старец илий орел биография

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

старец илий орел биографиястарец илий орел биографиястарец илий орел биографиястарец илий орел биографиястарец илий орел биография

старец илий орел биография

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Орле

Святейший Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам VII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом

Священный Синод постановил перенести Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на май 2022 года

Святейший Патриарх Кирилл: Если бы не было потребности нашего народа в развитии церковной жизни, то не было бы и новых епархий

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Герасима (Шевцова) во епископа Владикавказского и Аланского

Илий, схиархимандрит (Ноздрин Алексей Афанасьевич)

старец илий орел биография

Родился в 1932 г. в с. Становой Колодезь Орловского р-на Орловской обл. в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречен в честь Алексия, человека Божиего. Его отец скончался в госпитале после боевого ранения в 1942 г., мать вырастила четверых детей одна.

В 1949 г. закончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове. По окончании учебы по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию г. Саратова.

После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование сначала в Ленинградской духовной семинарии, затем в академии. Во время обучения митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

В годы пребывания в Ленинградской епархии трудился на различных приходах.

В 1966 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где нес послушания в течение десяти лет.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. иеромонах Илиан вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, где вместе с другими насельниками сумел сохранить в ней монашескую жизнь, поддержать связь обители с русским Православием и предотвратить закрытие монастыря. Нес послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в Пантелеимоновой обители.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.

В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в подмосковном пос. Переделкино.

На Пасху 4 апреля 2010 г. возведен в сан схиархимандрита.

Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Саратовская духовная семинария.

Ленинградская духовная семинария.

Ленинградская духовная академия.

Источник

Батюшка Илий

Схиархимандрит Илий

Батюшка Илий

Духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, схиархимандрит Илий (Ноздрин) — наш земляк, уроженец Орловской области. Батюшка никогда не забывал своей малой Родины, и до сих пор посещает Орловщину много раз в году. По его благословению, по его молитвенной помощи в Орловской области восстановлен и построен не один храм. В монастырях и храмах Орловщины приезда любимого батюшки ждут тысячи людей, потому что никого он не оставляет без благословения, без доброго совета.

Храм Сретения Господня

Никто не верил, что на пустыре пос. Вятский Посад за два года может вырасти семикупольный красавец-храм, вокруг которого – православная гимназия, фабрика ремёсел, детская площадка, но именно по молитвенной помощи великого старца удалось претворить в жизнь столь масштабный проект.

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

Детство и юность Илия

Батюшка Илий родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловского района Орловской области в крестьянской семье. При крещении в церкви соседнего села Лукино был наречён в честь св. Алексия, человека Божьего. Как рассказывает сам батюшка, молиться он начал с трёх лет.

После оккончания школы в родным селе, служил в армии. Тогда старшина уговорил будущего старца вступить в комсомол. Батюшка Илий вспоминает, что глубоко раскаивался в этом поступке, видя в этом грех против Бога, и тогда сжёг свой комсомольский билет.

С 1955 по 1958 год обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове, а после окончания распределён на работу в город Камышин Волгоградской области. Здесь он посещал единственную в городе действующую церковь в честь свт. Николая. Первым духовником батюшки стал священник Иоанн Букоткин, который и посоветовал молодому человеку поступить в Саратовскую духовную семинарию. После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую духовную семинарию, а позднее окончил Ленинградскую духовную академию.

Знакомство с будущим Патриархом

старец илий орел биография

старец илий орел биография

Духовная деятельность

13 марта 1966 года митрополитом Никодимом (Ротовым) Алексей Ноздрин был пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха. Нёс своё служение в разных храмах Ленинградской епархии.

10 лет батюшка Илий провёл в Псково-Печерском монастыре, и под влиянием книги о Силуане Афонском принял решение о поступлении в Пантелеимонов монастырь на Афоне.

3 марта 1976 года определением Священного Синода он был направлен нести иноческое послушание на Афоне, где батюшка жил в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря. Вместе с другими насельниками будущий старец сумел сохранить здесь монашескую жизнь, поддерживал связь обители с русским Православием и предотвратил закрытие монастыря. Нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. В те годы в знаменитом монастыре царила сильная разруха, приходилось поднимать монастырь с нуля. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.

В 2009 году батюшка Илий был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии — новоизбранного патриарха Московского Кирилла (Гундяева). 4 апреля 2010 года на праздник Пасхи Христовой в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве патриархом Кириллом был возведён в сан схиархимандрита.

Сейчас схиархимандрит Илий проживает в Переделкине на территории Патриаршего подворья. Но бывает старец там нечасто. Несмотря на преклонный возраст, батюшка возглавляет миссионерские экспедиции по всей стране, и, как мы уже писали, старец часто бывает на Орловщине – своей малой Родине.

Источник

Схиархимандрит Илий Ноздрин

Фото Все

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

Видео Все

старец илий орел биография

Русский Крест. Старец Илий. 20.12.20

старец илий орел биография

СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ. НЕИЗВЕСТНАЯ ЖИЗНЬ СТАРЦА.

старец илий орел биография

СЛОВО. СТАРЕЦ ИЛИЙ (НОЗДРИН). ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ. ЧАСТЬ 1.

Илий Ноздрин — биография

Илий Ноздрин – священник РПЦ, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Имя Илия Ноздрина, «последнего старца Руси», хорошо знают не только представители духовенства, но и простой народ. Есть в российском монашестве своеобразная категория инков, которых называют старцами. Старец – это не пожилой человек, это звание дается не за прожитые годы, а за особую мудрость и прозорливость, которые дарованы Всевышним, за смирение, кротость и преодоление собственных страстей.

Детство

Родился Илий Ноздрин в деревне Становой Колодезь Орловского района 8 марта 1932 года. Родители мальчика – простые крестьяне. При рождении его назвали Алексием, о чем свидетельствует запись в церковно-приходской книге соседней деревни Лукино.

Те, кто помнил Илию в детстве, рассказывали, что верить в Бога он начал очень рано. Мальчик рос смиренным и благочестивым, в три года уже знал много молитв. Его не нужно было собирать в церковь, малыш сам справлялся с этим. Алексий любил бывать на богослужениях, рьяно молился, несмотря на юный возраст. Как раз в те годы началась активная борьба с религией, за веру в Бога могли не просто арестовать, но и расстрелять. Семья Ноздриных возражала против коллективизации и колхозов, за это их выдворили с родной деревни. Спустя некоторое время Ноздрины получили разрешение вернуться домой. Дед Алексия в качестве протеста выковал себе сапоги из железа, и носил их, не снимая. Таков был его протест против насильственной коллективизации.

старец илий орел биографияИлий Ноздрин в молодости

Алексей с ранних лет стремился помочь всем, кто нуждался в помощи. Видимо поэтому, в его биографии произошел случай, который сыграл большую роль не только в его судьбе, но и в судьбе всей страны. В 1943-м Ноздрин случайно наткнулся на планшет немецкого офицера, в котором содержались сверхсекретные данные. Это была карта с нанесенными на нее укрепрайонами Курской дуги. Мальчик отдал планшет взрослым, а те по цепочке сумели доставить его маршалу Рокоссовскому. Таким образом, маленький мальчик Алексей Ноздрин помог советским войскам одержать победу в переломном сражении Великой Отечественной войны.

Похоронка на отца пришла в 1942-м, и Алексей стал для мамы опорой и поддержкой, ведь она осталась одна с четырьмя детьми.

Мальчик учился в сельской школе, которую окончил в 1949 году. Потом была служба в армии, и комсомол, куда его надоумил поступить старшина. После демобилизации Алексей глубоко раскаялся в своем решении стать членом ВЛКСМ, он понял, что совершил грех в отношении к Богу, и избавился от комсомольского билета, просто сжег его.

В 1955 году Ноздрин поступил в Серпуховской машиностроительный техникум, диплом об окончании которого получил спустя три года, в 1958-м. Далее отправился в город Камышин под Волгоградом, куда его распределили после учебы на строительство хлопчатобумажного комбината. Алексей все так же оставался глубоко верующим человеком, часто бывал на службе в единственной действующей церкви Святого Николая. Там же обрел своего первого духовного наставника – священника Иоанна Букоткина. Духовник увидел перед собой не просто верующего молодого человека, а человека, готового посвятить свою жизнь служению Богу. Именно он посоветовал парню пройти обучение в Саратовской духовной семинарии. Антирелигиозная кампания докатилась и до провинциального Саратова, семинарию закрыли. По этой причине Ноздрин стал слушателем Ленинградской духовной семинарии, а спустя какое- то время отучился и в Ленинградской духовной академии.

Здесь же состоялась и встреча с пока еще таким же студентом, Кириллом, ставшим впоследствии Патриархом Московской области. Кирилл позже вспоминал, что когда Алексей только поступил, он уже выпускался из академии. Ноздрина все любили, его выделял среди других легкий удивительный характер и умение общаться с людьми.

Духовный путь

В марте 1966 года митрополит Никодим совершил постриг молодого монаха, дав ему имя Илиан, по имени одного из сорока мучеников Севастийских. Тяжело представить жизнь простого христианина без покаяния. В православной церкви священников не называют «Святой отец», как в католичестве. Считается, что священники ничем не отличаются от простых людей, поэтому их тоже можно уличить в неблаговидных поступках.

старец илий орел биографияСхиархимандрит Илий Ноздрин

Для победы над греховными помыслами и деяниями, человеку необходимо покаяние и исповедь совершенного греха. Многие священники тоже имеют собственных духовников, к которым идут на исповедь, или в трудную минуту за советом. Патриарх Кирилл, точно так же, как и многие его прихожане, исповедуется своему духовнику, отцу Илию.

Позже тот же митрополит Никодим рукоположил Ноздрина сразу в сан иеродиакона, а потом и иеромонаха под именем Илия. Местом службы иеромонаха стали несколько храмов Ленинградской епархии. Вскоре после этого Илию отправили духовником в Оптину пустынь. Там принял постриг в великую схиму. Великой схимой называется высшая ступень монашества в православии. Главное условие – принявший постриг полностью отрекается от мирских забот, и духовно соединяется с Богом.

старец илий орел биографияСхиархимандрит Илий с Патриархом Кириллом

В 2019-м Илий получил Орден почета. Этой награды удостаиваются те, кто внес большой вклад в сохранение традиций духовенства, кто стремиться сохранить дружбу между братскими народами. Помимо этого, отца Илия представили к двум, не менее престижным наградам – ордену Серафима Саровского I степени и ордену Сергия Радонежского.

Взгляды Илии Ноздрина

Жизненный уклад старца

Жизнь в Оптинской пустыни подчинена строгому укладу, которому подчиняются и молодые иноки и почитаемые монахи. У старца Илия обычная жизнь, в которой присутствуют духовный труд и помощь нуждающимся. Он ходит в обычном подряснике, не требует для себя исключительных благ. Илия по-прежнему изучает Священное Писание, читает жизнеописания Святых и святоотеческую литературу.

старец илий орел биографияСхиархимандрит Илий с братией монастыря

Если другие монахи почти не выходят за стены Оптиной пустыни, то почтенный старец много путешествует по разным городам. И там к нему идут те, кому просто необходим его совет и помощь. Старец остается духовным руководителем обители, и все же достаточно много времени он тратит на приемы мирян. Обращаются к Илии даже убежденные атеисты.

В 2009 году состоялся Поместный собор, в процессе которого Илию Ноздрина избрали духовником только что избранного патриарха Кирилла, знакомство с которым состоялось в стенах Ленинградской духовной академии.

4 апреля 2010-го, в пасхальный день, патриарх Кирилл возвел Илию Ноздрина в сан схиархимандрита. Это событие прошло в стенах столичного кафедрального храма Христа Спасителя.

Наставления Илии Ноздрина

О спасении души

Старец уверен, что любой мирянин может спасти свою душу, и войти в Вечность. Но если отречься от мирских удовольствий и соблазнов, то такому человеку открываются истинные духовные высоты. У простого человека есть убеждение, что придерживаться заповедей должны исключительно монахи.

старец илий орел биография

Есть и другая категория мирян, которым хочется изменить свою жизнь, сделать ее похожей на монашескую. В результате, страдают семейные и профессиональные обязанности, и это тоже неправильно. У каждого человека свой путь в жизни, который он вбирает сам, и идти по нему должен сам, под покровительством Господа.

О молитве

Говоря о молитве, Ноздрин имеет в виду мысленное обращение к Творцу при помощи речи или мысли. Человек ведь может разговаривать не только со своими родными, близкими и самим собой, но и обращаться к Богу. В своих речах человек восхваляет Бога или просит его о чем-то.

старец илий орел биография

Такая работа человеческого разума считается самой сложной, однако игнорировать ее нельзя. Без ежедневного упоминания о Боге, человеку не справиться с искушениями, одолевающими его ежедневно.

О человеческой судьбе

В жизни любого человека происходит только то, что благословил Бог. Когда человек говорит неподобающие вещи, он плюет через левое плечо, показывая свое невежество и неверие.

старец илий орел биография

Христианину негоже верить в случайности в его жизни, при этом отрицая промысел Божий. Только Господь дарует благополучие не одному, отдельно взятому человеку, а целому миру.

О времени

Каждому человеку дается определенный отрезок времени, в течение которого он имеет возможность сделать свою душу более совершенной, достичь спасения. Этот ресурс не поддается никакой материальной оценке.

старец илий орел биография

От того, сколько добрых дел удалось сделать человеку за отпущенное ему время, напрямую зависит его будущее. Если человек так и не понял, какой подарок послал ему Всевышний, и прожил жизнь праздно, то его душа не успеет подготовиться к переходу в Вечность.

О любви

Именно смирение стоит в начале пути человека, стремящегося прийти к Богу. Гордыня и гордость – это грех, поклонение сатане. Из-за гордости невозможно искреннее раскаяние, а если нет покаяния, значит, нет веры.

старец илий орел биография

Если у человека обнаруживается болезнь, то это тоже из-за отсутствия смирения и покаяния. Посылая человеку недуг, Бог хочет, чтобы человек покаялся, ведь немощному человеку не до гордыни и тем более, не до отрицания Божьей воли. Верный спутник смирения – мудрость, но не человеческая, а божественная.

Пророчества

Чаще всего старец говорит о будущем страны. Илия считает, что наступили времена возрождения веры, даже, несмотря на то, коммунисты вернули духовную сферу чуть ли не в первобытное ее состояние, на два века назад.

Теперь россиянам необходимо приложить максимум усилий, чтобы отстоять свои идеалы. Только в таком случае удастся соединить веру и благочестие, любовь к труду и национальные традиции. При выполнении этих условий, у истинной веры есть все шансы подняться с колен и возродиться снова.

Старец считает, что государственная идеология страны должна базироваться на крепости духа, христианской вере и патриотическом начале. Только так русский народ получит шанс на спасение.

Прием у старца Илии

Отец Илия никому не отказывает в помощи, к нему съезжаются даже с самых отдаленных уголков России те, кому нужна помощь, наставление, совет. До 2009 года для этого нужно было приехать к старцу в Оптину Пустынь, но теперь отец Илия живет под Москвой, в Переделкино, и там же ведет прием.

Отец Илия не работает по графику или строго утвержденному регламенту. Люди едут в Переделкино, надеясь встретиться с почтенным старцем. Иногда случается, что приехать приходится не раз, но верующие не впадают в отчаяние, они верят, что если этой встрече суждено произойти, то она обязательно состоится.

старец илий орел биография

старец илий орел биография

старец илий орел биография

Ежедневно на прием к старцу может попасть несколько человек, потому что он ведет личные беседы, а это не так быстро. Старец присутствует на богослужении, а после принимает тех, кто приехал за помощью.

Прием посетителей старец ведет после утренней службы в Преображенском храме или трапезной. Начало приема – 9.00, окончание – 16.00. Потом Илии нужен отдых. Если у какого-то посетителя срочное дело, не терпящее отлагательств, то он может рассчитывать на аудиенцию старца после 18.00.

Из Москвы до Преображенского храма ведет Минское или Боровское шоссе. К храму ходят электрички и автобусы, отправляющиеся со станции «Одинцово». Так же с Киевского вокзала Москвы к храму ходит электричка.

Личность старца

Звание «старец» не присваивается приказом, как, к примеру, сан священнослужителя. Старцы выходят из тех священников и иноков, полностью посвятивших себя служению Богу. Илий принадлежит именно к таким, хотя он сам скромничает, и говорит, что никакой он не старец, а просто старик.

Важная черта характера отца Илии, он не просто дает советы нуждающимся, а имеет дар внушения, помогающий ему направить бедолагу на истинный путь. После беседы со старцем, в душе человека наступает полное понимание того, как нужно стравляться с теми проблемами, которые до сих пор казались неразрешимыми.

старец илий орел биографияСтарец Илий Ноздрин

Все, кто лично знаком со старцем, утверждают, что он посвятил свою жизнь на выполнение главной заповеди Христа – быть как дети. Его переполняет искренняя любовь к людям, смирение и спокойствие. Такого состояния удается достичь только тем, кто на протяжении многих лет ведет постоянную духовную работу.

Люди идут к нему нескончаемым потоком, чтобы взять у него хоть немного чистой энергии, способной справиться с любыми проблемами, увидеть по-настоящему праведную жизнь.

Ссылки

Источник

Жизнь и благословения старца Илия

Схиархимандриту Илию (Ноздрину) в этом году исполнилось 85 лет. Родился он спустя 15 лет после революции именно в день ее начала. А день имянаречения, который по православной традиции приходится на восьмой день после появления на свет, для него совпал с празднованием Державной иконы Матери Божией. Вся жизнь его отмечена покровительством Пресвятой, и все, что он делает, – во исполнение воли Государыни об укреплении державы.

Сегодня, на память 40 Севастийских мучеников, у батюшки Илия тезоименитство.

Война

Еще до революции в родном ему селе Становой Колодезь, что на Орловской земле, его дед Иван был старостой Покровской церкви, построенной на личные средства местных крестьян и действующей более века. Однако к моменту рождения внука в семье сына Афанасия и его супруги Клавдии в этом храме службы совершались разве что тайно, а то и вовсе где-то по домам. Оттого новорожденного и крестили в соседнем селе Яковлево в храме Казанской иконы Матери Божией. Нарекли Алексием в честь Алексия, человека Божиего.

– Приступай к строительству!

У того – глаза по блюдечку.

– Бог, – говорит схимник, – все управит.

Как любит пояснять в таких случаях батюшка Илий: «Строить будет Бог, я буду молиться», – тебе-то, мол, и делать нечего…

Так чудом Божиим практически без отрыва от текущих сельхозработ тракториста-комбайнера храм и поднялся.

Возродили по благословению батюшки Илия Покровский храм и в его родном селе Становой Колодезь. А в детские годы Батюшки, когда ему еще предстояло сесть за парту, закрытый храм в школу переоборудовали. Раньше крестьянские дети в церкви грамоту по Псалтири и постигали. Да вот только при советской власти вход прорубили прямо через алтарь, а ступени выложили из надгробий, сровняв с землей кладбище, что было окрест. Детвора, конечно, об этом ничего не знала. А взрослые все больше молчали. Год, когда будущий схиархимандрит пошел в первый класс, приходился на самые лютые репрессии.

Обучали детей в соответствии с предписаниями советской пропаганды. Много пакостей говорилось о царской семье. Но Рождество и Пасху в селе все равно праздновали, несмотря ни на какие запреты. Разве что глубинный смысл этих торжеств в отрыве от богослужений все больше для односельчан выхолащивался.

Алеше повезло: у него очень верующей была тетя, живущая в Москве. Она часто гостила у них. Из всех племянников – а это еще старший брат Иван да младшие Сергей и сестренка Аня – наиболее чутким ко всему религиозному и святому с малых лет был Алексей. С ним-то они и исходили все открытые еще в родных краях храмы, ездили в действующие церкви Орла. Как подрос, тетя привозила Алексею уже редкую тогда духовную литературу, наставляла в церковнославянской грамоте.

Так что, отучившись потом, уже после школы, в 1955–1958 годах, в машиностроительном техникуме в Серпухове и оказавшись по распределению на строящемся хлопчатобумажном комбинате в городе Камышин нынешней Волгоградской области, юный Алексей первым делом поинтересуется: «А где здесь храм?»

В годы Великой Отечественной войны в Камышине пусть и единственный, но все же открыли в 1944 году Никольский храм. Кстати, один из двух действующих тогда на всю область (второй был только в областном центре). Как же промыслительно, что этого молодого специалиста распределили именно сюда.

Здесь он обрел своего первого духовного наставника – протоиерея Иоанна Букоткина – фронтовика, кавалера ордена Славы III степени, воевавшего на 3-м Белорусском фронте и в Восточной Пруссии.

– Я непрестанно молился всю войну, – говорил отец Иоанн. – У меня на груди был крест.

Это те, кто силой Божией выиграли страшную войну. Пусть они и встретились в области, тогда по названию, присвоенному областному центру, прославляющей генералиссимуса: Сталинградская. Кстати, прежде, с 1589 по 1925 год, этот город славил Царицу Небесную и назывался Царицын.

Настоятелем их Никольского храма был отсидевший 10 лет в сталинских лагерях протоиерей Иоанн Потапов, так что им всем вместе было что повспоминать и о чем поговорить.

В ответ на его истории о чудесном спасении во время войны [1] Алексей одному из первых рассказал духовнику, свидетелем и участником чего он вмешательством Божиим сам оказался в годы войны.

На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил, чтобы проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино (с 1969 г. вошедшей в состав Станового Колодезя) его вдруг обогнала немецкая машина, резко затормозила, и из нее вывалился пьяный фриц. Немцам сложно давались русские морозы, но еще хуже – водка. Под гогот сослуживцев этого вояку вырвало, дверца захлопнулась и машина газанула. А на снегу остался лежать планшет. Его-то Алексей и поднял. А как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам!» Шел бы он обычным путем, его могли бы обыскать на пункте СС (SS, или Schutzstaffeln – охранные отряды. – О.О.), что был на подходе к дому. Да и следы по снегу выдали бы. След могли бы взять и овчарки, коих выпустили потом целую свору. А сейчас он уже из дому наблюдал в окно, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили.

Распахнул отрок планшетку – и из нее вывалились немецкие карты с нанесенными военными объектами

А отрок, пробравшись домой со стороны огородов, где и пролегало это чудесное ж/д-полотно, с которым связана еще не одна мистическая история, распахнул планшетку, и из нее вывалились две карты: одна подробная топографическая и другая такая же, но с нанесенными военными объектами, да еще какая-то бумажка с незнакомыми словами. Взрослых дома никого, кроме бабушки, не было: отец на фронте, мать работает от зари до зари.

Но вот в дом вбежал пленный красноармеец – Батюшка даже запомнил, как его звали: Андрей. Его немцы поставили ухаживать за лошадьми, а их определили в сарай Ноздриных. Обычно за пленными надзирали, а тут он вдруг вырвался из-под присмотра… Быстро сообразив, что нашел мальчуган, тут же скомандовал бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез.

Пьяного офицера, потерявшего что-то, – по деревне пошли слухи, – тут же расстреляли. А вот фюреру передавать о потере, судя по дальнейшему развитию событий, не рискнули, иначе расправившихся с подчиненным ждал тот же самый конец.

Впрочем, эта история не добавила бдительности фашистам, вконец распоясавшимся на уже навсегда, как им тогда казалось, оккупированной территории. У одного из них Андрей стащил форму и, бежав, стал пробираться к линии фронта. Там его чуть не подстрелили, приняв за противника, но он как-то убедил своих, что имеет важное донесение.

5 августа 1943 года Орел был освобожден, и в Москве по этому поводу дали первый за всю войну салют.

Схиархимандрит Илий часто рассказывает о том, что Гитлер, известно, хотел сделать Орел столицей Остландии – центром в его грезах уже завоеванной России, устроить здесь, в Орле, свою ставку. Но Промыслом Божиим его планам не попущено было сбыться.

О подлинной сущности этой Победы свидетельствует не одна история из жизни схиархимандрита Илия, который тогда был подростком, не утратившим в провозгласившей госатеизм стране жажду молитвы и память о Боге.

Надо лететь на выполнение задания – а батюшка Илий все не отпускает… «Он меня отмолил!» – признается теперь генерал

– Он меня отмолил! – признается теперь Владимир Сергеевич. – Когда все-таки благословил, дал с собой иконку, выезжаю – вся дорога стоит. Я уже пересел в машину военной полиции (В.С. Ивановский – начальник военной полиции Министерства обороны РФ. – О.О.), чтобы быстрее проскочить пробки. Прибыл в аэропорт, а там еще, оказывается, предыдущий самолет, который должен был вылететь в 15:00, до сих пор стоит на взлетной полосе… Пока я был у батюшки Илия, как раз все и поменялось. Мне приказали вылетать этим первым бортом. Хотя еще со среды, когда мы в последний раз с ныне покойным генералом Валерием Халиловым играли в футбол, договорились, как он предложил: «Полетим вместе, я тебя познакомлю с Доктором Лизой, пообщаемся…» Но борт был так загружен медикаментами для сирийских детей, что я снял с него еще 18 человек из Ансамбля А.В. Александрова: мужчинам легче мобилизоваться. Вызываю их срочно в аэропорт, и мы вылетаем на такой же «ТУшке», точно так же проходим дозаправку в Сочи… А их жены летят вечерним самолетом, который упал в море…

Сколько ни думаешь о сущности войн и катастроф, она, конечно, кроется в области духовной. Когда дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга (Откр. 6: 4). Так же, как и бесам попускается причинять людям зло (чему подтверждение находим в книге Иова, как и в массе примеров из патериков). Но с другой стороны, и право отмаливать, спасать неотъемлемо от посвятивших себя всецело Богу.

Протоиерей-фронтовик Иоанн Букоткин, зная, на каком фронте происходят главные сражения, благословил Алешу Ноздрина поступать в Саратовскую семинарию, а по ее закрытии в хрущевские гонения в 1961 году – продолжить обучение в нынешней Санкт-Петербургской семинарии, а потом и академии.

Когда в годы учебы его там навестит и ныне здравствующий однокашник Алексей Иванович Бакин и попытается было заспорить с тихим по памяти школьных лет другом о коммунизме, о Марксе, то внезапно получит такую отповедь-отпор, что до сих пор вздрагивает и ежится:

– С какой же твердостью он уже тогда в относительно юные годы отстаивал веру даже в самый разгул хрущевских гонений! В школе он все-таки больше молчал. Но эта пламенность и ревность о Боге и Церкви у него уже с молодых лет.

Там же, в академии, Алексея Ноздрина митрополит Никодим (Ротов) пострижет в монашество с именем Илиан (что значит «солнечный») в честь одного из 40 Севастийских мучеников. Этот же архипастырь рукоположит его в иеродиакона и вскоре в иеромонаха.

Так начнется духовническое служение сначала на приходах нынешней Санкт-Петербургской митрополии. Через несколько лет, в 1966 году, иеромонах Илиан поступит в единственную в стране не закрывавшуюся Псково-Печерскую обитель, куда после войны вернулись оказавшиеся после революции в Финляндии валаамские старцы да спустя год после его поступления пришел отец Иоанн (Крестьянкин). В общении с этими подвижниками закалялся дух современного наследника старцев.

Афон

А потом – 10 лет подвижничества на Афоне.

Как ни пытаешься что-то выпытать такое да эдакое у батюшки Илия про Афон, он по-детски улыбается и рассказывает замечательно наипростейшие истории.

Про то, как оказался в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры в начале 1970-х годов, а на него там отец Иеремия (Алехин), впоследствии схиархимандрит, 40 лет как бессменный наместник Пантелеимоновой русской святогорской обители, налетает:

«А нас-то уже и наметили туда ехать», – вспоминает сейчас батюшка Илий.

– Попозже, – говорит сейчас, – отвечаю ему.

Сам-то отец Иеремия отправки на Афон ждал целых 14 лет, и Батюшка начинает рассказывать, каким застал его, приехав на Святую гору спустя всего лишь полтора года. Вообще охотнее говорит о других, чем о себе. В этом он весь – точно растворен во внимании к другому…

– Отец Иеремия на полтора года раньше меня приехал на Афон. Сокрушался, что только к 60 годам выбраться туда удалось. Трудился и смирялся. То дрова пилил, то штукатурил, то ездил за продуктами в Салоники. Это потом уже стало побольше братии в монастыре, а раньше-то мы как жили? Выгрузят нам припасы на пристань. Мы только через сутки их подберем. А платили и то через месяц, наверное. Нас было человек 10, даже меньше. Всё не успевали. А потом отец Иеремия на всех закупался, возил продукты. Очень заботливый был, на братию никогда голоса не повышал. Хотя работы у нас тогда было невпроворот.

– Разрушено всё было?

– Да, конечно, всё было уже обветшавшее. После революции из советской России на Афон никого не пускали, да и греки препятствия чинили, упадок обители означал передачу русского монастыря им. К тому же два пожара случилось.

– Это при вас?

– Нет, не при мне. Лес горел около гостиницы еще раньше.

– Как сохранялись монашеские традиции?

– Мы наших предшественников, можно сказать, и не застали. Из прежних там только карпатороссы были. Хотя они не намного раньше нас приехали. Это братия из Закарпатья. Подвизались все мы, как могли.

– А там брань сильная?

– Да. Конечно, враг пристает. Диавол воюет везде. Но в таком святом месте молиться, конечно, легче.

– Как братия противостояла бесовским нападкам?

– Молитвой и противостояла. Служба там каждый день совершается. Хотя нас было и немного, но служили в двух храмах. Там они различаются: Покровский в древнерусском стиле выстроен, а Пантелеимонов уже носит печать начала XIX века. Когда братия перешла с Русика, тогда и построила этот Пантелеимонов собор. Хотя раньше монахи хотели строить другой, еще больший собор своему покровителю. Но потом началась революция, 1917 год. Ничего не получилось. Многие из старой братии поумирали, пока в России все эти нестроения были. В последнее время, когда готовились к прошлогоднему празднованию 1000-летия пребывания русских на Афоне, на Русике восстановили небольшой храм. Он был освящен в 1920 году. И однотипный построен был еще в Ильинском скиту.

«Работающему монаху один бес докучает, а на праздного сотня наваливается»

Если постоянно находиться в трудах на послушании, это тоже помогает в борьбе с бесовскими нападениями. Работающему монаху один бес докучает, а на праздного сотня наваливается.

– Батюшка, а вы на Русике несли послушание?

– Был я и там недолгое время. А так в основном в самом Пантелеимоновом монастыре. Не так часто, но приходилось посещать Ксилургу – это место, где русское святогорское монашество зарождалось. Бывал и в нашем скиту Крумица: когда был на Афоне, частенько оставался там.

– А какие послушания вы на Афоне несли?

– Всё, что касалось жизни монастыря. Потому что нас сначала было немного, за всё брались. Потом уже потихонечку подъезжать стала братия. А сначала надо было всё восстанавливать. Келлию старца Силуана мне помогли воссоздать.

– На мельнице?

– Батюшка, а на мельнице какое у вас было послушание?

– Мельница как таковая тогда уже не работала. Хотя раньше там было три секции, посменно муку мололи, но тогда и монахов в монастыре было много. А нас – мало, так что мы сосредоточились на восстановлении храмов, а в процессе этой работы еще и старцу Силуану придел сделали. Крышу сами у соборов перекрывали, а то она уже совсем могла рухнуть. Сначала сами трудились, потом уже стали рабочие появляться.

Я в последнее время в канцелярии послушание нес. Конечно, раньше в монастыре много было людей, и служение в канцелярии было разнообразным: кто-то отвечал за бумаги по паломникам, кто-то в игуменском служил, другой по братии – а мне со всем этим самому управляться приходилось.

– Вы же еще и обязанности духовника братии исполняли?

– А с другими монастырями общались? Как-то опыта святогорского набирались у них?

– Конечно, и к нам братия из других монастырей приезжала, и мы посещали другие обители.

– С кем общались?

– В болгарском монастыре Зограф мне тогда, бывало, приходилось служить. Недавно паломничали на Афоне, и снова служил в Зографе. В греческом монастыре Дохиар у иконы Божией Матери «Скоропослушница» часто бывали. С игуменом монастыря Ксенофонт Алексием давно тесно общаемся. Монастырь Ксиропотам любили навещать.

– А со старцем Паисием встречались?

– У него последняя келлия Панагуда недалеко от монастыря Кутлумуш.

– Да, был у него. Его же недавно канонизировали? Приходил я к нему. Правда, он русский не знал. А я по-гречески не очень понимаю. Но то, что он говорил людям, можно и в его книгах прочитать. Главное – общение, увидеть друг друга, помолиться вместе.

– А в Симонопетре были? Со старцем Эмилианом (Вафидисом) общались?

– Был. Как со старцем Паисием, так и с ним общался. И там, и там всегда много русских было.

– Что с Афона можно нам сейчас перенять?

– Что-что?! Подвиг! На Афоне жизнь – всегда подвиг. Там постники и трудники живут. Когда туда наши разбалованные мирские мужики приезжают пожить, им, конечно, бывает трудновато. Ночью – службы. Кухня скудная, не всегда соответствует запросам тех, кто в ресторанах привык питаться. Физически еще работать надо.

– А вы, когда жили в Пантелеимоновом монастыре, как пропитание находили?

– Мы не голодали, особой нужды не было. Всегда как-то находилось что-то на трапезу.

– Братия сами себя обеспечивали?

– Да. Трудились и молились. Господь не оставлял.

– Какое у монахов правило на Афоне?

– А у вас какое правило там было?

– Сейчас много литературы про афонских подвижников. Там пишется даже про святогорскую норму поклонов по 1000, минимум по 300 поклонов в день. Да?

– Мы сейчас все слабые. Таким – не больше 12. Сколько кто сможет. Сейчас Великим постом – больше, конечно.

– Батюшка, а как вы на Афоне молитве учились?

– Нас там постоянно занимала служба. Иисусову молитву, конечно, читали и в келлиях, и в храме, и на послушаниях. Вообще келейно всегда очень тщательно готовились к службе, молились, прежде чем пойти в храм.

– Иисусовой молитвой непрестанно молились?

– Как в миру научиться молиться?

– Господь дает молитву молящемуся. Молишься? Вот молись!

– Дай Бог по утрам и вечерам. А Иисусовой молитвой – как?

«Господь дает молитву молящемуся. Молишься? Вот молись! И еще: надо стараться жить более отрешенно и размеренно»

– Современный человек в мегаполисе много занят мыслительной деятельностью. Да еще ночами за компьютером сидит. Надо стараться жить более отрешенно и размеренно. Благословиться жить по Уставу, расписать: что, когда. Не всегда, конечно, точно в миру удастся соблюдать Устав, но надо все равно пытаться, чтобы жизнь была более упорядоченной.

Своя земля

От того-то батюшка Илий и благословляет жить на земле, возвращаться из города в деревню. Здесь человек более вписан в установленные Богом ритмы смены зимы, весны, лета, осени. Читает, как батюшка Илий часто напоминает слова Михаила Васильевича Ломоносова, Книгу природы, открытую нам, как и Священное Писание, Самим Творцом.

В деревне легче уверовать, вернуться к своим церковным корням. Здесь тобой уже не помыкает опустошающая нервотрепка мегаполиса, потребительский диктат рекламы, нескончаемый офисный цейтнот. Человек на земле самодостаточен. Тут ощутимее то, как Бог благословляет труды человека, и он этим живет. Какие бы ни произошли мировые катаклизмы: отключение электричества, а заодно и упразднение тотального господства в жизни современника интернета и телекоммуникаций, крах финансовой системы, санкции… – человек на земле проживет! Эта внутренняя априорная независимость с духовной точки зрения очень важна. Тут линия сопротивления антихристовой цивилизации Вавилона.

Потому и при возрождении Оптиной пустыни, куда спустя 10 лет подвига на Афоне был отправлен отец Илиан, внимание уделялось не только возрождению монашеского общежительного Устава, но и развитию собственного монастырского хозяйства: оптинская братия всегда кормилась от своих трудов.

Здесь Батюшка был уже пострижен в великую схиму с именем другого севастийского мученика Илия (в переводе с греческого «солнце») и получил благословение возрождать традицию старчества, которой всегда славилась Оптина.

Рожденный и выросший в деревне, он знает, сколь сельская жизнь трудна, но и насколько спасительна. Этот опыт выстрадан поколением старца Илия. Он помнит, как целенаправленно русского человека «отбивали» от земли. Насильственно людей сгоняли в колхозы, где даже зарплаты не платили, заставляя работать за галочки-трудодни. Облагали при Сталине, чьи годы правления как раз пришлись на детство батюшки Илия, непомерными налогами любую домашнюю живность, каждое плодовое дерево, каждый куст смородины в саду. Так что люди просто все повырубали и отказывались уже разводить домашнюю птицу и скот. При любой возможности бежали в город. А в сознании на поколения закреплялся стереотип неприемлемости жизни на земле.

Но даже в то трудное время, вспоминает протоиерей Валериан Кречетов, также отмечающий в этом году 80-летний юбилей, была у людей какая-то внутренняя сила и жизнеспособность, дети в деревнях воспитывались в главной христианской добродетели – в духе благодарения. Ценили еду, потому что видели, как трудно она добывается. Уважали труд, тем более родителей, а значит, росли в исполнении заповеди о почитании отца и матери (см.: Исх. 20: 12). Вообще, говорит, ценили всё: одежду, крышу над головой, инструменты труда. Потому что не было ничего. Зато была взаимовыручка. Дети сызмальства учились делиться. Любой мелочи – радовались! А сегодня дух пресыщения рождает апатию и уныние, несмотря на всю суету.

Адвокат Ксения Степанищева, неоднократно приезжавшая к батюшке Илию еще в Оптину пустынь за советом, переживала, что муж, бывший десантник, ищет адреналин в прыжках с парашютом. В начале 2000-х это стало небезопасно: специалисты стали уходить из аэроклубов, укладка парашютов превратилась в «русскую рулетку», каждый год на прыжках были какие-то инциденты и несчастные случаи. Супругу охватывало беспокойство, которым она решилась было поделиться с батюшкой Илием, как вдруг он при ней сам стал отчитывать вполне зрелых мужчин, накупивших себе от скуки мотоциклы, чтобы гонять ради того же адреналина:

«Больше трудитесь на земле – некогда вам будет скучать»

– У вас же семьи! Дети! Вот разобьешься или калекой станешь – они же пропадут. Надо сельское хозяйство поднимать. Начните работать! Больше трудитесь на земле – некогда вам будет скучать. А на мотоцикле гонять не надо.

Приехала Ксения домой да пересказала всё мужу. Уж не знает, как это опосредованно благословение подействовало, но отец к тому моменту уже двух детей больше на прыжки с парашютом не ездил, а, к удивлению всех, занялся сельским хозяйством. А вскоре по благословению Батюшки в семье родился долгожданный после восьмилетнего перерыва третий ребенок.

Многочадие – это то, от чего так же, как и от спасительной жизни на земле, целенаправленно отучали русский народ. Женщину, вопреки апостольскому увещеванию, что спасется она чадородием (см.: 1 Тим. 2: 15), нагружали «общественно полезным трудом», будь то перевыполнение плана в колхозе или на городском производстве, а младенцев им приходилось сдавать в инкубаторы-ясли, потом – в детские сады.

Евгения Ульева по благословению батюшки Илия родила восьмерых детей. Первой дочери старец точно предсказал ее встречу с будущим мужем за пять лет до этого, сейчас она сама уже стала мамой. А со второй дочерью вообще интересная история. Приехали они как-то с мамой к батюшке Илию, а он и говорит:

– Поедете в деревню Бурнашево, найдете там Иру, у которой коровы, и выходи, – обращается к дочери, – замуж за ее сына Максима.

Поехали туда, разыскали дом, познакомились с мамой и сыном…

– Самое удивительное, – рассказывает Евгения, – что молодые полюбили друг друга с первого взгляда! И мы вскоре сыграли свадьбу. Теперь они живут в деревне, растят уже двоих деток, счастливы, у них свое стадо коров.

Благословению перебраться в деревню теперь не нарадуется и семья некогда москвичей Константина и Аллы Полуниных. Их дети теперь учатся дома, и из типичных «затюканных» столичных школьников, как говорит мама, превратились в победителей многих олимпиад. Не говоря уже о том, что стали просто намного здоровее.

А семью Федора и Софии Белавиных Батюшка благословил вести фермерское хозяйство. Монастырь Оптина пустынь им даже за небольшую плату уступил старенький комбайн, на котором они обрабатывают землю и собирают урожай по соседству с обителью. В свои молодые годы растят уже троих детей.

Есть в столице и учебные заведения, например частная школа «Интеграция», директора которой Аксану Вячеславовну Долгалеву Батюшка благословил купить загородный участок и организовать обширное учебно-опытное хозяйство.

– Начинайте, – напутствовал. – Будет тяжело, но делайте!

Дети должны хотя бы просто знакомиться с жизнью на земле. За ней оздоровление и физических, и нравственных сил народа, отрезвление от всяческих призраков, химер, зависимостей и утопий как прошлого, так и настоящего века.

Батюшка Илий, ученик питерской духовной школы, благословляет исполнять пророчество-завещание одного из ее столпов преподобного Серафима Вырицкого: Россия будет жить от земли.

В конце концов, для кого же отвоевывали русскую землю эти героические поколения? Для кого вымаливают мир и жизнь до сих пор?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *