Страховая просит предоставить машину на осмотр
поправки в закон об ОСАГО, по которым страховые компании могут не платить… читать всем!
Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, по которым страховые компании могут не платить, если им не показали машину после аварии.Поправки в закон об ОСАГО вступили в силу с 4 июля. Главное изменение связано с тем, что отныне страховщик вправе не рассматривать заявление о страховой выплате, если потерпевший в ДТП не предоставил повреждённое транспортное средство на осмотр в страховую компанию.
Что это значит?
После того как потерпевший в ДТП (или его представитель) предоставляют в страховую компанию необходимый пакет документов и заявление о страховой выплате, у страховщика есть 5 рабочих дней, в течение которых он должен организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу повреждённого транспортного средства.
Везти автомобиль в страховую компанию не обязательно. Достаточно уведомить страховщика о местонахождении транспортного средства после ДТП, и представители страховой компании должны сами приехать на место осмотра в течение оговоренных законом пяти дней.
Если потерпевший до того, как страховая компания проведёт осмотр/экспертизу его автомобиля, самостоятельно обратится в независимую техническую экспертизу, её результаты просто не будут учитываться при расчёте выплаты по ОСАГО.
Зачем это делается?
Справедливости ради, необходимость предоставления транспортного средства в страховую компанию существовала и до этого. Однако никаких санкций за невыполнение данного требования в законе не было. Этим пользовались так называемые автоюристы. Как правило, представители таких частных контор прибывают на место ДТП раньше гаишников и предлагают потерпевшему решить за него все проблемы со страховой компанией, а то и сразу выкупают у него право требования (конечно же, по заниженной цене).
— Многие автомобилисты подписывают договоры, не читая, прямо на месте ДТП, — рассказывает председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай КИСЕЛЁВ. — Суть работы автоюристов сводилась к тому, чтобы страховая компания отказала в выплате. После чего её втягивали в судебный процесс. Отказать в удовлетворении такого иска практически невозможно, поэтому наряду со страховой выплатой автоюристы без труда взыскивали в свою пользу неустойки, штрафы, судебные издержки. А железобетонным основанием для отказа в выплате до последнего времени являлось не предоставление автомобиля на осмотр в страховую компанию. Теперь же, с введением поправок в закон об ОСАГО, страховая компания имеет законное право просто не рассматривать такие заявления, а значит, основания для подачи в суд на страховщиков у автоюристов больше нет.
Ранее пострадавшие (читайте — представляющие их интересы автоюристы) могли не показывать автомобиль страховщикам, а потом, в суде, предоставлять результаты независимой автоэкспертизы, которым у суда не было оснований не доверять. Сам автомобиль к тому времени уже мог быть отремонтирован, и у страховщика не было возможности проверить повреждения. Теперь же этот номер уже не пройдёт.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) не скрывают, что данные поправки в закон об ОСАГО были подготовлены и пролоббированы страховщиками — именно в интересах борьбы с автоюристами. В 2015 году, по оценкам РСА, автоюристы отсудили у страховщиков около 10 млрд руб. В I квартале 2016 года четверть выплат по ОСАГО — 8,7 млрд руб. — пришлась на решения судов.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕЗАВИСИМУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ДЕЛАТЬ ВСЁ-ТАКИ МОЖНО?
1. Обратиться к независимому эксперту после того, как страховая компания уже насчитала вам ущерб, однако вы не согласны с данной суммой. Кстати, с 4 июля срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии потерпевшего увеличен с 5 до 10 календарных дней. Однако, как уверяют эксперты, сейчас случаев, когда владелец машины не соглашается с суммой, назначенной страховой, становится всё меньше.
— Сейчас действует единая методика подсчёта ущерба, — поясняет представитель Федерации автовладельцев России Максим ЕДРЫШОВ. — Есть большой справочник, там прописана стоимость каждой запчасти. Что страховая, что независимая экспертиза должны насчитать одну сумму.
2. Если в течение оговоренных законом 5 рабочих дней со дня обращения потерпевшего страховая компания не организовала осмотр автомобиля, ничто не мешает автомобилисту самостоятельно обратиться в независимую автоэкспертизу и использовать её результаты для получения выплаты. О проведении осмотра желательно (хотя и необязательно) уведомить страховую компанию, отправив в её адрес телеграмму с уведомлением о месте и времени проведения осмотра повреждённого авто.
Обязательно ли нужно предоставить автомобиль в страховую компанию
🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
По требованию других участников аварии понадобится сообщить сведения о договоре обязательного страхования. На место аварии могут быть вызваны сотрудники страховой организации, если подобное предусмотрено сделкой ОСАГО.
Потерпевший владелец транспортного средства не обязан доставлять машину по месту требования страховой, но он должен предоставить машину на осмотр. При этом имеет значение степень и характер повреждений машины. Если транспортное средство не может самостоятельно передвигаться, или когда его движение при наличии повреждений (отсутствуют тормоза, неисправна рулевая система, стоп-сигналы) запрещено, то сотрудник страховой организации осматривает машину по месту согласования с клиентом.
Порядок осмотра автомобиля после оформления ДТП по европротоколу
Обязанность предоставить транспортное средство для осмотра в течение 5 рабочих дней с момента получения извещения-требования от страховой компании предусмотрена в случае, когда ДТП оформлялось без уполномоченных на то сотрудников полиции. При наличии протокола об административном правонарушении, схемы ДТП, справки из ГИБДД, владелец ТС не обязан предоставлять машину на осмотр, но по требованию СК это лучше сделать, чтобы получить объективную оценку повреждений.
Возможны случаи, когда сотрудники полиции отказываются оформлять аварию, ссылаясь на незначительность повреждений. Они могут вручить сторонам бланк европротокола и уехать. Но сотрудники не являются оценщиками и не могут досконально определить сумму ущерба. Если сотрудники полиции не хотят оформлять аварию и настаивают на том, чтобы владельцы ТС и участники ДТП самостоятельно оформляли бланк, чертили схему, то следует требовать оформить происшествие. Неточность информации в европротоколе может стать основанием для отказа в выплате, уменьшении стоимости ремонта.
При нежелании оформлять ДТП по европротоколу следует заявить свое несогласие с обстоятельствами ДТП, суммой ущерба, тогда сотрудники ГИБДД должны оформить аварию в общем порядке.
В течение 5 рабочих дней после получения извещения стороны, которые оформили ДТП по европротоколу, обязаны предоставить машину на осмотр. В правилах страхования ОСАГО (Положение Банка России от 19.09.2014 № 431) и ФЗ об ОСАГО не указан способ доставки автомобиля или порядок согласования места осмотра ТС. Следует ориентироваться на содержание пунктов договора об обязательном страховании и правилах заключения сделки ОСАГО с конкретной компанией. Возможны ситуации, когда страховая отказывается высылать специалиста по месту нахождения автомобиля и требует, чтобы машина была доставлена для осмотра на площадку, указанную страховщиком.
Если ТС неисправно, то владелец – потерпевший не обязан доставлять машину за счет собственных средств. В то же время виновник аварии должен доставить машину, чтобы не получить регрессное требование от СК.
Также в течение 15 дней с момента наступления ДТП нежелательно ремонтировать машину. Но даже если ремонт был произведен, то наличие факта того, что машина восстановлена, не исключает независимой экспертизы автомобиля.
Однако если страховщик не установит объем повреждений от последствий аварии вследствие преждевременного ремонта машины, то виновнику аварии придется отвечать в регрессном порядке. Страховщики часто злоупотребляют сроками, особенно когда повреждения у виновника незначительны, и он быстро ремонтирует машину. Во всех случаях виновнику ДТП следует выдержать 15-дневный срок, без учета нерабочих и праздничных дней, и только потом восстанавливать машину.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ имеет значение, когда страховщик направил извещение виновнику ДТП. Если оно получено по истечении 15 рабочих дней, то виновник может направить письменный ответ заказным письмом с уведомлением и описью вложения, что готов предоставить автомобиль, но он отремонтирован. Также к письму можно приложить CD-диск с фотографиями машины до ремонта. Подобные правила актуальны для виновника ДТП, если авария оформлялась без участия сотрудников полиции.
Если машина оформлялась с участием сотрудников полиции, то все документы страховая организация получает вместе с извещением, заявлением о выплате страхового возмещения и комплектом документов. Осмотр транспортного средства производится по согласованию. При этом прямой обязанности предоставить машину на осмотр в Законе об ОСАГО не предусмотрено, но в сумме восстановительного ремонта или выплаты страховщики могут отказать, ссылаясь на невозможность установить характер повреждений, сверить их с данными, указанными в документах из полиции.
Для участников договора ОСАГО существуют следующие обязанности:
При необходимости страховщик должен организовать доставку ТС или выезд специалиста на место стоянки автомобиля, если транспортное средство сильно повреждено и не может двигаться самостоятельно.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Обязан ли виновник ДТП показывать машину страховой компании?
Должен ли виновник ДТП предоставлять для осмотра свой автомобиль страховой компании? Я признан виновным в аварии, мой автомобиль поврежден, страховку не выплатят скорей всего. Но требуют, чтобы я представил машину на осмотр. Надо ли это делать или можно проигнорировать требование?
Ответ: К сожалению, вы не указали одну существенную деталь, от которой зависит надо ли ваше авто представлять страховщикам для осмотра: вы не сообщили, участвовал ли в оформлении ДТП сотрудник полиции. Если участвовал, то показывать машину не надо, если же вы с пострадавшим использовали так называемый Европротокол (сами составляли схему происшествия), то показать ее в ваших интересах.
Поясним в чем тут дело. Страховщики полностью доверяют полицейским, оформившим ДТП, и без дополнительных проверок принимают их протоколы.
Тем не менее, в 2014 году закон об ОСАГО внесены новые положения, согласно которым водители при соблюдении некоторых условия вправе оформлять ДТП самостоятельно, то есть без полицейских. Сделано это с одной целью – облегчить работу сотрудникам ГИБДД, вынужденным оформлять даже мелкие аварии с незначительным ущербом.
Однако страховщики воспользовались предоставленной возможностью и сразу начали тормозить выплаты по ДТП, оформленным без полицейских. Тем более, как оказалось, им легко придраться к протоколам, подготовленным по согласию.
Они, действительно, вправе потребовать у виновника автомобиль на осмотр. Но при соблюдении одного условия:
Схема происшествия составлялась участниками ДТП самостоятельно и, главное – без участия сотрудников полиции.
Эта норма содержится в ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО». Причем сначала в пункте 2 данной статьи отмечено, что участники должны направить извещения о ДТП своим страховщикам. Затем в 3-м пункте есть норма, согласно которого виновник аварии должен по требованию страховщика представить свой автомобиль для осмотра или экспертизы. Исполнено это должно быть в течение 5-и дней с момента получения требования.
Если же это условие не будет выполнено, страховщик вправе предъявить регрессное требование к виновнику ДТП. Иначе говоря, после выплаты всей страховой суммы пострадавшему страховщики подадут в суд на виновника и взыщут с него все выплаченные средства.
Итоги
Страховщик вправе требовать ваше авто только если:
Если виновник проигнорировал требование о представлении на осмотр автомобиля, ему в судебном порядке будет предъявлено регрессное требование.
Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто
Чтобы получить возмещение по ОСАГО, потерпевший должен представить поврежденный автомобиль для осмотра, независимой технической оценки в день, согласованный со страховщиком (абз. 4 п. 11 ст. 12 закона об ОСАГО). А если машина отремонтирована, то страховые компании обычно отказывают в оплате со ссылкой на эту норму.
Конечно, отказ можно обжаловать в суде. Но шансы невелики.
Судебная практика здесь такова, что принцип гарантированности возмещения ущерба часто разбивается о формальности закона об ОСАГО. Большинство юристов, скорее всего, отказались бы от подобного дела, либо взялись, предупреждая клиента, что велик риск проиграть.
Орест Мацала, ведущий юрист «Европейской юридической службы»
Владельцу Skoda Rapid Олегу Кубаку* повезло: ему удалось дойти до Верховного суда и доказать свою правоту. Его машина под управлением Натальи Кубак* попала в ДТП с участием еще двух автомобилей осенью 2017 года. После аварии «Шкоду» осмотрели, а повреждения зафиксировали в акте. Инспектор ДПС признал Кубак виновной в аварии. Видимо, поэтому владелец решил отремонтировать иномарку.
Главный вопрос: Может ли страховая отказать в выплате по ОСАГО лишь по той причине, что не было осмотра поврежденной машины?
В то же время Наталья Кубак не согласилась с постановлением инспектора, где ее назвали виновником ДТП. Она добилась его отмены в Зюзинском райсуде в марте 2018-го. А другого участника столкновения Анатолия Мальвинова* отказались привлекать к ответственности за истечением сроков давности. Следом, в апреле 2019-го, мировой судья определил степень виновности Кубак и Мальвинова в 30 и 70%.
Параллельно Олег Кубак пытался получить возмещение у компании «РЕСО-Гарантия». Он представил извещение о ДТП, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, акт осмотра транспортного средства, фотоматериалы, решение Зюзинского райсуда. Но компания отказалась платить, поскольку заявитель не представил пострадавшее авто для осмотра.
Кубак обжаловал отказ в Щербинском райсуде. Он потребовал 92 190 руб. с учетом степени виновности, 400 000 руб. неустойки, штраф, стоимость работы автоэксперта и 32 000 руб. оплаты услуг юриста (часть сумм в актах скрыты). Но суд занял сторону «РЕСО-Гарантии». Поскольку владелец отремонтировал машину до обращения в страховую компанию, она не сможет организовать независимую экспертизу по определению стоимости восстановительного ремонта. Апелляционный и кассационный суды согласились с такой точкой зрения.
Верховный суд: отказ надо обосновать
Их решения пересмотрел Верховный суд, который отказался от формализма. Если поврежденный автомобиль нельзя представить на осмотр, потому что его починили или утилизировали, это еще не повод отказать в страховом возмещении, указала тройка судей под председательством Сергея Асташова. Они обратили внимание, что поначалу виновником аварии признали Кубак, поэтому владелец не передал «Шкоду» на осмотр сразу после ДТП. А когда спорное постановление отменили, автомобиль уже успели отремонтировать.
Отказывая в возмещении, страховая компания и суды не увидели возможности установить размер реального ущерба без осмотра поврежденной машины. Но они не объяснили, почему его нельзя посчитать по имеющимся документам, которых довольном много: акты осмотров, фотоснимки, другие материалы о ДТП, говорится в решении ВС. Там подчеркивается: отказать в страховом возмещении можно тогда, когда утилизация или ремонт поврежденного автомобиля не позволяют установить факт страхового случая и размер ущерба.
«Отказать в страховом возмещении можно тогда, когда утилизация или ремонт поврежденного автомобиля не позволяют установить факт страхового случая и размер ущерба», — ВС.
Установить стоимость урона авто (или констатировать невозможность это сделать) должен технический специалист, отмечается в определении № 5-КГ21-102-К2. Такой работой надо заняться именно страховщику, который в силу ст. 12 закона «Об ОСАГО» обязан проводить подобную техническую экспертизу. С такими указаниями Верховный суд отправил дело обратно в апелляцию.
Комментарии и советы экспертов
Надеюсь, что третье «предупреждение» со стороны ВС позволит сформировать надлежащую практику. Впрочем, возможно, эффективнее было бы включить эту тему в обзор практики ВС и «подсветить» важные фактические обстоятельства и предпочтительные методы доказывания.
Как лучше поступать в подобных ситуациях, рассказала руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Любовь Шебанова. «В спорных ситуациях мы всегда рекомендуем по возможности не приступать к ремонту автомобиля, а дождаться осмотра страховщиком».
Кроме того, Шебанова советует обязательно рассылать уведомления всем заинтересованным лицам (страховщикам, участникам ДТП, собственникам ТС) для участия в осмотре при проведении независимой экспертизы. По словам Шебановой, такой подход позволит избежать сомнений в объективности осмотра машины экспертом, а суду продемонстрирует добросовестность потерпевшего, хоть это и не обязательно по закону.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Аварии как не было
К такому выводу пришел Верховный суд, рассматривая жалобу страховой компании на решения нижестоящих судов, обязавших компенсировать ущерб после аварии гражданке Верижниковой.
Накануне дама провела оценку машины у независимого эксперта. Пока шла переписка со страховыми компаниями, хозяйка отремонтировала машину. Оформила все документы, включая независимую оценку. Страховщик назначил осмотр автомобиля и отказал в выплате на том основании, что автомобиль отремонтирован, и теперь невозможно установить факт ДТП и размер выплаты.
Тогда автовладелица обратилась в суд. И суд частично удовлетворил ее требования, обязав компанию возместить ей ущерб в соответствии с результатами независимой оценки. Суд первой инстанции исходил из того, что страховщику представлены необходимые документы, в которых отражены обстоятельства аварии, объем повреждений, причиненных автомобилю, размер ущерба, в связи с чем факт представления на осмотр машины в отремонтированном виде при наличии вышеуказанных документов не может служить безусловным основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
С этим согласилась и апелляционная инстанция. Однако страховщик подал кассационную жалобу, в которой указал, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку истцом не был представлен для осмотра страховой компании автомобиль в неотремонтированном виде, что, по мнению страховщика, освобождает его от обязанности выплатить страховое возмещение.
Однако Верховный суд с этим не согласился. Он указал, что в соответствии с законом об ОСАГО право страховщика отказать потерпевшему в страховом возмещении или его части возникает в случае, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и проведения независимой технической экспертизы и независимой экспертизы поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Право страховой компании отказать в выплате страхового возмещения только на том основании, что машина предоставлена на осмотр в отремонтированном виде, действующим законодательством не предусмотрено.
В то же время судом первой инстанции был установлен факт наступления страхового случая и подтвержден размер убытков. При этом судами не установлено, что страховщик предпринимал попытки достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.
Также страховщик настаивал, что у судов не было оснований для взыскания с него штрафа и неустойки. Но Верховный суд пришел к выводу, что в порядке и в сроки, установленные законом об ОСАГО, страховщик свои обязанности не исполнил. Доказательств, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего, страховщиком также представлено не было. В связи с чем данные требования были правомерно удовлетворены. В итоге ВС оставил в силе предыдущие решения судов и отказал в удовлетворении жалобы страховщика.