страсти по бумбарашу спектакль актеры и роли
Взрывы, смех и Анна Чиповская в новой версии «Страстей по Бумбарашу»
В минувшее воскресенье Владимир Машков вернул спектакль «Страсти по Бумбарашу» на сцену Театра имени Олега Табакова — спустя десять лет. Мы сходили на один из премьерных показов. Рассказываем, что получилось и стоит ли бежать за билетами.
Семен Бумбараш — записной весельчак и свой парень. С шутками, прибаутками и песнями его провожают всей пьяной деревней. Его встречают попойкой и снова песнями — он пляшет на столе. Он румян и светловолос, он улыбается белозубо и глядит доверчиво. Он любит и любим. Он все время говорит стихами, поет, танцует и шутит. Вокруг него такие же удалые люди: лихие женщины и мужчины с немного мультяшной пластикой и такими же эмоциями, комичные в своих ярких и далеко не всегда нарядных костюмах. Зал, наблюдающий за ними, часто хохочет. Цирк, комедия, балаган!
«Страсти по Бумбарашу» с самого своего появления в 1993 году были обречены. На успех, конечно, на что же еще. Все прекрасно помнили вышедший за 20 лет до этого фильм «Бумбараш». Нравился вам или нет порой чрезмерно энергичный образ главного героя, созданный Валерием Золотухиным, ваша подкорка помимо воли послушно записала все песни, которые в итоге стали частью генетической памяти. Сегодня многие уверены, что, например, «Ходят кони над рекою» — народное творчество. Это, конечно, так, но у песни, как и у остальной музыки, есть конкретные авторы: стихи написал бард Юлий Ким, а музыку — один из самых плодовитых кинокомпозиторов Владимир Дашкевич.
В тот момент, почти 30 лет назад, все сошлось как нельзя более удачно. Вот вам Владимир Машков в качестве режиссера, вот Евгений Миронов в главной роли. В одном из составов — уже прославленный Андрей Смоляков и совсем еще юная Анастасия Заворотнюк. Спектакль о любви на фоне Гражданской войны объездил весь мир, его полюбили и тут. Но любому организму, даже работающему четко и слаженно, требуется отдых и обновление.
Антракт между предыдущим и новым показами длился десять лет. Владимир Машков не просто аккуратно прошелся по спектаклю кисточкой реставратора — он основательно выбил из него всю пыль и напитал его свежей кровью. Благо недостатка в ней у худрука театральной школы Олега Табакова нет: в освеженных «Страстях. » участвуют как студенты, так и почти вся труппа театра — всего 45 человек. Без них никак — тут полно батальных сцен и массовых гуляний. Люди бегают и кричат в дыму, с грохотом рвутся бомбы, наганы шмаляют, выпуская пламя. Хаос и безумие жизни и смерти поставлены идеально. В огромной толпе каждый на своем месте, как в оркестре, ритм действия, ни на секунду не сбиваясь, повинуется руке невидимого дирижера, который наверняка стоит за кулисами и улыбается.
Впрочем, все это слова, и лучше сказать как-нибудь проще. «Страсти по Бумбарашу» стоит увидеть хотя бы ради Анны Чиповской, сыгравшей бешеную валькирию контрреволюции, бывшую аристократку, ставшую дикой разбойницей с несусветным декольте (в другом составе эту роль исполняет Ольга Красько, но есть основания думать, что декольте остается на месте). Посмотреть его стоит хотя бы ради нового Бумбараша — Севастьяна Смышникова, который на премьерном показе играл на глазах у своего предшественника Евгения Миронова, а это пострашней любых вступительных и выпускных экзаменов. Миронов хохотал до слез. Посмотреть «Страсти. » стоит хотя бы ради Владислава Миллера — еще недавно нежного выпускника табаковской школы, а теперь машковского любимца, доказавшего, что умеет не только бить чечетку в «Ревизоре». Недавно он сыграл в нашумевшем сериале «Вампиры средней полосы».
«Война, запущенная 100 лет назад, длится до сих пор», — говорит режиссер, пытаясь наполнить этот сюжет, взятый из ранней прозы Аркадия Гайдара, остротой и актуальностью. И, похоже, он прав. Тогда, в 1993 году, страна переживала свои страсти. Сегодня бутафорские бомбы чаще всего грохочут в интернете — там частенько у кого-то «бомбит» и у многих «рвутся пуканы». И на этот грохот все сложнее не обращать внимания.
Спектакль покажут 10 и 11 июня, а также 18 и 19 июня. Билеты — от 8 000 до 16 000 рублей.
Страсти по Бумбарашу+
Премьера: 16 мая 1993
«Страсти по Бумбарашу» — спектакль-долгожитель. Поставленный в 1993 году Владимиром Машковым, он до сих пор собирает полные залы. В чем секрет долгой жизни? Во-первых, в том, что «Страсти по Бумбарашу» — спектакль музыкальный. О том, сколь популярен этот жанр будет в наше время, в начале 90-х могли только догадываться. Во-вторых, секрет и в том, что зритель хорошо знаком с кинокартиной «Бумбараш» 1971 года. Тогда советская цензура вычеркнула из «Песни о Бумбараше» многие эпизоды, а ее автор — Юлий Ким, написавший свою пьесу по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара, — был указан в титрах под псевдонимом. Сегодняшний зритель имеет возможность познакомиться с «Бумбарашем» без каких-либо цензурных изъятий. Стихи Юлия Кима, положенные на музыку Владимиром Дашкевичем, стали поистине народными: цитируя их, многие не догадываются, что у них есть конкретный автор.
Однако залог долгой жизни спектакля, как показало время, — в мастерстве Машкова-режиссера. Владимиру Машкову удалось создать настоящий спектакль-организм. Организм настолько идеальный и крепкий, что даже спустя семнадцать лет, прошедших со дня премьеры, несмотря на многочисленные замены в составе, он продолжает жить. Форма (или даже формула), изобретенная Владимиром Машковым, предполагает особенный способ существования артиста на сцене. Именно он позволяет новым артистам безболезненно «входить» в спектакль, не нарушая сложившейся прежде гармонии. Среди тех, кто неизменно выходит на сцену с 16 мая 1993 года, Ольга Блок-Миримская, Сергей Беляев, Виталий Егоров, Андрей Савостьянов, Михаил Хомяков, Дмитрий Бродецкий, Дмитрий Бобров, Сергей Угрюмов и, конечно же, Евгений Миронов.
История Бумбараша неразрывно связана с историей трагических конфликтов гражданской войны и непростых взаимоотношений людей, которые вынуждены сделать непростой выбор: принять сторону либо красных, либо белых, либо бандитов-анархистов. В гражданской войне нет правых. Понимая это, побывавший в немецком плену бравый солдат Бумбараш возвращается домой — с надеждой обрести там покой, вновь увидеть свою любимую и начать новую жизнь: «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю». Но война, борение идей и умов, водоворот событий не позволяют ему остаться в стороне от жестокости и несправедливости — вопреки собственному разумению Бумбарашу придется противостоять им.
Постановочная группа
Режиссер Владимир Машков
Композитор Владимир Дашкевич
Художник Александр Боровский
Хореограф Алла Сигалова
Художник по свету Ефим Удлер
Музыкальный руководитель спектакля Роман Берченко
Звукорежиссер Виктор Апухтин
Помощник режиссера Людмила Уланова
Действующие лица и исполнители
Страсти по Бумбарашу16+
Юлий Ким, Владимир Дашкевич
Длительность: 2 часа
Премьера: 10 июня 2021
Стоимость билетов: 3000–16000 ₽
В 1993 году спектакль «Страсти по Бумбарашу» впервые появился в афише Театра Олега Табакова. Он не сходил со сцены 18 лет и объездил с гастролями полмира. Олег Павлович Табаков хотел, чтобы спектакль вернулся в репертуар театра, но уже с новыми, молодыми артистами.
Режиссер Владимир Машков : «В каждом театре, я уверен, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни. Если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Я выполню этот долг с радостью, потому что я помню, как он любил этот спектакль.
Сейчас столетие окончания Гражданской войны. Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас. Этот спектакль – еще и возможность взглянуть на себя, как в зеркало. Может быть, еще не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться».
Стихи автора пьесы «Страсти по Бумбарашу» Юлия Кима, положенные на музыку Владимиром Дашкевичем, настолько полюбились аудитории, что люди искренне считают их народными. «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю».
Спектакль «Страсти по Бумбарашу»
Описание
Продолжительность: 2 часа 30 минут
В 1993 году спектакль «Страсти по Бумбарашу» впервые появился в афише Театра Олега Табакова. Он не сходил со сцены 18 лет и объездил с гастролями полмира. Олег Павлович Табаков хотел, чтобы спектакль вернулся в репертуар театра, но уже с новыми, молодыми артистами.
Режиссер Владимир Машков: «В каждом театре, я уверен, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни. Если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Я выполню этот долг с радостью, потому что я помню, как он любил этот спектакль.
Сейчас столетие окончания Гражданской войны. Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас. Этот спектакль – еще и возможность взглянуть на себя, как в зеркало. Может быть, еще не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться».
В чем секрет неувядающей популярности «Бумбараша» у зрителей? Этих секретов много.
Стихи автора пьесы «Страсти по Бумбарашу» Юлия Кима, положенные на музыку Владимиром Дашкевичем, настолько полюбились аудитории, что люди искренне считают их народными. «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю».
Вернулся Бумбараш с Первой мировой войны в родную деревню – ни дома, ни невесты. Идет там другая война, не менее жестокая и кровопролитная. Брат воюет с братом, красные – с белыми, с зелеными, – все со всеми…. Как быть и что делать тому, кто не хочет больше воевать, – непонятно.
Организатор: Московский театр Олега Табакова
В театре Олега Табакова спустя десять лет на сцене вновь кипят «Страсти по Бумбарашу»
Возрождение легенды в театре Олега Табакова. Спустя 10 лет на сцене вновь кипят «Страсти по Бумбарашу». В постановку, которая в начале 90-х стала настоящей культурной сенсацией, вдохнули новую жизнь. В ней задействованы все поколения артистов театра. Но главное, несмотря на 30-летнюю историю, спектакль актуален и сегодня.
Владимир Машков, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова: «Это история о, наверно, таком самом чудовищном пике взаимоотношений страны. Это начало разрушения нашей великой страны и начиналось всегда прежде всего с непримиримости брата к брату, к ближнему. Мы видели это и в 17-м году, и дальше подобная ситуация была и в 91-м. И это самое страшное, что может произойти с человеком».
Он вернулся в родную деревню после мучительной войны, а там ни дома, ни невесты, лишь брат убивает брата. Кровопролитная гражданская война, а Бумбараш-то мечтал лишь об одном никогда больше не воевать.
Новый сезон театр Табакова открывает постановкой «Страсти по Бумбарашу». Владимир Машков восстановил легендарный спектакль 90-х, и это уже совершенно новый взгляд.
Владимир Машков, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова: «Вы можете увидеть все поколения нашего театра и наши студентов, в спектакле больше 50 человек занято, и можно посмотреть, кто мы такие и чем занимаемся».
На сцене постоянный балаган, танцы и песни сменяют бесконечные взрывы, а от массовых батальных сцен захватывает дух. Так же, как и в первой версии «Бумбараша», за хореографию отвечает Алла Сигалова: «»Бумбараш» наш о того, что мы переехали на большую площадку, он стал более мощный энергетически, все-таки занята вся труппа. Тогда он был более камерный».
Именно роль Бумбараша когда-то принесла всенародную любовь Евгению Миронову, в новой версии главного героя играет недавний выпускник Школы Олега Табакова Севастьян Смышников: «У Евгения Витальевича получилось сделать одну вещь, излучать из себя свет, о это я до сих пор пытаюсь этому учиться и это выполнить».
Кстати, сам Евгений Миронов на премьерном показе хохотал до слез. А вот еще одно открытие, Анна Чиповская в роли Софьи, бывшей аристократки, которая стала дикой разбойницей: «Она, конечно, человек совершенно роковой какой-то невероятной судьбы, абсолютно лишенной страхов, какая-то рисковая, как кто-то сказал, валькирия революции».
Лихие женщины и удалые мужчины, любовь на фоне взрывов и смертей. Владимир Машков уверен, эти страсти разворачиваются в каждом из нас здесь и сейчас. И этот спектакль – очередная возможность взглянуть на себя, как в зеркало.
Владимир Машков, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова: «Это спектакль – и мольба, и предупреждение, и еще раз попытка попросить прощения, еще раз попытка очень искренне вот подойти к такой самой настоящей, простой любви. Простой любви к земле, к людям, которые населяют эту землю, даже к столкновениям, к любви, к ревности. Но очень по-человечески выражающее, без звериного оскала».