Стерео сабвуфер в авто
Сабвуферы в режиме стерео, надо ли?)
Сейчас собираю себе систему:
1) Голова будет процессорная, скорее всего Kenwood KDC-6051U
2) Фронт IVOLGA SB6.3 + Soundstreem SST-LW4.620 (на сч+вч)
3) А вот тут вопрос, хочется поставить 2 саба и подключить их в стерео режиме 4 канальником, а другие 2 канала пустить на нч. Вопрос, насколько это оправдано, или это будет заметно и оправдано только в мм системе.
Сабы скорее всего будут уралы)
Комментарии 27
голова ОФИГЕННАЯ! Знаю!
смысла цеплть 2 саба поканально нет. объясню … нч составляющая звука слышится по центру… всё равно не определишь с лева или с права долбать будет. цепляй в мост оба. выиграешь в звуковом давлении
Грубо — ни один канал четырехканальника не вытянет саб. Только в мост, а это уже надо тебе будет все 4 канал 4-х канальника.
У меня такая голова пока доволен 🙂 щас тоже саб пилю 🙂
Голова не плохая.
Только по сравнению с пионерами тормозит и долго думает.
(стоит у кента такая)
Верно. Чуть задумчива на переключеениях треков. И страшно бесит что последнюю песню в папке нельзя переключить…
Голова не плохая.
Только по сравнению с пионерами тормозит и долго думает.
(стоит у кента такая)
Ну чет не заметил что тормозит О_о сегодня посмотрю 🙂
Сегодня себе поставил такую же голову.
Ожидания оправдала.
В Интернетах пишут что кроссовер не развит=>поканалку не разрулишь с головы
Я честно говоря подумываю о пионере 80 прс
хотел давно себе стерео сабы, но в первую очередь грамотно и качественно сделать недёшево.Второе, как принято считать, у НЧ не так сильно выражено направление распространения.Третье, а куда ставить-то? скорее всего в багажник, куда ещё впихнуть пару?И кому там в багажнике нужен будет твой стереоэффект?А в параллель, тут есть ярко выраженный плюс-два саба надавят больше чем один.
этот усилок саундстрем 4 канальный не бери вообще это то еще гавно, на мусорке его место.
а вот иволга такие в 13 размере слушал отличные динамики.
на личном опыте испытал)
Боюсь, тут не все так однозначно как кажется.
в любом варианте свои плюсы и минусы.
Для начала, проще и разумнее подключить в моно параллельно, а при развитии, попробовать стерео.
У меня на ГУ, есть возможность поставить и моно и стерео, но всегда, почему то выбираю стерео.
Ну раз уж решил 2 головки ставить, то паралельно подключить и все. Саб не должен стерео играть)))) зачем? Получится что головки будут работать Асинхронно, в то время как могли одновременно отигрывать один и тот же звук.
+2( лучше один саб в мост…), так же добавлю, что LW4.620 — 2 канала на 2 саба, мягко говоря не серьезно, как минимум понадобится пара мостовых подключений, а это означает необходимость приобретения еще одного 4-х канальника для реализации задуманного…
он на вч и сч, сабовое звено пока не выбрано
лучше один саб в мост… стереосаб — хорошая затея, но её не так легко реализовать без определенного рода навыков
+1 и не на таком бюджетном железе.
лучше один саб в мост… стереосаб — хорошая затея, но её не так легко реализовать без определенного рода навыков
просто есть идея по постройке багажника, для которой надо 2 саба, ну чтобы красиво было) С настройкой проблем не будет, есть знакомые умельцы, все тупо упирается в деньги, хочется хороший бюджетный звук. и так как в машине я провожу максимум 1 час в день, и это если в пробку попасть, то больше 25-30 т. за все тратить не охото)
настройка не будет ограничиваться конечным верчением ручек… много расчетов, пробных коробов, гуляний сабвуферов по багажнику и т.п.
скажем так, если оставаться в рамках заданного бюджета, то целесообразнее взять один саб и к нему отдельный усилитель, а четырехканальник пустить в поканал. один канал четырехканальника не даст должный контроль для сабвуфера. это будет все равно что на полуторалитровый стоковый двигатель ставить пятидюймовый выпускной тракт, только в данном случае шума будет меньше)))
Спасибо, когда написал и подумал, как бы со стороны, + ваши с MiXxxx советы, понял что игра не стоит свеч) Скорее всего, будет 2 саба в моно теперь)
это уже проще, но все же я бы озадачился поиском усилителя для них)
просто есть идея по постройке багажника, для которой надо 2 саба, ну чтобы красиво было) С настройкой проблем не будет, есть знакомые умельцы, все тупо упирается в деньги, хочется хороший бюджетный звук. и так как в машине я провожу максимум 1 час в день, и это если в пробку попасть, то больше 25-30 т. за все тратить не охото)
…ищи: 2-а ОРИС — 1244(2х950 рмс) на бошки, усилки сразу помощьнее ннада у меня стоят ТОКСИКИ по 1600вт два номинал(доработаные)…бюджет порядка тыщь 16-17(если на «горбе» в Москве брать) бюджетно и волосы на лобковой зоне дыбом встают, но найдёшь или нет эти вещи вопрос другой… 😉 но если найдёшь сии раритеты думаю будешь рад… ;-)мир!
лучше один саб в мост… стереосаб — хорошая затея, но её не так легко реализовать без определенного рода навыков
Я бы еще добавил, что помимо очевидных траблов с реализацией, будет еще один трабл — запись. Не так много стереозаписей делается со стерео ниже 80Гц, насколько я знаю. Это действительно, прерогатива мультов.
Типы аудиосистем и примеры подбора для них сабвуферов
Друзья, часто приходится видеть автозвуковые проекты, в которых, как мне кажется, создатели не совсем представляют их конечную цель и используют не ту технику, которую нужно. Эта тема создана, дабы дать возможность выбрать правильный путь и не разочароваться. Ну и поскольку в настоящее время активно юзаю американскую технику RE Audio (ex US Amps & Resonant Engineering), проведу аналогии на ее примере, т.к. тенденции хорошо прослеживаются от серии к серии (это вам не китайский подход — слепили что то похожее на динамик, а как играет — дело десятое).
Вариант 1. Строим систему для себя. Это означает, что слушаем музыку в машине на умеренной громкости, но некоторый запас по громкости приветствуется. Именно запас, потому что система в этом варианте не предназначена для экстремальной работы на улицу. Фронт (и при необходимости, тыл) строится по классическим принципам, с низкоиграющими мидбасами.
Вариант 2. То же, что и в первом случае, но с возможностью иногда поработать «на тусовку» (SQ с уклоном в SQL). В этом случае лучше использовать сабвуфер на нескольких динамиках. При переключении в «тусовочный» режим обязательно поднимаем раздел с сабом выше. При работе на повышенных уровнях громкости сабсоник обязателен.
Вариант 3. Вариант чисто для работы на улицу при открытых дверях (чистый SQL). В этом случае низкоиграющие мидбасы становятся не нужны вовсе, можно использовать «эстрадки» — по сути, среднечастотные динамики. Кстати, такие динамики требуют не менее жесткой установки, чем какие-нибудь могучие мидбасы! Крепить их только лишь на переделанные обивки, которые держатся на штатных клипсах просто нелепо! На вопрос «а зачем?» ответ можно найти в школьном учебнике физики в главе про импульс силы. Ну и у грамотных людей, которые занимаются проектированием сценической аппаратуры. При этом нужно учесть, что такая система рассчитана на работу в дальнем поле, т.е. ни о каком качестве звука внутри машины (в ближнем поле) говорить не приходится. Для получения нормального результата вне автомобиля неплохо почитать и о принципах звуковых прожекторов. Для сабвуферов сабсоник обязателен.
Вариант 4. SPL-система. Это чистая математика, точный расчет для получения результата. О музыке тут речи не идет. Выражения типа «150 дБ на музыке» — это не что иное, как просто гипертрофированный бас с каким-нибудь дополнительным сопровождением, не играющим существенной роли. Такие штуки особенно любят «негры» — фактически просто низкочастотный SPL-сигнал с диким уровнем, плюс немного понтов вокруг него.
А теперь немного на примере конкретной техники — сабвуферах RE Audio. Тех. параметры есть на оф. сайте www.reaudio-rus.ru, я же здесь опишу свои впечатления от этих сабов.
Серию RT используем в варианте 1 с усилителями из расчета до 250 Вт RMS на динамик. Получаем тугой плотный быстрый бас для современного рока и электронной музыки. Эти сабы дают тактильный насыщенный бас, хотя и самые младшие в линейке RE Audio. Вот так, «с места в карьер». Отличный вариант «для себя любимого» малыми затратами. Выжимать из них SPL громкости не стоит, хотя в 2012 году на выставке CES в Лас-Вегасе в демо-каре RE Audio использовались именно небольшие сабы младшей линейки.
Серию SR используем тоже в варианте 1, но с усилителями из расчета до 350 Вт RMS на динамик. Получаем универсальную SQ систему. Очень рекомендуем эту серию для всех, кто особенно требователен к качеству и скорости баса, а не только к его количеству.
Серию SX (SXXv2 или SX PRO) используем с усилителями до 1200-1400 Вт RMS во всех трех вариантах. Получаем еще больший запас по громкости, характер баса отлично подойдет для создания системы «клубной» направленности с плотным, весомым, тактильным басом. При правильном подходе саб позволяет получить звучание низких частот, близкое к концертным мониторам.
Серию XXX используем с усилителями 700-2500 Вт RMS в вариантах 2 и 3.
Вся уникальность этой серии в том, что при своей высокой RMS мощности сабвуферы не являются «тугими», как большинство остальных, а показали отличную артикуляцию баса. Редкий случай, когда увеличение количества баса не стало причиной снижения его качества.
Серия MT — вот это и есть SPL-серия. Тут нет задачи получить музыкальный бас, все направлено на получение высокого звукового давления.
Надеюсь, этот небольшой пост поможет начинающим любителям автозвука определить свои желания и наметить правильный путь построения своей системы.
И помните, что тактильные ощущения от баса и «шевеление внутренностями» — это совсем не обязательно высокое фактическое звуковое давление и большие затраты!
Что такое сабвуфер и зачем он нужен?
Содержание
Содержание
Басовый диапазон всегда привлекал музыкантов и меломанов своей особенностью: он не столько слышится, сколько ощущается всем телом. Бытовая полочная акустика не в состоянии воспроизвести всего низкочастотного великолепия, для этих целей изобрели сабвуферы. Сегодня их можно встретить повсюду: в домашних аудиосистемах и кинотеатрах, автомобилях и концертных площадках. Эта статья расскажет все, что нужно знать о сабвуферах.
Зачем нужен сабвуфер?
Если характеристик акустической системы недостаточно для получения глубокого насыщенного баса, на помощь приходит сабвуфер. Он позволяет превратить обычную полочную и напольную акустику с небольшими динамиками в полноценную акустическую систему. Саб особенно критичен для тех, кто любит музыку, насыщенную басом — танцевальную электронику и рок-н-ролл. По схожим причинам сабвуферы любят устанавливать в авто, получая дискотеку на колесах. Но и любители классики и джаза не остаются в стороне: для них натуральный динамичный бас также имеет большое значение.
В домашних кинотеатрах без сабвуфера вообще никуда. Львиная доля вау-эффекта от кино приходится на различные взрывы, басс-дропы и музыку с выраженной низкочастотной составляющей. Композитор Ханс Циммер («Начало», «Интерстеллар», «Пираты Карибского Моря» и т. д.) как-то выслал продюсерам несколько минут музыки для одной из сцен и получил от них ответ: мол, у вас там, кроме тишины, ничего нет. На это композитор ухмыльнулся и посоветовал слушать на киношной акустике, а не на бытовых колоночках.
Узнать, справляется ли имеющаяся акустическая система с низкими частотами, очень просто. Достаточно послушать на ней запись синусоиды, идущей по всему слышимому спектру. Чаще всего на бытовых колонках без саба что-то слышно, начиная с 50-80 Гц. Сабвуфер расширит это значение до 20-30 Гц.
В итоге сабвуфер позволяет:
Как устроен сабвуфер?
Почему же обычные колонки не справляются со сверхнизкими частотами, а сабвуфер справляется?
Технически невозможно сделать динамик, который воспроизводил бы все частоты одновременно. Чтобы колонки могли воспроизвести как можно больше частот, их делают многополосными: маленький динамик (твитер) отвечает за высокие, а большой динамик (вуфер) — за средние и низкие. Иногда твитер размещается прямо посреди вуфера, такой тип конструкции называют коаксиальным динамиком. Однако для воспроизведения саб-баса этого недостаточно, поэтому аудиосистему дополняют сабвуфером — этимология этого термина теперь очевидна. Причем сабвуфер обычно нужен лишь один, поскольку бас почти не локализуется человеческим ухом.
Также для сабвуфера нужен индивидуальный корпус, и вот почему. Частота 50 Гц соответствует волне длиной 7 метров, 20 Гц — 17 метров. Произвести волну такой длины может лишь довольно большой объект. Например, струна контрабаса в длину 42 дюйма (106 см), струна современной бас-гитары — 34 дюйма (86 см). Для достоверного воспроизведения звука этих струн диаметр динамика должен быть идентичен по размеру. Разумеется, в бытовых колонках такое сложно себе представить. Хотя в исследовательских целях подобные агрегаты создавались. К примеру, Mitsubishi Diatone D-160 — один из самых больших динамиков, когда-либо изготовленных человеком. Он имел 63 дюйма (около 160 см) в диаметре и умел воспроизводить частоты от 8 Гц! Интересно также, что один из самых крупных сабвуферов для автомобилей, Cadence DCX34W, оснащен диффузором диаметром ровно 34 дюйма, то есть как раз размером с мензуру бас-гитары.
Слушатели отмечают, что с увеличением размера диффузора несколько теряется детальность и динамика на быстрых партиях, поскольку большой мембране нужно время для колебания, но при этом сам бас звучит более натурально. Из этого можно сделать вывод: любителям танцевальной электроники ни к чему гнаться за гигантскими динамиками, а вот почитателям классики и джаза они как раз понравятся за возможность наиболее точно воспроизвести оттенки звучания акустических инструментов.
Первые сабвуферы появились в 70-е годы. До этого была мода делать огромные колонки с большими басовыми динамиками, в итоге аудиосистема занимала половину комнаты. Благодаря сабвуферу появилась возможность делать небольшие колонки, сопровождая их всего одним басовым динамиком в отдельном корпусе. Такая система стала называться трифоник, ее обозначают как 2.1.
Тем не менее, долгое время сабвуфер не был популярен из-за главного недостатка — частотного провала в диапазоне, где заканчивают играть колонки и начинает вваливать саб. В лохматые годы достойный результат можно было найти лишь в дорогих аудиосистемах. Зато с появлением домашних кинотеатров и компьютерного аудио идея обрела вторую жизнь. Во всех системах вида 5.1, 7.1, 9.1 и т. п. та самая цифра «1» после точки — и есть сабвуфер.
Существует несколько типов конструкции саба:
Звучание сабвуфера также зависит от материала его диффузора. Многие признают, что бумажный диффузор звучит более мягко и музыкально, металлический или синтетический — более резко и упруго. Композитный, например, кевларовый, часто применяется в автомобилях благодаря надежности и устойчивости к внешним воздействиям.
Как выбрать сабвуфер?
Для дома
Главное правило — чем больше комната, тем больше сабвуфер:
Некоторые меломаны предпочитают устанавливать сразу два сабвуфера. Это дает следующие преимущества:
Для авто
Автомобильный сабвуфер — настоящий мастхэв для меломана-автомобилиста. Без него качественный звук в машине не получишь. Сабы для авто, главным образом, делятся на активные — со встроенным усилителем, такие как Pioneer TS-WX300A, и пассивные, например, JBL Stage 1200B. Пассивные стоят дешевле, но нужно внимательно смотреть на его мощность и мощность усилителя. Некоторые кулибины изготавливают сабвуфер самостоятельно, покупая лишь сабвуферный динамик и толстую фанеру.
Для студии
Сегодня большинство музыки делается в домашних студиях и сводится на мониторах ближнего поля. Эти мониторы де факто не воспроизводят низкие басовые частоты, поэтому для полноценного мониторинга к ним нужен сабвуфер. Хорошо здесь то, что можно совершенно спокойно использовать студийные мониторы и саб от разных производителей. Для студий выпускают специальные студийные сабы, которые воспроизводят очень точный и быстрый бас с максимально линейной АЧХ.
Критически важной для студии является акустическая обработка помещения, поскольку именно с низкими частотами возникают основные проблемы. Также критично расположение сабвуфера — желательно, чтобы он был равноудален от мониторов. Если такое расположение невозможно, используется два саба.
Для DIY
Для тех, кто умеет держать в руках пилу и молоток, в продаже есть сабвуферные динамики. Их стоимость ниже готовых сабов, а смастерить ящик можно с помощью калькулятора из Интернета. Разумеется, нельзя забыть про усилитель — максимальная мощность динамика при этом должна в два раза превышать максимальную мощность усилителя. В остальном здесь открывается простор для творчества — можно сделать хоть суперсаб с рупорной конструкцией и несколькими динамиками.
Куда поставить сабвуфер?
Есть простой лайфхак, позволяющий быстро найти оптимальное место для саба. Нужно поставить его на кресло или диван, в котором будет сидеть слушатель, и походить по комнате, определив на слух позицию, где бас звучит наиболее громко, детально и глубоко. Это и будет искомой точкой.
Стоит также запомнить:
Как подружить саб и соседей?
С точки зрения соседей, сабвуфер — это смесь отбойного молотка и военного оркестра, призывающего к мобилизации и военным действиям. Дело в том, что басовые волны очень длинные, поэтому остановить их может только нечто толстое и массивное. Тонкие стены российских квартир для этих волн — все равно что листок бумаги для пули. Более того, если стена не несущая, она выступает еще и в роли мембраны, которая отлично улавливает низкочастотные вибрации и передает их всему каркасу дома, особенно в квартиры выше и ниже. Часто это является главной причиной, по которой меломаны отказываются от сабвуфера.
К счастью, есть несколько эффективных способов подружить сабвуфер с квартирой:
Как настроить саб?
Как правило, у сабвуфера есть несколько основных настроек:
Заключение
Сабвуфер открывает целое измерение в музыке. Оказывается, треки могут различаться между собой фактурой баса, а в некоторых направлениях можно даже почувствовать саму форму волны, из которой были сформированы низкие частоты.
Правильно настроенный сабвуфер добавляет музыке глубины и расширяет ее частотный диапазон, но при этом не отвлекает все внимание на себя и не выделяется из общей картины.
Большой сравнительный тест пяти 10-дюймовых сабвуферных динамиков в цене от 8700 до 14000 рублей
По наблюдениям, популярность 10-дюймовых сабвуферов в последние несколько лет заметно выросла, вопросы о выборе «десятки» для той или иной задачи приходится слышать чаще, чем 3-4 года назад. Пообщался с дистрибьюторами, статистика продаж у многих это тоже подтверждает. И появилась идея – а не сделать ли групповой тест? Вернее, даже несколько тестов, разделив модели по ценовым категориям.
Сегодня – первый материал из предстоящей серии, в котором модели сгруппированы вокруг цены 10 тысяч рублей. Совсем без разброса не обошлось, но он в разумных пределах. Кому не терпится, в конце статьи я свёл всё в краткие выводы, ну а для тех, кому интересно, велкам за подробностями.
КАК СОБИРАЛСЯ ЭТОТ ТЕСТ
Основной критерий подбора участников – модели должны быть разработаны компаниями самостоятельно или, как минимум, при участии собственных инженеров (не секрет, что у большинства современных брендов все разработки заканчиваются выбором корзин для готовых ОЕМ-динамиков от сторонних фабрик). Так что в итоговый список вошли локомотивы отрасли, существующие на рынке не один десяток лет.
Откровенно говоря, планировалось, что этот список будет намного шире, и в него войдут, как минимум, ещё Alpine, Focal и некоторые другие бренды. Но, к сожалению, не все дистрибьюторы откликнулись на предложение, вероятно, посчитав любое сравнение своих моделей рискованным. Ну ОК, возможно, в следующий раз. За предоставленные образцы выражаю благодарность компаниям «Алком», «ММС» и «Чернов Аудио».
Ну и чтобы сразу ответить на все вопросы по участникам, замечу, что некоторые потенциальные претенденты не были включены в этот тест намеренно, поскольку уже бывали в лаборатории CARMUS раньше. Из недавних, к примеру, это плоские BLAM RS10 от Ги Бонневилля, тот же Kicker CompRT10 и немец Eton M10 Flat – они тоже идеально вписываются в поставленные критерии, но повторяться не было смысла. Hertz CS250 был включён в тест не сразу, поскольку он вроде бы тоже бывал в лаборатории, но то была версия S4 с 4-омной звуковой катушкой, а на этот раз – S2 с 2-омной. А это, как показывает практика, может многое изменить. В итоге сформировался вот такой список:
Kicker 43CWR104 (8740 руб.)
Ground Zero GZTW 10F (8990 руб.)
JL Audio 10W0v3 (9700 руб.)
Hertz CS250 S2 (10200 руб.)
DLS RCW10 (13990 руб.)
ЧТО И КАК ОЦЕНИВАЛОСЬ?
Задачи разделить всех на хороших и плохих не было. Просто потому, что сами понятия «хороший» и «плохой» в каждом случае свои. Кто-то тащится от «насосов», а кто-то при их виде крутит пальцем у виска. Кому-то нужна максимальная разборчивость на роке, а кому-то подавай мяско с жирком. Кто-то выбирает модель под компактный корпус, а кому-то объём вообще не принципиален. Ну и что из этого «хорошее» и «плохое»?
Подробные отчёты по каждой модели можно посмотреть, кликнув на соответствующие ссылки. Кроме привычных параметров Тиля-Смолла проанализировал поведение динамиков ещё и вне диапазона их работы – в области нескольких сотен Герц. В эту область обычно никто не смотрит, а напрасно – в ней часто встречаются артефакты, которые во многом объясняют нежелательные призвуки и окрашенность баса. В этот раз обошлось без криминала, но посмотреть всё равно стоило.
Разумеется, провёл моделирование работы сабвуферов в автомобиле. Как всегда, при оценке АЧХ обычно использовал усреднённую характеристику для салонов, которую ещё в 1996 году вывел Том Ньюзен (американский журнал Car Stereo Review), и потом её подтвердили коллеги из журнала «Автозвук» в начале 2000-х. Законы физики с тех пор вроде бы не изменились, а практика показала, что представление о работе сабвуферов она даёт правдоподобное.
После моделирования проводил прослушивание сабвуферов. Каждый динамик ставился в ЗЯ рекомендованных объёмов (или показавшихся предпочтительными по собственным расчётам, эти моменты я тоже отметил в отчётах). Сабы предварительно оценивались в лаборатории (хороший повод вспомнить методику ещё времён «бумажного» журнала Car&Music), а потом результаты проверялись в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд, в подлокотник заднего сиденья.
Сабвуфер узнаваем сходу – классическая «кикеровская» связка из цельного рельефного диффузора и подвеса с радиальными утолщениями. И это не декор – конструктивной жёсткости диффузора позавидуют многие конкуренты, хитрый подвес жёстко удерживает его от бокового смещения, хотя при продольном меньше давит на его на края.
Корзина штампованная, как и у остальных участников сегодняшнего теста. Магнитная система без осевого канала, что позволяет ставить его вплотную к задней стенке корпуса. Диаметр звуковой катушки не указан, но, если судить по видимой части, она тут 2-дюймовая. Обмен воздуха с окружающим пространством – через декомпрессионные отверстия в нижней конической части диффузора. Звуковая катушка двойная, номинальный импеданс 4+4 Ом.
Измеренные параметры совпали с заявленными довольно точно, разве что подвижная система оказалась чуть легче. Впрочем, не принципиально, вес подвижки в любом случае чуть выше среднего для 10-дюймового калибра. Хотя нет, по нынешним временам его уже можно считать среднестатистическим.
Заявленные / фактические параметры Kicker 43CWR10:
Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 35 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 24 л / 24 л
Qms (механическая добротность) – 12,46 / 10,96
Qes (электрическая добротность) – 0,54 / 0,57
Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,54
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 158 г / 142 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,1 Тл м / 19,7 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,7* Ом / 7,2 (3,6+3,6) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ / 84,9 дБ
Искажения невысокие, причём не превышают критичных величин даже при значительном понижении частоты. Измерения провёл не только на нижних частотах, но и посмотрел, как сабвуфер ведёт себя выше. Где-то к 500 Гц наблюдается небольшой рост искажений и скачок фазы – следствие какого-то резонанса в подвижной системе. Но радикального влияния на звук он не оказывает, и это хорошо. Выше по частоте – вообще ничего лишнего.
Описание даёт нехилый такой разброс вариантов акустического оформления, причём все корпуса довольно крупные для 10-дюймового калибра – ЗЯ от 23 до 35 литров и ФИ от 35 до 50 литров. Проверил расчётами, поэкспериментировал на деле, динамик действительно не требует точной подгонки объёма корпуса. Но я бы придерживался нижней границы рекомендованных значений – оно и в инсталляции рациональнее, и бас более собранным получается. ЗЯ – для тех, кто любит поровнее и поразборчивее, ФИ – когда нужно получить не просто высокую, а по-кикеровски ломовую отдачу без увеличения мощности басового усилителя.
По результатам практических экспериментов сложилось представление о характере баса. Он «по-кикеровски» плотный, фактура совсем чуть-чуть вязковата, но склонности к гудению (по крайней мере, в ЗЯ) не замечено. Такая подача, в принципе, универсальна, но особенно хорошо заходит для ритмичной электронной музыки. Глубина баса соответствует калибру – для разной bass-boosted фигни сабвуфер не подойдёт, но на нормальной музыке фундамент создаётся хороший – мясной и весомый. Если нет задачи флексить и вышибать стёкла, саб можно смело ставить даже в крупный автомобиль, с нормальным усилителем большой салон «прокачает» легко.
Ground Zero GZTW 10F
Буква F в модельном индексе означает Flat – сабвуфер имеет плоскую конструкцию, его монтажная глубина составляет скромные 88 мм. Конструкция хоть и имеет непривычные пропорции, но по своей сути классическая.
Полипропиленовый диффузор сложной формы соединяется со звуковой катушкой через конический элемент, плоский центральный колпак выполнен из алюминия. Ход немаленький, заявлено по 15 мм в каждую сторону, для разумного применения и при правильном выборе оформления – с запасом. Но давать динамику разбалтываться не нужно, это вам не «насос» для «негров». Как и у предыдущего участника теста, катушка 2-дюймовая (50 мм). Охлаждение организовано через осевой канал в магнитной системе. Номинальный импеданс – 2+2 Ом.
Интересно, что подвижная система оказалась тяжелее заявленного и, как следствие, резонансная частота тоже заметно ниже. Правда, остальные параметры оказались на удивление близки к заявленным.
Заявленные / фактические параметры Ground Zero GZTW 10F:
Fs (собственная резонансная частота) – 45 Гц / 35 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 24 л / 29 л
Qms (механическая добротность) – 8,08 / 7,86
Qes (электрическая добротность) – 0,61 / 0,62
Qts (полная добротность) – 0,56 / 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 92 г / 120 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,0 Тл м / 12,6 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 3,8 (1,9+1,9) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,5 дБ / 85,1 дБ
В области выше 40 Гц искажения самые низкие в этом тесте, а вот с понижением частоты заметно подрастают. Отсюда предварительный вывод – не нужно пытаться выжать из этого сабвуфера инфрабас, но в «музыкально-информативной» области баса от него можно ждать неплохого звучания. Из более-менее заметных артефактов выше по частоте – лишь одинокий «торчок» около 1,5 кГц, но тоже без особого буйства.
Несмотря на плоскую конструкцию, динамик не слишком любит маленькие корпуса. В предложенном 15-литровом ЗЯ ему тесновато – добротность аж за 0,9 переваливает. Впрочем, описание об этом честно предупреждает, так что будем считать, это вариант для популярной и несложной электронной музыки. Вариант ЗЯ 24 литра уже интереснее. На баттервортовскую добротность 0,7 сабвуфер выходит только в ЗЯ больше 35 литров, но тут можно уже и 12-дюймовую модель присмотреть. Так что GZ логично выбирать, когда место в принципе есть, но корпус должен иметь сложную форму с ограничением по глубине (кабриолеты, пикапы и т. п.).
А вот предложенный ФИ даёт хорошую басовую отдачу. Учитывая, что у динамика и без того самая высокая опорная чувствительность в этом тесте (да и вообще выше «средней по больнице»), нормированная чувствительность саба в автомобиле обещает легко перевалить за 92-93 дБ. Предлагается ещё бандпасс 17+22 литра, но это оформление настолько капризно, что рекомендовать его к массовому повторению я бы не стал – уж очень оно чувствительно к разбросу параметров.
«Нулевая» серия сабвуферов – самая младшая в линейке JL Audio, но всё выполнено аккуратно, придраться не к чему. Можно докупить опциональный гриль – в иных случаях это может тоже стать большим плюсом.
Диффузор выполнен из полипропилена, вогнутый центральный колпак образует профиль, близкий к сферическому, конструктивная жёсткость такого «поршня» получилась высокой. Верхний подвес полиуретановый, но, в отличие от многих нынешних сабвуферов, опасений за его надёжность не возникает – в JL как-то умеют делать его долговечным. Магнитная система закрыта пластиковым кожухом. Звуковая катушка – 2-дюймовая, заявленный линейный ход по 11,4 мм в каждую сторону, механический – и вовсе с огромным запасом. В общем, пошалить позволяет. В охлаждении участвуют осевой канал в керне и отверстия в нижней конусной части диффузора. Номинальный импеданс – 4 Ом.
Очень хорошее совпадение измеренных параметров с заявкой, но к JL по этой части претензий никогда и не было. Резонансная частота неожиданно низкая для 10-дюймового калибра, хотя, как оказалось, в этом тесте есть ещё ниже.
Заявленные / фактические параметры JL Audio 10W0:
Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 31 л / 28 л
Qms (механическая добротность) – 10,75 / 11,84
Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,62
Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 136 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,5 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 4,3 Ом / 4,3 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 дБ / 83,0 дБ
Искажения по меркам этого теста средние, хотя в целом невысокие и относительно равномерные по всему диапазону. Резонансы подвижной системы появляются лишь выше 500 Гц и реально на работу сабвуфера влияния не оказывают. Там, где это может оказаться принципиальным, – всё чистенько.
Описание рекомендует два варианта оформления – ЗЯ 18 литров и ФИ 32 литра с портом, настроенным аж на 30 Гц. ЗЯ компактный, но результирующая добротность выходит высоковатой, поэтому от себя добавил в расчёт вариант ЗЯ 25 литров и, честно говоря, потом на деле он мне понравился даже больше. Впрочем, в обоих случаях сабвуфер оказался не склонен к гулкости, так что вывод – динамик очень лоялен к оформлению.
Предложенный производителем фазоинвертор требует небольшой оговорки. При программном расчёте может показаться, что он выпускает весь пар в инфрабас. Но посмотрите на размеры порта, взятые из описания – он узкий и длинный, воздух внутри такой щели оказывается заметно задемпфированным, и потому на деле получится нечто среднее между таким вот низко настроенным ФИ и ЗЯ. То есть отдача будет повышенной, и вниз он действительно будет забираться очень уверенно, но фактура баса будет прорабатываться тщательнее, сабвуфер не превратится в тупую вибромашину. В общем, вариант тоже привлекательный.
Сабвуфер жанрово абсолютно универсален, в звуке нет ни грамма гудения и вообще никакой размазни. С фронтальной акустикой стыкуется легко. На быстром напористом роке показывает разборчивость на «четыре с плюсом», на ритмичной электронной музыке – однозначно оценка «отлично», бас собранный и основательный. Говорить про жанры попроще, полагаю, и вовсе нет необходимости. Формально опорная чувствительность не самая высокая, но отдачи по факту хватает с запасом.
Ещё один участник теста с возможностью добавить опциональный гриль. Он крепится под кольцо и прижимается им, почти как у JL Audio.
Диффузор вместе с центральным колпачком имеет фирменный профиль V-Cone. Крепление к катушке выполнено через переходное кольцо – как в более дорогих моделях Hertz и, кстати, во многих моделях того же JL Audio. В прошлый раз для версии CS250 S4 я приводил рисунок в разрезе, здесь конструкция та же. Сама звуковая катушка не видна, но в описании указан её диаметр – 35 мм (1,4 дюйма). Поводов к сарказму тут нет – её охлаждению уделили немалое внимание: окна под центрирующей шайбой и отверстия в самом каркасе образуют целую систему прокачки воздуха вдоль катушки. Впрочем, как оказалось, тут много мощности и не нужно, сабвуфер умеет давать жару. В магнитной системе нет осевого отверстия – динамик можно ставить в корпус, не заботясь о том, что он упрётся магнитом в заднюю стенку.
У Hertz самая низкая резонансная частота в этом тесте, причём не слишком характерная для автомобильных 10-дюймовых сабвуферов – ниже 30 Гц. Даже у 12-дюймовых моделей такую нечасто встретишь. Это обусловлено не самой лёгкой подвижной системой и относительно мягким подвесом. Чувствительность средняя, но за счёт 2-омного импеданса можно рассчитывать на некоторое форсирование усилителя по мощности, так что с отдачей по факту – полный порядок.
Заявленные / фактические параметры Hertz CS250 S2:
Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 29 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 32 л / 31 л
Qms (механическая добротность) – 9,40 / 7,90
Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,55
Qts (полная добротность) – 0,49 / 0,51
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 166 г / 171 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,5 Тл м / 11,3 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 2,2 Ом / 2,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,1 дБ
Искажения в рабочей области не превышают разумных пределов, на более высоких частотах тоже без криминала – призвуков можно не ожидать. Более-менее заметные резонансные явления в подвесах начинаются достаточно высоко и особого влияния на басовую область уже не оказывают.
Описание предлагает очень компактный 16-литровый ЗЯ – всё точно так же, как и для версии с 4-омной звуковой катушкой, которую я уже когда-то тестировал. При этом результирующая добротность тоже получается высоковатой, хотя на деле склонности к откровенному гудению не появляется, так что вариант вполне рабочий. Мне же больше понравилась реализация в корпусе попросторнее – около 22 литров. Оно и по расчётам интереснее, и на деле. К тому же бас в таком корпусе получился неожиданно могучим для 10-дюймового калибра, создавая полное ощущение более мощного саба.
Брутальный крепыш, не лишённый, тем не менее, изящества. Диффузор составной – цельный передний элемент выполнен из алюминия, конусная часть с тыльной стороны сделана из прессованной целлюлозы.
Магнитная система нетривиальная – звуковая катушка имеет диаметр 3 дюйма, хотя при этом длина намотки невелика. Линейный ход заявлен 9 мм, и это, судя по всему, peak-to-peak (про механический ход не говорю, его тут с запасом). Но если судить по верхней шайбе магнитопровода, у мотора высокое соотношение рабочего числа витков к общему числу витков, а это обещает отличный контроль динамика усилителем. Собственно, это подтвердилось и на деле – DLS не любит махать диффузором как картонкой на шашлык, но при едва заметном ходе пинает в грудь так, будто стоишь рядом с копром, забивающим сваи. Номинальный импеданс – 4+4 Ом.
После обычной разминки динамик оказался сильно жёстче обещанного. Продолжил его разминать, время от времени снимая параметры, но в какой-то момент возникло ощущение, что они начали стабилизироваться. Допускаю, что динамик требует более длительной разминки, чем обычно, поэтому в расчётах оформления использовал среднее между заявленными и измеренными величинами. Из примечательных моментов отмечу вес подвижки – ожидал, что при 3-дюймовой катушке параметр Mms будет выше, а тут подвижка оказалась, наоборот, одной из самых лёгких в тесте.
Заявленные / фактические параметры DLS RCW10:
Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц / 32 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 37 л / 32 л
Qms (механическая добротность) – н. д. / 4,61
Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,62
Qts (полная добротность) – 0,37 / 0,52
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 120 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 6,4 Ом / 6,4 (3,2+3,2) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,4 дБ / 84,3 дБ
Искажения невелики, с понижением частоты динамик ведёт себя культурно и недовольства не проявляет. Выше по частоте фазовая характеристика на удивление линейна вплоть до частот выше 2 кГц, но этот диапазон уж при любом раскладе неважен. В общем, лишних призвуков можно не ожидать.
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ?
Kicker 43CWR104 открыл этот тест и сразу же задал ему высокую планку. Выраженных жанровых предпочтений не имеет, но на ритмичной электронной музыке явно чувствует себя веселее. Саб можно смело ставить даже в крупный автомобиль, с нормальным усилителем прокачает его легко (разумеется, если не стоит задачи сделать SPL-систему). Правда, корпус нужен где-то от 23 литров и выше, что по меркам 10-дюймовых моделей не так уж и компактно. Но зато вымерять объёмы с точностью до литра не требуется, и это, несомненно, большой плюс для стелсов.
Ground Zero GZTW 10F – единственный участник этого теста в «плоском» исполнении, но слишком тесных корпусов он тоже не любит. Его главное применение – когда место под саб в принципе есть, но корпус должен иметь сложную форму. Если дать ему литров 25 или чуть больше, можно получить довольно плотный бас в ЗЯ, без басовых хвостов. Лезть в глубину к «неграм» не любит, да и вообще, использование сабсоника заметно улучшает структуру баса. Если нет аудиофильских замашек, то можно рассмотреть вариант 35-литрового ФИ, он даст нехилую отдачу, даже немного неожиданную для 10-дюймового калибра.
JL Audio 10W0v3 – наглядный пример «джиэлевского» подхода к конструированию сабвуферов – не нужно вымерять всё с точностью до литра (опять же, актуально для стелсов), можно ставить в любой корпус от 18 литров и выше, играть всё равно будет как надо – вкусно, сочно и плотно, без склонности к гудению. В ЗЯ рок играет на четыре с плюсом, ритмичную электронику (не говоря уж о музыке попроще) – на твёрдую пятёрку. В рекомендованном ФИ можно получить прирост отдачи, не превратив сабвуфер, пардон, в тупой тыловой вибратор. В общем, то, что JL Audio младшие серии делает ни разу не по остаточному принципу – это факт.
Hertz CS250 S2 удивил. Скромняга, который умеет «жарить мясо», не требуя мощных усилителей. И плевать, что на роке у него не самая идеальная артикуляция, зато это отличный вариант для ритмичной электронной музыки с выраженным басовым «фундаментом». Правда, нужно помнить, что импеданс составляет 2 Ом, так что подключать его мостом к обычным усилителям нужно с ооочень большой осторожностью (или же выбирать для этого модификацию S4 с 4-омной звуковой катушкой). Больших корпусов и точной подгонки объёма тоже не требует, что опять же хорошо для стелсов.
DLS RCW10 – а это лучший в протестированной группе саб для быстрого рока. Отменный контроль, разборчивость, проработка структуры. При этом звучание ни разу не легковесное, наполненное. То, что называют «быстрым» басом, хотя я не очень люблю этот термин. По корпусам производитель даёт вполне конкретные рекомендации, хотя небольшие отступления от них динамик всё же прощает. Я бы остановился на ЗЯ 18-20 литров, получается компактно, и по структуре баса самое то что надо.