стертая личность актеры и роли
«Стертая личность» — драма про насильственное перевоспитание гомосексуала
В российский прокат 21 марта выходит новый фильм австралийского актера и режиссера Джоэла Эдгертона «Стертая личность». Картина рассказывает реальную историю молодого человека, которого пытались отучить от гомосексуальности в специальном заведении. Нина Цыркун нашла ленту Эдгертона весомым и убедительным высказыванием о том, как вредно перемалывать естество.
Оригинальное название фильма Джоэла Эдгертона Boy Erased констатирует факт С английского дословно — «Мальчик стерт» (примечание редактора). Наше прокатное «Стертая личность» этот факт интерпретирует, акцентируя тему расчеловечивания путем принудительного приведения молодого человека к навязываемой обществом норме.
Режиссер написал сценарий по горячим следам — в 2015 году вышла автобиографическая книга Гаррарда Конли, в которой он обнародовал тяжелый опыт «лечения», курса репаративной терапии, нацеленной на уничтожение склонности к тому, что у нас называют нетрадиционной сексуальностью. По-другому эта терапия называется конверсионной. Она заставляет вспомнить о том, как в наших краях развитую военную промышленность переводили на мирные рельсы и в результате на заводах вместо танков и бронемашин стали выпускать кастрюли и сковородки. При всей разномасштабности явлений речь в обоих случаях идет об одном: перемалывании естественно сложившегося пути развития, принудительного превращения чего-то или кого-то в нечто социально общеприемлемое. Что, конечно, не может пройти безболезненно, но еще и вызывает вопрос об осмысленности.
В фильме имена реальных людей изменены; главного героя зовут Джаред Имонс (Лукас Хеджес), но он, как и сам Конли, остался сыном священника-фундаменталиста, так что мотив, касающийся роли церкви во всей этой истории, звучит как доминирующая тема. Отец — воплощение авторитета по всем статьям, которому не могут не подчиниться ни сын, ни жена. Джаред — послушный сын, и он изо всех сил старается вести себя так, как полагается подростку его пола, возраста и круга: играет в баскетбол, дружит с девочкой и яростно пытается побороть в себе греховные умышления, швыряя камень в рекламный постер с полуобнаженным красавцем. Джаред без всяких принуждений делает трудное для себя признание родителям: его не интересуют девушки. У отца нет сомнений в богопротивности этого импульса, и все же, только испросив совета у «более умных» друзей-коллег, он решается отправить студента-филолога Джареда, читающего сомнительные книжки Оскара Уайльда и Владимира Набокова, в поддерживаемую церковью закрытую лечебницу тюремного типа под ханжеским названием «Действенная любовь». Там Джареда под строжайшим надзором будут учить любить свою принадлежность к мужскому полу, а фильм начинает превращаться в настоящий триллер.
Параллельно с ребятами здесь перевоспитывают и девочек, причем не менее суровыми способами: достаточно неосторожного взгляда на соседку в спортзале, чтобы подвергнуть одну из них унизительному остракизму; культивирование взаимного презрения — один из методов «Действенной любви». В этих стенах нельзя пользоваться телефоном, без сопровождения охранника заходить в туалет, сидеть на стуле, заложив ногу за ногу.
Стёртая личность (2018), Сюжет.
Внимание! В описании сюжета фильма «Стертая личность» могут встречаться спойлеры.
Нэнси приезжает за сыном на арендованном автомобиле, но чтобы дать Джареду спокойно закончить терапию, она селится в мотеле. Однако выясняется, что у «лечения» не предусмотрено какого-то определенного финала. Чтобы выбраться их этого пансионата, надо продемонстрировать Сайксу свою нормальность. Нам показывают произошедшее до событий на терапии. Оказывается, жизнь Джареда мало чем отличалась от жизни других подростков: правда, он расстался с девушкой, а затем в колледже крепко подружился с несколькими ребятами. Джаред переспал с Генри, а затем со студентом-искусствоведом Ксавье. Однако позже Генри вступает в связь с Джаредом против его воли и насилует, а затем со слезами на глазах признается, что сделал то же самое с другими молодыми людьми. Джаред покидает общежитие колледжа и уезжает домой, чтобы оправиться от травмы.
Там Джаред признается родителям в своей ориентации. Посоветовавшись с другими пасторами, Маршалл записывает его на конверсионную терапию. В пансионате парень знакомится с такими же «неправильными» ребятами: некоторые из них, например, Джон – стольк фанатичен, что боится прикасаться к другим мужчинам, а вот «пациент» по имени Гэри, напротив, только делает вид, что «лечение» действует – лишь бы поскорее вернутся к прежней жизни. Мать Нэнси просит у Джареда прочитать программный буклет пансионата и с большим неудовольствием обнаруживает там грамматические ошибки и сомнительные суждения.
Стертая личность, 2018
Джаред – популярный парень, отличник и спортсмен. Он любит своих родителей, но его выбор идет вразрез с убеждениями его семьи. Ради них Джаред соглашается принять участие в экспериментальной программе, чтобы ответить на главный вопрос: возможно ли изменить себя?
Стертая личность смотреть онлайн
Похожие фильмы онлайн
Место действия фильма «Стертая личность» — американская глубинка, где царят консервативные нравы. Сын местного баптистского пастора в подростковом возрасте осознает, что ему нравятся мальчики. Когда об этом узнают его родители, он соглашается на принудительную терапию, которая должна помочь ему занять достойное положение в обществе и восстановить отношения с окружающими.
Известный актер Джоэл Эдгертон снимает свою вторую режиссерскую работу «Стертая личность». В ролях родителей выступили легенды Голливуда: Николь Кидман и Рассел Кроу. Образ оказавшегося в непростой ситуации молодого человека воплотил на экране Лукас Хеджес, карьера которого в последние годы набирает большие обороты.
— Лукас Хеджес удостоился номинации на «Золотой глобус» как лучший актер. Также картина «Стертая личность» получила номинацию на премию за лучшую песню.
— В основе сюжета «Стертой личности» лежит одноименная книга Гаррарда Конли.
— Рассел Кроу и Николь Кидман на протяжении долгих лет являются близкими друзьями, однако «Стертая личность» стала их первым совместным проектом.
— Автор книги, по которой снята «Стертая личность», Гаррард Конли, появляется ненадолго в одной из сцен.
— Премьера фильма «Стертая личность» состоялась на Международном кинофестивале в Торонто.
Кино недели: «Стертая личность» Джоэла Эдгертона
Удивительно, но в российский прокат все-таки вышел фильм «Стертая личность» с Лукасом Хеджесом в главной роли. Это основанная на реальных событиях история про гея-американца, ориентацию которого пытались исправить посредством особой терапии.
Рассказываем, почему вторая режиссёрско-сценарная работа актера Джоэла Эдгертона еще лучше его предыдущего «Подарка».
Зачастую играя в некоторой степени мизантропов (Том Бьюкенен в «Великом Гэтсби» постмодерниста База Лурмана, Фараон Рамсес II в обруганной мировой критикой ленте «Исход: Цари и боги» Ридли Скотта, или неприятный делец Ричард Раск в проходном «Опасном бизнесе», поставленном братом Джоэла Нэшем), Эдгертон-режиссер, напротив, гуманист, каких еще нужно поискать. В своей первой картине «Подарок» с Джейсоном Бейтманом и Ребеккой Холл он фокусировался на проблеме школьного буллинга и ее жертвах. «Стертая личность» затрагивает вопрос неприязни гомосексуализма, а за ним и более широкого понятия — индивидуальности.
На экране семейная хроника — кадры, где радостный мальчишка по имени Джаред рассказывает о любимых спортивных играх, цветах и планах на будущее. Кажется, что ребенок по-настоящему счастлив и свободен. Но пройдет пара десятков лет, и Джаред будет уже не таким беспечным. Сначала он скрывает от всего мира свою ориентацию, прикрываясь ненастоящей любовью к девушке и поглядывая на соседа по общежитию, а затем, решившись «выйти из шкафа», сталкивается с жуткой отповедью отца — баптистского священника, который, к тому же, отправляет сына на принудительное лечение от «неправильного выбора» в специализированный лагерь, где, к слову, квалифицированность сотрудников оставляет желать лучшего.
Атмосфера в этом условном поселении, несмотря даже на некоторую свободу в прогулках и общении с родителями, мягко говоря, гнетущая. Казалось бы, участники программы пугаются армейских условий (например, униформы, спортивной подготовки и прочих «радостей»), но на деле же они вынуждены скрывать настоящие чувства и мысли по более опасным причинам. Все потому, что используемые сотрудниками лагеря методы, среди которых и нечто похожее на НЛП, и поиск надуманных связей детских потрясений с ориентацией, и даже коллективное избиение Библией нежелающих меняться, выглядят вопиющим анахронизмом, в каком-то роде схожим с инквизиторскими практиками. Самое же страшное здесь, что это не придуманный сюжет в духе актуальных потребностей общества, а действительная история — в основе картины одноименная биографическая книга прошедшего конверсионную терапию преподавателя литературы Гаррарда Конли.
«Моя мать была чирлидершей, мой отец — защитником в команде. Они встретились и стали милой парой…Почему я, их сын, не заслуживал такой же простой жизни? Они задавались этим вопросом, прежде чем послать меня на „Любовь в действии“, самую большую в то время репаративную программу в стране. […] Когда мои друзья узнают о моем опыте […], часто они бывают шокированы тем, что такая жестокая практика все еще существует. Все это кажется невозможным», — пишет Конли в своем знаменитом материале для CNN.
И действительно, конверсионные лагеря в, на первый взгляд, свободных и демократических США даже в 2000-х и 2010-х были явлением нередким. Официально запрещать их стали не так давно — власти Вашингтона, например, подписали соответствующий закон лишь в декабре прошлого года. Значимую роль для начала дискуссии сыграли именно фильмы, — например, «Излечение Фрэнка» 2002-го года или недавнее «Неправильное воспитание Кэмерон Пост». Картина с Хлоей Грейс Морец, возможно, была слишком подростковой, несколько оторванной от реальности, и все же общественность всколыхнула порядком. Лента Эдгертона стала еще одной каплей в море недовольства «исправительными» лагерями. Неслучайно один из финальных титров говорит (и вновь заставляет зрителей задуматься), что по сегодняшним данным от такого «лечения» пострадало более 700 000 американцев, а в ролях второго плана здесь можно увидеть современных гей-икон — вставшего из режиссерского кресла Ксавье Долана (экранного времени здесь у него гораздо больше, чем в его последнем актерском появлении — картине «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“») и сошедшего с поп-сцены Троя Сивана (за ним еще и две композиции из саундтрека).
Но все-таки примечательна «Стертая личность» не только остросоциальной повесткой. Во-первых, на картину работает сильный актерский состав Кидман-Кроу-Хеджес. Для Николь Кидман и Рассела Кроу, которые в жизни тесно дружат, фильм стал первой совместной работой, а сама Кидман и вовсе открыла им триумфальные для нее недели в Торонто. На фестивале, помимо «Стертой личности» с удачно пойманной психологией переживающей матери, был показан новый триллер Карин Кусама «Время возмездия», где Кидман настолько преображается, что невольно возникают мысли о ее актерской всесильности. Хеджес же, особенно после ленты про наркозависимость «Вернуть Бена» — своеобразной работы над ошибками «Красивого мальчика», окончательно закрепляет за собой образ «Шаламе не для всех», актера, наблюдать за которым, возможно, не так модно, как за его условным визави, но бесспорно гораздо интереснее.
А во-вторых, «Стертая личность» — кино о человеческой свободе, свободе выбора быть честным перед собой. Ее не хватает руководителю лагеря Виктору Сайксу (сам Джоэл Эдгертон), недостает домогающемуся к Джареду соседу, а самое главное — о ней забыли родители главного героя. Ведь эта честность не исчерпывается ориентацией или вероисповеданием — с отказом/принятием ее сталкивается каждый, выбирая рутинную жизнь, которая не вдохновляет, или разрушение построенных собой же стен. Поразительной метафорой в данном ключе становится рука героя Хеджеса, которую он несколько раз высовывает из окна автомобиля. Именно тогда, в эти короткие моменты, он чувствует себя свободным, нестесненным никакими преградами — буквально «выходит из шкафа».
В одном из интервью Эдгертон признался, что делает кино про борьбу с ужасом и страхом. Таким, пусть и немного жутким, лекарством от боязней оказался его дебютный «Подарок». Более мелодраматичная, но столь же жесткая «Стертая личность» режиссерским взглядам не изменила, убедив еще раз зрителя, что искусство — не панацея, но точно первый шаг к решению любых, как интимных, так и глобальных проблем.
Стертая личность
Длительность: 115 м.
Страна: США, Австралия
Премьера в мире: 08.09.2018
Премьера в России: 21.03.2019
Трейлер
Стертая личность сюжет
Биографическая драма Эдгертона поднимает сложные вопросы о людях нетрадиционной ориентации. Зритель погружается в их внутренний мир постоянных сомнений, терзаний и поиска ответов на вопросы, которые им ставит сама жизнь. В основу ленты легла литературная автобиография Гаррарда Конли, в которой он откровенно поделился своей нелегкой долей.
Действие фильма происходит в начале 2000-х. Главный герой Джаред – сын священнослужителя. С виду такой как все – легко справляется с учебой и преуспевает в спорте. И вроде бы жизнь беспечна и прекрасна. Но неожиданно выясняется, что он – гей. Естественно, родители в шоке. Они считают, что возникшую проблему необходимо решать немедленно и кардинально.
Сказано – сделано. Джаред покорно отправляется в специальное учреждение, которое специализируется на конверсионной терапии. Проще говоря, его специалисты занимаются «возвращением» проблемных подростков к «правильному» гетеросексуальному ритму жизни. Но Джаред даже в страшном сне не мог представить то, что ему предстоит пережить в клинике под убаюкивающей вывеской «Любовь в действии».
Рецензия
Для Лукаса Хеджеса становится традицией играть персонажей, находящихся в смятении, полных боли и разочарования в жизни. Так было с его героем в «Манчестере у моря», «Трех биллбордах», «Возвращении Бена» и даже в душевном фильме Джона Хиллы «Середина 90-х». Не исключение и «Стертая личность», где у персонажа Хеджеса ключевая роль. Однако пусть юный возраст (на момент съемок Лукасу исполнился 21 год) вас не смущает – перспективный драматический актер порой затыкает за пояс даже своих «киношных» родителей Рассела Кроу и Николь Кидман.
Джаред Имонс живет в дружной семье из среднего класса, избравшей местом жительства патриархальный штат Арканзас. Од единственный ребенок в семье баптистского священника Маршалла, по совместительству владельца автосалона, и домохозяйки Нэнси. Когда юноша набирается смелости совершить каминг-аут, самые близкие люди ведут себя так, будто в из семье наступил локальный конец света. Не желая понимать или хотя бы принимать естество сына, его пытаются перепрограммировать в лагере по «перевоспитанию» геев.
Режиссер картины, Джоэл Эдгертон, по совместительству играет проповедника Сайкса, владельца лагеря «Любовь в действии», который в молодости и сам испытывал влечение к юношам, но сумел побороть в себе гомосексуальные наклонности и теперь хочет «наставить на путь истинный» других молодых людей. Методы, которыми Сайкс перевоспитывает подопечных, заслуживают отдельного рассмотрения. Например, составление подробного генеалогического древа семьи и перечисление всех вредных привычек родственников. Оказывается, если твой папа был алкоголиком, а дедушка отсидел в тюрьме, это вполне себе причина, чтобы их сын и внук «покатился по наклонной». «Гомосексуалистами не рождаются, ими становятся, это ваш личный выбор», – повторяется рефреном.
Но древо – это еще цветочки. Многие методы Сайкса, злоупотребляющего своими полномочиями, настолько жестоки, что сердце кровью обливается наблюдать за этими людьми, которые искренне считают себя «не такими», паршивыми овцами в стаде, и желают исправиться. Сколько их еще таких юных впечатлительных ребят, которые оказались заложниками собственных чувств, живет на свете? «Стертая личность» – важная социальная картина, которая не блещет новаторством, но посмотреть ее нужно каждому.
Интересные факты
Процесс создания ленты сопровождался массой интересных моментов и фактов. Когда Эдгертон приступил к подготовительному процессу создания картины, то он первым делом предложил адаптировать произведение для экранизации самому автору. Конли отказался, поскольку не понимал, как рассказать еще раз историю на непонятном ему «голливудском языке». Тогда Эдгертон сам взялся за этот процесс, но постоянно обращался к Конли по каждому спорному вопросу. Автор первоисточника настоял лишь на том, чтобы финал картины совпадал с концовкой его произведения. Для него это было очень важно.
Публикация мемуаров Конли пришлась на 2016 год. К тому времени конверсионная терапия геев была запрещена только в шести американских штатах, но на момент премьеры ленты их число увеличилось до пятнадцати. Конверсионная терапия, также известная как репаративная, ставит во главу угла допущение, что гомосексуализм – болезнь, и его можно вылечить. Разумеется, сейчас такой подход считается антигуманным и несоответствующим действительности. ВОЗ признала конверсионную терапию опасной для психологической стабильности и даже жизни людей с нетрадиционной сексуально ориентации.
Практически одновременно с выходом «Стертой личности» в прокат вышла драма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» с Хлоей Грейс Морец. Этот фильм также посвящен ужасам конверсионной терапии, но с женской стороны.
Впервые на съемочной площадке вместе работали давние приятели – Николь Кидман и Рассел Кроу. Главные австралийские кинозвезды давно мечтали об этом моменте, и Эдгертон трансформировал их грезы в реальность. Кстати, с легкой руки режиссера и сам литературный автор Конли «засветился» на экране. Его можно увидеть в небольшой роли сотрудника клиники в первый день пребывания в ней главного героя. А Лукаса Хеджеса, исполнителя Джареда, Конли принял сразу и ни разу не пожалел именно об этом выборе режиссера ленты. В Лукасе он отчетливо увидел самого себя.