станиславский работа актера над собой цитаты
Работа актера над собой
Сообщить об ошибке
Борьба с ним состоит в том, чтоб вводить в разболтанную игру «вообще» как раз то, что для нее несвойственно. что ее уничтожает.
«Вообще»-поверхностно и легкомысленно. Вводите поэтому в вашу игру побольше плановости и серьезного отношения к тому. что делается на сцене. Это уничтожит и поверхностность и легкомыслие
На практике перед нами встанет приблизительно такая программа: прежде всего вы должны будете по-своему представить себе все «предлагаемые обстоятельства», взятые из самой пьесы, из режиссерской постановки, из собственных артистических мечтаний. Весь этот материал создаст общее представление о жизни изображаемого образа в окружающих его условиях… Надо очень искренне поверить в реальную возможность такой жизни в самой действительности: надо привыкнуть к ней настолько, чтобы сродниться с этой чужой жизнью. Если все это удастся, то внутри вас сама собою создастся истина страстей или правдоподобие чувства.
Бессмысленная беготня не нужна на сцене, — продолжал Торцов. — Там нельзя ни бегать ради бегания, ни страдать ради страдания. На подмостках не надо действовать «вообще», ради самого действия, а надо действовать обоснованно, целесообразно и продуктивно.
— И подлинно, — добавил я от себя.
— Подлинное действие и есть обоснованное и целесообразное. — заметил Торцов. — Так вот, — продолжал он, — так как на сцене надо подлинно действовать, то отправляйтесь все на подмостки и… действуйте
Так, в нашем деле существует два основных течения: искусство переживания и искусство представления. Общим фоном, на котором они сияют, является хорошее или плохое сценическое ремесло. Надо еще заметить. что в минуту внутреннего подъема сквозь надоедливые штампы и наигрыши могут прорваться и вспышки подлинного творчества.
Необходимо также оберегать свое искусство от эксплуатации, так как это зло прокрадывается незаметно.
Вы непременно заволнуетесь и начнете чувствовать себя в положении действующего лица пьесы, переживать свои, но аналогичные с ним чувствования. Проработайте таким образом всю роль, и тогда окажется. что каждый момент вашей жизни на сцене будет вызывать соответствующее переживание. Непрерывный ряд таких моментов создаст сплошную линию переживания роли, «жизнь ее человеческого духа». Вот именно такое, вполне сознательное состояние артиста на сцене, в атмосфере подлинной внутренней правды, лучше всего возбуждает чувство и является наиболее благотворной почвой для краткого или для более продолжительного оживления работы подсознания и для порывов вдохновения.
Работа актера над собой в творческом процессе переживания
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С этой книгой читают
Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великими артистами.
Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великими артистами.
О чем бы вы ни мечтали, что бы ни переживали в действительности или в воображении, вы всегда останетесь сами собой. Никогда не теряйте себя самого на сцене. Всегда действуйте от своего лица человека-артиста. От себя никуда не уйдешь.
О чем бы вы ни мечтали, что бы ни переживали в действительности или в воображении, вы всегда останетесь сами собой. Никогда не теряйте себя самого на сцене. Всегда действуйте от своего лица человека-артиста. От себя никуда не уйдешь.
При искании эмоционального материала надо еще иметь в виду, что мы, русские, склонны прежде всего видеть дурное как в другом, так и в самом себе.
Поэтому в области отрицательных чувств и воспоминаний наши запасы в эмоциональной памяти велики. Ведь литература наша изобилует отрицательными образами и очень бедна положительными
При искании эмоционального материала надо еще иметь в виду, что мы, русские, склонны прежде всего видеть дурное как в другом, так и в самом себе.
Поэтому в области отрицательных чувств и воспоминаний наши запасы в эмоциональной памяти велики. Ведь литература наша изобилует отрицательными образами и очень бедна положительными
Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения
Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения
Ощущение отклика тысячи человеческих душ, идущее из переполненного зрительного зала, приносит нам высшую радость, какая только доступна человеку.
Ощущение отклика тысячи человеческих душ, идущее из переполненного зрительного зала, приносит нам высшую радость, какая только доступна человеку.
«Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство».
«Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство».
Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль.
Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль.
Будьте на сцене еще больше дома, чем в собственной квартире. На подмостках надо чувствовать себя приятнее, чем в действительности, потому что в театре мы имеем дело не с простым, а с «публичным одиночеством». Оно дает высшее наслаждение.
Будьте на сцене еще больше дома, чем в собственной квартире. На подмостках надо чувствовать себя приятнее, чем в действительности, потому что в театре мы имеем дело не с простым, а с «публичным одиночеством». Оно дает высшее наслаждение.
Работа актера над собой
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С этой книгой читают
«Каждый великий актер должен чувствовать и действительно чувствует то, что он изображает, – говорит старик Томмазо Сальвини, лучший представитель этого направления. – Я нахожу даже, что он не только обязан испытывать это волнение раз или два, пока он изучает свою роль, но в большей или меньшей степени при каждом исполнении ее в первый или в тысячный раз…»
«Каждый великий актер должен чувствовать и действительно чувствует то, что он изображает, – говорит старик Томмазо Сальвини, лучший представитель этого направления. – Я нахожу даже, что он не только обязан испытывать это волнение раз или два, пока он изучает свою роль, но в большей или меньшей степени при каждом исполнении ее в первый или в тысячный раз…»
Только тогда, когда артист поймет и почувствует, что его внутренняя и внешняя жизнь на сцене, в окружающих условиях протекает естественно и нормально, до предела натуральности, по всем законам человеческой природы, глубокие тайники подсознания осторожно вскроются, и из них выйдут не всегда понятные нам чувствования. Они на короткое или на более продолжительное время овладеют нами и поведут туда, куда им повелит что-то внутри.
Только тогда, когда артист поймет и почувствует, что его внутренняя и внешняя жизнь на сцене, в окружающих условиях протекает естественно и нормально, до предела натуральности, по всем законам человеческой природы, глубокие тайники подсознания осторожно вскроются, и из них выйдут не всегда понятные нам чувствования. Они на короткое или на более продолжительное время овладеют нами и поведут туда, куда им повелит что-то внутри.
Чтоб понять ее, отрешитесь снова от окружающей вас сейчас действительности и мысленно перенеситесь в другие, незнакомые, не существующие сейчас, но могущие существовать в реальной жизни условия.
Чтоб понять ее, отрешитесь снова от окружающей вас сейчас действительности и мысленно перенеситесь в другие, незнакомые, не существующие сейчас, но могущие существовать в реальной жизни условия.
На сцене нужно действовать. Действие, активность – вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие».
На сцене нужно действовать. Действие, активность – вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие».
На подмостках не надо действовать «вообще», ради самого действия, а надо действовать обоснованно, целесообразно и продуктивно.
На подмостках не надо действовать «вообще», ради самого действия, а надо действовать обоснованно, целесообразно и продуктивно.
У нас свой театральный лексикон, свой актерский жаргон, который вырабатывала сама жизнь.
У нас свой театральный лексикон, свой актерский жаргон, который вырабатывала сама жизнь.
Цитаты Станиславского
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Автора знаменитой системы Станиславского, театрального новатора.
Цитаты сведены по темам: система Станиславского, театр, жизненная этика, искусство, режиссер, о себе, о жизни, актер, талант и желание.
О системе Станиславского
Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.
Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой).
Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.
Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя.
Чувство зафиксировать нельзя.
Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.
Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств.
75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.
Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.
Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок!
Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!
О театре
Театр начинается с вешалки.
На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников.
Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.
Русский человек, как никто другой, заражен страстью к зрелищам. И чем более оно волнует и захватывает душу, тем оно для него привлекательнее. Драму, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни, послушать умные слова, простой русский зритель любит больше, чем разухабистый водевиль, после которого уйдешь из театра с пустой душой.
О жизненной этике
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.
Сначала убедись, а потом уж убеждай.
Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Почему человеческий ум так изобретателен там, где дело касается средств убийства одним человеком других на войне, или там, где дело идет о мещанских удобствах жизни? Почему та же механика так груба и примитивна там, где человек стремится дать удовлетворение не телесным и звериным потребностям, а лучшим душевным стремлениям, исходящим из самых чистых эстетических глубин души?
Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.
Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.
Об искусстве
Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.
Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные.
Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.
В искусстве можно делать многое, — лишь бы это было художественно-убедительно.
Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.
Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.
Фантазия, как и воображение, необходима художнику.
О себе
Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.
Счастье в познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.
Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
О режиссере
Нелегко воспитывать уже взрослых людей, которые хотят быть самостоятельными и учить других.
Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее.
Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?
О жизни
Жить — это значит действовать.
Самый страшный враг прогресса — предрассудок: он тормозит, он преграждает путь к развитию.
Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить.
Об актере
Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры
Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко.
Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.
Без данных и таланта не надо идти в драму.
Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый.
О таланте и желании
Что такое талант? — Душа.
Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су.
Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
О разном
Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.
Скрывание чувства еще больше разжигает его.
Итак, почти все цитаты Станиславского сосредоточены на темах театра и актерского мастерства. Из них нам трудно составить впечатление о его взглядах на более широкий круг человеческих вопросов.
Цитаты про Станиславского
Комментарии также всячески приветствуются!
Станиславский работа актера над собой цитаты
Понимать — значит чувствовать.
Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.
Организуй самого себя.
Научись трудное делать привычным,
привычное — лёгким и лёгкое — прекрасным.
Искусство, точно самые чуткие щупальца, зондирует и открывает родственные черты отдельных людей и целых народов.
« Чего сильно хочешь, во что искренне веришь, то не может не сбыться».
Что такое талант? — Душа.
Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.
Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. — В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Трудное надо сделать привычным, привычное — легким, а легкое — приятным.
Психология Станиславского
Станиславский говорил: «Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый». Константин Сергеевич Станиславский не раз повторял своим ученикам про доброго, в котором надо найти что-то злое и доброту, которое необходимо отыскать в законченном злодее. В книге « Работа актера над собой» он учит студийцев « Когда играешь старика, — ищи, где он молод; когда играешь молодого, — ищи, где он стар, » Истоки этого открытия — в актерском прошлом самого Станиславского: играя генерала Имшина в пьесе Писемского « Самоуправцы», Станиславский пришел к выводу, что нельзя красить роль одной краской и что « черная краска только тогда станет по-настоящему черной, когда для контраста хотя бы кое-где пущена белая».
Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.
Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.
«Моя жизнь в искусстве», 1925 г.
Театр начинается с вешалки.
Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.
Полет начинается с того,
что птица хочет лететь
И мы, по примеру старших, любили шалости и шутку, которая была прародителем сценического эффектного трюка. Так, например, вокруг имения Любимовка развелось много дачников. Они катались в лодке по реке, протекавшей около самого нашего дома. Постоянный крик, скверное пение не давали покоя. Решено было распугать непрошенных соседей. Вот что мы придумали: купили большой бычачий пузырь, надели на него парик из волос, нарисовали глаза, нос, рот, уши. Получилось лицо желтоватого тона, похожее не то на…
… показать весь текст …