Страхование вашей жизни или авто
КАСКО и ОСАГО – что это, и чем они отличаются?
КАСКО
МиниКАСКО
МикроКАСКО
КиберКАСКО
ОСАГО
Страхование водителей и пассажиров
Скидка на ремонт в ДЦ
Статьи
МикроКАСКО
В рассрочку и
без переплат
Программа лояльности
Cкидка 30% на полис за рубеж
Страхование автомобиля в наше время стало необходимой процедурой. Неважно, какая у вас машина: она должна быть застрахована. ОСАГО, каско — для человека, который ни разу не сталкивался со страхованием авто, эти аббревиатуры ни о чём не говорят. Что это? Какое страхование считается обязательным? Как разобраться во всех нюансах?
Что такое ОСАГО: плюсы и минусы?
ОСАГО расшифровывается как «обязательное страхование автогражданской ответственности». Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включает в себя основные понятия страхования, правила и страховые суммы.
Уже из названия становится понятно, что ОСАГО — это обязательное страхование, от которого нельзя отказаться. Более того, без ОСАГО вы не имеете права выезжать на дороги общего пользования. Штраф за отсутствие полиса составляет 800 рублей.
ОСАГО — это полис страхования ответственности водителя, который убережёт вас от серьёзных финансовых потерь при наступлении ДТП. Если вы оказались виновником аварии, полис покроет ремонт повреждённого автомобиля пострадавшего в сумме до 400 тысяч рублей. Все действия по компенсации берёт на себя страховая компания. Есть и минус: за ремонт собственной машины вы заплатите самостоятельно. А при отсутствии полиса ОСАГО все расходы по ремонту автомобиля потерпевшего также лягут на вас.
Цена полиса формируется при помощи базовой ставки, ее размер чаще всего зависит от нескольких факторов:
Кроме того, при определении базовой ставки учитываются и иные поправочные коэффициенты, им перечень у всех страховщиков различается (например, продление это договора или новый договор, где оформляется договор (у самого страховщика, у агента или на сайте страховщика в Личном кабинете и др.))
Полис ОСАГО в большинстве случаев оформляют на год. Но страхователь вправе самостоятельно выбрать период использования ТС.
Для получения полиса ОСАГО вам потребуется действующая диагностическая карта (или техосмотр) автомобиля, если ваша машина (легковое ТС) старше четырех лет.
Что такое каско: плюсы и минусы?
Каско — это добровольное страхование автомобиля. Цена полиса каско может быть существенно выше, чем ОСАГО, но зато каско покрывает практически все виды ущерба:
В отличие от ОСАГО, оформлять каско не обязательно, но такой полис даёт массу преимуществ: вам возместят ущерб даже тогда, когда вы сами оказались виновником происшествия, случайно задев машину на парковке.
Конечно, есть и минусы. Страхование по каско не регулируется отдельным федеральным законом, и ставки устанавливают страховые компании самостоятельно.
В чём разница между полисами?
Каско и ОСАГО — это два вида страхования автомобиля. Чем отличается один полис от другого? ОСАГО – полис страхования ответственности. Каско – полис страхования имущества. Дополнительное отличие – добровольность. Без ОСАГО вы ездить не можете, а без каско при желании можно обойтись.
Есть и другие отличия:
Компенсации по каско и ОСАГО
При возникновении страхового случая для возмещения ущерба необходимо обратиться в вашу страховую компанию. Компенсация по ОСАГО зависит от вида причиненного ущерба. Если в аварии пострадали люди, компенсация составляет в пределах 500 000 рублей каждому пострадавшему. Такое ДТП нужно оформить в ГИБДД. Если ущерб причинён только автомобилю, сумма компенсации составляет в пределах 400 000 рублей.
С 2017 года получить страховое возмещение можно как в форме денежной суммы, так и путем ремонта на СТО.
Ущерб по полису каско возмещается двумя способами:
Объём компенсации по каско зависит от условий, указанных в договоре страхования. В полисе могут быть отмечены ограничения на компенсации. Также полис может быть без ограничений, но в этом случае его стоимость будет существенно выше. Чем аккуратнее вы водите, тем дешевле обойдётся страховой полис.
Виды страхования автомобиля
Под автострахованием понимается тип страховых услуг, предоставление которых направлено на защиту интересов владельцев транспортных средств. Объектом страхования становится либо непосредственно автомобиль/мотоцикл/спецтехника, либо гражданская ответственность их собственника/водителя. Рассмотрим подробнее основные виды страховок на автомобиль, которые применяются в России на практике.
Виды автострахования
Наиболее распространенными на сегодняшний в день в России считаются такие виды страхования автомобиля – один обязательный (ОСАГО) и два добровольных (ДСАГО и КАСКО). Особенности каждого из них имеет смысл рассмотреть подробнее.
ОСАГО
Оформление полиса ОСАГО позволяет застраховать гражданскую ответственность автовладельца. Наличие страховки выступает одним из обязательных условий для управления любым транспортным средством на дорогах страны.
Документ защищает водителя автомобиля в случае, если он становится виновником ДТП. В подобной ситуации компенсация пострадавшей стороны выплачивается страховой компанией, оформившей полис. Законодательством установлена предельная сумма выплаты. Она достигает полумиллиона рублей при нанесении вреда здоровью или жизни других людей и равняется 400 тыс. рублей, если речь идет об ущербе транспортному средству.
Страхование автотранспортных средств в рамках ОСАГО жестко регламентируется законодательством.
Это касается и правил расчета стоимости обязательной страховки. Она определяется путем умножения базового тарифа (коридор между минимальной и максимальной ставкой – устанавливается Центробанком России) на несколько коэффициентов, значения которых учитывают несколько параметров:
ДСАГО
Полис ДСАГО также страхует гражданскую ответственность автовладельца, но на добровольных началах. Фактически выступает дополнением к ОСАГО, позволяя увеличить величину страховой компенсации. Максимальное значение выплаты равняется 3 млн. рублей, что позволяет возместить практически любой ущерб, нанесенный транспортному средству.
Конкретное значение компенсации определяется договором, заключенным со страховой компанией. Допускается назначение любой суммы в пределах указанного выше лимита. Порядок оформления полиса ДСАГО и правила расчета стоимости страховки разрабатываются непосредственно автостраховщиком. Контроль над этими процессами со стороны регулятора рынка намного менее жесткий, чем по отношению к ОСАГО.
КАСКО
Еще одна разновидность добровольного автострахования. В этом случае объектом страховки становится автомобиль. Наличие полиса позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного транспортному средству – как во время движения, так и в случае противоправных действий третьих лиц, например, угона.
Перечень страховых рисков определяется по согласованию сторон и перечисляется в полисе КАСКО. Он выступает, наряду с характеристиками автомобиля, ключевым фактором, влияющим на итоговую стоимость страховки. Правила расчета цены, как и другие нюансы оформления автострахования КАСКО, определяются конкретной страховой компанией.
Обычно стоимость полиса заметно превышает сумму, которую требуется заплатить в рамках получения страховки по ОСАГО.
Другие виды страхования
На практике применяются, хотя и значительно реже, другие виды автострахования. Обычно речь идет о защите водителей, а не транспортного средства. В качестве примера можно привести страховку от несчастных случаев, когда перечень рисков включает:
Характерные особенности автострахования такого рода выражаются в нескольких ключевых моментах, в числе которых:
Отдельного упоминания заслуживает автострахование при выезде за границу России. Например, при посещении на собственном автомобиле стран Шенгенской зоны оформляется полис по системе Зеленая карта. Такая страховка является обязательным требованием для пересечения границы с подобным государством.
Ответы на вопросы
Какие виды автострахования применяются в России чаще всего?
Самым востребованным видом автострахования справедливо считается ОСАГО. В этом нет ничего удивительного, так как он является обязательным. Далее по популярности следуют два добровольных – КАСКО и ДСАГО.
Какой полис обойдется дороже – ОСАГО, ДСАГО или КАСКО?
На итоговую стоимость каждого из перечисленных видов автостраховки влияет множество факторов. Но в общем случае при равных стартовых условиях самым дорогим наверняка окажется полис КАСКО. ОСАГО занимает промежуточное место, а ДСАГО, если не включать слишком большое количество рисков, потребует наименьших расходов.
Какие виды страховки являются обязательными, а какие – добровольными?
В России к числу обязательных относится только один вид автострахования – ОСАГО. Также страховка потребуется и во время заграничной поездки. Например, по системе Зеленая карта при въезде в страны Шенгенского соглашения. Все остальные разновидности автостраховки являются добровольными.
Кто контролирует рынок услуг автострахования в России?
Регулятором отечественного рынка страховых услуг, в том числе в части автострахования, выступает Центробанк страны. Серьезную роль в управлении конкретным сегментом играет РСА – Российский Союз Автостраховщиков.
Подведем итоги
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.