старшина васьков актер мартынов
Боль и слёзы старшины Васкова из культового фильма «…А зори здесь тихие»: Иностраная любовь Андрея Мартынова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Верность мечте
Театром Андрей Мартынов увлёкся благодаря своему отцу Леониду Николаевичу. Он был учителем и очень плохо видел. В свободное от работы время Леонид Николаевич играл в самодеятельном театре при обществе слепых, а мама приводила на выступления отца троих сыновей, Рудольфа, Юрия и Андрея.
Андрей влюбился в театр и стал мечтать о том, как когда-то сможет выйти не на сцену дворца культуры города Иванова, где жил и начал принимать участие в художественной самодеятельности, а в настоящем театре в столице.
Получив аттестат о среднем образовании, Андрей Мартынов отправился покорять столицу. В Школу-студию МХАТ он не поступил, а в Щукинском училище, после успешной сдачи экзаменов, ему предложили прийти через год из-за возраста: абитуриенту ещё не было семнадцати лет.
Но юноша не намерен был сдаваться. И, год поработав каменщиком, повторил свою попытку, только в этот раз нацелился на ГИТИС, который покорился ему с первого же раза. На втором курсе Андрея Мартынова призвали на срочную службу, но это не заставило его отказаться от мечты. В 1970 году он получил диплом и был принят в труппу московского ТЮЗа. А уже в 1972 ему дали прочесть сценарий фильма «…А зори здесь тихие».
Над сценарием Андрей Мартынов проплакал всю ночь, а утром, сказав самому себе о том, что он непременно должен сыграть роль старшины Васкова, актёр отправился на съёмки. Станислав Ростоцкий, едва взглянув на него, собирался тут же отказать Мартынову, уж больно тот был молод. Но после всё же решил дать актёру шанс, отвёл в отдельный кабинет для разговора.
Во время обсуждения сценария плакали оба. Именно слёзы актёра заставили Станислава Ростоцкого понять, что они находятся на одной волне. А после собрал всю съёмочную группу и предложил проголосовать за каждого из кандидатов на роль Васкова, написав на бумажке фамилию того актёра, который кажется наиболее подходящим. Почти единогласно голоса были отданы Мартынову, хотя претендовали на съёмки в картине ещё Вячеслав Тихонов и Георгий Юматов.
После выхода на экраны на всех актёров обрушилось всенародное признание и слава. Андрей Мартынов получил за эту работу премию Ленинского комсомола и Государственную премию СССР.
А вскоре он в составе советской делегации отправился на фестиваль молодежи СССР и ГДР в Германию, где и ждала его встреча с судьбой.
Счастливая несчастная любовь
Однажды вечером в комнату в гостинице, где жил актер, вошла девушка, которая представилась Франциской Тун и сообщила: она будет его переводчицей на предстоящем мероприятии. Франциска Тун говорила на русском языке без малейшего намёка на акцент и, если бы не представилась, её вполне можно было принять за славянку.
Её отец был дипломатом, мама – профессором-славистом, а сама Франциска училась в МГУ. Она была не только красива, но ещё очень умна, тактична и талантлива. Молодой советский актёр совершенно потерял голову, да и Франциска очень быстро почувствовала симпатию к Андрею Мартынову.
Ещё во время фестиваля актёру довелось увидеться со своей будущей тёщей, приехавшей специально для знакомства с молодым человеком, о котором она слышала от дочери много лестных отзывов. Позже Андрей вернулся в Москву, затем вернулась на учёбу и Франциска. Молодые люди продолжили встречаться, а спустя год решили узаконить свои отношения. Бракосочетание состоялось на родине невесты в Берлине. Франциска взяла фамилию мужа и согласилась вместе с ним жить в Советском Союзе.
Несмотря на то, что молодожёны решили жить в СССР, эта свадьба наделала много шума. Находились «доброжелатели», обвинявшие актёра в предательстве Родины. На самом деле Андрей Мартынов никогда не планировал уезжать из страны, ведь только здесь он мог оставаться актёром, сниматься в кино, играть в театре. Он совершенно не представлял, чем мог бы заниматься в Германии без знания языка.
Андрей Мартынов делал всё, чтобы его жена и появившийся на свет сын Александр ни в чём не нуждались. Но всё же жизнь в ГДР и в СССР кардинально отличались. Когда Александру пришло время идти в школу, было принято решение об учёбе в ГДР. Франциска уехала вместе с сыном, а Андрей Мартынов остался в Москве. Он приезжал к жене и ребёнку при малейшей возможности, но, к сожалению, этих возможностей было слишком мало.
Долгие годы супруги жили порознь. Они скучали, но после привыкли, у каждого появилась своя жизнь. Спустя время Андрей и Франциска Мартыновы всё же оформили официальный развод. Бывшая жена актёра вышла замуж во второй раз, будучи уже зрелой дамой, а вот Андрей Мартынов так больше и не женился. Сейчас он и вовсе не видит в этом смысла и даже считает непорядочным, ибо, женившись, он обречёт женщину на уход за ним.
Актёр весьма иронично относится к стремлению своих коллег жениться на юных красавицах, хотя уверен, если бы он сейчас захотел, желающие вступить с ним в брак непременно бы нашлись. Квартира в центре Москвы с видом на Белый дом является лучшим приданым для пожилого актёра.
Андрей Мартынов, отпраздновавший не так давно свой 75 день рождения, признаётся: больше всего на свете он скучает по сыну и внукам, которых у него трое. Иногда он летает к ним в Германию, общается благодаря интернету, но всё же тоскует.
Андрей Леонидович старается летать к сыну на все семейные праздники, хотя, конечно, хотелось бы встречаться с самыми дорогими людьми гораздо чаще. Наверное, это единственное, что огорчает актёра. Он давно не снимается в кино, потому что в своё время получил травму глаз от осветительных приборов, но на жизнь не жалуется. Андрей Мартынов думает лишь о том, чтобы дожить свой век достойно и не быть никому в тягость. А ещё он гордится тем, что в Германии живут пятеро Мартыновых: сын, его жена и трое внуков.
Военная драма «А зори здесь тихие» стала экранизацией одноименной повести Бориса Васильева. События разворачиваются в годы Великой Отечественной войны в Карелии. По сюжету фильма старшина и пять девушек – добровольцев лицом к лицу сталкиваются с немецкими диверсантами. Этот трагический фильм покорил сердца зрителей и стал классикой советского кинематографа, а актёры, снявшиеся в нём, любимцами миллионов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Андрей Мартынов
Андрей Леонидович Мартынов. Родился 24 октября 1945 года в Иваново. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1994).
Андрей Мартынов родился 24 октября 1945 года в Иваново.
В школьные годы он также увлекся театром, участвовал в конкурсах. Он, в частности, вспоминал свое выступление на одном из школьных конкурсов с инсценировкой рассказа «Канитель» А.П. Чехова.
После окончания школы в 1962-1963 годах работал на стройке в родном Иваново.
Но через год ему удалось стать студентом ГИТИСа.
В 1970 году окончил Государственный институт театрального искуства им. А.В. Луначарского.
Поначалу Ростоцкий хотел снимать в роли Васкова Вячеслава Тихонова, но Татьяна Лиознова утвердила его на роль Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». И тогда Ростоцкий решил взять в картину молодых, никому не известных артистов, чьи лица не ассоциировались бы с прежними работами в кино.
В картину его привела второй режиссер Зоя Курдюмова, видевшая игру Мартынова в студенческих спектаклях. Станислав Ростоцкий не сразу оценил Мартынова. Актер вспоминал: «Станислав Иосифович хмуро посмотрел исподлобья: «Мальчишка!» Я робко ответил, что отслужил три года в армии, окончил ГИТИС и с четвертого курса играю в московском ТЮЗе у Павла Хомского, своего институтского мастера. Объяснил Ростоцкому, что для солидности могу отпустить усы, их даже не придется клеить, сами быстро отрастут. Станислав Иосифович помолчал и нехотя согласился: «Ну, почитай сценарий, послушаю». Я взял рукопись, открыл наугад, начал читать, увлекся и в какой-то момент. расплакался. Так сильно пробрало! Поднимаю глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят».
Андрей Мартынов в фильме «. А зори здесь тихие»
Член КПСС с 1976 года. В 1979 году правительство назначило его членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
Андрей Мартынов в фильме «Вечный зов»
Заметными работами в кино стали второплановые роли в фильмах «Ещё можно успеть» (приятель Славы) и «Белый Бим Черное ухо» (старший лейтенант милиции Андрей Леонидович), главные роли в картинах «Исчезновение» (Степан Коренец) и «Последний шанс» (Радислав Матвеевич Ершов).
Андрей Мартынов в фильме «Синдикат-2»
Исполнил главную роль в производственной драме «Факты минувшего дня» Владимира Басова по роману Юрия Скопа «Техника безопасности». Действие фильма происходит на крупном горнодобывающем комбинате в Заполярье. Герои фильма решают проблемы научного управления производством. За исполнение роли Кряквина в фильме «Факты минувшего дня» актеру была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982).
В 1980-е Мартынов сыграл главные роли в фильмах «Мы жили по соседству» (Николай Петрович Летов), «Владивосток, год 1918» (Никифоров), «Здесь твой фронт» (Сергей Петрович), «Гори, гори ясно. » (Парфён Тимофеевич Локтионов), «Без права на провал» (Лозовой), «Секунда на подвиг» (Яков Новиченко), «Гулящие люди» (боярин Зюзин).
Андрей Мартынов в фильме «Гулящие люди»
В 1991 году воплотил на экране образ Малюты Скуратова в исторической драме «Царь Иван Грозный» по мотивам повести А. Толстого «Князь Серебряный».
Андрей Мартынов в фильме «Царь Иван Грозный»
Андрей Мартынов в сериале «Сонька. Продолжение легенды»
Андрей Мартынов. Наедине со всеми
Рост Андрея Мартынова: 174 сантиметра.
Личная жизнь Андрея Мартынова:
Был женат на немке Франциске Тун, дочери немецкого дипломата. Познакомились в Москве в 1972 году, где она училась в МГУ. Франциска филолог, хорошо говорила по русски, кандидатскую диссертацию защитила по Василию Шукшину.
Андрей Мартынов и сын Александр
Андрей Мартынов и внуки
Фильмография Андрея Мартынова:
Озвучивание Андрея Мартынова:
Андрей Мартынов (16 фото)
Биография звезды
Родным городом звезды советского кино является Иваново, именно там будущий «старшина Васков» появился на свет в 1945 году. Андрей Мартынов – актер, который добился известности самостоятельно, родители его не были связаны с миром кино. Отец мальчика еще до его рождения получил инвалидность первой группы по зрению, что спасло его от участия в ВОВ. Однако это не мешало мужчине «болеть» театром, он даже являлся членом драмкружка, организованного для слепых артистов. Благодаря этому Андрей соприкоснулся с театральным миром еще в раннем возрасте, посещая спектакли с участием отца.
Биография актера Андрея Мартынова свидетельствует также о том, что еще в начальных классах ребенок полюбил смотреть спектакли кукольного театра. Он даже пытался организовать свой личный театр кукол, собственными силами создавал для него кукол и декорации, писал пьесы. Однако первые аплодисменты как актер Андрей сорвал, уже учась в старших классах, когда поразил учителей и школьников инсценировкой чеховской пьесы «Канитель». Конечно же, парень уже тогда не испытывал сомнений в том, кем он мечтает стать во взрослом возрасте.
Первое прослушивание и поступление в вуз
Актер Мартынов Андрей Леонидович в подростковом возрасте не был уверен в своем таланте, хоть и мечтал о сцене и поклонниках. Случай испытать свои силы ему представился в 16 лет. Тогда в родной город юноши прибыли на гастроли звезды МХАТ. Решив рискнуть, парень узнал телефон гостиницы, в которой остановился Алексей Грибов, и уговорил знаменитость организовать ему прослушивание.
Биография актера Андрея Мартынова сообщает, что после своего первого «прослушивания» он практически отказался от мечты стать звездой театра. Молодой человек был убежден, что Грибов не заметил в нем выдающихся способностей.
Он сильно удивился, когда получил от него телеграмму с приглашением стать абитуриентом Школы-студии МХАТ. К несчастью, творческий конкурс Андрей тогда не прошел, неудачей обернулась также попытка юноши поступить в «Щуку». Только год спустя Мартынову удалось оказаться в числе студентов ГИТИСа, до этого он успел несколько месяцев протрудиться на стройке в качестве простого рабочего.
«А зори здесь тихие»
Андрей Мартынов – актер, всю свою жизнь увлекавшийся чтением. Особенно много книг он «проглотил» в студенческие годы. Среди них оказалась и пронзительная повесть «А зори здесь тихие», которая была опубликована в 1969 году в «Юности». История о героизме девушек-зенитчиц произвела на него огромное впечатление, неудивительно, что студенту захотелось поучаствовать в съемках экранизации.
Станислав Ростоцкий, приступивший к съемкам картины «А зори здесь тихие» в 1970 году, изначально планировал предложить роль старшины Васкова Георгию Юматову, пользовавшемуся огромной популярностью в те годы. Однако еще на этапе прослушивания стало очевидно, что образ простого вологодского мужика Юматову не подходит.
Андрей Мартынов – актер, получивший свою звездную роль благодаря везению. После неудачных проб Юматова Ростоцкий продолжил поиски потенциального исполнителя роли старшины Васкова. Пригласить на кастинг Мартынова ему предложила ассистентка, которая незадолго до этого присутствовала на дипломном спектакле Андрея и была впечатлена его талантом.
К тому времени, когда Андрея пригласили на кастинг, молодой человек уже успел получить диплом вуза и устроиться в столичный ТЮЗ. С ролями ему тогда не везло, режиссер театра видел его лишь в образах чудищ и медведей. Разумеется, он с удовольствием согласился прийти на пробы, мечтая получить роль Васкова.
Любопытно, что во время первого знакомства Мартынов режиссера не впечатлил. Андрею тогда не часто доводилось выступать под прицелом камеры, он никак не мог преодолеть скованность. Ростоцкий однако решил, что даст парню шанс и немного позанимается с ним. После нескольких репетиций будущий Васков буквально преобразился, приобрел уверенность и блеск в глазах. Неудивительно, что участники худсовета единогласно постановили, что старшину сыграет актер Андрей Мартынов. Биография звезды утверждает, что до фильма «А зори здесь тихие» Андрей нигде не снимался.
Съемки в фильме
Многие актеры любят делиться с прессой воспоминаниями о том, как сложно им далась та или иная роль. Однако Мартынов честно признался, что вжиться в образ грубоватого, но доброго старшины Васкова ему было легко. В армии он отслужить успел, соответствующие навыки (стрельба, строевой шаг) приобрел.
Актер Андрей Мартынов, биография которого показывает, что все его детство прошло в небольшом городе, сумел достоверно изобразить старшину родом из деревни. Любопытно, что знаменитое «оканье» солдата Васкова – творческая находка самого исполнителя роли, именно так он разговаривал в детские годы. Также начинающий актер добровольно согласился обзавестись пышными усами, которые органично вписались в образ его персонажа.
Всенародное признание
Драма «А зори здесь тихие» была представлена на суд зрителей в 1972 году, фильм покорил сердца многомиллионной аудитории. Разумеется, «проснулся знаменитым» и актер Андрей Мартынов. Биография, личная жизнь новоиспеченной звезды советского кино стали представлять огромный интерес для поклонников и журналистов. Персонаж Андрея удивлял своей невероятной естественностью, очаровывал мужским обаянием.
Неудивительно, что драма «А зори здесь тихие» была удостоена почетной награды на Венецианском фестивале. Не заставила себя ждать и номинация на престижную премию «Оскар».
«Вечный зов»
Усков и Краснопольский, приступив к съемкам своей знаменитой картины «Вечный зов», не сомневались в том, что образ Кирьяна Инютина воплотить должен именно актер Андрей Мартынов. Семья Савельевых, по задумке режиссеров, должна была оказаться в центре внимания зрителей, тогда как персонажу Мартынова отводилась второстепенная роль. Однако еще в разгаре съемок Краснопольский и Усков осознали свою ошибку, увидев, каким интересным получился Инютин в исполнении Андрея.
Многосерийную драму критики окрестили «хроникой» жизни сибиряков, героям пришлось пережить революцию, несколько войн, пришествие новой власти. Персонаж Мартынова «прожил» целую жизнь, на протяжении которой не переставал любить красавицу Анфису, роль которой досталась Тамаре Семиной.
После выхода многосерийной картины «Вечный зов» актера перестали называть «старшиной Васковым». Для поклонников он на долгие годы превратился в Кирьяна Инютина, образ которого получился чрезвычайно драматичным и живым.
Фильмы с его участием
Разумеется, не только в картинах «Вечный зов» и «А зори здесь тихие» успел сняться Мартынов. К сожалению, другие его роли оказались не столь популярными, однако все же позволили ему проявить свой талант. После выхода его первого фильма режиссеры полюбили снимать Андрея в военных драмах. Среди них наиболее известны такие ленты, как «Секунда на подвиг», «Битва за Москву», «Без права на провал».
Также Мартынову довелось поучаствовать в съемках нескольких исторических картин. К примеру, можно вспомнить фильм «Царь Иван Грозный», в котором он талантливо воплотил образ Малюты Скуратова. Менее заметными оказались исторические ленты «Царевич Алексей», «Гулящие люди», в которых также снялся «Кирьян Инютин». Когда же журналисты спрашивали Андрея о том, в какой комедии ему наиболее понравилось играть, он вспоминал фильм «Удачи вам, господа!»
Конечно же, не только в создании кинопроектов принимал участие Андрей Мартынов. Актер, фото которого можно увидеть в этой статье, соглашался и на съемки в сериалах. Зрители смогут увидеть звезду советского кино в таких «мыльных операх» как «Богатство», «Ледниковый период».
Актер дубляжа, режиссер
Заявить о себе Андрей успел и как талантливый актер дубляжа. За эту работу он брался в первую очередь ради зарабатывания денег, однако относился к ней добросовестно. На его счету в настоящий момент свыше 120 картин. В первый раз Мартынов попробовал себя в этом качестве еще в 1959 году. Интересно, что именно его голосом разговаривает персонаж Оскар Шиндлер из культовой драмы Стивена Спилберга. Довелось ему озвучивать и героя картины «Крестный отец».
В режиссерском кресле «Кирьян Инютин» сумел посидеть лишь однажды. Это произошло благодаря съемкам ленты «Быть Ричардом Бахом», увидевшей свет в 2012 году. Документальный фильм стал плодом совместного производства США и России, при его создании Андрей также взял на себя функции продюсера, режиссера.
Личная жизнь
Личная жизнь звезды экрана одно время была связана только с одной женщиной. Однажды Андрей Мартынов оказался на одном немецком фестивале, и на этом мероприятии его очаровала юная Франциска Тун. Девушка говорила по-русски (она прошла учебу в МГУ), а в Германии получила статус доктора наук благодаря написанию диссертации по творческому пути Василия Шукшина. Вскоре после знакомства у возлюбленных появилась семья. Жить молодые решили остаться в Москве.
Лучшим подарком, который могла сделать жена молодому мужу, стал очаровательный сын. Мальчика назвали Александр, он стал театральным художником и в настоящее время живет в Германии. На родину матери Саша переехал для получения образования. Франциска последовала вместе с сыном. Там они и решили остаться. Андрей Мартынов не смог прижиться за границей из-за любви к родине. В семье Александра Мартынова воспитываются трое детей – Максим, Николас и Элен.
Сейчас актер не слишком часто видится с сыном, порой довольствуясь только его фото. В счастливом браке Мартынов и Тун прожили несколько лет, но из-за разногласий по поводу места жительства супруги расстались. В Германии у Франциски появился другой мужчина. Андрей Мартынов тоже пытался построить отношения, но не сложилось.
Стоит отметить, что женитьба на иностранке, после которой у актера появились дети, сильно порицалась некоторыми коллегами Андрея. Из ТЮЗа он ушел в первую очередь потому, что коллеги организовали ему психологическую травлю. Не приемлющий интриг и сплетен артист не стал ни с кем разбираться, а просто написал заявление об увольнении.
В настоящее время Андрей Мартынов не женат.
Андрей Мартынов сейчас
Актер уже не появляется в новых теле- и кинопроектах. Но с участием популярного артиста выходят телепередачи, посвященные его жизни и творчеству. В мае 2018 года Андрей Мартынов стал гостем студии Бориса Корчевникова, появившись в ток-шоу «Судьба человека». В начале года у актера была травма предплечья, из-за которой одно время лежал в клинической больнице №15.
Андрей Леонидович живет в центре Москвы один, поэтому было принято решение о госпитализации до полного выздоровления.
По словам Андрея Мартынова, он опасается молодых охотниц за наследством, поэтому не связывает себя отношениями с женщинами.
“Исповедь старого человека”. Гость “Козельска” – Андрей Мартынов, тот самый старшина Васков из советского шедевра “А зори здесь тихие” 🌟
Мы прогуливались по Патриаршим прудам, кормили уток и голубей, больше часа просидели на одной из скамеек в центре столицы. За всё это время никто Андрея Мартынова не узнал. Примета времени – если лицо не мелькает на экранах и если ты не звезда интернета – значит, толпы поклонников будут бегать не за тобой. Впрочем, и толпы, и письма вагонами, и красные дорожки – всё это у Мартынова было. И его первая роль принесла ему мировую славу – старшина Васков из фильма «А зори здесь тихие» стал кумиром Восточной Европы и Китая. Тогда – в семидесятые-восьмидесятые – в него были влюблены не миллионы, а миллиарды зрителей. Но даже такая популярность – временная. «Сегодня я обычный пенсионер», – говорит Андрей Леонидович и искренне не понимает, почему его судьбой ещё интересуются журналисты. Перед началом интервью предупреждает: «Я буду говорить только о фильме, иначе получится исповедь старого человека». Но получилась именно исповедь, потому что настоящие актеры по-другому не умеют.
—Андрей Леонидович, я всегда был уверен, что Васков, скажем так, не первой молодости – эти его усы огромные, мудрые глаза, а оказалось, что в момент съемок, весной 71-го, вам было всего 25 лет…
— Действительно, мне было 25 лет. И кстати, мой возраст смущал режиссера – Станислава Ростоцкого. Я не то, что войны не видел, я родился уже после Победы. Но я прошел армию, был признан со 2 курса ГИТИСа. Все наше поколение тогда ходило в армию.
— И это была армия не та, что сейчас.
— Я служил в Средней Азии, это была система ПВО, наши её тогда только налаживали, потому что был случай, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик пролетел над советской территорией, в том числе над Азией совершенно, беспрепятственно – наших зенитно-ракетных войск там тогда ещё не было. Самолет, правда, сбили над Средним Уралом, но выводы сделали – в Среднюю Азию перебросили дивизию, и вот в ней я служил. А начальник дивизии решил организовать самодеятельный ансамбль, чтоб солдатам было не скучно. И поскольку я был из театральной среды, он меня привлек. Я читал солдатам Чехова – не какие-то там стихи о партии, о Родине – Антона Павловича давал народу! И пользовался громадным успехом. Служил я три года и был заслуженным артистом своей армии (смеется).
—Но армия все-таки не война. Что же в Вас разглядел режиссер фильма «А зори здесь тихие» Станислав Ростоцкий?
— А он долгое время сомневался, не хотел меня брать.
— То есть в таблоидах правду пишут, что Ваш путь к славе был тернист? Расскажите об этом сами.
— Вернувшись из армии, я продолжил учебу в ГИТИСе, оказался на курсе с Олей Остроумовой, а она тогда снялась в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника». И всех пригласила посмотреть премьеру на Киностудию Горького. Я впервые тогда увидел киностудию, до этого даже не понимал, что это такое. И тогда же Оля пригласила на наши дипломные спектакли второго режиссера фильма, Зою Курдюмову, которая помогала Ростоцкому подбирать в его картины актеров. А я как раз с Олей в спектакле играл, и вот после спектакля Зоя подходит ко мне, знакомится со мной. И пока она со мной разговаривала, она меня всего с ног до головы осмотрела и сказала: «Возможно, когда-нибудь мы с тобой встретимся».
Проходит время, нас уже пригласили работать в ТЮЗ, и вдруг мне говорят – тебя какая-то женщина на проходной театра ждет. Я спустился, там стоит Курдюмова: «Я принесла тебе сценарий почитать» – и дает мне толстенный сценарий. Я спрашиваю: «А что это такое?». Она рассказала, что это сценарий по повести Васильева «А зори здесь тихие». «Почитай, интересно, что ты скажешь, – говорит она мне, – там действуют пять баб и один мужик, так что ты не ошибешься, на какую роль мы тебя хотим попробовать» (смеется).
— Помните первые впечатления от прочитанного?
— Я сошел с ума от этого сценария! Я и слезами заливался, и смеялся. Читал и думал про себя – вот эта моя роль, я её должен играть! Хотя как – должен! Я понимал, что её Тихонов будет играть. Или кто-то из великих. Кто такую роль упустит? Она бывает один раз в жизни.
Меня, конечно, попробовали, но они тогда всех пробовали. Мы какую-то сцену сняли – и всё, мне говорят: «Спасибо, до свидания». Ещё какое-то грандиозное время проходит, я стал думать, что меня забыли, я не понравился. Очень сильно переживал, потому что знал, что в этой роли есть те драматические ноты, которые мне по силам взять. Я понимал, что должен играть эту роль. В конце концов, меня снова пригласили к Ростоцкому, он сел вместе со мной, взял сценарий и говорит: «Давай почитаем». Но пока мы читали несколько сцен, Ростоцкий заплакал (смеется) и я заплакал – там он как раз драматические куски на мне проверял. После этого Ростоцкий посмотрел на меня и говорит: «Да, может, и подойдешь».
—То есть и тогда он ещё не был уверен в Вас?
— Нет, он очень сомневался. Но, тем не менее, он сделал так – собрал всю съемочную группу, начиная с осветителя и рабочего павильона, операторов – почти 100 человек. И каждого попросил бросить в шапку бумажку с фамилией того актера, кто, по мнению группы, подойдет на главную роль. Не знаю почему, но все выбрали меня. И, в конце концов, меня утвердили.
— Да, нервный был путь. Но насколько я понимаю, Ваши мучения на этом не закончились. Ваши партнерши по фильму рассказывали мне, что не всё складывалось у Вас с ролью и Ростоцким во время съемок.
— Мучения продолжались всю картину. Были сложности во взаимоотношениях – он не верил в меня и переживал. Сам-то я понимал, что нужно было создавать образ, не так, как сейчас снимают – вышел молодой пацан и сыграл самого себя, а нужно было по-другому. А так сразу не получалось. И поэтому были сложности, я ужасно страдал и переживал. И он страдал. Но, в конце концов, мы дострадались. И все-таки сняли картину.
—Не только психологически были съемки тяжелыми? «А зори здесь тихие» – один из тех фильмов, когда старались все делать по-настоящему, без дублеров. К тому же снимали далеко не в комфортных условиях.
— Да, вы правы, мы же снимали в 71 году в Карелии, начиная с мая месяца, когда сошел снег там. Режиссер хотел снять за один сезон две серии. Это очень напряжено было. Мы работали буквально от рассвета до заката. А если учесть, что там были белые ночи, то работали мы по 20 часов в сутки. Как раз начался сезон комаров – вот это было ужасно! Нам сделали накомарники – пока мы не снимались, пока репетировали, мы были в них. Но получалось иногда так, что снимешь накомарник – а комару же плевать на кино, он летит прямо в кадр – и в итоге у великого оператора Шумского на оптике вылетает целый вертолет!
— Был в Карелии, комаров там тьма, и они без оптики размером с вертолет. Там же болото кругом, рай для них.
— Болото я ненавидел там. Мы его снимали, когда оно было уже холодное, как обычно в кино – когда холод, надо в воду лезть – и от меня на этом болоте пар шел, так я там набегался.
— Но Елене Драпеко и вовсе в нем тонуть нужно было.
— И не один раз, ведь в кино нужно было снимать несколько дублей. И это действительно было настоящее болото. Хотели, чтобы там ещё ужи плавали, чтобы страшно было. Привезли из Москвы 16 ужей, их выпустили, а они расползлись по всему болоту. Казалось, что там их вокруг нас миллиард. Ужасно! А Драпеко и девочки с ними играли, кстати. Но Ростоцкий посмотрел на отснятый материал и отменил всех ужей, сказал – это чересчур (смеется).
— Ростоцкий тоже с вами по болотам лазил? Для нынешних режиссеров это вот как раз «чересчур» – лучше издалека на мониторах понаблюдать, чем ноги мочить.
— Он же был ранен на войне, был без ноги… Причем он так ходил, что первые полгода я вообще не знал, что он на протезе. Он ходил всегда в джинсах, всегда такой заграничный, с Мальборо. Но когда надо было идти по болоту, он шел, когда надо было лезть через скалы – лез. У него натирало, болело, он не мог спать – потому что, сами понимаете, какие протезы раньше были. Он просто героически держался, не показывал, так сказать, виду. Военная закалка.
Станислав Ростоцкий
А вообще места красивые в Карелии. Там ведь был первый русский курорт, который Петр открыл на отвоеванных у Швеции землях. А по местам, где мы снимали, теперь водят туристов (смеется), вся республика фильм наизусть знает.
—Андрей Леонидович, всегда хотел узнать про эпизод в скиту, в котором Ваш герой берет в плен немцев. В повести Бориса Васильева нет детального описания скита, но в фильме мы видим детали практически крупным планом – крест, иконы. Это просто декорация или режиссер что-то хотел этим подчеркнуть?
— Во-первых, надо сказать, что такие скиты – маленькие, заброшенные – были на самом деле. Во-вторых, напомню такой факт – слово «Бог» не то что в семидесятых, а даже еще в восьмидесятых нельзя было произносить. Я, помню, записывал на радио стихотворения в прозе Тургенева, так редакторы слово «Бог» выбросили оттуда. Я говорю: «А что ж там читать тогда, ведь у Тургенева там всё время – Бог?» С трудом нашли 9 стихотворений, где слово «Бог» не употребляется. Это у классиков вычеркивали! А у нас в фильме – на это мало кто обращал внимание – стояли иконы, крест. Более того, часовенка шла через все начальные титры – это, конечно, было сознательно сделано Ростоцким. Для думающих людей. Тем более что сцену в скиту мы снимали в Москве, в павильоне, то есть специально строили. Это все как бы укладывается в один ряд – защита Родины, Бог, православный народ.
— Редакторы не пытались это вырезать?
— Нет. Были проблемы со сценой в бане, когда девочки моются. Её председатель Гостелерадио Лапин приказал вырезать перед первым показом по телевидению. И вырезали. Тогда Ростоцкий был возмущен, ведь его даже не предупредили. Он написал скандальную статью в «Литературную газету», и Лапин так рассердился, что запретил вообще показывать «А зори здесь тихие» при своей жизни. И действительно, практически до конца советской власти фильм не показывали по телевидению. Но наше Госкино тоже запретило сцену в бане. Приходилось хлопотать, идти до самых верхов, пока кто-то там не посмотрел, и ее оставили для кинотеатров.
—Кстати, о кинотеатрах. Фильм собрал какие-то немыслимые деньги.
— В первый год показа было продано 132 миллиона билетов. Сейчас пляшут, если миллион билетов продадут, а тогда – 132! Картина спасла прокат от провала. А в 72-м году кинотеатры не собрали кассу, не выполняли план. А тогда кино зарабатывало деньги для государства, это сейчас деньги в казну идут от продажи табака и водки. А в те времена, когда люди ходили в кино и покупали билеты, фильмы приносили доход, и все эти деньги шли в местный бюджет на социальные нужды, то есть зарплату учителям, врачам. А если плохие фильмы вышли, и зритель не пошел в кинотеатр, то и денег нет. В ЦК очень нервничали. И когда Ростоцкий показал первый вариант картины прокатчикам, опытные кинодеятели сказали: «Вот выпустите осенью фильм Ростоцкого – и мы вам за три месяца закроем план, только напечатайте сразу громадное количество копий!»
— Этой осенью изменилась Ваша жизнь?
— Письма вагонами мне приходили – все очень трогательные: девочки из тюрем писали, что влюблены, дождись…
— Мало кто помнит, что «А зори здесь тихие» номинировали в тот год на «Оскар» и на кинофестивале в Венеции фильму рукоплескали стоя…
— Да, в Венеции картина была принята с громадным успехом. И я навсегда запомнил, когда по фильму девочки начинали побеждать фашистов, то этот бриллиантовый зал начинал аплодировать и рыдать. То есть, они сопереживали героям…
— Фильму уже почти полвека. Это уже классика. И он до сих пор собирает рейтинги во время показов по ТВ. Чем Вы сами объясняете такой успех?
— Я не считаю «А зори здесь тихие» никаким шедевром. Это популярная картина, да – любимая, потому что она на подлинных чувствах сделана! Повторяю, на подлинных чувствах – там луком не терли глаза. И синяки были, и кровь была настоящая…