сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни в чем это проявлялось
эссе-сочинение по теме «Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни и в чем это проявляется»
Ответы 2
2.Бывают Племена, народности, Нации или даже целый род
3.Национальность это принадлежность какого то человека к определенной нации, которую связывает культура язык и тд. Роль велика, так как народы имеют определенную культуру и историю, помимо этого еще и разные обычаи, которые могут соблюдаться даже сейчас
5. Как минимум это могут быть разные причины: неудовлетворенность людей внутри страны, географическое несогласие о установлении границ расселения народов, историческое в котором было противоречие между народами и тд
6. Как минимум гос-во должно дать гарант на реализацию прав свобод личности, несмотря на национальную принадлежность
8. Патриотизм имеет фактор гордости за культуру и достижению своего гос-ва. Патриот не выставляет в негативном ключе чужую родину и ее культуру, когда как национализм хоть и похож по признакам с патриотизмом, но он приводит к разобщению людей, когда как патриотизм объединяет
9.Это может быть по разному. Иметь друга таджика. Лично я каждый день общаюсь с людьми разных национальностей, мне не важно как они выглядят и какая у них культура, для меня они все равно люди
Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни в чем это проявлялось
Гдз Соболева О.Б. к учебнику по обществознанию 7 класс Параграф 3
Авторы: Соболева О.Б., Корсун Р.П.
Год: 2016
Описание: Гдз к учебнику Кравченко А.И., Певцова Е.А. по обществознанию для 7 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
Соболева 7 класс / Параграф 3
Параграф 3. Мы — дети разных народов.
Проверьте себя.
1. Что такое нация? Дайте развёрнутый ответ.
Нация — это высшая по развитию, самая большая по численности и самая устойчивая из этнических групп. Нация сформировалась на базе предшествующих стадий развития этноса, но не все народности объединились в нации. Главными признаками, объединяющими людей в нацию, являются: общность языка, общая история, единая территория, национальные культура и самосознание, некоторые черты психологического и духовного облика, условия ведения хозяйства.
2. Какими должны быть национальные отношения в современном мире? Почему?
Современный мир – это пёстрая семья различных народов, отличающихся образом жизни, традициями, ценностями, материальной культурой. Ни один народ не может жить изолированно. Мирное сосуществование и сотрудничество разных народов являются важнейшими условиями развития человеческого общества. Ведь при военных конфликтах и вражде мы получаем регресс – возврат от более высоких форм развития к низшим, и только при сотрудничестве мы можем добиться прогресса – развития.
Поймите себя.
3. В чём проявляется ваша принадлежность к своей национальной культуре?
Национальность — это принадлежность человека к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками.
1. Я говорю на национальном языке (русском);
2. Я исповедую самую распространенную в России культуру (христианство);
3. Я празднуют традиционные национальные праздники (Новый год, День защитника отечества, Рождество, Масленица, Пасха, День победы и т.д);
4. Мои родители моей же национальности (русские).
4. Изменилось ли ваше отношение к национальным проблемам после прочтения данного параграфа?
Да, ведь история межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
Я считаю, что нациям нужно не соперничать, а сотрудничать. И таким образом мы сможем добиться прогресса.
Подумайте.
5. Верно ли утверждение: «Каждому народу соответствует свой особый язык»?
Да, полностью согласен. Ведь одним из признаков народа (нации) является наличие собственного языка. К тому же, язык и разговорная речь формируется у каждого народа индивидуально в процессе развития.
6. Каковы, на ваш взгляд, причины, влияющие на численность и культуру народов? Подумайте, каким образом можно спасти малочисленные народы от исчезновения?
На мой взгляд, на численность народов влияют причины экономического, социального, а так же политического характера. Ведь благополучие, защищенность в правовой сфере, открытая и прозрачная система обеспечения реализации человеческих прав — все эти условия, в случае их присутствия, обеспечат культурное развитие и демографический рост определенного народа. Важным так же является информированность общества, для популяризации и сохранения малочисленных народов, которым так же важно показать важность их самоидентификации.
7. В городе Краснодаре живут три родных брата. Один из них считает себя русским, другой – украинцем, а третий – казаком. Возможно ли это? Почему?
Все наполовину русские, наполовину украинцы. Может один с мамой жил в России все детство, а другой с папой в Киеве или где-нибудь там. Или наоборот. А казак – это больше не национальность, а этническая группа.
Мы и они — проблема межнациональных отношений
Россия — многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_oni_-_problema__mezhnacionalnyh_otnosheniy.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы» и «они» — проблема межнациональных отношений.
Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.
Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.
Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».
Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».
Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;
– провести социологический опрос;
– проанализировать полученные результаты;
– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».
Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.
Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям
Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.
В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.
И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»
Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».
Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.
Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.
В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.
В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?
Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».
В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.
Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.
Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.
Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.
Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.
главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.
Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть 😀
Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.
А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже — опасно это.
Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь
Красивые женщины есть в любой нации
Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:
2. Национальная принадлежность
3. Как вы относитесь к представителям другой национальности
в) в зависимости от национальности
4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
в) в зависимости от национальности
5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?
6. Знаете ли вы свой родной язык?
б) знаю только несколько слов
7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?
9. Есть ли у вас друзья другой национальности?
10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?
По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.
Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.
У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.
Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 — в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные — в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.
Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 — в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные — в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.
Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности
2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке
3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими
Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:
1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.
2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.
3) Ввести сурдоперевод на канале НВК
4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.
5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.
6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду
18 страница. Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отношений современного мира.
Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отношений современного мира.
В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владении резервациях, которые занимают 3 % континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны являются мексиканцы. Их численность составляет по различным подсчетам от 10 до 13 млн человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нью-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексиканцы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.
В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобританию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально- освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Северная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борьба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религиозной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.
Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона индейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отдаленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франко-говорящей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.
Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выливающиеся в военные конфликты.
Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоянного внимания и заботы со стороны государства. Они периодически обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты и даже национально-освободительные войны.
В различных странах в настоящее время идет борьба за предоставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочисленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.
Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений между разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населения у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребности в увеличении территории проживания, в расширении представительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.
В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, проживавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Такая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были покинуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.
Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, большинство — многонациональные. Некоторые из них до определенного исторического этапа своего развития оставались унитарными, где господствующими культурами были культуры государство- образующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.
Практика показывает, что федерация представляет цивилизованную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятельности наций. Дробление же государств по национальному признаку противоречит интересам экономики, успешному решению глобальных экологических проблем и не согласуется с интересами государствообразуюших наций, положивших много сил на защиту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров борьбы различных национальностей за получение полной политической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических отношений, на судьбу государств и международную политику, составляет этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.
Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, особенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпячивание своей исключительности и отвергание всего, что не связано с собственной национальной культурой, несомненно, способствует национальной разобщенности и вражде.
Проявлением этноцентризма выступает национализм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и положительное. В последнее время вполне справедливо словом «национализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любящих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угнетенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.
Тем не менее от понятия «национализм» следует отличать понятие патриотизм, которое представляет собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю. Это — признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм — это глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.
Национализм в его положительных проявлениях — довольно редок. Чаще всего он порождает ненависть и вражду между народами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабощению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма в качестве государственной идеологии привело, как известно, к развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.
1. Что такое этнос? Каковы его признаки?
2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?
3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?
4. В чем проявляются межнациональные отношения?
5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.
6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?
7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?
8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?
9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?
Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, затем создает свою семью. Семья — это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. Семья выполняет исключительно важную функцию — воспроизводство человеческого рода. В семье происходит рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных, организуют быт и отдых. В хорошей дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества. Семья выступает основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Существуют два подхода к определению понятия «семья» — социологический и юридический. С социологической точки зрения семья — это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. В юридическом значении семья понимается как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятия детей на воспитание. Несмотря на существование законодательства в семейной сфере, многие отношения этого института находятся вне правового регулирования и определяются иными социальными, главным образом моральными, нормами.
Семья как общественный институт прошел разные этапы своего развития. У многих современных народов существует только один вид семьи — моногамия, т. е. брак одного мужчины с одной женщиной в одно и то же время. У некоторых народов в прошлом, а кое-где и сейчас, обычной формой семьи была полигамия — одновременное существование более одного партнера в супружестве. Наиболее распространенную форму полигамного брака представляет полигиния, или многоженство. Очень редкая форма полигамии — полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.
По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Многопоколенные семьи были широко распространены в прошлом, когда дети после вступления в брак продолжали жить в родительском доме. В настоящее время молодые супруги стремятся жить отдельно от родителей. Таким образом, на смену расширенной семье приходит нуклеар- ная, в рамках которой совместно проживают два поколения — родители и дети.
Семья — это ячейка общества. Возникновение и прекращение ее существования имеет определенный социальный смысл, который проявляется в ряде выполняемых семьей функций. Во-первых, это репродуктивная функция, биологическое воспроизводство человека. Во вторых, социально-статусная функция, связанная с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей. В-третьих, экономическая и хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в удовлетворении материальных и хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи и ведении общего хозяйства. В-четвертых, эмоциональная функция, основанная на потребности человека в любви, заботе, интимном общении. В-пятых, функция сексуального регулирования, т. е. упорядочение естественных сексуальных потребностей. И, наконец, функция социализации детей, т.е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.
Каждая семья имеет свою специфику развития и период существования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи — период от ее возникновения до прекращения ее функционирования. Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов. Первый — период от заключения брака до рождения детей. Второй — существование семьи в составе супругов и детей. В рамках третьего периода происходит отделение детей и создание ими своих семей.
Четвертый период связан с распадом семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.
Надо отметить, что выделение периодов жизненного цикла семьи относится к полной семьей в составе родителей и детей. В жизни нередки случаи, когда семья состоит из одного родителя и ребенка, когда супруги не имеют детей или когда мужчина и женщина состоят в незарегистрированном браке. Все эти нюансы создают особые трудности в определении вида семьи и периода жизненного цикла, в котором она находится.
Ряд вопросов, касающихся семейных отношений, выступает предметом государственного регулирования. Конституция РФ в статье 38 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Государство регулирует работу детских учреждений, развивает систему мер помощи семье, устанавливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким матерям, принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.
Государство регулирует отношения в семейной сфере рядом документов, к которым кроме Конституции относится Семейный кодекс, принятый в 1995 г. (введен в действие 1 марта 1996 г.). Этот закон — основной в сфере семейного права — отрасли права, регулирующей бранно-семейные отношения. Принципы семейного права составляют добровольность брачных отношений, единобрачие, равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.
Возникновение семьи закон связывает с заключением брака. Брак — это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности. В нашей стране государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС (органах записи актов гражданского состояния). Фактические брачные отношения, а также брак, оформленный по религиозным канонам, не защищаются государством.
Желающие вступить в брак должны лично подать об этом заявление. При заключении брака в органах ЗАГС необходимо присутствие обоих лиц, вступающих в брак. Не допускается заочная регистрация брака. Если один из вступающих в брак по объективной причине (например, болезнь) не может прибыть в ЗАГС, то допускается регистрация брака работниками ЗАГС по его месту пребывания (дома, в больнице и т.д.). Стороны должны быть осведомлены о состоянии здоровья друг друга.
Закон устанавливает несколько условий действительности брака. Жених и невеста должны дать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз. Это проявляется как в совместной подаче заявления в ЗАГС, так и во время самой церемонии бракосочетания, когда у жениха и невесты спрашивают, согласны ли они вступить в брак.
Следующее важное условие — это достижение брачного возраста, который установлен в России в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
Лица, вступающие в брак, не должны находиться в другом зарегистрированном браке. Это выясняется при проверке отметки о браке в паспорте.
Не допускается заключение брака между близкими родственниками, под которыми понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки). Не допускается также заключение брака между усыновителем и усыновленным, так как они приравниваются к родителям и детям.
Запрещается заключение брака недееспособным вследствие душевной болезни и слабоумия лицом (дееспособность — это способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности; недееспособность устанавливается судом).
Нарушение этих условий, а также сокрытие вступающим в брак наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического заболевания и заключение фиктивного брака, т.е. вступление в брак без намерения создать семью, могут привести к признанию брака недействительным. Решение об этом принимает суд. Стороны приводятся в первоначальное положение, как если бы брака не было вообще и между ними никаких прав и обязанностей не возникало (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т.д.). Однако признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке.
Если признание брака недействительным прекращает брачные отношения и на будущее, и на прошлое время, то развод прекращает супружеские отношения только на будущее время. Оба супруга имеют право на совместно нажитое имущество, в некоторых случаях — на алименты и др.
Расторжение брака (развод) осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается, если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, и если у них нет общих несовершеннолетних детей. Если же такие дети есть и второй супруг против расторжения брака, то вопрос решается в суде. Одновременно суд решает вопросы о том, с кем будут проживать дети, о выплате средств на их содержание, о разделе совместного имущества и т.д. Брак считается расторгнутым с момента решения суда. Бывшие супруги лишь обязаны явиться в ЗАГС, чтобы поставить в паспорте штамп о разводе.
Вступившие в брак мужчина и женщина обладают личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями. Вступление в брак не несет ограничения прав каждого из супругов. Один из них независимо от воли другого может самостоятельно принимать решения по личным вопросам: выбирать себе профессию, род занятий, место жительства или пребывания. При заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилии добрачную фамилию одного из них или добавить к своей фамилии фамилию супруга, если их добрачные фамилии не были двойными. Все вопросы семейной жизни, в том числе и воспитания детей, супруги должны решать совместно на основе согласия и равноправия.
Закон различает личную и совместную собственность супругов. Дети не имеют права собственности на имущество, принадлежащее родителям. К личной собственности относится имущество, приобретенное до брака, приобретенное во время брака, но на деньги, полученные до брака, приобретенное в дар, по наследству, предметы индивидуального пользования, а также то имущество, которое приобретено в зарегистрированном браке, но после фактического прекращения супружеских отношений. Личным имуществом каждый супруг пользуется и распоряжается самостоятельно.
Имущество, нажитое в браке, представляет совместную собственность супругов. Семейный кодекс различает законный и договорный режимы имущества супругов. Режим имущества супругов по закону действует в том случае, если брачным договором не установлено иное, а именно супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т.е. на то имущество, которое они приобрели во время брака. При разделе это имущество делится на равные доли, даже если один из супругов не имел самостоятельного заработка, вел домашнее хозяйство, растил детей. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, происходит по взаимному согласию супругов.
Семейный кодекс предусматривает заключение брачного договора как в период брака, так и до его регистрации. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности. Супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения ими семейных расходов, варианты раздела имущества после развода. Но брачный договор не может ограничивать дееспособность супругов, нарушать принципы равноправия мужчины и женщины в браке и содержать такие условия, которые противоречили бы общим началам семейного законодательства. Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака. Он может быть изменен или расторгнут только по взаимному согласию супругов.
С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности. При регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС ему присваивается фамилия его родителей, если они носят общую фамилию. Если фамилии отца и матери разные, родители вправе присвоить ребенку любую из их фамилий, а если они не могут прийти к соглашению, то фамилия одного из них присваивается по указанию органа опеки и попечительства. Родители имеют право самостоятельно выбрать ребенку имя.
В ряде случаев закон предусматривает возникновение алиментных обязательств. Они обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других ее членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника — плательщик и получатель алиментов. Лишь со смертью одного из них алиментные обязательства прекращаются. Наиболее распространена уплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей — в том случае, если их родители развелись. Но предусматривается также взыскание алиментов в пользу бывшего супруга, если тот, например, потерял трудоспособность во время пребывания в браке.
Алименты могут выплачиваться обязанным лицом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд можно заключить нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, равно как и между законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается, и дело должно рассматриваться в суде.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и (или) иному доходу родителя: на одного ребенка — одна четверть, на двух детей — одна треть, на трех и более детей — половина дохода.
Стороны могут самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается предоставление имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.). Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты.
Еще одной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. В качестве опекунов и попечителей могут выступать родственники детей или иные близкие люди. Опекунами и попечителями могут назначаться только дееспособные совершеннолетние граждане, не лишенные родительских прав. Решение о назначении того или иного лица опекуном (попечителем) принимается органами опеки и попечительства. При этом учитываются нравственные и иные личные качества претендента, его физическое здоровье, отношение к ребенку. В ряде случаев учитывается и мнение самого ребенка. Находящийся под опекой (попечительством) ребенок сохраняет все права, предусмотренные законодательством (право на воспитание, образование, всестороннее развитие, содержание и т.д.). На содержание ребенка опекуну ежемесячно выделяются денежные суммы в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Опекуны (попечители) и приемные родители выступают официальными представителями своих подопечных детей, имеют право и обязанность осуществлять их воспитание, заботиться об их нравственном и физическом развитии.
Семейное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм семейного права. Так, за ненадлежащее воспитание детей предусматривается лишение родительских прав. Это происходит в случае уклонения от выполнения родительских обязанностей, отказа забрать ребенка из роддома, злоупотребления родительскими правами (например, принуждение ребенка к занятию попрошайничеством), а также если родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами и если родители совершили умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка.
Решение о лишении родительских прав принимает только суд. Родители, лишенные родительских прав, теряют весь комплекс прав по отношению к ребенку. Они не могут воспитывать ребенка и общаться с ним, не могут получать на него алименты и пользоваться другими льготами, наследовать его имущество. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать своего ребенка. Ребенок же сохраняет все имущественные права по отношению к родителям, например право получения наследства. Лишение родительских прав — санкция обратимая. Если родитель исправился, изменил свой образ жизни, суд по его просьбе может восстановить его в родительских правах.
Кроме лишения родительских прав семейное законодательство предусматривает меры ответственности за неуплату алиментов. Санкции за это нарушение могут быть как имущественного характера (например, неустойка), так и, в случае злостного уклонения от уплаты алиментов (под которым понимается не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, но и сокрытие дохода, смена работы и места жительства или уклонение от работы), в форме уголовной ответственности.
1. Какую роль в обществе играет семья?
2. В чем различие социологического и юридического подходов к пони манию семьи?
3. Какие виды семьи существуют?
4. Какие функции выполняет семья?
5. Какие стадии можно выделить в жизненном цикле семьи?