Справка о наличии акций в собственности
Как получить выписку из реестра акционеров
Каждое акционерное общество обязано вести список своих владельцев акций. В этой статье мы разберем, для чего нужна выписка из реестра акционеров, кто вправе ее получить и как это сделать.
Какие сведения содержит выписка из реестра акционеров
Как гласит ст. 8 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», для сохранения данных о ценных бумагах и их владельцах используется реестр акционеров. Он представляет собой перечень официальных владельцев с перечислением количества, цены, подвида ценных бумаг. Такой список должен быть всегда актуален, чтобы помочь безошибочно определить собственника ценной бумаги. Исходя из закона, внесение записи в список участников АО является подтверждением собственности на акции.
Иногда учредителю юрлица требуется подтвердить свои права перед третьими лицами. Удостоверение собственности на акции может пригодиться при отчуждении ценных бумаг, например при их продаже или дарении. Чтобы участвовать в общем собрании и иметь право на дивиденды, соакционеру также потребуется выписка из таблицы участников компании.
Именно для этих целей предназначена выдержка из списка участников АО и ПАО. В выписке можно найти, например, такую бизнес-информацию (Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н):
Помните, что извлечение из реестра участников АО или ПАО считается только информационным документом, подтверждающим права собственников акций. Оно не дает права на распоряжение ценными бумагами, указанными в выписке. Сама выдержка не будет ценной бумагой, по поводу нее нельзя заключать сделки.
Кто вправе затребовать выписку из реестра акционеров
Хранитель таблицы участников ПО по просьбе надлежащего заявителя (имеющего полномочия) обязан сформировать выписку из списка соакционеров не позднее 3 дней после получения такой просьбы. Выписка должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляет ЦБ РФ.
Чтобы понять, кто имеет право запросить список участников хозяйственного общества и кому хранитель реестра не имеет права отказать, нужно обратиться к законам, регулирующим финансовый рынок. Исходя из буквального прочтения законодательства, можно выделить всего две категории заявителей, которые имеют право на запрос:
Если с первой категорий все понятно, то со второй категорией нужно разобраться. Номинальным держателем называют лицо, которое не является собственником ценной бумаги, но хранит их под своим именем по поручению фактического собственника. Номинальный держателем может быть организация (как российская, так и иностранная) имеющая специальную лицензию. Отношения реального собственника и номинального держателя должны быть зафиксированы договором.
К выводу о том, что запросить выписку из реестра могут только бенефициары и номинальные держатели, неоднократно приходили и суды. Так, в 2009 г. ОАО «Районное агропромышленное общество «Лебяжское» подало иск в арбитражный суд против ООО «Союз-Агро» и ООО «Иллария» о признании недействительным договора перевода долга от 20.05.2009 N 14. Истец настаивал на том, что одна из сторон договора перевода долга, а именно ООО «Союз-Агро», знала о наличии заинтересованности соучастника ОАО «РАО «Лебяжское» в оспариваемой сделке. Судья пришел к выводу, что ООО «Союз-Агро» не являлось ни реальным ни номинальным владельцем акций ОАО «РАО «Лебяжское». Поэтому, исходя из законодательства, ООО «Союз-Агро» не имела возможности получить данные об участниках истца и объеме их ценных бумаг от хранителя реестра. Исходя из этого, суд отказал в иске.
Порядок обращения в реестр акционеров
До 2013 года АО могла само содержать свой реестр. Для этого не требовалось обращаться в какие-то специализированные компании. Но в данный момент уже действует норма, согласно которой держателем реестра может только специализированная организация, которая имеет лицензию на эту деятельность. Такая компания называется «регистратор».
Причем держателем реестра может быть только юридическое лицо, индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься такой деятельностью. За нарушение правил ведения списка учредителей юрлица, реестродержателя можно привлечь к административной ответственности. Так, по ст. 15.22 КоАП компании-реестродержателю грозит штраф до одного миллиона рублей за нарушения порядка работы с реестром. Это касается и тех ситуаций, когда хранитель реестра незаконно отказывает совладельцу юрлица в выдаче выписки.
Узнать, кто является держателем реестра, можно, заказав выписку из ЕГРЮЛ на акционерное общество. Это открытая информация и сделать это можно совершенно бесплатно на сайте ФНС или через сервисы проверки контрагентов.
Для получения выписки из реестра акционеров нужно составить официальный письменный запрос реестродержателю на предоставление выписки. В выписке необходимо написать «прошу предоставить выписку из реестра соучредителей АО (ПАО) с указанием количества и номинальной акций». В запросе нужно указать способ получения выписки: по почте, факсу, электронной почте, лично. Подать такой запрос можно лично, по почте, или через своего представителя по доверенности.
Запрос должен содержать подпись уполномоченного заявителя (бенефициара или номинального держателя). Если заявитель является недееспособным, то запрос должен содержать еще и подпись законного представителя.
Где и как получить выписку из реестра
Согласно п. 3.116 Приказа ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н, специализированная организация обязана сформировать выдержку из списка соакционеров не позднее 3 дней (рабочих, согласно производственному календарю). Держатель может отказать заявителю, только если запрос подан неуполномоченным лицом или в запросе отсутствует подпись уполномоченного лица. Если хранитель реестра незаконно отказал вам, то отправьте жалобу в ЦБ РФ. Именно этот орган контролирует и наказывает недобросовестных реестродержателей.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Получение выписки из реестра ценных бумаг
Как получить выписку из реестра эмиссионных ценных бумаг?
Информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг, предоставляется Банком России по запросу эмитента эмиссионных ценных бумаг или его правопреемника. Это может быть выписка из Реестра или справка об отсутствии запрашиваемой информации.
Запрос составляется эмитентом или его правопреемником в свободной форме с указанием реквизитов (наименование общества, ИНН, ОГРН), чтобы возможно было идентифицировать общество. Запрос направляется в Банк России или территориальное учреждение Банка России в соответствии с Указанием Банка России от 03.08.2017 № 4477-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 11 августа 2014 года № 428-П „О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг“».
Выписка из реестра или справка об отсутствии запрашиваемой информации направляются Банком России или его территориальным учреждением Банка России эмитенту или его правопреемнику в течение пяти рабочих дней после получения соответствующего запроса.
Кроме этого, на официальном сайте Банка России открыт доступ к тестовой версии реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями. Найти его можно в разделе «Финансовые рынки», подразделе «Сведения из реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями».
С помощью данного сервиса любое заинтересованное лицо (эмитент, его правопреемник, акционер, инвестор, участник рынка ценных бумаг и др.) может получить актуальную выписку из реестра в электронном виде. Поиск эмитента возможен по следующим реквизитам: наименование, уникальный код эмитента, ИНН и ОГРН.
Выписка из реестра акционеров
Формирование выписки из реестра акционеров происходит в тех случаях, когда владельцу акций необходимо предоставить куда-либо доказательство того, что он владеет теми или иными ценными бумагами.
Что такое реестр акционеров
В это понятие включается полная информация об акционерном обществе: размер уставного капитала, количество, номинал акций, данные по выплаченным дивидендам и реквизиты совершенных сделок по ценным бумагам. Сюда же входит детальный перечень акционеров, владеющих акциями одной компании. В реестре указывается не только список, но и подробные сведения о каждом лице: его ФИО, паспортные данные и адрес, количество и тип акций, которыми владеет участник акционерного общества и т.п.
Назначение документа довольно простое: реестр составляется для создания полной картины о деятельности организации, а также всех ее собственниках. Благодаря наличию таких данных, он дает возможность заинтересованным лицам оперативно узнать положение дел на предприятии, в том числе и финансовые дела на тот или иной промежуток времени.
Зачем может понадобиться выписка
На сегодняшний день ценные бумаги, выпускаемые организацией, не имеют документального подтверждения, в т.ч. и сертификата.
Данные об активах отражаются только на лицевом счете владельца акций. Для того чтобы получить на руки подтверждение права собственности, держателю ценных бумаг следует обратиться к регистратору акций за соответствующей выпиской.
Выписка может понадобиться по самым разным причинам. В первую очередь, самому держателю акций для уточнений количества акций, принадлежащих ему, кроме того, бывает, что такой документ требуется для предоставления в налоговую службу, другие государственные инстанции, а также банковские кредитные учреждения.
Чем отличаются выписка и копия
На первый взгляд может показаться, что два эти документа равнозначны. Это заблуждение. Между ними есть одно, но очень существенное отличие. Несмотря на то, что они дублируют текст того или иного документа, выписка, в отличие от копии, содержит только какую-то его часть. При этом выписка может включать в себя несколько отрывков из документа, имеющих значение в какой-то конкретной ситуации (при формировании такой выписки важно соблюсти лишь одно условие: чтобы она не искажала сути основной бумаги).
Таким образом, выписка позволяет скрыть тот раздел документа, который не предназначен для широкой аудитории, поскольку содержит в себе коммерческую тайну или персональные данные какого-либо лица. Именно поэтому выписки имеют широчайшее распространение, когда речь идет о сведениях о какой-либо компании, ее собственнике или представителе персонала.
Особенности выписки
Выписка из реестра акционеров имеет и другие свои особенности. В частности, она выдается исключительно по требованию от владельца акций на ту дату, которая указана в заявлении («задним числом» получить ее не получится).
В обязательном порядке она содержит информацию обо всех акциях, которые числятся за обратившимся, так что утаить наличие каких-либо бумаг также не будет возможно.
При этом все данные, отраженные в выписке носят сугубо информационный характер, т.е. эта операция не указывается ни в регистрационном журнале, ни на лицевом счете человека.
Порядок получения выписки
Для того чтобы сформировать выписку из реестра акционеров, нужно, чтобы от владельца акций поступило соответствующее заявление. Сведения о нем обязательно должны быть внесены в журнал входящей корреспонденции организации, там же должны быть указаны данные о выданной выписке (дата, назначение), информация об ответствующем сотруднике. Далее в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, и владельцу акций предоставлена требуемая информация. Надо сказать, что лицо, выдающее выписку, несет полную ответственность за те сведения, которые в ней содержаться.
Как сделать выписку, формат и оформление выписки
Выписка пишется в произвольном виде, поскольку ее унифицированной формы нет. Но, несмотря на отсутствие стандарта, она должна соответствовать некоторым нормам деловой документации. В частности, она условно должна быть поделана на три части: начало (название предприятия, номер и дата выписки), основной блок (обычно оформляется в виде таблицы) и заключительный раздел (подпись и печати).
Следует отметить, что в некоторых организациях есть разработанный шаблон документа, утвержденный руководством — при таком условии использовать нужно именно его.
Выписку можно делать на обычном листе бумаги или на фирменном бланке, от руки или с помощью копировальной техники.
Она в обязательном порядке должна быть заверена ответственным представителем компании или регистратором.
Наличие печати в ней определяется тем, пользуется компания штемпельными изделиями для удостоверения бумаг или нет.
Образец выписки из реестра акционеров
Для того чтобы сделать выписку, посмотрите приведенный ниже образец документа и разъяснения к нему.
Как госслужащему заполнить справку о доходах
И на что обратить внимание владельцу ценных бумаг
Я госслужащая, и мне приходится отчитываться о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах.
В 2020 году я открыла брокерский счет и ИИС, и они стали проблемой при заполнении справки о доходах. Оказалось, что никто из моих коллег не инвестирует, поэтому посоветоваться, как правильно отчитаться о ценных бумагах, было не с кем. В отделе кадров с такой ситуацией тоже не сталкивались и порекомендовали мне избавиться от инвестиций, чтобы в следующий раз вопросов не было.
В статье расскажу, как я отчитывалась о своих доходах, где брала информацию и на что стоит обратить внимание госслужащим, чтобы избежать нарушений.
Кому и как нужно отчитываться о доходах и расходах
В законе есть перечни должностей, служащие на которых обязаны рассказывать о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах. Таких должностей много. К ним относятся, например, сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов, члены совета директоров Центрального банка, сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Такая обязанность касается также сотрудников «Росатома», «Роскосмоса» и РЖД, а еще некоторых государственных и муниципальных служащих и претендентов на должности из перечней.
Как правило, отчитываться должен руководящий состав, но иногда сведения обязаны представлять и рядовые сотрудники. Это закреплено в нормативных актах федеральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Например, в перечнях могут быть должности, которые несут коррупционные риски, когда работа связана с управлением государственным имуществом, госзакупками, выдачей лицензий и разрешений и тому подобным.
Декларировать надо все имущество в собственности или пользовании: дом, квартиру, дачу, автомобиль и прицеп к нему, лодку, мотор к ней и тому подобное. Еще необходимо отчитаться о полученном доходе за прошлый год: зарплате, доходе от вкладов и ценных бумаг, любой оплачиваемой деятельности, пенсиях и пособиях. В справке указывают эти же сведения о супругах и несовершеннолетних детях.
Чтобы заполнить отчет, требуется специальная программа «Справки БК». Ее можно скачать на официальном сайте Президента РФ. Еще эту программу обычно дублируют на сайте, где перечислен список вакантных должностей и требования к претендентам на службу. После заполнения отчета в «Справки БК» его необходимо выгрузить и сдать в отдел кадров.
Граждане, которые занимают должности из перечней, ежегодно не позднее 30 апреля отчитываются об имуществе и доходах за прошлый год. Кандидаты на должности из перечней заполняют отчет непосредственно при поступлении на службу.
Перечни должностей часто меняются. Я специалист среднего звена и до 2021 года заполняла отчет в «Справки БК» всего один раз — в 2010 году. Затем требование отчитываться о доходах и имуществе на моей должности отменили. А в 2020 году перечень должностей на моей службе снова расширили — теперь все работники отдела по закупкам обязаны сдавать справку о доходах, в том числе и я.
В 2010 году у меня не возникло сложностей при заполнении «Справки БК»: я не инвестировала и отчитывалась только по доходу от основной деятельности. А вот в отчете за 2020 год мне пришлось долго разбираться с разделом о ценных бумагах.
Какие проблемы могут быть у госслужащих — владельцев ценных бумаг
В Т—Ж уже была подробная статья об ограничениях для госслужащих, у которых есть брокерские счета, поэтому кратко расскажу про основные моменты.
Инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты не запрещены — не случайно в справке госслужащих есть раздел о ценных бумагах. То есть можно самостоятельно покупать акции российских компаний. Но только если это не приводит к конфликту интересов, когда владелец ценных бумаг может оказать прямое влияние на компанию, которая эти бумаги выпустила. Например, чиновнику из Минтранса нельзя владеть акциями «Аэрофлота». В этом случае ценные бумаги надо передать в доверительное управление.
Перед тем как начать инвестировать, я изучила ограничения для госслужащих. Иностранные акции, на которые действует запрет, я покупать не собиралась, поэтому оснований не открывать брокерский счет не нашла. В 2020 году я открыла ИИС и купила акции российских компаний: «Аэрофлота», «Лукойла» и Сбербанка. Позже оказалось, что на моей службе даже с этими бумагами могут быть проблемы.
Когда у нас расширился перечень должностей, на которых нужно отчитываться о доходах, имуществе, обязательствах и расходах, многие специалисты впервые столкнулись с программой «Справки БК». Поэтому отдел кадров провел учебную лекцию: нам рассказали про типичные ошибки при заполнении отчета и на что обратить внимание. Тогда же нам сообщили, что мы не вправе владеть ценными бумагами, — раздел справки, посвященный инвестициям, даже не обсуждался.
Дело в том, что прямого ограничения нет, но существует судебная практика, согласно которой владеть любыми бумагами госслужащие могут только через доверительное управление. Поэтому я советую всем служащим до того, как начать инвестировать, уточнить в отделе кадров позицию по этому вопросу.
Как разрешится моя ситуация, пока непонятно. Вообще, если в справке не отражены какие-то доходы или другая информация, служащего вызывают на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. По результатам комиссии принимают решение о наказании. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор — для тех, кто замещает должности военной и правоохранительной службы, — предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнение со службы в связи с утратой доверия.
Если комиссия решит, что в моем случае владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов, мне рекомендуют передать бумаги в доверительное управление. Если на следующий год я не выполню рекомендации, то уже будет решаться вопрос о наказании.
В любом случае справку о доходах за 2020 год я заполнила и в апреле 2021 года сдала ее в отдел кадров.
Как победить выгорание
Как я отчитывалась о своих доходах
Прежде чем заполнять справку о доходах, я прочла методические рекомендации Минтруда. Несмотря на то что времени до конца апреля было много, уже в феврале 2021 года я начала собирать документы, откуда нужно брать информацию для отчета. Я взяла справки в банках, сверила счета из них с теми, что перечислены в личном кабинете на сайте ФНС. Еще запросила справку 2-НДФЛ в бухгалтерии и собрала все отчеты брокера за год. Затем скачала программу «Справки БК» и заполнила необходимые разделы.
Алгоритм получился такой:
Расскажу подробнее о каждом шаге.
Этот этап я называю «Вспомнить все». Мне нужно было отчитаться не только за себя, но и за супруга и несовершеннолетних дочек. Документы, которые подтверждают доходы, к справке прикладывать не нужно. Но их следует сохранить, чтобы в случае чего представить комиссии как доказательство своей позиции.
Справки из банков о наличии счетов. У меня есть счета в Сбербанке и «Открытии», поэтому я обратилась в эти банки за справками для госслужащих. Сбербанк предоставляет такую справку в личном кабинете, она формируется автоматически в течение нескольких минут. В «Открытие» пришлось идти лично, но сотрудники сказали, что скоро и у них появится электронная услуга.
Справка для госслужащих представляется бесплатно. Ее разделы дублируют названия граф для заполнения отчета в «Справки БК»: отражены даты открытия счетов, доход по вкладам и от ценных бумаг, если брокерский счет открыт в банке, который дает справку.
Я просила справки для госслужащих за период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Аналогичные справки в банках нужно было взять для мужа и старшей дочери.
Информация о доходах в личном кабинете на сайте ФНС. Здесь я перепроверила все поступления, которые облагаются налогом. В моем случае это зарплата и доход от дивидендов. То же самое попросила сделать мужа.
В личном кабинете тоже можно проверить информацию о банковских счетах, и я советую это сделать. Например, моя коллега очень удивилась, когда увидела там счет из стороннего банка. Оказалось, что когда-то она брала кредит и, совершая последний платеж, заплатила на несколько рублей больше. Чтобы вернуть ей излишек, банк открыл дополнительный счет и положил туда эти деньги. Если бы не личный кабинет на сайте ФНС, она бы не узнала об этом счете и не отразила бы его в программе «Справки БК», а это нарушение.
Справка о награде в спортивной школе. За участие в спортивных мероприятиях детей тоже иногда поощряют деньгами. За год старшая дочь о наградах успела забыть, поэтому, чтобы быть спокойной, я обратилась в бухгалтерию ее спортивной школы. Там мне выдали справку, что дочка получила 200 Р за участие в соревнованиях по баскетболу.
Р мы бы не вспомнили» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В справке необходимо отразить доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях — все дивиденды и выплаты купонов по облигациям. Эта информация отражается в разных документах: сведения о выплаченных дивидендах — в личном кабинете налогоплательщика, о купонных выплатах — в отчете брокера. Также в «Справки БК» необходимо указать дату открытия счетов. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Сведения об ИИС и брокерском счете. Даты открытия счетов я взяла из личного кабинета в банке, потому что в справке для госслужащих Сбербанка этой информации не было. Сумму остатка на ИИС, которую тоже нужно зафиксировать, взяла из отчета брокера на 31 декабря 2020 года.
Информация о купонных выплатах. В справке из Сбербанка, в разделе «Доходы от ценных бумаг», указаны только выплаты по дивидендам. Такая же ситуация в личном кабинете в налоговой: купонов там нет, потому что до 1 января 2021 года они не облагались налогом.
Мне пришлось потрудиться, чтобы найти их. При оформлении ИИС я указала, чтобы купонные выплаты приходили мне на карту. В истории операций они отмечены как «Прочие поступления», поэтому нужно было отследить все поступления за год и выбрать именно купоны. Ушло много времени, хотя эта карта у меня не основная.
Данные об уставном капитале эмитента. При заполнении раздела о ценных бумагах отчета в «Справки БК» также нужно указать размер уставного капитала.
Этих данных ни в отчете брокера, ни в справках из банка не было, поэтому пришлось пользоваться открытыми источниками. Я так и искала в интернете по каждой бумаге. Например, изучила уставный капитал «Аэрофлота». Всего пришлось просмотреть восемь сайтов.
Информация о покупке бумаг. Сначала я хотела взять информацию о цене покупки ценных бумаг из итогового отчета брокера на начало января 2021 года, но увидела разночтения. Оказывается, там указана цена продажи бумаг на дату формирования отчета, а не цена приобретения мною этих бумаг.
Пришлось выбирать отчеты, которые формировались сразу после покупок. Хорошо, что все они хранятся у меня в отдельной папке на электронке.
Все имущество в собственности подтверждается документами. Например, на дом и землю это выписка из ЕГРН, на машину — свидетельство о регистрации. Данные из них нужны для заполнения отчета. Сами документы прикладывать не нужно — достаточно правильно внести сведения из них в «Справки БК».
Я подготовила документы на дом и землю, которые находятся у меня в собственности, и на машину мужа. Другого имущества в собственности или пользовании у меня или моей семьи в 2020 году не было.
Отчет начинается с анкетных данных всех членов семьи служащего. Далее идут семь разделов:
Каждый новый раздел в программе «Справки БК» — это новая вкладка. Если каких-то сведений нет, можно перейти к следующему разделу. Например, у себя в разделе 3 «Сведения об имуществе» я указала дом и участок, а в справке мужа этот раздел пустой. У него я заполнила раздел 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» — ниже объясню почему.
При заполнении программы все интуитивно понятно. Если есть сложности, стоит перечитать методические рекомендации Минтруда: там есть ответы на многие вопросы.
Информация о лице, представляющем сведения. Сначала в «Справки БК» служащему необходимо внести свои персональные данные: ФИО, дату рождения, паспортные данные, номер СНИЛС, место работы и должность. Затем такую же информацию нужно указать о каждом члене семьи.
Раздел 1. Сведения о доходах. В этом разделе нужно перечислить суммы по таким видам доходов:
Я указала в иных доходах пособия семьям в связи с распространением коронавирусной инфекции:
Раздел 2. Сведения о расходах. Этот раздел я не заполняла, потому что в 2020 году ничего не покупала.
Вообще в нем отражаются сведения о значимых покупках в течение года, таких как квартира, дом, земельный участок или машина. При этом заявить нужно только покупки на сумму выше общего дохода супругов за три последних года.
Раздел 3. Сведения об имуществе. В этом разделе декларируется информация о недвижимом имуществе: доме, квартире, земельном участке или гараже. Необходимо указать адрес, площадь объекта и основание приобретения: покупка, дарение, наследство и тому подобное. Еще надо указать реквизиты документа. Например, если это договор купли-продажи, то его дату и номер.
Аналогичную информацию нужно представить по транспортным средствам: когда купили, реквизиты документа о праве собственности.
Раздел 4. Сведения о счетах в банках. Этот раздел нужно заполнить на основании справок из банков, в которых открыты счета, и сверить с данными из налоговой.
Необходимо указать название банка, где открыт счет, его адрес, вид счета и в какой он валюте, когда открыт и сколько денег на нем лежит на отчетную дату.
Если сумма поступлений на счет не больше дохода супругов за три последних года, то в окне нужно поставить галочку в графе «Общая сумма денежных поступлений на счет не превышает общий доход лица и его супруга за отчетный период и два предшествующих ему года».
Раздел 5. Сведения о ценных бумагах. Информацию по каждой бумаге нужно вносить отдельно. Если в течение года было несколько покупок, то в графе «Общая стоимость» укажите сумму всех операций.
В основании участия отражаются данные из отчета брокера: когда была совершена покупка и каков ее номер.
Раздел 6. Сведения об обязательствах имущественного характера. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, — это имущество не в собственности человека, о котором заполняют справку, но которым он пользуется. Например, дом в собственности у жены, тогда у мужа и детей он будет значиться в этом разделе. Основание предоставления недвижимости — фактическое предоставление. То есть женщина дала возможность жить в доме членам своей семьи. Это наш случай.
Тут же можно указать аренду, безвозмездное пользование или что-то другое. Суть в том, что если у человека нет в собственности жилого имущества, а где-то он все-таки живет, то должен заявить, где и на каком основании.
«Срочные обязательства финансового характера» — это подраздел об обязательствах, по которым служащий выступает кредитором или должником. То есть в нем нужно указывать, например, и обязательства застройщика перед служащим по ДДУ, и займы, которые выдал служащий. А также всю информацию о кредитах: в каком банке взяты, на какой срок, под какой процент, какую сумму еще нужно вернуть.
Отдельная тонкость — деньги, которые просто лежат на брокерском счете или ИИС. Такой остаток считается финансовым обязательством: по сути, брокер — должник служащего и обязан вернуть деньги по требованию. Основание для обязательства — договор брокерского обслуживания или ИИС, поэтому его номер тоже надо будет указать в отчете.
Раздел 7. Безвозмездные сделки. Этот раздел необходимо заполнить, если в прошлом году служащий, например, что-то подарил, заключил брачный договор или соглашение о разделе имущества, а также утилизировал автомобиль.
Я раздел не заполняла, потому что безвозмездных сделок не было ни у меня, ни у членов моей семьи.
Приложение. В этой вкладке можно отразить документы, если вы прикладываете их к справке.
Учитывая, что обязанности документально подтверждать сведения нет, я ничего не прикладывала — приложение пустое.
На последнем листе отчета нужно поставить дату — выбрать актуальную из календаря в программе. Затем подтвердить достоверность данных, распечатать справку на каждого члена семьи по отдельности, поставить свою подпись и сдать все в отдел кадров.
Дата и время отражаются на каждом распечатанном листе, поэтому в случае исправлений лист заменить не получится. Придется заново распечатывать всю справку. Также нельзя делать пометки ручкой уже на бумаге: все заполняется в программе.
Что в итоге
Больше всего времени я потратила на раздел справки о ценных бумагах. Нужно было поднять все отчеты брокера, чтобы отразить дату покупки бумаг. Только заполнение информации о бумагах заняло около четырех часов. Еще несколько часов ушло на поиск информации об эмитентах. В остальном, если на руках есть все документы, отчет в «Справки БК» заполняется быстро.
Скорого решения о том, правильно ли заполнен отчет, ждать не стоит. У отдела кадров есть несколько месяцев на проверку данных. А комиссия по урегулированию конфликтов собирается уже после представления справки — тогда-то и будет известно, есть ли какие-то ошибки.
Запомнить
Антон, присоединяюсь. Тоже разбирался в этом вопросе когда начинал инвестировать. Можно рядовым гос- и мун- служащим покупать иностранные акции и ETF.
После разговора со специалистами отдела кадров по вопросу декларирования ИИС ещё в 2019 году, я понял, что госслужащему проще не инвестировать. И по прочтении последующих редакций методических рекомендаций Минтруда я лишь укрепился в этом мнении.
Если честно, мне сложно понять глубинный смысл самостоятельной декларации госслужащими своих доходов и расходов. Неужели программные средства наподобие используемых ФНС или РФМ не позволяют вести контроль за аномальными отклонениями по нашим счетам?
Поздравляю вас, автор! Вы неправильно заполнили справку о доходах.
Стоимость акций, которая указывается в справке, не имеет ничего общего с ценой покупки.
Также поддержу автора комментария о том, что согласно рекомендациям Минтруда брокерские счета и иис не отражаются в справке.
Вообще конечно лучше писать такие статьи не когда 10 лет не заполнял справку, а когда все 10 лет заполнял и помнишь, как менялись требования, знаешь, что справка БК почти ежегодно обновляется, как и рекомендации по ее заполнению, какие документы и в каких случаях все же надо приложить.
Самое интересное, сколько я насмотрелся на эти декларации у средних и рядовых вот ни разу они не помогли для тех целей, ради которых все затевалось
Только кары работникам, кто забыл три копейки на давно закрытом (как человек ошибочно думал) счёте отразить
В последних рекомендациях прямо написано, что брокерские счета не подлежат отражению в разделе с счётами.
Максим, по моему опыту заполнения всегда лучше указать что-то лишнее чем не указать.
Давид, мне прокуратура в представлении написала что я указал несуществующий счет в Тинькове. Типа с какого? 🙂 Это был брокерский счет, которого действительно в выписке нет и раньше (2019 год) их нужно было указывать.
Максим, если вы про это «открываемые не на основании гражданско-правового договора счета, счета депо, счета брокера, индивидуальные инвестиционные счета», то вы уверены что ваш брокерский счет открыт не на основании гражданско-правового договора? Лично я не юрист и мне не совсем понятно как это предложение следует правильно трактовать.
Илья, а в отношении ETF и ПИФов, правильно же я поняла в инструкции на этот год, что не обязательно номинальную стоимость указывать, если её официально нет?
Екатерина, по моим проверкам никто не инвестирует либо делают это не на свое имя, поэтому не вдавался в подробности.
Но по общему правилу что то указать надо, поэтому пойдёт и стоимость фактической покупки если нет номинала
Екатерина, честно, не знаю, не обращал внимание, не помню что сказано.
Илья, все счета сейчас есть в личном кабинете налоговой. Это я как чуть-чуть коллега добавляю..
Илья, нравится работа? 😉
Михаил, это только одно маленькое проявление моей работы. причём самое простое- если бы вся работа состояла только из этого, то вполне себе нравилась бы, а так. не имею права выражать мнение по этому поводу
По конфликту интересов имеется Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования»
В этом письме минтруд с одинаковых позиций рассматривает конфликт интересов в случаях владения ценными бумагами (п 3.1) и наличия вклада/ипотеки в банке (п. 3.2 письма).
Соответственно если кадровики не видят конфликта интересов в случае ипотеки то и при владении акциями его быть не может.
Обычно кадровики в этом ничего не понимают и боясь ошибиться перестраховываются трактуя конфликт интересов очень широко.