страдивари биография и его творчество
Что мы знаем об Антонио Страдивари?
Если под счастьем понимать то, что человек еще в юности обрел свое призвание и был предан ему вплоть до глубокой старости, то, безусловно, гениальный Антонио Страдивари был счастлив. Ибо отнюдь не всем гениям в нашем мире судьба отвела столь длительный срок. Вся жизнь и сущность Страдивари была связана со скрипками. И до тех пор, пока будут существовать струнные музыкальные инструменты, имя его будут помнить.
Подобно своим предкам, в том числе отцу Алессандро и деду Джулио Чезаре, Антонио был гражданином Кремоны, небольшого городка в Ломбардии, где свое первое воспитание получил знаменитый древнеримский поэт Вергилий.
До сих пор историки не смогли установить точную дату рождения Антонио. Все из-за того, что его родители, которые, судя по записям, проживали в Кремоне вплоть до 1628 года, бежали от войны, голода и чумы, опустошивших город в 1628−30 годах. Вероятно, они куда-то переехали, в одну из соседних деревень, а может, и поближе к Милану. Их страхи вполне объяснимы. Иероним Амати и его семья были основательно выкошены болезнями в 1628-м, а четырьмя годами позже жертвой эпидемии чумы стал скрипичный мастер Джованни Паоло Маджини.
Возраст Антонио Страдивари удалось определить, в том числе, и благодаря его гордости собственными скрипками, которые он в старости маркировал по типу: «Antonius Stradivarius Cremonensis faciebat 1732 de Anni 89», что переводится с латыни как «Антонио Страдивари Кремонский сделал в году 1732 в возрасте 89 лет». Так что мы можем быть абсолютно уверены, что менее чем через тридцать лет после смерти Шекспира в этом богатом, залитом солнце местечке родился другой гений.
Первое упоминание о Страдивари исходит от него самого — ярлычок на скрипке гласит: «Антонио Страдивари Кремонский, ученик Николо Амати сделал в 1666 году».
В год Великого лондонского пожара Страдивари был подмастерьем у одного самых знаменитых создателей скрипок — Николо Амати. Однако ученик уже делал первые самостоятельные шаги.
Антонио и Франческа поселились в доме под названием Каза дель Пескаторе, и хотя Страдивари, вероятно, продолжал трудиться на Амати, он также работал и «на себя», беспрестанно обучаясь своему ремеслу и проводя исследования. Тот уровень мастерства, коим он уже обладал в 1666 году, вряд ли можно было обрести за год-два. Граф Коцио ди Салабуе, известный поклонник музыки, черпавший информацию у сыновей Страдивари, говорил, что Антонио начал работать в 1656 году. И нет оснований ему не верить.
Но вскоре Каза дель Пескаторе стал для семьи Страдивари слишком тесен. За период с 1667 по 1679 годы у Антонио и Франчески родилось шесть детей, правда, один умер в младенчестве. Финансовое состояние мастера также заметно улучшилось, и он мог себе позволить приобрести дом на Пьяцца Сан Доменико (ныне Пьяцца Ди Рома). Здесь он прожил всю оставшуюся жизнь. Напротив находилась церковь святого Доминика.
Дом по-прежнему стоит, но вокруг многое изменилось. Саму площадь уже не узнать. В 1869 году церковь снесли, кости из могил увезли, а на том месте, где священник молился вместе с паствой, разбили прекрасный сад.
В те времена жилище Страдивари занимало три этажа, которые вмещали одиннадцать комнат, подвал и магазин на первом этаже. На заднем дворе находился колодец, а верхушку дома занимала открытая мансарда. Подобные строения и сегодня не редкость на севере Италии. Традиционно считается, что именно на чердаке располагалась мастерская. Здесь год за годом, в тишине и спокойствии, окруженный собственными инструментами в разной степени готовности, Антонио трудился, не покладая рук. Таким его запомнил Гаэтано Пуньяни, известный скрипач из Турина: высоким, худым, в белом кожаном фартуке, в белом колпаке (зимой — из шерсти, летом — из хлопка), в наряде, который не менялся годами, ибо Страдивари «всегда был занят делом».
Вплоть до 1684 года Страдивари в общих чертах повторял находки своего учителя Амати. Вот почему его скрипки этого периода носят название Amatise. Однако в этом году умер Николо Амати, и Антонио, будто бы сбросивший с себя оковы неких обязательств, перестал копировать великого мастера. Его производительность выросла, и он увеличил размеры своей модели, так что скрипка стала напоминать «Grand Amatis», одну из ранних работ Николо.
Понимая, что превзойти своего наставника можно только смелыми решениями, Страдивари отдавал ремеслу всего себя, не гнушаясь экспериментов. Буквально за два года самостоятельной бурной деятельности он достиг такого совершенства в ремесле, что, при желании, мог бы мастерить скрипки с закрытыми глазами. Проблема в том, что Антонио мало интересовало количество, он мечтал удивить мир. В 1690-м, возможно, под влиянием скрипок Маджини, он внес инновационные изменения в форму и пропорции своих инструментов, получив в итоге удлиненную скрипку — Long Strad. Сей результат успокоил его самолюбие ровно на десять лет.
В 1698 году размеренную жизнь мастера нарушила трагедия. Умерла его жена Франческа, и он устроил ей великолепные, помпезные похороны. И спустя год… снова женился. На сеньоре Антонии Марии Замбелли, которая за последующие девять лет подарила ему еще пятерых детей.
В начале нового века грянула война за испанское наследство — масштабный европейский конфликт, растянувшийся на 13 лет. Кремона, захваченная французами, стала для принца Евгения Савойского местом для демонстрации своих блестящих талантов полководца. Но Страдивари было глубоко наплевать на то, что происходило во внешнем мире: чудесным образом он умел полностью сосредотачиваться на своей работе, не видя и не слыша зла, творимого людьми.
Его гений был полон новых замыслов и идей, приведших к появлению чудесного цветка — совершенной скрипки, известной миру под именем «Беттс». Начиная с 1704 года и до тех пор, пока старческие глаза и руки позволяли, мастерскую Страдивари покидали только бесподобные и поистине бесценные инструменты. У своих предшественников он позаимствовал лучшее: величие и силу звука мастеров из Брешиа, женственную сладость звучания Амати. И прибавил к ним собственный знак качества.
Антонио никогда особо не интересовался альтами. Не лежала к ним его душа, да и мало кто из его учителей или современников продвинулся в этом направлении. Те несколько виол, что Страдивари сделал под заказ, по голосу, скорее, напоминали скрипку. А вот поклонники виолончелей должны быть обязаны итальянцу из Кремоны по гроб жизни. Мастер некоторое время экспериментировал с пропорциями и в итоге достиг не меньших высот, нежели в производстве скрипок.
Вторая жена Страдивари умерла в марте 1737 года. Лет тридцать назад Антонио мог бы оправиться от этого удара, но не в его почтенные годы. Он скончался в декабре и был похоронен в фамильном склепе церкви Сан Доменико.
Братья Артур и Альфред Хилл из знаменитой лондонской компании, объединившей скрипичных мастеров, дилеров и экспертов, лучше кого бы то ни было изучили инструменты итальянца и утверждали, что Страдивари был одним из самых проворных и искусных ремесленников, коих знавал мир.
Автор: Евгений Жарков
Дубликаты не найдены
— Творения мастера должны прийти к людям!
Даже если бы никто не покупал мои скрипки, я бы их отдавал даром.
– Но люди, к которым они попадают, не в состоянии отличить
Ваш инструмент от балаганной виолы. Они платят Вам за ваше имя.
– Есть одна тонкость, которую пока ты не можешь понять.
В твоем возрасте жизнь кажется бесконечной;
А я люблю думать о том, какую тень оставлю пройдя по-жизни.
Вот его скрипки сейчас очень ценятся. Они ценятся потому что старые или он действительно делал невъебезные скрипки?
Конечно первое. С нынешними технологиями сделать поездатуую скрипку вообще не проблема.
он действительно делал невъебенные скрипки, но ценятся сейчас они потому что старые.
вы знаете, даже если я напишу картину-копию Айвазовского, которая будет на 100% соответствовать оригиналу, она не будет стоить ничего, разве что как заурядная картина местного художника, коих на барахолках полно.
если я сейчас повторю рекорды олимпийских чемпионов 1960 мне тоже медалей никто не даст.
Можно предположить также и то, что возраст неким образом положительно сказывается на звучании скрипки. Древесина с веками таки меняет свои свойства, структуру. Искусственное старение материалов процесс все же иной, более косметический, и не факт что используя современные технологии можно скопировать инструмент и наделить его свойствами вековых скрипок.
а вот про то, что маршал Тухачевский делал неплохие скрипки мало кто знает
Бульвар под ливнем. Когда то дети читали такое. Про скрипку, музыку и прочее. Есть фильм.
Тайны маэстро Страдивари
Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.
Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.
А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.
Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.
После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.
В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!
Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».
Антонио Страдивари
Биография
Антонио Страдивари — признанный мастер изготовления смычковых инструментов, его учил Николо Амати, гений 1600-х годов. Сохранились более 400 скрипок и около 200 виолончелей, размещенных в музеях и хранилищах европейских и азиатских городов.
Детство и юность
Антонио Страдивари появился на свет в итальянском городе Кремона, точная дата рождения мастера относится к тайнам прошлых веков. Предполагается, что пополнение в семье состоятельных граждан Ломбардии произошло во второй половине 1640-х годов.
Фамилия, доставшаяся итальянцу, имела богатую историю, в переводе означала «дорога» или «человек, имевший ломбард». Согласно земельному пожалованию, предки, звавшиеся «страдивариями», занимались внешней торговлей, соблюдая существовавший стандарт.
Отец Алессандро и мать Анна к моменту рождения Антонио крестили, вырастили и воспитали как минимум троих детей. Пробел в биографии скрипичного мастера связан с потерей документов, уничтоженных из-за эпидемий, которые привели к гибели тысяч людей.
Родители мальчика, пережившие трудное время, захотели, чтобы в детстве ребенок занялся полезным трудом. Сына отдали в подмастерья местному создателю скрипок, спустя некоторое время Николо Амати сделал Антонио учеником.
Некоторые современные исследователи считали, что юный Страдивари начинал у Франческо Руджери, основателя династии мастеров. В пользу такой точки зрения свидетельствуют музыкальные инструменты, которые изготовил будущий гений в конце 1650-х годов.
Кроме этого, существовала гипотеза, что Страдивари работал столяром и резчиком по дереву, украшавшим скрипки для богатых людей. Пройдя стартовый курс подготовки у Франческо Пескароли, мальчик попал под крыло известных в Кремоне профессиональных учителей.
Сохранились скрипки, сделанные Антонио в 16–17-летнем возрасте, его имя появилось на этикетках в 1660-х годах. Это стало отправной точкой для самостоятельной карьеры и способствовало последующему успеху в итальянских музыкальных кругах.
Личная жизнь
В личной жизни уроженца Кремоны присутствовали две женщины. Первой женой была итальянка, в молодости оставшаяся вдовой. После свадьбы с Франческой Феррабоши в июле 1667 года Страдивари обзавелся домом с просторными комнатами и мастерской.
Резиденция Casadel Pescatore граничила с владениями Николо Амати, там на свет появились пятеро долгожданных детей. Потом у семейной пары родился еще один ребенок, который, согласно церковным записям, скончался в возрасте семи дней.
В районе 1680 года семья переехала на Piazza Roma в поместье, обошедшееся Антонио в солидную сумму 7 тыс. лир. На чердаке мужчина создал производственные помещения, где работал над инструментами, которыми восхищается мир.
После смерти первой супруги Страдивари снова женился, об Антонии Марии Замбелли не известно почти ничего. Образ 35-летней итальянки, скрасившей остаток жизни мужчины, появлялся в художественной литературе, публицистике и кино.
Новый брак принес мастеру еще пятерых разнополых наследников, которые согласно завещанию имели одинаковые права. К сожалению, дети не продолжили дело великого итальянца, являясь сторонними наблюдателями моментов триумфа и торжества.
Мастерство
В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.
В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.
Антонио Страдивари и Николо Амати / «Википедия»
С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.
В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.
Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.
Находясь в центре скрипичного производства, расположенного в Кремоне, Страдивари изготовил арфу и ряд мандолин и гитар. Знаменитые испанские скрипки из «королевского квинтета» принесли одаренному итальянцу довольно солидный гонорар.
В начале XVIII века мастерство Страдивари достигло вершины, и неподалеку от дома в Кремоне он открыл собственный магазин. Наделенные душой инструменты получали образные названия Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno — «Добрые времена» и «Дельфин».
В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.
Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.
Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.
Тайны маэстро Страдивари
Произведений этого мастера сохранилось шестьсот. Крупнейшие музыканты с мировым именем мечтают иметь у себя хотя бы один инструмент, сделанный его удивительными руками. Рыночная цена изделий мастера давно уже перевалила за миллион долларов. И всё это ради скрипок. Скрипок Антонио Страдивари.
Триста лет они не дают покоя любителям музыки, виртуозам, перекупщикам, историкам искусства, маньякам. Скрипки Страдивари имеют подчас столь извилистую судьбу, которой позавидуют герои авантюрных романов. Они бесследно исчезали и неожиданно появлялись из ниоткуда, их находили на старых чердаках и они погибали в огне, разбивались вместе со своими владельцами в авиакатастрофах, их похищали бесчисленное количество раз. Некоторые из инструментов никогда не бывали в руках у настоящих музыкантов, оставаясь дорогостоящими игрушками богатых фетишистов.
А нам остаётся лишь теряться в догадках, разбираясь с невероятным количеством романтических легенд, официальных небылиц и противоречивых версий, имеющих отношение к «секретам» Антонио Страдивари.
Чаще всего упоминаются три элемента, отличающие его инструменты от инструментов других мастеров. Это, прежде всего, «поющее дерево», затем золотистый лак и, в довершении, технология сборки. Три загадки, которые пока не по зубам спектральному анализу, всепроникающим рентгеновским лучам и супермощным компьютерам. Техника пасует перед талантом рук человеческих. Иногда такое случается.
После того, как маэстро по только ему известным критериям отбирал подходящий материал и вырезал из него деки, гриф и душку, наступала очередь лака. Домыслов и фантазий на счет лакового покрытия ничуть не меньше. Неизвестны ни рецептура его, ни количество слоёв, нанесенных на скрипку, ни даже то, как он наносился на поверхность. Зато точно установлено, что лак Страдивари не закрывал ни одной черточки в рисунке древесного слоя, восстанавливал и каким-то чудесным образом консервировал поры дерева, позволяя ему «дышать», что многократно увеличивало вибрацию корпуса скрипки.
В числе компонентов легендарного лака Страдивари называют: ализарины, канифоль, прополис, эфирное масло, пуццулану, золу, пчелиный клей, сок растений семейства молочайных, шеллак. Но сколько бы химики не смешивали и не растирали приведенные выше компоненты ничего похожего на лак Страдивари не получается. Это какое-то наваждение: сотни экспериментов, современнейшая техника, а результатов никаких. Гений итальянского мастера, жившего три столетия назад, оказывается недоступным объяснению с точки зрения современной науки. Любопытнейший парадокс!
Итальянцы самозабвенно гордятся своим божественным и непревзойдённым соотечественником. На памятной доске в Кремоне (родине маэстро) выбиты следующие слова: «Здесь жил Антонио Страдивари, вознесший скрипку на самую высокую ступень совершенства, мастер, не знавший соперников в своём искусстве, давший Кремоне нетленное имя».
Прекрасная и печальная судьба Антонио Страдивари
Наверное, нет человека, который бы не слышал о скрипках Страдивари, но о судьбе их создателя знают далеко не все.
Семья купца Алессандро Страдивари в 1644 году бежала из Ломбардии от эпидемии чумы. Его жене сеньоре Анне было уже под сорок, и она была беременна. Первый сын супругов, рождённый через девять месяцев после свадьбы уже жил самостоятельно. Сеньора Анна была измучена дорогой, гибелью родных, но всё-таки она родила сына, которого назвали Антонио.
Антонио рано остался без матери и его воспитывал суровый отец. Синьор Алессандро научил сына читать, а местный священник обучил его счёту.
Мальчик в свободное время любил бродить на Ярмарке, смотреть на акробатов, комедиантов.
Однажды, оказавшись в первом ряду зрителей, он увидел в руках одного из актёров маленький инструмент, издававший удивительные звуки, которые взволновали его душу. И Антонио, дождавшись конца представления, подошёл к музыканту и спросил, что это за штука, на которой он играл.
Тот удивился его вопросу, но всё-таки ответил, что это скрипка работы великого Андреа Амати.
Музыкант посмотрел на взволнованного мальчика и добавил, что когда-то в Кремоне жил маэстро Джованни Паоло Манджини из Брешни. К нему пришёл Амати, пожелавший посвятить себя скрипичному мастерству, несмотря на то, что его богатые и благородные родители были категорически против. Амати порвал с семьёй, много работал и открыл своё дело.
Он женился, у него родились сыновья, которые стали превосходными мастерами, но всех их погубила чума. Остался только внук – маленький Николо. Мастер не берёт учеников и хранит своё мастерство.
После этого музыкант ушёл, оставив поражённого его рассказом мальчика.
Через три года рано утром в Кремон прибыл длинноногий подросток в старомодной одежде. С ним был небольшой дорожный мешок.
Юноша нашёл дом, который искал. Он представлял собой большое здание с лавкой и вывеской на первом этаже – «Мастерская кремонских скрипок Николо Амати».
Мастер ещё не спал. Несмотря на мучившую его подагру, он был загружён работой, и ему не хватало опытного помощника. Но ждать поддержки ему было неоткуда.
Он работал над контрабасом, когда вошла служанка и сказала, что его хочет видеть маленький господин. В мастерскую вошёл худенький подросток и голосом, дрожащим от волнения, сказал, что его зовут Антонио Страдивари, и он хотел бы стать учеником мастера. Мальчик сказал, что его отец умер и некому платить за его учёбу, но он готов отплатить работой и уважением.
Антонио достал из своего дорожного мешка скрипку и протянул её сеньору Аманти.
На вид скрипка была неказистой – несимметричной в боках, с длинным грифом и кривыми прорезями, покрыта она была плохим лаком. Но струны у неё были, как и положено, из кишок ягнёнка, а завиток в грифе завораживал своим изяществом.
Мастер велел Антонио сыграть на своей скрипке. И к его удивлению скрипка зазвучала проникновенно и нежно. Скрипки самого Амати звучали негромко, и ни одному из известных ему мастеров не удавалось заставить звучать инструмент с такой силой.
Забыв о подагре, мастер подбежал с Антонио и выхватил из его рук скрипку. Он рассмотрел её хорошенько и стал спрашивать мальчика из какого дерева он сделал низ и верх скрипки и каким лаком её покрыл.
Антонио ответил, что лак он придумал сам, а скрипки учился делать по найденной возле брошенной виллы скрипке со сломанным грифом. И при этом сделал не менее полусотни замеров, пытаясь сделать свой инструмент.
С этого дня Страдивари стал учеником Амати и провёл в его доме почти десять лет.
Постепенко из подростка Антонио превратился в красивого юношу.
Все эти годы он отдал работе.
Когда бы мастер ни заходил в мастерскую, он заставал своего ученика за работой. Всё о чём мечтал Антонио, это создавать скрипки не менее прекрасные, чем скрипки учителя.
Сначала Амати доверял ему изготовление отдельных деталей инструмента, но постепенно, особенно после того, как его заказчиком стала могущественная католическая церковь, мастер стал доверять ученику большее.
Однако, свои первые настоящие скрипки, несмотря на то, что они были сделаны «под Амати» Страдивари изготовил только в 1666 году. На скрипках Антонио ставил знак – круг, в нём мальтийский крест и инициалы «AS».
Шли годы, и Аманти стал видеть в ученике не только друга, но и почти сына. Всё чаще он стал говорить, что Антонио пора создать семью. Но Страдивари говорил, что никто не отдаст за сироту девушку из приличной семьи. Однако учитель был настойчив и сосватал ему вдову Франческу Ферабоску.
Франческе был 21 год. Вскоре состоялось венчание, и семейство Страдивари поселилось в доме Маззини рядом с площадью Сан-Доменико. Жилые комнаты были крошечными, а мастерская огромной.
У супругов родилось шесть детей, воспитанием, которых занималась Франческа.
А Страдивари полностью посвятил себя работе.
Дети росли в достатке, но в доме почему-то не было не только ссор, но и веселья. Гостей не принимали, несмотря на то, что Страдивари сильно разбогател.
У обедневшего аристократа он купил в 1680 году палаццо за семь тысяч имперских лир. На первом этаже открылся магазин струнных инструментов, покупателями в нём были богачи. Жилые комнаты были набиты позолоченной мебелью.
Но Страдиварии абсолютно не интересовался, чем живут его жена и дети. Даже о смерти своего учителя он узнал случайно. При погребении Амати зазвонили колокола собора святого Доменика и отвлекли Антонио на несколько минут от сложных расчётов.
Старый Амати умер в 1684 году разорённым.
Своих сыновей Страдивари сажал к станку с семи лет и заставлял работать целыми днями, не интересуясь их желаниями.
Ни один из его сыновей не унаследовал дар отца, оставшись на уровне ремесленников.
В 1889 скончалась Франческа, и Страдивари через год женился на красавице Антонии Марии Замбелли, которая была моложе его на двадцать лет. От этого брака родилось четыре сына и дочь.
Один из сыновей умер в младенчестве, другой в 24 года от чумы. Третий, переболев чумой, удалился в Пармскую обитель. А самый любимый, младший сын Паоло сбежал в Америку, заявив, что ремесло отца ему ненавистно.
Отец проклял сына и больше никогда не вспоминал о нём.
Умер Страдивари в 93 года, завещав детям дом, неисчислимые богатства, но, так и не передав сыновьям своего мастерства.
С 1737 года секрет изготовления скрипок домом Страдивари был утрачен.
Вероятно, для продолжения династии, не хватило такой малости, как любовь и сердечное тепло.