старые актеры мхата список
5 известных династий выпускников МХАТ
11 ноября Школа-студия МХАТ торжественно отмечает свое 70-летие, а мы в этот день вспоминаем самые известные актерские династии ее выпускников.
Высоцкие
Легендарный советский поэт и актер Владимир Высоцкий доказал, что быть актером – это призвание. После школы он по настоянию родственников поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, но уже после первого семестра он понял, что это – не то, чем он хочет заниматься, и стал студентом актёрского отделения Школы-студии МХАТ.
Позже он женился на Людмиле Абрамовой, которая родила ему двоих детей. Младший из них, Никита Высоцкий, также пошел по стопам отца и поступил в Школу-студию МХАТ, после чего работал в нескольких московских театрах, снимался в кино и организовал собственный театр. Сейчас он является учредителем и исполнительным директором Благотворительного Фонда Владимира Высоцкого. В память о своем отце Никита Высоцкий написал сценарий фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», который вышел на экраны в 2011 году.
Безруковы
Известный российский актер Сергей Безруков родился в семье актера «Театра Сатиры» Виталия Безрукова. В детстве и юности он очень любил бывать на работе у отца и всегда мечтал пойти по его стопам, а вот Безруков-старший к этой идее относился очень настороженно. Впрочем, сын доказал, что сомневаться в его талантах не стоит. После окончания средней школы в 1990 году он поступил в Школу-студию МХАТ на факультет «актер театра и кино» и окончил его с красным дипломом, как и его отец. Сейчас на счету Сергея Безрукова множество известных ролей в театре и кино, а также премий и кинонаград, главная из которых – звание Народного Артиста Российской Федерации.
Табаковы
Нынешний художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков родился в семье врачей, но свою жизнь решил посвятить театру и кино. Сейчас он успешно совмещает художественное руководство двумя театрами, работу в МХТ им. А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в качестве актёра, руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ, обучение студентов и режиссура за границей, продюсирование и съёмки. От первого брака с актрисой Людмилой Крыловой у него есть двое детей, Антон и Александра Табаковы, которые также закончили Школу-студию МХАТ и работали в театре под руководством отца, но после оставили актёрскую профессию. Сейчас Александра работает на радио и телевидении в качестве ведущей, а ее брат Александр занимается ресторанным бизнесом.
Ефремовы
50-летний Михаил Ефремов — актер в третьем поколении. Его отец — театральный режиссер и актер Олег Ефремов, мать — актриса «Современника» Алла Покровская, а дед — оперный режиссер Борис Покровский. Впервые Михаил вышел на театральную сцену в детстве, сыграв в спектакле МХАТа «Уходя, оглянись!».
Практически одновременно дебютировал в кино — после фильма «Когда я стану великаном» (1978) он стал одним из самых известных советских детей-актеров. С тех пор Ефремов сыграл более чем в 20 пьесах и снялся в сотне кинокартин и телесериалов, самые известные из которых — «Королева Марго», «Граница. Таежный роман», «Антикиллер», «9 рота», «Параграф 78», «О чем еще говорят мужчины». В общем, с момента дебюта и до сих пор актер Ефремов нарасхват! Сын Ефремова — 25-летний Никита — также пошел по стопам своих знаменитых родственников. Он также окончил Школу-студию МХАТ и выбрал актерскую профессию. На его счету уже более 20 работ в кино и театре, в том числе «Моя прекрасная няня», «Баллада о бомбере», «Любовь с акцентом» и «Zолушка».
Меньшовы
Юлия Меньшова родилась 44 года назад в семье кинорежиссера Владимира Меньшова и актрисы Веры Алентовой. Юлия, как и ее родители, окончила Школу-студию МХАТ, играла в театре, снялась в десятке фильмов и таком же количестве телесериалов, среди которых «Действуй, Маня!», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», а также является ведущей нескольких телепроектов. Дед Юлии по матери — Валентин Быков — был актером, а бабушка по матери — Ирина Алентова — актрисой. Спутника жизни Меньшова тоже нашла в киносреде — она замужем за 48-летним актером Игорем Гординым.
История Московского художественного академического театра. Справка
Торжественный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Антона Чехова, состоится в Московском художественном театре, носящем имя великого русского писателя, во вторник 26 января 2010 года.
Московский Художественный (общедоступный) театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Роксанова и др.) и участники спектаклей руководимого Станиславским «Общества любителей искусства и литературы» (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.). В 1900 году в труппу был принят Василий Качалов, в 1903 году – Леонид Леонидов.
В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
До 1902 года спектакли шли в арендованном помещении театра Якова Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
1 июля 1902 года была произведена реформа театра и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра». Это было товарищество на паях, где предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко, а остальные были приглашенные состоятельные люди, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством голосов обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.
В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок, в новое здание, перестроенное из старого театра Лианозова. Здание было радикально перестроено для Московского Художественного театра по проекту Федора Шехтеля, на средства Саввы Морозова. С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
Период 1906–1917 годов в жизни театра характеризуется не только поисками новых сценических приемов, но притоком новых режиссерских сил. Среди режиссеров МХТ, наряду с Константином Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко, Василием Лужским, работали Леопольд Сулержицкий, Константин Марджанов, Александр Бенуа, английский режиссер Гордон Крег, поставивший «Гамлета» в 1911 году.
В 1913 году была открыта Первая Студия МХТ.
После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.
Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события гражданской войны помешали ей вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе. В 1922 году труппа вернулась в Россию.
В 1920 году студия, руководимая Евгением Вахтанговым, получила название Третья Студия МХАТ; в 1921 году группой актеров МХАТ была организована Четвертая Студия МХАТ.
В 1920 году Художественному театру было присвоено звание «академического театра».
В середине 1920-х годов в труппу театра влились студийцы Алла Тарасова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Анастасия Зуева, Николай Баталов, Николай Хмелев, Михаил Кедров, Борис Ливанов, Марк Прудкин, Алексей Грибов, Михаил Яншин и др.
В 1923 году при театре открылся музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.
В январе 1932 года меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.
В 1933 году МХАТу передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ.
В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени.
После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 года театр вернулся в Москву.
В 1942 году при театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория, с 1943 года существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко.
В 1946 году художественным руководителем театра стал Михаил Кедров.
В 1950-е годы в репертуаре театра появились спектакли, получившие официальное признание, однако из-за малой посещаемости они быстро снимались с репертуара. С 1955 года во МХАТе не было главного режиссера, театр возглавлялся коллегией (в 1960–1963 годах ее председателем был Михаил Кедров). Залы театра постепенно пустели. Центр театральной жизни переместился в Театр на Таганке, в «Современник».
В поисках выхода из затянувшегося застоя последних десятилетий «старики» Художественного театра пригласили главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.
Возглавив МХАТ в 1970 году, Ефремов приглашает в труппу МХАТа известных артистов. В период 1970 – 1990-х годов во МХАТ пришли Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, Татьяна Лаврова, Андрей Мягков, Ия Саввина, Георгий Бурков, Юрий Богатырев, Александр Петренко, Станислав Любшин, Олег Борисов, Олег Табаков.
Во МХАТе ставили спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин. Постоянными авторами театра стали Александр Гельман и Михаил Рощин, ставились пьесы Михаила Шатрова, Александра Мишарина. К сотрудничеству были привлечены художники Иосиф Сумбаташвили, Георгий Алексии-Месхишвили, Борис Мессерер, Эдуард Кочергин, Давид Боровский, Валерий Левенталь.
Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится Чехов.
В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра.
В 1987 году в результате творческого конфликта театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным руководителем остался Олег Ефремов).
МХАТ им. А.П. Чехова был образован в 1987 году, после раздела МХАТа. Имя Антона Павловича Чехова театр носит с 1989 года. В 1996 году Указом президента Российской Федерации театр был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
16 июня 1997 года Правительство РФ утвердило устав Московского Художественного академического театра имен А.П. Чехова. Художественным руководителем театра был назначен Олег Ефремов.
В составе труппы в разные годы были: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Петр Щербаков, Олег Борисов, Юрий Богатырев, Ангелина Степанова, Софья Пилявская, Екатерина Васильева, Всеволод Давыдов, Роман Козак, Стансилав Любшин, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Анатолий Жарков, Александр Калягин, Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Нина Гуляева, Ия Саввина, Наталья Тенякова, Александр Феклистов, Евгений Киндиновв и др.
В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
МХАТ имени М. Горького, образованный в 1987 после раздела МХАТа, сохранил унаследованное от этого театра название в прежнем виде.
В труппе театра в разные годы были: Михаил Болдуман, Всеволод Санаев, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Дмитрий Золотухин, Георгий Бурков, Тамара Акулова, Всеволод Абдулов, Юрий Горобец, Анастасия Георгиевская, Светлана Коркошко, Аристарх Ливанов, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Всеволод Шиловский и др.
После разделения театр определил свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы.
Директор и художественный руководитель театра с 1987 года Татьяна Доронина.
Московский художественный театр
МХТ — Московский художественный (общедоступный) театр, создан в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко.
В 1987 году разделился на два театра:
Содержание
История
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго. В 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы».
Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого. 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое, представление. В архиве Станиславского сохранились следующие записи: «Успех „Царя Фёдора“ был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шумные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого — трагедия «Смерть Ионна Грозного» — впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 года; Грозного играл Станиславский.
Легендарная премьера пьесы А. П. Чехова «Чайка» в Художественном театре состоялась 17 декабря 1898 года.
Первые четыре сезона (1898—1902) театр давал спектакли в арендованном помещении театра Я. В. Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Уже к третьему сезону стало ясно, что театру нужно совершенно иное здание.
Вопреки театральным устоям того времени, в МХТ к каждой премьере создавали новые декорации и не использовали старые. Оформление, которое не помещалось в театре, круглый год хранилось в сараях, где подвергалось быстрой порче. Его нужно было постоянно восстанавливать, от ряда деталей пришлось отказаться. Теснота, запущенное состояние здания, недостаток помещений для репетиций и работы мастерских требовали переезда в более вместительное здание с совершенно иным сценическим оборудованием.
Средств на строительство у театра не было. Условия работы МХТ значительно отличалось от императорских театров, которые ничего не платили за помещение и получали дотацию от государства. Судьба МХТ полностью зависела от возможностей меценатов и от сборов. МХТ убрал из своего названия слово «общедоступный», потому что уже во втором сезоне был самым дорогим драматическим театром России. Но на сборы от продажи билетов, своего здания у него не могло быть никогда.
МХТ был учрежден в виде товарищества на паях, где впервые в театральном деле, предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко. Остальными были приглашенные московские богачи, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.
С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
В 1932 году — МХАТ было присвоено имя М. Горького.
При театре с 1923 года имеется музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.
Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 театр вернулся в Москву [1]
В 1987 году по инициативе О. Ефремова и его окружения театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) до 2004 года относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом:
История труппы
Эпоха старого Художественного театра
Народные артисты СССР
в скобках указана дата присвоения звания
Артисты МХАТ эпохи 60-х — 90-х годов
Спектакли
Как менялось руководство в главных московских театрах
Эдуард Бояков, Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников
Театр Ермоловой
В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:
«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».
С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.
Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.
21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.
МХАТ им. Горького
МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.
Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков, 2019 год
Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.
«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».
В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.
«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.
Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.
МХТ им. Чехова
Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).
После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».
«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».
Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.
«Современник»
Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.