срок жизни автомобильного аккумулятора
Срок жизни АКБ
Источник постоянного тока в машине — его аккумуляторная батарея — не может работать вечно. Сама конструкция свинцово-кислотного аккумулятора подразумевает определенный срок эксплуатации. От чего же он зависит?
Факторы и условия
Во-первых, важна конструкция и характеристики самой батареи. Более мощные АКБ имеют пластины большей толщины с увеличенным количеством активной массы — они и могут прослужить дольше. Чем миниатюрнее и слабее батарея, тем больше она подвержена различным рискам.
Условия эксплуатации — второй фактор, влияющий на срок жизни АКБ. Важнейшее из этих условий — поддержание высокого заряда батареи. В идеале уровень заряда не должен быть ниже 75 %, в критических случаях — не ниже 50 %. То есть аккумулятор должен как можно быстрее получать ток, который был ему отдан. Каждый глубокий разряд приближает аккумулятор к смерти. Иногда бывает достаточно и одного разряда батареи до нуля, чтобы она уже больше никогда не ожила. При глубоких разрядах происходит необратимая сульфатация пластин. Об особенностях этого смертельного процесса мы еще расскажем в будущем.
Температура, при которой эксплуатируется АКБ, не менее важна. Переохлаждение может быть губительным — емкость батареи падает, ускоряется процесс саморазряда, пластины становятся менее чувствительными и хуже набирают заряд. При падении плотности электролита ниже определенной отметки произойдет замерзание жидкости и как следствие — разрушение пластин, осыпание активной массы и замыкание. Перегрев не менее вреден. Высокие температуры способствуют процессам коррозии, разрушающим решетки. Кроме того, при перегреве батареи она активнее теряет воду из электролита, как за счет испарения, так и за счет более активного гидролиза.
Исправность электрической сети — немаловажный фактор. Утечки тока ведут к саморазряду батареи при простое, короткие замыкания в электроприборах не позволяют генератору создать напряжение, достаточное для заряда АКБ. Большое количество одновременно включенных потребителей тока, особенно зимой (подогревы, отопление, освещение, мультимедиа), не позволяет аккумулятору зарядиться, особенно при небольшом пробеге «работа-дом».
Третий существенный фактор — как долго и в каких условиях новая батарея находилась до продажи и установки на автомобиль. Например, современные кальциевые аккумуляторы Mutlu могут без потери свойств храниться до 6 месяцев с момента производства. Продавец должен соблюдать условия хранения: в темном сухом помещении с температурой воздуха не более 27° С. По истечении полугодового срока АКБ подлежит профилактической подзарядке. Если продавец пренебрегает этими правилами, то емкость батареи может снизиться еще до начала ее работы на автомобиле.
Мечты и реальность
Каков же идеальный расклад для АКБ? Батарея должна начать эксплуатироваться не позднее полугода с момента производства, температура эксплуатации должна лежать в пределах от +10 °С до +30 °С, поездки должны быть длинными для полного заряда, перерывы между поездками — минимальными, генератор должен выдавать напряжение не менее 14,8 В (иногда не более 14,4 В для некоторых батарей!). При длительных перерывах АКБ должна сниматься с автомобиля, периодически подзаряжаться. Фантастика, скажете вы? 🙂 Конечно, таких условий в реальности практически не существует. Тем не менее известны случаи, когда при правильном обращении и щадящих условиях батареи исправно функционировали более 10 лет! Такой срок можно назвать идеальным для современных батарей, не расходующих электролит.
Реальность, конечно, отличается от идеальных условий. Фактически с самого начала эксплуатации многие АКБ в нашей стране постепенно теряют заряд, особенно в регионах с суровыми зимами. Плотность электролита необслуживаемых батарей постепенно снижается, появляется необратимая сульфатация, уменьшается емкость батареи, увеличивается количество циклов сильного разряда и последующего недозаряда. Но даже в таких условиях качественная батарея, созданная с применением современных технологий, вполне способна проработать 4–5 лет.
Если вашей аккумуляторной батарее 5 лет и более, присмотритесь к ней внимательнее! Так же ли бодро крутит стартер при холодном запуске? Нет ли внешних признаков проблем (окисления клемм, незначительных вздутий корпуса, изменений уровня электролита)? Возможно, жизненный цикл вашей АКБ уже подходит к концу, и пора задуматься о замене.
Срок службы аккумулятора от 3-25 лет
Аккумулятор для автомобиля это источник энергии при не работающем двигателе и поэтому необходимо ему уделять особое внимание при обслуживании, чтобы он не подвёл в самый неподходящий момент. Очень часто, при покупке нового аккумулятора покупатели спрашивают, сколько прослужит тот или иной тип батареи, но однозначный ответ на этот вопрос никто не может дать, ни производитель аккумулятора (АКБ), ни сам продавец.
Все дело в том что продолжительность службы АКБ напрямую зависит от правильности ухода за ним, типа самого аккумулятора, условий эксплуатации, правильно подобранной емкости и фирмы производителя.
Типы аккумуляторных батарей и сроки эксплуатации
В зависимости от поставленных задач в настоящее время широкое применение получили 7 типов аккумуляторных батарей. У каждого типа есть как положительные так и отрицательные стороны, пока идеального аккумулятора изобрести не получилось, но прогресс не стоит на месте и срок службы батареи постоянно увеличивается, например у сурьмянистых аккумуляторов срок службы всего лишь 2-3 года, тогда как у щелочного может достигать 25 лет. Поэтому для решения конкретной задачи нужно подбирать свой тип АКБ, основные из них представлены ниже.
Сурьмянистый аккумулятор
Сурьмянистый аккумулятор это довольно старый и морально устаревший тип АКБ. Свое название он получил благодаря наличию в свинцовых пластинах сурьмы (Sb) от 5% и более. Ее добавляют чтобы придать прочности, так как изначально свинцовые пластины мягкие и эластичные, чистый свинец без примесей не пригоден для использования в АКБ.
Сурьмянистые аккумуляторные батареи, в виду применения при их производстве старых технологий, служат не долго и уступают современным АКБ. Средний срок службы такого источника тока составляет 2-3 года.
При эксплуатации такого аккумулятора, необходимо регулярно проверять уровень электролита, так как со временем вода из него испаряется и свинцовые пластины оголяются, что приводит к нежелательным последствиям и снижению срока службы АКБ.
Главным достоинством данного типа АКБ является их неприхотливость и дешевизна, они до сих пор используются в электрических цепях, где не требуются большие пусковые токи.
Маслосурьмянистый аккумулятор
Основное отличие маслосурьмянистого аккумулятора от сурьмянистого — это наличие сурьмы в пластинах менее 5%. Это было сделано для того, чтобы уменьшить скорость испарения воды из АКБ, так как сурьма вызывает процесс электролиза, при котором выделяется водород и кислород. Проще говоря электролит в аккумуляторе начинает закипать при достижении напряжения 12 Вольт.
Применение пластин с уменьшенным содержанием сурьмы позволило уйти от проблемы постоянной доливке дистиллированной воды, но все же данный тип АКБ нельзя считать необслуживаемым. При эксплуатации маслосурьмянистого аккумулятора требуется следить за уровнем электролита, так как проблема в корне не была решена.
К плюсам этого типа АКБ является повышенная стойкость к саморазряду при длительном хранении, а также стабильность работы при скачках напряжения в бортовой сети автомобиля. За счет дешевизны материалов при изготовлении батареи и относительно простой технологии производства — АКБ имеют доступную цену.
При должном обслуживании и правильной и бережливой эксплуатации, срок службы маслосурьмянистого аккумулятора составляет 2-4 года.
Кальциевый аккумулятор
Технологии не стоят на месте и следующим этапом развития аккумуляторных батарей стало добавление кальция (Ca) в свинцовые пластины вместо сурьмы. В результате, на свет появились еще более совершенные и долговечные АКБ. Их основным достоинством является уменьшенное испарение воды — за счет уменьшения интенсивности процесса электролиза в АКБ. Также, в кальциевые аккумуляторы, для уменьшения внутреннего сопротивления стали добавлять в небольшом количестве серебро, в следствие чего удалось повысить кпд и емкость АКБ. Все эти технологии позволили значительно увеличить срок службы кальциевых аккумуляторов.
Срок службы кальциевых аккумуляторов составляет 8-9 лет. В данном типе АКБ ушла необходимость в постоянном контроле уровня электролита.
Недостатком кальциевых аккумуляторов является повышенная чувствительность к сильному разряду и скачкам напряжения в электрических цепях автомобиля. Достаточно всего 2-3 раза разрядить его полностью, чтобы он потерял свои потребительские свойства. Перед установкой кальциевого аккумулятора проверьте исправность электрооборудования вашего автомобиля, а в частности генератора и стабилизатора напряжения, чтобы продлить срок службы батареи и не потерять деньги зря.
Гелевый аккумулятор
В связи с тем, что в привычных нам аккумуляторах содержится электролит и в случае повреждения корпуса АКБ может произойти утечка серной кислоты, что очень опасно для человека и экологии, инженеры разработали новый тип АКБ, в котором электролит находится в состоянии геля (GEL). Применение данной технологии позволило существенно улучшить ряд потребительских свойств аккумулятора, а в частности они обладают следующими характеристиками:
Применение новой технологии позволило увеличить срок службы гелевых аккумуляторов до 10-12 лет.
К недостатком этого типа АКБ следует отнести — сильное уменьшение емкости при понижении t окружающего воздуха (емкость может упасть в два и более раза), а также эти батареи боятся КЗ (короткого замыкания). Так же необходимо следить за напряжением заряда гелевого аккумулятора, оно не должно превышать 14 Вольт.
Щелочной аккумулятор
В данном типе батарей вместо электролита применяется щелочь. В автомобиле щелочные аккумуляторы применяются достаточно редко, более обширное распространение они получили в складской технике в роли тяговых батарей. К положительным моментам при эксплуатации щелочных батарей можно отнести небольшой вес устройства, высокую работоспособность в условиях низких температур, минимальную величину саморазряда и возможность быстро восстанавливаться при глубоких разрядах АКБ. В процессе работы щелочных аккумуляторов не выделяются вредные вещества, чего нельзя сказать о сурьмянистых батареях.
Срок службы щелочного аккумулятора составляет 4000 циклов заряда-разряда, что при должном уходе может достигать 25 лет. Эти цифры значительно превышают срок службы кислотных АКБ.
Литий-ионный аккумулятор
В современном мире литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы нашли широкое применение во всех сферах жизнедеятельности человека. Они применяются как в бытовых электроприборах, так и в промышленности, в частности автомобилестроении и авиастроении. Ноутбуки, мобильные телефоны, электроинструменты, электромобили, фото и видеокамеры — вот небольшой список приборов, где применяется данный тип АКБ. Первая литий-ионная батарея была создана еще в далеком 1991г. компанией Sony и применялась в аудиоплеере.
Срок службы литий-ионного аккумулятора доходит до 3-7 лет, это соответствует 500-1000 циклам заряда-разряда.
Принцип действия литий-ионного аккумулятора заключается в следующем: у него имеется катод на алюминиевой фольге и анод на медной фольге, между собой они разделены пористым сепаратором, который пропитан электролитом. Все элементы АКБ, для уменьшения габаритов, сворачивают в трубочку и заключают в герметичный корпус. В качестве переносчика заряда используется — ион лития, который может встраиваться в кристаллические решетки других металлов, образуя химические связи.
Гибридный аккумулятор
Гибридные аккумуляторы постепенно вытесняют с рынка сурьмянистые, за счет своих неоспоримых преимуществ: низкий саморазряд и отсутствие необходимости каждый раз контролировать уровень электролита. В устройстве таких АКБ используются 2 типа пластин: свинцово-сурьмянистая и свинцово-кальциевая. Таким образом, удалось повысить устойчивость батареи к глубоким разрядам и уменьшить испарение воды из электролита при работе АКБ. С таким аккумулятором, Вы можете смело оставлять свой автомобиль на длительное время, при этом не переживая, за то что потом его не заведете.
Средний срок службы гибридных аккумуляторов составляет около 5 лет, но многие водители отмечают, что при правильном уходе срок службы у них достигал 7 лет.
К недостатком гибридных аккумуляторов, можно отнести их дороговизну и трудоемкость изготовления. Так же, необходимо контролировать уровень электролита, особенно в теплое время года когда температура воздуха достигает 30°C и выше. В такие периоды аккумулятор подвержен процессу закипания. При уменьшении уровня кислоты, просто долейте дистиллированной воды до уровня, контролируя плотность электролита ареометром (см. ниже), благо она продается в любом магазине автомобильных запчастей и стоит недорого.
Советы по продлению срока службы аккумуляторных батарей
Чтобы продлить срок службы аккумуляторной батареи необходимо придерживаться простых правил:
Видео
Заключение
В заключении хотелось бы сказать может простые, но нужные истины, относитесь бережно к аккумуляторам, перед покупкой и применением всегда читайте инструкцию по эксплуатации, обслуживайте батарею только в специализированных местах (это могут быть как СТО, так и магазины по продаже АКБ), перед покупкой всегда обращайте внимание на дату выпуска и требуйте проверки аккумулятора нагрузочной вилкой и тогда они прослужат вам долгое время и не подведут вас в трудный момент.
Срок службы аккумулятора автомобиля
Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
Расчет допустимой утечки тока в автомобиле | Онлайн калькулятор
Срок службы аккумулятора автомобиля зависит от многих факторов. Среди них тип аккумуляторной батареи, ее емкость, температурный режим эксплуатации, исправность системы зарядка в автомобиле и в гараже (при зарядке от внешнего источника питания), утечек тока, режима езды и прочего. Также на срок службы автомобильного аккумулятора влияет и пресловутое качество его исполнения, а оно зависит как от производителя, так и от технологии производства. Существуют государственные стандарты, предписывающие в том числе нормы по времени эксплуатации того или иного типа аккумуляторных батарей. Однако реальные данные не всегда могут совпадать с ними.
Что влияет на срок службы АКБ
Для начала вкратце остановимся на сроке службы авто аккумулятора, сделанного по классической схеме, на основе свинцовых пластин с использованием электролита (хотя многие из них характерны и для аккумуляторов, сделанных по новым, более совершенным, технологиям). Итак, на срок эксплуатации АКБ влияют следующие факторы:
Таким образом, ответ на вопрос о том, какой срок службы аккумулятора автомобиля зависит от перечисленных факторов. На большинстве аккумуляторных батарей имеется информация о дате их изготовления. Обычно она специальным образом зашифрована и помещена на наклеенную на их корпус этикетку с другой маркировкой аккумуляторов.
Срок службы АКБ в зависимости от типа
Также на значение срока службы аккумуляторной батареи влияет и ее тип. На сегодняшний день в автомобильной технике используют следующие виды аккумуляторов:
Самыми простыми по устройству являются свинцово-кислотные батареи. Этот тип аккумуляторов считается классическим и используется в автомобилестроении уже многие десятилетия. Так, они теряют до половины своей емкости уже приблизительно через четыре месяца постоянной работы. Для сравнения гибридные устройства теряют аналогичную емкость через 14 месяцев, а кальциевые — через 18 месяцев.
Простейшие свинцово-кислотные батареи обычно служат от двух до пяти лет в зависимости от их марки, качества изготовления и условий эксплуатации. Не стоит покупать откровенно дешевые батареи (например, китайского производства, выпущенные под неизвестными сомнительными торговыми марками), поскольку с большой долей вероятности они не прослужат долго.
Срок службы гелиевых аккумуляторов один из самых высоких среди аналогов и может составлять до 7…9 лет. Кроме этого, гелиевые батареи обладают дополнительными преимуществами. Из недостатков этого типа АКБ можно выделить лишь относительно высокую цену. Однако она наверняка окупится, поскольку за счет длительного срока службы у автовладельца не будет необходимости покупать новую аккумуляторную батарею.
Что касается аккумуляторов, выполненных по более современным и прогрессивным технологиям, таких как кальциевые, AGM (АГМ), гибридные, то срок их эксплуатации также выше, чем у обычных свинцово-кислотных, и составляет порядка 4…7 лет. Несмотря на то, что их цены значительно выше, чем у упомянутых кислотных, их работа вполне окупится, тем более что такие АКБ имеют дополнительные преимущества в виде высоких эксплуатационных характеристик.
Средний срок службы АКБ популярных марок
Торговая марка, под которой выпущен тот или иной аккумулятор, также играет свою роль, касающейся срока эксплуатации батареи (если конечно это не подделка). По статистике отечественные автолюбители пользуются АКБ следующих производителей:
Аккумуляторы от известного немецкого производителя «Бош» являются одними из самых качественных и долговечных. Они обладают отличными эксплуатационными характеристиками, в том числе большим количеством циклов заряда-разряда. На новые АКБ распространяется гарантия, а реальный срок их службы составляет 6…8 лет (в некоторых случаях даже больше).
Аналогичная ситуация со стартерными автомобильными аккумуляторами «Варта». Оригинальные батареи, выпущенные под этой торговой маркой и эксплуатируемые в нормальных условиях, способны также проработать до 6…8 лет. Главное быть уверенным, что аккумулятор оригинальный и не является подделкой.
Закрытое акционерное общество «Аком» производит аккумуляторы под следующими торговыми марками: АКОМ, BRAVO, АКОМ-Asia, REACTOR, ULTIMATUM. На каждый из них распространяется различная гарантия.
Указанная гарантия сохраняется при соблюдении описанных условий эксплуатации. На практике же аккумуляторы «Аком» служат значительно дольше, и приблизительный срок их использования составляет 4…6 лет.
Аккумуляторы Rocket производятся в Южной Корее компанией Global Battery Co Ltd, которая является одним из самых крупных производителей аккумуляторных батарей в мире. На многих автомобилях АКБ, выпущенные под торговой маркой Rocket, устанавливаются в качестве оригинальных. Существует две серии этих АКБ — MF (малообслуживаемые) и SMF (необслуживаемые). Емкость производимых батарей составляет от 44 до 230 А·ч. Аккумуляторы данной торговой марки отличаются высоким качеством, и на них распространяется различная гарантия в зависимости от типа и емкости батареи. Реальные же тесты показали, что такой аккумулятор будет служить не менее 4…5 лет, а часто и дольше.
Акционерное общество «Тюменский аккумуляторный завод» производит более 50 различных типов автомобильных аккумуляторов для легковых и грузовых машин емкостью от 38 до 230 А·ч под торговой маркой «Тюмень». Они делятся на пять отдельных линеек:
Автомобильные аккумуляторы торговой марки Titan отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. Срок их службы значительный, и в большинстве случаев составляет более 5 лет. В настоящее время выпускаются следующие линейки аккумуляторов «Титан»:
Автомобильный аккумулятор «Зверь» является популярным у отечественных автолюбителей, однако о нем встречаются противоречивые отзывы. АКБ является необслуживаемым, а на свою продукцию производитель дает гарантию длительностью 3 года. Реальные же отзывы говорят о том, что попадаются батареи, служащие не более 1…2 лет. Однако это, скорее, зависит от условий эксплуатации аккумулятора.
Повторимся, что приведенные данные являются ориентировочными, и во многом зависят от типа аккумуляторов и условий их эксплуатации. Если вы пользуетесь аккумулятором, выпущенным под другой торговой маркой, и у вас есть информация о сроке его службы — напишите об этом в комментариях. Это наверняка будет интересно другим автолюбителям.
Как продлить срок службы аккумулятора
Многих автолюбителей интересует весьма важный вопрос о том, как продлить срок службы аккумулятора автомобиля? На самом деле вне зависимости от типа аккумуляторной батареи существует несколько универсальных советов, следуя которым можно без проблем значительно продлить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Среди них:
Перечисленные правила эксплуатации и обслуживания аккумуляторных батарей достаточно просты, но они способны значительно продлить общий срок эксплуатации АКБ. Однако автовладелец должен еще обращать внимание на тип батареи. Например, современные гелевые аккумуляторы не любят их «перезаряд», то есть, когда их заряжают очень большим током и сверх его емкости. Поэтому нужно всегда учитывать подобные тонкости.
В случае, если предполагается поставить автомобиль на длительное хранение (например, на месяц и больше), то имеет смысл отсоединить провода от аккумуляторных клемм. А перед запуском машины зарядить его до уровня полного заряда.
Заключение
Как видно по содержанию материала, срок службы аккумуляторной батареи зависит от очень многих факторов. Первым делом автовладелец при покупке нового АКБ всегда должен обращать внимание на его тип, марку и качество производства. Не нужно ждать, что дешевый китайский или отечественный прибор прослужит долго. Поэтому изначально нужно стараться приобретать более-менее качественную продукцию из среднего или дорогого ценового диапазона. И обязательно нужно следовать рекомендациям, касающимся продления их срока службы в зависимости от конкретного его типа. И помните, что полностью вышедшие из строя аккумуляторные батареи необходимо не просто выбрасывать на свалку, а сдавать на утилизацию в специально предназначенных для этого пунктах (в крайнем случае их можно сдать в пункт приема металлолома, где их отдельно сдадут в качестве аккумуляторных батарей).
Сколько служит аккумулятор в машине. 3-4 года – не предел!
Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор
Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы. Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров. Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».
Цифры из опыта
Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.
Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда. В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро. Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.
С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем. На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени. Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.
Что говорят ГОСТы
За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).
Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:
Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля
Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе. Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ. можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.
Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.
Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.
Итого, если не допускать глубоких разрядов, вовремя заряжать аккумуляторную батарею до 100%, не допуская кипения, периодически растворять крупные сульфаты свинца (десульфатация) с целью восстановления рабочей площади пластин до заводского состояния, следить за уровнем электролита, то изделие прослужит, что-говорится, «сверх нормы».
Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.