Страховка на ретро авто

Автомобиль старше 30 лет можно признать раритетным

С 1 марта 2020 года действует гост, по которому можно пройти специальную экспертизу и признать автомобиль раритетным или классическим. Гост утвердили еще в 2019 году, но вступил в силу он только сейчас.

Новый гост не коснется большинства автовладельцев. Можно и дальше ездить на старых Москвичах и «копейках», их не заставят пригонять на проверку. Все по-прежнему: если машина прошла обычный техосмотр, на ней можно передвигаться по дорогам общего пользования.

Автомобильные издания по-разному описывали этот гост. Некоторые рассказывали чуть ли не о запрете эксплуатации старых автомобилей. На самом деле этот гост ничего не запрещает. Расскажу, почему он появился и зачем нужен.

Главные понятия нового госта

В новом госте появляется понятие «раритетные автомобили». Вот что это такое:

Как было раньше

Раритетные машины были и раньше, но этого понятия не было в законах. Никто не разбирался, по каким признакам автомобиль можно признать таковым. Ретромашиной или раритетом можно было назвать любой старый автомобиль.

В нормативных документах не было термина «классический автомобиль». Условно классическим считали любой старый автомобиль в хорошем состоянии. Критериев для определения степени сохранности не было. Это создавало трудности для коллекционеров и реставраторов. Было сложно определить историческую ценность такого автомобиля.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливает единые технические требования ко всем колесным транспортным средствам, которые эксплуатируются на территории Таможенного союза. Например, требования к ремням безопасности, к сиденьям и даже к рулю: если на нем есть болты, они не должны выступать над поверхностью.

Но не все автомобили подходят под требования технического регламента — поэтому старые машины и вывели из-под его действия. На руках у автовладельцев много машин, которые не соответствуют требованиям. Закон не заставляет их переделывать. Например, если у такого автомобиля конструкцией не предусмотрены ремни безопасности, их можно не ставить. Пункты 2.1.2 и 5.1 ПДД обязывают водителя и пассажиров пристегиваться — но только если автомобиль оборудован ремнями. Так было и раньше — и гост ничего не меняет.

Старые автомобили было сложно поставить на учет из-за проблем с таможенным оформлением. Гост позволяет избежать обязательной сертификации, если эксперты признают машину классической. В техническом регламенте была такая возможность, но не было критериев для проведения экспертиз.

Как признать автомобиль раритетным или классическим

На раритетное транспортное средство можно будет оформить идентификационную карту. Выдать ее имеет право общероссийская спортивная федерация по виду спорта «Автомобильный спорт».

О ценах на эту услугу и о сложности ее получения говорить пока трудно: гост начал действовать совсем недавно, а пандемия коронавируса отодвигает на некоторый срок его практическое применение.

Раритетный автомобиль можно признать классическим после историко-технической экспертизы. Это может сделать только эксперт по классическим транспортным средствам, аккредитованный при Российской автомобильной федерации. Данные обо всех таких экспертах есть в реестре экспертов по классическим транспортным средствам, аккредитованных РАФ. На момент публикации статьи в реестре всего пять экспертов. Их станет больше, как только заработает гост. Пока что сложно сказать, сколько может стоить такая экспертиза.

Положение об экспертном совете по классическим транспортным средствам РАФPDF, 0,98 МБ

Эксперт должен осмотреть автомобиль, определить марку, модель и модификацию, установить год выпуска. А еще он должен провести проверку соответствия требованиям к классическим транспортным средствам. Если в конструкции будут найдены изменения — эксперту придется выяснить, зачем их внесли.

Также в госте есть регламент экспертизы старых самодельных транспортных средств. Это работа не менее чем для двух экспертов по классическим транспортным средствам. Иногда такие автомобили представляют не меньшую историческую ценность, чем те, что сошли с конвейера. Любой самодельный автомобиль существует в единственном экземпляре, тогда как его ровесники, выпущенные на автозаводе, производились в огромном количестве.

Гост будет полезен коллекционерам и любителям старины. Им будет проще отличить автохлам от автомобиля, который представляет историческую ценность.

Теперь можно изучать и сохранять раритетные транспортные средства, а также использовать их на дорогах общего пользования. На дорогах будет больше интересных автомобилей: у автолюбителей появился стимул восстанавливать их и содержать в достойном состоянии.

Инструкция по ввозу олдтаймеров на территорию Российской Федерации, по получению идентификационной карты РТС и паспорта КТСPDF, 58 КБ

Требования к раритетным автомобилям

Раритетные и классические автомобили не могут передвигаться по дорогам общего пользования, если они не соответствуют требованиям безопасности. Им в любом случае придется проходить техосмотр — и только после этого их могут допустить к движению по дорогам. Гост устанавливает требования для такого техосмотра, и они гораздо мягче, чем к обычным автомобилям. Техосмотр обязателен для каждого транспортного средства, зарегистрированного как классическое. При этом раритетный автомобиль по-прежнему должен быть безопасен для окружающих.

Проверяют тормозную систему: она должна быть исправна. Если на заводе тормоза установили только на одной оси, их не заставят менять. Рулевое управление должно обеспечивать возможность поворота и не иметь деталей со следами деформации, трещинами и повреждениями. Но в старые жигули не потребуют поставить руль с подушкой безопасности.

Шины должны быть без повреждений и соответствовать времени года. На креплении колеса должны быть все болты и гайки. На одной оси нельзя устанавливать шины разного размера или с разным рисунком протектора. Большинство современных автомобилей не имеют камер в колесах — но сложно представить, например, Форд Т или ГАЗ-АА на бескамерной резине. Поэтому если шины комплектуются камерами — все можно оставить как есть.

Должны работать фары и габаритные огни, указатели поворотов — если они вообще когда-то были на таких автомобилях. Они должны соответствовать конструкции, предусмотренной заводом-изготовителем для этого транспортного средства. Если в них не предусмотрено переключение с ближнего света на дальний, менять ничего не нужно. Если фар и поворотников нет — ездить придется только днем.

Лобовые и боковые стекла тоже есть не на всех старых машинах. Но если они имеются — затонировать лобовое и передние боковые стекла нельзя. Они должны пропускать не менее 70% света. Сиденья должны быть закреплены в предусмотренных конструкцией местах, а двери — надежно закрываться замками. Это если стекла и двери в машине вообще есть.

А еще на автомобиле должен быть государственный регистрационный знак. В нем запрещено сверлить дополнительные отверстия для крепления — возможно, для того чтобы закрепить его на автомобиле начала прошлого века, придется проявить изобретательность и изготовить специальную рамку.

Новый порядок ввоза классических автомобилей на территорию РФ

Как это будет работать на практике, мы увидим только после 1 октября — и обязательно вам об этом расскажем.

Что в итоге

Новый гост не запрещает эксплуатацию старых автомобилей — наоборот, он допускает на дороги автомобили, которые признают раритетными. Это добровольная процедура.

Раритетные автомобили теперь проходят техосмотр по более мягким правилам.

Пока что новый гост не работает в полную силу. Мало экспертов, которые имеют право признать машину коллекционной, и непонятно, сколько стоят их услуги.

Если автомобиль все же удастся признать коллекционным — возможно, в будущем его стоимость будет выше. А может, и нет.

В перспективе могут появиться льготы для коллекционеров, но это слухи. Опубликованных законопроектов пока что нет.

Источник

Страхование ретро автомобилей

Для чего нужно страхование ретро автомобилей?

Ретроавтомобиль – для тех, кто любит и ценит историю, кто хочет чувствовать связь времен не по книгам и чужим рассказам, а через собственные эмоции. Но прошлое – субстанция хрупкая и сопричастность к нему нуждается в особой защите.

Для олдтаймеров наша компания разработала специальные страховые программы. Мы предложим Вам оптимальное сочетание рисков, учитывающее специфику конкретно Вашего автомобиля и его эксплуатации – аутентичность, историческую ценность, реставрационные особенности, частоту выездов, сезонность, участие в спортивных или выставочных мероприятиях и прочее.

Услуги страхования ретро автомобилей

Страховые риски

Ретроавтомобиль можно застраховать • от угона (хищение транспортного средства); • повреждения и уничтожения дополнительного оборудования; • ущерба, причиненного в результате: ДТП; противоправных действий третьих лиц; пожара, взрыва, стихийного бедствия, падения инородных предметов; действий животных.

Опции

Так же предлагаем воспользоваться страхованием • КАСКО на время проведения мероприятия; • на период экспонирования; • как хранимое имущество по определенному адресу; • в процессе перевозки к месту экспонирования или проведения соревнований; • жизни и здоровья водителя и пассажиров; • обязательной и добровольной гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией автомобиля.

Источник

Изгнание из хлама: ретроавтомобили получат льготы

Страховка на ретро авто

Ретроавтомобили получат особые регистрационные номера, будут освобождены от транспортного налога и смогут проходить техосмотр по старым правилам. Историческую военную технику, наоборот, массово лишают регистрации. «Известия» разбирались, какой автомобиль считать классическим, а какой — раритетным. Как определить «культурную ценность» и можно ли сохранить номера на бронетранспортер.

Страховка на ретро авто

ГОСТ из прошлого

ФГУП НАМИ по заказу Российской автомобильной федерации (РАФ) разработало критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным. Проект ГОСТа прошел публичные слушания и был одобрен Техническим комитетом 056, который занимается всем, что связано с автомобилями. Теперь ему осталось получить одобрение Росстандарта. Однако вероятность того, что он по каким-то причинам не будет принят, — нулевая.

Так считает председатель комитета классических автомобилей РАФ Андрей Паньковский. Он рассказал «Известиям», что Росстандарт был в определенной степени инициатором создания этого ГОСТа. Согласно тексту, нововведения должны вступить в силу 1 апреля 2020 года, однако Паньковский говорит о более ранней дате — 1 января.

Страховка на ретро авто

Классика или раритет?

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в России насчитывается 2,65 млн автомобилей в возрасте старше 30 лет. Более половины приходится на марку Lada. Помимо этого, на учете ГИБДД числится более 150 марок, в том числе экзотических. Еще какое-то количество автомобилей ввезены в качестве культурной ценности и регистрации не имеют.

Страховка на ретро авто

Не все машины старше 30 лет попадают под действие нового ГОСТа. Чтобы автомобиль считался классическим или раритетным, он должен отвечать определенным параметрам. Речь идет о состоянии кузова, шасси, двигателя, трансмиссии, интерьера, системы освещения.

Классический автомобиль — сохраненный или отреставрированный до оригинального состояния. У раритетного транспортного средство оригинальные двигатель, кузов и рама. При этом, рассказал «Известиям» директор Центра технической экспертизы ФГУП НАМИ Андрей Васильев, такой автомобиль может быть доработан в соответствии с эстетическими предпочтениями владельца, то есть не восстановлен в исходное состояние. Например, ГАЗ-69 с легкосплавными колесами, покрашенный «металликом» и оснащенный современной аудиосистемой, относится к раритетной категории.

Эксперт по «ушастым»

Оценкой машин займутся аккредитованные эксперты — на первых порах их будет готовить Московский университет имени С.Ю. Витте. Требования к соискателю — профильное образование и опыт работы, например, в сфере техосмотра или реставрации олдтаймеров. После обучения и экзамена он проходит аттестацию в РАФ, причем он должен указать, экспертом по какой какой марке или модели он хочет быть. По выбранной модели соискателя и экзаменуют — например, специалист по «Запорожцу» должен с помощью справочников и таблиц ответить на все вопросы.

Страховка на ретро авто

При желании можно обучиться еще на какую-нибудь модель или марку, но придется заново сдавать экзамен и проходить аттестацию. Информация об экспертах и их специализации вывешивается на страницах сайта РАФ, и каждый владелец сможет найти специалиста по конкретной марке или модели.

Страховка на ретро авто

Сколько будет стоить подобная экспертиза, в РАФ и НАМИ затруднились ответить, так как это зависит от трудозатрат: на один автомобиль эксперт потратит полчаса, на другой — несколько дней. Первоначально экспертам придется выезжать из Москвы, например во Владивосток, поиск и покупка информации также займут время. Андрей Паньковский допустил, что расценки на экспертизу будут отличаться для каждой марки.

Неповторимый оригинал

Самые строгие требования будут предъявлять к классическим автомобилям. Любое отклонение от оригинала карается штрафными баллами, в сумме их должно быть не более 100. Если владелец получил 120 баллов, он сможет устранить какое-то крупное замечание на 25–30 баллов и успешно пройти экспертизу.

Страховка на ретро авто

Двигатель автомобиля «Волга» ГАЗ-21М

«Волга» Газ-21 с мотором от «Тойоты» — это единичное транспортное средство, являющееся результатом индивидуального технического творчества со всеми вытекающими последствиями. И требования к ней предъявляются, как к обычному новому автомобилю», — рассказал «Известиям» Андрей Васильев.

Страховка на ретро авто

Техосмотр в стиле ретро

Помимо паспорта, машина получает особую отметку в электронном ПТС и специальные номера с литерой «К». Раритетным автомобилям дадут обычные номера. Процедура эта добровольная и владелец уже зарегистрированного олдтаймера может не проходить экспертизу. Тем более что «классический» статус пока никаких преимуществ не даст.

Это серьезный задел на будущее — РАФ планирует добиться льгот, связанных с особенностями эксплуатации ретроавтомобилей.

«Наши автомобили, конечно, не соответствуют и никогда не будут соответствовать современным требованиям по экологии и безопасности. Ни один собственник не будет подстраивать и доделывать в них что-то. Это всё равно что дорисовывать что-то в картину Айвазовского. Нам нужны иные требования для прохождения техосмотра, которые были в той стране, в то время, когда эти автомобили производились», — рассказал «Известиям» Андрей Паньковский.

Страховка на ретро авто

По его словам, техосмотром классических автомобилей займется ГИБДД. Правила только предстоит выработать, однако в тексте ГОСТа уже перечислены требования по безопасности классических транспортных средств, в которых есть определенные ограничения. Например, старинные машины с ацетиленовыми, а не электрическими фарами не могут ездить в темное время суток. Автомобилям без стеклоочистителей запрещено передвигаться в дождь, в крайнем случае их можно транспортировать на эвакуаторе.

Страховка на ретро авто

Более современная «классика» сможет беспрепятственно передвигаться по дорогам общего пользования. Особые номера — пропуск в центр городов на тот случай, если туда закроют въезд неэкологичному транспорту.

Налог на обездвиженность

В РАФ считают, что классические автомобили будут выезжать редко, в основном для участия в различных ретропарадах. Следовательно, вред для экологии от них минимальный и для дорожного покрытия — тоже. Поэтому представители автомобильной федерации предлагают отменить для них транспортный налог.

«Во всем мире этот налог находится внутри стоимости топлива. Чем больше машина заправилась, чем больше проехала, тем больший урон нанесла дорожному покрытию. Допустим, у меня автомобиль с двигателем 10 л и мощностью 300 л.с., но он стоит в гараже как экспонат. Какой вред он нанесет? Никакого», — рассказал Паньковский. Под эту схему планируют подстроить и страховку — дать возможность владельцам классических автомобилей покупать ОСАГО только на день парада.

Страховка на ретро авто

Парад ретро автомобилей в Москве

Страховка на ретро авто

Сомнительная ценность

Еще одна проблема, которой РАФ планирует заняться серьезно, — автомобили, ввезенные в статусе «культурной ценности». Таким образом многие владельцы экономили на растаможке. Кроме того, чтобы ввезти автомобиль старше 30 лет, не оснащенный устройствами ЭРА-ГЛОНАСС и не отвечающий современным экологическим нормам, нужно было доказать, что он в оригинальном состоянии. Такое заключение могли вынести во ФГУП НАМИ, и экспертиза также стоила денег.

«Если машина завезена как культурная ценность, то это не автомобиль, это тумбочка, картина, экспонат. Люди сэкономили, но они сегодня сожалеют и готовы заплатить пошлины, чтобы поставить автомобиль на учет. Для этого автомобиль должен выехать за пределы РФ, мы же предложили таможенной службе гораздо более простой механизм. Машины попадает на склад временного хранения и выезжает оттуда после уплаты пошлин», — рассказал Паньковский. Однако таможенные барьеры преодолеть пока не удается.

Страховка на ретро авто

Вне дорог и вне закона

Страховка на ретро авто

В ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические» не попали несколько категорий автомобилей. Например, хот-роды и другой тюнинг, подразумевающий замену двигателя. Андрей Васильев подтвердил, что к раритетным или классическим их отнести нельзя. Для тюнингованных в дальнейшем предполагается отдельная процедура оценки.

ГОСТ не распространяется и списанную военную технику, не предназначенную для дорог общего пользования. Например, демилитаризованные бронетранспортеры. У владельцев подобной техники вначали массово отзывать регистрацию, сообщило издание Motor1. По словам президента Военно-технического общества (ВТО) Алексея Мигалина, только в Москве насчитывается около 3 тыс. пострадавших.

Страховка на ретро авто

Советский легкий бронеавтомобиль 1930-х годов БА-20

По его словам, выходом из ситуации мог бы стать собственный ГОСТ для списанной военной техники. Либо, что было бы проще, распространить ГОСТ для классических и раритетных автомобилей на транспорт, предназначенный для эксплуатации вне дорог общего пользования.

Страховка на ретро авто

Даждук, но с номерами

«Раньше мы были старым хламом, а теперь новый регламент дает возможность различить классический автомобиль от мусора, чучундры — «Волги» с двигателем от иномарки», — коллекционер и реставратор Вячеслав Лен оценивает новый ГОСТ положительно. В то же время он сомневается, что новый ГОСТ по классическим и раритетным автомобилем решит все проблемы с постановкой ретротехники на учет.

— Нет понятия что человек восстановил автомобиль из мусора. Нет понятия «сам собрал». Есть понятие «купил». Раз автомобиль производили — значит, есть техпаспорт, нет техпаспорта — значит, автомобиль угнали. У машин, привезенных в качестве трофеев, давно посгнивали номера, где-то их просто не было. Не один раз менялись двигатели. У меня был «Харлей», у которого было написано в техпаспорте «даждук», но все номера соответствовали. В то же самое время у меня было 20 «Харлеев» без номеров, которые невозможно было поставить на учет.

По идее эксперт сможет написать в заключении, что номер кузова или рамы изначально не предполагался. Либо был написан краской, но со временем стерся.

«Всё равно за ГИБДД будет последнее слово, ставить такой автомобиль на учет или нет. В любом случае это историко-техническая, а не криминалистическая экспертиза», — рассказал Андрей Васильев. В ГИБДД на запрос «Известий» не ответили и позицию по регистрации ретротехники не обозначили.

Источник

Страхование ретро автомобилей в России сегодня

Нужна ли страховка на ретро автомобиль?

Под понятием «ретро автомобиль» или «олдтаймер» может скрываться все, что угодно:

Все эти автомобили объединяет почтенный возраст, любовь владельцев и сложности со страхованием.

Статья получилась достаточно большая, поэтому мы сделали небольшую навигацию в ней:

Купить ОСАГО и/или КАСКО на ретро автомобиль

Если эти ТС допущены к езде по дорогам общего пользования, то ОСАГО им оформят без проблем. Другое дело, если владельца волнует угон, кража или ущерб. На первый взгляд кажется, что вопросы угона не должны волновать хозяина: кому нужен их уникум? Но практически дела обстоят иначе, угоны бывают и в этом секторе авто: под заказ другого коллекционера или в качестве донора для такого же редкого авто.

Недавно стало известно о похищении коллекционного ретро автомобиля с виллы Николаса Кейджа в Лос-Анджелесе, оборудованной системами безопасности.

Бывают и случаи ущерба. Известна ситуация, когда сгорела реставрационная автомастерская, а вместе с ней и раритетные автомобили, стоявшие на ремонте и реставрации. Ретро автомобили могут пострадать и в ДТП из-за своих конструктивных особенностей, а могут нанести существенный вред другим автомобилям.

Страховка на ретро авто

Страховщики считают, что старые, тем более старинные автомобили являются объектами повышенного риска. Для этого есть все основания:

Понятно, что даже ОСАГО хозяева таких автомобилей получают только потому, что им нельзя отказать в силу закона, а по КАСКО их берутся страховать далеко не все компании. В то же время некоторые ретро автомобили выезжают не только на ретро авторалли и ретро салоны, но и ездят по дрогам общего пользования. Естественно, что их владельцы хотят иметь страховую защиту для своего любимца.

Самую оригинальную страховку от угона для своего коллекционного автомобиля Jaguar XG-220, придумал известный боксер Майк Тайсон: он просто повесил записку: «Тронешь – убью. Майк».

О том, что существует запрос на страхование ретро автомобилей, говорит тот факт, что на тематической конференции по этому вопросу 13 сентября в Сокольниках в 100-местном конференц-зале не было свободных мест от желающих страховать старинные автомобили.

Особенности страхования ретро автомобилей

Страховать «автохлам» не будет никто – страховка может оказаться дороже самой машины. В остальных случаях владельцы часто выражают такое желание.

Страховщики, к которым обращаются хозяева, желающие купить страхование ретроавтомобилей, сталкиваются с массой проблем:

Иногда легко решить, с чем имеешь дело, чисто интуитивно: BMW 327 1937 года выпуска, все еще на ходу – коллекционная машина, а Cord 810 Валерия Чкалова – явно музейная ценность.

В принципе, каждая страховая компания, решившая работать в сегменте ретро автомобилей, вырабатывает свои критерии и условия их страхования, но существует и попытка государственной классификации ретро автомобилей.

Государственный стандарт (ГОСТ) для раритетных авто

С марта 2020 года вступил в силу ГОСТ Р58686-2019, который предполагает прохождение экспертизы с присвоением ретро автомобилю одного из двух статусов:

Старые машины типа «копеек» или Москвичей вовсе не обязаны проходить экспертизу. Если они прошли техосмотр, то могут и дальше гонять по дорогам общего пользования.

К раритетным отнесены ТС:

Как оценить ретро автомобиль

Страховщики могут застраховать ретро автомобиль по разным видам страхования:

Страховку груза предлагают в случае, когда автомобиль транспортируют в кузове другого автомобиля (эвакуатора или трейлера) к месту выставки или к другому владельцу. Как музейный экспонат могут быть застрахованы ТС, постоянно или временно выставленные для показа. В качестве имущества можно страховать ретро автомобили на время реставрации в мастерской. Такой процесс может длиться годами.

Имущественное страхование можно применить и к ТС, постоянно находящимся в гараже и не выезжающим своим ходом. Никто не запрещает им выезжать, но страхового покрытия на этот случай у них не будет. Наиболее предпочтительной для ретро автомобилей на ходу является КАСКО, но не каждому ТС суждено получить такую страховку.

В любом случае для любого вида страхования нужно знать стоимость автомобиля. Определить ее может далеко не каждый эксперт. В самом простом случае, когда коллекционный автомобиль только что куплен, его цена указана в договоре купли-продажи.

В остальных случаях нужна оценка квалифицированного эксперта. Такие специалисты есть в Ломаковском музее старинных автомобилей в Москве, а деятельность по их оценке записана в уставе музея. Кроме того, музей занимается определением культурной ценности автомобилей и мотоциклов, в нем можно приобрести запчасти для ретро машин, получить помощь в их реставрации.

Если страховщик всерьез решил занять нишу страхования ретро автомобилей, а оценить их негде, ему стоит подписаться на каталог EUROTAX-INTERCLASSIC. В нем помещена, в том числе, на русском языке, информация о торговых сделках по редким и антикварным автомобилям в странах Европы.

ТС расположены по маркам, моделям и годам выпуска, а внутри – по состоянию автомобиля, которое разделено на 6 категорий. Достаточно определить, к какой категории относится ТС, чтобы найти его цену в евро. Например, нужно застраховать Виллис 1944 года в среднем техническом состоянии, которое соответствует 3-ей категории. Его цена по каталогу составляет 6 тысяч евро. Оценка по каталогу EUROTAX-INTERCLASSIC принимается всеми европейскими судами.

Зная стоимость автомобиля, можно определить страховую премию по договору и величину возмещения в случае угона или конструктивной гибели ТС. Гораздо сложнее обстоят дела с определением стоимости ремонта в случае ДТП.

Как рассчитать возмещение по ущербу по раритетному ТС

Возмещение по риску «Ущерб» обычно рассчитывается, исходя из средней стоимости нормо-часа в регионе и стоимости запасных частей, которые потребуются для ремонта. Стоимость запасных частей по КАСКО может:

В первом варианте износ тоже не напрямую зависит от возраста автомобиля, а начисляется, исходя еще и из срока службы детали.

В случае с ретро автомобилями первый вариант не подходит, а для второго часто не хватает информации о стоимости раритетных запчастей. К тому же ремонт не может осуществляться в любом автосервисе, часто уникальные автомобили для ремонта и реставрации приходится везти в столичные реставрационные мастерские, которые приобретают запчасти по индивидуальным заказам на заводе-производителе.

Получается, что для стандартного расчета возмещения по ущербу у страховщиков нет данных ни о стоимости нормо-часа, ни о стоимости деталей.

Для расчета возмещения у страховщика остается один выход – заранее оговорить в договоре систему оплаты, например в соответствии с таблицей, в которой оговаривается лимит ответственности в процентном отношении каждой поломки к страховой сумме. В любом случае на раздел о страховых выплатах в договоре нужно обращать особое внимание.

Страховка на ретро авто

Хотят ли страховщики страховать ретроавтомобили

На российском рынке не много компаний, которые занимаются страхованием ретро автомобилей. Тем не менее, многие крупные страховщики готовы застраховать эксклюзивный экземпляр по особым, индивидуальным условиям для своих постоянных или корпоративных клиентов.

Чтобы более подробно разобраться в вопросе страхования раритетных авто, мы задали нескольким страховым компаниям вопросов. Но получили ответы только от 3 компаний, и рады что лидеры страхового рынка проявили интерес к данной тематике и ответили на вопросы.

Есть ли в продуктовой линейке вашей компании страхование КАСКО ретроавтомобилей?

АО «АльфаСтрахование»

Отдельного продукта для ретро транспорта нет. Наша компания не занимается страхованием олдтаймеров по КАСКО. Основная услуга, которую мы продаем — урегулирование убытков, устранение последствий ДТП. В отношении ретро автомобилей этот процесс может быть либо очень затруднительным, либо вообще невозможным по причине крайнего дефицита на рынке запасных частей или полного их отсутствия, а также отсутствия сервисных центров, готовых осуществить ремонт.

Есть частные коллекции, которые застрахованы как предмет антиквариата, в рамках страхования культурных ценностей.

Мы являемся главным страховщиком музея ретро автомобилей на ВДНХ, любой oldtimer может быть застрахован в рамках продукта “Культурные ценности”, если автомобиль является частью коллекции и не участвует в движении по дорогам общего пользования, дополнительно возможно отдельное покрытие для участия в праздничных заездах при соблюдении определенных условий движения.

СПАО «Ингосстрах»

Страхованием ретроавтомобилей занимается премиальный сервис «Ингосстрах Exclusive». Мы предлагаем владельцам иностранных и отечественных коллекционных авто уникальный продукт – полис «Ретромобиль», который позволяет застраховать автомобиль возрастом от 30 лет. Неважно, оригинальные это машины или отреставрированные до состояния, соответствующего заводской комплектации.

САО «РЕСОГарантия»

Отдельных продуктов под этот очень ограниченный сегмент нет. У многих страховщиков, если такие автомобили и страхуются, то обычно это происходит на индивидуальных условиях, как «штучные» варианты для «особых» клиентов.

Какие автомобили вы считаете являются ретро и раритетными (РФ и иностранные)?

АО «АльфаСтрахование»

Ретро автомобиль – хорошо сохранившийся старый автомобиль выпущенный более 30 лет назад, не зависимо от производителя.

СПАО «Ингосстрах»

Есть два основных критерия для страхования: во-первых, автомобиль не должен быть моложе 30 лет, во-вторым, его аутентичность должна быть подтверждена договором с аукциона или заключением профессиональной экспертизы.

САО «РЕСОГарантия»

Под ретро обычно понимаются ТС, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет. В России для этой категории есть специальные ГОСТы.

Есть ли оценка емкости такого рынка?

АО «АльфаСтрахование»

СПАО «Ингосстрах»

Потенциал у рынка отличный. С каждым годом количество коллекционеров раритетных автомобилей только увеличивается – люди заинтересованы в защите своего имущества и в том случае, когда автомобиль «на ходу», и если авто не используется, а является выставочным объектом.

САО «РЕСОГарантия»

У нас нет такой оценки, т.к. не видим интереса в ее проведении. А смотреть просто по году выпуска нельзя.

Какие перспективы рынка и насколько привлекательный данный сегмент для страховщиков?

АО «АльфаСтрахование»

Для страховщиков в части КАСКО не может быть привлекательным олд объект, т.к чем старше автомобиль, тем сложнее и дороже его ремонтировать (ни один владелец ретро транспорта не захочет признать полную гибель и приложит все усилия для восстановления).

В части страхования культурных ценностей наша компания является экспертом на российском страховом рынке и имеет в штате высококвалифицированных сотрудников сферы искусства, данный вид интересен и имеет развитие ежегодно.

СПАО «Ингосстрах»

В связи с тем, что такие автомобили используются, как правило, всего несколько раз в году, важно предложить клиентам привлекательный комбинированный продукт, который будет приемлем по стоимости и условиям. И наш полис «Ретромобиль» как раз учитывает все нюансы – от сроков страхования до условий хранения.

Отмечу, что для развития этого сегмента страхования в нашей стране есть существенное препятствие – отсутствие современной и качественной экспертизы по подтверждению аутентичности, исторической ценности и стоимости автомобиля. Из-за этого возникают несогласия в оценке стоимости автомобилей между страхователем и страховой компанией. Но уверена, что со временем число коллекционеров увеличится, что будет способствовать развитию страховой культуры в России и стимулировать совершенствование института экспертизы.

САО «РЕСОГарантия»

Приведите пример автомобиля – знакового, который у вас страхуется.

АО «АльфаСтрахование»

Автомобиль, который с нами с 2014 года – CADILLAC DE VILLE 1959, музей ретро автомобилей на ВДНХ.

СПАО «Ингосстрах»

Среди наших клиентов есть владельцы автомобилей марок Rolls-Royce Phantom I Brewster 1929 года, Mercedes-Benz TYPE 770 1938 года, Porsche 911 Coupe 1965 года, Cadillac Eldorado 1959 года, из отечественных – ГАЗ 13 1965 года.

Каким образом происходит принятие на страхование таких авто и сам процесс страхования?

Исторических коллекционных авто (критерии на принятие риска, оценка, осмотр, покрытие, урегулирование страховых случаев)

АО «АльфаСтрахование»

Принятие на страхование происходит на основании обращения/заявления клиента, с уточнением всех характеристик и условий хранения объекта, обязательно предоставляется оценка авто, нашими экспертами проводится осмотр объекта перед оформлением договора.

СПАО «Ингосстрах»

Прием на страхование един для иностранных и советских автомобилей и аналогичен приему на стандартное страхование автомобилей по КАСКО: проверка документов на автомобиль, подтверждение его стоимости и аутентичности, осмотр авто экспертом СПАО «Ингосстрах». Если все проверки пройдены и цена клиента устраивает, заключается договор страхования. Есть нюанс в форме возмещения убытка – выплата происходит по калькуляции страховщика.

САО «РЕСОГарантия»

Всегда идет индивидуальное согласование, а оценка автомобиля делается более тщательно и взвешенно, чем это происходит с обычными ТС. Выплата возмещения производится в денежной форме, т.к. ремонтировать такое ТС негде. Запчасти на такие машины очень сложно найти.

Российских олд-фэшн автомобилей (по типу ВАЗ 2101, ГАЗ 21, ЗИС, Чайка)

САО «РЕСОГарантия»

Какие трудности при принятии ретроавто на страхование?

АО «АльфаСтрахование»

Единственный трудоемкий процесс для клиента – это оценка авто, но любой ценитель олдтаймера знает на сколько это важно.

СПАО «Ингосстрах»

Главная трудность – подтверждение стоимости ретроавтомобилей из-за отсутствия института экспертов в этой области. Сейчас мы решаем эту задачу силами инженеров экспертного центра «Ингосстраха», но надеемся, что со временем институт экспертов будет развиваться.

САО «РЕСОГарантия»

Нужно оценить его состояние и стоимость. Автомобиль должен быть полностью из оригинальных запчастей. Часто делают ТС на базе старого кузова, с начинкой из современных деталей. Такой страховать мы бы точно не стали.

Какие трудности при оценке ущерба?

АО «АльфаСтрахование»

В части страхования имущественного интереса трудности с оценкой быть не может, т.к мы не являемся оценочным звеном (выплата только в денежной форме), оценка ущерба предоставляется от компетентной организации осуществляющей реставрацию или ремонт (например Ретро РФ, OldtimerCars и т.п.). Важно отметить, что покрывается не риск ДТП, а риски аналогично страхованию культурных ценностей.

СПАО «Ингосстрах»

Здесь основная проблема заключается в ограниченном выборе аутентичных деталей для замены и ремонта оригинальных. Соответственно, трудно оценить их стоимость.

САО «РЕСОГарантия»

Сложность в оценке стоимости повреждений, т.к. справочников запчастей на такие ТС нет. Одно дело – оценить стоимость покраски царапины, а совсем другое – стоимость оригинальной запчасти, стоящей на ретро машине.

Есть ли у вас специальные программы (например, для Private сегмента клиентов)?

АО «АльфаСтрахование»

Для VIP-сегмента открыто много страховых программ с преференциями, если говорить об олдтаймерах, то это частный подход к каждому объекту.

СПАО «Ингосстрах»

Программа «Ретромобиль» изначально относится к премиальному сервису «Ингосстрах Exclusive» и предусматривает соответствующий уровень обслуживания клиентов. Владение коллекционным автомобилем предполагает большие расходы на его содержание и поддержание в исправном техническом состоянии.

САО «РЕСОГарантия»

Нет, специальные программы в компании отсутствуют.

Расскажите интересный случай по урегулированию убытка по одному из таких авто.

АО «АльфаСтрахование»

Каждый договор страхования культурных ценностей имеет соглашение о неразглашении информации, что является защитой информации о наших клиентах и объектах, которые им дороги и представляют собой особую ценность.

СПАО «Ингосстрах»

В нашей практике убытков по ретроавтомобилям не было. Это, конечно, объясняется очень бережным отношением владельцев к своим авто. За их техническим состоянием и безопасностью следят с особым вниманием, не допуская халатности и пренебрежения.

САО «РЕСОГарантия»

Пока у нас нет таких убытков в портфеле.

Куда (по какому телефону) может к вам обратиться клиент по такой страховке?

АО «АльфаСтрахование»

СПАО «Ингосстрах»

Наши специалисты с удовольствием ответят на любой интересующий вопрос по телефону: +7 495 641 41 11.

САО «РЕСОГарантия»

На общий телефон компании. Но обычно такие клиенты не звонят по телефону в компанию, а имеют своего квалифицированного агента.

Но есть и такие компании, которые разрабатывают для ретро автомобилей специальные программы.

Кто еще страхует раритетные автомобили

Мы решить погуглить на просторах интернета и нашли несколько программ, включая программу от Ингосстраха

СК «Пари»

Уже несколько лет СК «Пари» страхует олдтаймеры по специальным программам с учетом специфики каждого автомобиля:

Ретро автомобиль может быть застрахован от хищения или угона, от повреждения или уничтожения дополнительного оборудования и от ущерба в результате:

Для заключения договора достаточно оставить заявку на сайте компании, после чего специалист уточнит детали и подготовит договор.

СК «Эксперт-премиум» (ООО «Верна)

У этой страховой компании есть опыт страхования коллекционных автомобилей, участвующих в выставках. Она страховала 4 раритетных автомобиля 1935-1939 годов выпуска из музея техники В. Задорожного на время летней экспозиции в ГУМЕ на общую страховую сумму 1 миллион 20 тысяч евро.

По индивидуальным условиям и полному пакету рисков по КАСКО компания застраховала на 5 миллионов рублей 2 ТС марки Ауди 1984 года выпуска: R8 и Quattro.

Ингосстрах

Для владельцев коллекционных и выставочных экземпляров ТС там разработан уникальный страховой продукт «Ретроавтомобиль». По нему можно застраховать автомобили, отвечающие трем условиям одновременно:

Ретро автомобиль может быть застрахован на срок от 15 суток до 1 года. По договору страховое возмещение выплачивается в случае:

Клиент сам выбирает особенности полиса:

Компания берет на себя оплату экспертизы, сбор справок, эвакуацию ТС при серьезном ДТП. Страхователь может застраховать ретро автомобиль по полному пакету рисков, только по «ущербу» или по рискам «угон и ущерб» кроме того, который возник в результате ДТП, то есть по тем рискам, которые возникают по месту хранения.

Резюме и комментарии редакции

Из представленных ТОП-компаний рынка страхованием ретро и раритетных автомобилей профессионально занимается Ингосстрах. Важно отметить, что у компании разработана специальная программа для принятие на страхование таких ТС, но она относиться только к сегменту VIP/Private/Exclusive клиентов компании.

Важно отметить, что хотя без специальной программы, а в рамках обычного договора КАСКО, но и другие компании, включая «АльфаСтрахование» и «РЕСО-Гарантия» берут на страхование такие ТС.

Небольшие компании, такие как Пари и Верна имеют специальные программы страхования.

Важно отметить, что в основном, такие полисы заключаются в рамках стандартного договора КАСКО с некоторыми нюансами. Как отметили страховщики, главное это экспертиза и оценка при принятии авто на страхование. С выплатами также может быть не все так просто, поскольку экземпляры таких ретро автомобилей ограничены, как и оригинальные запасные части на них.

Некоторые страховщики видят перспективы и хороший рынок в этом сегменте (Ингосстрах), поскольку такие ТС используются крайне редко для езды и больше походят на музейные экспонаты, а другие видят больше рисков и проблем в этом сегменте (РЕСО-Гарантия).

Главный вопрос – нужна ли страховка вашему раритетному любимцу?

Конечно, да, поскольку она решит множество проблем вам в будущем. Владение такими автомобилями, а иногда и шедеврами, накладывает бремя ответственности на владельца. И в отличие от картин, когда вы сможете получить денежную компенсацию, в данном случае страховщик поможет восстановить вашего любимца. А это для любого владельца или коллекционера – важная составляющая.

Рейтинг открытости страховщиков по версии calmins.com

Как мы и говорили ранее, мы разослали список вопросов во многие страховые компании, однако получили ответ только от 3 страховщиков. Ниже предлагаем вам ознакомиться с рейтингом открытости страховых компаний по версии calmins.com. Отметим, что готовность к диалогу и открытость страховщиков являются важными составляющими работы с клиентами. Многие компании не готовы “идти на контакт” с информационными ресурсами, что заставляет задуматься о том, как они работают с обычными клиентами. Также отметим, что страховые компании могут направить свои ответы нам, мы дополним статью их комментариями и пересмотрим рейтинг.

Страховка на ретро авто

И в заключении, еще раз благодарим компании “Ингосстрах”, “РЕСО-Гарантия” и “АльфаСтрахование” за открытость своим читателям!

Читайте нас и будьте в курсе всех нюансов и новинок страхования!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *