старые актеры театра моссовета
Государственный Академический театр им. Моссовета
Государственный Академический театр им. Моссовета
Театр имени Моссовета | |
---|---|
Основан | 1923 |
Художественный руководитель | Павел Осипович Хомский |
Сайт | http://www.mossoveta.ru |
Государственный Академический театр имени Моссовета — драматический театр в Москве, организованный в 1923 году как театр им. МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов). В настоящее время художественным руководителем театра является народный артист РСФСР Павел Осипович Хомский.
Содержание
История
Театр был создан в 1923 году литератором и режиссёром С. И. Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов.
С 1925 по 1940 годы театром руководил известный актёр и режиссёр Е. О. Любимов-Ланской.
С 1930 года — Театр им. МОСПС, с 1938 года носит современное название. В 1940 году театр возглавил Юрий Завадский, ученик К. С. Станиславского и Евгения Вахтангова, продолжающий традиции мастеров. Он руководил театром в течение 37 лет. Именно в эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра им. Моссовета. На его сцене играли такие замечательные артисты как Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий.
Статус академического был присвоен театру в 1964 году. Театр дважды орденоносец: орденом Трудового Красного Знамени театр награждён в 1949 году, орденом Ленина в 1973 году.
В 1985 году главным режиссёром, а затем и художественным руководителем театра становится Павел Осипович Хомский, до этого возглавлявший театры в Риге, Ленинграде и Москве. Сохраняя традиции, театр ищет новые способы общения со зрителями. В середине 60-х гг. был создан «Театр в фойе» для показа экспериментальных постановок и спектаклей, в 1978 году появилась и «Малая сцена», а в 1990 году спектаклем Петра Фоменко «Калигула» открылась сцена «Под крышей».
Выдающиесся постановки
История театра
Государственный академический театр имени Моссовета, один из первых творческих коллективов, созданных советской властью, основан 3 марта 1923 года литератором и режиссером Сергеем Ивановичем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов. задачи, которые диктовало время, определили адресную направленность театра — к новому, как тогда говорили, пролетарскому зрителю, с которым важно было найти взаимопонимание и установить доверительный диалог, что потребовало актуального содержания и поиска современных форм сценического искусства. Решение данных творческих задач способствовало формированию художественных принципов, оказавшихся, как показала история, плодотворными — это культура театра, высокие требования к мастерству и профессионализму каждого члена коллектива, широкий репертуарный диапазон, яркие актерские индивидуальности.
Сергей Прокофьев, художественный руководитель театра с 1923 по 1924 год Здание театра в Каретном ряду, дом 3 (сад «Эрмитаж»)
Театр получил в своё полное распоряжение здание в саду «Эрмитаж». Афиша молодого коллектива, открывшегося спектаклем по пьесе Леонида Андреева «Савва», отличалась разнообразием и масштабом авторских имен: Гоголь и Дюма, Горький и Мериме, Островский и Ибсена, Пушкин и Бомарше, Луначарский и Голсуорси. В стремлении к актуализации репертуара театр ещё в 1924 году, за шесть лет до знаменитого фильма С. Протазанова, поставил спектакль «Праздник Святого Йоргена» по только что изданной повести Г. Бергстеда «Фабрика святых».
Труппа театра,
Евсей художественный руководитель театра с 1925 по 1940 год Афиша спектакля «Шторм», посвященная
В непростые годы формирования и становления молодого театра его репертуар во многом определяли произведения современных авторов: Ф. Гладкова, В. Киршона, А. Афиногенова, Н. Погодина, Л. Никулина, В. Шкваркина, А. Н. Толстого, многие из которых стали классиками советской драматургии. На сцену театра в это время выходили актеры, составившие в дальнейшем славу отечественного искусства: Борис Бабочкин, Василий Ванин, Ольга Викландт, Татьяна Пельтцер, Владимир Зельдин, Владимир Белокуров, Иван Берсенев, Софья Гиацинтова.
В театру присвоено имя Московского совета.
Новая творчески яркая и плодотворная жизнь коллектива началась с приходом Юрия Александровича Завадского – актера и режиссера, ученика К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, возглавлявшего театр с 1940 по 1977 год.
Борис Оленин, Павел Герага, Ростислав Плятт, Мария Эттинген, Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Юрий Завадский, Ольга Викландт, Михаил Названов в гастрольной поездке,
Выдающийся режиссер и педагог Ю. А. Завадский, человек «серебряного века», носитель высочайшей культуры, сформировал мощную и уникальную по своему творческому диапазону труппу, и эта традиция «актерского» театра сохраняется по сей день. Верными соратниками Завадского, внесшими огромный вклад в развитие театра, были режиссер Ирина Сергеевна и главный художник театра Александр Павлович Васильев. В семидесятые годы его единомышленником и надежным помощником стал директор Лев Федорович Лосев, руководивший театром до 2000 г.
Ирина Александр Васильев Лев Лосев
Вернувшись из эвакуации в Москву театр расположился по старому адресу (сад «Эрмитаж»), но помещение нуждалось в капитальном ремонте, и в 1947 году коллективу временно предоставили сцену в специально перестроенном здании бывшего Введенского народного дома на площади Журавлева.
Театральное здание на площади Журавлева, дом 1
И только в 1959 году Театр имени Моссовета получает постоянную прописку — переезжает в новое здание, построенное в саду «Аквариум» по проекту архитектора М. С. Жирова.
Юрий Завадский, Вера Марецкая, Сергей Годзи, Алла Севастьянова, Наталья Ткачева, Борис Оленин, Николай Парфенов, Михаил Сидоркин и Георгий Слабиняк на трудовом субботнике на стройке нового здания театра, Новое здание театра в саду «Аквариум» на Б. Садовой улице,
Театр имени Моссовета вписал в летопись российской сцены немало ярких страниц. Театральными легендами стали многие спектакли Ю. А. Завадского, среди которых, в первую очередь, надо назвать «Машеньку» с Верой Марецкой, ставшую первой постановкой знаменитой пьесы А. Афиногенова, «Маскарад» М. Лермонтова и «Отелло» У. Шекспира с Николаем Мордвиновым, «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира, «Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского с Геннадием Бортниковым — Раскольниковым, Леонидом Марковым — Порфирием Петровичем и Ией Саввиной — Соней Мармеладовой.
Вера Марецкая в гримерной, Евсей и Вера Марецкая в спектакле «Машенька», 1941 год Сцена из спектакля «Виндзорские насмешницы», 1957 год Николай Мордвинов в спектакле «Маскарад», 1963 год Николай Мордвинов и Ирина Карташова в спектакле «Отелло», 1947 год Геннадий Бортников и Леонид Марков в спектакле «Петербургские сновидения», 1969 год
В 1964 году за выдающиеся художественные достижения театру был присвоен статус «академического».
Анатолий Эфрос с участниками спектакля «Дальше — тишина», 1969 год Николай Лебедев, Ирина Юрий Завадский, Любовь Орлова, Владимир Сулимов, Сартр после спектакля «Лиззи », Леонид Марков и Маргарита Терехова в спектакле «Царская охота», 1977 год Нелли Молчадская, Вадим Бероев, Николай Афонин, Ия Саввина, Фаина Раневская в спектакле «Странная миссис Сэвидж», 1966 год
Незабываемым явлением истории российского театра останется первая постановка пьесы В. Розова «В дороге» (режиссер Ирина ), ставшая дебютом на моссоветовской сцене юных Нины Дробышевой и Геннадия Бортникова.
Нина Дробышева и Геннадий Бортников в спектакле «В дороге», 1963 год
В 1968 году состоялась культовая премьера своего времени — «Глазами клоуна» по одноименному роману нобелевского лауреата Г. Белля с Геннадием Бортниковым, выступившим также режиссером спектакля (художественный руководитель постановки Ирина ).
Геннадий Бортников в спектакле «Глазами клоуна», 1968 год Геннадий Бортников и Маргарита Терехова в спектакле «Глазами клоуна», 1968 год
Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт на сборе труппы, Ростислав Плятт, Виктор Сигалов, Валентин Школьников, Ия Саввина, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Юрий Завадский, Лев Лосев, 1976 год Леонид Марков, Юрий Завадский, Георгий Жженов, Лев Лосев,
В разные годы здесь играли такие известные актеры, как Михаил Названов, Ольга Пыжова, Михаил Астангов, Валентина Серова, Валентина Караваева, Борис Новиков, Олег Анофриев, Валерий Золотухин, Валентин Гафт, Игорь Старыгин и ныне здравствующие — Тамара Чернова, Наталья Тенякова, Марина Неелова, Ирина Муравьева, Олег Меньшиков, Евгений Киндинов, Николай Бурляев, Сергей Проханов, Андрей Ильин и многие другие.
С 1977 по 1985 год, после ухода из жизни Ю. А. Завадского, художественное руководство осуществлялось президиумом Художественного совета в составе Льва Лосева, Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина.
Президиум Художественного совета: Ростислав Плятт, Людмила Шапошникова, Лев Лосев, Павел Хомский, Георгий Тараторкин, 1978 год
С 1985 по 2016 год театр возглавлял Павел Осипович Хомский, режиссер уникального творческого дарования, служивший в Театре имени Моссовета в качестве с 1973 года.
Юрий Завадский и Павел Хомский на репетиции спектакля «День приезда — день отъезда», 1976 год
За сорок три года работы на моссоветовской сцене Павел Осипович Хомский создал сорок три спектакля. Его крупномасштабные постановки «На полпути к вершине» П. Устинова с Ростиславом Пляттом и Евгением Стебловым, «Царствие земное» Т. Уильямса с Георгием Жженовым, Борисом Ивановым и Валентиной Талызиной, «Егор Булычов» Максима Горького с Леонидом Марковым, «Суд над судьями» Т. Манна с Ростиславом Пляттом, Георгием Жженовым и Георгием Тараторкиным, «Цитата» Л. Зорина с Леонидом Марковым и Людмилой Шапошниковой, «Братья Карамазовы» с Ростиславом Пляттом, Геннадием Бортниковым, Георгием Тараторкиным, Ириной Муравьевой, Евгением Киндиновым и Евгением Стебловым и «Фома Опискин» по произведениям Ф. М. Достоевского с Сергеем Юрским, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана с Александром Домогаровым, «Белая гвардия» по М. Булгакову с Ольгой Остроумовой, Андреем Сергеевым и Александром Голобородько, «Король Лир» У. Шекспира с Михаилом Козаковым, «Мораль пани Дульской» с Валентиной Талызиной, «Римская комедия» Л. Зорина с Георгием Тараторкиным, Виктором Сухоруковым и Ольгой Остроумовой; а также музыкальные спектакли «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Иисус Христос — суперзвезда» и многие другие стали украшением репертуара и сценическими долгожителями. Так, первая российская версия «Иисус Христос — суперзвезда», премьера которой состоялась в 1990 году, по сей день пользуется неизменным успехом у зрителей.
Геннадий Бортников, Георгий Тараторкин, Ростислав Плятт, Евгений Стеблов, Евгений Киндинов в спектакле «Братья Карамазовы», 1979 год Олег Казанчеев и Ирина Климова в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда», 1990 год Валерий Яременко в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда», 1990 год Участники спектакля «Белая гвардия», 1993 год Сергей Юрский, Павел Хомский, Евгений Стеблов на репетиции спектакля «Фома Опискин», 1995 год Ольга Кабо, Александр Домогаров, Дмитрий Щербина в спектакле «Сирано де Бержерак», 2001 год Михаил Козаков в спектакле «Король лир», 2003 год Александр Домогаров в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 2012 год Виктор Сухоруков и Георгий Тараторкин в спектакле «Римская комедия», 2014 год
В середине для показа экспериментальных работ и спектаклей «малой формы» был создан «Театр в фойе», где шла «гремевшая» на всю Москву «Эдит Пиаф» Бориса Щедрина по пьесе В. Легентова с Ниной Дробышевой в заглавной роли.
Нина Дробышева в спектакле «Эдит Пиаф», 1970 год Сцена из спектакля «Эдит Пиаф», 1970 год
В 1978 году в Хамовниках открылась «Малая сцена», куда столичные зрители спешили посмотреть такие спектакли, как «Сашка» В. Кондратьева в постановке Гария Черняховского, «Пять углов» С. Коковкина в постановке Камы Гинкаса, «Печка на колесе» Н. Семеновой в постановке Бориса Щедрина.
Евгений Стеблов, Сергей Проханов, Нина Дробышева в спектакле «Пять углов», 1981 год Сергей Проханов в спектакле «Сашка», 1981 год Галина Дятловская, Юрий Кузьменков, Наталья Тенякова в спектакле «Печка на колесе», 1983 год
В 1990 году спектаклем по пьесе А. Камю «Калигула» режиссера Петра Фоменко с Олегом Меньшиковым в заглавной роли началась большая творческая жизнь сцены «Под крышей».
Олег Меньшиков и Петр Фоменко на репетиции спектакля «Калигула», 1990 год Олег Меньшиков в спектакле «Калигула», 1990 год
Историю Театра имени Моссовета, ставшего за свою почти столетнюю деятельность художественным явлением творческой жизни страны, можно сравнить с антологией отечественного искусства двадцатого века. При стабильности института художественного руководства Театр имени Моссовета всегда был открыт для приглашенных режиссеров. Здесь ставили и знаменитости, и делающие первые шаги в профессии. На моссоветовской сцене шли спектакли Леонида Варпаховского, Григория Александрова, Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Леонида Хейфеца, Романа Виктюка, Генриетты Яновской, Камы Гинкаса, Ирины Данкман, Марка Вайля, Петра Штейна, Бориса Щедрина, Евгения Лазарева, Бориса Мильграма, Андрея Житикина, Гарри Черняховского, Валерия Саркисова, Вячеслава Спесивцева, Геннадия Тростянецкого, Марины Брусникиной, Нины Чусовой, Виктора Шамирова, Павла Сафонова.
Александр Леньков в спектакле «Пчелка», режиссер Ирина Данкман, 1982 год Евгений Стеблов, Сергей Юрский, Наталья Тенякова в спектакле «Гедда Габлер», режиссер Кама Гинкас, 1983 год Наталья Тенякова, Галина Дашевская, Ольга Остроумова, Эльвира Бруновская, Татьяна Бестаева в спектакле «Вдовий пароход», режиссер Генриетта Яновская, 1984 год Георгий Жженов и Людмила Шапошникова в спектакле «На золотом озере», режиссер Борис Щедрин, 1992 год Александр Домогаров, Лариса Кузнецова, Андрей Ильин в спектакле «Мой бедный Марат», режиссер Андрей Житинкин, 1995 год Александр Домогаров, Лариса Кузнецова, Андрей Ильин в спектакле «Мой бедный Марат», режиссер Андрей Житинкин, 1995 год Гоша Куценко и Виктор Шамиров в спектакле «Бог», режиссер Виктор Шамиров, 2004 год Павел Деревянко и Маргарита Шубина в спектакле «Крошка Цахес», режиссер Нина Чусова, 2007 год
Оформляли моссоветовскую сцену легендарные художники — Владимир Фаворский, Александр Тышлер, Ниссон Шифрин, Вадим Рындин, Роберт Фальк, Меер Аксельрод, Виктор Шестаков, ведущие сценографы страны, представители разных школ и эстетических направлений — Иосиф Сумбаташвили, Валерий Левенталь, Николай Двигубский, Эдуард Кочергин, Март Китаев, Сергей Бархин, Энар Стенберг, Давид Боровский, Борис Мессерер, Даниил Лидер, Мария Рыбасова, Борис Бланк, Александр Бойм. Костюмы для спектаклей создавали Алла Коженкова, Виктория Севрюкова, Рустам Хамдамов, Ксения Шимановская, Павел Каплевич, Евгения Панфилова, Андрей Климов и другие.
Со сцены театра звучала музыка прославленных советских и российских композиторов — Виссариона Шебалина, Рейнгольда Глиэра, Бориса Мокроусова, Василия Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Бориса Шехтера, Марка Фрадкина, Вано Мурадели, Арама Хачатуряна, Платона Майбороды, Эдуарда Артемьева, Кара Караева, Альфреда Шнитке, Юрия Саульского, Микаэла Таривердиева, Софьи Губайдуллиной, Николая Каретникова, Владимира Дашкевича, Оскара Фельцмана, Владимира Мартынова, в том числе, написанная специально для спектаклей театра.
Особую страницу в жизни театра открыл приход в труппу в 1978 году актера, режиссера и драматурга Сергея Юрского. На моссоветовской сцене в режиссуре Юрского шли спектакли: «Тема с вариациями» С. Алешина, «Правда — хорошо, а счастье лучше»(последний спектакль с участием Фаины Раневской), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова, «Орнифль, или сквозной ветерок» Ж. Ануя, а также три постановки —«Предбанник», «Полонез, или Вечер абсурда», “Reception” по его собственным пьесам, написанным под псевдонимом Игорь Вацетис.
Ростислав Плятт, Маргарита Терехова, Сергей Юрский в спектакле «Тема с вариациями», 1979 год Фаина Раневская и Сергей Юрский в спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше», 1980 год Сергей Юрский и Нина Дробышева в спектакле «Похороны в Калифорнии», 1982 год Леонид Евтифьев, Александр Леньков, Александр Яцко в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1997 год Валерий Сторожик и Сергей Юрский в спектакле «Орнифль, или сквозной ветерок», 1986 год Сергей Юрский с участниками спектакля «Предбанник», 2006 год Елена Валюшкина и Сергей Юрский в спектакле “Reception”, 2018 год
Многие годы одухотворенно и плодотворно работает в театре Юрий Иванович Еремин. В своих оригинальных ярких авторских спектаклях режиссер всегда создает своеобразное художественное пространство. Среди его постановок — «У врат царства» К. Гамсуна, «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, «Не будите мадам» Ж. Ануя, «Муж, жена и любовник» по произведениям «Вечный муж» Ф. М. Достоевского и «Провинциалка» И. С. Тургенева, «Серебряный век» М. Рощина, «Учитель танцев» Л. Де Вега, «Царство отца и сына» по А. К. Толстому, «Р. Р. Р.» («Преступление и наказание») и «Идиот» по романам Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову и многие другие работы режиссера по праву пользующиеся большой популярностью у зрителей.
Ольга Остроумова в спектакле «Мадам Бовари», 1995 год Евгений Лазарев и Анатолий Адоскин в спектакле «Мадам Бовари», 1995 год Ольга Остроумова и Георгий Тараторкин в спектакле «Не будите мадам», 1998 год Александр Леньков и Александр Яцко в спектакле «Не будите мадам», 1998 год Валентин Гафт в спектакле «Муж, жена и любовник», 2002 год Александр Яцко и Валентин Гафт в спектакле «Муж, жена и любовник», 2002 год Сцена из спектакля «Серебряный век», 2001 год
Поставив в 2004 году на сцене Театра имени Моссовета «Чайку» А. Чехова, Андрей Сергеевич Кончаловский, выдающийся кино- и театральный режиссер, задумал и осуществил свою творческую мечту — создал трилогию по пьесам Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» с одним составом актеров.
Евгений Стеблов, Анатолий Адоскин, Юлия Высоцкая, Ирина Розанова в спектакле «Чайка», 2004 год
После ухода из жизни в 2016 году П. О. Хомского творческую политику театра определял режиссерский триумвират — Ю. И. Еремин, А. С. Кончаловский, С. Ю. Юрский в союзе с директором театра В. Т. Панфиловой.
В сентябре 2020 года художественным руководителем театра стал заслуженный деятель РФ Евгений Жозефович Марчелли, известный режиссер, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».
Использованы фотографии Ирины Лавриной, Елены Лапиной, Сергея Петрова, Веры Петрусовой, а также из архива Театра имени Моссовета.