страдивари скрипичный мастер биография
Тайны маэстро Страдивари
Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.
Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.
А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.
Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.
После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.
В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!
Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».
Страдивари скрипичный мастер биография
Антонио Страдивари
Как звучит скрипка? Профессионалы и любители наверняка отыщут массу определений, разнообразие ответов ограничится, пожалуй, лишь вкусовыми предпочтениями в музыке. Вопрос «как звучит скрипка Страдивари?» предполагает изначально лишь превосходные степени в описании. Бесподобный тембр такого инструмента сравнивают с женским голосом, ибо в нём угадывается жизнь, эмоция, чувство, сама скрипка является олицетворением того, что итальянцы называют dolce vita. Так кем же был таинственный создатель истинного музыкального чуда?
Краткую биографию Антонио Страдивари, секреты скрипичного мастера и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая биография
Антонио Страдивари появился на свет в небольшом итальянском городке Кремона в 1644 году. Мастерство создания уникальных музыкальных инструментов он постигал под руководством Николо Амати, выдающегося для своего времени мастера. Первый и главный наставник Страдивари был потомственным музыкантом: Андреа Амати, знаменитый итальянский скрипач, приходился ему дедушкой. Страдивари был необычайно способным учеником, уже в 16 лет он заслужил право подписывать собственным именем созданные им инструменты. В 1666 г Антонио создал свою первую скрипку («Serdet»), которой суждено было стать настоящим произведением искусства.
В период с 1667 по 1680 гг Страдивари жил в доме, принадлежавшем некоему Франческо Пескароли, человеку, в совершенстве владевшему мастерством резьбы по дереву. Считается, именно он обучил Страдивари нюансам и секретам инкрустации. Авангардные для той эпохи приёмы декорирования Антонио часто применял в работе над своими инструментами. В это же время в личной жизни Страдивари возникли изменения: в 1667 году он женился на женщине по имени Франческа Ферабоски. В дальнейшем, она стала матерью шестерых детей. Двое сыновей (Франческо и Омобоно) в будущем увлеклись работой отца, были ему достойными помощниками.
До 1684 года влияние Амати на работу Страдивари было очевидным, хотя и не отрицало присутствие уникального почерка самого мастера. Однако когда наставник умер, Антонио, не чуждый экспериментам и новаторству, как истинный художник, начинает отходить от условных канонов в поиске варианта создания идеального инструмента с неподражаемым звучанием.
В 1698 году Франческа, супруга Страдивари, умерла. Не став долго пребывать в статусе вдовца, знаменитый итальянец женился второй раз уже через год. Избранницей оказалась Антониа-Мария Замбелли. Она родила пятерых детей, однако никто из наследников не пошёл по стопам гениального отца.
Первые 20 лет XVIII столетия считаются золотым периодом в профессиональной деятельности Страдивари. В это время были изготовлены лучшие инструменты, как в отношении дизайна, так и в плане звучания. После 1720 года мастер работал заметно менее интенсивно: сказывались проблемы со здоровьем, связанные с возрастом. Страдивари замечал, что его рука уже не так тверда, чтобы с точностью прирождённого ювелира создавать из обычного инструмента непревзойденный рукотворный шедевр. Однако работу Страдивари не бросал вплоть до последнего года жизни, предпочитая изготавливать скрипки медленнее, но без ущерба качеству.
Страдивари умер в 1737 году, 18 декабря, в своем родном городе на севере Италии. Антонио почил в чрезвычайно преклонном возрасте, ему было 93 года. Учитывая, что жизненный путь мастера пришлась на XVII и XVIII вв, этот факт долгожительства способен вызвать восхищение. Страдивари обрёл последний приют в фамильном склепе близ часовни Розарио у церкви Сан-Доменико, рядом со своей второй женой, которая умерла девятью месяцами ранее.
Интересные факты
Знаменитые инструменты Страдивари
Секреты Антонио Страдивари
Изготовленные талантливым итальянцем инструменты (всего их — около 1200) не имеют аналогов. Несмотря на то, что скрипки Stradivarius тщательно исследовались, многие нюансы процесса изготовления так и остались в тени, что не позволяет современным мастерам достичь идентичного уровня. Принято считать, что Страдивари в течение своей жизни не переставал совершенствовать своё мастерство. Он постоянно вносил изменения в дизайн, создавал новые конфигурации и «пробовал» сочетания материалов, которые впоследствии порождали неповторимое звучание. Именно оно делало музыкальные инструменты исключительными, наделёнными завораживающими акустическими особенностями и таящими в себе некую тайну.
Струнные инструменты, изготовленные Страдивари в конце XVII-ого и начале XVIII веков и сегодня считаются эталонными, лучшими из всех, когда-либо созданных человеком. Секрет подобного превосходства кроется в том, что даже в современном мире некоторые нюансы в дизайне старинных скрипок, порождающие особое звучание, так и остаются под покровом тайны. До наших дней сохранились около 650 инструментов, многие из которых находятся в руках талантливых музыкантов, почитающих за честь владеть таким сокровищем.
Страдивари трепетно подходил к выбору материалов. Чаще всего, в качестве древесины использовался клён или высокогорная ель, а особенный лак коричнево-оранжевого цвета, ставший визитной карточкой творений Страдивари, мастер изготавливал лично, следуя одному ему известному принципу. Исследователи творений гениального мастера свидетельствуют, что этот лак по составу был идентичен тому, что использовался в старинном мебельном производстве. Другие — утверждают, что лак Страдивари был абсолютно посредственным и не имел прямого отношения к качеству звучания инструментов.
Некоторые скрипки впоследствии обрели «индивидуальность», а их судьба сложилась невероятным образом. К примеру, «Betts», изготовленная в 1704 г, хранится в стенах Библиотеки Конгресса США, скрипки «Alard» и «Messiah», работа над которыми была завершена в 1715 и 1716 гг соответственно, и вовсе считаются венцом творений мастера, последнюю — Антонио при жизни тщательно оберегал и хранил у себя в доме, что позволило инструменту сохраниться в лучшем и, что немаловажно, неизменённом виде.
В позапрошлом веке был распространён миф о том, что скрипки Антонио Страдивари настолько безукоризненны, что имеет смысл приписать им если не божественное, то эпичное происхождение. Так появилась легенда о том, что Страдивари создаёт основу для инструментов из уцелевших частей Ноева Ковчега. В актуальное время, когда скрипки разобраны и исследованы до мельчайших частиц, нет основания верить предрассудкам, однако и объяснить досконально механизм создания инструмента, а тем более — продублировать его, не удаётся.
Нюансы ремесла великого итальянца так и остаются непознанной вершиной. Личность самого мастера является притягательной загадкой для всех, кто хоть единожды имел возможность услышать, как «поёт» настоящая скрипка Страдивари.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Страдивари
Что мы знаем об Антонио Страдивари?
Если под счастьем понимать то, что человек еще в юности обрел свое призвание и был предан ему вплоть до глубокой старости, то, безусловно, гениальный Антонио Страдивари был счастлив. Ибо отнюдь не всем гениям в нашем мире судьба отвела столь длительный срок. Вся жизнь и сущность Страдивари была связана со скрипками. И до тех пор, пока будут существовать струнные музыкальные инструменты, имя его будут помнить.
Подобно своим предкам, в том числе отцу Алессандро и деду Джулио Чезаре, Антонио был гражданином Кремоны, небольшого городка в Ломбардии, где свое первое воспитание получил знаменитый древнеримский поэт Вергилий.
До сих пор историки не смогли установить точную дату рождения Антонио. Все из-за того, что его родители, которые, судя по записям, проживали в Кремоне вплоть до 1628 года, бежали от войны, голода и чумы, опустошивших город в 1628−30 годах. Вероятно, они куда-то переехали, в одну из соседних деревень, а может, и поближе к Милану. Их страхи вполне объяснимы. Иероним Амати и его семья были основательно выкошены болезнями в 1628-м, а четырьмя годами позже жертвой эпидемии чумы стал скрипичный мастер Джованни Паоло Маджини.
Возраст Антонио Страдивари удалось определить, в том числе, и благодаря его гордости собственными скрипками, которые он в старости маркировал по типу: «Antonius Stradivarius Cremonensis faciebat 1732 de Anni 89», что переводится с латыни как «Антонио Страдивари Кремонский сделал в году 1732 в возрасте 89 лет». Так что мы можем быть абсолютно уверены, что менее чем через тридцать лет после смерти Шекспира в этом богатом, залитом солнце местечке родился другой гений.
Первое упоминание о Страдивари исходит от него самого — ярлычок на скрипке гласит: «Антонио Страдивари Кремонский, ученик Николо Амати сделал в 1666 году».
В год Великого лондонского пожара Страдивари был подмастерьем у одного самых знаменитых создателей скрипок — Николо Амати. Однако ученик уже делал первые самостоятельные шаги.
Антонио и Франческа поселились в доме под названием Каза дель Пескаторе, и хотя Страдивари, вероятно, продолжал трудиться на Амати, он также работал и «на себя», беспрестанно обучаясь своему ремеслу и проводя исследования. Тот уровень мастерства, коим он уже обладал в 1666 году, вряд ли можно было обрести за год-два. Граф Коцио ди Салабуе, известный поклонник музыки, черпавший информацию у сыновей Страдивари, говорил, что Антонио начал работать в 1656 году. И нет оснований ему не верить.
Но вскоре Каза дель Пескаторе стал для семьи Страдивари слишком тесен. За период с 1667 по 1679 годы у Антонио и Франчески родилось шесть детей, правда, один умер в младенчестве. Финансовое состояние мастера также заметно улучшилось, и он мог себе позволить приобрести дом на Пьяцца Сан Доменико (ныне Пьяцца Ди Рома). Здесь он прожил всю оставшуюся жизнь. Напротив находилась церковь святого Доминика.
Дом по-прежнему стоит, но вокруг многое изменилось. Саму площадь уже не узнать. В 1869 году церковь снесли, кости из могил увезли, а на том месте, где священник молился вместе с паствой, разбили прекрасный сад.
В те времена жилище Страдивари занимало три этажа, которые вмещали одиннадцать комнат, подвал и магазин на первом этаже. На заднем дворе находился колодец, а верхушку дома занимала открытая мансарда. Подобные строения и сегодня не редкость на севере Италии. Традиционно считается, что именно на чердаке располагалась мастерская. Здесь год за годом, в тишине и спокойствии, окруженный собственными инструментами в разной степени готовности, Антонио трудился, не покладая рук. Таким его запомнил Гаэтано Пуньяни, известный скрипач из Турина: высоким, худым, в белом кожаном фартуке, в белом колпаке (зимой — из шерсти, летом — из хлопка), в наряде, который не менялся годами, ибо Страдивари «всегда был занят делом».
Вплоть до 1684 года Страдивари в общих чертах повторял находки своего учителя Амати. Вот почему его скрипки этого периода носят название Amatise. Однако в этом году умер Николо Амати, и Антонио, будто бы сбросивший с себя оковы неких обязательств, перестал копировать великого мастера. Его производительность выросла, и он увеличил размеры своей модели, так что скрипка стала напоминать «Grand Amatis», одну из ранних работ Николо.
Понимая, что превзойти своего наставника можно только смелыми решениями, Страдивари отдавал ремеслу всего себя, не гнушаясь экспериментов. Буквально за два года самостоятельной бурной деятельности он достиг такого совершенства в ремесле, что, при желании, мог бы мастерить скрипки с закрытыми глазами. Проблема в том, что Антонио мало интересовало количество, он мечтал удивить мир. В 1690-м, возможно, под влиянием скрипок Маджини, он внес инновационные изменения в форму и пропорции своих инструментов, получив в итоге удлиненную скрипку — Long Strad. Сей результат успокоил его самолюбие ровно на десять лет.
В 1698 году размеренную жизнь мастера нарушила трагедия. Умерла его жена Франческа, и он устроил ей великолепные, помпезные похороны. И спустя год… снова женился. На сеньоре Антонии Марии Замбелли, которая за последующие девять лет подарила ему еще пятерых детей.
В начале нового века грянула война за испанское наследство — масштабный европейский конфликт, растянувшийся на 13 лет. Кремона, захваченная французами, стала для принца Евгения Савойского местом для демонстрации своих блестящих талантов полководца. Но Страдивари было глубоко наплевать на то, что происходило во внешнем мире: чудесным образом он умел полностью сосредотачиваться на своей работе, не видя и не слыша зла, творимого людьми.
Его гений был полон новых замыслов и идей, приведших к появлению чудесного цветка — совершенной скрипки, известной миру под именем «Беттс». Начиная с 1704 года и до тех пор, пока старческие глаза и руки позволяли, мастерскую Страдивари покидали только бесподобные и поистине бесценные инструменты. У своих предшественников он позаимствовал лучшее: величие и силу звука мастеров из Брешиа, женственную сладость звучания Амати. И прибавил к ним собственный знак качества.
Антонио никогда особо не интересовался альтами. Не лежала к ним его душа, да и мало кто из его учителей или современников продвинулся в этом направлении. Те несколько виол, что Страдивари сделал под заказ, по голосу, скорее, напоминали скрипку. А вот поклонники виолончелей должны быть обязаны итальянцу из Кремоны по гроб жизни. Мастер некоторое время экспериментировал с пропорциями и в итоге достиг не меньших высот, нежели в производстве скрипок.
Вторая жена Страдивари умерла в марте 1737 года. Лет тридцать назад Антонио мог бы оправиться от этого удара, но не в его почтенные годы. Он скончался в декабре и был похоронен в фамильном склепе церкви Сан Доменико.
Братья Артур и Альфред Хилл из знаменитой лондонской компании, объединившей скрипичных мастеров, дилеров и экспертов, лучше кого бы то ни было изучили инструменты итальянца и утверждали, что Страдивари был одним из самых проворных и искусных ремесленников, коих знавал мир.
Автор: Евгений Жарков
Дубликаты не найдены
— Творения мастера должны прийти к людям!
Даже если бы никто не покупал мои скрипки, я бы их отдавал даром.
– Но люди, к которым они попадают, не в состоянии отличить
Ваш инструмент от балаганной виолы. Они платят Вам за ваше имя.
– Есть одна тонкость, которую пока ты не можешь понять.
В твоем возрасте жизнь кажется бесконечной;
А я люблю думать о том, какую тень оставлю пройдя по-жизни.
Вот его скрипки сейчас очень ценятся. Они ценятся потому что старые или он действительно делал невъебезные скрипки?
Конечно первое. С нынешними технологиями сделать поездатуую скрипку вообще не проблема.
он действительно делал невъебенные скрипки, но ценятся сейчас они потому что старые.
вы знаете, даже если я напишу картину-копию Айвазовского, которая будет на 100% соответствовать оригиналу, она не будет стоить ничего, разве что как заурядная картина местного художника, коих на барахолках полно.
если я сейчас повторю рекорды олимпийских чемпионов 1960 мне тоже медалей никто не даст.
Можно предположить также и то, что возраст неким образом положительно сказывается на звучании скрипки. Древесина с веками таки меняет свои свойства, структуру. Искусственное старение материалов процесс все же иной, более косметический, и не факт что используя современные технологии можно скопировать инструмент и наделить его свойствами вековых скрипок.
а вот про то, что маршал Тухачевский делал неплохие скрипки мало кто знает
Бульвар под ливнем. Когда то дети читали такое. Про скрипку, музыку и прочее. Есть фильм.
Тайны маэстро Страдивари
Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.
Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.
А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.
Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.
После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.
В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!
Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».
Антонио Страдивари – виртуоз изготовления скрипок из Италии
Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) считается виртуозом в изготовлении скрипок и смычковых инструментов. Каждый его шедевр сравнивают с женским голосом, потому что он звучит чувственно, мягко и нежно.
Скрипки Страдивари представляют собой то, что итальянцы традиционно именуют dolce vita (в переводе «сладкая жизнь»). Антонио был учеником Николо Амати (Nicola Amati), который славился созданием разных старинных инструментов, в том числе и виолончели.
Биография
Точной даты рождения Антонио Страдивари не зарегистрировано, но многочисленные историки сходятся во мнении, что появился на свет мастер в 1644 году в итальянском городке Кремона (Cremona), регион Ломбардия (Lombardia).
Его отца звали Алессандро Страдивари (Alessandro Stradivari), а маму – Анна Морони (Anna Moroni).
Начало работы и первая скрипка
Первая скрипка мастера датируется 1666 годом, и при ее изготовлении Страдивари точно придерживается техники, которой он обучился у наставника. Поэтому инструменты того времени носили символическое название «аматизе».
После того, как будущий мастер женился, он решает заняться собственным изготовлением инструментов, поэтому в 1667 году он поселяется в рыбацком доме, где открывает первую мастерскую. Его женой становится женщина по имени Франческа Ферабоски (Francesca Feraboski), которая в браке подарила мастеру шестерых детей. Из них два сына Франческо и Омобоно впоследствии увлеклись искусством создания музыкальных инструментов и стали верными помощниками Антонио.
Когда Страдивари начинает выпускать первые скрипки, он уже не ставит на них маркировку Амати, не пишет о себе, как о его ученике. Теперь Антонио – самостоятельный мастер. Однако он не сразу стал таковым, поскольку на протяжении всего времени проживания в домике рыбака он учится у владельца Франческо Пескароли (Francesco Pescaroli) искусство резьбы по дереву. Как полагают биографы, именно Франческо научил мастера в совершенстве владеть инкрустацией, обучив множеству нюансов и деталей.
К началу 1680 года мастер изготовил множество различных инструментов, среди которых были не только скрипки и виолончели, но и мандолины, арфы, гитары и лютни.
В 1681 году Страдивари на заработанные от первых инструментов деньги приобретает себе дом, который располагается неподалеку от доминиканского монастыря в родном городе. На территории дома были подвал, несколько антресолей, а также небольшая квадратная пристройка на крыше. Она открывалась с южной и западной стороны, там же располагались сушильни, где Антонио любил работать в хорошую погоду, а также высушивал свои инструменты после нанесения краски. Мастер старался сделать каждую скрипку настоящим произведением искусства, поэтому всякому инструменту уделял много времени, прислушиваясь к звучанию и чувствуя малейшее неверное колебание.
Великолепные творения Антонио Страдивари сложно был не заметить, поэтому спустя непродолжительное время у его инструментов стали появляться первые поклонники. Мастер получил уникальную возможность еще при жизни испытать на себе, каково это – быть признанным и иметь привилегированное социальное положение. Когда музыканты стали все чаще заказывать у Страдивари ту или иную работу, у мастера, наконец, появился финансовый достаток.
Последующее изготовление инструментов
До 1684 года влияние Николо Амати в шедеврах Страдивари чувствовалось довольно сильно, поскольку Антонио старался следовать тем заповедям настоящего виртуоза, о которых тот ему рассказывал. Но как только Николо умирает, Страдивари начинает пробовать что-то новое, экспериментировать, создавать музыкальные инструменты так, как ему кажется правильным. Мастер постоянно находился в поисках идеального сочетания между неповторимым и изящным внешним видом и чистым звучанием.
В 1698 году на голову Страдивари сваливается трагическое событие – умирает его дорогая Франческа. Однако Антонио недолго был одинок, и спустя год он вновь связывает себя узами брака. На этот раз его избранницей становится Антониа-Мария Замбелли (Antonio-Maria Zambelli). В браке рождается пятеро детей, однако ни один из них не следует по пути отца. Дети не смогли унаследовать талант мастера.
Первые двадцать лет последующего столетия считаются самыми удачными, «золотыми» в жизни Антонио Страдивари. Именно в этот период гений создает лучшие инструменты, знаменитые неповторимым звучанием и безупречным дизайном.
В начале 30-х годов XVIII века мастер продолжает работать, но делает это менее интенсивно, так как стали сказываться возраст и проблемы со здоровьем. В этом время Страдивари начинает замечать, что его рука не так тверда, как раньше, поэтому ювелирную работу над своими творениями он провести уже не мог. Тем не менее, даже находясь одной ногой в могиле, Страдивари не забрасывает изготовление инструментов. Он принимает решение сделать меньше, но качественнее. Над каждой скрипкой Антонио старается до тех пор, пока звучание полностью его не устроит.
За всю жизнь у Страдивари было только три ученика – это два его сына и Карло Бергонци (Carlo Bergonzi), скрипичных дел мастер и представитель кремонской школы. Но ни один из последователей Антонио не смог достигнуть такого же уровня мастерства, никто не обладал необходимым талантом, чтобы превзойти гения.
Маркировка
Страдивари помечал созданные инструменты своеобразной надписью на латинском языке: «Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno».
На специальных этикетках мастер в 1736 году ставил отметку «d’anni 92», а в следующем году — «d’anni 93». Этим он подписывал свой возраст.
Смерть мастера
Мастер умирает 18 декабря 1737 года, в родном городе Кремона на севере Италии, где прожил всю жизнь. Страдивари находился в преклонном возрасте – ему было 93 года. По меркам того времени, это невероятно долго, поэтому Антонио может смело претендовать на звание долгожителя XVII-XVIII веков.
Местом упокоения мастера стало кладбище монастыря доминиканцев. В 1869 году он был упразднен, поэтому все останки вырыли из склепа и перемещены в общую могилу за пределами города. Поэтому в настоящее время неизвестно, где находится прах Антонио Страдивари, сейчас он считается бесследно пропавшим.
По другим данным, мастер смог обрести покой в фамильном склепе неподалеку от часовни Розарио близ церкви Сан-Доменико (basilica di S. Domenico), рядом со второй женой, которая покинула этот мир несколькими месяцами ранее Антонио.
Инструменты Антонио Страдивари
По разным источникам в общем количестве мастер создал около 1150 инструментов. Некоторые историки говорят, что, если принимать во внимание природные катаклизмы, катастрофы и социальные конфликты, то в итоге можно насчитать около 5 тысяч инструментов Антонио.
В настоящее время сохранилось примерно 650 музыкальных инструментов Страдивари. Самыми знаменитыми выступают:
Виолончель Дюпора
Виолончель Дюпора (Stradivari Duport) создана в 1711 году, является самым дорогим из сохранившихся инструментов Страдивари. Название виолончель приобрела благодаря владельцу Жану-Луи Дюпору, который не расставался с ней до самого дня смерти. Существует легенда, что на инструменте осталась небольшая царапина, нанесенная Наполеоном шпорами, который пробовал на ней сыграть. Виртуоз Франкомм выкупил ее за 22 тысячи франков, после которого перешла к Иоганну Кнопу. Впоследствии инструмент несколько раз менял обладателей.
С 1974 по 2007 год на ней играл Мстислав Ростропович, который любил называть виолончель своей «любовницей».
Виолончель Давыдова
Виолончель Давыдова (Stradivari Davidov) была изготовлена в 1708 или 1712 году для великого герцога Тосканского. Позднее инструмент был привезен в Россию графом Апраксиным. В позапрошлом столетии виолончель находилась в собственной коллекции графов Вильегорских, которые позволяли играть на ней приезжим и знакомым музыкантам. В 1870 году один из представителей семьи подарил инструмент Карлу Давыдову, чье имя он хранит и по сей день. В 1964 году виолончель приобретает крестная знаменитой Жаклин Дю Пре за 90 000 долларов. Однако спустя шесть лет девушка отказывается на ней играть. В настоящее время виолончель является собственностью американского музыканта Йо-Йо Ма китайского происхождения.
Виолончель Серве
Наиболее известным владельцем Виолончели Серве (Stradivari Servais) является Франсуа Серве, в честь которого и было надо название инструменту.
Сама виолончель находится в отличном состоянии, на ней даже сохранилась маркировка с датой создания – 1701 год. Продолжительное время на ней Серве играл в доме Юсуповых, а в 1857 году инструмент перешел в его полноправное владение. Сейчас бесценный шедевр Страдивари выставлен как экспонат в Смитсоновском институте.
Память о мастере
Про знаменитого мастера был снят в 1988 году фильм «Страдивари». В нем рассказывается о жизни Антонио, как он пришел к изготовлению шедевров, и как продвигалась его работа на протяжении всего творческого пути.
В чем секрет Страдивари: легенды и научные предположения
Инструменты Страдивари, которые по звучанию были чистыми, нежными, отождествлялись у многих владельцев с живым существом. В душе каждого человека музыка, сыгранная на скрипке Антонио, находила отклик, можно было прочувствовать всю многогранность таланта музыканта. Инструменты помогали раскрыть весь потенциал того, кто ими владеет.
Современного вида скрипки создаются с применением передовых технологий, используя лучшие сорта дерева, но звук все равно не такой, как у Страдивари. Уже на протяжении нескольких веков ведутся ожесточенные споры о том, какой секрет хранил знаменитый мастер. Поговаривают, что тайну создания идеального музыкального инструмента Страдивари узнал в одной из аптек, но что именно тогда порекомендовал ему аптекарь – неизвестно.
Профессор Джозеф Нагивари утверждал, что дерево первоначально подвергалось химической обработке, чтобы увеличить силу звука и сделать его чище. В ходе экспериментов было выяснено, что подобный подход никак не влияет на звучание инструмента, хотя теоретически это возможно.
Современные изготовители скрипок утверждают, что волшебное звучание скрипки обуславливается необычным химическим составом. Тогда ученые Массачусетского университета решились на еще один опыт, в ходе которого выяснилось, что пронзительный и изящный звук был достигнут из-за классической ошибки в процессе создания инструментов.
Путем экспериментов выяснилось, что неподражаемое звучание обосновывается специфическими F-образными отверстиями, форма которых была сделана случайно. Когда совершается резка по тонкому дереву, невозможно избежать несовершенств, однако ученые единодушно согласились, что это больше походит на великое открытие, чем на пресловутую ошибку.
Многие сходятся во мнении, что секрет скрипок Страдивари заключается в том, что мастер очень любил свою работу, поэтому именно трудолюбие помогло ему создавать шедевры легендарного уровня. В настоящее время секрет волшебных инструментов так и не был раскрыт. Однако энтузиасты не унимаются. Возможно, когда-нибудь тайна веков спадет и мы, наконец, узнаем, что же всю жизнь скрывал Антонио Страдивари.
Интересные факты
В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:
И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:
Цитаты
В процессе работы Антонио Страдивари досконально изучил принцип создания скрипки, вник во все аспекты этого искусства, но высказываний мастера известно не так много. Самым распространенным считается: «Скрипки не делают. Они не бочки и не скамейки, такой инструмент необходимо выращивать, как виноград или детей».