стендаль биография личная жизнь
Стендаль
Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.
В биографии Стендаля было много интересных фактов, о которых мы расскажем прямо сейчас.
Итак, перед вами краткая биография Стендаля.
Биография Стендаля
Мари-Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле, Франция. Он рос в семье юриста Шерюбена Бейля.
Мать будущего писателя, Шерюбена Бейля, умерла, когда ему едва исполнилось 7 лет. После этого воспитанием мальчика занимались отец и тетя.
Интересно, что отношения с ними у Стендаля так и не сложились. Больше всего Анри любил дедушку, который серьезно повлиял на становление его личности.
Дед был очень грамотным и эрудированным человеком. Интересен факт, что однажды он даже общался с Вольтером, когда посещал город Ферней.
Именно он дал внуку прекрасное начальное образование, благодаря чему Стендаль проучился в школе только 3 года.
Детство и юность
С самого детства Стендаля интересовала философия, логика, история искусств и точные науки. Кроме этого он восхищался полководцем и политиком Наполеоном Бонапартом.
В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.
Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу.
Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.
В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.
После этого он посетил Австрию и Германию. Где бы ни находился писатель, он делал подробные заметки о тех местах. Через несколько лет в биографии Стендаля происходит переломный момент.
Он все чаще разочаровывается в действиях Наполеона, которого не так давно считал кумиром. В результате он решает покинуть службу и вернуться обратно домой.
Приехав во Францию, Стендаль активно занялся изучением философии и филологии.
Творческая биография Стендаля
После того, как Наполеон был отстранен от власти, на французском престоле оказались представители Бурбонов. Не желая признавать их власть, Стендаль переезжает из Франции в Италию, где поселяется в Милане.
Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.
Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.
Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.
Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.
В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.
Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.
Произведения Стендаля
В 1822 г. Стендаль опубликовал книгу «О любви», непохожую на его предыдущие произведения.
Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.
После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.
В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.
В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.
К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».
После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.
Личная жизнь
В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.
При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.
Смерть
Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.
Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.
За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.
Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.
Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».
Стендаль
Биография
Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.
Детство и юность
Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.
Портреты Стендаля
Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:
«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».
В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением Наполеона Бонапарта.
Профиль Стендаля
В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.
В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.
Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.
Творчество
После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.
Книги Стендаля
За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.
Экранизация книги Стендаля «Ванина Ванини»
Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.
Иллюстрация к книге Стендаля «Красное и черное»
В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.
Экранизация книги Стендаля «Красное и черное»
Личная жизнь
В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.
Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери
Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.
Смерть
С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.
Могила Стендаля
«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».
Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.
Цитаты Стендаля
«Гибкость ума может заменить красоту».
«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».
«Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».
Биография Стендаля (Мари-Анри Бейля)
Французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века Мари-Анри Бейль (Marie-Henri Beyle), псевдоним Стендаль (Stendhal), родился 23 января 1783 года в Гренобле (Франция).
Его отец, Шерюбен Бейль, был адвокатом в Верховном суде Гренобля. Мать писателя, Аделаида-Генриетта Бейль, умерла, когда мальчику было семь лет.
Воспитанием занимался дед, который был знаком с известными литературными деятелями. Анри проучился в школе три года, при этом самостоятельно изучал математику, философию и логику.
В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого поступил на службу в действующую армию.
Получил назначение в качестве второго лейтенанта французской армии, дислоцированной в Италии. Спустя три года подал в отставку, решив снова заняться самообразованием, но в 1805 вернулся на службу. В должности военного чиновника посетил несколько европейских государств: Австрию, Германию, Италию. Был свидетелем Бородинской битвы.
После разгрома Наполеона поселился в Милане (Италия), где сблизился с республиканцами-карбонариями, завел дружбу с Байроном.
В Италии писатель создал свои первые произведения, среди которых были: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (Vies de Haydn, de Mozart et de Métastase, 1814), «История живописи в Италии» (L’histoire de la peinture en Italie, 1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году» (Rome, Naples et Florence, 1917) — первая книга, написанная под псевдонимом Стендаль — и другие.
С 1821 по 1830 годы жил в Париже и сотрудничал с английскими журналами как литературный и художественный критик. За этот период им были написаны книги «О любви» (De l’amour, 1822), «Жизнь Россини» (Vie de Rossini, 1824), «Прогулки по Риму» (Promenades dans Rome, 1829). Во Франции Стендаль издал свой первый роман «Арманс» (Armance, 1827) и новеллу «Ванина Ванини» (Vanina Vanini, 1829).
Также в этот период им был написан роман «Пармский монастырь» (La Chartreuse de Parme, 1839) и одно из самых известных произведений писателя – роман «Красное и черное» (Le Rouge et le Noir, 1930), основанный на происшествии, о котором автор прочел в газетном разделе криминальной хроники.
Несмотря на активную литературную деятельность материальное положение писателя было сложным и в 1930 году Стендаль поступил на государственную службу. Его назначили французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккии.
Не все произведения Стендаля были опубликованы при его жизни. В частности — автобиография писателя «Жизнь Анри Брюлара» (Vie de Henri Brulard) и неоконченный роман «Люсьен Левен» (Lucien Leuwen), имевший в качестве варианта название «Красное и белое».
Писатель умер 23 марта 1842 года в Париже на улице во время прогулки, похоронен на кладбище Монмартр.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Фредерик Стендаль: биография и творчество
Работы писателя Фредерика Стендаля (1783-1842) обозначили переход французской литературы от романтизма к реализму. В его шедеврах («Красное и черное» и «Пармская обитель») представлено ироничное и даже резкое отображение любви и воли к власти. Его жизнь была наполнена событиями, порой весьма печальными.
Личность писателя
Анри Мари Бейль (а именно такое имя он получил при рождении) появился на свет в 1783 году городе Гренобле, расположенном на юге Франции. Его семья была богатой, а отец был адвокатом в местном парламенте. К сожалению, мальчик в возрасте 7 лет потерял свою мать. Отец настолько тяжело переживал ее утрату, что погрузился в религию и стал очень набожным.
Излагая кратко биографию Стендаля, следует отметить, что отношения с отцом у него не складывались. Его дедушка, Анри Ганьон, был врачом и сторонником просвещения, стал самым близким человеком и привил любовь будущего писателя к литературе. Дед был лично знаком с Вольтером. Он подарил своему внуку книги Дидро, Вольтера, Хельвинтиона, заложив основы образования, мировоззрения и отвращения к религии. Характер Стендаля отличался чувственностью и порывистостью, нарциссизмом и критическим отношением, недисциплинированностью.
Юношеские годы
В возрасте 16 лет молодой человек отправился в Париж, стремясь поступить в Политехническую школу и получить профессию военного инженера или артиллериста.
Но вихрь событий в стране изменил его планы. После революционных событий он поступил в драгунский полк наполеоновской армии. Через некоторое время он покидает службу и занимается самообразованием в Париже. Он сосредоточился на литературе, философии и английском языке. Писатель в дневниках того времени писал о своем желании стать драматургом.
Он быстро стал функционером при Наполеоновской империи и провел 1806-1810 годы в Германии, где среди других мест он некоторое время останавливался в городе Стендале, название которого стало потом его псевдонимом.
Некоторое время он прослужил в Марселе, где оказался, отправившись за актрисой, в которую был влюблен, затем он продолжил службу в качестве офицера армии.
Стендаль, биография которого полна интересных фактов, участвовал в военных кампаниях Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. Во время походов он записывал свои мысли о музыке и живописи. В составе армии Наполеона он был свидетелем битвы при Бородино и пожара в Москве, прошел Оршу и Смоленск, был в Вязьме. Особенно его поразил патриотизм русского народа.
Итальянский период
После поражения Наполеона и восстановления власти Бурбона, к которому он относился негативно, Стендаль ушел в отставку.
В 1814 году, после распада империи, Стендаль счастливо поселился в Италии, навсегда отказавшись от своих мечтаний о крупной общественной карьере. Он предпочел Италию своей родине, поскольку, возможно, ошибочно он считал ее более плодородной почвой для культивирования страстей. Следующие семь лет он провел в Милане. Писатель буквально влюбился в эту страну, в ее язык, оперу, живопись и женщин. Италию он считал своим домом, сюда он перенес своих героев. Он считал итальянский темперамент более естественным по сравнению с французским. В биографии Стендаля поэту Байрону также отведено место: они были знакомы и встречались в Милане.
В это время в Италии действует движение карбонариев, которое писатель поддерживал и даже финансировал. Но в 1820 году началось преследование его друзей, и Стендаль вынужден был вернуться во Францию.
Париж
Здесь началась новая веха биографии Стендаля. Он начал работать в газетах и журналах. Это был период активного творчества и многочисленных публикаций. Вышли в свет брошюра «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и рассказ «Ванина Ванини». Ему рекомендовали издать путеводитель по столице Италии, и в результате вышла книга «Прогулка по Риму».
Несмотря на успешную работу, психологическое состояние писателя было тяжелым, а материальное положение оставляло желать лучшего. У него не было постоянного дохода, он даже подумывал о самоубийстве.
Доктрина бейлизма
Стендаль, неуловимая личность, конечный продукт процесса разочарования, демонстрировал насмешливость, ироничность и скептицизм, которые прятали его чувствительное и израненное сердце. Он постепенно разработал учение, которое он назвал эгоизмом, или бейлизмом. Позднее Стендаль подробно писал об этой доктрине в серии работ, которые были опубликованы лишь после его смерти: «Журнал» (1888), «Жизнь Анри Брулара» (1890) и « Мемуары эготизма» (1892). В ее основе лежит идея, призывающая к преднамеренному следованию личным интересам и рассматривающая внешний мир исключительно как театр для личной реализации. «Воля к славе» не более чем внешнее проявление учения. Суть его заключается в том, чтобы внутренне изучать себя, придать мимолетным моментам жизни всю плотность, на которую они способны.
Ранние сочинения
«История живописи в Италии и Риме, Неаполе и Флоренции», написанная Стендалем в 1817 году, помимо отрывков откровенного плагиата содержит интересные оригинальные элементы. В 1821 году Стендаля подозревали в шпионаже и заставили покинуть Италию, но он успел завершить большую часть работы над своей первой крупной публикацией «О любви» (1822). При жизни писателя было продано всего 17 экземпляров этого исследования любви, которое сегодня ценится очень высоко. По сути, это рационалистический отчет об окончательном эмоциональном опыте. С помощью остроумной аналогии Стендаль предположил, что первоначальное проявление любви не более чем «кристаллизация» в отношении любимого человека тех качеств, которые любящий хочет найти в нем или в ней. Удовлетворение мало зависит от реальных качеств человека, которого любят. Это форма любви к себе, а не настоящей любви. Для Стендаля настоящая, полная любовь должна стать открытием любимого человека и потерей себя в любви к другому. Это полное поглощение является высшим проявлением эго, трансцендентным состоянием, которому затем способствуют все искусство и природа.
«Расин и Шекспир» появился в 1823 году. В 1827 году он опубликовал свой первый крупный роман «Арманс», психологическое исследование, омраченное отсутствием ясности).
Карьера дипломата и творчество
Благодаря политическим событиям во Франции в 1830 году он смог получить должность на государственной службе. Его назначили послом в Италии, Триесте, а затем в Чивитавеккье.
Это не самый интересный период в биографии писателя Стендаля. Обычная, однообразная работа и жизнь в маленьком портовом городке стали причиной скуки и одиночества. Для развлечения он начал путешествовать по Италии. Здесь он продолжал заниматься творчеством. В 1832-1834 годах начал писать, но затем забросил мемуары эгоиста и романиста Люсьена Левена. Автобиографический роман «Жизнь Анри Бруйяра» был опубликован в 1836 году.
С 1836-го по 1839 год Ф. Стендаль находится в Париже на длительных каникулах. Здесь в 1838 году была издана «Записная книжка туриста» и последняя законченная книга «Пармская обитель».
Последние период жизни
Непосредственно перед смертью писатель вернулся в Париж. Это печальный этап биографии Фредерика Стендаля. Он уже тяжело болел и был настолько слабым, что едва мог писать и диктовать тексты. Мрачное настроении сопровождает его все время. Его преследуют мысли о смерти и предвидение того, что он может умереть на улице. В действительности так и произошло. В марте 1842 года он упал посреди улицы и умер через несколько часов. Гроб с телом сопровождали только трое его друзей, а во французских газетах появилось сообщение о захоронении «неизвестного немецкого поэта» на Монмартре.
На могильной плите по его просьбе в знак любви к Италии написано: «Анри Бейль. Милан. Жил, писал, любил».
Религия и мировоззрение
Рассматривая кратко биографию и творчество Стендаля, нужно отметить, что в детстве его воспитывал иезуит Райян. После такого обучения и постоянного чтения Библии Анри возненавидел духовенство и религию и оставался атеистом до конца своей жизни.
Мораль аскетизма и смирения для него была странной. Его поражало лицемерие французского общества. Никто не верил в догму католической церкви, но был вынужден изображать из себя верующих. То, что церковь полностью овладела умами французов, он рассматривал как проявление деспотизма.
Основой всего для Стендаля была свободная личность, которая обладала собственными чувствами, характером и мечтами, не признавала устоявшихся понятий долга и порядочности. Идолом этого поколения был Наполеон Бонапарт. Стремление к сильным переживаниям и энергии действий казалось атмосферой эпохи.
Роль любви
В Италии во время своей первой поездки писатель встретил женщину, которая стала его безнадежной и трагической любовью. Это была Матильда Висконтини, жена польского генерала Дембовского. Она умерла рано, но ей удалось оставить след в его памяти на всю жизнь.
В дневнике Стендаля осталась запись о двенадцати женщинах, имена которых он мог бы назвать.
Признание
Автор «Красного и черного» сравнивал литературную славу с лотереей. Биография и творчество Стендаля не интересовали его современников. Фундаментальная оценка и понимание пришли через 100 лет, в 20-м веке.
На фоне знаменитых 1840-х годов Бальзака интересная биография Стендаля была неизвестна, его в то время не было в списке французских писателей.
Достойные авторы того времени, теперь благополучно забытые, были изданы десятками тысяч экземпляров. Исследование любви, имевшей большое значение в жизни и творчестве Стендаля, было продано только в нескольких экземплярах. Он даже пошутил, назвав книгу «святой», потому что мало кто осмеливается прикоснуться к ней. Роман «Красное и черное» вышел в свет только один раз. Критики обнаружили, что его произведения не стоят внимания.
Причина, очевидно, заключается в несогласии с существующими в литературе стереотипами и жанром его творчества. Отсутствие признания в течение жизни не помешало писателю стать одним из величайших романистов своего времени.
Детали биографии Стендаля
Анри Бейль использовал в качестве литературного псевдонима название германского города, в котором родился известный искусствовед Винкельманн, живший в 18-м веке, а его идеи оказали влияние на немецкий романтизм.
Ф. Стендаль назвал свою профессию «наблюдение за поведением человеческого сердца». В январе 1835 года он в качестве награды получил орден Почетного легиона.
Анализ творчества
Фредерик Стендаль входит в число романтиков, в своих работах он ставит во главу угла внутренний мир и опыт героя. При этом основу составлял четкий анализ, понимание общественной жизни, реалистическое мышление.
Углубляясь в работу, Стендаль проверял все события и концепции личным опытом. Он считал, что единственным источником знаний могут быть только наши чувства.