Стенс авто и девушки
Stance — модная безвкусица
Недаром всё же приматы и люди похожи.
Взять вот к примеру гамадрилов — да-да, тех самых — с красными седалищными мозолями, которые являются фирменной чертой, определяющей самосознание этого обезьяньего племени.
Будь голливудское кино основано на реальных историях, то в какой-нибудь «Планете Гамадрилов» гордые воины великой Павиании вполне могли бы строить национальное самоопределение вокруг цвета своих пятых точек и даже на стягах бы красовались две алые полусферы и банан.
К сожалению, некоторые приматы вида Homo sapiens не имеют такой великолепной отличительной черты и потому прибегают к любому способу выделиться из толпы — будь беготня голышом или доработка автомобилей в стилистике Stance.
Что такое Стэнс
Видели «Приоры», лежащие на брюхе? Знакомьтесь, это не идиотизм и не региональное помешательство («чем выше горы, тем ниже Приоры»), а именно Stance (правда, такой, Evil Russian Stance). Конечно настоящий представитель stance nation скажет, что это не так — ведь тольяттинский автопром — это не убитое праворульное корыто, которое и есть настоящий стенс и «и вообще…».
«и вообще…» — это наиболее весомый аргумент, который в защиту любимого хобби выкатывают стэнс-тюнеры.
Собственно, stance с английского переводится как «Поза», а стенсеры — это, стало быть, «позеры», что многое объясняет — эти ребята даже не утруждаются учить языки. По сути своей стэнс делится на два основных направления: 1. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» — это называется Low Stance. То есть не «я нищеброд, но у меня есть болгарка», а «я стэнс-тюнер». Они думают, что это звучит лучше. 2. На автомобиль ставятся «богатые» хромированные диски максимального размера и обтягиваются резиной с высотой профиля примерно с ободок презерватива. Русскоязычные источники называют это Gay Stance (но не вздумайте гуглить этот термин — мы уже выяснили, английский ребята знают не очень), а вообще это легко обозначается как nigga tuning, ара-тюнинг и прочие Баку-стайл.
Поскольку фитментом хорошее дело не назовут, единственно верный фитмент — это обеспечивающая гарантированную разбортовку шины при значительной нагрузке установка «домиком» украденной у папы «Камы-ЕВРО» на слишком широкой для этой покрышки диск. При этом различаются подвиды этого развлечения — в зависимости от типа применяемой подвески (пиленый сток, заниженные стойки или пневмоподвеска), положения в колесной арке (внутри, вровень, с торчащей наружу кромкой диска) и угла развала колёс.
Кстати, если «уронив» машину на землю, вы почувствовали, что стало тяжело проезжать лежачие полицейские и неровности дороги, то поверьте — после нормального фитмента и перенастройки подвески вы больше никогда не получите штрафа за превышение скорости: если не случится-таки разбортовки резины, то неправильно отрегулированный во имя стенса сход-развал обеспечит вам значительное уменьшение пятна контакта, а также повышенный расход резины.
Но главное — снаружи она будет выглядеть как новая при лысой внешней кромке. Поэтому привыкайте, поклонники Hippari tire/Stretch tire к полетам на скоростях пешеходов… Но этого мало нашим рационализаторам — часто в битве за миллиметры пилятся лонжероны, варятся диски, выбрасываются ключевые элементы подвески.
То есть автомобиль превращается в недвижимость и стационарный объект для демонстрации на профильных выставках. В принципе — оно и к лучшему, ибо чем меньше людей, имеющих такое представление об автомобиле на дорогах — тем лучше.
Итого, мы можем сделать следующий вывод, что Stance — это планомерный вид антитюнинга во имя:
планомерного ухудшения эксплуатационных характеристик авто,
возложения болта на техрегламенты,
запудривания мозга идиотам, которые просто пилят пружины, не ставя даже пневмоэлемента,
вольной работы с резиной (установка домика с опасностью разбортовки, опять же привет развал колёс)
неявного объяснения армии неокрепших умом последователей разницу между шоукаром и авто, допущенным до эксплуатации в общем потоке.
Ну и да — ни один последователь движения не может объяснить, чем по-хорошему отличается «лада седан-баклажан» с заделкой под Баку-стайл и опущенная приора на 95 номерах от Стэнс-гольфа на стоковом двигле, но облитом пластидипом и развалом, подсмотренным когда-то во влажном сне на дрифтовой супре.
А по факту — это одного порядка и функционала явления. При этом адепты стенс-культуры постоянно ее именуют именно культурой, искренне не понимая, что не всё то золото, что блестит и не всё то, что имеет толпу приверженцев является культурой.
Автомобиль сам по себе — действительно потрясающее явление и плод работы очень талантливых людей. А стенс — это сродни доработке Джоконды лаком для ногтей и стразами сваровски… вот и вся культура
Гаишники нас не останавливают: зачем москвичи занижают машины
В «Сокольниках» прошел фестиваль низких машин «SLAMMEST3»
Видели иномарки, заниженные так, что высекают днищем искры? Задаетесь вопросами: как они ездят? Почему колеса стоят криво? И кто додумался занижать жигули?
Обозреватель m24.ru пообщался с представителями stance-культуры (именно так называются любители заниженных машин) и выяснил, сколько это стоит, каково им на наших дорогах и почему не всякая низкая машина может считаться стэнс-каром (от англ. stance-car).
Stance (в переводе с англ. «посадка») – автомобили с низкой посадкой и отрицательным развалом колес (то есть верх колес у такой машины наклонен к центру). Сказать однозначно, кто и когда впервые начал занижать авто, сложно. Известно только, что несколько десятков лет назад в автоспорте начали применяться колеса с отрицательным развалом для создания более широкой колеи автомобиля.
Считается, что сформировалась культура в Японии, а окончательно сложилась в США. Важно, что stance – это в первую очередь посадка, а внутреннее наполнение (автозвук, тюнинг двигателя и оформление салона) – это вторично.
О культуре и о целях движения рассказывает стэнс-райдер, обладатель приза за лучшую пневмоподвеску на шоу Slammest3 Алексей. Машина – Honda Civiс 5d.
Stance-авто однозначно низкое. Сильно низкое, но при этом стильное. Важно отделять stance от БПАН (движение «Без посадки авто нет»), там важнейший параметр – это просвет между порогом и землей. У нас важно положение кузова относительно земли и идеальное вписание колес в общий вид автомобиля. У них (БПАН) это выглядит необычно, а порой даже эпично, но к stance не имеет отношения.
Ездить по Москве на стэнс-машинах несложно: все можно объехать, но иногда приходилось подкладывать доски, чтобы переехать яму. Всегда беру их с собой, когда еду в неизвестные места. А в целом чем чаще ездишь по одному маршруту, тем быстрее ты можешь его преодолевать, потому что знаешь каждую неровность.
Фото: Максим Анучкин
Занижение машины – это еще не все: идеальную посадку подгоняют развалом (углом наклона колес). Кроме того, stance касается и колес: на диск натягивается покрышка заведомо меньшей ширины. «Резина» натягивается для того, чтобы при максимальном занижении колесо помещалось в арке.
Зачем все это занижение? Просто это выглядит необычно и стильно. Про управление можно сказать, что из-за ограниченного хода подвески и минимума резины ездить на таком авто жестко, но получается хорошая управляемость. Полиция, кстати, не останавливает – разве что полюбоваться и поинтересоваться. Даже документы не спрашивают. Но это в Москве, а как обстоят дела в других регионах, я не знаю.
Проблема заезда в труднодоступные места решается просто: есть статичная подвеска (винтовая), а есть пневмоподвеска (клиренс машины увеличивается или уменьшается из салона), мы ее называем читерством. На «винтах» водитель сильно ограничен в возможностях – все паркинги и мойки с сервисами для них закрыты, а на «пневме» можно почти все.
Фото: Максим Анучкин
Раньше пневмоподвеска была эксклюзивом, сейчас же ее делают в каждом втором гараже. Есть те, кто принципиально остается на «статике», а тех, кто на «пневме», не уважают. Но вообще это дело вкуса и потребностей, конечно.
Еще stance хорош тем, что он способствует снижению скорости: иначе ямы и неровности могут уничтожить арки и кузов.
Про цены. На сегодняшний день новый комплект регулируемой подвески стоит порядка 40 тысяч рублей, пневмоподвеска обходится от 50 до 150 тысяч рублей. Есть и гаражные варианты занижения: отпилить половину витков пружин или более гуманный способ – покупка пружин с занижением. Однако подвеска – это еще не все: важно, какие у тебя диски. Можно придумать что-то интересное из обычных и потратить на них от 15 до 30 тысяч рублей, а можно заняться поиском кованых и выложить за них более 100 тысяч рублей. Стоимость эксклюзива за океаном (как правило, в США) – от 150 тысяч рублей за один диск.
Самые популярные в stance машины – это продукция VAG (Volkswagen Group): Volkswagen, Audi и подобные. Еще выставляются японские дрифткары: если твоя машина может дать жару и имеет при этом минимальное расстояние между диском и аркой – ты почти победитель.
Как девушки становятся стэнс-райдерами, рассказывает одна из немногих их представительниц Мария. Машина – Kia Сerato Koup.
Изначально хотелось принадлежать к какому-то направлению тюнинга, придерживаться правил ее культуры и стиля. И когда видишь эти машины с идеальным внешним видом, широкими блестящими дисками и правильной посадкой. Stance – это красиво!
Мало кто может объяснить, как человеку может нравиться неудобная езда, с постоянными звуками чиркающего днища и трудностями на дороге, но это цепляет. Я вот почти два года занимаюсь машиной, и каждые пару месяцев она становится все ниже и ниже.
Машинами я увлекаюсь с детства: я хотела быть дальнобойщицей, как папа, чтобы привозить много вкусностей из-за границы. Потом получила права, заинтересовалась стэнс-культурой, а тут мне понравились диски, и муж подарил мне их на Новый год. Ставить их без должного занижения было преступлением, вот так все и началось.
Stance учит водителя аккуратности и памяти на ямы и неровности. Ты уже знаешь, что там ты проедешь в этой полосе, а потом нужно будет перестроиться на другую. С таким «багажом» можно и жару иногда дать, но вообще на них скорость не превысить. Стоит возить с собой на всякий случай доски в багажнике, но пока мне везет – обходилось без эвакуаторов.
О технической стороне вопроса – Николай, занизил три автомобиля. Машина – BMW 1er.
Stance-машины я делаю для себя, в свое удовольствие. Сейчас третья машина – именно проект, то есть не просто авто, а стэнс-авто. Была BMW 330, BMW M3, а сейчас BMW 1er, причем мотор и коробка [передач] от M3 E92. Такой вот кастом: я занимаюсь не только стэнсом, я и крашу машины, и ремонтирую, и вообще все.
Самое простое – это поставить подвеску и подобрать нужные колеса, при наличии деталей делается за один день. Важно, чтобы колеса подходили по размеру, чтобы все это хорошо смотрелось. Просто поставил и поехал – такое мало где встретишь.
Лет пять назад с запчастями было очень тяжело, в России ничего не было вообще, никто ничего не привозил. Сейчас появилось много ребят, которые занимаются поставкой подвесок и колес из-за границы: США, Япония, Европа. Проблем нет: заказываешь, и через две-четыре недели привозят.
У нас в стране ничего не делают. Есть те, кто собирает управление пневмоподвеской. Делают из разных комплектующих, клапаны (с помощью которых машина поднимается или опускается) берут от машин или какие-то заводские. Конечно, хорошее управление можно купить за рубежом, есть две фирмы, которые делают его очень хорошо. Разница в том, что у одной управление на датчиках высоты, у второй – на датчиках давления. (Второе дешевле, но оно не так точно регулирует высоту).
Поставить все можно самому, главное – минимальные знания по техобслуживанию авто, по ремонту. Сделать винтовую подвеску на авто несложно, главное потом съездить на сервис и сделать развал-схождение, в гараже это невозможно провести.
Если же человек без опыта решил сам сделать стэнс-кар, то колеса не отвалятся, конечно: продавец, скорее, сам посоветует проставки какие-то, еще разные мелочи. Так что опасность минимальна. В нашем деле люди, которые ничего не понимают, обращаются к друзьям. Опять же, есть сервисы, которые этим занимаются.
О командах, сообществах и людях в stance-культуре рассказывает Илья, основатель проекта Lowdaily.
В России все началось с жигулей – сообщества Only Dropped, такой клуб в интернете. Потом они разделились, но выросло все оттуда. «Старички» пересели на новые авто, но где-то в гаражах каждого стоит «копейка» с тех времен. Это ценится, бережется.
Мы начинали в 2011 году, когда это направление уже давно развивалось в США, Японии, Европе. В России тоже появлялось такое движение, но медленно и плавно. Это была своя компания, которая нигде не светилась. У нас же было желание показать людей и машины с помощью медиаформатов и рассказать о том, что у нас это тоже начинает развиваться.
Фото: Денис Рыбаков
Мы решили собрать всех в одном месте и устроить масштабную фотосессию. Нашли место, договорились и собрались. Сделали жесткий отбор: отсеяли большую часть того, что было неинтересно, собрали самые сочные машины в этом направлении в одном месте.
Выяснилось, что народу интересно. Мы получили очень много заявок, всем все понравилось, и мы решили продолжать. Мы отобрали самые интересные проекты, у нас появились блоги, у каждого проекта была своя статья и так далее.
С годами компания росла, народу становилось больше, каждый год, каждый сезон появлялся кто-то новый, или кто-то переделывал проект, что-то дополнял. Это может идти бесконечно. Для нас это было в духе «делать что-то для себя, показать людям, выделиться в потоке движения». Потом, когда коллектив стал большим, появилось понимание, что народ есть, он делает все своими руками, но просто приехать поменять масло и прочее сложно из-за низкой посадки.
Мы решили открыть свой сервис, ему на данный момент полтора года. Причем это не как бизнес, скорее одно из направлений, к чему это все стекает. Такое хобби.
Зачем нам свой сервис? Часто бывает, что в обычных говорят: «Ой, нет, у тебя такая машина, мы не будем заморачиваться». Мы же готовы помочь и отремонтировать все, что нужно. Есть те, кто приходит сразу – неважно, старая или новая машина – и говорит: «Давайте мне все сразу – и покраску, и подвеску и прочее». В итоге получаем готовый проект.
Чаще люди начинают делать сами, конечно, потом уже обращаются в сервис. По поводу работников – мы берем людей с опытом. Они знают, как и что делать, а у нас это очень важно.
Сколько всего команд в Москве – сложно сказать. Есть костяк «старичков», изначально их было две-три группы. Потом все начало развиваться. Организовать компанию не тяжело, достаточно, чтобы у тебя и товарищей были машины, все зависит от возможности общаться с людьми. Бывает, что в тусовке есть люди и без авто.
Все старые остались, но появились новые сообщества – может, кто кого обидел, и он решил сделать свое направление, кто-то не был знаком с тусовкой и начал все сам, к нему потом присоединились. Конкуренция между командами есть, но все меряются занижением: чем ниже, чем оригинальнее.
Сейчас же все «запачкалось» молодыми, которые думают, что достаточно купить за 20 тысяч рублей «Жигули», обрезать пружины – и все, ты в тусовке. В наших кругах таких мало, но вообще по городу их полно, потому что дешево.
На самом деле команда – это не просто группа машин (чаще иномарок) с наклейками. Есть сообщества по шесть – семь машин, они приезжают в одной форме, то есть очень ценится еще и подача своего сообщества. Вещи командного бренда – это характерно для таких групп. Важно, что если люди хотят привлечь внимание, то не только авто должно выглядеть хорошо: ты сам должен с себя начинать. Если ты весь день пролежал в гараже, это не значит, что ты можешь приехать весь в масле на мероприятие.
Фото: предоставлено Ильей
Попасть в сообщество несложно, все зависит от человека. Если ты хочешь влиться, надо иметь авто, желание все сделать, желание жертвовать нормальной ездой по городу или на дачу. Есть и примеры аутсайдеров, которые ни с кем не общаются, не тусуются, но их машины все узнают.
В целом машин стало много, и часто попадаются похожие проекты. Не хочу сказать, что мы ценим только дорогие или редкие машины. Скорее, в цене оригинальность и труд, вложенный в машину. Мы видим, что «гольфов» очень много – поставь их в один ряд и поймешь, что они ничем не отличаются, модификациями разве что какими-то мелкими. Более серьезные вещи – редкость, и на такие интереснее смотреть. Мы никого не пропагандируем, но хочется оригинальности.
Есть примеры машин, в которые вложено много труда, и они привлекают много внимания. Например, был как-то «Запорожец», он стоял в парке Горького и очень много внимания привлекал. Рядом был дорогой Nissan, и он тоже привлекал немало внимания. Дело вкуса. В целом нет такого разделения типа «у тебя дешевая – ты не с нами».
О Стэнс культуре: почему непрактичность — это здорово
Достаточно давно в одном из роликов Стилова увидел я момент реакции простого русского мужика на его Сильвию, которая тогда выглядела вот так:
Ладно дядь Коля — слесарь, но вы-то… адекватные образованные люди вроде.
Давайте же на время прочтения записи забудем о вкусах, так как во-первых, о них не спорят (цитату Кровостока помните?), а во-вторых, мы даже не о босодзоку говорим сейчас, не такой уж разрыв шаблона вызывает стэнс, как это:
В контексте этой записи не имеет смысла углубляться в тукеты, флаши, хеллафлаши и то, как глубоко колесо загоняют в арку и как сильно его заваливают сейчас совершенно неважно. Важно то, что это делают. А вот почему и зачем — я и хочу попробовать объяснить.
Поработав некоторое время в автобизнесе, я абсолютно четко осознал, что идеальной машины не бывает и каждый от автомобиля хочет взять что-то свое: кому-то важен комфорт, кому-то безопасность, кому-то внешний вид, кому-то надежность и экономичность, кому-то статусность и продолжать список можно достаточно долго.
Вообще, такое явление, как автомобиль, имеет свою огромную и увлекательную историю, которая привела нас к микроволновкам на колесах и переднему приводу. К святотатству, короче. Но были времена, когда производители стремились показать новые достижения, делали машины все мощнее и эмоциональнее, все круче, круче и круче, а потом появился Солярис и забил последний гвоздь в крышку гроба автомобилестроения, но сейчас тоже не об этом.
До того как автомобиль для большинства людей стал исключительно средством передвижения, он был для многих объектом восхищения и дарил эмоции. Причем я из тех людей, которые питают эмоции к машине, даже не видя ее вживую: один взгляд на машину мечты на экране может вызывать мурашки по коже и бесконечное желание ею владеть. Если проще, для меня в машинах прежде всего важна эмоциональная и эстетическая составляющая. И вот об эстетике я и хотел бы поговорить.
Как и многие другие явления, автомобилестроение имеет свою вершину. И в основе своей она, пожалуй, сводится либо к гипертрофированному комфорту премиум-класса (Роллс-Ройс), либо к техническому совершенству и фантастической мощности (Ламборгини).
Автомобиль начинается с рисунка. Потом инженерия, макеты, испытания, продажи и так далее, но если мы посмотрим на начало пути, если мы обратим внимание на то, каким задумывался тот или иной авто дизайнерами изначально, мы очень легко поймем, что на первоначальных эскизах и даже на большинстве концепт-каров любого авто, претендующего на вершину автомобилестроения, колесо имеет максимально большой диаметр (и диска, и само по себе) и полностью заполняет пространство в арке.
Это уже потом приходят злые дядьки-инженеры и приводят объект искусства в физический вид, который будет адекватен окружающей среде и условиям эксплуатации. И мы не говорим сейчас о таком оскорбительном для автокультуры понятии как «кроссовер», там-то поди все эскизы такие же скучные, как абсолютное большинство конечных продуктов.
Другими словами, первоначальная форма лучших автомобилей мира, задуманная их создателями, обязательно включает в себя максимально большие колеса.
Закрепили, запомнили, поехали дальше.
Вся подборка концпепт-каров чуть выше — это не определенная выборка исходя из контекста записи, ей-богу, это тупо первые попавшиеся картинки и фото, которые выдает гугл на запрос «концепт-кар». А теперь вернитесь к этой подборке еще раз, посмотрите внимательно и покажите мне хоть один концепт-кар, который не соответствует формуле «низкий + широкий«.
Не нашли? И не найдете. Потому что это аксиома. И без нее невозможно сделать спорткар\суперкар\гиперкар, который будет круто выглядеть, лучшие автомобили имеют строго определенный форм-фактор: низкая посадка, приземистый обтекаемый и широкий кузов, большие колеса.
Уловили мысль?
А теперь давайте вернемся к стэнсу.
Можно как угодно выстраивать концепцию внешнего вида стэнс-проекта, но две главных заповеди этой культуры — сделай ниже и шире. Если нет больших дисков и широких арок, значит это не стэнс.
В процессе создания автомобиля нельзя обойтись без усатого зануды, который скажет «а как эта машина будет переезжать лежачие полицейские?». А что если было бы можно?
К стэнсу можно относиться по-разному, это вопрос вкусов, как и многое другое. Я вот не люблю электронную музыку, но уважаю Жан Мишель-Жарра, понимаете?
Я искренне уважаю владельцев стэнс-проектов, потому что эти люди пожертвовали утилитарностью своих авто ради того, чтобы сохранить первозданный эскиз автомобиля и придать ему максимально правильную и красивую форму. Они поставили эстетическую составляющую выше практичности, тем самым доказав, что для них автомобиль прежде всего — произведение искусства, а только потом средство передвижения и они показывают всем остальным, что это так (вот в чем самовыражение, а не в эксклюзивности дисков и сантиметрах от асфальта, это лишь средство, но не цель). В эру господства кредитотошнотов на дорогах общего пользования это особенно ценно… и если не это называется искренне уважительным отношением к культуре автомобилей, к самому автомобилю, то я совсем ничего не понимаю в жизни.
Стэнс — это не только вот такое извращение:
Это Культура с большой буквы.
И я говорю огромное спасибо каждому владельцу такого проекта за то, что автомобильная культура еще жива и у нее остается шанс выжить, пока автомобили не начали водить сами себя, а системы стабилизации и электроняни не заменили водительский опыт окончательно.
UPD: вообще, я зачастую стараюсь предвидеть горящие жопы в комментариях, но чтоб ТАК, ребята, это край.
Физически не смог ответить на большинство комментариев, поэтому пожалуйста:
1. Наглухо затонированная вкруг приора на пиленных пружинах с китайским ксеноном и сабфувером размером в багажник — не стэнс, это бесповоротно умерший БПАН, имеющий крайне мало общего со стэнсом, как бы вам ни казалось что низкой машина делается для одного и того же одними и теми же людьми, это категорически разные люди и несравнимо разные концепции машин.
2. На подавляющем большинстве стэнс проектов, передвигающихся по городу стоит пневма. Пневма — поднимается и опускается, ПРИКИНЬТЕ!
3. Как оказалось, стэнс — главная проблема загруженного трафика в городе, а я все думал, почему в Воронеже такие пробки. Оказывается, это сраные стэнсеры на своих заниженных ведрах вечно в час пик переезжают лежачие полицейские, подкладывая доски под колеса в левом ряду. Не-не-не, во всех рядах одновременно.
Когда кто-либо из нижепредставленных талантливых комментаторов в последний раз попадал в пробку из-за стэнс-проекта? Когда хоть раз в жизни у кого-то из вас это случалось? Откуда такое количество этих абсолютно абсурдных комментариев? Кто у вас там в городах на развале ездит 30 км/ч в левом ряду, почему я их не видел никогда? Почему в моем городе все низкие машины ездят со скоростью потока там, где они могут проехать и не лезут туда, где не могут?
Еще раз: приоры не в счет, это не то!
4. «Кредитотошнот» — это среднестатистическая скучная машина для передвижения и не более того, никого я этим не хотел задеть и оскорбить. Лишь подчеркивал разницу в восприятии такого явления как автомобиль, говоря о том, что для кого-то это явление — нечто большее, нежели просто жоповоз и что такое отношение заслуживает уважения.
5. Про мою машину все сказано в самом первом комментарии к записи, здесь нет ни капли лицемерия.
6. Никто не оскорблял джипы, где вы это нашли? Я сказал, что кроссоверы (кроссоверы — не джипы, уж это-то можно понять?) как явление оскорбляют автомобильную культуру лишь потому, что во главе угла там стоит практичность и это противоположный взгляд на автомобили, делающий автомобиль — поджопом и лишающий его всякой культурной составляющей и какой-либо иной ценности, кроме комфортного перемещения задницы из одной точки в другую.
7. В контексте записи концепт-кары и эскизы джипов и логано-образных — мимо. Джипы просто мимо, а про Логан «претендующий на вершину автомобилестроения» — это перебор, товарищи.
8. Уловите главную мысль, хорош цепляться за отдельные фразы, которые вообще мимо кассы и никак не отражают суть записи.
9. Да, тоже подгорело.
10. Теперь понимаете, о каком негативе я говорил в начале записи?