стефанович биография и его жены
Александр Стефанович
Александр Стефанович родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
После окончания школы в 1960-1963 годах трудился рабочим, а затем ассистентом оператора на Ленинградской студии телевидения. Затем решил сам стать режиссером.
В 1969 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Льва Кулешова.
Уже в годы студенчества заявил о себе документальной лентой «Все мои сыновья», которая была удостоена главного приза Всесоюзного фестиваля телефильмов и многих других наград.
Активно сотрудничал с Сергеем Михалковым. В соавторстве с ним написал несколько сценариев, которые поставил как режиссёр, в т.ч. сатирическую комедию «Пена» о нравах советской номенклатуры, с участием Анатолия Папанова, Ролана Быкова, Леонида Куравлёва.
Особенно прославился в жанре музыкального фильма. Создал такие известные музыкальные ленты как «Душа» (58 млн зрителей), «Начни сначала» (46 млн зрителей), «Диск», «Барды», «Осенний блюз», «Кураж».
Именно Александр Стефанович привёл в большое кино Андрея Макаревича и рок-группу «Машина времени», Софию Ротару, Александра Розенбаума, Сергея Мигицко, Альберта Филозова, композитора Давида Тухманова.
Является создателем сценического образа Аллы Пугачёвой и других эстрадных исполнителей.
С 1966 года снимался в кино как актер, дебютировав в картине «Прощай» (Саня Юровский).
Александр Стефанович в фильме «Прощай»
Позже сыграл Севу в своем фильме 1981 года «Душа».
Александр Стефанович в сериале «Кураж»
Как заместитель председателя Совета Фонда содействия ЮНЕСКО он внёс вклад в развитие российско-французского культурного сотрудничества.
Является академиком Академии российской литературы. Почётный академик Российской академии художеств. Академик, Вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Академик, Вице-президент Международной евразийской академии телевидения. Почётный академик Академии телевидения и радио Армении. Вице-президент Московского отделения Творческого союза художников России. Секретарь Московской организации Союза кинематографистов России. Член Координационного совета Столичного цеха деятелей культуры. Член Союза писателей России. Член Гильдии кинорежиссёров России. Член Союза журналистов России. Член Международной Федерации журналистов. Член Международной Федерации художников. Член Ассоциации русских писателей и художников Парижа. Член Французского общества авторов AGESSA.
24 октября 2003 года за заслуги в области искусства Александру Стефановичу присуждено почетное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. 19 июля 2010 года за заслуги в развитии отечественной культуры и плодотворную творческую деятельность он был награждён орденом Дружбы. За вклад в отечественную культуру награждён Золотой медалью Российской академии художеств, Золотым орденом Фонда ЮНЕСКО, Золотой медалью Творческого союза художников России, Премией Союза журналистов России.
Лауреат многих отечественных и международных кинофестивалей.
Известен как фотохудожник, с 1988 года регулярно проводятся его выставки: Выставка «Малая Грузинская» (1988), Москва; Выставка «Союз Муз» (2005), Москва; Выставка «Метрополис 2007», Москва; Персональная выставка (2007—2008), музей А. Ахматовой, Санкт-Петербург; Персональная выставка (2009), галерея «Ходынка», Москва; Всероссийская выставка «Серп и Молот» (2011), Москва (лауреат); Выставка в, Московской городской думе (2012), Москва; Выставка «Метрополис 2015-2016», Москва.
5 июля 2021 года было сообщено, что Стефановича госпитализировали с коронавирусом. Позже он опроверг эту информацию и сказал, что проходил обследование из-за ОРЗ.
В последние дни находился в реанимации в больнице имени Бахрушиных с обширным поражением лёгких от COVID-19. Умер 13 июля 2021 года в Москве от последствий коронавируса.
Рост Александра Стефановича: 178 сантиметров.
Личная жизнь Александра Стефановича:
Александр Стефанович и Наталия Богунова
В ходе скандального развода пара долго делила имущество, а позже они обвиняли друг друга в обмане.
Об этом периоде в жизни Стефановича повествует его автобиографический роман «Кураж» (по нему снят одноимённый телесериал).
Александр Стефанович и Алла Пугачева
Состоял в гражданском браке с топ-моделью 1980-х Аллой Мочернюк, которую он снял в своем фильме «Начни сначала» (1985).
У Стефановича был роман с Юлией Лемиговой, ставшей «вице-мисс Вселенная».
Их отношения начались в конце 1980-х, когда Лемигова еще училась в 9-м классе. Он помог ей стать известной. В 1990 году она в возрасте 19 лет завоевала титул «Мисс СССР», а в 1991-м Юлия представляла страну на конкурсе «Мисс Вселенная», завоевав в итоге третье место и звание «вице-мисс».
Позже Лемигова объявила себя лесбиянкой и в возрасте 42 лет вышла замуж за 58-летнюю теннисистку Мартину Навратилову.
Александр Стефанович и Юлия Лемигова
Фильмография Александра Стефановича:
Режиссерские работы Александра Стефановича:
Сценарии Александра Стефановича:
Библиография Александра Стефановича:
Я хочу твою девушку (роман; в соавторстве с Э. Тополем)
День божоле (рассказы)
Человек из Останкино
Никас Великолепный (документальный роман)
Париж ночью (роман)
Кураж (роман)
последнее обновление информации: 13.07.2021
Александр Стефанович
Биография
Сценариста, режиссера и актера Александра Стефановича знали не только по этим ипостасям. Он был еще и новатором: первый фильм-телеинтервью, первый киномюзикл, первый музыкальный клип. Благодаря средствам массовой информации за Стефановичем закрепился статус первого имиджмейкера и продюсера Советского Союза, когда еще и слов-то таких не знали. А большой части населения Александр Борисович был известен тем, что в его биографии есть страница, ознаменованная браком со звездой советской и российской эстрады Аллой Пугачевой.
Детство и юность
Александр Борисович родился в морозном декабре 1944-го в Ленинграде и в полной мере познал нелегкое послевоенное время. Мальчишки сами искали себе развлечения. Саша увлекся спортом — прыжками в высоту, причем успехи оказались такими, что парнишка попал в школу олимпийского резерва.
Второй муж Аллы Пугачевой, режиссер Александр Стефанович, рассказал, что певица всегда страдала от лишнего веса. По его.
В подростковом возрасте Стефанович подружился с Сергеем Соловьевым, будущим постановщиком «Ассы». Они на пару решили заняться режиссурой. Хотя парни не имели представления, кто такой режиссер, в их понимании это был главный человек на площадке, у которого спрашивают совета и разрешения. Тем не менее друзья осознавали, что для этого необходим багаж знаний, и приступили к самообразованию.
Сергей и Александр стали завсегдатаями библиотек, театров и музеев, как-то проникали на закрытые показы в кино, занимались фотографией и снимали на любительскую кинокамеру. После 8-го класса ребята устроились на Ленинградское телевидение, Стефанович попал в постановочный цех. В служебном пропуске значилось гордое «режиссер-постановщик», и не беда, что первое слово Александр дописал сам. В 1969-м он окончил ВГИК, режиссерский курс Льва Кулешова.
Фильмы
В далеком 1958-м Александр Борисович попытался начать актерскую фильмографию, придя на пробы в картине «Андрейка» о детях петербургских рабочих, которые в 1917-м помогали разоблачать агентов Временного правительства. Однако юношу не взяли по простой причине: Саша не выговаривал букву «р».
Вновь попытал удачу Стефанович на 2-м курсе института в главной роли в военной драме Григория Поженяна «Прощай». Как вспоминал артист, он очень хотел там сниматься, поскольку представилась возможность познакомиться с Жанной Прохоренко, Олегом Стриженовым, Владимиром Заманским. Александр опасался, что вновь откажут из-за картавости, но как раз из-за этой особенности студента и утвердили.
Стефанович считал дни съемок в молодости лучшими воспоминаниями: группа жила в Ялте, на прогулках молодого артиста сопровождала толпа поклонниц, а зарплата в десять раз превышала стипендию.
На 3-м курсе ВГИКа Стефанович по распределению попал на практику на «Ленфильм», но, по собственным словам, как таковая производственная практика там не светила. Случайно зайдя на Ленинградское телевидение, будущий режиссер получил задание снять фильм о молодежи.
Алла Пугачева и ее второй муж Александр Стефанович
С поручением Александр справился блестяще. Документальная картина «Все мои сыновья» получила в общей сложности 14 премий, ее показывали студентам как фильм, подобный которому обязан снять каждый режиссер. Легенда советского кино Григорий Чухрай пригласил съемочную группу на работу в «Мосфильм» и предложил снять ленту, какую пожелают.
Амбициозный режиссер начал с размахом. В дебютную картину «Вид на жительство» пригласил сразу Марину Влади и Владимира Высоцкого. Сценарий готовил Александр Шлепянов, соавтор первой ленты о советской разведке «Мертвый сезон». Пробивать препоны цензуры помогал Сергей Михалков.
Но усилия оказались напрасны: режиссера вызвали на Лубянку и сказали, что Влади и Высоцкий на главной студии страны сниматься не могут. По словам Стефановича, Высоцкий тогда очень расстроился, а написанная им песня «Гололед» появилась позднее под впечатлением от сценария. В итоге в фильме снялись Альберт Филозов и Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой.
Сотрудничество с Михалковым продолжилось с сатирической комедией «Пена» о чиновнике, купившем диссертацию. В 1974-м Александр Борисович срежиссировал первую музыкальную ленту «Дорогой мальчик», прообраз будущих клипов. Спустя 3 года он снял фильм о ВИА «Песняры» под названием «Диск», приуроченный к выходу пластинки группы.
Из художественных фильмов, в которых Стефанович участвовал как режиссер и сценарист, особняком стоит «Кураж». Лента о начинающей певице Галле и раскручивающем ее режиссере была снята по одноименному роману Александра Борисовича, во многом автобиографическому.
Александр Стефанович отмечает 76 лет. Родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде. Советский и российский режиссёр.
Это рассказ об особом периоде личной жизни, когда он был влюблен в Примадонну, об обществе ярких и незаурядных людей, живших на сочетании задора и отваги. В роли секретарши директора «Мосфильма» на киноэкране дебютировала участница «Евровидения» Дина Гарипова. По словам Стефановича, «Кураж» выбивается из общей массы снятых им картин.
«Я не припомню другого примера, чтобы человек, прожив некий период жизни, написал об этом книгу, потом сценарий, потом снял фильм и исполнил там главную роль».
Весной 2018-го на одном из телеканалов Александр поделился деталями съемок фильма «Душа». Снимая картину, он не думал насолить Примадонне, как принято считать. По его словам, певица не соблюдала график съемок, хамила сотрудникам, и у съемочной группы закончилось терпение уже в первый день.
В передаче прозвучали слова, что Алла Пугачева позже попыталась вернуться на съемочную площадку и потребовала нового режиссера, на что руководство «Мосфильма» ответило, что меняет только актеров, но не режиссеров, поэтому главная роль досталась Софии Ротару.
Осенью 2020-го состоялась премьера картины «Движение вверх», поставленной Александром Борисовичем. Документальная лента рассказывает о карьере и жизненном пути народного артиста РФ Никиты Михалкова.
После режиссер заметил в интервью, что совместно с продюсерами занят подготовкой новой художественной картины, но в подробности вдаваться не стал:
«Мы, киношники, — люди суеверные, поэтому заранее не любим рассказывать о своих планах, но фильм будет интересный и сенсационный».
Книги
Писательская деятельность занимала в творчестве режиссера особое место. Совместно с Эдуардом Тополем в начале тысячелетия он опубликовал роман «Я хочу твою девушку» и этим заложил старт библиографии.
Жанр, в котором Стефанович выражал на бумаге свою мысль, Евгений Рейн охарактеризовал как «современный плутовской роман». По словам поэта, повествование Александра Борисовича всегда пронизано ощущением праздника, как и его отношение к жизни.
В 2001 году режиссер выпустил сборник рассказов «День божоле», а после перерыва свет увидела книга под названием «Человек из Останкино», рассказывающая о тайнах телевидения, которая была отмечена премией Союза журналистов России.
Роман «Никас Великолепный» Стефанович написал, основываясь на яркой личности современного художника Никаса Сафронова.
Личная жизнь
Александр Стефанович женился еще студентом на актрисе Наталье Богуновой, звезде фильма «Большая перемена». Детей в семилетнем браке не появилось — по словам Богуновой, не захотел муж.
Супруги часто ссорились, уходили и возвращались. Но режиссер утверждал, что после развода у них сохранились товарищеские отношения, и вообще он был счастлив, что его любила такая красавица. Племянник актрисы в интервью признался, что Наталья всю жизнь любила Александра Борисовича, потому больше и не вышла замуж.
Через 3 года после развода, в 1976-м, Стефанович стал мужем Аллы Пугачевой. Тогда она была восходящей звездой эстрады, только получившей «Золотого Орфея», а Александр не слышал о ней совсем. Познакомил их общий друг — поэт Леонид Дербенев.
Режиссер предположил, что тот, вероятно, рассчитывал, что Аллу задействуют в какой-нибудь картине. Ведь в тот период Пугачева пела песни Дербенева и Александра Зацепина, так что раскрутить певицу было в их интересах. Позднее Стефанович в интервью рассказывал, что на следующий день вместе с решением о том, что они с Аллой будут вместе, пришла идея о Театре песни Аллы Пугачевой.
В интервью «Каравану историй» режиссер рассказывал, что свадьба с исполнительницей была поспешной, потому что ему нужно было отправляться в командировку, а Алле Борисовне — на гастроли. Церемония состоялась 24 декабря 1977 года, общим свидетелем выступил композитор Леонид Гарин, а тысячу рублей на торжество одолжил Сергей Владимирович Михалков.
Александр Борисович считал, что в плане вокала Ирина Понаровская и Лариса Долина превосходили жену, и выделиться на их фоне ей поможет артистизм — обыгрывание каждого сантиметра пространства и любого предмета реквизита, ведь песня — это спектакль. Кроме этого, по требованию продюсера-первопроходца песни писались от первого лица, только на русском языке, использовался миф о трудной женской доле и поисках любви.
Александр Борисович Стефанович
Фото Все
Видео Все
«Зеркало для героя»: Александр Стефанович. Часть
Александр Стефанович. Мой герой
Стефанович о расставании с Пугачевой
Александр Стефанович — биография
Некоторые люди умеют смотреть далеко вперед, словно предвидят будущее. К ним относится и Александр Стефанович – актер, режиссер и сценарист. Именно это человек когда-то снял первый фильм-телеинтервью, стал автором первого киномюзикла, первого музыкального клипа.
Сейчас Стефанович с гордостью носит статус первого имиджмейкера, первого продюсера времен СССР. Однако в тот период о его работе и о таких понятиях знал ограниченный круг людей, тесно связанных с миром искусства. Для большинства населения огромной страны Александр Борисович был известен с другой стороны – как супруг эстрадной звезды Аллы Пугачевой.
Детство
Александр Стефанович родился в Ленинграде 13 декабря 1944 года. Это было тяжелое время, еще не прошло и года после снятия блокады. Но стойкие ленинградцы не унывали, работали, восстанавливали город, растили детей, ходили на концерты и выставки. Мальчишек воспитывала улица и дворы, и это было не самое худшее воспитание, если, конечно, в дело не вмешивались местные хулиганы. Многие ребята серьезно занимались спортом, Саша не был исключением. Он увлекался прыжками в высоту, добился больших для своего возраста успехов, его приняли в школу олимпийского резерва.
Александр Стефанович в молодости
Когда Стефанович был подростком, он познакомился со своим сверстником Сергеем Соловьевым, будущим постановщиком знаменитой «Ассы». Мальчишки много размышляли о жизни, и оба решили стать режиссерами. Они имели очень смутное понятие о работе режиссера, зато им очень нравилось его начальствующее положение на съемочной площадке. Подростки понимали, что руководителями так просто не становятся, для этого необходимы специальные знания, и занялись самообразованием.
Нужно было срочно повышать свой культурный уровень. Саша и Сергей стали часто посещать спектакли, ходить в музеи, записались в библиотеку. Они каким-то чудесным образом научились проникать на закрытые показы в кино, занялись фотографией и съемками на любительскую кинокамеру. Окончив восьмой класс, друзья устроились на работу на Ленинградское телевидение. Стефанович взяли на должность постановщика, но в своем служебном пропуске юноша собственноручно дописал первое слово — «режиссер-постановщик». Эта безобидная манипуляция стала правдивой и актуальной только в 1969 году, когда Стефанович, выпускник ВГИКа, окончил режиссерский курс у Льва Кулешова.
Актерская карьера
Саше уже в ранней юности хотелось сниматься, в 14 лет даже он сделал попытку пройти пробы для фильма «Андрейка». Это была картина о детях петроградских рабочих, помогавших в годы революции разоблачать шпионов Временного правительства.
Мальчик был очень фотогеничным, однако не прошел пробы, помешала небольшая проблема с дикцией. Стефанович просто не умел четко выговаривать букву «р».
Но эта неудача не смутила Александра. Он учился на втором курсе театрального ВУЗа, когда стали набирать актеров для съемок фильма «Прощай». Эта была картина Григория Поженяна, где должны были сниматься Жанна Прохоренко, Владимир Заманский, Олег Стриженов. Именно эта компания больше всего привлекала Александра, он хотел познакомиться с известными актерами. Стефанович боялся, что опять получит отказ из-за своей картавости, но в этом фильме легкий дефект речи был как нельзя кстати.
Для съемок картины группу актеров отправили в Ялту. Это было прекрасное, беззаботное время, которое навсегда осталось в памяти Стефановича. Его зарплата тогда в десять раз была больше стипендии, а на прогулках по южному городу молодого человека часто сопровождала целая толпа поклонниц. Александр считает период съемок фильма «Прощай» самой прекрасной страницей своей юности.
На третьем курсе театрального института студентов ждала производственная практика. Стефанович должен был проходить практику на «Ленфильме», но он заранее знал, что вряд ли сможет набраться там опыта. А вот на Ленинградском телевидении, куда практикант случайно зашел, он получил вполне конкретное задание. Требовалось снять документальную киноленту о молодежи, и начинающий режиссер с энтузиазмом принялся за дело. Тема была интересной, знакомой, в то время и самому Сергею было только 23 года.
Это поручение Стефанович выполнил на «отлично». Его документальная картина «Все мои сыновья» впоследствии получила 14 премий. По этому фильму учат студентов, он стал образцом для подражания. Лучшей премией за эту картину сам Стефанович считает предложение, поступившее от легенды советского кино, Григория Чухрая. Мэтр пригласил съемочную группу работать в «Мосфильме». Далее от него поступило просто сказочное предложение – снять ленту по своему желанию.
Кадр из фильма Александра Стефановича «Вид на жительство»
Здесь молодой амбициозный режиссер не стал стесняться. В качестве актеров своей дебютной картины «Вид на жительство» он видел только Марину Влади и Владимира Высоцкого. Сценаристом фильма стал Александр Шлепянов, соавтор «Мертвого сезона», первой киноленты о советской разведке. Был задействован и Сергей Михалков, помогающий «пробивать» рогатки и препоны цензуры.
Но все эти усилия ни к чему не привели. Стефановича вызвали на Лубянку и сказали, что он слишком погорячился — Влади и Высоцкий на «Мосфильме» сниматься не могут. Стефанович был очень огорчен, но больше всех расстроился Владимир Высоцкий. Певцу очень нравился сценарий, под впечатлением от этой работы впоследствии он напишет песню «Гололед». Режиссеру оставалось только одно – подобрать других актеров для этого фильма, ими стали Виктория Федорова и Альберт Филозов.
Молодой режиссер продолжил сотрудничество с Сергеем Михалковым в работе над фильмом «Пена». В этой сатирической комедии речь шла о чиновнике, купившем диссертацию. В 1974 году Стефанович создал новаторскую работу – первый музыкальный фильм «Дорогой мальчик». Эта картина стала прообразом будущих видеоклипов. Режиссер активно привлекал к съемкам певцов и музыкальные коллективы. Благодаря ему в кино в свое время появились Александр Розенбаум, София Ротару, «Песняры», «Машина времени».
Кадр из фильма «Пена»
Стефанович стал режиссером и сценаристом одиннадцати художественных фильмов. Среди них есть особенная картина – «Кураж». Эту ленту о молодой певице Галле и режиссере Алексе, который занимался ее «раскручиванием», во многом можно назвать автобиографичной. Сам фильм представляет собой рассказ о том периоде, когда Стефанович был влюблен в Примадонну. В картине показано общество ярких, незаурядных людей, живущих в состоянии куража, в сочетании отваги и задора. В этом фильме свою первую роль сыграла Дина Гарипова, участница «Евровидения». Девушка создала образ секретарши директора «Мосфильма». Сам Стефанович считает «Кураж» особым фильмом, выбивающимся из общей массы картин, которые он когда-либо снимал.
Фильм «Кураж» Александра Стефановича
Он долго шел к этой работе, и дорога была непростой. Через много лет режиссер вернулся к особенному, яркому периоду своей жизни, оформив свои воспоминания и мысли о нем в книгу. После этого был написан сценарий, затем снят фильм, в котором Александр сыграл главную роль. Здесь он снова проявил себя как новатор – ни одного примера подобного переосмысления кусочка своей жизни в кинематографе до «Куража» еще не было.
Личная жизнь
Александр влюбился в актрису Наталью Богунову еще студентом. Звезда «Большой перемены» ответила ему взаимностью. Молодые люди поженились, семь лет прожили в браке. Детей у них не было, Наталья говорила, что муж не хотел детей, потому что их брак был нестабильным. Им трудно было находить общий язык, но частые ссоры и уходы обычно заканчивались бурными примирениями. Александр считал себя счастливым человеком, он любил Наталью, считал ее эталоном женской красоты. После развода Богунова так и не вышла замуж, по словам племянника актрисы, она продолжала любить своего бывшего мужа.
Свадьба Александра Стефановича и Натальи Богуновой
В 1976 году режиссер женился на Пугачевой. С начинающей певицей его познакомил Леонид Дербенев. И хотя Алла в то время уже была награждена «Золотым Орфеем», Стефанович вообще не слышал об этой певице. Малоизвестная исполнительница песен Дербенева и Зацепина нуждалась в «раскрутке», поэт-песенник в глубине души надеялся, что Стефанович поможет ей в этом. Дербенев не ошибся в своих предположениях. Режиссер увлекся яркой певицей, и они решили быть вместе. Особая роль Стефановичу принадлежит и в идее создания «Театра песни Аллы Пугачевой».
Режиссер считал, что в Советском Союзе у Пугачевой есть только две сильных конкурентки – Лариса Долина и Ирина Понаровская, превосходящие ее в плане вокала.
Чтобы как-то выделиться на их фоне, нужно было использовать артистизм, обыгрывать каждый сантиметр пространства, любой предмет реквизита. Стефанович считал песню маленьким спектаклем. Пугачева нуждалась в песнях от первого лица, в композициях должна быть использована легенда о тяжелой женской доле, поисках любви. Талантливый режиссер подошел к «раскрутке» певицы профессионально, и через некоторое время она стала Примадонной.
Через пять лет семейная жизнь с Примадонной закончилась. Больше официальных браков у Стефановича не было. Зато у него были близкие подруги – Алла Мочернюк, актриса, снимавшаяся в фильме «Начни сначала», Юлия Лемигова, последняя «Мисс СССР». Стефанович и в настоящее время не чувствует усталости от жизни, он любит путешествовать, успел объехать всю Европу, несколько раз побывал в Африке. Ему нравится все новое, режиссер любит пробовать блюда экзотической кухни.