Справка о владении акциями
Как инвестировать, если вы госслужащий
Какие ценные бумаги можно покупать и как потом сообщить об этом государству
Моя жена — госслужащая, и по закону нам обоим запрещено владеть иностранными финансовыми инструментами.
В 2019 году я открыл индивидуальный инвестиционный счет. Понять, какие активы на бирже мне покупать можно, а какие нельзя, с первого взгляда оказалось непросто. А еще каждый год мы должны сообщать государству о доходах и имуществе. И заполнение разделов отчета, посвященных ценным бумагам, — тот еще квест.
В этой статье расскажу, как госслужащему торговать на бирже и не нарушать закон, что делать, если вы случайно приобрели акции иностранной компании, и как не ошибиться, заполняя справку о доходах и имуществе.
Кого это касается
Ограничения касаются не только госслужащих, но и их близких родственников: супругов и несовершеннолетних детей. Это мой случай.
Что можно и что нельзя покупать на бирже
Госслужащим можно покупать только российские ценные бумаги. Важно помнить, что, даже если сама компания отечественная, ее акции или облигации могут быть выпущены за рубежом.
Например, акции Яндекса торгуются на Московской бирже, но выпущены в Нидерландах. Покупать их госслужащему нельзя.
Что делать госслужащему, который случайно купил иностранную бумагу
Если госслужащий не знает, что существуют какие-то ISIN, он может случайно купить акции того же Яндекса. Фактически он нарушит закон: станет владельцем иностранного актива.
Но государство, скорее всего, узнает о владении этими акциями, только если госслужащий не продаст их до конца года. Дело в том, что в ежегодном отчете о доходах нужно указывать только ценные бумаги, которые находятся в собственности на отчетную дату — 31 декабря.
Если госслужащий не владел иностранными бумагами на 31 декабря, то, чтобы уличить его в нарушении, проверяющим придется делать запрос в Национальный депозитарий, где хранятся записи о владельцах ценных бумаг. Но в России больше двух миллионов государственных и муниципальных служащих — это еще не считая депутатов, силовиков и судей. Добавьте к этому их супругов и детей. Если такие запросы и делают, то выборочно.
Обо всех операциях по брокерскому счету за год отчитываться не нужно — только о доходах. Если случайно купить, а потом быстро продать иностранную акцию, за такую ошибку, скорее всего, не накажут. Но это незаконно, поэтому советуем проверять ISIN ценной бумаги перед каждой сделкой.
Чтобы узнать, российские бумаги или нет, надо перед покупкой проверить ISIN — это международный идентификационный код ценной бумаги. Идентификатор состоит из двух букв и десяти цифр. Например, ISIN акций Сбербанка — RU0009029540, Яндекса — NL0009805522, Apple — US0378331005. Буквы как раз указывают на страну: код российских ценных бумаг начинается с префикса RU. Код некоторых выпусков облигаций федерального займа начинается с SU — это тоже указывает на российское происхождение.
Я проверяю ISIN ценных бумаг на сайте Московской биржи. Там есть удобный поиск: вводишь название компании, а система показывает все акции и облигации эмитента вместе с кодами.
Выписка – подтверждение права владения акциями
Бывают случаи, когда владельцу акций требуется подтвердить права собственности на них. Для этого понадобится специальный документ – выписка из реестра.
По законодательству АО обязано заносить все данные лицах, владеющих акциями конкретного АО, в специальный реестр. Акции могут являться объектом разных сделок. Перед совершением любых операций с ценными бумагами, их владелец должен подтвердить свои права на них и наличие обременений.
Законодательная база
Ведение реестра регламентируется Положением Центробанка №572-П от 27.12.2016 г. и Приказом ФСФР РФ №13-65/пз-н от 30.07.2013 г.
Постановление ФКЦБ РФ №27 от 2.10.1997 г. больше не действует.
Вся требующаяся информация предоставляется акционеру в выписке
Акционер обязан подтвердить свои права при оформлении перехода права собственности на акции, а также при участии в общем собрании владельцев акций, получении дивидендов, оспаривании решения собрания или руководства организации.
По ст.46 Закона №208-ФЗ, чтобы подтвердить свои права, акционер должен представить выписку. В документе отражены следующие данные:
название документа, время его выдачи;
ФИО акционера, получающего документ;
номер лицевого счета лица, которому принадлежат акции, сведения об их количестве на этом счете;
данные о заявителе;
ФИО составителя, выдавшего справку.
Выписку подписывает руководитель фирмы-регистратора или ее представитель. Представитель должен предъявить доверенность. За указанные в выписке данные ответственно выдавшее ее лицо.
Допускается и электронная форма выдачи выписки. В этом случае документ заверяется УКЭП согласно ст.4 Закона №63-ФЗ.
Реестр акционеров – это перечень всех лиц, владеющих акциями конкретного АО. Здесь содержатся данные об эмитенте, о выпущенных акциях, о лицах, которым принадлежат акции и др.
Ведением реестра занимается реестродержатель. Это фирма, обладающая специальным разрешением заниматься данной деятельностью. Самому обществу запрещено вести реестр. Если фирма владеет акциями данного АО, то она также не вправе быть реестродержателем.
Куда обратиться за выпиской?
Выписку предоставляет реестродержатель. Узнать о нем можно в отделении ИФНС. Также получить сведения можно из ЕГРЮЛ (пп. «д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ). Сведения о реестродержателе общедоступны. Однако к самому реестру доступ имеют не все лица. Запросить документ может лицо, владеющее акциями. Также это может сделать его представитель (при наличии соответствующей доверенности). В ряде случаев запросить выписку может само АО.
Выписка из реестра акционеров
Формирование выписки из реестра акционеров происходит в тех случаях, когда владельцу акций необходимо предоставить куда-либо доказательство того, что он владеет теми или иными ценными бумагами.
Что такое реестр акционеров
В это понятие включается полная информация об акционерном обществе: размер уставного капитала, количество, номинал акций, данные по выплаченным дивидендам и реквизиты совершенных сделок по ценным бумагам. Сюда же входит детальный перечень акционеров, владеющих акциями одной компании. В реестре указывается не только список, но и подробные сведения о каждом лице: его ФИО, паспортные данные и адрес, количество и тип акций, которыми владеет участник акционерного общества и т.п.
Назначение документа довольно простое: реестр составляется для создания полной картины о деятельности организации, а также всех ее собственниках. Благодаря наличию таких данных, он дает возможность заинтересованным лицам оперативно узнать положение дел на предприятии, в том числе и финансовые дела на тот или иной промежуток времени.
Зачем может понадобиться выписка
На сегодняшний день ценные бумаги, выпускаемые организацией, не имеют документального подтверждения, в т.ч. и сертификата.
Данные об активах отражаются только на лицевом счете владельца акций. Для того чтобы получить на руки подтверждение права собственности, держателю ценных бумаг следует обратиться к регистратору акций за соответствующей выпиской.
Выписка может понадобиться по самым разным причинам. В первую очередь, самому держателю акций для уточнений количества акций, принадлежащих ему, кроме того, бывает, что такой документ требуется для предоставления в налоговую службу, другие государственные инстанции, а также банковские кредитные учреждения.
Чем отличаются выписка и копия
На первый взгляд может показаться, что два эти документа равнозначны. Это заблуждение. Между ними есть одно, но очень существенное отличие. Несмотря на то, что они дублируют текст того или иного документа, выписка, в отличие от копии, содержит только какую-то его часть. При этом выписка может включать в себя несколько отрывков из документа, имеющих значение в какой-то конкретной ситуации (при формировании такой выписки важно соблюсти лишь одно условие: чтобы она не искажала сути основной бумаги).
Таким образом, выписка позволяет скрыть тот раздел документа, который не предназначен для широкой аудитории, поскольку содержит в себе коммерческую тайну или персональные данные какого-либо лица. Именно поэтому выписки имеют широчайшее распространение, когда речь идет о сведениях о какой-либо компании, ее собственнике или представителе персонала.
Особенности выписки
Выписка из реестра акционеров имеет и другие свои особенности. В частности, она выдается исключительно по требованию от владельца акций на ту дату, которая указана в заявлении («задним числом» получить ее не получится).
В обязательном порядке она содержит информацию обо всех акциях, которые числятся за обратившимся, так что утаить наличие каких-либо бумаг также не будет возможно.
При этом все данные, отраженные в выписке носят сугубо информационный характер, т.е. эта операция не указывается ни в регистрационном журнале, ни на лицевом счете человека.
Порядок получения выписки
Для того чтобы сформировать выписку из реестра акционеров, нужно, чтобы от владельца акций поступило соответствующее заявление. Сведения о нем обязательно должны быть внесены в журнал входящей корреспонденции организации, там же должны быть указаны данные о выданной выписке (дата, назначение), информация об ответствующем сотруднике. Далее в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, и владельцу акций предоставлена требуемая информация. Надо сказать, что лицо, выдающее выписку, несет полную ответственность за те сведения, которые в ней содержаться.
Как сделать выписку, формат и оформление выписки
Выписка пишется в произвольном виде, поскольку ее унифицированной формы нет. Но, несмотря на отсутствие стандарта, она должна соответствовать некоторым нормам деловой документации. В частности, она условно должна быть поделана на три части: начало (название предприятия, номер и дата выписки), основной блок (обычно оформляется в виде таблицы) и заключительный раздел (подпись и печати).
Следует отметить, что в некоторых организациях есть разработанный шаблон документа, утвержденный руководством — при таком условии использовать нужно именно его.
Выписку можно делать на обычном листе бумаги или на фирменном бланке, от руки или с помощью копировальной техники.
Она в обязательном порядке должна быть заверена ответственным представителем компании или регистратором.
Наличие печати в ней определяется тем, пользуется компания штемпельными изделиями для удостоверения бумаг или нет.
Образец выписки из реестра акционеров
Для того чтобы сделать выписку, посмотрите приведенный ниже образец документа и разъяснения к нему.
Выписка из реестра акционеров: как оформляется, зачем нужна и кому выдается
С 2002 года существует только одно доказательство полученного права на владение акциями общества. Это – соответствующая запись в кадастре собственников.
Следовательно, нам нужно выяснить, как обладатель акций может запросить выписку из реестра акционеров.
Выписка из реестра акционеров
Базовые нюансы
С недавнего времени любые акции, отпускаемые в оборот на территории нашей страны, не должны быть официально подтверждены.
Данные, располагающиеся на лицевых счетах обладателей ценных бумаг, по сути единственное доказательство права собственности. Раньше владельцы вдобавок получали сертификат.
Выяснить, имеются ли на личном счете акционера акции, разобраться с реквизитами, уточнить количество получится, если нанести визит к ответственному за это регистратору.
Данные, которое располагаются на лицевых счетах обладателей акций, это единственное подтверждение их владения
Обратите внимание! Данная обязанность наложена на саму организацию или же ее выполняет квалифицированный регистратор, имеющий лицензию на свою работу.
Реально выяснить, какая организация ответственна за контроль сведений относительно акционеров, если запросить выписку из общего реестра организаций. Также нужные данные можно получить непосредственно в акционерном обществе.
Что это такое?
Реестр владельцев ценных бумаг содержит в себе данные относительно предприятия. Сейчас этот документ единственный в своем роде, он раскрывает права и обязанности участников.
Там располагаются следующие важные сведения:
Обратите внимание! Акционерное общество создает на любого фиктивного и действующего владельца ценных бумаг личный счет в реестре.
Существует определенный реестр акционеров
Чтобы использовать акции, внести некоторые поправки и внести дополнительные сведения, получить данные относительно ценных бумаг, нужно заручиться подписью совладельца.
Кадастровые ведомости оформляются на бумажном или электронном носителе. В первом случае ведомость воспринимается как оригинал, она должна быть закреплена подписью главного бухгалтера и председателем совета директоров.
Обратите внимание! Также в обязательном порядке нужно поставить печать.
Выписка из реестра коренным образом отличается от справки. Специфика выписки:
Выписка предоставляется по запросу и содержит данные обо всех ценных бумагах, которые есть у человека
Действия по выдаче официальных бумаг характеризуются как информационные. После запроса ничего не меняется на личном счете акционера, также не нужно указывать факт об этом в журнале регистрации.
Держатель реестра не делает для себя экземпляр предоставленной официальной бумаги. Выписка не является чем-то ценным, ее нельзя применять для получения права собственности на прописанные там ценные бумаги.
Обратите внимание! Когда человек запрашивает предоставление ему сведений, это должно быть записано в особой книге оформления входящей корреспонденции.
В этой же книге указывается, что выписка была выдана, также прописывают день и цель совершения действия. Запись имеет свой исходящий номер, имеется фамилия ответственного сотрудника.
В специальной книге указывается, что был запрос на получение выписки, а также то, что она была выдана
Зарегистрированный гражданин в анкете на выдачу пишет путь обеспечения нужными данными. Это требование контролируется законом и является непреложным.
Владелец ценных бумаг вправе пользоваться следующими сведениями в свободном порядке.
Обратите внимание! Когда в течение дня происходили какие-либо операции с личным счетом, обладателю выдается уведомление, предоставляющее в полной мере все сведения относительно произведенного со счетом действия.
Владелец ценных бумаг может получить информацию об объемах собственной доли, регистраторе и проч.
Субъекты
Кроме обладателя акций, сведения из реестра вполне могут быть выданы органам суда или правовой охраны, держателю залога и прочим гражданам, список которых регламентирован ФЗ номер 208-ФЗ. Само это правило не предполагает никакого ущерба для владельца ценных бумаг, поскольку такая бумага не обладает юридическим весом, следовательно, ее нельзя применять в качестве официальной бумаги. Однако данные, которые содержит рассматриваемый нами документ, достоверны и актуальны относительно акций владельца.
Обратите внимание! Любые поправки в перечне обладателей акций общества должны быть указаны в ЛС реестра: залог ценных бумаг, их отчуждение и тому подобное. Следовательно, за реализацию требования закона об актуальности информации в выписке должен быть ответственен именно держатель реестра.
Статья 46 Федерального закона №208
Зачем нужен документ?
Перечень акций оформляется затем, чтобы контролировать все данные о действиях предприятия, обладателях в одной бумаге.
Благодаря документу можно сразу узнать нужные сведения относительно финансового состояния общества. Пользоваться данными целесообразно, чтобы улучшить положение общества.
В выписке имеется информация, касающаяся одного владельца (заявителя) и его ценных бумаг. Чтобы ее предоставили, необходимо составить письменную просьбу. У бумаги нет юридического веса.
Нужна письменная заявка на получение выписки
Существующие нормы
Государство контролирует оформление, контроль и предоставление акций акционерного общества, и информацию о них.
С целью соблюдения вышесказанного существуют следующие законы:
Обратите внимание! Регистратор не может отказать в предоставлении указанного документа, это правило регламентировано Федеральным законом номер 208-ФЗ.
Статья 44 Федерального закона №208
Сроки
Наибольший срок, требуемый для выдачи выписки, не должен быть более пяти рабочих дней со дня оформления соответствующего запроса. Когда перечень сведений контролируется квалифицированным регистратором, предоставление выписки производится на платной основе (исключая выписку при первичном размещении акций – ее отдают без оплаты).
Обратите внимание! Что касается предприятий – они не могут требовать оплату за предоставление данной документации.
Выписка должна быть предоставлена не позже, чем через 5 дней после запроса
Правила оформления документа
Кадастровый держатель обязан оформлять выписку по личному счету держателя акций, в качестве основания используя его просьбу.
Специалист компании целиком ответственен за правдивость и целостность прописанной в документации информации. Выдержка из реестра зачастую имеет в себе такие данные.
В выписке должны содержаться полные данные
Обратите внимание! Бумага заверяется держателем реестра. Когда акции выступают в качестве предмета залога, сведения, прописанные в выписке, корректируются.
Дополнительные сведения, указываемые в выписке
Кроме вышеназванных данных, выписка содержит в себе:
От гражданина, контролирующего реестр, не требуют добавления каких-либо данных в сам реестр, касающихся того, что в какое-то время уже предоставлялась выписка. Когда человек получает выписку, необходимо следовать обычным правилам оформления деловых документов. Следовательно, целесообразно в книге входящих документов указать о запросе, а в книге исходящих документов прописать ответ.
В выписке должно быть указано, есть ли обременение относительно акций
Требования к заявителю
Судебная инстанция, которая может получить документ с другими сведениями:
Выписку предоставляют тому гражданину, который владеет акциями и который может подтвердить свою личность
Где получать?
Сотрудник, представляющий акционерное общество, может предоставить полную информацию касательно того, кто заведут кадастром держателей акций, пояснит, где получить выписку из реестра акционеров.
Помимо сказанного, интересующая информация располагается в интернете, еще взять ее можно с выписки единого перечня юридических лиц. Правила обращения с прошением о предоставлении справки в любой ситуации одинаков.
Обратите внимание! Неважно, кто ответственен за сохранность сведений, касающихся акционеров – само общество или отдельный человек. Самое важное – оплатить услуги регистратора.
Придется оплатить услуги регистратора
Заказ формы
Чтобы вам предоставили документ с данными относительно акций, необходимо направить регистратору письменное распоряжение.
Направляется они такими путями:
Требования, которым должен отвечать документ.
В выписке не должно быть исправлений, помарок
Обратите внимание! Рассмотрев распоряжение, регистратор проверяет персональную подпись на официальной бумаге с тем образцом подписи, что у него есть.
Еще, чтобы подтвердить личность заявителя, нужно собрать следующую документацию.
Гражданину Российской Федерации | Паспорт либо временное свидетельство |
---|---|
Лицу, обладающему гражданством нашей страны, однако живущему за ее границами | Удостоверение личности |
Служащему в армии | Военный билет |
Гражданину иностранного государства | Виза с действительным заграничным паспортом |
Человеку, не имеющего гражданства | Свидетельство, равноценное удостоверению личности |
Кто имеет право получить?
Сводка данных из кадастровой документации акционерного общества может быть предоставлена каждому из акционеров. Число закрепленных за гражданином ценных бумаг при этом не принципиально.
Каждый акционер может получить сводку данных
Сведения из реестра могут быть предъявлены зарегистрированному гражданину, в ведении которого располагается более процента голосующих акций.
Он имеет право на выяснение:
Обратите внимание! Залогодержатель вправе запросить данные исключительно по заложенным акциям. Это регламентируется Постановлением номер 27 от 2 октября 97 года.
Залогодержатель вправе запросить данные только по заложенным акциям
Кому еще могут выдать выписку?
Кроме непосредственно обладателя акций, выписку из реестра держателей акций могут запросить органы правоохраны, суды и залогодержатели. Однако переживать из-за этого правила не стоит, поскольку выписка не является юридически весомой, она просто подтверждает, что у человека есть права на акции. Иными словами, выписка – документ информационного плана. Ответственность за правдивость этих данных лежит на сотруднике, занимающемся реестром.
Выписка – просто бумага, содержащая определенную информацию, т.е. она не обладает какой-либо юридической силой
Необходимость доверенности на получение
Если третье лицо желает получить рассматриваемую нами выписку, требуется получить доверенность, заверенную нотариусом.
Обратите внимание! В документации указывают информацию, позволяющую убедиться в личностях получателя и доверителя.
Сроки предоставления выписки
Выписка кадастрового плана оформляется максимум 5 дней с момента получения соответствующего заявления. Обычно документ делают за три дня.
Когда держатель реестра не может справиться с поручением в установленный законом срок, то обладатель акций в течение трех дней получает уведомление об отказе.
Как правило, документ делают за три дня
В этой бумаге должны прописать, почему заявителю отказали в просьбе, также должны указать, что планируется сделать для исправления проблемы.
Цена на процедуру
Когда активы размещаются на первоначальной основе, то кадастровая выписка выдается обладателю акций без необходимости оплаты, так как причин для взимания денежных средств не имеется.
Обратите внимание! Если запрос является не первым, владелец ценных бумаг должен компенсировать услуги ответственного сотрудника. Когда акции учитываются непосредственно на предприятии, денег за услугу не берут.
Возможные вопросы
АО делятся на открытые и закрытые, отличаются по разновидности предпринимательской деятельности. Еще они бывают неприбыльными.
Каждое из них отличается спецификой управления реестром владельцев акций и предоставления выписок из них.
Выделяют несколько видов акционерных обществ
Особенности, касающиеся гаражно-строительных кооперативов
Нередко проблема получения выписки из документации названного кооператива поднимается в ситуациях, когда наследователь погиб. Бумага предоставляется по месту регистрации гаража ПИБом района.
Как получить выписку из общественного реестра владельцев акций.
Получить выписку из общественного реестра владельцев акций можно в ЗАГСе, паспортном столе и проч.
Срок действия документа
Проблема, касающаяся временного промежутка, в течение которого действует документ, не принципиальна, потому что в нем прописывается конкретный день завершения действия.
Обратите внимание! Законодательно не контролируется, сколько действует справка о наличии акций на личном счете владельца ценных бумаг.
Специфика для ЗАО
За контроль реестра владельцев акций в закрытых акционерных обществах ответственен генеральный директор фирмы, потому что число держателей не более пятидесяти человек.
Чтобы предоставили выписку, требуется оформление соответствующего приказа. Затем орган регистрации составляет и выдает официальную бумагу с необходимыми данными.
Чтобы была предоставлена выписка для ЗАО, нужен соответствующий приказ
Правила очень строго контролируются внутренней документации названных акционерных обществ. Еще имеются суровые требования относительно внутреннего оборота документов.
Обратите внимание! Когда сотрудник получает заявление на оформление выписки, он должен любое свое действие регистрировать в письменной форме.
Образец выписки
ВЫПИСКА ИЗ РЕЕСТРА АКЦИОНЕРОВ
номер выписки Nо. ______
г. ________________ «__»_________ 20__ г.
Настоящая выписка удостоверяет, что выше указанный акционер является владельцем полностью оплаченных акций:
¦ статус ¦ количество акций ¦ номинал ¦
Выписка из реестра акционеров подтверждает записи об акциях акционера, содержащиеся в реестре акционеров. Выписка из реестра акционеров не является ценной бумагой и предметом купли-продажи служить не может. Выше перечисленные акции не являются предметом залога, не обременены иными обязательствами и передача прав на акции не ограничена.
Генеральный директор _________________________
Главный бухгалтер _________________________
Можно воспользоваться образцом выписки
Вопросы и ответы
Как мне получить выписку из реестра акционеров банка, лишенного лицензии?
Для этого нужно посетить регистраторское общество, являющееся реестровым держателем ценных бумаг интересующего вас банка.
Где и как получить выписку из реестра акционеров «Юкоса» на 2 июля 2003 года, на 28 ноября 2007 года?
Обратитесь к держателю реестра. Сотрудник должен по заявлению владельца акций либо его доверенного лица оформить выписку на протяжении пяти рабочих дней. Данный срок контролируется законодательством. Отметим, что обычно на оформление документа хватает трех рабочих дней.
Для получения выписки нужно обратиться к держателю реестра
Где и как получить выписку из реестра держателей акций ПАО «Ростелеком»?
Чтобы добиться желаемого, держатель акций должен:
Итак, выписку из реестра акционеров можно получить разными способами – все зависит от вида акций. Информация из статьи должна помочь понять особенности этой процедуры.