стен лии годы жизни

Стэн Ли

стен лии годы жизни

Имя: Стэн Ли (Stan Lee)

Настоящее имя: Стэнли Мартин Либер

День рождения: 28 декабря 1922

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: Нью-Йорк, США

Дата смерти: 12 ноября 2018 (95 лет)

Причина смерти: узнать остановка сердца, дыхательная и хроническая сердечная недостаточность

Где похоронен: узнать Лос-Анджелес, США

Карьера: писатель, актер, кинопродюсер, сценарист, создатель комиксов

Биография Стэна Ли

стен лии годы жизни

Детство, юность, семья

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

Начало карьеры

Когда юноше было 17 лет, Мартин предложил ему работу замещающего редактора на то время, пока не найдет вместо Стэна подходящую кандидатуру на постоянное время. Вспоминая об этом, Стэнли шутил, что Гудман попросту забыл о том, что его надо заменить, потому что он так и остался в редакторском кресле, пока не пришло время идти в армию – грянула Вторая мировая.

Стэнли прослужил в армии до осени 1945 года, однако на фронте он так и не побывал. Ли был солдатом в тылу — сначала чинил телеграфные столбы, а потом его перевели в более “творческий” отдел, в котором занимался сочинением сценариев для учебных фильмов. По окончании службы вернулся в издательскую компанию Гудмана.

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

Расцвет вселенной Marvel

До начала 60-х политика издательства в отношении комиксов выстраивалась по всем новомодным трендам. Если люди интересовались вестерном, Ли выдавал их десятками, а в случае, если повышался интерес к романтическим историям, Стэн Ли давал людям их. Далее последовали военные журналы, криминальные истории, ужастики и мультяшные персонажи. Издательство было обычным производством популярных трендов.

Однажды Стэн не выдержал и заявил супруге, что уйдет из этого круговорота, поскольку в нем у него нет будущего. Однако тут же ему предложили повышение, а в производство было запущено несколько новых журналов. Заметив небольшую перспективу в дальнейшей работе в издательстве, Ли все-таки остался.

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

Стэн Ли в кинематографе

В 80-х годах Стэн возглавил отделение кинематографических и телевизионных проектов студии Marvel. Ли стал продюсером каждой из этих картин и быстро завел традицию появляться в эпизодических ролях.

Первым фильмом студии Marvel, в котором появился Стэн, стал “Суд невероятного Халка”, где он сыграл присяжного в суде. Также Ли с удовольствием принимал участие в съемках, играя камео. Снялся Стэн и в «Людях Икс» (2000), и в «Человеке-Пауке» (2002), а также во множестве других картин.

стен лии годы жизни

Помимо проектов компании «Марвел», Стэн фигурировал и в сторонних кинолентах, к примеру, в «Симпсонах» и «Тусовщиках из супермаркета». В сериале «Теория большого взрыва» ему посвятили целую серию. Уже в весьма почтенном возрасте Стэнли все так же радовал своим присутствием на съемочной площадке исполнителей главных ролей и зрителей.

В последние годы жизни Ли появился в ролях Эверетта Росса в «Черной пантере» (2018), водителя автобуса в «Мстителях. Войне бесконечности» (2018), продавца костюмов в анимационной ленте «Человек-Паук. Через Вселенные».

Личная жизнь Стэна Ли

стен лии годы жизни

стен лии годы жизни

Стэн вместе с женой и дочкой жили в Нью-Йорке, переезжая время от времени то в один, то в другой район. В 80-х семья Ли приобрела собственный дом в Западном Голливуде, где и обосновалась.

стен лии годы жизни

Смерть

В 2010 году состояние здоровья легендарного создателя комиксов стало стремительно ухудшаться. Еще через два года ему был установлен кардиостимулятор, а в 2016 году Стэн переболел пневмонией, что стало причиной практически полной потери зрения.

Когда состояние Ли стало совсем критическим, дочь читала ему любимых Уильяма Шекспира и Чарльза Диккенса, фантастические романы и приключенческую литературу.

Источник

Самый жизнерадостный старик. Как жил Стэн Ли — «отец» комиксов Marvel

12 ноября 2018 года стало худшим днём для всех поклонников вселенной Marvel. В этот день в возрасте 95 лет умер Стэн Ли. Именно этот человек придумал Фантастическую четвёрку, Человека-паука, Железного Человека, Мстителей, людей X и множество других персонажей. Рассказываем, кто же этот жизнерадостный старик, которому удалось покорить сердца миллионов, сделав вселенную комиксов Marvel по-настоящему культовой, а также озолотив одноимённое издательство.

Фото © AP Photo/Matt Sayles

Как всё начиналось

Родился Стэнли Мартин Либер в Нью-Йорке в 1922 году. Это были непростые времена после Великой депрессии, особенно для семьи будущего мирового героя. Ли воспитывали еврейские родители-иммигранты румынского происхождения. Семье Стэна приходилось ютиться в маленькой квартирке в Бронксе, куда они переехали с Манхэттена из-за отсутствия работы у отца. В однокомнатной квартире уживались Стэнли (ему было почти девять лет), его единственный брат Ларри, а также мама с папой. Родители спали рядом с детьми на раскладном диване.

Стэн Ли был ненасытным читателем, окончившим среднюю школу Девитта Клинтона в Бронксе. Уже в столь юном возрасте будущий культовый писатель работал во многих местах. Чем только не приходилось заниматься Стэну! Он и писал некрологи для службы новостей, и составлял пресс-релизы по национальной программе туберкулёзного центра, и продавал подписку на одну из нью-йоркских газет (New York Herald Tribune), и занимался доставкой сэндвичей в самые различные офисы (в том числе Рокфеллеровский центр, один из крупнейших офисных центров Нью-Йорка).

Будучи 16-летним подростком, Стэн Ли устроился работать ассистентом в издательство Timely Comics (позже эта компания сменит вывеску и станет той самой Marvel). Получить место в этой компании Стэну удалось благодаря родственным связям: в Timely Comics работали его дядя (Робби Соломон) и кузина (Джина Гудман), которая была супругой на тот момент издателя комиксов Мартина Гудмана. Изначально от Стэна многого не требовалось: молодой Ли приносил художникам ланч, а также наполнял их чернильницы.

стен лии годы жизни

Свои первые шаги в создании комиксов Либер начал делать в 1941 году. Он стеснялся своего еврейского происхождения, поэтому подписывал работы псевдонимом Стэн Ли. Также Либер не хотел использовать свои настоящие данные до тех пор, пока не начнёт создавать действительно крутые работы. Однако еврейский автор комиксов прославился как Стэн Ли, его имя получало всё больший вес, поэтому в итоге он официально сменил паспортные данные.

Первые трудности у Ли начались в конце 1941 года. Тогда компании пришлось уволить двух ключевых авторов, которые не были довольны гонорарами Timely Comics, — они начали сотрудничать с другими издательствами. На плечи Стэна тут же обрушилась должность ведущего редактора издательства (в 16 лет Стэн стал самым молодым сотрудником комикс-индустрии). Первым комиксом Стэна Ли, для которого он полностью написал сценарий, стал пятый выпуск «Капитана Америки». Но работа в издательстве продолжалась недолго — началась Вторая мировая война, Стэн записался добровольцем в армию. Он служил в войсках связи, где в течение трёх лет писал инструкции и помогал делать обучающие фильмы для всех родов войск. Кроме всего прочего, он стал одним из девяти человек во всей армии США, получившим военную классификацию «драматург».

стен лии годы жизни

Фото © AP Photo/Monika Graff

Окончательно добиться успеха Стэну Ли удалось только спустя 20 лет — в 1961 году мир увидел комикс под названием «Фантастическая четвёрка». Помог ему в этом художник Джек Кёрби. Перед Стэном Ли стояла задача придумать оригинальный комикс, который поразил бы воображение читателей, как в своё время это сделали истории о Бэтмене и Супермене. В тот же год Timely Comics переименовали в Marvel Comics. Год спустя вышел ещё один культовый комикс — «Человек-паук». Эти две франшизы, а также серия «Люди Икс» (её придумали в 1963 году) имели оглушительный успех.

Стэн Ли настолько повлиял на индустрию комиксов, что в честь него назвали метод работы над визуальными новеллами. «Метод Marvel» заключается в том, что художники могут контролировать процесс создания сюжетной линии ещё на ранней стадии, что позволяет им продумывать визуальную составляющую комиксов.

стен лии годы жизни

Фото © AP Photo/Damian Dovarganes

Трудности и скандалы

В последние годы своей жизни Стэн Ли болел пневмонией. Также у него были проблемы со зрением. В начале 2016 года американский писатель признался, что потерял возможность читать и писать из-за значительного ухудшения зрения. В апреле состояние здоровья ухудшилось настолько, что на мероприятии Silicon Valley Comic Con в рамках автограф-сессии с фанатами представитель писателя напоминал ему, как писать его имя и фамилию по буквам. Но это далеко не всё негативное, что происходило в жизни легендарного человека.

В октябре 2017 года партнёр Стэна Ли Джерри Оливарес убедил медсестру взять у писателя некоторое количество крови под видом анализов, чтобы потом запустить в продажу партию ручек с кровью вместо чернил. Также Оливарес подозревается в мошеннической краже со счёта Ли 300 тысяч долларов и покупке на его деньги жилья за 850 тысяч долларов.

стен лии годы жизни

Фото © AP Photo/Tony Gutierrez

Не комиксами едиными

В начале 80-х годов компания Marvel Comics покупает анимационную студию. Стэн Ли становится её творческим директором. Под его руководством комиксы «Человек-паук», «Люди Икс», «Фантастическая четвёрка», «Железный Человек» и «Халк» стали мультсериалами, которым удалось завоевать любовь зрителей во всём мире.

стен лии годы жизни

Фото © AP Photo/Matt Sayles

Стэн Ли работал на процветающую компанию Marvel, делая её великой, на протяжении длительного времени. Уже в 1972 году он становится издателем Marvel, а спустя 60 лет с начала своей деятельности создаёт собственную фирму — Stan Lee Media. Само собой, это дело отнимает у Ли много сил и времени, в связи с чем он отходит от дел в Marvel, чтобы развивать собственный проект. Но долго существовать без Ли фирма не смогла — Стэна вновь привлекли к работе после того, как было принято решение запустить киносъёмки по франшизам Marvel. Началось всё в 2000 году — именно тогда вышла экранизация «Людей Икс», а спустя ещё два года появился первый «Человек-паук» с Тоби Магуайром в главной роли.

Начиная с 1994 года и до последних дней своей жизни Стэн Ли снимался в роли самого себя в фильмах Marvel. Его камео появлялись во всех экранизациях комиксов. По всей видимости, в последний раз мы увидим гения в новом фильме «Мстители», который выйдет в 2019 году.

Источник

Стэн Ли

Биография

Миллионы любителей проектов «Марвел» знают биографию Стэна Ли. Созданные им герои фантастической вселенной пережили не один десяток лет, взбираясь на пик востребованности и переживая годы забытья. Сегодня персонажи Стэна Ли – легенды, а фильмы с участием этих супергероев с большим волнением ожидают дети и взрослые.

Детство и юность

Стэн Мартин Ли родился в 1922 году в еврейской семье. Родители Джек и Серия иммигрировали в Соединенные Штаты Америки из Румынии. Их настоящая фамилия – Либер. Отец нашел работу закройщиком, но из-за наступления сложного экономического периода в стране возможность заработка, на который можно было бы прокормить семью, исчезла.

стен лии годы жизниСтэн Ли

Отсутствие минимального бюджета заставило Либеров сменить привычную квартиру на жилище поскромнее. В 1931 году в семье Стэна родился брат, и с деньгами стало совсем сложно. Либеры перебрались в скромную однокомнатную квартиру в Бронксе.

Чтобы хоть как-то помогать родителям, Стэн брался за любую работу: развозил сэндвичи, продавал подписку на газеты, писал небольшие заметки и релизы для туберкулезного центра. Дядя Робби Соломон помог юноше устроиться на простейшую должность в издательство Мартина Гудмана.

стен лии годы жизниСтэн Ли в молодости

Первое время будущий сценарист занимался мелкими поручениями вроде наполнения чернильниц и заточки карандашей. Он вычитывал статьи и разносил обеды сотрудникам конторы. Но большие амбиции не боятся трудностей и невзгод. Вскоре карьера Стэна пошла в гору.

Творчество

Первый комикс Стэна Ли опубликовали в 1941 году. Так мир узнал о Капитане Америке. В это же время сценарист взял псевдоним, который сопровождал его последующие годы. Он сотрудничал с художником Джеком Кирби и не предполагал, какого успеха добьется в «Золотой эре» комиксов.

Талантливый молодой человек оказался слишком яркой личностью для издательства Гудмана, и по мере раскрытия его талантов стали возникать трудности во взаимоотношениях с руководством. Ли покинул свое первое место работы и устроился в «Таймли Комикс».

В 19 лет юноша стал временным редактором издательства. Он демонстрировал успехи в области креатива и в бизнесе, что по достоинству оценило новое начальство. Стэна сделали постоянным редактором, а вскоре предложили ему должность арт-директора. Мальчишкой он и не мечтал о таком успехе.

стен лии годы жизниСтэн Ли и Стив Дитко

В 1942 году Ли вступил в американскую армию и был призван на службу. Он ремонтировал телеграфные коммуникации, а затем трудился в учебной дивизии. На досуге Стэн рисовал карикатурные изображения, работал над сценариями и методичками, придумывал мотивирующие лозунги. По документам он числился драматургом.

За три года в армии молодой человек набрался опыта. Вернувшись к своим творческим обязанностям в гражданской жизни, он реализовался как сценарист. Любимыми жанрами автора стали фэнтези, хоррор и сатира. Он также предпочитал вестерн, приключения и мелодрамы.

стен лии годы жизниДоктор Стрэндж

Поначалу работы Стэна оставались неоцененными. Но в 1961 году «Таймли Комикс» переименовали в «Марвел Комикс», у издательства и его сценариста начался новый карьерный этап. Ли поручили придумать новый комикс с супергероями, которых еще не видела публика. От него ждали эффекта, поражающего воображение. Так появился комикс о Фантастической четверке.

Ли создал персонажей, похожих на обычных людей с привычными проблемами и вопросами. Этим он и подкупил аудиторию. Его отличительной чертой стало продумывание чувств, речи и личностей персонажей

стен лии годы жизниСтэн Ли и Человек-паук

Комикс имел успех и стал первым серьезным результатом Ли на профессиональном поприще. Настоящую славу ему принесло создание Человека-паука. Рассказ о супергерое, которым мог оказаться любой, покорил молодежную аудиторию. Мутировавший тинейджер стал их кумиром. Первое появление героя состоялось в 1963 году в комиксе «Удивительные фантазии». Так Ли стал узнаваемым писателем. Затем он придумал Людей Икс, Доктора Стрэнджа и Халка, закрепив свое имя в истории.

В 80-е издательство «Марвел Комикс» выкупило анимационную студию, креативным директором которой назначили Стэна Ли. Комиксы перевоплотились в мультипликационные сериалы. Ли запустил мультимедийную кампанию и покорил Интернет сетевыми комиксами, создав StanLee.net.

Затем последовало создание кинопроектов. Его карьера развивалась столь бурно, что сценаристу удалось стать президентом и председателем совета директоров «Марвел».

стен лии годы жизниСтэн Ли и Халк

С момента начала экранизаций комиксов Стэн Ли выступил продюсером всех сериалов и кино о героях «Марвел» и стал сниматься в эпизодах фильмов. Сценарист фигурирует в кинолентах «Стражи Галактики», «Человек-муравей», «Железный Человек», «Дэдпул», «Доктор Стрэндж» и других. Стэн появлялся на экране и в сторонних проектах. Например, в фильме «Тусовщики из супермаркета».

Перешагнув рубеж 90-летия, создатель Человека-паука и Железного Кулака продолжал появляться в камео в фильмах кинокомпании «Марвел». Например, в вышедшей в 2018 году «Черной пантере» он сыграл Эверетта Росса.

стен лии годы жизниСтэн Ли в 2018 году

Ли исполнял эпизодические роли и не претендовал на звание профессионального актера, но моменты его появления в кадре с нетерпением ждали поклонники комиксов. Фильмография артиста насчитывает более 75 кинокартин. Впервые сценарист был запечатлен в ленте «Суд невероятного Халка», вышедшей в 1989 году.

Интересный факт: творчеству Стэна Ли и его персоне посвящена серия телепроекта «Теория большого взрыва». Артист появился в 16 серии 3 сезона.

Персональная карточка актера Стэна Ли информирует: его рост составлял 180 сантиметров, а вес – 79 килограммов.

Официальный аккаунт Стэна Ли в сети «Инстаграм» насчитывает более пяти с половиной миллионов подписчиков. Фолловеры и поклонники отмечают сходство на фото юного Стэна Ли с актером Томом Холландом, исполнителем роли Человека-паука.

стен лии годы жизниМолодой Стэн Ли и Том Холланд

Стэн Ли активно участвовал в публичных мероприятиях, часто давал интервью и становился обсуждаемой персоной для журналистов после выхода каждого нового фильма «Марвел».

Личная жизнь

Вопреки стереотипам Стэн Ли – однолюб. В 1947 году состоялась его свадьба с Джоан Букок. Жена была женщиной его жизни. Их союз был очень счастливым. В 1950 году в семье появилась дочь Селия. В 1953 году родился сын Ян. Мальчик скончался спустя три дня после родов.

Стэн и Джоан любили Нью-Йорк и для постоянного места жительства рассматривали только этот город. Они часто переезжали в разные районы, но в 80-х приобрели особняк в Западном Голливуде и осели там.

В 2017 году 93-летняя Джоан Ли скончалась в результате инсульта. Пара прожила вместе почти 70 лет.

стен лии годы жизниСтэн Ли и его жена Джоан

Сценарист и продюсер Стэн Ли являлся большим поклонником литературы. Он с детства любил читать книги, отдавая предпочтение классическим произведениям авторов вроде Шекспира, Диккенса, Твена и Уэллса. Среди фантастики Ли особенно выделял книги Эллисона и Кинга. Возраст сказывался на способностях человека, и в последние годы состояние здоровья Ли не располагало к чтению.

Смерть

В 2010 году физическое состояние прародителя комиксов «Марвел» ухудшилось. Врачи переживали за его самочувствие и рекомендовали госпитализацию. В 2012 мужчине установили кардиостимулятор.

стен лии годы жизниСтэн Ли в фильме «Черная пантера»

12 ноября 2018 года стало известно о смерти Стэна Ли. Он скончался в возрасте 95 лет. По информации масс-медиа, Ли в силу преклонного возраста страдал от проблем со здоровьем в последний год жизни, в частности, от пневмонии. Его не стало в медцентре Седарс-Синай, куда мужчину доставила скорая помощь.

Источник

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными Статьи редакции

История жизни легендарного писателя.

Знаменитый писатель, мастер камео и один из создателей вселенной Marvel Стэн Ли умер 12 ноября, не дожив всего полтора месяца до своего 96 дня рождения. Он придумал Человека-паука, Халка, Тора и ещё множество культовых персонажей. Его герои — с невероятными способностями и самыми обычными проблемами — изменили наше представление о том, какими должны быть комиксы.

Стэн Ли был открытым и обаятельным человеком: любил общаться с фанатами и рассказывать журналистам личные истории. В итоге, за годы публичной жизни биография писателя сама стала напоминать один из его комиксов.

Стэнли Мартин Либер (настоящее имя писателя) родился в 1922 году в Нью-Йорке в семье румынских эмигрантов. Родители писателя Джек и Селия были небогатыми людьми: отец работал закройщиком, а мать была домохозяйкой. В годы Великой депрессии Либер-старший потерял работу и большую часть времени, по словам самого Ли, проводил дома, читая газету в поисках новой должности.

Работы для закройщиков было немного, поэтому Либеры вынуждено сменили старое жильё на новое подешевле и поменьше: семья перебралась в двухкомнатную квартиру в Бронксе. Окно детской, которую маленький Стэн делил с младшим братом Лэрри, выходило на стену соседнего дома. Поэтому главным желанием писателя тогда было жить в квартире с видом на улицу.

Помогать родителям мальчик начал ещё во время учёбы в школе. Одной из первых его подработок стала должность билетёра в кинотеатре Риволи на Бродвее. Там будущий писатель мог сколько угодно смотреть любимые приключенческие фильмы и впервые в жизни познакомился со знаменитостью.

Однажды в театр пришла первая леди США Элеонора Рузвельт. Молодому Либеру выпала честь лично проводить её до места, но сделать это элегантно у него не получилось. Парень споткнулся и упал, тогда миссис Рузвельт подняла его за плечи и поинтересовалась, всё ли с ним в порядке.

В школе Стэн учился по ускоренной программе, чтобы быстрее устроиться на постоянную работу. Однако у него хватало времени и на огромное количество внеклассных занятий: Либер посещал уроки французского, шахматный, правовой и ораторский клубы, секцию пинг-понга.

Стать писателем он также решил во время учёбы, причём есть две версии о том, как это случилось. Согласно первой, однажды в класс Либера зашёл парень по имени Джон Джей МакКенна младший. Он был одним из учеников школы и подрабатывал, продавая подписку на газету The New York Times. МакКенна так уверенно выступал перед публикой, что Либер вдохновился, купил подписку, а через год сам получил аналогичную работу в газете The Herald Tribune. Так он сделал первый шаг к работе в прессе.

Если бы жизнь была фильмом, моя встреча с Джоном Джеем МакКенной младшим стала бы поворотным драматическим моментом.

Вторая версия тоже связана с The Herald Tribune. По словам писателя, в 15 лет он три раза подряд победил в читательском конкурсе «Самая большая новость недели», который проводило издание. После такого успеха с Либером связался редактор газеты, попросил парня дать шанс другим и посоветовал сделать писательство своей карьерой.

История красивая, но не совсем верная. Стэнли Либер действительно участвовал в этом конкурсе, но ни разу не побеждал, а его лучший результат — седьмое место. Разговаривал ли с молодым человеком редактор The Herald Tribune — тоже загадка.

Участие в конкурсе The Herald Tribune — не единственная попытка писательства, которую Либер предпринял в школе: он делал некрологи на известных людей для местной газеты, создавал текстовые материалы для Денверского исследовательского госпиталя Св. Иуды и печатался в школьном издании The Magpie.

Учёбу Стэн завершил в 16 лет: о поступлении в колледж он даже не думал, сразу отправился зарабатывать деньги. Первую работу Либер нашёл быстро — устроился помощником продавца в брючный магазин. Там его постоянно дёргали, заставляли выполнять кучу заданий, с которыми он не справлялся. В итоге, всего через пару недель парня уволили.

Вновь возникшую проблему безработицы помог решить дядя Стэна Робби Соломон, который работал в издании Timely Comics Inc (позднее станет Marvel Comics). Компании требовался ассистент или помощник, и Либер быстро согласился на предложение. Первое время он занимался проверкой наполненности чернильниц, разносом обедов и другими мелкими поручениями. За свою работу, при этом, получал всего восемь долларов в неделю.

Соломон — не единственный родственник писателя, который работал в Timely. Один из основателей компании и издатель Мартин Гудман был мужем двоюродной сестры Стэнли.

Участвовал ли он в трудоустройстве Либера сказать сложно: по одной версии, именно Гудман пригласил парня в компанию; по другой, Стэнли так скрывал эту родственную связь, что издатель был не в курсе его работы до тех пор, пока они однажды не пересеклись в коридоре.

К слову, есть ещё одна версия о том, как Либер попал в Timely: в одном из интервью он сказал, что увидел объявление о поиске сотрудника в газете. Молодой писатель был единственным, кто согласился на должность «мальчика на побегушках, который, если что, может помочь написать рассказ».

В юности Стэн Ли мечтал написать следующий «великий американский роман»

Блеснуть писательским талантом Либеру впервые удалось в 1941 году: он создал историю под названием «Капитан Америка раскрывает месть предателя» (Captain America Foils the Traitor’s Revenge) для третьего выпуска комиксов о Капитане Америка. Этот момент знаковый ещё и потому, что тогда автор впервые подписался как Стэн Ли.

Использовать псевдоним Либер решил не ради благозвучия или простоты запоминания. Писатель стеснялся своей карьеры в издательстве комиксов: в то время рисованные истории с пузырьками-диалогами считались развлечением для маленьких детей и глупых взрослых. Знакомясь с людьми на вечеринках и других общественных мероприятиях, Либер представлялся просто как «писатель». Он боялся, что, услышав слово «комиксы», люди начнут его избегать.

А ещё он мечтал написать «великий американский роман», а потому хранил своё настоящее имя для этого произведения. Но, в итоге, псевдоним так плотно прижился к Либеру, что его начали называть мистером Ли в магазинах и даже присылать счета на «имя для комиксов». Поэтому в один момент писатель решил сменить имя официально.

Когда он принёс текст, я спросил: «Кто такой Стэн Ли?». Либер ответил: «Я поменял имя в журналистских целях». На что я сказал: «Больше бы подошло для прачечной».

В 1941 году случилось ещё одно важное событие в жизни Стэна Ли — он получил повышение. Первый редактор Timely Comics Джо Саймон и единственный официальный художник издания Джек Кёрби (позднее станет компаньоном Стэна Ли) покинули редакцию из-за денежного спора с Мартином Гудманом.

Тогда издатель, который был сконцентрирован на других делах компании, временно назначил на должность главного редактора девятнадцатилетнего Ли. В конце концов Гудман забыл, что планировал заменить молодого парня на более опытного специалиста, и Стэн Ли проработал на посту главного редактора почти тридцать лет.

В 1942 году Стэн Ли решил помочь своей стране и вызвался добровольцем в армию США. Молодого писателя отправили служить в Войска связи, где он, благодаря своему творческому опыту, получил необычное звание «драматург» (во времена Второй мировой в армии США такое звание носили всего девять человек). На службе Стэн Ли писал пособия для солдат, сценарии к агитационным роликам и сочинял лозунги для плакатов.

О своей основной работе на фронте Ли не забывал: по ночам он выполнял задания, которые ему присылал по почте заменяющий редактор Винс Фаго. Чаще всего писателю приходилось делать сценарии к комиксам о Капитане Америка, который во время войны был особо популярен. Одно из таких заданий чуть не привело его к тюрьме.

Стэн Ли рассказывал, что однажды Фаго позвонил ему и сказал: «Стэн, нам нужен комикс о Капитане на десять страниц через два-три дня. Задание вышлю по почте». Получить письмо писатель должен был в пятницу или субботу, но почта на выходные закрывалась. Чтобы успеть сдать комикс к сроку, Ли решил проникнуть в здание и украсть своё задание (важно отметить, что сделать это ему разрешил солдат, охраняющий почту).

Комикс был готов вовремя, но через несколько дней Ли вызвал капитан его подразделения и объявил: «Либер, ты едешь в тюрьму Ливенворт за ограбление почты». От реального срока писателя спасла хорошая репутация и дружеские отношения c полковником.

Стэн Ли вернулся к работе главного редактора после войны в 1945 году и сразу столкнулся с серьёзной проблемой: комиксы потеряли популярность, доверие политиков и чёткое направление. Более того, Мартин Гудман не оставлял Ли и его команде места для творчества. Перед ними стояла простая задача: повторять успешные проекты за другими издательствами. Timely выпускало вестерны, криминальные истории, хорроры, комиксы про зверят, — всё, что пользовалось популярностью у аудитории.

К несчастью, успешности самому издательству такая политика не принесла: компания терпела убытки, из-за чего Гудман попросил сократить штат сотрудников. Стэн Ли и сам был на грани увольнения. От ухода из комиксов его спасла жена Джоан.

Мартин Гудман был отличным парнем и издателем, но мне совсем не нравилось то, что он просил меня делать. Он считал, что комиксы — развлечение для маленьких детей и недалёких взрослых. Он говорил: «Помни, Стэн, нельзя использовать слова длиннее двух слогов, и вообще меньше диалогов — больше действия».

Со своей женой Джоан Букок писатель познакомился в 1946 году благодаря счастливой случайности. После войны Ли находился в активном поиске спутницы жизни: он мечтал жениться, ходил на кучу свиданий, но найти любовь никак не мог. На помощь автору вновь пришли родственники, на этот раз двоюродный брат: он предложил Стэну сводить на свидание девушку, которая работала моделью шляпок в магазине на Пятой авеню.

Ли с радостью согласился, но так и не встретился с приятельницей брата. Дело в том, что когда Стэн зашёл за ней в магазин, он столкнулся с девушкой своей мечты, чьё лицо всегда рисовал в своём воображении. Это и была Джоан Букок.

О том, что Джоан станет его женой, Стэн Ли понял ещё при первой встрече (писатель даже сразу признался ей в любви). Однако заполучить девушку было не так просто, у неё уже был муж. По удачному для Ли стечению обстоятельств, брак Букоков был несчастливым, и Джоан, влюбившись в писателя, решилась уйти от первого мужа.

Чтобы сделать это как можно быстрее, девушка переехала в Неваду: в штате для оформления развода требовалось всего шесть недель. Стэн и Джоан поженились сразу после официального признания предыдущего брака невесты недействительным.

В 1950 году у пары родилась дочь, которую назвали в честь мамы — Джоан Селия (Джейси) Ли. Стэн и Джоан сильно любили девочку и хотели завести ещё одного ребёнка, чтобы Джейси не выросла слишком разбалованной. Но планам пары не удалось сбыться. В 1953 году Джоан родила ещё одну девочку — Ян, которая прожила всего пару часов. После неудачной беременности, жене Стэна поставили диагноз бесплодие.

Стэн и Джоан думали об усыновлении, но так и не решились взять чужого ребёнка. Вместо этого они завели собак. В разное время семья Ли владела доберманами, шепардами, немецким боксером. А последней собакой в жизни писателя был не большой пёс, а маленький померанский шпиц по кличке Шарлотта.

Собака в марте 2018 года стала звездой новостей: она сбежала из дома, но вернулась в целости и сохранности благодаря футболисту NFL Джиму Брауну. Стэн Ли в благодарность отправил спортсмену букет розовых орхидей и назвал его «настоящим супергероем».

В конце 50-х Стэн Ли действительно серьёзно задумывался об окончании карьеры: мало того, что его заставляли писать глупые истории, делать ему это приходилось семь дней в неделю. Он вымотался и потерял мотивацию, поэтому решил, что следующее задание от Гудмана будет последним. И оно не заставило себя долго ждать.

В 1960 году DC выпустила комикс «Лига справедливости Америки». Команда супергероев, которая вместе борется с общим врагом, понравилась читателям, а Гудман решил, что их изданию нужно что-то подобное. Ли приступил к работе, но прежде обсудил свои планы с женой. Джоан сказала, что если уж этот комикс будет последним, то нужно сделать его таким, каким хочет сам Стэн. Так на свет появилась «Фантастическая четвёрка».

Впервые в своей жизни я создавал историю, которую мне самому, если бы я был читателем комиксов, хотелось бы взять в руки. Персонажи в ней были такими, что с ними можно было ассоциировать себя. Они состояли из плоти и крови, они могли совершать ошибки, а самое главное — за их супергеройскими костюмами пряталась не только сила, но и слабость. Чем больше я думал об этой концепции, тем больше она увлекала меня.

Героями «Фантастической четвёрки» стала группа учёных, которые, получив отказ от руководства, решились украсть ракету и улететь в космос для исследований. Там все четверо попали под влияние внеземной энергии и получили сверхспособности. Но даже став супергероями, они не потеряли своих человеческих качеств: Мистер Фантастик — слишком занудный, Человек-факел — обычный подросток, Существо — саркастичный парень, Женщина-невидимка — женщина, которая не боится трудностей.

Со всеми этими персонажами легко было ассоциировать себя или своих знакомых. Более того, Фантастическая четвёрка жила не в выдуманном мире, а в Нью-Йорке, и ходила в те места, которые могли посетить читатели.

Команда супергероев, в которую вошли обычные люди в необычных обстоятельствах, оказалась настоящим прорывом. В редакцию издательства приходили сообщения от фанатов с комплиментами и обещаниями покупать «Фантастическую четвёрку», сколько бы не издавался комикс.

Создавать персонажей «Фантастической четвёрки» Стэну Ли помогал художник Джек Кёрби, который вернулся в Marvel в 1959 году. Кёрби и Ли понимали друг друга с полуслова и успешно работали вместе. Благодаря их творческому союзу появились такие персонажи, как Невероятный Халк, Тор, Железный человек и многие другие.

Джек Кёрби был хорош. Джек Кёрби был гениален. Но Джеку Кёрби нужен был Стэн Ли.

К сожалению, это не единственная версия истории сотрудничества между Кёрби и Ли. Есть вторая, гораздо более сложная и неприятная. По словам художника, роль Стэна Ли в создании персонажей минимальная: в лучшем случае, его участие заканчивалось парой предложений, дальше историю додумывал Кёрби.

Интересно, что у Кёрби была и своя версия появления «Фантастической четвёрки». Художник рассказывал, что в 1959 году, когда он пришёл вновь устраиваться на работу в издательство, он застал Стэна Ли плачущим в одиночестве.

Причиной эмоционального срыва писателя было то, что Мартин Гудман объявил о приближающемся закрытии отдела комиксов. Тогда Кёрби сказал: «Вытри слёзы и иди к Мартину. Скажи, чтобы он прекращал вывозить мебель из офиса. Мы сделаем комикс, который будет продаваться». А затем собственноручно написал первый выпуск «Фантастической четвёрки».

Стэн Ли и я никогда не создавали ничего вместе. Это просто невозможно. Потому что Стэн не умел создавать ничего нового — или даже старого. Стэн Ли не был человеком, который рассказывал или читал истории.

Кёрби терпел несправедливое отношение в свою сторону до 1970 года, затем уволился из Marvel. В 1974 году снова вернулся в родное издательство, проработал там ещё четыре года, а потом ушёл в анимацию. До конца жизни Кёрби не мог сойтись во мнении с Ли относительно авторства «Фантастической четвёрки».

Кёрби, к слову, не единственный художник, с которым работал Стэн Ли, и не единственный человек, который был недоволен его методами. Ещё один автор, покинувший Marvel по причине принижения заслуг — Стив Дитко. Вместе со Стэном Ли в 1963 году он создал Человека-паука.

Кто в этих спорах прав, а кто виноват — понять сложно: все участники конфликта время от времени меняли свои показания в интервью. Тем не менее, понятно, откуда взялась такая проблема. Стэн Ли организовал работу редакции по своей новаторской системе, которая называлась «метод Marvel». Он заключался в том, что Ли, как автор, отдавал задания художникам нарисовать комикс, не давая им готового сценария.

Ли говорил иллюстратору, какие персонажи должны быть в комиксе и набрасывал примерные варианты развития сюжета. А дальше художник фантазировал и создавал историю так, как этого хотелось ему. Конечное слово всё равно оставалось за Стэном Ли: он мог корректировать какие-нибудь сцены и заполнял пузырьки с репликами. «Метод Marvel» позволил издательству увеличить производство и помог иллюстраторам проявить их креативные способности.

Главная заслуга Стэна Ли в развитии Marvel Comics в том, что он не побоялся сделать героями своих историй обычных людей и людей разных: быть крутым и обладать способностями в комиксах издательства могли все, вне зависимости от пола и расы.

В Marvel Comics впервые появились темнокожие супергерои (Чёрная пантера и Люк Кейдж) и супергерои-подростки (Человек-паук, Человек-факел). Персонажи Marvel получали свои сверхспособности по воле случая, благодаря богатству или божественному происхождению.

В общем, читатель мог выбрать героя на свой вкус. Но главное, все эти персонажи находились в одной вселенной — вселенной Marvel — в которой они легко могли пересечься, поссориться или объединиться для борьбы с общим врагом.

Стэн Ли делал комиксы, которые рассказывали о человеческой жизни, полной противоречий и компромиссов. При этом действующими лицами этих историй были супергерои. Его переплетённая вселенная задала стандарт тому, как нужно создавать миры в комиксах, на телевидении и в кино.

Стэн Ли изменил не только само создание комиксов, но и процесс общения авторов с читателями: в 1965 году он добавил в журналы страницы жёлтого цвета с названием «Marvel Bullpen Bulletins». На них все участники творческого процесса обсуждали новости и делились своим мнением о предстоящих комиксах. Так читатель чувствовал себя частью одного большого сообщества.

На этих же жёлтых страницах Стэн Ли публиковал редакторское обращение, которое выходило под заголовком «Трибуна Стэна» (Stan’s Soapbox). Свои заметки писатель завершал разными броскими фразами, например, «мира и правосудия» и «достаточно сказано». Так было до выхода в свет 71 выпуска «Фантастической четвёрки». Свою рубрику в нём Ли подписал выдуманным словом «Эксельсио!» (Excelsior). С тех пор оно стало его фирменным выражением.

Смелость Стэна Ли в создании персонажей и его дружеское общение с читателями сделали Marvel одним из лидером в индустрии. Количество фанатов комиксов росло на глазах, рисованные истории перестали быть развлечением для детей и превратились в самостоятельную, серьёзную индустрию, которой было не стыдно увлекаться.

Стэну Ли было почти 40 лет, когда Marvel стало успешным издательством. Только тогда он смог без стыда признаться, что работает с комиксами.

В число поклонников Marvel попадали не только обычные читатели, но и знаменитости, например, Федерико Феллини. В 1965 году итальянский режиссёр находился в Нью-Йорке с рабочим визитом и случайно подхватил вирус. Феллини лежал в отеле с простудой и развлекался, читая комиксы, среди которых были истории о Человеке-пауке и Халке.

Эти персонажи так понравились режиссёру, что он позвонил в издательство и назначил личную встречу с редактором. После той беседы Феллини и Ли продолжали общаться: писатель ездил в гости к режиссёру в Рим, а Феллини, во время визитов в Нью-Йорк, ходил с Ли на бродвейские постановки.

Позднее у писателя появился ещё один приятель среди европейских режиссёров — француз Ален Рене. Кинематографист написал Ли письмо, в котором восхищался его работами, тот ответил встречными комплиментами. Так между режиссёром и автором завязалась дружба по переписке. Во время визитов в Нью-Йорк Рене даже останавливался пожить в гостевом доме Стэна Ли.

Однажды режиссёр предложил автору написать сценарий к фильму о загрязнении окружающей среды. И Стэн Ли сделал это, но, к сожалению, фильм так и не сняли. Причиной стало то, что когда режиссёр и писатель пришли к продюсеру, последний попросил их урезать диалоги. Рене категорически отказался, назвав сценарий идеальным.

В 70-е Ли начал сомневаться в том, что комиксы могут привести к чему-то хорошему и даже заявлял, что будет отговаривать всех новичков от работы в этой индустрии. Тем не менее сам он оставался в Marvel и продолжал менять индустрию комиксов. Например, 1971 году он не побоялся и включил в очередной выпуск «Человека-паука» острую социальную тему: по сюжету комикса, друг Питера Паркера Гэрри Осборн чуть не умер от передозировки наркотиками.

В 1972 году Marvel выпустила первый сольный комикс о темнокожем супергерое Люке Кейдже. Стэн Ли рассказывал, что многие не верили в этот проект, однако комикс отлично продавался и нашёл своих фанатов. Успех Люка Кейджа заставил писателя «поверить в человечество».

Летом 1972 года Стэн Ли принял решение оставить работу писателя и стал издателем Marvel Comics. Находясь на новой должности, он посещал конвенции комиксов по всей Америке и проводил лекции в университетах.

При этом он продолжал участвовать в творческих проектах: в 1977 году, например, посодействовал созданию Серебряного сёрфера, в 1980 — Женщины-Халка. Так же в этот период Ли придумал включить во вселенную Marvel реально существующих людей — участников рок-группы KISS.

В 1981 году Стэн Ли переехал в Голливуд и организовал студию анимации, чтобы сделать своих персонажей звёздами телевидения. Первые экранизации комиксов Marvel, однако, не пользовались особым успехом. Сам Ли в эти годы стал выполнять роль «лица» Marvel, продвигал издательство на фанатских встречах и других мероприятиях. За эту работу он получал миллион долларов ежегодно.

Следующий этап в жизни Ли начался в 1988 году, когда Marvel купил финансист Рон Перельман. Новый владелец организовал подразделение Marvel Films, а его главой назначил Стэна Ли.

Писателю нравилось не только работать над созданием мультсериалов и фильмов, но и участвовать в них лично. Начиная с киноленты 1989 года «Невероятный Халк: Испытание», Стэн Ли снимался в эпизодах практически каждого проекта, снятого по его комиксам. Свои камео автор даже считал своего рода талисманом удачи: он, шутя, объяснял провал последней «Фантастической четвёрки» отсутствием там своего лица.

В 90-е Стэн Ли оставил постоянную работу в Marvel, сохранив за собой кресло почётного председателя и ежегодные отчисления в размере одного миллиона долларов.

Также перед своим уходом писатель заключил контракт с Marvel Movies, в котором говорилось, что он будет получать по 10% прибыли от каждого фильма, мультфильма или сериала с участием его персонажей. Плюс, по договору, у Стэна Ли должно было быть камео в каждом фильме по его комиксам.

После ухода из Marvel Стэн Ли, которому тогда было уже за 60, не сидел на месте. В 1998 году вместе со своим другом Питером Полом он открыл компанию Stan Lee Media, которая занималась созданием и продвижением анимационных сериалов для интернета.

Сначала дела шли достаточно успешно. Студия выпускала несколько проектов, над которыми трудились 165 человек. Но в 2001 году Stan Lee Media обанкротилась, а причиной краха стали денежные махинации, которые проводил Питер Пол.

Сразу же после этого в 2001 году Стэн Ли при поддержке ещё двух своих приятелей открыл новую компанию POW! Entertainment. Там автор и его команда занимались созданием мультфильмов, телепрограмм, комиксов, компьютерных игр.

В некоторых проектах POW! Стэн Ли снимался лично, например, в реалити-шоу «Суперлюди Стэна Ли» и «Кто хочет стать супергероем?».

Стэн Ли продолжал не только творить, но и вдохновлять людей. В 2003 году в студию POW! пришли режиссёры Фил Лорд и Крис Миллер («Лего. Фильм», «Мачо и ботан»): начинающие авторы хотели поговорить с живой легендой и показать ему свои первые работы. Во время встречи, которая длилась всего 45 минут, Ли предложил режиссёрам семь идей для будущих проектов.

Ещё одним важным аспектом последних лет жизни Стэна Ли была благотворительность. В 2010 году автор комиксов организовал собственный фонд The Stan Lee Foundation для поддержки грамотности населения США и обеспечения доступа всех слоёв населения к литературе и искусству.

После Marvel Стэн Ли также много писал. Его последней литературной работой стал графический роман «Проснувшийся Бог» (God woke). В 2017 году книга получила награду литературной премии IPPY Awards.

Последние несколько лет жизни Стэна Ли словно бы преследовали неудачи. Всё началось в 2014-м, когда автор серьёзно поссорился с единственной дочерью Джоан Селией. Однажды, приехав в гости к родителям, женщина увидела около их дома новый Jaguar. Джейси почему-то сразу решила, что это подарок для нее.

Оказалось, Стэн взял машину напрокат для своей любимой жены Джоан. Узнав правду, дочь разозлилась и ударила мать о стекло автомобиля. А когда Ли решил заступиться за супругу и пригрозил лишить дочь наследства, сам попал под горячую руку: Джейси схватила отца за шею и ударила его о подлокотник кресла.

Стэн и Джоан сняли побои, но подать заявление на собственную дочь не решились. Джейси своё участие в этой истории отрицала.

Дочь Стэна Ли, которую он бесконечно баловал в детстве, выросла резкой и вспыльчивой. Более того, она не могла добиться успеха в работе и поэтому постоянно снимала деньги со счёта отца. В среднем Джейси на личные нужды тратила около 20-40 тысяч долларов в месяц. Достучаться до дочери Стэн не мог.

Ситуация усугубилась летом 2017 года. 6 июля от инсульта скончалась жена автора Джоан. Тогда психологическое состояние Стэна Ли ухудшилось, а в его доме началась борьба за управление бюджетом. Противостояние велось между тремя людьми: публицистом и «главным советчиком» Джесси Оливаресом, телохранителем Максом Андерсоном и консультантом по бизнес делам Кейей Морганом.

Завершилось всё в марте 2018 года: к этому моменту Оливареса обвинили в финансовой махинации, а Андерсона взяли под стражу за то, что он якобы угрожал здоровью Джейси и Стэна Ли.

Оказавшись у руля, Морган выселил Стэна Ли из его собственного дома, ограничил его контакты с друзьями и родственниками. Из-под гнёта «помощника» автор выбрался только в июне 2018 года, когда полиция Лос-Анджелеса завела дело против Моргана. В августе суд обвинил менеджера в денежных махинациях и запретил ему приближаться к Ли в течение трёх лет.

Стэн Ли был привлекательной наживкой для мошенников только из-за своего возраста, заоблачных средств у него не было: состояние автора оценивалось в 50-70 миллионов долларов, это при том, что фильмы, сериалы и видеоигры, созданные по его персонажам, сейчас приносят Disney миллиарды.

Последнее, что мешало Стэну Ли наслаждаться жизнью — проблемы со здоровьем, начавшиеся ещё в 2016 году. Сначала у писателя ухудшилось зрение, что мешало ему работать над новыми проектами и читать. Затем у Стэна Ли заболело сердце, а в феврале 2018 года к прочему добавилась пневмония.

Всё это в итоге и привело к печальному итогу. Тем не менее последние дни жизни Ли, по словам дочери, провёл не в страданиях, а за работой. Джейси рассказала журналистам, что они с отцом вместе занимались созданием нового супергероя — Грязевого человека (The Dirt man).

Стэн Ли — не просто автор, редактор или издатель. Он был настоящим революционером и человеком, изменившим представление людей о комиксах. Именно Стэн Ли сделал первые шаги к тому, чтобы Человек-паук, Тор, Люди Икс и другие супергерои сегодня были любимцами публики.

За годы творчества жизнь Ли так обросла байками и анекдотами, что и сам писатель стал напоминать вымышленного персонажа. А частые появления в кино и мультфильмах по комиксам Marvel сделали его неотъемлемой частью этой выдуманной вселенной.

Перед смертью он успел сняться в камео для нескольких предстоящих фильмов Marvel, поэтому зрители смогут увидеть писателя на экране ещё пару раз. Но и после это Стэна Ли вряд ли когда-нибудь забудут. Ведь он научил нас главному: супергерои — такие же люди, как и мы все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *