Столичное авто в ссср сканворд

На чем ездила элита СССР. Экзотические модели и их владельцы

Столичное авто в ссср сканворд

Столичное авто в ссср сканворд

Тяга к роскоши вообще и дорогим автомобилям в частности была свойственна чуть ли не всем вождям СССР. Да и не только им: многие представители советской элиты без стеснения пользовались возможностью разжиться чем-нибудь крутым, диковинным и четырехколесным. Не станем обсуждать, правильно это или нет — лучше расскажем, каких «инопланетян» при должном везении могли повстречать на дорогах граждане Союза.

«Вторичка» Владимира Ленина

Широко известно, что Владимир Ленин ездил в основном на Rolls-Royce Silver Ghost: три таких автомобиля в 1922 году были куплены новыми в Великобритании, и один из них был впоследствии переделан в тот самый полугусеничный экземпляр, который сегодня хранится в музее в Горках. Но причины выбора именно «Роллсов» были далеки от тщеславных — просто английская конструкция оказалась самой надежной, неприхотливой и стойкой к нашим дорогам.

До заказа этих новых «Призраков» вождь мирового пролетариата передвигался на подержанных экземплярах, также купленных за рубежом, а его первый Rolls-Royce был экспроприирован из гаража Михаила Романова. И вообще, именно бывший автопарк императорской семьи первоначально и «докатывала» верхушка молодого Союза. Поначалу Ленин ездил на французском Turcat-Mery 165FM — но буквально пару недель, пока машину не угнали прямо с территории Смольного.

Французский же Delaunay-Belleville 45 с удивительным цилиндрическим моторным отсеком пострадал во время покушения 1 января 1918 года: пули так изрешетили деревянный кузов, что восстановить его не удалось. Совсем не повезло Renault 40 CV — ему досталось и покушение в исполнении Фанни Каплан, и последующий угон в стиле GTA: банда преступников буквально выкинула Ленина и его водителя из машины. Словом, с французским автопромом как-то совсем не задалось, а вот «британцы» у Ильича прижились.

Импортозамещение Иосифа Сталина

После прихода Сталина к власти парадигма изменилась всерьез и надолго: правильными автомобилями для первых лиц страны стали американские — или сделанные по их образу и подобию. Сразу после революции Иосиф Виссарионович еще ездил на британском Vauxhall из того же императорского гаража, но во время Гражданской войны пересел на заокеанский Packard Twin Six — первый серийный автомобиль с мотором V12. Тут-то Сталина и проняло.

Начиная с 1925 года из США в СССР начали не то чтобы массово, но стабильно прибывать модели Buick, Lincoln, Cadillac — и, конечно же, Packard. Эта марка у нового вождя стала любимой: в 1933 году он сменил старенький Twin Six на свежайший Twelve, а еще через два года получил в подарок от Франклина Рузвельта бронированный лимузин той же модели, на котором преимущественно и передвигался.

Однако важно понимать, что параллельно с этим велись работы по созданию первых советских автомобилей представительского класса — пусть и «с оглядкой» на американские. Сначала на ленинградском заводе «Красный Путиловец» попытались освоить аналог Buick Model 80, но машина с индексом Л-1 в серию не пошла. А вот московский ЗИС-101 в производство все-таки попал: по сути это было дальнейшее развитие проекта Л-1 с новым кузовом работы американского ателье Budd, частично заимствованной у «Паккардов» техникой (речь, например, о подвесках и рулевом механизме) и множеством других модернизаций. Партийная верхушка действительно пересела на «сто первые», но до уровня сталинского автомобиля они откровенно не дотягивали.

А вот ЗИС-110, многое перенявший у Packard Custom Super Eight, запросам вождя уже вполне соответствовал — и с 1949 года его бронированная версия с индексом 115 стала основной (и официальной) машиной Сталина, а в Гараже особого назначения практически не осталось иномарок. Однако на любимом бронированном «Паккарде» Иосиф Виссарионович все равно периодически ездил до самой смерти.

Калейдоскоп Никиты Хрущева

От суровых броневиков — к открытым народу кабриолетам: Никита Хрущев в качестве служебного автомобиля тоже использовал ЗИС-110, но с откидным мягким верхом и без пуленепробиваемой стали. Да и выбор расцветок был далеко не таким мрачным: на смену черному пришли серый и светло-голубой. А еще Никита Сергеевич живо интересовался зарубежными машинами, но подолгу ими не владел, предпочитая раздаривать людям из приближенного круга или передавать советским структурам.

Самый яркий пример — легендарное «Крыло чайки», Mercedes-Benz 300 SL. Фактически гоночная машина, адаптированная для дорог общего пользования и обернутая в роскошную упаковку, была отправлена в Ленинградский институт топливной аппаратуры для изучения диковинной системы непосредственного впрыска. Там рядную трехлитровую «шестерку» разобрали, собрали (как ни удивительно) обратно, а затем купе еще долго скиталось по просторам страны, успев, в частности, сняться в фильме «Мертвый сезон».

Считалось, что где-то в 1980-х его следы исчезли, но три года назад в Лондоне обнаружился молодой российский бизнесмен Анатолий Евдокимов, который утверждает, что владеет тем самым автомобилем — вывезенным в Германию и отреставрированным. Советский техпаспорт, говорит, сохранился до сих пор.

Кроме того, в автопарке Хрущева в разные годы присутствовали довоенные Lincoln Zephyr V12 и ранний Cadillac Fleetwood 75 1939 года; еще один «Флитвуд», уже 1959-го года, ему подарили в США. Встречаются упоминания роскошного Rolls-Royce Silver Cloud: якобы этот автомобиль Никита Сергеевич подарил Дому престарелых большевиков. А своим детям, Сергею и Раде, передал машины попроще, но все равно для СССР экзотические: купе Fiat 2300 с кузовом от ателье Ghia и заднемоторный кабриолет Renault Floride соответственно.

Самым же символичным и пророческим подарком стал Chevrolet Bel Air 1955 года. Им Хрущев наградил за успехи в поднятии целины первого секретаря ЦК КП Казахстана — Леонида Брежнева.

Петролхедский гараж Леонида Брежнева

Тот самый Bel Air стал первым экземпляром в огромной брежневской коллекции: генсек машины не только любил, но и умел на них ездить. Широко известны истории, как Никсон и Киссинджер, прокатившись с Брежневым в качестве пассажиров на Cadillac Fleetwood и Lincoln Continental соответственно, испытали страх вперемешку с восторгом — такой прыти на извилистых дорожках они не ожидали ни от машин, ни от самого Леонида Ильича.

Причем покупать автомобили генсеку даже не требовалось: о его пристрастии было известно всем, поэтому редкие и дорогие четырехколесные подарки стали чуть ли не обязательными. Так, канцлер ФРГ Вилли Брандт презентовал Брежневу роскошнейший шестидверный лимузин Mercedes-Benz 600 Pullman в кузове W100, японцы в 1973 году подарили новейший представительский Nissan President второго поколения, а Елизавета II годом позже пожаловала Леониду Ильичу Rolls-Royce Silver Shadow.

Впоследствии эта машина была разбита и прямо в таком виде дожила до наших дней — искореженный седан хранится в рижском автомобильном музее, а за рулем восседает фигура Брежнева. И это абсолютно некорректно, потому что в аварию угодил не генсек-лихач, а водитель ГОНа.

Впрочем, Брежнева было бы странно называть главным советским петролхедом, если бы его гараж состоял только из представительских лимузинов. Но там были и по-настоящему яркие экземпляры — например, родстеры Mercedes-Benz 350 SL и 450 SLC, стремительный итальянский седан Maserati Quattroporte с 290-сильным V8 под капотом — и даже авангардный Citroen SM с космическим дизайном, гидропневматической подвеской и двигателем, разработанным все той же компанией Maserati.

Трофейные сокровища

Разумеется, иномарки в Союзе были не только у руководящего состава партии. После войны в страну хлынули трофейные автомобили — конечно же, в первую очередь немецкие. И в первые годы на дорогах СССР можно было запросто встретить BMW 321, Opel Kadett и Olympia, компактные Adler и DKW, массовые «Мерседесы» в кузовах W136 и W143…

Понятно, что обслуживать и, тем более, чинить их было нечем, поэтому в дело вступала народная смекалка или попросту «колхоз». Так, личный кабриолет Adler Trumpf Юрия Никулина, снявшийся в «Кавказской пленнице», к середине 1960-х уже почти целиком состоял из агрегатов от «Москвичей» и был, соответственно, заднеприводным — хотя из ворот завода выезжал на передних ведущих.

Никто доподлинно не знает, сколько иномарок было таким образом испорчено, а впоследствии и безвозвратно утрачено. Причем речь идет не только о более-менее распространенных моделях: трофеями в СССР попали и настоящие довоенные жемчужины. По дорогам Союза ездили роскошные Horch 851 и 951, самые дорогие «Мерседесы» вплоть до «Гроссера» 770, выпущенного тиражом всего 200 экземпляров, и даже настоящие «Майбахи». Возили они главным образом членов партийной верхушки, но те же «Хорьхи» были, например, в распоряжении певицы Лидии Руслановой и архитектора Алексея Щусева. И вообще, дорогие заграничные машины для видных деятелей СССР были делом почти что обычным.

Жемчужины знаменитостей

Наверное, нет в стране человека, который бы не знал о «Мерседесах» Высоцкого или «Матре» Гагарина. Но список интересных автомобилей, принадлежавших знаменитостям, намного обширнее. Например, прима Большого театра Галина Уланова почти десять лет ездила на громадном американском Mercury Monterey, пока не сменила его на Citroen DS — по легенде, подаренный Пьером Карденом. Танцовщик Марис Лиепа владел экзотическими компактными хэтчбеками ныне полузабытой американской марки AMC — сначала это был слегка несуразный Gremlin, а затем необычный Pacer, который опередил свое время и потому провалился в продажах.

А вот балетмейстер Шамиль Ягудин ездил на одной из главных американских икон — Ford Mustang. Не отставал успешный каскадер Александр Микулин, которому достался Chevrolet Corvette первого поколения: машина, кстати, дожила до наших дней, но в сильно «заколхоженном» виде и с мотором от «Чайки». А еще есть версия, что именно у Микулина какое-то время жил тот самый хрущевский Mercedes-Benz 300 SL.

Но, пожалуй, самой интересной коллекцией, уступавшей разве что брежневской, владел журналист (а по совместительству агент КГБ) Виктор Луи. В разные годы он передвигался на Porsche 911, Land Rover Series II, Mercedes-Benz 350 SL и 500 SEL, Ford Mustang, Oldsmobile неназванной модели… Кстати, роскошное переднеприводное купе Toronado от того же «Олдсмобила» принадлежало фигуристу Алексею Уланову.

Ну, а главным сокровищем Виктора Луи стоит признать винтажный Bentley 4 ¼ Litre 1938 года. Это был всего один из трех спортивных родстеров, построенных в немецком кузовном ателье Ermann & Rossi — по-настоящему уникальная машина даже в мировых масштабах! Судьба ее, однако, сложилась трагически: Bentley сгорел вместе с гаражом, в котором стоял бок о бок с гоночной BMW 328, «пятисотым» Mercedes-Benz и ВАЗ-2103. Восстановлению ни одна из машин уже не подлежала.

Источник

Иномарки в СССР: кто, как и почему на них ездил?

Зарубежных автомобилей в Советском Союзе на самом деле хватало. Правда, передвигались на них люди особенные – в разных смыслах.

Столичное авто в ссср сканворд

«Додге», «Пеугеот», «Ренаулт»… Смешно? Но из песни слов не выкинешь. Именно так фанатично влюбленные в машины советские мальчишки прямо на улицах знакомились с достижениями мирового автопрома, а заодно осваивали иностранные языки. Латинский алфавит-то уже более-менее знали, а как читаются мудреные заграничные названия – пока не очень.

В крупных городах СССР, и прежде всего в столице, иномарок было довольно много. Вот и отправлялась молодежь на охоту: куда проще разглядеть новинку на улице, чем дожидаться, пока ее фото (может быть!) появится в единственном, по сути, автомобильном журнале страны – «За рулем». Диковинные модели концентрировались у гостиниц, крупных магазинов, особенно по имени «Березка», в которых обладатели валюты покупали то, что простым советским гражданам даже в голову не приходило.

Столичное авто в ссср сканворд

А еще зарубежные машины наполняли стоянки у домов, где проживали иностранцы: их обычно селили отдельно, но не за заборами. Дежурившие возле таких зданий милиционеры смотрели на юных исследователей, сначала просто разглядывающих, а потом и фотографирующих зарубежные автомобили, как правило, с ироничной выдержкой. Конечно, если не подходить слишком близко и не хватать дверные ручки.

Столичное авто в ссср сканворд

Всемирный конгресс

Да что мальчишки, в центре Москвы возле иномарок, особенно редких и необычных, собирались и взрослые. Так у гостиницы «Метрополь» неожиданно удалось увидеть чудо из чудес – Rolls-Royce Phantom! Но снять его как следует оказалось, понятно, нереально. Толпа возле машины с дипломатическими номерами Великобритании не рассасывалась.

Столичное авто в ссср сканворд

Конечно, на зарубежных автомобилях ездили в основном иностранцы: дипломаты, бизнесмены, журналисты. Каждый фанат таких машин старался овладеть особым искусством – определять по номеру страну, из которой прибыл владелец. Скажем, 01 – Великобритания, 02 – ФРГ, 85 – ГДР, 04 – США и так далее.

Столичное авто в ссср сканворд

Чаще попадались массовые модели: «Жуки» от Volkswagen, европейские Ford, Оpel, Renаult. Потом стало больше «японцев». Соратники из соцлагеря обычно ездили на своих Trabant, Wartburg и Skoda или на наших «Москвичах» и «Жигулях». Кстати, распространение последних принесло не только радость семьям, в которых они появились, но и расстройство любителям рассматривать на улицах иномарки. Многие зарубежные гости даже из капиталистических стран начали пересаживаться на «Лады». А что? Вполне прилично и очень дешево!

Столичное авто в ссср сканворд

Особое внимание привлекали огромные заокеанские «крейсеры». Причем передвигались на них далеко не только американцы и канадцы, а частенько и граждане государств Азии или Африки. И уже тогда фетишем был Mercedes-Benz. Кстати, к вопросу о языкознании: именно на багажнике черного «Мерседеса» я впервые увидел магическое слово Automatik. То, что бывают автомобили, в которых не надо постоянно передвигать рычаг на руле или на полу казалось чудом!

Столичное авто в ссср сканворд

Народное достояние

Все больше иномарок появлялось и у советских людей. Подобные машины привлекали не только сами по себе, но и загадочностью происхождения: кто же эти особенные люди – владельцы такой роскоши?

Столичное авто в ссср сканворд

Не все, но очень многие автомобили, на которых ездили иностранцы, рано или поздно переходили к гражданам СССР. Прежние хозяева, покидая Союз, продавали машины, чтобы не возиться с вывозом. Такую технику реализовывали через УПДК (Управление делами дипломатического корпуса). Некоторые экземпляры появлялись в 11-й секции знаменитого автомагазина в Южном порту, где шла так называемая обезличенная торговля: владелец не стоял сам на рынке, а доверял поиск клиента сотрудникам учреждения. Но лучшие модели туда, разумеется, не доезжали.

Столичное авто в ссср сканворд

На иномарках уже в 1970-х ездили представители советской богемы: артисты, писатели, режиссеры. Многие знали «в лицо» Mercedes-Benz Владимира Высоцкого и чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, Citroen великих артистов балета Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, Volkswagen Kaefer знаменитого клоуна Олега Попова. Те, кто долго и много работал за границей, могли привезти автомобиль вполне законно, уплатив государству налоги с доходов.

Столичное авто в ссср сканворд

Зарубежными автомобилями владели и менее известные люди. Вернее, известные в узких кругах: работники торговли и смежных областей, так или иначе связанные с расцветавшей теневой экономикой. Некоторые уже не скрывали свое благосостояние и охотно платили за «Мерседес» или американский автомобиль 25, а то и 30 тысяч рублей. Притом что новая «Волга» ГАЗ-24 стоила девять с небольшим тысяч и была для большинства граждан безумно дорогой. Правда, и за свежую «Волгу» на черном рынке платили до двадцати тысяч. Поскольку на этом самом рынке, особенно вокруг иномарок, крутились большие деньги, появился и криминал. Но пока еще относительно невинный.

Столичное авто в ссср сканворд

Любопытно, что далеко не все хотели владеть заграничной техникой, ведь с ней была уйма хлопот – ни запчастей, ни сервиса. Формально на Сельскохозяйственной улице существовала единственная в Москве станция обслуживания импортных моделей. Не знаю уж, что и как там чинили, но обычно ремонтом редкостей в итоге занимались умельцы-частники из категории «золотые руки». Именно поэтому среди владельцев иномарок, особенно уже сильно поезженных, хватало подобных людей. Они не только фанатично любили автомобили, но и умели поддерживать их в рабочем состоянии.

Столичное авто в ссср сканворд

Со временем на зарубежные машины пристраивали отечественные узлы и детали. Иногда подвески и даже двигатели. Сам видел в Южном порту универсал Plymouth с «шестеркой» от ГАЗ-52. Очень сложно было с кузовами: после аварий их порой восстанавливали просто из руин. А известный московский коллекционер Ярослав Зузик соорудил автомобиль из двух битых Chevrolet Impala – один 1955-го, другой 1959 года!

Столичное авто в ссср сканворд

Самые упорные ездили на крепких и ухоженных иномарках десятилетиями. «Американцев» 1950-х еще и в восьмидесятые использовали как обычный транспорт. Никто тогда не мог предугадать, что в новую эпоху доступности практически любого автомобиля те машины станут желанным объектом для собирателей. Причем кое-кто ценит именно прожившие долгую и сложную жизнь в СССР экземпляры. Ведь они не только из времени, которого не вернуть, но и из уже обрастающей легендами страны, которой тоже уже нет.

Источник

п о б е д а

послевоенная марка советского автомобиля

• возможный исход матча

• выигрыш; стихотворение А. Ахматовой; марка автомобиля

• завершающая фаза уклонения от поражения

• картина художника Кривоногова

• кинотеатр в Москве, ул. Абельмановская

• полный успех в бою

• успех в битве, войне

• успех в спортивном состязании

• что Фридрих Ницше считал лучшим лекарством для мужчины

• сорт черной смородины

• македонский футбольный клуб

• «одна на всех» 9 мая

• фильм Всеволода Пудовкина

• оратория узбекского композитора С. А. Юдакова

• фильм Евгения Матвеева

• богиней чего была Виктория?

• богиней чего была Ника?

• первоначальное название яхты капитана Врунгеля

• что олицетворяет английская буква «V»?

• гора, хребет Чевского, Якутия

• рассказ американского писателя У. Фолкнера

• стихотворение А. Блока

• марка российского автомобиля

• счет в нашу пользу

• итог матча в нашу пользу

• финал в глазах выигравшей стороны

• госпожа из песни Верещагина

• ее празднуют 9 мая

• легендарное авто в СССР

• выигрыш в соревновании

• высочайшая вершина (3147м.) системы хребет Черского (Азия)

• изначальное название яхты Врунгеля

• выигрыш в спортивной борьбе

• название яхты Врунгеля до спуска на воду

• выигрыш в соревнованиях

• нероскошь, по словам Остапа Бендера, советского происхождения

• советская легковушка с триумфальным названием

• «триумфальный» советский легковой автомобиль

• Марка отечественного автомобиля

• Успех в битве, войне

• Полный успех в бою

• Марка российского автомобиля

• Вершина хребта Улахан-Чистай в Якутии

• «Одна на всех» 9 мая

• «Триумфальный» советский легковой автомобиль

• богиней чего была Ника

• день чего, согласно песне, порохом пропах

• победить и пр. см. побеждать

• день чего, согласно песне, порохом пропах?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *