Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

На двух колесах без гражданки

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

Напомним, что проблема с покупкой полиса ОСАГО была до сих пор в так называемых «токсичных» регионах. То есть там, где развито страховое мошенничество, где автоюристы злоупотребляют правом. В этих регионах страховщики всеми законными и не совсем законными способами стараются сократить свое участие именно в этом виде страхования.

Не столь давно изгоями в страховых компаниях стали собственники автобусов и таксисты. Они тоже считаются убыточной категорией, а поэтому страховщики с ними также предпочитают не связываться.

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

И вот теперь очередь докатилась до мотоциклистов. Причем это не проблема тех же «токсичных» регионов. Отказывают в страховании ОСАГО даже в таком беспроблемном регионе, как Москва. И отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту «РГ» были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем.

Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО.

Примечательно, что таким образом страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Да, без полиса ОСАГО запрещено ездить. Штраф за это 800 рублей. Но, с другой стороны, получил постановление и поехал дальше.

Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.

Напомним также, что количество заключенных договоров ОСАГО практически не меняется. А количество транспорта из года в год растет. Как такое может быть? Им не пользуются. Или страховщики создают ситуацию, когда люди вынуждены ездить без ОСАГО?

Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то напоминаем, что при обращении к страховщику страхователь вправе осуществлять аудио- или видеозапись. После чего можно подать обращение в РСА.

Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней. При заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.

Кроме того, заключение договора ОСАГО возможно в электронном виде. Клиент регистрирует на сайте компании личный кабинет, заполняет заявление о заключении договора. После чего будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис будет направлен страхователю по электронной почте, его следует распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.

Кроме того, для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО была запущена система «Е-Гарант». В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребителю предлагается перейти на сайт РСА. Туда же отправляется заполненное им на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

Продажи электронных полисов происходят за счет системы «Е-Гарант» практически бесперебойно.

Продажи через систему «единого агента» предусматривают использование метода случайной выборки страховщика по номеру техпаспорта автомобиля. В настоящее время система работает в 16 регионах РФ: в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской, Ивановской, Архангельской, Ульяновской, Нижегородской, Кировской и Саратовской областях, Краснодарском крае, Башкирии, Татарстане, Ставропольском крае, Мордовии и Северной Осетии.

В общем, оформлять полис ОСАГО надо начинать за месяц до того, как вы соберетесь сесть за руль мотоцикла. Или соглашаться на покупку дополнительных услуг. А потом в течение 10 дней отказаться от них. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги, а действующий полис ОСАГО останется на руках.

Источник

Страховка не для всех: байкерам отказывают в ОСАГО

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

В соцсетях – шквал жалоб от байкеров. Страховые компании записали мотоциклистов в убыточную категорию и отказывают в оформлении бумажного полиса. Причины придумывают разные: нет нужного менеджера или бланков для мотоцикла. Некоторые менеджеры прямо говорят: застрахуйте здоровье – и получите ОСАГО. Комментирует мотоэксперт Дмитрий Юдин.

ЮДИН : ДТП с мотоциклистами достаточно много, и страховые недовольны суммой, получаемой за ОСАГО. То же самое было с автомобильными полисами какое-то время назад – региональные отделения страховых компаний отказывались оформлять ОСАГО без дополнительных услуг.

Мы позвонили в страховую компанию с тремя десятками отделений по всей Москве. Оператор отказался сообщить даже примерную стоимость «мотоОСАГО» и перенаправил в загородные офисы.

ОПЕРАТОР : Для оформления данного полиса вы можете обратиться либо на сайт, либо в наши обособленные подразделения – в Зеленограде или Рузе.

КОРР. : Хотя бы примерно скажите, сколько будет стоить?

ОПЕРАТОР : Я даже примерно не смогу подсказать в данном вопросе.

КОРР. : А поближе в Москве ничего нет?

ОПЕРАТОР : К сожалению, нет. У нас занимаются оформлением данных полисов только обособленные подразделения.

Работники страховых компаний не скрывают причины отказа: страховать мотоцикл – невыгодно, говорит байкер и правозащитник Арсений Райский. Мотополис ОСАГО – в несколько раз дешевле страховки на автомобиль. Например, в Москве обычная сезонная страховка на байк стоит около 1 500 рублей. Ремонт после аварии обходится дорого; к тому же владельцы двухколёсного транспорта, в отличие от автомобилистов, могут потребовать возмещения деньгами.

РАЙСКИЙ : В неформальных разговорах страховщики говорят, что невыгодно страховать мотоциклистов. Но мне кажется, это больше стереотип, потому что та же статистика в Москве по ДТП показывает, что в авариях с участием мотоциклов в 60% случаев виноваты не они.

Байкеры на форумах советуют мотобратьям вообще не оформлять полис. Штраф за езду без ОСАГО – 800 рублей, да и то если поймают. Тем более что так ездят около 3 миллионов водителей.

Принципиальные мотоциклисты могут написать жалобу в страховую компанию с требованием заключить договор, напоминает автоюрист Сергей Радько. Страховщик обязан рассмотреть заявление в течение месяца. В случае отказа надо жаловаться в Центробанк. Есть и другой способ: если к «автогражданке» навязывают дополнительные услуги, лучше не спорить и оформить ОСАГО вместе с ними, а потом отказаться от них.

РАДЬКО : Есть так называемый период охлаждения – 10 рабочих дней. То есть можно купить полис ОСАГО и все остальные навязанные услуги, а потом от них отказаться. В этом случае страховщик должен вернуть деньги, от которых вы отказались, а полис ОСАГО будет действовать.

Однако отказаться от них не так уж просто, говорят байкеры. Страховые компании устраивают бумажную волокиту, которая продолжается ровно 10 дней. В Российском союзе страховщиков знают о проблемах мотоциклистов и советуют оформлять полис сразу через Интернет. На сайте любой страховой компании есть личный кабинет, где можно зарегистрироваться и подать заявление. Если и это не получится сделать по каким-то причинам, РСА подберёт страховщика методом случайной выборки.

«Прохождение ТО никак не влияет на основные ДТП»

ИГОРЬ ИВАНОВ: «Наш «хлеб» – это бампер в бампер, стукнулись – разъехались. Это то, что постоянно происходит сплошь и рядом. Наличие и прохождение ТО никак не влияет на наши постоянные и основные ДТП, которые мы оплачиваем».

ТО отвязали от ОСАГО

Техосмотр отвязали от обязательного страхования. Президент подписал соответствующий закон. С конца лета при покупке полиса ОСАГО не нужно будет предъявлять диагностическую карту.

Техосмотр зашёл в тупик

ОСАГО отвязывают от диагностической карты: приобрести полис скоро можно будет без прохождения техосмотра. Для владельцев легковых машин эту процедуру хотят и вовсе сделать добровольной. Следить за состоянием автомобиля каждый будет сам – в меру сил и возможностей. Автомобилисты ликуют: долой фиктивную диагностику и бессмысленные поборы! Но не взлетят ли цены на страховку? Не возрастёт ли количество автохлама? И не станет ли опаснее передвигаться по дорогам, в потоке машин с техническими проблемами?

«Если ОСАГО станет неподъёмным для таксистов, пострадает безопасность пассажиров»

Генпрокуратура проверит страховщиков из-за жалоб таксистов на проблемы с ОСАГО. Водители не могут застраховать машины – сайты компаний выдают всевозможные сбои при оформлении полиса для коммерческих перевозок. При этом, если заявитель указывает, что хочет застраховать автомобиль в личных целях, то у него всё получается. Почему у таксистов возникают проблемы со страховкой? Об этом «Вестям ФМ» рассказал председатель общественного движения «Такси-Форум» Олег Амосов.

Сосульки и дорожные ямы хотят прописать в ОСАГО

Повреждения, полученные из-за сосулек и дорожных ям, могут включить в ОСАГО. В Госдуме предлагают ремонтировать разбитые по вине коммунальщиков машины за счёт автостраховки. Сегодня получить такую компенсацию можно только через суд, и на это уходит много времени. По мнению страховщиков, расширение ОСАГО навредит самим автомобилистам, поскольку страховка серьёзно подорожает.

ДТП без инспектора: как оформить лёгкую аварию с помощью мобильных приложений

Источник

Мотосезон и страховка. Или почему в России никто не хочет работать, пока пинка не получит?

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

Всем привет!
Вот и открыт очередной мотосезон. И все было бы радужно и прекрасно, если бы не одно НО. По невиданным причинам все отказываются страховать тырчика.
Все началось с того, что я пришел в «Альфу», где уже 10 лет страхуюсь, и на просьбу застраховать мото, получил решительный отказ. «Не страхуем мотоциклы», а почему нет? Ну нет и все. Огорчился я, застраховал ниву, дабы пора ей уже ездить тоже, а не стоять колом. И пошел искать других.
Пришел в «Ресо». Говорят, что тырчики они страхуют, НО подожди друг в месяцок, пока наш эксперт соизволит осмотреть его. Да как же так, и тут правды нет (
Следующий на очереди был «Ингосстрах». Звоню, расспрашиваю. Страхуют! Еду делая ТО, вылизываю как яйки у кота. Приезжаю в офис. Мне из-за стола улыбается прекрасная девушка, я лыблюсь ей. И вроде вот он хэппи энд, но нет! Программа не может рассчитать мою страховку, направлен запрос в ее величество Москву, и пропадает в ее неонах…
Звоню опять в «Ресо», пытаюсь пробиться без очереди в месяц. Прямым текстом послан на ЮГ, даже без купюр. И тут такая тоска меня взяла…
Звонит мне мой друг, «как дела?» говорит. Рассказываю ему свою печаль, а он мне советует позвонить в РАС, мол нашему другу недавно грузовика отказывались застраховать, а позвонил в РАС, сразу застраховали.
Звоню в РАС, излагаю суть беды. Дама с голосом бабушки терминатора выпуливает мне информацию, сопровождая ее разными статьями и указами. Ну суть такова:»у всех есть лицензия, должны страховать, если отказывают, то пусть бумагу пишут, если не пишут, вызывай полицию». Ну что ж, на том и порешав, выбираю самых борзых, «Альфу», не зря же я им 10 лет плачу, а они вообще наглухо отказывают.
Итак погнали. Звоню в офис.
Я- можно мото застраховать?
дама- нет
я- почему?
д- не страхуем мото, только легковушки
я- в РАС сказали, что обязаны застраховать или дать письменный отказ, с которым я обращусь в РАС
д- мне некогда с Вами говорить, обращайтесь в головной офис. — диктует номер и кладет трубку
Ну что же, звоним по полученному номеру. Ииии… Результат опять почти нулевой. Оператор отправляет нас на сайт, написать свое обращение в разделе контроля качества обслуживания клиентов.
Изрядно гневясь уже, пишу всю историю в указаном месте.
Получаю на почту ответ:

Уважаемый Максим Геннадьевич!

В ответ на Ваше обращение от 28.04.2017 года (вх. № 183483), о заключении договора ОСАГО, сообщаем следующее:
ОАО «АльфаСтрахование» в своих действиях строго придерживается условий Правил страхования ОСАГО и императивных норм действующего законодательства по ОСАГО.
При заключении договора ОСАГО владелец транспортного средства (далее ТС) должен заполнить (собственноручно) бланк заявления о заключении договора ОСАГО по форме, утвержденной в компании, и представить в оригинале документы, указанные в ст. 15 Федерального закона № 40 об ОСАГО.
После подготовки всех документов Страховщик вправе провести осмотр ТС.
С учетом изменений в 40-ФЗ об ОСАГО, которые вступили в силу с 01 января 2017г., страховщик обязан осуществлять заключение договоров ОСАГО только в своих филиалах (п. 1, ст. 21 Закона по ОСАГО).
Филиал находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 38.
По указанному Вами месту приобретения филиал ОАО «АльфаСтрахования» не представлен.
Актуальный график работы офиса рекомендуем уточнять на сайте www.alfastrah.ru.
Обращаем Ваше внимание, что все представляемые документы Страхователя рассматриваются Страховщиком в течение 30 календарных дней, с учетом положений п. 1 ст. 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По итогам рассмотрения о принятом решении специалисты отдела продаж дополнительно информируют Страхователя.
Приносим извинения за доставленные неудобства.

Класс, место сдвинулось с мертвой точки, налаживается диалог. Еду в указанный филиал, а не к посредникам(как оказалось). В офисе вижу пару десятков людей с кислыми лицами. Как оказывается никого не страхуют. Ни мото, ни легковушки, вообще некого. Всем говорят, что «программа не работает», вот если с клещем страхуешься или КАСКО, то работает, а так нет. Спрашиваю у окружающих, мол я тут уже тему разведал, можно зайду права покачать? Толпа, радостно кивая головами, отправляет меня без очереди в пекло. Начинается диалог с дамой, представителем компании:
я- добрый день, хочу застраховаться.
д- что именно желаете?
я- мото, можно?
д- нет, мото не страхуем
я- знаете, я уже консультировался в РАС и обращался в Ваш головной офис, откуда меня отправили к Вам застраховаться.
д- нет, я не вкурсе
я- так может поинтересуетесь?
д- нет мы не страхуем мото!
я- тогда пишите письменный мотивированный отказ.
д- я не буду ничего писать.
я- если вы меня не застрахуете или не дадите письменный отказ, я буду вынужден вызвать наряд полиции для фиксирования факта нарушения моих гражданских прав.
д- Пффф, да пожалуйста
Выхожу из кабинета. Все вопрошающе кивают. Говорю давайте вызывать полицию. Все вроде как за, но вызывать конечно мне. Звоню в полицию по единому номеру:
дежурный- представляется, спрашивает что нужно?
я- хочу вызвать наряд полиции по адресу …, отказываются страховать, нужно факт отказа зафиксировать
д- а мы тут причем?
я- зафиксировать как нарушаются мои гражданские права.
д- у нас много важных дел, звоните по всякой фигне!
я- простите что Вы сказали?!
д- перевожу на дежурного по центральному району
Дежурный по району кряхтел бухтел, но отправил наряд.

По прибытии домой звоню в РАС, отчитываюсь, спрашиваю, что дальше? Мне говорят делать скрины заявления с прилагающимися документами и направлять в РАС и ЦБ РФ, который является надзирающим органом страховых компаний.

Пишу очередное письмо в «Альфу», уже не через сайт, а напрямую по почте:

Здравствуйте.
Сегодня обратился в Ваш филиал по адресу г.Новосибирск ул.Орджоникидзе д.38 с целью застраховать свое ТС категории А, либо получить бланк заявления о заключении договора ОСАГО по форме, утвержденной в компании. Но получил отказ в устной форме. Я пояснил девушке, что это уже не первое мое обращение, что в случае отказа мне нужен письменный мотивированный отказ, либо я буду вынужден вызвать наряд полиции для фиксирования факта нарушения моих гражданских прав. Ваш сотрудник сказал вызывать полицию. Был вызван наряд полиции центрального отделения полиции г.Новосибирска, который зафиксировал факт нарушения и принял мое заявление, а также заявления некоторых других недовольных граждан.
Поскольку Ваши сотрудницы, извиняюсь, хихикали как ПТушницы перед сотрудниками полиции и несли несусветную чушь, мне пришлось взять контактные данные присутствующих граждан для дачи свидетельских показаний в случае, если данная проблема не будет решена в досудебном порядке.
Также было осуществлено повторное обращение в РАС, где мне сказали отправить жалобу с сопутствующими документами, кои имеются, в ЦБ РФ и в РАС. Что и будет сделано в течении следующей недели, если не поступит от Вас предложений решения сложившейся ситуации.
Хочу заметить, что являюсь клиентом компании на протяжении 10 лет, за это время не было ни одной аварии по моей вине, т.е. сотрудничество со мной доставляло компании исключительно прибыль. Очень обидно испытывать на себе полную не клиентоориентированность, дополненную нарушением моих прав, после 10 лет моей безупречной репутации в нашем сотрудничестве.

На что получаю два ответа:

Уважаемый Максим Геннадьевич!

Уважаемый Максим Геннадьевич!

В ответ на Ваше обращение от 03.05.2017 года, дополнительно сообщаем следующее:
Вам необходимо обратиться в Новосибирский филиал по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 38, 2 этаж, оф. 200, после 14:00 (до 17:00). Вас будет ожидать специалист.

Приносим искренние извинения за доставленные неудобства.

Отлично, реакция есть, но в тот же день мой отец не смог застраховать у них же уже легковушку, пишем очередное письмо:

Очень приятно, что не всему персоналу безразлична репутация компании и взаимоотношения с клиентами.
Я обязательно обращусь в указанный Вами офис, но к сожалению до 10.05.2017 из-за рабочей занятости я не смогу явится. Могу ли я прибыть 10го, либо 11го мая в указанное Вами время? Все указанные документы на ТС у меня есть, нужно ли будет прибыть на ТС для проведения Вами осмотра? Поясню суть вопроса, ТС на данный момент не застраховано, и транспортировать до места осмотра, если он не будет совершен и зафиксирован, не хотелось бы.
Пользуясь налаженным с Вами диалогом хотел уточнить еще один вопрос. Вчера 05.05.2017 мой отец, … Геннадий Георгиевич, обращался с целью застраховать еще одно ТС из нашего семейного автопарка, на это раз категории «В», к Вашим представителям по адресу ул.Военная 2, а затем в филиал по адресу ул.Орджоникидзе 38. В обоих местах ему отказали в страховании, если он не воспользуется доп услугами. А так же в устной форме пояснили, что если он последует моему примеру, то по прибытии сотрудников полиции, в филиале «случайным образом» не окажется бланков, что станет «причиной невозможности страхования». Данные заявления, как мне кажется, возмутительны, и к тому же отсутствие бланка ни коим образом не препятствует самому факту страхования. Хочу обратить внимание, что мой отец недавно перенес операцию на шейном отделе позвоночника, и проходит лечение при материальной поддержке и личном контроле мэрии г.Новосибирска и минздрава. Поэтому излишняя физическая нагрузка, в том числе безрезультатные походы по филиалам страховых компаний, для него крайне не желательны. Поэтому хочу спросить, могу ли, я при своем визите к Вам, пригласить с собой своего отца, дабы решить вопросы по страхованию 2х ТС единовременно?

Далее 4 дня выходных, не дожидаясь ответа, едем с отцом в офис. Уже знакомая дама говорит, что ОСАГО страхуют с 9 до 13, а время уже 14. Улыбаюсь и говорю, что я в курсе, говорю имя того, кто меня направил. Услышав имя, одна из дам подпрыгивает и, попросив подождать минутку, убегает в неизвестном направлении.

Уважаемый Максим Геннадьевич!

В ответ на Ваше обращение от 06.05.2017 года, сообщаем следующее:
Благодарим за то, что Вы обратились в нашу компанию. Сообщения по вопросу качества предоставляемого сервиса в ОАО «АльфаСтрахование» являются для нас очень важной информацией, на основании которой мы корректируем свою дальнейшую работу.
Руководство Компании проинформировано об описанной Вами ситуации, в связи с чем с ответственными сотрудниками проведена разъяснительная работа о порядке взаимодействия с клиентами и предоставления информации, сделаны организационные выводы.
Согласно имеющейся информации, 10.05.2017 оформлен полис ОСАГО … № … (Страхователь … Максим Геннадьевич) и полис … № … (Страхователь … Геннадий Георгиевич).
Примите, пожалуйста, наши искренние извинения за доставленные неудобства и длительное урегулирование Вашего вопроса. Выражаем надежду на понимание и дальнейшее сотрудничество.

Источник

Почему у вас не получится оформить ОСАГО на мотоцикл

Страховые отказывают в осаго на мотоцикл

С наступлением теплого времени года у мотоциклистов появились проблемы — не так-то просто оказалось оформить полис ОСАГО. Разбираемся, почему страховщики не хотят страховать двухколесный транспорт.

«Постоянно страхую 3 машины и мотоцикл (точнее раньше страховал). Машины все проходные — Audi, Nissan и свежий ВАЗ — любая страховая рада видеть, а вот со страховкой мотоцикла — боль и страдания — ни одна страховая просто не хочет их видеть», — оставил отзыв в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником hollow.en. (Здесь и далее отзывы публикуются без изменений.) Сайт страховщика выдавал ему сообщение об ошибке, или отсутствии модели в списке, не позволяя ее вписать и т. п., а в офисе СК ответ сотрудников и вовсе удивил — дескать, программа зависла, приходите завтра. «В предыдущие пару лет у меня даже получалось оформить полис на сайте (хоть и после нескольких попыток с «типа ошибками»), — продолжает hollow.en. — В этом году купил новый мотоцикл и финальную стадию пройти так и не удалось».

С продлением полиса тоже все не просто. «Очень обидно, что машины делятся на «проходные» и «непроходные», а мотоциклы как бы все высокорисковые, — продолжает он. — Я бы еще понял, если бы проблемы были только со «спортами» и старыми «япошками», на которых гоняют молодые и дерзкие, но мотоциклы типа BMW Classic, которые покупают дядечки средних лет, никуда не спешащие, можно было бы причислить к «проходным». В результате страховку можно купить только в какой-нибудь сомнительной СК, про которую никто не слышал, переплатив агенту за оформление. Но вопрос-то не только в деньгах, а в качестве сервиса и отношении к клиенту».

Невыездные поневоле

Таких отзывов с десяток в «Народном рейтинге». Жителю Пермского края, оставившему комментарий под ником Oneten, в прошлом году чудом удалось застраховать свой мотоцикл в конкретной СК, перейдя на нее с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА). В нынешнем году фокус не удался: на сайте компании ему отказались продать полис и отправили на сайт РСА. «Там видно, что у СК полисы есть, но при выборе ее при проверке документов выходит отказ так как не указаны тип/марка/модель ТС, хотя все данные указаны и указаны корректно», — пишет он.

В аналогичной ситуации оказался пользователь, оставивший отзыв под ником dneezz. На сайте страховщика он получил зубодробительный ответ: «В связи с наличием угрозы наступления рисков нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта Вы можете заключить договор ОСАГО в виде электронного документа с иной страховой компанией». А через сайт РСА при выборе полиса именно этой СК оказалось невозможно загрузить сканы документов. «Пишут, что не совпадает марка/модель ТС, не проходят даже сканы водительского удостоверения», — сетует он.

Москвичу Дмитрию СК отказалась продлить купленный в прошлом году полис. «На сайте продлить невозможно, — написал он. — Звонок в службу поддержки, ответ: это не мы, это там проблемы. попробуйте вечером, утром. Пробовал перед сном и перед завтраком, результат отрицательный».

Половина мотоциклистов ездит без ОСАГО?

Портал «Авто Mail.ru» в мае провел опрос 1,9 тыс. мотоциклистов, и оказалось, что у 77% не получилось приобрести электронный ОСАГО. Из тех, кто пытался купить страховку в офисах СК, отказали 74% водителей. Успешно приобрели «автогражданку» самостоятельно лишь 16%. Среди мотоциклистов, которым не удалось купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисе страховщика, 48% решили ездить без нее. Проблема становится все актуальнее: в первой половине 2021 года россияне купили почти на 60% больше мотоциклов, чем в первом полугодии 2020-го, подсчитал «Автостат».

«Некоторым владельцам мотоциклов не удается купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисах СК, — говорится в сообщении. — Не спасает даже система «Е-Гарант», которая должна вроде бы бороться с тем, что СК не хотят продавать полисы ОСАГО определенным категориям клиентов. При этом проблема актуальна даже для самых законопослушных мотоциклистов, никогда не попадавших в аварии по своей вине и без проблем приобретающих ОСАГО на свои автомобили».

В РСА сообщили Банки.ру, что «не фиксируют такой тенденции, а жалобы от физлиц на невозможность купить полис ОСАГО для мотоциклов единичны и связаны обычно с техническими сложностями». Не видят проблем в РСА и в работе «Е-Гарант». «Жалобы поступают крайне редко, да и сам «Е-Гарант» занимает в продажах электронного ОСАГО всего пару процентов, — сообщили в РСА, добавив, что сам объем рынка обязательной «автогражданки» для мотоциклов слишком незначителен, чтобы страховщики пытались за его счет выровнять убыточность. — Однако отметим, что РСА фиксирует довольно много попыток оформить полис обязательной «автогражданки» на несуществующий мотоцикл».

Стремятся минимизировать мошенничество

Несколько лет подряд была популярна схема, когда ОСАГО онлайн оформляли на мотоцикл, а затем с помощью специальных редакторов вносили изменения в pdf полиса, меняя сведения о мотоцикле на данные авто. Поскольку у мотоциклов самая низкая базовая ставка тарифа, то стоимость полиса получалась значительно меньше, чем на автомобиль. Разницу посредники клали в карман. Правда, как уверяют в РСА, с появлением дополнительных проверок в АИС ОСАГО, которые блокируют попытки оформить полис «автогражданки» на несуществующий мотоцикл, заниматься таким посредничеством стало почти невозможно.

Но никуда не делся другой соблазн. По словам генерального директора «Совкомбанк Страхования» Игоря Лаппи, часто мотоциклы повреждаются из-за неосторожности владельца, а внешние элементы у них дорогие. «И у мотоциклистов периодически возникает искушение устранить эти повреждения за чужой счет с использованием других транспортных средств и прямого возмещения убытков», — отмечает он.

Поскольку ОСАГО на мотоцикл зачастую приобретают не на год, а на период активного использования, страховщикам получается не выгодно. Даже годовой полис ОСАГО на мотоцикл в 3—4 раза дешевле, чем на легковой автомобиль, а еще и покупают его на несколько месяцев. «В среднем страховая премия по таким коротким полисам не совсем соразмерна убыточности, — рассказывает Игорь Лаппи. — По нашим данным, самая высокая частота страховых случаев наблюдается в мае, июне и сентябре. Июль — август при этом довольно спокойны. Она может достигать 3% в сезон (в годовом выражении примерно 2%), в то время как портфель легковых авто дает частоту страховых случаев на уровне 5%. Cредний убыток по мотоциклам — около 65 тысяч рублей, что на 100% соизмеримо с показателями по легковым авто». При этом, по его словам, половина ДТП с участием мотоциклов происходит по их вине из-за несоблюдения правил дорожного движения и агрессивного вождения.

«У нас теперь есть отличный инструмент контроля аккуратности вождения — индивидуализация тарифов ОСАГО, и мы ждем, что на ее следующем этапе (реформа ОСАГО. — Прим. ред.) будут учтены другие аспекты, влияющие на стоимость «автогражданки» для аккуратных водителей и для злостных нарушителей», — говорит Лаппи.

Базовая ставка слишком низкая

С помощью индивидуального тарифа СК устанавливают лихачам более высокий тариф. Но рассчитывать конечную стоимость полиса для конкретного страхователя страховщики могут, только исходя из базовой ставки, установленной в пределах тарифного коридора. А она, по словам директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Павла Нефедова, слишком низкая. «В эксплуатации мотоциклов с точки зрения страховых рисков есть определенная специфика — частота наступления страховых событий низкая, но если мотоциклист стал виновником ДТП и наступил страховой случай, то последствия ДТП крайне тяжелые и высока средняя выплата, — объясняет он. — Установленной базовой ставки для расчета тарифа на страхование мотоциклов по ОСАГО просто не хватает на покрытие убытков».

«Благодаря расширению в прошлом году коридора базовой ставки СК имеют возможность предлагать более индивидуализированные тарифы, но в некоторых сегментах рынка этого все равно недостаточно для справедливой цены, — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. — Если период страхования полгода, то полис уже дешевле на 30%, а следовательно, и средняя премия по всем мотоциклам занижена по сравнению с параметрами портфеля в целом. Вероятно, поэтому не все мотоциклисты одинаково желанные клиенты для тех или иных страховщиков». На его взгляд, проблемы в ОСАГО могут быть решены с полной либерализацией этого вида страхования.

Согласен с ним и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, по мнению которого проблему можно решить только пересмотром базовой ставки и расширением тарифного коридора. «Я полагаю, что пересмотр не должен быть сильно значительным, порядка 20% коррекции проблему должно решить. И это не та цифра, которая должна кого-то сильно огорчить, — считает он. — Ну и плюс расширение тарифного коридора для мотоциклов и для такси (в этих двух сегментах существует проблема в тарифном диапазоне), чтобы тариф был максимально справедливым и индивидуальным». По его словам, очень много мотоциклистов имеют КБМ 0,5, то есть они не попадают в ДТП по своей вине и ездят очень аккуратно, и для них должен действовать пониженный тариф ОСАГО, не только из-за КБМ, но и как часть индивидуального подхода к определению страховой премии. Те, кто ведет себя на дороге неаккуратно, должны платить больше. И это будет справедливо. «Существующих механизмов для страховщиков вполне достаточно и при расширении тарифного коридора и коррекции базовой ставки, они смогут совершенно нормально, справедливо определить тарифы для этой категории транспортных средств. Я не вижу здесь больших проблем», — добавляет Шкуматов.

Но когда случится следующее расширение тарифного коридора и пересмотр базовой ставки, пока неизвестно. В лучшем случае к обсуждению их вернутся осенью.

Что делать, если полис не продали?

«Если владелец мотоцикла столкнулся с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО на свой мотоцикл, он может обратиться непосредственно в СК для заключения договора», — советуют в РСА, добавляя, что страховщик не имеет права отказать в заключении публичного договора, к которым относится ОСАГО.

Но проблема в том, что напрямую СК и не отказывают, применяя различные уловки, чтобы не продать полис. И как доказать, что не по своей вине оказался на дороге без «автогражданки», что чревато штрафом в размере 800 рублей и проблемами, в случае ДТП?

«Если страховая организация уклоняется от заключения договора ОСАГО, то в первую очередь необходимо зафиксировать факт правонарушения (любым не запрещенным законом способом)», — советует юрист адвокатского бюро «А-ПРО» Валерия Марчукова. Например, в качестве доказательств неправомерного отказа в заключении договора могут быть представлены снимки экрана компьютера с фиксацией даты и времени обращения к официальному сайту СК. «Отсутствие возможности оформить ОСАГО на сайте страховой организации, выраженное в необходимости перехода по ссылке на сайт РСА, свидетельствует о событии админправонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.34.1 КоАП РФ», — говорит она.

Собрав доказательную базу, можно обращаться в различные инстанции. «Если СК отказывается заключить договор страхования, то следует обратиться в прокуратуру и (или) Роспотребнадзор с заявлением, в котором указать все обстоятельства отказа в заключении такого договора», — говорит заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов. Можно написать заявление в Банк России и обжаловать действия СК в суде.

Доказательная база того, что вам не продали страховку, пригодится и если вдруг придется обжаловать постановления о штрафе за езду без полиса. Другой вопрос, насколько успешно это будет. Валерия Марчукова отмечает, что практика оспаривания постановлений о признании виновным в совершении админправонарушения (часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ) распространенная, но решения судьи чаще всего выносят в пользу уполномоченного органа, вынесшего такое решение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *