стравинский краткая биография и творчество кратко
Краткая биография Стравинского
Игорь Федорович Стравинский
В юношеском возрасте Игорь учился играть на фортепиано у Снетковой и у Кашперовой. В 1904-1906 годах Стравинский обучался у Римского-Корсакова. В это время он написал первые произведения: соната для фортепиано и скерцо. Также начинающий композитор создал сюиту «Фавн и пастушка». На премьере присутствовал Сергей Дягилев. Он высоко оценил талант Стравинского и предложил сотрудничество. Игорь согласился и написал три балета, которые принесли ему известность. Это «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка».
В 1906 году композитор женился на Екатерине Носенко, которая была его двоюродной сестрой. В семье родилось четверо детей: Федор, Людмила, Святослав и Милена. Во время проживания в Париже в 1938-1939 годах у композитора умерла мать, старшая дочь и супруга. В 1940 году композитор женился во второй раз. Его супругой стала Вера Боссе, актриса немого кино и театра.
В 1911 году композитор в Париже встретился с Эриком Сати, которого считал остроумным и замечательным. В дальнейшем он с ним переписывался и изучал творчество. В этом же году состоялась встреча творческих людей: Сати, Стравинский и Дебюсси. Три композитора сфотографировались вместе в доме Клода Дебюсси.
Во время проживания во Франции композитор сочинил камерную оперу «Мавра» и кантату «Свадебка». Также Стравинский написал «Симфонию псалмов» и «Отче наш». В 1924 году Игорь Федорович выступил на концерте в качестве пианиста. Это был его дебют.
Стравинский гастролировал по США и по европейским странам на протяжении десятилетий. Он был дирижером, отличавшимся требовательностью к нюансам. Также композитор придавал огромное значение аудиозаписи. Поэтому большинство произведений были записаны. Авторские аудиозаписи до сегодня являются ориентиром для современных интерпретаций.
В 1962 году Стравинский приезжал в Москву и в Ленинград. Его концерты понравились публике.
Игорь Стравинский
Биография
Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.
Детство и юность
В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.
Игорь Стравинский в молодости
Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.
Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков
Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.
Музыка
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.
Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.
Вацлав Нижинский в балете Стравинского «Петрушка»
С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.
Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.
К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».
После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.
Портрет Игоря Стравинского
Тогда же возобновляются «Русские сезоны», но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.
1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».
В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».
Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.
Личная жизнь
Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.
Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко
Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.
Игорь Стравинский и Коко Шанель
Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.
Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.
Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина
В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.
Смерть
Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.
Могила Игоря Стравинского
Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.
Игорь Фёдорович Стравинский
Фото Все
Видео Все
Игорь Стравинский Документальный фильм
Гении и злодеи. Игорь Стравинский. Долгая дорога к себе. 2012
Игорь Стравинский – величайший дирижер России, композитор и музыкант, творчество которого представляет музыкальный модернизм.
Игоря Стравинского можно по праву назвать одним из самых великих музыкальных деятелей в истории XX века. Дирижер, талантливый исполнитель и композитор, который тяготел к традициям модернизма.
Детские годы
В 1882 году на окраине Петербурга родился мальчик, которому в будущем предстоит стать одним из величайших музыкантов мира. Отцом Игоря был знаменитый солист Мариинского театра. Федор в течение многих лет выступал на подмостках легендарного театра, даже получил звание заслуженного артиста имперской России. Мать мальчика, Анна была не менее талантливой пианисткой, которая часто аккомпанировала знаменитому мужу. В доме музыкантов часто собирались самые великие люди тех лет. Особенно стоит отметить дружбу отца семейства с писателем Достоевским.
Игорь Стравинский в детстве
Впервые за клавишные Игорь сел в девятилетнем возрасте. И больше он с инструментом не расставался. Мальчик не только красиво исполнял чужие музыкальные шедевры, вскоре он начнет мастерски создавать свои собственные. После завершения гимназистского обучения, мальчика отдают в петербургский университет. Первое образование будущего гения было юридическим. Однако и в Северной столице юноша не бросил занятий музыкой – он самостоятельно изучал любимое занятие, даже брал частные уроки у другого великого музыканта-самоучки, Римского-Корсакова.
Познакомились два музыканта благодаря дружбе Игоря с сыном Римского-Корсакова. Композитор сразу понял, что у Игоря несомненный талант, поэтому посоветовал последнему поступать на консерваторское обучение. Знаний у молодого человека было достаточно для этого. Педагог помогал талантливому ученику разобраться в нюансах создания оркестровок, а также корректировал его сочинения. Вскоре композитор использует свое влияние, чтобы музыку Стравинского начали исполнять на концертах.
Огромное влияние на музыкальный стиль и на художественные вкусы молодого Игоря оказывали другие деятели искусств. К примеру, сам будущий композитор рассказывал о несомненном влиянии на свою жизнь И. Покровского, популярного на тот момент пианиста. Покровский и Игорь начали дружить еще во времена гимназической жизни юноши, старший друг стал для Стравинского авторитетом. Игорь проводил с талантливым другом все свое свободное время.
Музыка
Как и его легендарный учитель, Игорь тяготел в начале своей музыкальной биографии к фольклорным мотивам и к сказочным сюжетам. Это было видно еще по первым произведениям музыканта.
Игорь Стравинский в молодости
В 1908 году два сочинения Игоря исполняются знаменитым оркестром, который играл для императора. Через год непрерывных исполнений сочинений маэстро на один из его концертов попадает Сергей Дягилев. Знаменитый художественный деятель был буквально поражен гением юного музыканта. Между Игорем и Сергеем сразу же завязалась дружба, которая в будущем приведет к плодотворному сотрудничеству. Вскоре Дягилев закажет у Стравинского аранжировки для балетных выступлений. Спустя год музыкальный деятель вновь обратится к талантливому другу, на сей раз для заказа аранжировки к новому балету под названием «Жар-Птица».
Премьера балета произошла в 1910 году и имела головокружительный успех. Игорь превращается из молодого и неопытного музыканта в настоящего мэтра композиторского искусства в глазах общественности. В следующем сезоне выходит вторая совместная работа Стравинского и дягилевской труппы. Балет «Петрушка» также был обречен на успех и вызвал большой ажиотаж.
Игорь Стравинский дирижирует
Стравинский был окрылен своими творческими победами, он даже задумал для себя маленький рабочий эксперимент. Задумка композитора, которую он воплотил в жизнь в парижском театре, наделала немало суматохи. Это произошло на концерте, где исполнялась «Весна священная». Зрители сразу же начали возмущаться: кто-то был впечатлен и раздосадован смелым танцем, а кто-то – неоднозначной музыкой. Нашлись и почитатели необычной постановки, они только приветствовали смелость автора. По словам свидетелей, танцоры в тот день просто не могли расслышать музыку – так сильно гудел возмущенный зал.
С того знакового концерта в музыкальных кругах Стравинский становится автором нашумевшей «Весны…». Его даже прозвали деструктивным сторонником модернизма. Игорь решает отправиться в путешествие и уезжает в другую страну. 1910 год он встретит во Франции.
А потом грянула Первая мировая война. Начавшиеся военные события не дают продолжаться «Русским сезонам», музыканту перестают платить. К 1914 году молодая семья Стравинских оказывается на гране нищеты. Однако Игорь продолжает творить, его все сильнее интересуют народные мотивы, русские сказки. В то же время музыка композитора становится более выдержанной и аскетичной, не теряя своей знаменитой ритмики.
Игорь Стравинский пишет музыку
С 1914 года музыкант начинает работать над новым балетом под названием «Свадебка». Произведение будет завершено только спустя несколько лет, в 1923 году. Сочинение композитора было основано на русских деревенских песенках, которые обычно исполнялись на свадебном и венчальном обрядах. В 1920 году Игорь напишет другое свое не менее знаменитое произведение, которое все назовут шедевром, – «Симфонию для духовых».
Вскоре мастер увлекается новыми идеями в творчестве – неоклассицизмом. Именно в этой стилистике будут созданы его новые произведения, Игорь окончательно отходит от национального колорита. В своих последующих сочинениях Стравинский начинает давать собственную интерпретацию старинной музыке Европы, экспериментирует с историческими стилями. С 24 года прошлого века музыкант решает завершить свою деятельность в качестве дирижера и пианиста. Отныне он сосредоточил внимание исключительно на создании музыкальных произведений.
После завершения Второй мировой концерты маэстро стали особенно популярными.
«Русские сезоны» вновь ставятся на зарубежных подмостках, однако прежнего масштаба уже не было. Концертная деятельность велась значительно скромнее, чем это было во времена российских императоров. Последним шедевром от Стравинского и Дягилева становится «Аполлон Мусагет». Сотрудничество двух великий деятелей завершается смертью Сергея. Группа Дягилева просто распадается без своего несомненного лидера.
1926 год становится особенно трудным в жизни музыканта. Он начинает духовно меняться, но меняется и его музыка. Духовный кризис и последующая трансформация Стравинского как личности ведут к появлению в его последующих сочинениях религиозных мотивов. Это характерно для «Царя Эдипа» и для других произведений этого периода. Даже либретто пишется на «церковном» языке католицизма – на латыни.
Попробовал себя маэстро и в роли педагога. Он преподавал в американском Гарварде, читая курс лекций о музыкальной поэтике.
Игорь Стравинский
В середине прошлого столетия в Европе начинают меняться стилистические вкусы. Общество тяготеет к другому стилю, к Авангарду. Любовь к неоклассике, которая царила в начале века, постепенно сходит на нет. Стравинского ожидал очередной кризис, его музыка просто выбивается из хода времени и начинает терять свою актуальность. Композитор впадает в депрессию. Его последними экспериментальными сочинениями станут «Памяти Дилана Томаса», а также другое значимое произведение под названием «Кантана».
Без оглядки на депрессию, кризисы и многочисленные дилеммы, композитор продолжает работать. Несмотря на инсульт и проблемы со здоровьем, он создает «Реквием», который мастер написал на рубеже своего 84-летия. Тонкое и лирическое произведение становится своеобразным реквиемом и для творчества Стравинского, символом его таланта и огромного запаса энергии.
Музыкальный стиль
Критики и сам Стравинский отмечали «русскость» звучания авторских композиций. Музыкант активно использовал мотивы из городского и народного фольклора, занимался переработкой сказочных мотивов. Позже один из интерпретаторов композитора скажет, что в каждом произведении Стравинского видны интонации русского музыкального говора, фольклорные нотки.
Игорь Стравинский на концерте
Музыкальный стиль мастера невозможно описать лаконично, поскольку для его творческой биографии характерен постоянный поиск, эклектика, смешение различных жанровых особенностей. Стравинский известен как композитор-экспериментатор, его даже называли музыкальным Протеем двадцатого столетия.
Личная жизнь
Игорь влюбился в собственную кузину, Екатерину, на которой вскоре и женился. Влюбленность молодой четы невозможно было остановить – это не удалось сделать даже кровным узам и порицанию таких браков в обществе. В семье родилось два сына и две дочери. Сыновья музыканта пошли по его стопам: старший Святослав также стал композитором и известным исполнителем, младший Федор предпочел другое творческое занятие – рисование. Одна из дочерей маэстро, Людмила, станет в будущем женой известного поэта Мандельштама.
Игорь Стравинский с женой Екатериной
Молодая супруга болела чахоткой и сырой воздух Северной столицы был для нее крайне вреден. Семья постоянно уезжала для поправки здоровья Екатерины, возможно, именно эта традиция и спасла супругов от дальнейших репрессий. В 1914 году семейство композитора как обычно выехало в Швейцарию: воздух Альп был очень полезен молодой женщине. Однако вернуться у них уже не получилось – на родине начнется Первая мировая, а потом и революция. Все имущество и денежные средства, которые Стравинский успел скопить в России, будут конфискованы большевиками.
Эта новость очень опечалила музыканта, ведь он обеспечивал средствами не только собственную семью, но и сестру, мать, многочисленных племянников. В России ему перестали выплачивать проценты по авторским платежам. От краха семейство спасли только новые редакции сочинений композитора, которые ему пришлось в скором времени выпустить.
Игорь Стравинский с Коко Шанель
Помогла Стравинскому легендарная Коко Шанель, которая буквально содержала семейство несколько лет. Модельер пригласила композитора пожить на ее вилле, обеспечивала его деньгами, кормила и одевала семейство. Не обошлось и без спонсирования концертов, на которые Коко не жалела денег. Невероятная доброта мадемуазель привела к слухам о том, что между ней и музыкантом появилась любовная связь. Влиянию Шанель на личную жизнь великого русского композитора даже будет посвящен отдельный художественный фильм.
Хотя вскоре Игорь поправит материальные дела семьи, Коко продолжит высылать ему деньги. Делать это она будет долгие 13 лет, в течение каждого месяца. Именно этот факт и станет в будущем основой для слуха о том, что между Игорем и Шанель был бурный роман.
Игорь Стравинский с семьей
Вскоре первая жена музыканта умирает. Через год он переезжает в Америку и встречает свою вторую любовь, популярную актрису Веру Судейкину. Артистка немого кино и знаменитый композитор образовали очень гармоничную пару.
Вместе они проживут полвека, а любая разлука будет восприниматься влюбленными как трагедия.
Супруги потом посетят Москву, в которой Стравинский не был многие годы. Побывают они и в Ленинграде, в котором началась музыкальная биография маэстро. Встречу музыканта с журналистами даже покажут в одной из телевизионных программ.
Смерть
Музыкант прожил длинную, наполненную творчеством жизнь. Даже перед смертью он не переставал творить. Дожил композитор до 88 лет и умер весной 1971 года. Причиной смерти врачи назовут сердечную недостаточность.
Могила композитора находится в Венеции. Интересно, что музыкант был похоронен рядом со своим другом и творческим соратником Дягилевым. Вера переживет мужа на 11 лет, а потом будет похоронена рядом со своим супругом.
Имя легендарного музыканта навсегда вошло в музыкальную историю России и зарубежья. В честь композитора названа музыкальная школа, теплоход, а также один из самолетов. Каждый год в честь великого музыкального деятеля проводится украинский фестиваль, на котором выступают современные исполнители.