средство макропулоса спектакль актеры и роли

«Рецепт ее молодости» (СССР, 1984) и «Средство Макропулоса» (СССР, 1978)

Рецепт ее молодости. СССР, 1984. Режиссер Евгений Гинзбург. Сценарист Александр Адабашьян (по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»). Актеры: Людмила Гурченко, Олег Борисов, Александр Абдулов, Анатолий Ромашин, Армен Джигарханян, Елена Степанова, Сергей Шакуров и др. 14,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Гинзбург (1945—2012) за свою карьеру поставил 25 фильмов- спектаклей и мюзиклов. В основном работал на телевидении, раз за разом приковывая к домашним экранам миллионы зрителей («Волшебный фонарь», серия «телевизионных «Бенефисов», «Остров погибших кораблей», «Веселая хроника опасного путешествия» и др.).

Итак, известный мастер музыкальных ТВ-бенефисов Евгений Гинзбург на сей раз экранизировал фантастическую пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Первый же кадр – броский, откровенно декоративный настраивает на волну веселого зрелища-аттракциона. Но затем происходят вещи весьма неожиданные. Странные даже.

Прежде всего, дальше нет никакой остроумно-пародийной игры с формой. А ведь это было в «Бенефисах» – и комбинированные съемки, музыкальные эффекты электронной техники!

Но хуже другое. Мюзикл немыслим без шлягеров – ярких, хорошо запоминающихся мелодий. Мелодии «Рецепта…» хоть и не лишены известной приятности, шлягерными никак не назовешь. Забываются они тотчас же после окончания просмотра. Поэтому, возможно, даже такая пластичная и музыкальная актриса, как Людмила Гурченко, не чувствуя твердой мелодической почвы под ногами, не смогла сыграть в полную силу своего таланта. А ведь роль-то у нее истинно бенефисная – актриса варьете, получившая загадочное снадобье вечной молодости!

Что касается других ролей в фильме, то они открыто вспомогательны (это не упрек, а принцип бенефиса). Правда, минимум драматургии, отпущенный на долю Сергея Шакурова и Армена Джигарханяна позволил им лишь сверкать глазами и замысловатыми движениями обозначать свое присутствие на экране.

Советская кинопресса отнеслась к «Рецепту ее молодости» весьма дифференцировано.

К примеру, кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) писал об этом фильме так: «В пьесе Чапек стремился доказать, что вечная молодость — абсурд. Предложим — как бы говорил писатель — что найдено средство, позволяющее человеку сохраниться таким, каким он был, скажем, в двадцать или в двадцать пять лет. Тело не меняется, остается таким же молодым, но главное стареет душа — пресыщается, становится апатичной. Человек за многовековую жизнь все успевает познать, все изведать, всем насладиться и никакие радости жизни не способны будут его взволновать. Потому в финале пьесы обычная девушка — юная Кристина — сжигает рецепт: она не хочет пресыщения. Авторы фильма не согласны с печальными выводами пьесы. Они отнюдь не драматически относятся к «средству Макропулоса», а потому «переписывают» пьесу, вводят туда новые мотивы, превращают ее в задорный, искрящийся весельем и выдумкой мюзикл» (Михалкович, 1984).

А вот критику Валерию Семеновскому фильм совсем не понравился, так как в нем «характеры схематичны, бледны, наконец, просто скучны. … несмотря на определенную изобретательность режиссера Евгения Гинзбурга» (Семеновский, 1984: 8).

А кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) отметила, что «режиссер довел чапековский сюжет до густоты притчи, однако при этом выяснилось, что сама драматическая структура пьесы не всегда выдерживает эту концентрацию. Запутанный клубок драматических перипетий — история с завещанием, выяснение позиций множества героев, втянутых в интригу, таинственная биография героини, раскрытие тайны рецепта и т.д. — нуждался в пространных словесных объяснениях, что, увы, очень часто препятствовало органичному выстраиванию музыкального материала. Режиссер оказался недостаточно последовательным в соблюдении закона сритмически мерного распределения речи и музыки в драматическом развитии. … Пожалуй, все это и привело к противоречиям картины, которой, при всех ее постановочных находках, не всегда достает строгости вкуса и чувства меры» (Шилова, 1984: 44).

Средство Макропулоса. СССР, 1978. Режиссеры Майя Маркова, Владимир Монахов (по одноимённой пьесе Карела Чапека). Актеры: Нелли Корниенко, Владимир Кенигсон, Эдуард Марцевич, Александр Овчинников, Евгений Весник, Евгения Глушенко и др. Премьера на ТВ 11 марта 1979.

Режиссер Майя Маркова (1926-2020) поставила два десятка телефильмов-спектаклей разных жанров.

На счету режиссера Владимира Монахова (1928-2003) шесть фильмов-спектаклей.

В этом фильме-спектакле, фантастической комедии, поставленной по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», речь идет об элексире долголетия…

Александр Федоров. 1984. 2021

средство макропулоса спектакль актеры и роли

средство макропулоса спектакль актеры и роли

Дубликаты не найдены

средство макропулоса спектакль актеры и роли

Всё о кино

11.2K постов 39.9K подписчиков

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

средство макропулоса спектакль актеры и роли

средство макропулоса спектакль актеры и роли

В начале было так.

В 1954 году Ричард Мэтисон пишет рассказ «Я — легенда»

Рассказ довольно заметный — он оказал довольно сильное влияние на весь этот зомби–нарратив и так далее, но здесь нас интересует то, что голливуд сделал экранизацию многим тут известную.

(Кто её не видел — не читайте дальше!)

Сам смысл названия «Я — легенда» у голливуда никак не раскрывается независимо от того какую голливудскую концовку из нескольких вы выберете.

Объездив всю округу за десяток лет ГГ так и не находит признаков людей, обзаводится двухметровой бородой, истребляет не одну и не две тысячи вампиров и подмечает, что количество залетных этих «зайцев» начинает резко увеличиваться. Заодно у него развивается депрессия, меланхолия, тенденции к осмысливанию бытия, разгадке вечных вопросов и жуткая половая недостаточность. (вот эти моменты в фильме реально переданы очень хорошо!)

И вот однажды, в силу хронической привычки, занеся осиновый кол над очередной жертвой вируса (женщиной) он слышит робкое «не надо!» и застывает в шоке, т.к. до сих пор ни один из встреченных им вампиров не проявлял признаков социального общения и равно как вразумительной, так и невразумительной речи и вообще каких–либо умственных способностей, кроме тяги к теплой крови. Её он связывает, везет к себе в берлогу и раздираемый половыми желаниями учиняет допрос, выяснив, что вампирша действительно мыслит и лопочет о какой–то деревне поблизости. А его называет никак иначе, как «монстр, чудовище».

И вот поддавшись минутной слабости ГГ совершает роковую ошибку и через полчаса обнаруживает себя связанным по рукам и ногам, а своё логово полным вампирской нежити.

Пленника выводят во двор и долго–долго куда–то несут, везут, перевозят и наконец–то доставляют на огромную площадь с оборудованием для публичной казни в самом центре. И около тысячи штук ликующей публики вампирской наружности вокруг. ГГ привязывают к столбу и готовят для экзекуции.

И тут до него доходит, снисходит так сказать озарение, что старое человечество уже давно мертво, а он — последний из могикан.

Но не всё так плохо и безнадежно, как он думал и чем терзался всё это время, т.к. вампиры, при всех своих физических недостатках, сумели сорганизоваться, побороть пагубное влияние вируса на психику и уже несколько лет образуют новую цивилизацию, пашут землю, растят виноградники, собираются потихоньку деревни, города, государства… Вот только мешало им сильно то, что он зачищал регулярно эти самые деревни, поэтому на него всей страной организовали целенаправленную охоту.

А он сам сейчас пару секунд станет ЛЕГЕНДОЙ. Легендой, которую пожилые вампирские бабушки будут рассказывать на ночь внукам в течение ближайших двух–трех тысяч лет. Легендой про кровожадное чудовище, «дневного монстра», безжалостного ублюдка, убивающего живых, не щадящего ни женщин ни детей, разоряющего села и города, оставляющего за собой только обожженные головешки, там, где недавно жили люди. Чудовище, которого смогли побороть только 100 легендарных героев, собравшись вместе и понеся при этом тяжелые потери…

И с этой мрачной мыслью и глупой, но счастливой улыбкой на лице ГГ теряет голову в буквальном смысле этого слова.

Источник

Спектакль «Средство Макропулоса»

Множество ценных научных трактатов сочинено о том, что писания алхимиков – всего лишь вязь пустых бессмысленных значков, но как приятно думать о том, что кто-то однажды получит с их помощью власть над природой…

Сюжет Карела Чапека, положенный в основу спектакля, прост. В ходе тяжбы за наследство между двумя претендентами – Альбертом Грегором и Ярославом Прусом встает загадочная красавица – певица Эмилия Марти. Она оказывается прапрабабушкой претендентов, ибо приняла эликсир молодости и прожила более 300 лет. Когда же рецепт снадобья в руках ее любовника сгорает, красавица тихо умирает.

Спектакль идет с одним антрактом.

Несравненная Ирина Мазуркевич считает свою роль в спектакле «Средство Макропулоса» одной из важнейших в своем творчестве: ее героиня, с помощью магии продлившая себе жизнь на триста лет, проходит все стадии осознания своей трагедии и в итоге отказывается от возможности вечной жизни. Мазуркевич действительно потрясающей красоты женщина и выдающаяся актриса театра им.Акимова – сложно представить себе в роли Эмилии кого-то другого. Напряженный, трагический сюжет заставляет зрителей проникнуться сочувствием к этой вечно юной красавице – ведь на самом деле она глубоко несчастна. Билеты на спектакль «Средство Макропулоса» можно приобрести в любой театральной кассе города, а также заказать по телефону 380-80-50.

Карел Чапек, автор пьесы, является культовой фигурой европейской драматургии. В своих произведениях он нередко соединяет реальность с вымыслом, фантастикой, его герои попадают в самые немыслимые ситуации. Всем пьесам Чапека присущ глубокий смысл, ведь писатель был убежденным гуманистом и много размышлял на тему общечеловеческих проблем. Чтобы проникнуться духом чешского писателя, его идеями, лучше всего посмотреть спектакль «Средство Макропулоса» в театре Акимова: волшебный, магический, печальный, но в то же время очень светлый и трогательный, этот спектакль подарит Вам незабываемые моменты. Чтобы купить билеты на «Средство Макропулоса», необязательно даже стоять в очереди в кассе – Вы можете оформить электронные билеты в театр Акимова прямо на нашем сайте.

По сюжету, давным-давно король Рудольф заказал придворному алхимику снадобье, позволяющее сохранить вечную молодость. Однако сам выпить его побоялся, и испытал его на дочери алхимика, которая и стала затем прославленной певицей, вечно юной Эмилией. Благодаря своим знаниям семейных тайн Эмилия помогает одному из персонажей спектакля получить заветное наследство. Однако срок ее юности подходит к концу, и если она не выпьет снадобье снова, она умрет. А рецепт снадобья был похищен ее любовником. Заканчивается все хоть и печально, но светло и трогательно, и очевидна основная мысль: вечная жизнь, молодость и красота – еще не залог счастья, именно краткосрочность жизни наполняет ее смыслом. Свои выводы сможет сделать каждый, кто придет на спектакль «Средство Макропулоса» в постановке Юрия Аксенова, одного из именитых режиссеров Петербурга.

Источник

Средство Макропулоса

Мюзикл в 2-х действиях

63
театральный
сезон

средство макропулоса спектакль актеры и роли

«Средство Макропулоса»
Мюзикл в 2-х действиях

«Представьте бессмертие, когда даже брак длиной в полвека покажется приключением на одну ночь. Представьте, как моды сменяют друг друга, стремительно – не уследишь. Представьте, как вы путешествуете по миру из года в год, пока не изучите его весь, каждый квадратный дюйм, и вам станет скучно. Представьте, как все ваши чувства – любви и ненависти, соперничества и победы – повторяются снова и снова и, в конце концов, жизнь превращается в бесконечную мыльную оперу».
Чак Паланик. «Колыбельная»

Бессмертие – главная мечта человека, а потому бесконечны поиски философского камня для создания эликсира вечной жизни. Но будут ли столь блаженны достигшие её? Свою версию ответа на этот вопрос предлагает Карел Чапек, а, вслед за ним, и авторы мюзикла «Средство Макропулоса», созданного по мотивам знаменитой пьесы чешского писателя, – композитор Владимир Баскин и драматург Константин Рубинский.

О спектакле
…Эмилия Марти – обворожительная женщина редкой красоты, знаменитая певица, чьё пение восхищает слушателей всего мира. Эмилия богата, знаменита, окружена поклонниками, которые её почти не интересуют, как, впрочем, она равнодушна вообще ко всему, что происходит вокруг неё. Внезапно, без видимых причин Эмилия Марти проявляет интерес к столетней тяжбе из-за наследства барона Фердинанда Йозефа Пруса, письменное завещание которого не найдено. Постепенно обнаруживается, что Эмилия Марти осведомлена о событиях давно минувших лет, знает невероятные подробности жизни много лет тому назад ушедших из жизни людей. А её инициалы удивительным образом совпадают с первыми буквами имени певицы из Шотландии Эллен Макгрегор, когда-то любившей Фердинанда Пруса, испанки Евгении Монтес и имени некоей гречанки Элины Макропулос, рождённой на Крите более трёхсот лет назад. Но простое ли это совпадение? И отчего столь свежи её воспоминания о встречах с людьми, давно покинувшими этот свет? Холодной бесстрастной красавице придётся не только ответить на эти вопросы, но и принять непростое решение, – продлить своё земное существование или уйти вслед за своими многочисленными мужьями и возлюбленными.

Пьеса «Средство Макропулоса» одна из самых блестящих пьес Карела Чапека. А её сюжет знаком российской публике по фильму-мюзиклу Евгения Гинзбурга «Рецепт её молодости» с Людмилой Гурченко и Александром Абдуловым в главных ролях.

Источник

Все отзывы о спектакле Средство Макропулоса

Постановка Театр комедии им. Акимова

Рецензия «Афиши» на спектакль

средство макропулоса спектакль актеры и роли

На этот раз худрука Театра комедии Татьяну Казакову не в чем упрекнуть: все она сделала правильно. Не получается у нее работать со звездами — хоть умри. Помню, Виктор Сухоруков рассказывал, как Казакова разучивала с ним роль — с голоса, словно в театральной школе начала XIX века, — а потом объявила: «У вас такая индивидуальность, Виктор Иванович, что я просто не знаю, что с ней делать». Теперь Сухоруков — преуспевающий столичный артист, но в труппе Театра комедии знаменитостей еще немало, и с ними, хочешь не хочешь, делать что-то надо. Хотя бы иногда: к дате. На этот случай в штате у Казаковой есть «юбилейный» режиссер Юрий Аксенов. Некогда он возглавлял театр и ставил в нем приличные спектакли. Теперь — обслуживает местных звезд. Его работу даже режиссурой в строгом смысле не назовешь, он просто разводит артистов по мизансценам так, чтобы главный из них (в «Средстве Макропулоса» это Ирина Мазуркевич, она нынче именинница) всегда оказывался на первом или центральном планах. Декорации — как в тех водевилях, которыми потчевали зрителей императорских театров после забойной героической драмы вроде «Андромахи» или «Пожарского»: занавес, стол, стулья, трюмо, кушетка. Мазуркевич меняет наряды и с выражением рассказывает о том, как живет на свете уже 330 лет благодаря чудодейственному средству, изобретенному ее отцом. Невольно думается: гораздо более к лицу пришлась бы сейчас актрисе реплика чеховской Аркадиной, уверяющей двадцатилетнюю Машу, что она (Аркадина) выглядит моложавее. Таланта для роли в «Чайке» Мазуркевич тоже не пришлось бы занимать. Но, увы, в Театре комедии она разделяет участь всех юбиляров: красуется на сцене, и только.

Лучшие отзывы о спектакле «Средство Макропулоса»

средство макропулоса спектакль актеры и роли

Отличнейший пролог:на фоне греческих колонн ходит гречанка.Звучит «Аве Мария» Дж.Каччини.После такого начала настраиваешься и дальше увидеть что-то философское.
Пьесу К.Чапека «Средство Макропулоса», на мой взгляд, не удалось еще поставить никому так, чтобы была полностью выражена мысль автора.Театр Комедии-не исключение. Тем более, что текст очень «обрезан», исключены и некоторые герои.
Не знаю, читала ли эту пьесу уважаемая Жанна Зарецкая, я же знаю эту пьесу почти наизусть, и скажу сразу-не вина режиссера, что замечательная Ирина Мазуркевич тут только красуется. Просто эта роль совершенно не ее. Эмилия Марти, которой за 300 с лишним лет осточертела жизнь, люди, искусство, и которая все-таки боится смерти, у нее не получилась. Она-одна из участников данного спектакля, а ведь Эмилия должна быть главной, особенной, чтобы мы сразу поняли: что-то с нею не так. Что-то должно в ней настораживать, иначе как нам предствавить, что она прожила столь долгую жизнь? Героиня Мазуркевич полна жизни, интереса к происходящему вокруг. И совсем лишена грубоватой вульгарности, свойственной Марти из пьесы. да и внешне Мазуркевич как-то не похожа ни на гречанку, ни на цыганку, между тем по ходу действия национальность Марти все время подчеркивается-это основа пьесы.
Не могу сказать, что Гаук-Шендорф в исполнении А.Равиковича, тоже был мне «по вкусу». Я понимаю, что он играет слабоумного старичка, который еле выговаривает слова, но тем не менее хотелось бы понимать, что говорит его персонаж, а не догадываться.
Адвокат Коленатый, Кристина, Пруст, Грегор показались мне гораздо интереснее. Наивность Кристины хорошо была передана Е.Александровой, двуличность Коленатого хорошо сыграл Ю.Лазарев. Пруст(О.Метелев) и Грегор (Д.Зайцев) тоже хорошо сыграли «слабых на денежки» людей.
Особенно хороша была сцена, когда Пруст, Коленатый, Гаук и Грегор спорят о том, что надо сделать с рецептом «жизни на 300 лет». Вот здесь актеры действительно показали высокий класс игры, смотреть это было-одно удовольствие.
Финал пьесы режиссер переделал. В результате из философского он стал просто забавным пустячком. Рецепт, который в пьесе сожгла Кристина, дабы избавить человечество от искушения жить долго, но скучно, здесь наполовину скушал Гаук-Шендорф.
Финал.
И снова звучит «Аве Мария» Каччини.

средство макропулоса спектакль актеры и роли

А вообще на все 100 согласен с отзывом Жанны Зарецкой и по поводу этого спектакля и театра в целом.

Замысел комедии «Средство Макропулоса» возник у Карела Чапека под влиянием теории профессора Ильи Мечникова «согласно которой старение есть самоинтоксикация организма». Сделав программное заявление о «совершенно случайном и чисто внешнем совпадении темы» с эстетическими воззрениями /сентенциями/ философской драмы Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу», Чапек ступил на путь полемики, и со свойственным ему упорством вознамерился третировать театральную общественность загадочными обстоятельствами, связанными с личностью оперной певицы Эмили Марти на протяжении трех действий, включая пролог.
Коварный автор, отодвинув завязку пьесы на три с половиной столетия, как бы исходит из мысли о том, что эликсир вечной молодости был изобретен в эпоху Возрождения придворным лейб-медиком императора Рудольфа II Иеронимусом Макропулосом. Сюжетная линия выстраивается как детективное расследование тайны, окружающей главную героиню. Ведь именно она, дочь опального гения, приняв эликсир жизни, сумела проникнуть в двадцатое столетие (никого не спросясь).
Волею случая граф Гаук-Шендор узнает в блистательной приме свою бывшую возлюбленную. Но… прошло пятьдесят лет, а она, по-прежнему, молода. Вот что удивительно.
Непостижимым образом Марти оказывается посвященной в тайны «эдакого заплесневелого процесса «Грегор-Прус», стартовавшего в 1820 году, но не утратившего актуальность спустя столетие. Прима в курсе событий минувшей эпохи, ей хорошо известно содержимое запертых столов в доме барона Пруса: на каждом ящичке дата, на одном – «тысяча восемьсот шестнадцатый год», там просто запечатанный желтый конверт с надписью рукой Йозефа Пруса «Сыну моему Фердинанду». Вот и все. Пресловутый конверт лежал вместе с завещанием.
Марти не только эпатирует окружающих своей осведомленностью, но и сама становится заложницей неосторожного отношения к слову. Растревоженное любопытство претенциозных буржуа переходит все границы, дивным образом трансформируясь в допрос с пристрастием и – ах, раскрыт секрет старого пергамента, на котором записан рецепт чудодейственного эликсира бессмертия.
Эффект обманутого ожидания действует как щедрая доза героина: казалось бы, цивилизованное общество, запросто звереет; пусть Марти одарена талантом, красива, умна, богата – все это вдруг перестает иметь значение для озлобленных обывателей, оскорбленных открытием – именно ей принадлежит рецепт вечной молодости. Тем более, что по праву наследства.
Все без исключения участники самодеятельного «судебного процесса» друг за другом с завидной настойчивостью проявляют самые отвратительные черты человеческой натуры: алчность, эгоизм, жестокость.
Мечты о том, чтоб эликсир бессмертия продлил жизнь для творческого познания, странным образом соотносятся со стенаниями о том, каково жить 300 лет – столетиями вязать чулки или служить коллежским регистратором.
Страх, а не совесть обуздывает амбиции зарвавшихся представителей «сильного пола». И барон Прус, и адвокат Коленатый, и с позволения сказать, наследник Альберт Грегор находятся в плену у инстинкта самосохранения, рисковать во имя идеи им совершенно не интересно. Никто не решается использовать эликсир бессмертия по назначению, испытать действие зелья на себе любимом.
Убедившись окончательно, что «никто не претендует» на рецепт, Эмилия вручает злополучный «документ» Кристине:
— Возьми себе это. Проживешь триста лет, будешь петь как Эмилия Марти. Прославишься. Подумай: через несколько лет ты уже начнешь стареть. Пожалеешь тогда, что не воспользовалась …
Бери, милая.
Кристина берет, благодарит и … молча подносит бумагу к горящей свече. Зловредный « исторический памятник» тлеет понемногу (это ведь пергамент). Эмилия Марти обрадована неожиданной развязкой.

— Ха-ха-ха, конец бессмертию!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *