стартрек бесконечность актеры дубляжа
«Стартрек: Бесконечность» Джастина Лина: прощание с Чеховым
Антон Долин с удивлением констатирует: третья часть перезапущенного «Стартрека» оказалась лучше прежних двух.
Кажется, это лучший из летних блокбастеров вне зависимости от кассовых сборов. После многих часов унылого громыхания с участием старых знакомых фокусников, пришельцев, шпионов, обезьян и даже черепашек-ниндзя наконец показали фильм, на котором хочется смеяться, подпевать и аплодировать, не уходя из зала до конца финальных титров: а вдруг еще что-то покажут?
Голливудский тайванец, режиссер Джастин Лин знаменит прежде всего «Форсажами» (с третьего по шестой). То есть ремесленник, а не вдохновенный художник в отличие, как принято считать, от Джей Джея Абрамса, создателя двух первых «Стартреков». Сейчас Абрамс передал проект Лину, сам взявшись за более амбициозный проект по воскрешению «Звездных войн», и остался лишь в качестве продюсера. Но неожиданно «Стартрек: Бесконечность» оказался забавней, динамичней и легче своих двух предшественников, которых распирало от концептуального пафоса. Умение Лина набирать бешеную скорость и выполнять головокружительные трюки на каждом вираже сослужило ему хорошую службу: выяснилось, что такой талант пригодится и в космосе.
Конечно, дело не только в талантах Лина, но и в сценарии. На смену трио Роберто Орси, Алекса Курцмана и Деймона Линдлофа (соавтора Абрамса со времен «Остаться в живых») пришли Даг Джанг и, что важнее, Саймон Пегг — он же бессменный член команды «Энтерпрайза» Скотти и создатель нескольких бесчеловечно смешных британских комедий. Пегг не ограничился тем, что познакомил своего героя с лучшей из новых героинь вселенной «Стартрека», альбиноской-воительницей Джайлой (в ее роли неузнаваемая алжирская модель и танцовщица София Бутелла из «Kingsman: Секретная служба»). Он упростил и в то же время усложнил интригу фильма, сделав ее современной и интуитивно понятной даже тому зрителю, который вообще ничего не знает о богатой мифологии сериала.
В третьем «Стартреке» прямолинейный и логичный сюжет, который не способны запутать даже бесчисленные технические детали, проскальзывающие в диалогах то здесь, то там. Неопознанный космический корабль передает сигнал бедствия; команда застряла где-то в неизвестной туманности, ее необходимо спасать. «Энтерпрайз» в полном составе отправляется на помощь — и натыкается на западню. Корабль сбит, экипаж рассеян по чужой враждебной планете. Теперь необходимо отыскать злодеев, узнать их мотивы, вновь объединиться и вернуться домой. Таким образом, наконец-то многочисленные персонажи «Стартрека» разобщены — они не загораживают друг друга, у каждого есть своя сюжетная линия и свой путь. То есть в прямом смысле слова маршрут.
Но все это попутные мысли. В своей основе «Бесконечность» — череда веселых космических приключений и аттракционов, не позволяющих публике ни расслабиться, ни устать. Олдскульные замашки прекрасно сочетаются с передовыми спецэффектами. Если бы существовал приз за самое креативное использование музыки в блокбастере, то в 2016-м его бы присудили команде «Стартрека» за старый хит Beastie Boys «Sabotage». Ностальгия в умелой пропорции смешана с ревизионизмом — например, трогательная маленькая сценка в начале фильма недвусмысленно намекает на гомосексуальную ориентацию пилота Сулу (Джон Чо). Видно, что авторы в буквальном смысле переживают за личное счастье каждого члена команды «Энтерпрайза».
Впрочем, одного из них «Стартрек» лишился. Это последний фильм, в котором мы увидим Павла Чехова, он же Антон Ельчин, трагически погибший за несколько недель до премьеры картины. Ни в одном из трех фильмов франшизы его симпатичный персонаж, наивный энтузиаст и идеалист, не принимал настолько активного участия. Теперь особенно очевидно: с ним из сериала уйдет что-то важное и невосполнимое. Во всяком случае, Абрамс уже заявил, что нового Чехова искать не будет.
Все отзывы о фильме Стартрек: Бесконечность
Рецензия «Афиши» на фильм
Кажется, это лучший из летних блокбастеров вне зависимости от кассовых сборов. После многих часов унылого громыхания с участием старых знакомых фокусников, пришельцев, шпионов, обезьян и даже черепашек-ниндзя наконец показали фильм, на котором хочется смеяться, подпевать и аплодировать, не уходя из зала до конца финальных титров: а вдруг еще что-то покажут?
Голливудский тайванец, режиссер Джастин Лин знаменит прежде всего «Форсажами» (с третьего по шестой). То есть ремесленник, а не вдохновенный художник в отличие, как принято считать, от Джей Джея Абрамса, создателя двух первых «Стартреков». Сейчас Абрамс передал проект Лину, сам взявшись за более амбициозный проект по воскрешению «Звездных войн», и остался лишь в качестве продюсера. Но неожиданно «Стартрек: Бесконечность» оказался забавней, динамичней и легче своих двух предшественников, которых распирало от концептуального пафоса. Умение Лина набирать бешеную скорость и выполнять головокружительные трюки на каждом вираже сослужило ему хорошую службу: выяснилось, что такой талант пригодится и в космосе.
Конечно, дело не только в талантах Лина, но и в сценарии. На смену трио Роберто Орси, Алекса Курцмана и Деймона Линдлофа (соавтора Абрамса со времен «Остаться в живых») пришли Даг Джанг и, что важнее, Саймон Пегг — он же бессменный член команды «Энтерпрайза» Скотти и создатель нескольких бесчеловечно смешных британских комедий. Пегг не ограничился тем, что познакомил своего героя с лучшей из новых героинь вселенной «Стартрека», альбиноской-воительницей Джайлой (в ее роли неузнаваемая алжирская модель и танцовщица София Бутелла из «Kingsman: Секретная служба»). Он упростил и в то же время усложнил интригу фильма, сделав ее современной и интуитивно понятной даже тому зрителю, который вообще ничего не знает о богатой мифологии сериала.
В третьем «Стартреке» прямолинейный и логичный сюжет, который не способны запутать даже бесчисленные технические детали, проскальзывающие в диалогах то здесь, то там. Неопознанный космический корабль передает сигнал бедствия; команда застряла где-то в неизвестной туманности, ее необходимо спасать. «Энтерпрайз» в полном составе отправляется на помощь — и натыкается на западню. Корабль сбит, экипаж рассеян по чужой враждебной планете. Теперь необходимо отыскать злодеев, узнать их мотивы, вновь объединиться и вернуться домой. Таким образом, наконец-то многочисленные персонажи «Стартрека» разобщены — они не загораживают друг друга, у каждого есть своя сюжетная линия и свой путь. То есть в прямом смысле слова маршрут.
Но все это попутные мысли. В своей основе «Бесконечность» — череда веселых космических приключений и аттракционов, не позволяющих публике ни расслабиться, ни устать. Олдскульные замашки прекрасно сочетаются с передовыми спецэффектами. Если бы существовал приз за самое креативное использование музыки в блокбастере, то в 2016-м его бы присудили команде «Стартрека» за старый хит Beastie Boys «Sabotage». Ностальгия в умелой пропорции смешана с ревизионизмом — например, трогательная маленькая сценка в начале фильма недвусмысленно намекает на гомосексуальную ориентацию пилота Сулу (Джон Чо). Видно, что авторы в буквальном смысле переживают за личное счастье каждого члена команды «Энтерпрайза».
Впрочем, одного из них «Стартрек» лишился. Это последний фильм, в котором мы увидим Павла Чехова, он же Антон Ельчин, трагически погибший за несколько недель до премьеры картины. Ни в одном из трех фильмов франшизы его симпатичный персонаж, наивный энтузиаст и идеалист, не принимал настолько активного участия. Теперь особенно очевидно: с ним из сериала уйдет что-то важное и невосполнимое. Во всяком случае, Абрамс уже заявил, что нового Чехова искать не будет.
Технологии
Как снимали «Стартрек: Бесконечность»
Локации, грим и костюмы
Задача придумать и воплотить инопланетный мир фильма СТАРТРЕК: БЕСКОНЕЧНОСТЬ легла на плечи режиссера Джастина Лина и художника-постановщика Тома Сандерса. Если предыдущие картины снимались в Лос-Анджелесе, то создание нового фильма проходило в павильонах и на натуре в Ванкувере (Канада) и Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Именно там создавались суровые пейзажи планеты Альтамид и мегаполис двадцать третьего столетия Йорктаун.
Футуристический космопорт Йорктауна снимали в Дубае. «Во многих смыслах, Йорктаун воплощает то, как Джин Родденберри видел будущее: огромное общество, в котором мирно сосуществуют самые разные люди и инопланетяне, – объясняет режиссер Джастин Лин. – Были разговоры о том, чтобы снимать эпизоды с Йорктауном в павильоне, но я чувствовал, что тогда не получится передать масштаб города-гиганта. Мне хотелось, чтобы все было ощутимо и реалистично, а не просто двое парней на фоне зеленого экрана». Для этих целей Дубай подошел как нельзя лучше, ведь Йорктаун, как и Дубай, – это гигантский сверхсовременный объект посреди пустого пространства.
Съемки в Ванкувере и Дубае сплотили актеров. Если в предыдущих фильмах, снимавшихся в Лос-Анджелесе, каждый вечер они расходились по своим домам, то теперь они проводили вместе гораздо больше времени. Этому способствовал и сложный грим. Художники по гриму и костюмам в Дубае, Бербанке и Ванкувере совместно создали более пятидесяти инопланетных рас – больше, чем когда-либо за всю историю франшизы. Такое количество отчасти связано с тем, что СТАРТРЕКУ исполнилось 50 лет.
Актриса София Бутелла играет волевую, разбирающуюся в технике инопланетянку Джейлу. Из-за обильного грима, чтобы подготовиться к утренним съемкам, ей порой приходилось вставать в половине первого ночи. Однако актриса находит в этом и положительную сторону: «Когда так долго сидишь в кресле, впадаешь в медитативное состояние, и это помогает войти в роль», – замечает она.
Непросто приходилось и Идрису Эльбе, сыгравшему роль злодея Кралла. Чтобы полностью перевоплотиться в него, актеру требовалось семь часов грима (плюс еще два часа, чтобы все это снять и смыть). Эльба уже приходилось сниматься в специальном гриме (в картине ДОЛГАЯ ДОРОГА К СВОБОДЕ, где он сыграл Нельсона Манделу), однако не в таком объеме. Актер говорит, что это новый опыт для него: он не мог использовать свое лицо привычным образом, и ему приходилось «достраивать» новое лицо в воображении, так что это отчасти походило на работу кукловода.
Помимо Кралла и Джейлы, в фильме выделяются двое инопланетян из команды Кралла – Манас (Джо Таслим) и Калара (Лидия Уилсон). Их образы индивидуальны, однако при этом гримеры под руководством художника по гриму и спецэффектам Джоэла Харлоу стремились придать им общие черты, поскольку они из одной команды.
По словам Харлоу, несмотря на трудности с огромным количеством инопланетных лиц, самое сложное для него – грим Спока. «Образ Спока иконичен. Он настолько узнаваем, что ошибиться просто нельзя», – говорит Харлоу.
Художнице по костюмам Санье Хэйс не пришлось специально изучать мир СТАРТРЕКА, поскольку она и так является давней поклонницей франшизы. Хэйс не стала сильно менять униформу членов экипажа – только слегка подновила ее и добавила рукава к женскому костюму, что отдельно порадовало Зои Салдану.
Рецензия на фильм «Стартрек: Бесконечность»
Захватывающее и оригинальное приключение экипажа «Энтерпрайза», подпорченное неудачной постановкой некоторых экшен-сцен
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
После всех тех блокбастеров, которыми голливудские студии потчевали нас в последние месяцы, «Бесконечность» даже не смотришь, а вдыхаешь как глоток свежего воздуха. Это не ремейк, не перезагрузка, не перегруженная ненужными персонажами попытка заложить фундамент для нескольких будущих картин. Это также не сверхпафосное кино, которое считает себя главным событием года и не стесняется сообщать об этом в рекламе, и не пропитанная новомодной радикальной идеологией агитка, слегка замаскированная под высокобюджетный фильм. «Бесконечность» – это просто новое захватывающее приключение не идеальных, но достойных людей из утопического будущего, в котором человечество не отбивается от зомби, а исследует дальний космос и бьется за счастливое будущее для всей Вселенной.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
Чем-то подобным должна была стать предыдущая картина цикла «Стартрек: Возмездие», но тогда режиссер Дж. Дж. Абрамс сдрейфил и вместо создания нового приключения откопал из могилы главного злодея классической для «Стартрека» ленты «Звездный путь 2: Месть Хана». Сеанс некромантии никого особенно не порадовал, и Абрамс сбежал снимать новую серию «Звездных войн», в которой провернул схожий трусливый трюк с копированием чужого успешного произведения. Реанимировать отправленный в нокдаун цикл пришлось постановщику самых успешных «Форсажей» Джастину Лину, и американский тайванец с толком применил свое умение строить драйвовые «мужские» истории с множеством ключевых героев.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
Хотя капитан Кирк вновь оказался центральным и самым героичным персонажем, «Бесконечность» устроена так, что каждый из офицеров «Энтерпрайза» получает шанс блеснуть как бравый космолетчик и как фактурная личность. Аварийная посадка разбрасывает героев по планете, и каждый из них переживает свое личное приключение, пока Кирк вновь не собирает их в команду для штурма лагеря злодеев и предотвращения негодяйских планов сперва на земле, а затем и в космосе. Это отличный сюжетный ход, потому что, при всем уважении к Космофлоту, его экипажи интереснее всего проявляют себя, когда обстоятельства и антагонисты выковыривают их из звездолетного панциря и не дают действовать как слаженный механизм, отработавший каждое движение на тренировках и тренажерах.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
В начале фильма его слабым местом может показаться главный злодей – вроде бы примитивнейший инопланетный негодяй, грезящий о завоевании и разрушении. Но ближе к концу картины у злодея обнаруживается второе дно, и картина задает зрителям несколько провокационных вопросов, связанных с мотивацией преступника. Правда, обсуждать эти вопросы и возможные ответы «Бесконечность» даже не пытается. Но ей этого и не нужно. Зачем раздражать философским диспутом тех зрителей, кто пришел в кино лишь ради космической авантюры? Заинтересованные поклонники «Стартрека» вполне способны сами обсудить проблемы, которые затрагивает «Бесконечность», на своих форумах и в социальных сетях.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
Напротив, новая сподвижница героев Джейла, корабль которой тоже некогда потерпел крушение на злодейской планете, оказывается не столь ярким и интересным персонажем, как картина поначалу намекает. Но если бы Джейла отработала все выданные ей авансы, то она бы перетянула одеяло на себя и отпихнула в тень прочих героев. А так инопланетянка в исполнении алжирской танцовщицы и актрисы Софии Бутеллы («Kingsman: Секретная служба») занимает свой сюжетный шесток и отлично показывает себя в рукопашных схватках, в которых сильны далеко не все космофлотцы.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
Рассказывая всю эту историю катастрофы и спасения, картина не забывает перемежать динамичные фрагменты душевными диалогами и разбавлять драматизм юмором. Причем шутки в «Бесконечности» остроумные и уместные, без туалетных приколов и прочей утомительной голливудской пошлости. Приятно отметить и то, что герои не раз проявляют смекалку и в кульминации придумывают весьма занятный способ показать злодеям кузькину мать. Еще одна замечательная сценарная находка Дага Джунга и Саймона Пегга (по совместительству исполнителя роли главного инженера Скотти).
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
Да, драматически «Бесконечность» слабее, чем «Первый мститель: Противостояние», поскольку она не сталкивает бывших друзей и не заставляет зрителей переживать за обе стороны конфликта. Но то, что возможно в супергеройском кино, было бы нелепо в цикле с совсем другой внутренней логикой.
К сожалению, в этой бочке меда есть большая ложка дегтя, которая мешает поставить «Бесконечности» высокую оценку. Впервые в жизни снимая космические сражения, Джастин Лин сделал некоторые экшен-сцены фильма дезориентирующими и невнятными, понятными только задним числом. Причем на этот неприятный эффект работает все – странные операторские ракурсы, агрессивный монтаж, не самое удачное планирование сцен… Это не убивает картину, поскольку «Бесконечность» стоит не на спецэффектах, а на колоритных персонажах. Но этот очевидный дефект так сильно раздражает, что из-за него приходится снижать оценку в остальном удачной ленте.
Против течения: Выводы из «Стартрека: Бесконечность»
Пора опустить высоко взлетевший флот на грешную землю и пояснить, почему «Бесконечность» вполне может не только похоронить франшизу, но и сыграть дурную шутку с жанром кинофантастики в целом
5. Возвращение к классике вряд ли можно назвать прорывом.
Чтобы обратить внимание на очевидные промахи «Стартрека 3», достаточно всего лишь взглянуть на то, что хвалят поклонники франшизы, и разобраться, есть ли там чем гордиться. Возьмем, к примеру, указанный каждым фанатом восторг от того, что «Звездный путь» якобы наконец-то вернулся к канону, а «Бесконечность» отчаянно напоминает какой-то невероятно хороший эпизод из сериала в его лучшие годы. Простите, но в любом другом случае апелляция к тому, что фильм похож на серию телешоу, была бы явным минусом рецензии. Вообразите себе, как фанаты «Звездных войн» авторитетно заявляют, что «Изгой-Один» похож на серию «Звездные войны: Повстанцы», или как любители Холмса нахваливают рождественский выпуск «Шерлока» за то, что он выглядит, как серия «Элементарно». Или, может, от «Миссии: Невыполнима 6» кто-то ждет возвращения к сериальным началам? А «Лигу справедливости» в формате «Бэтмена» 1960-х не хотите увидеть? Никогда возвращение к сериальным началам не считалось успехом полнометражной картины, и в этом главная магия большого кино – снятый для демонстрации в IMAX фильм не должен выглядеть постановкой для кухонного телевизора, с жуткой рябью ловящего эфирный канал на свою «антенну-рожки». Другая сторона абсурдности сравнения фильма 2016 года с сериалом из 1960-х (хорошо, возьмем даже последние телесезоны «Стартрека») – это признание бессмысленности полного метра вообще. То есть достаточно болезненный переход оригинального сериала на большой экран в 1980-х, перезагрузка «Нового поколения», выход двух фильмов Джей Джей Амбрамса – это все было впустую? Фанатам нужны были просто старые добрые серии, где нелепая кучка актеров в пластилиновом гриме бродит с пластиковыми фазерами вокруг валунов из папье-маше? Здрасьте, приехали. Из года в год кинематографисты открывают технологию за технологией, тысячи техников, каскадеров, художников, декораторов выстраивают гигантские декорации и создают целые фантастические миры, кэмероны носятся с 3D-камерами, а ноланы и джексоны работают над сверхчеткостью – и все это для того, чтобы фанаты «Стартрека» сказали: «А вот было бы круто, если бы все встали посреди комнатки с пенопластовыми камнями и шумно обсуждали, вместе они или поодиночке будут побеждать злодеев в резиновых масках». Спасибо, но это шаг назад. Существенный и пугающий, способный научную фантастику вернуть во времена роботов, собранных из картонных коробок.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
4. Простота сюжета – это позор, а не достижение.
В некоторых восторженных отзывах мне приходилось встречать аргументацию в пользу «Бесконечности», касающуюся сюжета. Мол, его простота и понятность достойны похвалы, мол, надоел Абрамс со своими секретами, дескать, не нужно усложнять и без того разветвленную вселенную. Нет, братцы, так дело не пойдет. Если сюжет фильма легко укладывается в три строки текста, то это не преимущество, а недостаток. В этом месте я мог бы сделать большое пространное отступление с рассказом об отношении к творчеству Роберто Орси, который в последние годы запорол «Ковбоев против пришельцев», «Игру Эндера», «Нового Человека-паука», а сейчас протянул руки к «Мумии» и «Ван Хельсингу», но это тема другой беседы, ограничимся вполне очевидным выводом из «Бесконечности»: сценарий фильма легко умещается в десятке слов. Полетели в неизведанное, огребли, подтянули штаны, утерли сопли и дали отпор. Куда уж проще, действительно. Только и смотреть тут не на что. Даже неожиданный клифхенгер с героем Идриса Эльбы – не более чем вымученная попытка гальванизировать труп, в котором не осталось и глотка жизненной силы. Провал линии Кролла, кстати, еще одна причина посочувствовать «трекки» в связи с переходом Абрамса «на темную сторону Силы». Фишкой Джей Джея всегда был так называемый mystery box, загадка, которая, раскрывшись в середине фильма, расцвечивала сюжет совершенно новыми красками (не всегда это срабатывало – например, история с Ханом в «Возмездии» читалась слишком легко). Преображение Крола, простите, на загадку не тянет. Неужели хоть для кого-то представляло интерес к последним двадцати минутам фильма, кто там пытался разрушить далекую космическую станцию? Нет. Вялый, а главное, простой сюжет умудрился усыпить даже самых преданных поклонников сайфая минуте к пятнадцатой после стартовых титров. Простота, как говорят, хуже воровства, но о воровстве мы поговорим ниже.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
3. «Стартрек: Бесконечность» состоит из бесконечных штампов и заимствований.
А впрочем, что тянуть-то, давайте прямо сейчас о воровстве и поговорим. Нет, я не стану обвинять в плагиате Джастина Лина, Саймона Пегга и Дага Джанга – в конце концов полностью оригинальными сейчас удается оставаться в кино лишь считаным единицам, подлинным творческим колоссам или наглым новичкам с невиданными идеями. Остальное обычно представляет собой микс разной степени насыщенности из уже просмотренного, прочитанного, увиденного. Про «Бесконечность» можно сказать прямо: авторы фильма посмотрели очень много, а вот выдумывать что-то свое наотрез отказались. И нет ничего зазорного в том, что облик кого-то из представителей инопланетных рас был взят из классических серий телевизионного «Звездного пути» – связь поколений, вот это все, – но зачем же так бессовестно тянуть идеи из других фильмов. Неприкрытые заимствования торчат из «Стартрека 3», как иголки из ежа, и больше всего связей можно проследить с марвеловскими «Стражами галактики». Фильм Джеймса Ганна, безусловно, хорош, но стоит ли его так бесстыже обирать? И ретромузыка, и энергичная расцвеченная инопланетянка с чемпионскими навыками кунг-фу, и космические артефакты – все это легко считывается и совершенно очевидно проецируется. Я не стану отстаивать первенство «Стражей» во всех этих элементах картины, с инопланетянами музыкой боролись еще у Тима Бертона в «Марс атакует!», но такая кучность наводит на мысли. В лучшем случае авторы «Стартрека» надеялись снять своих «Стражей галактики» с космическими шахматами и синекожими жрицами любви, в худшем – зрителей просто хотели… надуть, чтобы не сказать грубее. И в том и в другом случае нормальный зритель чувствует себя оскорбленным. И это только то, что лежит на поверхности, я уж не говорю о параллелях с «Днем независимости» и гигантском «рояле в кустах» в виде внезапно обнаруженного космического корабля «Франклин». Ужас, послужной список сценаристов получил ощутимую пробоину, а репутация сменила рейтинг на «мусорный».
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
2. Герои-злодеи остановились в развитии.
Еще один мотив восхищенных рецензий к третьему фильму перезагруженной франшизы – указание на то, как необычно раскрылись герои в «Бесконечности». Иначе как чушью я эту похвалу назвать не могу. Наоборот, в новом «Звездном пути» о героях забыли совершенно, их отношения просто вычеркнуты из сюжета, мотивации нивелированы, характеры стерты ластиком. Возьмем главных героев. Что вынес Кирк из путешествия в неизведанное? Что команда важнее одного человека? А гибель его отца в открывающей сцене первого фильма не про это? А действия Хана разве не связаны с борьбой за экипаж? До героя Пайна, что, только сейчас дошли слова про прутики? Не рановато ли в таком случае он в вице-адмиралы собрался? А что Спок? Прошло несколько лет со времени чудесного спасения от «Возмездия», и коммандер вернулся к прежней игре в тупость. Ноль эмоций от вестей о смерти персонажа Нимоя, ноль эмоций от забот Боунза, ноль эмоций от расставания с Ухурой. Вулканец таким и должен быть, скажете вы. Но тогда два предыдущих фильма оказались не в коня овес – все вернулось на круги своя. Кто еще «отличился»? Скотти, не шмыгнув носом, променял своего помощника на крашеную девицу. Сулу чуть «покапитанил». Чехов сказал на три слова больше, чем обычно. Вот это личностный рост, вот это буйство эмоций и развитие характеров – я понимаю! Нет, ребята. «Стартрек: Бесконечность» – самый равнодушный к своим героям фильм серии, самый черствый и самый пустой.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
Дополните этот очевидный промах катастрофической бессмысленностью действий злодея, и вы придете в ужас от сюжета. В чем мотивация Кролла? Он убивает просто потому, что убивает? У Ромуланского Баны были четкие мотивы и понятная цель, у Хана Камбербетча были стремления и идеалы, а что есть у героя Идриса Эльбы? Только тупая жажда мести? И за что? За то, что его экипаж зашел слишком далеко за границы изведанного и погиб? В любом другом фильме из этого сделали бы подвиг (герой Мэтта Дэймона в «Интерстелларе» – исключение, подтверждающее правило), но здесь Кролл – «обиженка», которая к тому же не имеет четкого плана мести. Злодей говорит о том, что Землю спасет возвращение к войнам, но разрушение далекой космической цитадели к войне не приведет. Пустые мечты и пустые хлопоты – итог жизни и смерти самого бестолкового злодея в новейшей киноистории.
1. Джастину Лину больше не нужно снимать фантастику.
В финале же хочется опровергнуть самый слабый тезис восхищенных «Бесконечностью» «трекки» – мол, замена Абрамса на Лина добавила фильму жизни. Все совсем наоборот. Постановщик трех фильмов серии «Форсаж» четко продемонстрировал, что приемы, работающие в «наземных» погонях и драках, совершенно бесполезны в космосе, пусть даже фантастическом. Именно экшен если не должен был, то мог спасти «Стартрек 3» от полного погружения в скуку и мрак, но, увы, Джастин Лин оказался беспомощен, когда дело дошло до графики, изощренных трюков и стремительных погонь. Самое горькое – Лин, похоже, достиг в «Форсажах» потолка, по крайней мере его экшен-сцены в «Бесконечности» во многом похожи на трюки из предыдущих фильмов. Катание на мотоциклах ничем особенно не отличается от стритрейсинга с участием Вина Дизеля и Дуэйна Джонсона, драки в коридорах «Энтерпрайза» – чистой воды калька с мордобоя в финальных сценах «Форсажа 5» и «Форсажа 6», а уж заключительный поединок Пайна и Эльбы – это полный провал. Так бестолково слить конфликт всей картины мог лишь режиссер-неумеха. Я не стану ставить на Лине крест и вас к подобному призывать не стану, но в фантастику ему лучше больше соваться не стоит. Любой сценарист возразит, что антураж – это всего лишь обрамление для большей выпуклости личностей и характеров, и с этим нельзя не согласиться. Но когда картина позиционируется как флагман жанра фантастического боевика, этим авансам нужно соответствовать хотя бы отчасти. Увы, «Стартрек: Бесконечность» ничего нового не предлагает. Даже атака роя кораблей не выглядит впечатляющей – все это уже было снято, и в гораздо более энергичной манере.
Джастин Лин и Крис Пайн на съемочной площадке фильма «Стартрек: Бесконечность»
Что последует за третьим фильмом франшизы? Фанаты уже ждут шумно анонсированную телевизионную перезагрузку, да и на четвертый полнометражный фильм надежды окончательно не растаяли. Однако спешить с радостями явно опрометчиво – кино откровенно не удалось, а его провал может повлечь за собой те же проблемы, что сейчас постигли молодежные фантастические приключения, где «Инсургент 4» может не выйти на экраны, «Бегущий в лабиринте 3» забуксовал, а многочисленные их «коллеги» сдулись после первого же фильма. Как бы тень погибшего «Энтерпрайза» не накрыла и остальные наработки в том направлении, которое «Интерстеллар», «Марсианин», «Прометей» и «Пробуждение силы» отчаянно протаптывают для своих последователей и увлеченных космосом зрителей.