стальной гигант мультфильм 1999 актеры

Стальной гигант

фантастический рисованный мультфильм-драма 1999 года, выпущенный Warner Bros. Animation. Основан на романе Теда Хьюза «Железный человек», написанном в 1968 году. В произведении поднимается тема военной паранойи вообще и во время Холодной войны в частности.

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

В сцене, где Кент звонит по телефону из дома Хьюзов, можно заметить забавную рукавицу для духовки, которая напоминает собачку из 16 эпизода «Family Dog» второго сезона сериала «Невероятные истории». Брэд Бёрд был режиссёром данного эпизода.

Фрэнк и Олли, два машиниста, с которыми разговаривает Кент после крушения поезда, — это карикатуры на классиков диснеевской анимации Фрэнка Томаса и Олли Джонстона. Они же озвучили двух данных персонажей.

Хогарт смотрит по телевизору анимационную версию «Brain from Planet Arous» (1957).

На стене в комнате Хогарта висит постер фильма «Запретная планета» (1956).

Свои фамилии, Энни и Хогарт получили в честь Теда Хьюза, автора книги, по которой снят мультфильм.

«Стальной гигант» стал первым рисованным мультфильмом, в котором один из главных героев был полностью создан на компьютере.

В сцене, где Гигант смотрит на Роквелл, на небе можно заметить «двигающуюся звезду». Согласно создателям мультфильма, это — первый искусственный спутник.

Отец Хогарта был лётчиком-истребителем. Его фотографию можно заметить на комоде.

В сцене, где Хогарт собирается на поиски «захватчиков с Марса», в его ящике с игрушками можно заметить Багза Банни.

На специальном DVD-издании мультфильма можно найти 8 удалённых сцен, большая часть из которых не была анимирована и представлена в виде набросков и скетчей:

альтернативное начало с гораздо большим по размерам кораблём, команда которого наблюдала прибытие Гиганта;

ещё одна сцена с Хогартом в школе;

разговор между Хогартом и Энни о смерти отца Хогарта. Данная сцена шла после событий на электростанции;

ещё одна словесная перепалка между Хогартом и Кентом во время завтрака на следующий день, после того как Кент попробовал «специальное мороженое»;

сцена возле костра между Хогартом, Дином и Гигантом;

сцена между Энни и Дином в кафе;

гигант и Хогарт участвуют в дрэг-рэйсинге;

ночной кошмар Гиганта, раскрывающий тайну его прошлого. Можно предположить, что Гигант попал на Землю в результате взрыва планеты им же.

Изначально мультфильм задумывался как мюзикл.

Когда рука Гиганта «смотрит» телевизор, то изначально предполагалась, что на экране появится начальная сцена из «Disneyland» (1954). Однако создатели мультфильма так и не решили вопрос о праве использования отрывков из «Disneyland».

Для того чтобы лучше вписать компьютерного Гиганта в мир традиционной анимации, создатели мультфильма написали специальную программу, намеренно делавшую контуры Гиганта искажёнными и неровными, что позволило сымитировать эффект рисования от руки.

Заголовок в газете, которую читает Дин (Disaster Seen as Catastrophe Looms) похож на заголовок, который читает Джим Диар в «Леди и бродяга» (1955), и Джимини Крикет — в «Веселых и беззаботных» (1947).

Первый фильм, где Вин Дизель озвучивает персонажа. Второй — «Стражи Галактики», где он озвучил инопланетное дерево Грута. Кроме того, можно обратить внимание, что голос Грута похож на голос Гиганта. Это потому, что над обоими голосами работал один человек — звукорежиссёр Док Кейн.

Источник

«Стальной гигант»: история одного провала

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

31 июля 1999 года в кинотеатре Mann’s Chinese Theater в Лос-Анджелесе состоялась премьера анимационного фильма «Стальной гигант». Ленте не удалось привлечь внимание публики, однако, несмотря на катастрофически низкие сборы, впоследствии «Стальной гигант» завоевал исключительное место в сердцах зрителей и стал одним из лидеров продаж на DVD. Почему так произошло? И что такого особенного было в незатейливой сказке про дружбу робота и ребёнка? В честь двад цати летне го юбилея детища Брэда Бёрда мы попробуем найти ответы на эти вопросы и заодно расскажем непростую историю создания одного из самых недооценённых полнометражных мультфильмов.

«Стальной гигант» — экранизация детского научно-фантастического романа Теда Хьюза «Железный человек». Экранизация, мягко говоря, не дословная.
В первоисточнике рассказывается про неизвестно откуда взявшегося робота, которого люди поначалу преследовали, боясь, что он может представлять угрозу. А потом обратились к нему за помощью, когда потребовалось победить космического дракона — гигантское чудовище, родственника японских кайдзю (книга вышла в то время, когда фильмы про Годзиллу пользовались бешеной популярностью), который закрыл своей тушей небо над Австралией. В сюжете также фигурировал мальчик Хогарт — единственный представитель человеческой расы, поверивший в Железного человека и предложивший ему дружбу. Заканчивается роман мощным антивоенным посланием: дракон оказывается вовсе не злым, он просто очень чутко воспринимает музыку сфер, а единственная музыка, которую он слышал с планеты Земля, — это музыка войны.


Клипа A Friend is a Friend. Вот так выглядело первое появление Стального гиганта на экране

Теду Хьюзу одновременно удаётся избежать излишнего натурализма и создать действительно мрачную, необычную для детской книги атмосферу одиночества главного героя. Возможно, такая нерадостная интонация связана с тем, что изначально Тед Хьюз рассказывал эту сказку своим детям, чтобы те смогли пережить потерю матери. И хотя в «Железном человеке» совсем нет темы принятия смерти, страх сопровождает читателя на протяжении всего романа.

Серьёзному тону книги способствовали иллюстрации Эндрю Дэвидсона: скупые, минималистичные, с обилием теней и пятен, с грубыми пропорциями персонажей, в особенности самого Железного человека. Такой взгляд на историю немного контрастировал со счастливым финалом, в котором люди смогли принять не только инопланетного робота, но и грозившегося их уничтожить космического дракона. Именно издание 1985 года с иллюстрациями от Эндрю Дэвидсона получило премию Курта Машлера, которая достаётся произведениям, где текст и рисунок уравновешивают друг друга.

«Железного человека» неоднократно переиздавали, в том числе и в Америке; правда, там название книги изменили — с Iron Man на Iron Giant. Чтобы не возникало путаницы с одним популярным персонажем.

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

Переиздание «Железного человека» с иллюстрациями Дэвидсона стало ключевым моментом в истории этой книги: она послужила источником вдохновения для многих людей, в том числе для музыканта Пита Таунсенда, бывшего лидера группы The Who. Он загорелся идеей создать мюзикл по мотивам «Железного человека», и в 1989 году вышел альбом The Iron Man: The Musical. Технически это был не мюзикл, а сборник песен, основанных на сюжете и образах «Железного человека», однако каждая композиция исполнялась от лица того или иного персонажа: Пит Таунсенд пел за мальчика Хогарта, легенда блюза Джон Ли Хукер — за Железного человека, а Нина Симон — за космического дракона. Позже Таунсенд объединился с известным бродвейским режиссёром Де Макануффом, и тот посоветовал Питу продать либретто компании Warner Brothers — для съёмки анимационного мюзикла. Спектакль, кстати, тоже в итоге поставили — в 1993 году на сцене британского театра Old Vic.

Первоначально над мультфильмом должен был работать Дон Блут («Секрет крыс», «Все псы попадают в рай»), однако он не верил, что эту историю можно растянуть до полного метра, и в итоге отказался от проекта. Возможно, сценарий никогда бы не экранизировали, если бы его не предложили на рассмотрение молодому режиссёру Брэду Бёрду.

Брэд Бёрд попал в Warner Brothers из Turner Entertainment — компании слились в октябре 1996 года. Вундеркинд от анимации, Бёрд уже в возрасте четырнадцати лет учился у Милта Каля, одного из «девятки диснеевских стариков», составлявших ядро студии Уолта Диснея ещё в «золотой» её период — 30-50-е годы. Затем Брэд устроился на студию Disney, разочаровался из-за жёсткой иерархичности и отсутствия творческой свободы для аниматоров, был уволен, создал ряд интересных короткометражек, работал над «Симпсонами». В компании Turner Entertainment Бёрд разрабатывал идею полнометражного мультфильма «Рэй Ганн» — мрачного научно-фантастического боевика с элементами нуара, но при этом с рейтингом PG-13.

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

Бёрд очень надеялся снять такую анимационную картину, которая была бы интересна не только детям, но и взрослым. Однако ему не удалось убедить студию в том, что у «Рэя Ганна» будет аудитория, и проект отложили до лучших времён, а затем, после слияния компании с Warner Brothers, о нём забыли навсегда.

Идея экранизации «Железного человека» вдохновила Бёрда. Правда, он с самого начала не хотел ставить дословную адаптацию, и уж тем более его работа не должна была становиться мюзиклом. «Я читал книгу Теда Хьюза и любил её за поэтическую простоту, — говорил Бёрд в интервью, — но у меня также были свои собственные идеи относительно того, о чём может рассказывать фильм. Я большой поклонник работы Пита Таунсенда, но я не видел „Гиганта» анимационным мюзиклом. Смыслом этой истории для меня были отношения между маленьким мальчиком и гигантом. Моя главная проблема с книгой заключалась в том, что она отклонилась от этих отношений примерно на полпути и превратилась в соревнование между гигантом и огромной космической летучей мышью».

Вместе со сценаристом Тимом Маккэнлисом Бёрд значительно переработал оригинальный сюжет, оставив от него только центральных персонажей и несколько ключевых моментов. Теперь история рассказывала об упавшем рядом с маленьким городком роботе, который подружился с мальчиком и противостоит военным. Сценарий был отправлен не только руководителям студии, но и самому автору, Теду Хьюзу. Тот остался крайне доволен работой Бёрда, и, хотя это был не мюзикл, сценарий пустили в работу.

За год до «Стального гиганта» Warner Brothers выпустили мультфильм «Волшебный меч: В поисках Камелота». Из-за постоянных переделок сценария, управленческой неразберихи и токсичной обстановки на съёмках не получалось добиться согласия между разными членами творческой группы, а это, в свою очередь, привело к закономерной коммерческой неудаче: сборы в США едва отбили половину бюджета. После этого рабочий процесс полностью перестроили — и при работе над «Стальным гигантом» режиссёру дали больше творческой свободы. Правда, были и минусы: студия поставила ограничения на бюджет и сроки производства.

Помимо этого, Бёрду досталась творческая команда из разочарованных и подавленных людей, которые никак не могли оправиться после нервной и изнурительной работы над «Волшебным мечом». Дополнительной сложностью в налаживании отношений с аниматорами стало то, что прежний режиссёр не общался с ними лично — наработки рассматривались за закрытыми дверьми и потом возвращались обратно с комментариями и пометками. Брэд Бёрд, столкнувшийся с подобными проблемами в начале своей карьеры на студии Disney, приложил немало усилий, чтобы сплотить команду и вдохнуть в неё уверенность. Когда он похвалил одного из аниматоров, рискнувшего показать свои собственные рисунки вместо менее удачной бёрдовской раскадровки, остальные поняли, что у них наконец-то появилась возможность самовыражения, — и это их вдохновило.

Нельзя сказать, что студия совсем не принимала участия в создании фильма. Как вспоминала продюсер Элисон Эббет, им с Бёрдом неоднократно приходилось доказывать руководству, что картина, которую они готовят, не может быть мюзиклом и не должна включать в себя комедийных помощников, домашних животных и прочих сайдкиков; в этом тоже помогал печальный опыт «Волшебного меча». Однако совсем без второстепенных персонажей не обошлось, и «каст» мультфильма был значительно расширен. И всё же главными героями оставались инопланетный робот и человеческий ребёнок.

«Весь фильм основан на отношениях Хогарта и гиганта, и мы боялись, как бы они не выглядели так, будто находятся в разных мирах, — рассказывал Бёрд. — Мы около шести месяцев создавали программу, делающую контуры гиганта чуточку неровными, чтоб он казался нарисованным от руки».

Если Стальной гигант похож на свой литературный прототип, то образ Хогарта был значительно углублён. Прежде всего, ему добавили предысторию, значительно отличающуюся от оригинальной: он живёт не с отцом-фермером, а с мамой, работающей допоздна официанткой в кафе. У него есть проблемы в школе и нереализованное желание о ком-нибудь заботиться — например, в самом начале фильма он пытается уговорить мать взять в дом белку. В сущности, он обычный ребёнок, который проникается к гиганту тёплыми чувствами и не хочет выдавать его присутствия ни местным, ни приехавшему расследовать загадочные происшествия правительственному агенту Кенту Мэнсли.

Ответ на этот вопрос связан с ещё одним значительным изменением, которое внесли в историю Брэд Бёрд и Тим Маккэнлис: они перенесли место действия из Англии неопределённого XX века в американский город Рокуэлл 1957 года. Дата и место действия были выбраны неслучайно: одним из важнейших мотивов фильма стала тема паранойи, нагнетания страха и, как следствие, предвзятости и нетерпимости людей ко всему чужому.

Такой сюжет требовал заодно и смены антагониста, и вместо космического дракона, угрожающего всему живому на Земле, врагом Стального гиганта стал правительственный агент из Бюро паранормальных явлений Кент Мэнсли. Бёрд не раз подчёркивал, что в кино пятидесятых Кент был бы не злодеем, а главным героем: он добросовестно выполняет свою работу и действительно хочет спасти жителей города от опасности. Таким образом, «Стальной гигант» стал первым полнометражным мультфильмом для детей, где главный злодей — представитель власти. При этом военные не показаны плохими людьми: в отличие от Кента, они, узнав о том, что робот безопасен, прекращают огонь.

Однако мультфильм не преуменьшает вину местных жителей и не делает главного злодея инициатором параноидальных настроений. Хотя обитатели Рокуэлла не выкапывают яму-ловушку для Стального гиганта, как в книге, они достаточно напуганы потенциальной угрозой со стороны Советского Союза — вплоть до того, что в школе детям показывают образовательный фильм, обучающий правилам поведения при ядерном взрыве. «Снаружи обстановка в городе Рокуэлл штата Мэн выглядит идиллической, но внутри всё кипит; все боятся бомбы, русских, спутников, даже рок-н-ролла», — пояснял Бёрд.

Несмотря на то что в экранизации пришлось увеличить количество действующих лиц, на фоне других полнометражных мультфильмов того года «Стальной гигант» удивляет скромным составом персонажей: помимо гиганта, Хогарта, Кента Мэнсли и военных, в сюжете участвуют только мама Хогарта и Дин Маккоппин — битник-художник, живущий и работающий на свалке металлолома.

Как рассказывал Тим Маккэнлис, мама Хогарта была введена потому, что иначе фильм получался излишне маскулинным: других женских персонажей, кроме неё, сюжет не предусматривал. К тому же это позволяло поднять тему детско-родительских отношений и показать, как мальчик, потерявший отца (по всей видимости, на войне), незаметно для себя становится «родителем» Стального гиганта — начинает ухаживать за ним, помогает ему постигать мир и даже защищает от обидчиков в меру своих сил.

Что касается Дина, то Брэд Бёрд не раз говорил, что хотел раскрыть проблему нетерпимости и предвзятости максимально широко, не только на примере Стального гиганта. Было рассмотрено множество вариантов, в том числе связанных с расовыми конфликтами, но в итоге остановились на битнике — представителе субкультуры, которая не вписывалась в конформистскую систему пятидесятых.

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

Поскольку одной из целей фильма было воссоздание духа времени, нужно было внимательно относиться не только к быту, но и к увлечениям героев: что они смотрят по телевизору, какие книги читают и так далее. Однако, помимо непосредственных отсылок к образовательным пропагандистским короткометражкам 50-х и фантастическим фильмам того периода («День, когда Земля остановилась», «Война миров», «Ужас Тролленберга», «Это прибыло из космоса», «Захватчики с Марса», «Запретная планета» и «Безликий демон»), одно произведение используется одновременно и как символ эпохи, и как важный сюжетный элемент, и как ключевая модель поведения для Стального гиганта.

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

стальной гигант мультфильм 1999 актеры

Итак, у создателей мультфильма были все козыри: профессионализм, увлечённость делом, амбициозный и хорошо реализованный замысел, положительные отзывы критиков после предпоказа для прессы. Но мультфильм, вышедший 31 июля 1999 года, провалился в прокате. Что же пошло не так?

Основную вину за провал обычно взваливают на маркетинговый отдел студии Warner Brothers. Так, Брэд Бёрд и Элисон Эббет жаловались, что никто из съёмочной группы до последнего момента не знал даты выхода фильма. Поэтому конец работы прошёл в спешке, часть сцен, например общение Дина с мамой Хогарта, пришлось вырезать или сильно сократить. Был выпущен только один рекламный плакат, и к тому же, несмотря на перенос премьеры на несколько месяцев (с мая на июль), прервалось сотрудничество с «Бургер Кинг» — игрушки к детским завтракам были попросту не готовы. Тим Маккэнлис предполагал, что руководство студии вообще не было уверено в успехе «Стального гиганта» и вложило основные силы в продвижение другого своего летнего блокбастера — «Дикий, дикий Запад». Тоже провалившегося в прокате.

К четвёртой неделе «Стальной гигант» собрал только 18 миллионов долларов, и кинотеатры закономерно стали отказываться от проката. Суммарно мультфильм не отбил и половины бюджета — тридцать один миллион против вложенных семидесяти.

История на этом не закончилась. В 2014 году произошёл очередной конфликт между Warner Brothers и Брэдом Бёрдом, уже насчёт релиза мультфильма на Blu-ray: студия хотела включить на диск только фильм, тогда как Бёрд считал такой подход неправильным и призвал подписчиков в твиттере доказать, что фанаты нуждаются t в дополнительных материалах. Это принесло свои плоды: в 2016 году студия выпустила эксклюзивное Deluxe-издание, содержащее несколько вариантов картины (кинотеатральная версия и расширенная версия с добавленными сценами, причём обе представлены в различных разрешениях), документальный фильм «Сон гиганта», а также подарки для фанатов: открытки, четырёхдюймовая фигурка гиганта и письмо от режиссёра.

«Стальной гигант» стал уникальным явлением в истории мирового аниматографа. С одной стороны, он находится в одном ряду с такими «запоздалыми» хитами, как «Спящая Красавица» и «Коты не танцуют»; с другой — его всё ещё преследует слава мультфильма, который заслуживает больше внимания, чем у него есть. В какой-то степени «Стальной гигант» повлиял на развитие цифровой компьютерной анимации, но меньше, чем пиксаровские хиты или даже диснеевский «Динозавр»: уж слишком своеобразные задачи она здесь решала. Его заслуженно считают одним из лучших детских научно-фантастических мультфильмов, но при этом он понравится далеко не каждому ребёнку — да и не каждый родитель решится его показывать.

В этом году «Стальной гигант» празднует двадцатилетие со дня премьеры. И, конечно, мы не можем повернуть время вспять и мотивировать людей сходить на него в кино, но можем предложить вам посмотреть его сейчас. В конце концов, хороший фильм не теряет ценности через год, двадцать или даже пятьдесят лет — и «Стальной гигант» тому отличное доказательство.

Источник

Стальной гигант

«Стальной гигант» (англ. The Iron Giant ) — фантастический рисованный мультфильм-драма 1999 года, выпущенный «Warner Bros. Animation» по мотивам книги Теда Хьюза «Железный человек», написанной в 1968 году. Премьера состоялась в США 31 июля 1999 года. В мультфильме поднимается тема военной паранойи вообще и во время Холодной войны в частности.

При бюджете в 70 миллионов долларов данный мультфильм по тем временам всё равно считался низкобюджетным. Он с треском провалился в прокате из-за слабо организованной рекламной компании, так как «Warner Bros», после кассового провала их предыдущего проекта «Волшебный меч: В поисках Камелота», не возлагала на него больших надежд, вкладывая свои ресурсы в тот год в раскрутку других проектов. [ источник не указан 545 дней ]

В российском прокате мультфильм не шёл, но был издан с дубляжом на DVD 26 апреля 2001 года компанией «Мост-Видео».

Содержание

Сюжет

1957 год. Моряк Эрл плыл в грозу и случайно увидел огромный летающий объект. Спустя несколько дней заинтересованный этой историей мальчуган по имени Хогарт Хьюз узнаёт, что это гигантский робот, прилетевший на Землю из далекой космической галактики.

Несмотря на свой грозный вид, инопланетный гость оказывается добрейшим созданием. Между ним и отважным мальчишкой завязывается настоящая дружба. Хогарт объясняет гиганту, что такое добро и зло. Он показывает ему комиксы про Супермена — супергероя и Атомо — злодея. На пару со своим другом — скульптором-металлистом Дином Маккопином они прячут робота от всех, в том числе и от секретного агента Кента Мэнсли, который нашёл игрушечное ружьё мальчика возле повреждённой Гигантом электростанции и начал подозревать Хогарта.

Впоследствии в городе был установлен памятник Гиганту, построенный Дином. Мать Хогарта и Дин начали встречаться, а генерал Рогард подарил Хогарту болт — единственную деталь стального гиганта, которую удалось найти. Однако той же ночью робот начинает восстанавливаться: все его части добираются к источнику сигнала — голове, находящейся где-то в Исландии.

Роли озвучивали

Вырезанные сцены

В специальном DVD-издании мультфильма представлены 8 не вошедших в окончательный вариант сцен, большая часть из которых не была анимирована и была представлена в виде набросков и скетчей:

Signature Edition

30 сентября и 4 октября 2015 года в США состоялись одноразовые показы отреставрированной версии, которая приблизительно на две минуты длиннее оригинальной. Она включала следующие изменения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *