стивен джей гулд удивительная жизнь

Стивен Гулд

американский палеонтолог, биолог-эволюционист и историк науки

стивен джей гулд удивительная жизньСтивен Гулд

Стивен Джей Гулд (англ. Stephen Jay Gould) родился 10 сентября 1941 в Нью-Йорке (США). Его отец был судебным стенографистом, а мать – художницей. Когда Гулду было пять лет, отец повёл его в зал динозавров в Американском музее естественной истории, и он впервые увидел тиранозавра. Мальчик был поражен и решил, что станет палеонтологом – и стал им.

Он проработал многие годы в Гарвардском университете, в 1989 году был избран в Национальную академию наук США, опубликовал множество научных работ, занимался популяризацией биологии.

Он не исповедовал какой-либо религии, а его политические взгляды были направлены против дискриминации в любой форме.

Гулд был дважды женат, в обоих браках родилось по двое детей.

В июле 1982 года Гулду был поставлен диагноз «Перитонеальная мезотелиома», тяжелая форма рака. После сложного курса лечения, длившегося около двух лет, Гулд опубликовал заметку в журнале «Discover», в которой он описывает свою реакцию на известие о том, что пациенты, больные мезотелиомой, в среднем живут не больше восьми месяцев после постановки диагноза.

Он объяснил, что на самом деле медиана – это точка посреди временной шкалы, и она означает, что 50% пациентов не проживут и восьми месяцев, но зато остальные проживут дольше, а возможно и намного дольше. Ему оставалось выяснить, где же на этой шкале расположен его собственный случай. Он был молод, оптимистичен и имел доступ к новейшим средствам, и пришёл к выводу, что у него хорошие шансы оказаться в числе «долгожителей». Так и произошло.

После экспериментального курса лечения, включающего радиотерапию, химиотерапию и хирургическую операцию, Гулд полностью выздоровел, и его заметка стала источником надежды для многих раковых больных.

Гулд неоднократно высказывался в поддержку использования марихуаны в лечебных целях. Во время своей болезни он курил марихуану, чтобы избавиться от тошноты, вызванной лечением. По его мнению, использование марихуаны было одним из ключевых факторов, способствующих его выздоровлению. В 1998 году он выступал на судебном процессе Джима Вейкфорда, канадского активиста использования марихуаны в медицине.

Стивен Гулд скончался 20 мая 2002 года в Нью-Йорке (США).

Источник

Стивен джей гулд удивительная жизнь

Как уже упоминалось ранее, нижний слой кембрия формировался 543 млн лет назад. Этот слой определяется по породам, в которых впервые появляются различимые следы передвижения живых организмов — следы жизнедеятельности, которые показывают, что тогда существовали подвижные животные. В течение последующих 15 млн лет, тем не менее, образования новых морфологических типов животных вроде бы не происходило. По крайней мере, среди окаменелостей их не обнаружить. Первые по-настоящему очевидные признаки большого разнообразия можно увидеть в недавно открытых отложениях в Китае[119], о которых упоминалось в предыдущих главах. Эти отложения имеют возраст 520–525 млн лет и являются более древними, по сравнению со сланцами Бёрджесс, сохранившимися ископаемыми мягких частей тел животных.

В фауне китайских отложений и в Бёрджесс преобладали членистоногие — великое множество членистоногих. Вскоре они стали самым разнообразным типом живых существ на планете и остаются таковыми по сей день. Одних только жесткокрылых, возможно, существует 30 млн видов!

Эво-дево объясняет это так. Никто не может так просто изменить общее строение организма, как членистоногие. Причины этого перечислены выше Кэрроллом: у членистоногих модульное строение, они обладают избыточной морфологией, что позволяет развивать новые функции, и у них есть серия гомеозисных генов, которые могут обеспечить трансформацию отдельных частей в сегментах целого тела.

Согласно старому подходу возникновение нового животного предполагает обязательное появление новых генов. В этом есть своя логика. Конечно, примитивная губка или медуза имеют меньшее количество генов, чем более развитые членистоногие. Были попытки доказать, что общий предок всех членистоногих как-то приобрел новые гены — новые гомеозисные гены, поскольку именно они являются теми генетическими «включателями», которые дают команду, когда и как формироваться отдельным частям тела. И все же случай здесь другой. Кэрролл и другие ученые продемонстрировали, что общий предок членистоногих не приобретал новых генов: они уже были у него, и благодаря им произошло последующее удивительное развитие всего многообразия существующих видов членистоногих. Как сказал Кэрролл, «эволюция форм заключается не в том, какие гены у вас есть, но в том, как вы их используете».

Всего десять различных гомеозисных генов понадобилось, чтобы совершенно изменить членистоногих и расширить их и без того богатое разнообразие. Их секрет был раскрыт, когда стали сравнивать последовательности белков, специфичных для работы каждого гомеозисного гена, и место каждого белка в развивающемся эмбрионе. Более ранняя мысль о том, что некоторые гены членистоногого кодируют построение конечности, оказалась ошибочной. Гомеозисные гены производят белки. Эти белки затем становятся средством для запуска и остановки роста определенных участков эмбриона. Некоторые из этих белков отвечают за образование определенных придатков. Если белки каким-то образом перемещаются к другим участкам развивающегося эмбриона, то и конечный продукт также перемещается. В таких случаях конечность, которая должна была образоваться в одном месте тела, может неожиданно появиться в совершенно другом, если, конечно, белок, образованный гомеозисным геном, переместился в эмбрионе задолго до формирования конечности. Новообразования в строении тела возникают от перемещения этих морфологических участков, или зон эмбриона, в котором тот или иной гомеозисный ген может находиться.

Перестановка зон гомеозисных генов в эмбрионе членистоногого привела к возникновению большого разнообразия их видов. Можно найти тысячи, возможно, даже миллионы различных вариантов строения их тел, и все это благодаря лишь десяти генам. Членистоногие представляют собой не что иное, как последовательность повторяющихся сегментов со своими особыми функциями, каждый сегмент и функция соответствуют отдельной зоне гомеозисного гена.

Стивен Гулд и Саймон Конвей Моррис: схема диспропорции

Существует множество предположений о причинах кембрийского взрыва. И много вопросов. Почему не произошло медленного формирования типов животных, а имел место именно резкий, сжатый во времени скачок? Насколько разнообразным был животный мир кембрийского взрыва? Предполагается, что все типы (около 32) ныне существующих животных появились во время кембрийского взрыва, и со времен кембрия не появилось ни одного нового типа животных, и ни один тип полностью не исчез. А были ли в кембрии другие типы, кроме существующих сегодня? Жаркие споры по этому поводу, кульминация которых пришлась на конец 1990-х годов[120], вели знаменитый биолог-эволюционист Стивен Джей Гулд и ученый из Кембриджа Саймон Конвей Моррис, прославленный британский палеонтолог.

Впрочем, многие исследователи отмечают, что диспропорция на самом деле увеличилась со времен кембрия. Одним из самых известных последователей этой точки зрения является Саймон Конвей Моррис, он находится в оппозиции к точке зрения Гулда. По мнению Морриса, «странные чудеса» вовсе не были отдельными типами животных, а просто ранними и не распознаваемыми в тот момент представителями хорошо известных и ныне живущих типов.

Эта одна из самых горячих научных дискуссий закончилась выводом о том, что, по-видимому, Гулд ошибался. Добавить тут нечего. Но хотя этот спор и утих, новые аспекты кембрийского взрыва выходят на передний план науки, той науки, где в спорах рождается истина.

Новая датировка кембрийского взрыва

Источник

Стивен Джей Гулд

стивен джей гулд удивительная жизнь

стивен джей гулд удивительная жизнь

Дата рождения10 сентября 1941 года
Место рожденияНью-Йорк, США
Дата смерти20 мая 2002 года
Место смертиНью-Йорк, США
Известен какпалеонтолог, биолог-эволюционист и историк науки, автор теории прерывистого равновесия, а также идеи — непересекающиеся магистерии

[править] Карьера

Википедия следующим образом описывает его религиозные взгляды:

Будучи воспитан в светской еврейской семье, Гулд не исповедовал какой-либо религии, предпочитая называться еврейским агностиком (Jewish agnostic).

Как и отец, был левым активистом.

В 1963 — бакалавр по геологии в Антиох-колледже.

Также параллельно повышал образование в университете Лидса в Британии.

В 1967 — доктор наук в Колумбийском университете.

В 1967—2002 трудился в университете Гарварда.

В 1972 с Н. Элдриджем выдвинул теорию прерывистого равновесия.

С 1973 — профессор геологии и куратор палеонтологии беспозвоночных в Музее Сравнительной Зоологии в Гарварде.

Исследования осуществлял в основном на брюхоногих.

Личную и семейную жизнь учёного Википедия описывает так:

Гулд был женат дважды. Его первой супругой была художница Дебора Ли, которую он встретил во время учёбы в Антиох-колледже. Они поженились 3-го октября 1965 года, но позже развелись. Во второй раз Гулд женился на скульпторе Ронде Роланд Ширер в 1995 году. У Гулда было двое детей от первого брака: Джесси и Эйтан. Кроме них, он воспитывал двоих детей своей второй супруги — Джейд и Лондона.

Источник

Стивен джей гулд удивительная жизнь

В первом сообщении этого ЖЖ, которое было посвящено проблемам эволюционной теории, я упомянул имя Стивена Джея Гулда. Это очень известный, ныне покойный американский биолог, член Национальной Академии наук США. Он автор концепции пунктуализма (оно же “прерывистое равновесие”), согласно которой эволюционные изменения происходят практически мгновенно по сравнению с временем существования видов в неизменном состоянии, что не вполне соответствует ортодоксальному дарвинистскому градуализму.

Это Стивен Джей Гулд.

Гулд также считал, что роль естественного отбора в эволюции сильно преувеличена, а значение случайностей, не связанных с адаптацией, прeуменьшено. По его словам, если бы мы могли вернуться во времени к началу эволюционного процесса и запустить его снова, то, возможно, не увидели бы никаких повторов. Из-за этого у него были регулярные разборки с Докинзом. Вернее, были они у Докинза, так как послужной список и жизнерадостный характер Гулда позволяли ему не терять от этого аппетита и ночного сна.

Два предыдущих параграфа для некоторых могут быть не очень понятными. Они написаны не для того, чтобы подробно рассказать о взглядах Гулда на происхождение видов, а чтобы показать, что по некоторым важным вопросам эти взгляды расходились с дарвинистским мэйнстримом. Несмотря на эти различия, Гулд всегда оставался эволюционистом; в этом ни у кого не должно быть сомнений. Но в этой заметке будет описан вклад Гулда не в разработку научных вопросов теории эволюции, а его вклад в проблему взаимоотношений религии и науки.

Свои взгляды на эту проблему Гулд изложил преимущественно в книге “Rocks of Ages”. Это название в Вики переводят как “Камни веков” (я не знаю, переведена ли книга на русский, но на всякий случай буду пользоваться этим названием, возможно она под ним и вышла), хотя Гулд, как станет ясно из нижеизложенного, имеет в виду две вечные основы полноты человеческой мудрости – науку и религию, и название книги представляет собой аллюзию к англиканскому гимну 18 века “Rock of Ages”, написанному Августом М. Топлади, первая строфа которого звучит так:

Rock of Ages, cleft for me, Let me hide myself in Thee;
Let the water and the blood, From Thy wounded side which flowed,
Be of sin the double cure, Save from wrath and make me pure.

Под Камнем веков в этом гимне подразумевается, конечно, Христос, в соответствии, например, с «и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос” (1 Кор. 10:4), поэтому название книги звучит, скорее как «Вечные опоры» или «Вечные основы». Но «Камни» так камни. Именно об этой работе мы и поговорим. Поскольку ее тема имеет отношение не только к науке, стоит сказать несколько слов не о научных достижениях автора, а о его воспитании и взглядах на жизнь, тем более, что он касается этих вопросов в своей книге.

Гулд родился в Квинсе (район Нью-Йорка) в семье еврейских иммигрантов, которая была традиционной во многих отношениях: первое поколение религиозных евреев трудилось в портняжной мастерской, а второе поколение вошло в средний класс, хотя и не было отягощено учеными степенями, при этом оставив за дверью родительскую веру (согласно Гулду, сделано было это из общего протеста молодого поколения против образа жизни родителей; я где-то читал также, хотя не могу припомнить источник, что вера была заменена ими на марксизм). По этой причине Гулд не получил в детстве никакого религиозного образования и даже не прошел бар-мицвы.

Это статуя на 7й Авеню на Манхеттене, в Нью-Йорке, в центре некогда бурлящего деловой активностью портняжного района. Дедушка Гулда мог выглядеть именно так.

Свое отношение к религии Гулд называет агностицизмом, разделяя мнение Т.Г.Хаксли или Гексли, если предпочитать старомодную транслитерацию (это тот самый Гексли, которого прозвали «бульдогом Дарвина» за активную пропаганду идей дарвинизма), что в вопросе о вере и неверии единственная рациональная позиция есть непредубежденный скептицизм. При этом Гулд говорит о том, что испытывает глубочайшее уважение к религии, и этот предмет интересует его больше всех прочих, не считая эволюции, палеонтологии и бейсбола.

В “Камнях веков” Гулд предлагает читателям концепцию, которая позволяет, с точки зрения автора, решить проблему противоречий между наукой и религией. Гулд предлагает придерживаться принципа NOMA, который позволит установить основанное на взаимном уважении невмешательство между наукой и религией, сопровождающееся интенсивным диалогом между ними. NOMA это сокращение от Non-Overlapping Magisteria, что дословно означает “неперекрывающиеся области учительского авторитета”. В русской Вики это переведено как «непересекающиеся магистерии». Ради краткости, я буду использовать сокращение NOMA без расшифровки.

Прежде чем ввести принцип NOMA, Гулд предлагает взглянуть на существующие модели взаимоотношений между наукой и религией. Учитывая, что наука и религия задают похожие вопросы, касающиеся центральных проблем человеческого существования, возможны два крайних решения проблемы конфликта между ними (Гулд считает этот конфликт необоснованным, но исходит из существующего положения вещей): война до победного конца, с одной стороны, или полное и безболезненное слияние, с другой. И то, и другое должно привести к элиминации, полной или частичной, участников этой борьбы; в первом случае одного из них, во втором случае обоих. Предложенная Гулдом NOMA позволяет, по его мнению, найти в этих отношениях золотую середину.

Каждый из магистериев использует при анализе проблемы свой собственный набор правил и стандартов обсуждения и дискуссии. Этим набором и определяется магистерий. При этом ни один из магистериев не в состоянии охватить всех аспектов таких «больших» вопросов. Поэтому, хотя наука и религия представляют собой две традиции, которые невозможно смешивать, как, например, Восток и Запад из баллады Киплинга, или, скажем, воду и масло, только вместе они могут в достаточной степени охватить всю сложность «больших» проблем, которые касаются самой сердцевины человеческого существования.

Так, указанная проблема взаимоотношения человека и других живых организмов включает большое число вопросов, на которые в принципе можно дать односложный ответ «да или нет» (хотя это и весьма трудно практически). Таковы вопросы о генеалогической связи человека и животных, о сходстве и различии наследственного материала разных видов, о причине массового вымирания видов в прошлом и тому подобные. Эти вопросы находятся в ведении магистерия науки – той области человеческой деятельности, которая посвящена использованию методов наблюдения и рассуждения, основанных на проверке практикой и опытом, для описания и, по возможности, объяснения фактической стороны мироустройства.

Но та же проблема порождает вопросы совершенно другой природы. Можно ли считать, что человек ценнее букашек и червяков? Имеем ли мы право совершать действия, которые могут привести к вымиранию видов? Нарушаем ли мы некий моральный закон, помещая ген одного вида в организм другого? Никакое знание сравнительной анатомии и физиологии нервной системы человека и муравья не позволит ответить на первый из этих вопросов. Никакие достижения в технике переноса генов не позволяют ответить на последний, потому что для ответа на все эти вопросы нужно иметь понимание смысла и значения жизни, которого не может дать наука.

Если на это посмотреть

то вроде человек ценнее.

А если так глянуть

то и непонятно.

Очевидно, что человек не может игнорировать ни один из этих магистериев: с одной стороны, мы должны придерживаться каких-то правил в нашей жизни (даже если это правило – успех любой ценой, не взирая ни на какие потенциальные конфликты с другими людьми); с другой – фактическая сторона устройства мира важна нам хотя бы для того, чтобы понимать возможные последствия перехода скоростного шоссе в неположенном месте. В реальности мы хотим добиться в жизни успеха, а для этого необходимо хорошее знакомство с обоими магистериями. Хотя они остаются полностью разделены, каждый человек заимствует из них множество компонентов таким образом, что они сливаются в нас в целостное видение мира. Если мы достигаем в этом успеха, то приобретаем мудрость.

Этот принцип в формулировке Гулда основан на двух утверждениях: 1) магистерии науки и религии имеют равный статус, 2) они независимы. Казалось бы, с таким взглядом с радостью согласится любой верующий ученый, который независимо от Гулда пришел к пониманию того, что наука и вера не сражаются до последней капли крови, но и не сливаются воедино; что они перпендикулярны друг другу, но мы нуждаемся в обоих, чтобы представить себе пространство бОльшей размерности.

Источник

Стивен Гулд

американский палеонтолог, биолог-эволюционист и историк науки

стивен джей гулд удивительная жизньСтивен Гулд

Стивен Джей Гулд (англ. Stephen Jay Gould) родился 10 сентября 1941 в Нью-Йорке (США). Его отец был судебным стенографистом, а мать – художницей. Когда Гулду было пять лет, отец повёл его в зал динозавров в Американском музее естественной истории, и он впервые увидел тиранозавра. Мальчик был поражен и решил, что станет палеонтологом – и стал им.

Он проработал многие годы в Гарвардском университете, в 1989 году был избран в Национальную академию наук США, опубликовал множество научных работ, занимался популяризацией биологии.

Он не исповедовал какой-либо религии, а его политические взгляды были направлены против дискриминации в любой форме.

Гулд был дважды женат, в обоих браках родилось по двое детей.

В июле 1982 года Гулду был поставлен диагноз «Перитонеальная мезотелиома», тяжелая форма рака. После сложного курса лечения, длившегося около двух лет, Гулд опубликовал заметку в журнале «Discover», в которой он описывает свою реакцию на известие о том, что пациенты, больные мезотелиомой, в среднем живут не больше восьми месяцев после постановки диагноза.

Он объяснил, что на самом деле медиана – это точка посреди временной шкалы, и она означает, что 50% пациентов не проживут и восьми месяцев, но зато остальные проживут дольше, а возможно и намного дольше. Ему оставалось выяснить, где же на этой шкале расположен его собственный случай. Он был молод, оптимистичен и имел доступ к новейшим средствам, и пришёл к выводу, что у него хорошие шансы оказаться в числе «долгожителей». Так и произошло.

После экспериментального курса лечения, включающего радиотерапию, химиотерапию и хирургическую операцию, Гулд полностью выздоровел, и его заметка стала источником надежды для многих раковых больных.

Гулд неоднократно высказывался в поддержку использования марихуаны в лечебных целях. Во время своей болезни он курил марихуану, чтобы избавиться от тошноты, вызванной лечением. По его мнению, использование марихуаны было одним из ключевых факторов, способствующих его выздоровлению. В 1998 году он выступал на судебном процессе Джима Вейкфорда, канадского активиста использования марихуаны в медицине.

Стивен Гулд скончался 20 мая 2002 года в Нью-Йорке (США).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *