стратегии жизни по к а абульхановой славской кратко
45. Жизненная стратегия личности (К. А. Абульханова-Славская).
Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.
Стратегия жизненного пути:
• Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.
• Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.
Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.
Стратегия жизни может строиться на основе представления о:
• перспективности своего жизненного пути.
Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.
Жизненная стратегия и смысл жизни
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы поиска смысла существования.
Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.
В отечественной психологии проблема бытия личности развивалась на основе субъекто-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульханова-Славская создала концепцию стратегии жизни, М.М.Бахтин разработал жизненную (нравственную) философию, В.А.Роменец свое творчество посвятил философско-психологической теории поступка.
Личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности. Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:
С этой точки зрения Рубинштейн определяет основные жизненные образования личности – это активность, сознание и способность к организации времени жизни.
Ксения Александровна Абульханова-Славская (1932 г.р.), развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека.
«Личностная зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию»[42].
Абульханова-Славская предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен.
Элементами логической структуры поступка являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности.
Последействие характеризуется актуализацией самопознания на основе осуществления поступка и самосозиданием человека через консолидацию смысла жизни. В поступковом последействии осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни.
Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и духовное. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.
! Задание 5.3. Прочитайте работу В.Франкла и определите связь категорий поступка и смысла жизни.
Стратегии жизни по к а абульхановой славской кратко
К.А. Абульханова-Славская
СТРАТЕГИЯ
ЖИЗНИ
Издательство «Мысль», 1991
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.
1. Личная жизнь как проблема.
2. Жизненный путь в понимании психолога.
3. Особенности жизненного пути.
Глава II. АКТИВНОСТЬ И ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. Особенности активности личности.
2. Самовыражение и самолюбие как проявления индивидуальности.
3. Инициатива и ответственность как формы активности и стратегии
1. Время в жизни человека.
3. Жизненные перспективы личности и организация времени.
Глава IV. ЛИЧНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ.
1. Личность как субъект деятельности.
2. Совместная деятельность и ее субъект.
3. Личность в процессе общения.
Глава V. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОСНОВА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ.
1. Общественное сознание и социальное мышление.
2. Основные процедуры и типы социального мышления.
Глава VI. ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ: КАК ЕЕ СТРОИТЬ.
1. Притязание, саморегуляция и удовлетворенность личности.
2. Жизненные стратегии. 127
3. Типология личности и стратегия жизни.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 151
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 155
ВВЕДЕНИЕ
Человеческая жизнь, особенно жизнь личная, индивидуальная, является чрезвычайно
сложной. Воспринимая свою жизнь как нечто глубоко личное, каждый человек меньше
всего хочет, чтобы его «учили жить». Поступая и действуя во всем остальном «как надо»,
он хочет сохранить за собой право в личной жизни быть самим собой. С этих позиций и
написана данная книга, в которой отстаивается и обосновывается это право.
Интенсивность жизни современного человека такова, что часто ему даже некогда
задуматься, чего он хочет от жизни, так ли он живет. Власть над жизнью приобретают
дела, а сам человек незаметно оказывается только ответчиком за то, сколько он успел
сделать. Его жизнь как бы начинает распадаться на две неравные части: большая часть —
служба, общественные дела, труд, за вычетом которых остается скромный отрезок
времени, именуемый нами личной жизнью (когда мы действительно принадлежим себе,
своим близким, своему дому, своим мыслям и мечтам). Конечно, служба, работа — это
наша служба, наша работа, даже наше любимое дело. Но как сильно изменили нас «годы
застоя», как сильно взяли над нами власть звонки и бумаги, как превратили нас в
безмолвных «присутствующих» бесконечные заседания, и мы незаметно стали лишь
исполнителями этой жизни. Именно поэтому право на личную жизнь нуждается в защите.
От кого же мы защищаем это право? Прежде всего, от общественного сознания,
которое складывалось и владело умами не один год. Оно декларировало тезис о человеке
— строителе общества, покорителе природы. Отдельный человек рассматривался как
безликая единица общества, его безымянный, слившийся с массой и растворившийся в ней
индивид. Особенности развития нашего общества привели к анонимности отдельной
Жизненный путь в концепции К.А.Абульхановой-Славской
Жизнь может рассматриваться и как задача или проблема, складывающаяся из ряда отдельных задач. В этом случае человек через систему социальных стереотипов соотносит себя с обстоятельствами жизни. Стереотипы жестко заданы и выступают в качестве обязательных требований, определяющих образ жизни человека. Однако человек сам определяет линию своей жизнедеятельности, выделяя только те обстоятельства, которые в значительной мере могут влиять на его жизнь. В этом состоит избирательность, которая иногда может носить неосознанный характер. Другими словами, человек не всегда осознает значимость происходящих событий и может приобщаться к обстоятельствам, которые никак не влияют на его жизнь.
Включение обстоятельств в ход своей жизни является признаком того, что индивид является субъектом собственной жизни. Субъективность проявляется и в способе интерпретации действительности. Здесь важную роль играют последствия интерпретации: изменяется ли позиция индивида. Под позицией понимается способ разрешения противоречий между объективными и субъективными отношениями. Человек как субъект жизни проявляет свое отношение к действительности в силу необходимости: «он оказывается в таком положении, в котором не может не отнестись к ней каким-либо образом» [1, с. 111]. На основе позиции человек может устанавливать либо нерефлексивное отношение к действительности (определяется обычаем), либо выступать в качестве субъекта, выражающего свое решение жизненных противоречий. Решая жизнь как задачу, субъект сам создает ситуацию неопределенности для того, чтобы решить ее определенным образом. Он вводит множество возможностей и как субъект выделяет единственную. Определение жизни как задачи подчеркивает ее индивидуальный характер, так как решение задачи у каждого свое. При этом преодолевается раздробленность жизни на отдельные обстоятельства: осознаваясь индивидом, они объединяются определенным образом. Индивид не рассматривается как отдельное проявление действий, чувств, сознания и т. д. Он может выступать в качестве субъекта жизни, если способен интерпретировать действительности таким образом, что это меняет его позицию.
В работе «Стратегия жизни» для характеристики жизненного пути К. А. Абульханова-Славская вводит понятия «жизненная позиция», «жизненная линия», «стратегия жизни», «жизненная перспектива».Жизненная позиция- это жизненные отношения, способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. Радикальная смена жизненной позиции может являться результатом неразрешенных противоречий или реализации себя в неоптимальных направлениях.
Основным внутренним критерием личности в реализации ее жизненной программы становится активность. Активность исходит из потребности в деятельности. Ее основным свойством является принадлежность человеку, вне которого она не может существовать. Активность может реализовываться действенно-практически, либо структурно-умозрительно. В течение жизни личности активность приобретает различную направленность в связи с ориентацией на конкретные достижения или высокие духовные ценности. Она зависит как от внутренних предпосылок, так и от внешних условий. Время рассматривается как внешний фактор, выявляющий индивидуальные различия в способе жизни. Личность рассматривается как субъект времени своей жизни и ее организатор. Временная регуляция охватывает как деятельность в целом, так и определение отдельных ее этапов, участков. Ее осуществление может быть связано с двумя стратегиями. Первая, так называемая стратегия «опережения», связана с планированием своих действий «наперед», является стратегией активного преобразования своего наличного времени. Стратегия «запаздывания» предполагает пассивное перераспределение времени. Своевременность как способ приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни выступает критерием организации времени. Последняя представляет собой оптимальное соотнесение различных этапов жизненного пути, установление оптимальной для личности последовательности жизненных событий, которое должно осуществляться личностью в срок (то есть своевременно) [2, с. 45-145].
Категории «жизненная линия» и «жизненная перспектива» могут быть представлены во временном аспекте. В этом случае понятие жизненная линия интегрирует 2 уровня организации личностного времени: сознательный и неосознаваемый. Сознательный уровень связан с жизненными этапами, начало и конец которых связаны со временем приобщения к определенному социальному институту или событию.
Стратегии жизни по к а абульхановой славской кратко
03 Август 2016 в 12:13
Автор-разработчик: Super User
Человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с множеством требований, предъявляемых к нему со стороны родителей, учителей, друзей, посторонних лиц и т.д. Каждая личность, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, интересами, которые стремится реализовать. В реальных жизненных обстоятельствах часто происходит столкновение объективных требований действительности и потребностей личности, что рождает разного рода жизненные противоречия. Степень интеграции жизненных требований с потребностями, интересами, ценностями личности приводит к формированию различных жизненных стратегий.
В зарубежной и отечественной психологии количество работ, посвященных рассмотрению жизненной стратегии и ее разновидностей, ограничено. Данный аспект подробно изучался К.А. Абульхановой-Славской [1; 2; 3] и Р. Пехунен [4] в рамках исследования вопроса жизненного пути личности.
В широком смысле К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [3, с. 245]. В узком смысле – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий.
В своих работах Р. Пехунен [4] отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью. Личность в этом плане разделяется на три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии.
Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:
Система действий отвечает за достижение жизненных целей.
Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.
В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности [4]. Исходя из вышесказанного, Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления.
В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание. Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.
Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.
После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Пехунен, она способна демонстрировать одну из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации:
Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.
В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.
Личность же с активным приспособлением способна изменить собственное отношение к своим занятиям и выработать новые способы поведения и деятельности при ограничениях, задаваемых сложившейся ситуацией. Активное приспособление характеризуется наличием жизненной перспективы, обладающей широким потенциалом возможностей в будущем. В настоящем проявляется поиск новых возможностей, построение планов их реализации. Жизнь подчинена собственным, иерархически выстроенным целям при наличии разнообразного арсенала средств, позволяющего легкое приспособление к меняющимся жизненным ситуациям. Социальные контакты и занятия характеризуются широтой с присутствием особо значимой сферы.
В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.
Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности.
К.А. Абульханова-Славская в одной из своих работ подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий. Автор отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два критерия жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Активность – ведущий параметр, пронизывающий все сферы жизни человека. Она проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым» [3, с. 247]. Исходя из этого, все жизненные стратегии делятся на два общих типа — активные и пассивные. Кроме того, Абульханова выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Их соотношение может быть оптимальным либо неоптимальным. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.
Преобладание инициативы в жизненной стратегии приводит к тому, что человек находится в состоянии постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым. Состояние удовлетворения может возникать не на конечном этапе деятельности, а в процессе нее, когда присутствует новизна и осознание огромного количества возможностей. Проявляя активность, такая личность ориентируется в основном только на желательное, а не на возможное. При столкновении с реальностью, которая часто отличается от воображаемого, в данном случае проявляется неспособность самостоятельно обозначить цели, средства и этапы выхода из сложившейся ситуации, обозначить зависящее и независящее от личности. Внешние показатели жизненного пути могут ограничиваться небольшим набором жизненных событий, но на субъективном уровне жизнь воспринимается весьма насыщенной, так как «такой человек постоянно создает противоречия» [3, с. 248]. Таким образом, инициативная жизненная стратегия характеризуется постоянным расширением круга жизненных занятий, наличием личностной перспективы, проявляющейся в построении большого количества многоступенчатых жизненных планов, постоянным поиском новых жизненных условий.
По способу жизненного самовыражения можно выделить подтипы жизненных стратегий инициативных людей. У одних способ жизненного самовыражения заключается в самоотдаче и саморастрате. Такие люди активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» [3, с. 249]. У других инициатива ограничивается «благими и добрыми намерениями», которые практически никогда не воплощаются в реальность. Степень активности определяется характером притязаний личности и особенностями связи с ответственностью. Внешне жизненный путь такой личности состоит из большого количества событий, которые проявляются только во внешней смене прежнего образа жизни, т.е. в данном случае наблюдается тенденция к внешней динамичности жизни.
В том случае, когда в жизненной стратегии личности проявляется преобладание ответственности, личность «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» [3, с. 247].
По мнению автора, ответственность может быть различного вида [1; 2; 3], что приводит к развитию разнообразных жизненных стратегий. Для исполнительного типа характерна низкая способность самовыражения, неуверенность в собственных силах, ориентация на поддержку окружающих, подчиненность внешнему контролю, боязнь перемен, желание сохранить привычный ход и устой жизни, отсутствие собственного жизненного пространства.
Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.
Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.
Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.
В качестве оптимальной жизненной стратегии Абульханова называет такую, при которой человек соотносит свои возможности с жизненными задачами, при этом постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне.
Кроме активных, Абульханова признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни.
На наш взгляд, для выделения основных параметров жизненных стратегий необходимо использовать три системы планирования деятельности – притязания, саморегуляцию и удовлетворенность, предложенные Абульхановой-Славской. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, обусловливая то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих либо от складывающихся обстоятельств. После дифференциации жизненного пространства включается система саморегуляции, т.е. система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможности преодоления жизненных трудностей. В характеристике данной системы важно обращать внимание на меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, деление жизненного пространства на зависящее и независящее от личности. Основным критерием является опора личности при достижении результата – либо на себя самого, либо на окружающих. Кроме этого, важно обозначить, насколько разнообразен и гибок арсенал средств личности, ее поведение в ситуации неодобрения. Под удовлетворенностью Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т.д.)» [2, с. 23].
Подводя итог описанию вопроса жизненной стратегии, выделим наиболее значимые, на наш взгляд, ее структурные компоненты и параметры:
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
4. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.