшее причинение вреда здоровью военнослужащих;
обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по результатам расследования.
176. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных лиц воинской части (организации), причастных к событию, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места причинения вреда здоровью военнослужащих, заключений и пояснений специалистов).
177. Расследование проводится в течение трех суток с момента выявления факта причинения вреда здоровью военнослужащих.
В заключении делаются выводы о наличии или отсутствии признаков преступления в действии (бездействии), повлекшем причинение вреда здоровью военнослужащих.
179. По итогам расследования командир (начальник) воинской части (организации) в десятидневный срок принимает решение по устранению причин и условий, способствовавших причинению вреда здоровью военнослужащих, и привлечению виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное решение объявляется приказом командира (начальника) воинской части (организации).
180. Заключение, материалы расследования, решение командира (начальника) воинской части (организации) по устранению причин и условий, способствовавших причинению вреда здоровью военнослужащих, хранятся в штабе воинской части (организации).
*(2) Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».
*(4) Статья 318 Устава внутренней службы.
*(5) Статья 319 Устава внутренней службы.
*(6) Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. N 229 «Об утверждении правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный N 4799).