Стильные часы для авто
Часы в автомобиле. На примере Mercedes E-classe и других
Вчера я обещал высосать из пальца статью про часы в автомобилях (преимущественно Mercedes-Benz). Обещал – исполняю.
Вообще часы, будучи заметно старше автомобиля, являлись исторически одним из первых автомобильных приборов, ибо они во время первых автомобилей хотя бы существовали.
И исторически, как и вся приборная комбинация, часы занимали место по центру. Потом часы, по какой-то причине, стали признаком «люксовых» автомобилей, что отразилось, кстати и на «советской» традиции.
Ну согласитесь, что для многих из нас «троечные» часы – отдельный фетиш. Но в Европах, где-то в это же время, стрелочные часы наоборот теряют своё «люксовое значение» замещая пустующее место тахометра.
Ну а с появлением жидкокристаллических часов (привет, Toyota) появилась возможность совмещать часы и тахометр в одной приборной панели и вот тут-то дизайнеры с маркетологами и сообразили – а ведь неплохо было бы оформить механические часы как отдельный элемент дизайна со всеми вытекающими.
И вот здесь вообще нужно поговорить о том, зачем нужны часы с точки зрения эргономики и дизайна.
Эргономика Если у машины хорошо продумана посадка, нет никаких раздражителей и т.д., то машина растворяется в водителе, а водитель сращивается с машиной. Чтобы было понятнее, ответьте на вопрос: где ваша переносица? Ага, увидели! А ведь большую часть времени ваш мозг её не замечает. Вот и у правильной машины линия капота становится сродни переносице, не говоря уж о каких-то там приборах или часах. Но когда часы нужны – они должны быть там, где их удобно искать. И отвлекаться на руку – идея не самая лучшая.
Дизайн Но вышесказанное справедливо для водителя. А как быть пассажирам? Или водителю, когда машина стоит. Тут-то как раз можно отвлечься на руку, но стрелочные часы, венчающие цельную композицию салона – создают необходимый уют и за этот уют можно запросить дополнительные деньги. К сожалению, когда эти часы часть комбинации приборов — домашний уют оказывается доступен лишь водителю.
Теперь вернемся, собственно, к «Мерседесам». Ну и проследим эволюцию на «стандартном Мерседесе» или E-классе и его прямых предках. Итак, после Великой Отечественной Войны «Даймлер-Бенц» остались, фактически, с одной моделью – Mercedes-Benz 170 W136, от которой, фактически ведет свою родословную весь модельный ряд и, особенно, Е-класс. И огромные часы у него занимали центральную часть приборной панели.
На смену 170му приходит «Понтон». Тут всё, кстати, очень похоже на «Москвич», только больше дерева и часы венчают именно «торпедо».
На 110-м кузове часы переезжают ближе к пассажиру, но вот дальше дизайнеры Mercedes полностью пересматривают концепцию и, начиная со 114 кузова часы становятся прерогативой водителя.
На легендарном 123-м кузове часы совместили с тахометром в один блок. С этих пор часы на Mercedes-Benz становятся прерогативой водителя. Причем выполненные в весьма минималистичном стиле внимания к себе они не привлекали. Это был просто один из приборов в комбинации – не более.
Доходит до того, что на 210-м кузове Mercedes-Benz просто убивает стрелочные часы как класс, по какой-то странной причине поддавшись японской моде на жидкокристаллические циферблаты.
Но пока «премиальные представители» вроде Mercedes, BMW, Volvo да и премиальные секции VAG упарывались по «хай-теку», ребята из «Форда» взяли да и оснастили младший ряд Ka-Fiesta-Escort стрелочными часами, которые сделали овальными – как дань фирменной эмблеме Ford. Единственное, по какой-то странной причине, самой верхней модели в линейке, Ford Scorpio, достались совершенно блеклые и невнятные круглые часы. Правда, на Ford Mondeo образца 2000 года, который объединил в себе и Mondeo и Scorpio, часы стали тем элементом интерьера, которые здорово его украсили.