сталкер тарковского роли и актеры и роли
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных детских фильмов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Евгением Стебловым по одному кадру!
Актёрские байки: Александр Абдулов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Игорем Квашой по одному кадру!
Журнал
11 интересных фактов о фильме «Сталкер»
Среди поклонников отечественной фантастики есть мнение, что братьям Стругацким не везёт с экранизациями. Однако это не мешало фильмам по их произведениям быть любимыми и популярными или даже становиться культовыми, как это случилось со «Сталкером» Андрея Тарковского.
В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Первая версия сценария под названием «Машина желаний» позже была издана отдельным произведением — суть первоисточника сохранилась, а вот герои, детали сюжета и концовка были новыми. Этот вариант Тарковского не устроил — режиссёр посчитал, что получилось слишком живо и пёстро, и история нуждается в «ускучнении». Стругацкие тогда ещё не знали, что переделывать придётся очень много раз, но очень уважали Тарковского и терпеливо вносили бесконечные правки…
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
Председатель Госкино предупредил режиссёра, что братья-фантасты имеют репутацию «неэкранизируемых». Они были невероятно популярны, но попытки перенести героев их произведений на экраны по разным причинам проваливались. На конец 70-х вышли только телеспектакль «Понедельник начинается в субботу» и чешский сериал по тому же «Пикнику на обочине» — оба были нещадно раскритикованы и сразу исчезли из эфира. Тарковский на такие условности не обращал внимания, его больше пугало то, что в Госкино затягивали с подписанием фильма в производство… Уже были утверждены актёры и подобрана натура в Таджикистане, а разрешения всё не было. Тогда Тарковский написал письмо в КПСС — просил разобраться, почему ему не дают работать.
Приём оказался действенным, но тут в районе запланированных съёмок произошло землетрясение и срочно пришлось искать новую площадку. В результате «Сталкера» снимали недалеко от Таллина — на реке Ягала обнаружили заброшенную электростанцию и плотину, которые идеально вписывались в атмосферу фильма.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
У Андрея Тарковского были любимые актёры — Николай Гринько и Анатолий Солоницын, которые снимались почти в каждом фильме режиссёра. В «Сталкере» они сыграли Профессора и Писателя, а роль самого Сталкера режиссёр отдал Александру Кайдановскому. После премьеры его стали называть самым загадочным актёром советского кино, а он страдал от понимания, что Сталкер — его вершина, лучше он уже ничего не сыграет. После съёмок он окончил режиссёрские курсы, но прославиться в этом качестве не получилось — самыми яркими режиссёрскими работами Кайдановского были фильм «Жена керосинщика» и клип на песню Бориса Гребенщикова «Гарсон № 2».
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
На съёмках фильма случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом, которого Тарковский считал гением после совместной работы над драмой «Зеркало». Отношения натянулись ещё до съёмок, когда Тарковский сказал, что в главной женской роли будет снимать свою жену. Оператор не видел в ней таланта и пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая идеально вписалась в образ. Жена Тарковского пообещала, что на фильмах её мужа Рерберг больше работать не будет…
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
В ходе работы конфликт нарастал. Режиссёру не нравилось качество съёмки, оператор отвечал, что без толкового сценария всё будет плохо. Рербергу категорически не нравилось, что у Тарковского не было чёткого представления о фильме, режиссёр действительно передумывал и перестраивал материал на ходу. Финальной точкой стала порча снятого материала в проявочной «Мосфильма» и перепалка оператора со Стругацкими — фантасты сделали ему замечание по качеству изображения. По поводу плёнки ходили разные слухи — от случайной ошибки до намеренной порчи материала самим режиссёром или кем-то из его врагов. Закончилось тем, что Тарковский обвинил во всём оператора, выгнал с картины, остановил съёмки и… переписал сценарий.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
Первый вариант «Сталкера» был загублен, но Тарковскому удалось убедить Госкино увеличить бюджет. Режиссёр пригласил нового оператора, тот проработал всего две недели и ушёл — его тоже угнетала неопределённость. Тарковский всё снятое им выкинул и отдал сценарий на переделку Стругацким. Братья были на грани отчаяния, но придумали очередную концепцию. На съёмочную площадку вышел третий оператор и — о, чудо! — ему удалось снять то, что хотел Тарковский. Некоторые очевидцы считают, что его секрет был в равнодушии к этой работе… Остальных придирчивость Тарковского сводила с ума. Если он говорил, что на лужайке должен быть зелёный цвет строго определённого оттенка, то художники пинцетами удаляли каждую травинку неправильного цвета…
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
Шёл второй год съёмок и все устали играть одно и тоже по шесть дублей каждой сцены. Анатолий Солоницин за это время успел жениться на девушке-гримёре, и у них появился сын. Кайдановский клялся, что больше никогда не будет работать с Тарковским. Гринько чаще всех снимался у режиссёра, но и то не мог припомнить, чтобы работа шла так трудно. Алиса Фрейндлих начала терять сознание и впадать в истерику на особо напряжённых сценах. Удивительно, но никто из актёров не отказался от работы!
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
На роль дочери Сталкера Тарковский искал девочку с выразительными глазами, так как роль была почти без слов. Кроме того, зрители должны были верить, что эта девочка может взглядом двигать предметы… На роль Мартышки утвердили юную Наталью Абрамову, которая не соответствовала пожеланиям режиссёра только в одном — у нее была стрижка, а по сценарию Мартышка была длинноволосой. Парики Тарковского не устроили, менять актрису он не хотел категорически, и тогда был придуман новый ход. Девочке выбрили лоб, чтобы он стал широким, как у Кайдановского-Сталкера, и надели платок… Роль Мартышки стала единственной в фильмографии Натальи Абрамовой.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
В одной из сцен фильма видно белую пену, которая плывёт по реке. Это не было задумкой режиссёра — соседний целлюлозный комбинат регулярно сливал в воду какую-то отраву… Сейчас сложно сказать, было ли это связано с работой около химкомбината, но Тарковский, его жена и Анатолий Солоницын умерли от рака легких. Ещё на съёмках было понятно, что с точки зрения экологии район небезопасен — периодически воздух и вода начинали отвратительно пахнуть, у многих были проблемы с бронхами и кожные аллергии, но никто не думал, что это всё может быть серьёзно.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
В отличие от других фильмов Тарковского, «Сталкер» почти не подвергся цензурным правкам, но успешной прокатной судьбы в СССР не имел. В Москве его показывали в трёх кинотеатрах, по другим городам разошлось всего 196 копий, и то в Госкино считали, что это много. Там ещё помнили, как зрители толпами уходили с премьеры «Соляриса»… Зато на Западе фильм принёс прокатчикам огромную прибыль. В 1980 году «Сталкер» получил специальный приз на Каннском кинофестивале, и только тогда о нём написали в советской прессе, а режиссёр получил звание Народного артиста СССР.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
«Сталкер» произвёл гораздо большее впечатление на профессионалов, чем на обычных зрителей. Этот фильм создал новый визуальный киноязык — унылые пейзажи, серые тона, развалившиеся дома и «сталкерская» атмосфера стали часто использоваться отечественными кинематографистами и создателями компьютерных игр. Отголоски «Сталкера» можно встретить и у западных режиссёров, а кадры из фильма несколько раз использовались в зарубежных музыкальных клипах. Изучению картины до сих пор посвящаются статьи и документальные ленты, где фильм рассматривают с философской, культурологической или кинематографической точки зрения. Сам же Андрей Тарковский говорил о «Сталкере», что снимал его два года, а готовился к нему всю жизнь…
Тайны «Сталкера»: Почему фильм сыграл роковую роль в судьбе Александра Кайдановского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Произведения писателей-фантастов братьев Стругацких кинематографисты пытались экранизировать не раз, но эти попытки всегда были связаны с какими-то сложностями и редко успешно заканчивались. До этапа премьер к концу 1970-х гг. дошли только советский фильм-спектакль «Понедельник начинается в субботу» и чешский сериал, поставленный по «Пикнику на обочине». Оба были разнесены в пух и прах и сняты с эфира. Когда Андрей Тарковский заявил о своем желании снять фильм по повести Стругацких «Пикник на обочине», в Госкино его предупредили, что за этими авторами закрепилась репутация «неэкранизируемых». Однако режиссера это не остановило.
В 1974 г. он предложил братьям Стругацким написать киносценарий по их повести. Если бы они тогда знали, на сколько лет растянется эта работа, и сколько раз им еще придется переписывать сценарий, возможно, сразу отказались бы, но поначалу известие о том, что за экранизацию берется сам Тарковский, их очень обнадежило.
Работа над фильмом проходила очень тяжело и в общей сложности с момента написания первого варианта сценария заняла 5 лет. Сначала Тарковского не устроила новая трактовка сюжета – писатели изменили героев, добавили некоторые детали, переделали финал. Эта версия показалась режиссеру слишком пестрой, и он попросил переписать сценарий. Стругацкие согласились внести правки. Затем Тарковский в Таджикистане нашел подходящую натуру для съемок, подобрал актерский состав, но в Госкино все никак не подписывали разрешение о запуске фильма в производство. Когда оно наконец было получено, в предполагаемом месте съемок случилось мощное землетрясение, и режиссеру пришлось искать новую натуру. В результате выбор остановился на заброшенной электростанции и плотине на реке Ягала недалеко от Таллина.
На этом сложности не закончились. Во время съемок у режиссера случился конфликт с оператором Георгием Рербергом: Тарковский намеревался снять в главной женской роли свою жену Ларису, а оператор пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая оказалась куда более убедительной в этом образе. Во время работы режиссера не устраивало качество съемки, а оператор был возмущен тем, что Тарковский на ходу вносил правки в сценарий и постоянно перестраивал материал. Последней каплей стало то, что летом 1977 г. на этапе проявки пленки в «Мосфильме» весь отснятый материал был испорчен – то ли из-за случайной ошибки, то ли из-за намеренной. Тарковский обвинил во всем оператора, остановил съемки и снова решил переделать сценарий. Стругацкие вновь взялись за работу, а вместо Рерберга нашли другого оператора. О требовательности режиссера ходили легенды и до этого, а на этот раз он объяснял свою позицию тем, что снимал «Сталкера» 2 года, но готовился к нему всю жизнь. В 1978 г. он вернулся к работе, и фильм был полностью переснят.
На второй год съемок атмосфера накалилась до предела. Актеры устали одну и ту же сцену играть по несколько дублей, новый сценарий и новый текст им часто вручали прямо перед началом съемок. Алиса Фрейндлих несколько раз теряла сознание в кадре, а Кайдановский поклялся, что больше никогда не будет работать вместе с Тарковским. Говорят, однажды они даже подрались. При этом никто из актеров не отказался от дальнейших съемок, хотя Кайдановский до этого часто конфликтовал и с актерами, и с режиссерами, и мог уйти со съемочной площадки, если его что-то не устраивало. В результате роль Сталкера – проводника в образовавшуюся после падения метеорита радиоактивную Зону, где, по слухам, расположена некая комната, наделенная способностью исполнять сокровенные желания человека, – стала самой яркой в фильмографии Кайдановского и его визитной карточкой.
При этом блестящая работа сыграла роковую роль в творческой судьбе актера: после премьеры его называли одним из самых талантливых советских артистов, по уровню мастерства ничем не уступавшему режиссерскому гению Тарковского, но сам Кайдановский впал в депрессию – он понимал, что достиг своего пика и вряд ли сможет сыграть лучше. К тому же ролей такого уровня ждать было больше не от кого. Одному из знакомых он тогда сказал: « Я не могу сниматься у режиссеров, которые глупее меня ». Он даже всерьез задумывался о завершении актерской карьеры, полностью разочаровавшись в этой профессии. Кайдановский говорил: « Вот это ощущение твоей полной зависимости, твоей полной несвободы, твоего отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я страдал от этого ».
Бывшая жена актера Ирина рассказывала: « С одной стороны, он уважал Тарковского как режиссера, а с другой, говорил, что тот не щадит актеров. «Железный» режиссер. Кстати, именно после «Сталкера» Саша сказал, что ему «играть больше некого», и ушел в режиссуру. ». Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров и решил сменить профиль деятельности. В 1980-х гг. он сам начал снимать кино, а позже преподавал режиссуру в Щукинском училище. Однако на режиссерском поприще Кайдановскому не удалось реализовать всех своих планов и добиться широкого признания. Он снял несколько короткометражных фильмов, а самыми яркими его режиссерскими работами называли полнометражный фильм «Жена керосинщика и клип на песню Бориса Гребенщикова «Гарсон №2».
Спустя годы «Сталкер» назвали культовым фильмом, одной из вершин советского кинематографа, а поначалу он не пользовался успехом у зрителей. Хотя для успешного проката не было и надлежащих условий – в Москве его показали всего в трех кинотеатрах, а по другим городам отправили всего 196 копий. А вот на Западе фильм заслужил признание: в 1980 г. «Сталкер» получил специальный приз на Каннском кинофестивале, и лишь после этого о нем написали в советской прессе, а Тарковский получил звание Народного артиста СССР.
О роковой роли «Сталкера» говорили позже не только по отношению к Кайдановскому. В одной из сцен фильма было видно белую пену, плывущую по реке. Это случилось непреднамеренно и не было задумкой режиссера – соседний целлюлозный комбинат регулярно сливал отходы в реку. Съемочная группа жаловалась на то, что и воздух, и вода отвратительно пахли, и у многих начались проблемы с бронхами и появились кожные аллергии. Этот район называли экологически небезопасным, и когда спустя годы сам Тарковский, его жена и актер Анатолий Солоницын ушли из жизни из-за злокачественных новообразований в легких, многие вспомнили об этих съемках рядом с химкомбинатом. В одной из сцен был показан лист календаря с датой 28 декабря, а ровно через лет, в ночь с 28 на 29 декабря 1989 г. Тарковского не стало.
Конечно, нельзя с уверенностью сказать, была ли на самом деле взаимосвязь между этими фактами, но за фильмом закрепилась дурная репутация. А после Чернобыльской катастрофы в 1986 г. картину Тарковского стали называть пророческой – он словно предугадал события и первым в мире кино вывел слово «зона» из тюремного лексикона и заговорил о его другом значении – «зона отчуждения», «место катастрофы».
3 декабря 1995 г. после третьего инфаркта Александр Кайдановский ушел из жизни. Спустя годы его признали одним из самых загадочных, талантливых и недооцененных советских актеров. Его бывшая жена Ирина Бычкова говорила: « Саша считал, что в тридцать с чем-то – наивысший пик творчества, а к сорока годам все заканчивается. Поэтому не мыслил себя старым, не за жизнь, а за пик творчества цеплялся. И на свой пик он забрался ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Содержание фильма «Сталкер». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Фантастическая драма от режиссера Андрея Тарковского.
Впоследствии в районе падения начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и стали распространяться слухи о некой таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону сначала обнесли колючей проволокой, а потом и оцепили военными кордонами. Сталкера нанимают проводником Профессор и Писатель, для прохода к Комнате.
В 1973 году, ещё в период работы над «Зеркалом», Андрей Тарковский записал в дневнике, что его заинтересовала новая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». В 1974 году он связался с писателями и сообщил, что хотел бы ее экранизировать. В то время Тарковский также вынашивал планы экранизации Достоевского («Идиот») и Толстого («Смерть Ивана Ильича»), взялся писать сценарий по роману «Ариэль». Однако к концу 1975 года он окончательно решил, что будет вместе со Стругацкими работать над сценарием по их повести.
В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на съёмки от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. Тогда же писатели закончили второй вариант сценария с рабочим названием «Машина желаний», который не устроил режиссёра. Те первые наброски Тарковский назвал слишком «пёстрыми» и нуждающимися в «ускучнении». Писатели терпеливо относились к бесконечным переделкам будущего сценария.
Хотя в титрах Тарковский не значился как сценарист, он считался одним из трёх соавторов, и роль его заключалась в основном в выбраковывании материала. Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием «Машины желаний» никакое другое произведение не отняло у них столько сил, и назвал эту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалась повесть «Жук в муравейнике». Филипп Ермаш предупреждал Тарковского перед окончательным одобрением, что братья имеют репутацию «неэкранизируемых», особенно после неудачи предыдущей попытки экранизации по мотивам «Парня из преисподней». Однако Тарковский твёрдо стоял на своём.
Из-за постоянных переделок фильм стал выходить за рамки бюджета, сценарий переписывался прямо по ходу съёмок, которые продвигались тяжело и медленно. Тарковского совершенно не устраивали результаты, он жаловался Борису Стругацкому, что «всё не то и не так». Придирчивость режиссёра утомляла группу. Над сценой, длящейся на экране несколько секунд, художники картины работали несколько дней. Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадёт в кадр, был только зелёный цвет. Вся трава неправильного оттенка скрупулёзно удалялась по одной травинке.
Апокалиптические пейзажи Зоны удались столь достоверно ещё и потому, что недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, сильно загрязняя её. Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старого Таллинского элеватора в квартале Ротерманна, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
«Сталкер» стал важной вехой в творческом пути Тарковского и повлиял в значительной степени на людей, с которыми он совместно работал, на кинематографический язык, заложил своеобразные традиции. На съёмочной площадке «Сталкера» рядом с Тарковским учились будущие режиссёры Евгений Цымбал и Константин Лопушанский. Роль Сталкера в корне изменила жизнь и творческую судьбу Александра Кайдановского. После съёмок у Тарковского он поступил на курсы режиссёров, но в дальнейшем совместно поработать им не удалось.
Мистические события, происходившие во время съёмок «Сталкера» Андрея Тарковского
Сама природа была против…
В 1976 году Андрей Арсеньевич Тарковский получил разрешение на съёмки картины по сценарию братьев Стругацких. Будущий «Сталкер» тогда назывался «Машина желаний». К осени 1976 года всё было готово к старту: артисты на главные роли утверждены, бюджет сформирован, натура найдена. Экспедиция должна была отправиться в окрестности промышленного города Исфара в Северном Таджикистане. Однако в начале 1977 года там произошло землетрясение и команде пришлось искать другое место. Тогда казалось, что сама природа почему-то против «Сталкера».
Испорченная плёнка
«Сталкера» начали снимать на дорогую и диковинную для советских кинематографистов плёнку «Kodak». К августу 1977 года было отснято приличное количество материала. Во время проявки несколько километров плёнки оказалось испорчено. Утрата была очень серьёзная, однако до сих пор не знает, что тогда случилось. Во время расследования этого происшествия ходили слухи, что это дело рук самого Тарковского, который просто захотел всё переснять.
Попытка номер три
На самом деле «Сталкер» был переснят трижды. Андрей Арсеньевич Тарковский остался очень недоволен результатом проделанной работы после случая с испорченной плёнкой. Было принято решение ещё раз отснять все ключевые сцены. Режиссёр очень скрупулёзно следил за работой и постоянно пытался всё сделать сам. На площадке царило нервное напряжение, которое спало лишь после того, как Тарковский решил, что всё готово.
Кстати, в результате всех заминок, утраты плёнки и постоянных переделок, финальная стоимость производства «Сталкера» составила более одного миллиона рублей. В наши дни эта сумма эквивалентна одному миллиарду.
Мёртвая река
После землетрясения в окрестностях Исфары оператор Георгий Рерберг очень долго искал новую натуру. В конце концов, подходящее для постапокалиптического настроения картины место было обнаружено в Эстонии. Группа кинематографистов расположилась недалеко от Таллина, на берегу реки Ягала. Рерберг нашёл подходящие декорации – заброшенную электростанцию. В этом месте была очень плохая экология – находящийся чуть выше по течению химический комбинат сбрасывал отходы в реку, убивая в ней всё живое.
Отравленная вода, воздух и почва оказали пагубное влияние на здоровье всех участников экспедиции. Не пострадал только композитор Эдуард Артемьев, который писал музыку в своей студии в Москве.
Мистика цифр и череда потерь
В одном из кадров фильма среди мусора, валяющегося на земле, появляется лист отрывного календаря. Месяц разобрать трудно, а вот цифры даты видны отчётливо – 28. Никто не знал, откуда взялся этот листок. Скорее всего, это сам Тарковский, который вместе с художниками кропотливо выстраивал каждый кадр, перекладывая с места на место необходимые для создания нужной атмосферы предметы, положил его туда.
28-е декабря 1986 года стал последним днём жизни великого режиссёра. Он умер от страшной болезни – рака лёгких. От этого же недуга ушли из жизни исполнитель одной из главных ролей в «Сталкере», актёр Анатолий Солоницын (в 1982 году) и супруга Андрея Арсеньевича – актриса Лариса Тарковская (в 1998 году).