способы осуществления смысла жизни в рамках логотерапии

Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия. Дальнейшее развитие и углубление понятий Person и экзистенция в рамках экзистенциального анализа Альфридом Лэнгле позволило расширить научный базис для создания новых терапевтических интервенций и их методологического описания. Нам представляется весьма актуальным представить в статье анализ логотерапевтических и экзистенционально-аналитических психотерапевтических методов, существующих на настоящий момент.

Цель данной работы – дать обзор методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), и попытаться и объяснить, почему они работают. Кроме того, автор старается прояснить логику экзистенциально-аналитических методов в соотнесении с антропологией ЭА и методологией.

Описание хода исследования. Обзор методов ЛТ и ЭА представлен в статье в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Объяснение того, как действуют методы логотерапии и экзистенциального анализа сделано посредством соотнесения методов ЭА в первой части статьи с его антропологической концепцией, а во второй части – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.

Результаты исследования. Выделены и охарактеризованы три различных уровня или слоя методов ЛТ и ЭА, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы. Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры. Третий уровень: процесс развития персонального диалога – ориентация на Person. Рассмотрен персональный экзистенциальный анализ (ПЭА), который является ядром ЭА и представляет собой внутри- или межличностный диалогический процесс, посредством которого человек утверждает себя через решительное занятие позиции, оказавшись лицом к лицу с конкретной ситуацией. Проанализирован терапевтический метод ПЭА, состоящий из трех шагов и вводной части, описаны все его этапы.

Выводы. Описанные выше методы предоставляют терапевту арсенал для различных интервенций, направленных на активизацию пациента. Интервенции призваны помочь пациенту найти себя в экзистенциальном отношении, обрести собственный голос, придать ему силы, помочь ему найти описание и дать выражение новым, лучшим способам бытия.

Принята к публикации: 12.12.2017

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0203

Разделы журнала: Психология здоровья

Ключевые слова: экзистенциальный анализ; методология; методы; принцип воздействия; психотерапия; методы психотерапии

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Данная статья представляет собой обзор и анализ терапевтических возможностей методов логотера­пии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), в том виде, в котором они на насто­ящий момент применяются в психотера­певтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психоте­рапии и консультированию Международ­ного общества логотерапии и экзистен­циального анализа (GLE-International). Это необходимо подчеркнуть, поскольку в разных логотерапевтических сообще­ствах имеются серьезные расхождения в применяемых методах работы и в спо­собах преподавания.

Цель данной работы – не просто пе­речислить ряд методов логотерапии и экзистенциального анализа, но и попы­таться объяснить, почему они работают. В первой части статьи это будет сделано посредством соотнесения методов ЭА с антропологической концепцией экзистенциального анализа, а во второй – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотера­певтическая работа.

Мы делаем попытку прояснить логи­ку экзистенциально-аналитических ме­тодов и их соотнесение с антропологией ЭА и методологией.

Структура экзистенциального анализа и логотерапии с точки зрения антропологии

Вначале рассмотрим темы и принци­пы терапевтической работы в логотера­пии и в экзистенциально-аналитической терапии. В работе А. Лэнгле «Фундамен­тальные экзистенциальные мотивации» (Langle А., 2003) описана структурная мо­дель экзистенциального анализа. Автор формулирует цель современной экзи­стенциально-аналитической терапии как достижение способности жить в состо­янии внутреннего согласия с собой, что значит – определить внутри себя «да» по отношению к тому, что ты делаешь. Вну­треннее согласие можно описать как воз­можность действовать и разрешать слож­ные ситуации так, чтобы это приводило к принятию себя и ответственности за собственные действия, к экзистенциаль­ной свободе.

Доступ к свободной воле челове­ка становится фундаментом зрелой, ос­мысленной жизни, характеризующейся одобрением себя, других и принятием ответственности. Поэтому все методы логотерапии и экзистенциального ана­лиза объединены общей целью достиже­ния личной, экзистенциальной свободы, свободы Person.

Это общее направление психотерапев­тической работы. Чтобы более подробно охарактеризовать структуру методов, не­обходимо глубже взглянуть на содержа­ние экзистенциально-аналитической ан­тропологии.

Антропология классической логотерапии (В.Э. Франкл)

Какие шаги и процессы Person приво­дят нас к жизни в состоянии экзистен­циальной свободы? Классический эк­зистенциальный анализ, основанный на антропологии, сформулированной В.Э. Франклом (Frankl, 1959, 1985, 1986, 1991), постулирует две базовые способ­ности духовного человека: самодистан­цирование (СД) и самотрансценденцию (СТ). Они являются базовыми условиями экзистенциального бытия (бытия с каче­ством экзистенции). Франкл описывает эти состояния как специфический спо­соб существования в экзистенциальном, духовном (ноэтическом) измерении, ко­торому он противопоставляет психиче­ское и соматическое (или биологиче­ское) измерения.

Самодистанцирование подчеркивает способность духовного человека дейст­вовать вопреки собственным психоло­гическим и биологическим механизмам. Как писал Франкл: «Человек свободен подняться над плоскостью соматических и психических детерминант своего существования. Этим он открывает новое из­мерение. Человек проникает в измерение духовного порядка, которое резко отли­чается от соматических и психических феноменов. Он становится способным занять твердую позицию по отношению к миру, равно как и по отношению к са­мому себе» (Frankl, 1985, P. 19).

Поскольку быть Person – значит быть способным дистанцироваться от условий жизни и себя самого, мобилизуя волю к свободе, непременно встает следующий вопрос: «На что будет направлена воля?» Ответ лежит в понятии самотрансцен­денции.

Приведем собственное описание Вик­тора Франкла, поскольку оно кратко и четко объясняет, что такое логотерапия. «Установка логотерапии основана на том, что самотрансценденция является самой сутью экзистенции. Эта установка озна­чает, что экзистенция аутентична только в той степени, в которой она направле­на на нечто, отличное от себя … Человек, я бы хотел сказать, реализует и актуали­зирует ценности. Он находит себя лишь в той мере, в которой он первоначально теряет себя, будь это ради кого-то или чего-то, ради человека, идеи или “ради Бога”. Стремление человека пробиться к себе и собственной идентичности об­речено на провал, если оно не является актом преданности и посвящения себя чему-то за собственными пределами, че­му-то, что выше него» (Frankl, 1985, P. 87).

Франкл подчеркивает, что люди не являются пленниками своих чувств или окружения, но они могут подняться над эгоцентризмом и взглянуть на свою си­туацию с другой точки зрения. Люди сво­бодны в выборе и принятии решения о том, куда им свернуть, или посвятить себя чему-то или кому-то за пределами себя. Но, с точки зрения Франкла, только процесс «оставления себя позади ведет к экзистенциональному бытию и воплоще­нию Person.

Развивая концепцию психо-духовного антагонизма, Франкл подчеркивает, что необходимо «оставить позади» психосо­матическое измерение и условия, вый­ти за пределы этих ограничений. Фор­мулировка антропологии Франкла ведет к двусмысленной односторонности, ко­торая может быть связана с отношени­ем человека к себе. Эта тема, например, касается роли самопознания в програм­ме подготовки психотерапевтов (Langle S., 2001, P. 20 etc.; Langle А., 1996c).

Антропология персонального экзистенциального анализа (А. Лэнгле)

Франкл воспринимал антагонизм психического и духовного как старто­вую точку любой психотерапии (Frankl, 1959, P. 686). Но в современном экзистен­циальном анализе эта парадигма пре­терпела значительные изменения. Од­носторонняя открытость человека миру дополняется «поворотом к человеку», ко­торый, как следует из названия, являет­ся поворотом к условиям человеческо­го существования, а также «поворотом к эмоциональности» (Langle А., 1999a,b). Здесь появляется большое отличие от первоначальной логотерапии Франкла. Персональный экзистенциальный ана­лиз (ПЭА) в равной мере учитывает важ­ность, как рефлексии, разума, совести, так и человеческой импульсивности, ин­стинктивных стремлений и физической стороны существования. Эти аспекты подробнее обсуждаются в работе Лэнгле по ПЭА (Langle А., 1993).

Важно отметить, что модель ПЭА не рассматривает духовное и психофи­зическое измерения как непременно и априори антагонистические. Духовное не имеет превосходства над психологи­ческим и физическим измерениями (и не замещает их). Напротив, в первом при­ближении они едины.

Человек несет в себе внутреннюю спо­собность переживать новые впечатле­ния и воздействия на себя посредством ощущений, чувств, импульсов. Его спон­танные реакции доказывают единство духовного с психологическим и сомати­ческим измерениями. То же относится и к активным самовыражениям человека. Здесь духовное так же существует в гар­монии с психологическими и физиче­скими силами и с реальными условиями мира. Только когда человеческие сущест­ва принимают осознанное решение, они выходят за пределы этого психофизиче­ского единения. Занятие позиции отно­сится к духовности (которая в данном контексте понимается не в религиозном смысле), находящейся за пределами си­туационных ограничений. Это означает (когда речь идет о ресурсах Person), что, в дополнение к СД и СТ, человеческие су­щества умеют преодолевать антагонизм, и именно эта способность охраняет и защищает человеческую идентичность, указывает на принятие себя.

Принятие себя возникает из открытости перед собой, что, в свою очередь, означает принятие внешней реальности, а также того, что происходит у человека перед внутренним взором, переходит во внутреннее движение – я посвящаю себя и тому, и другому с равной серьезностью. Вследствие этого человек находится в по­стоянном диалоге с внешним и внутрен­ним миром.

Занятие такой позиции открывает воз­можность диалога, который осуществ­ляется в двух направлениях: вовне и во­внутрь. Как следствие единства Person, диалог представляет собой процесс взаи­мообмена между внутренним и внешним.

способы осуществления смысла жизни в рамках логотерапии

Рис. 1. Двойная открытость Person как результат двойного соотнесения (вовне и вовнутрь).

Таким образом, в современном эк­зистенциальном анализе в дополнение к человеческой способности к самоди­станцированию и самотрансценденции, которые указываются в традиционной логотерапии, добавляется еще один ре­сурс Person – способность к самоприня­тию (СП). Это три столпа, которые дела­ют возможным постоянный внутренний диалог. Person вовне и вовнутрь. Ведение такого диалога указывает на наличие бу­беровских отношений «Я–ТЫ» (Buber, 1973), являющихся основой жизненной, экзистенциальной Встречи и отношений. Этот экзистенциальный образ жизни всегда является актуализацией свободы Person каждого посредством пребыва­ния открытым по отношению к ситуации и выработки собственных ответов на во­просы (запросы ситуации). Актуализация свободы Person является целью экзистен­циальной терапии и консультирования.

Актуализация свободы человека как Person – общая цель любых экзистенциально-аналитических интервенций – фо­кусируется главным образом на СД, СТ и СП, как на человеческих ресурсах, которые приводят к персональной свободе. Если посмотреть на эти три способности Person, можно увидеть первое структурное отличие методов ЭА. Методы отли­чаются в зависимости от того, нацелены они на СД, СТ или СП. Например, хорошо известно, что «парадоксальная интенция» нацелена на СД, а «дерефлексия» – на СТ.

Методологическая структура экзистенциального анализа и логотерапии с позиции уровня психотерапевтической работы

В нашем распоряжении имеется весь­ма широкий набор методов, посредством которых можно достичь вышеуказанных целей. Большинство из них разработаны А. Лэнгле в 1980-е годы и в начале 1990-х опубликованы в Германии. Далее мы рас­смотрим эти методы с точки зрения антропологии и методологии.

Если внимательно рассмотреть мето­ды ЭА и ЛТ, то можно обнаружить три различных уровня или слоя, отличающи­еся друг от друга принципами психотера­певтической работы.

Первый уровень: ориентация на ресурсы

На первом уровне мы находим класси­ческие методы в том виде, как они были разработаны В. Франклом: «парадоксаль­ная интенция» (ПИ), «дерефлексия» (ДР) и «метод изменения позиции» (МИП) (Frankl, 1970, P. 100 etc.; Frankl, 1985, P. 140 etc.). Здесь интервенции выстраиваются в соответствии с классической франклов­ской логикой – мы напрямую обращаем­ся к ресурсам Person. Подобные интер­венции по умолчанию предполагают, что пациент имеет необходимые персональ­ные способности. Консультант или тера­певт подводит пациента к диалогу вовне и вовнутрь, основываясь на предположе­нии, что он самостоятельно найдет нуж­ные ответы и таким образом приобретет непосредственный опыт компетентно­сти и умений. Пациент сам находит свой путь. Это означает, что он осознает опыт, который был забыт, и становится откры­тым для нового опыта. События, состав­ляющие этот опыт, заставляют пациента почувствовать собственную целостность и подлинность.

В отличие от психотерапии, которая предполагает длительный процесс ро­ста, данные методы работают там, где пациент может обратиться к опыту са­мостоятельно или относительно самостоятельно – с помощью поддерживающего и побуждающего к работе консультанта. В результате у пациента может поменять­ся перспектива, либо появится свежий взгляд на прошлый опыт, что означа­ет открытие и расширение полученно­го впечатления. Экзистенциально-аналитические терапевты могут применять парадоксальную интенцию, дерефлек­сию или метод изменения позиции, если у пациента не нарушены персональные способности, но из-за переживаний, свя­занных с проблемой, свободный доступ к персональным ресурсам закрыт. В та­ких случаях пациент оказывается неспо­собным к внутреннему диалогу и раз­мышлению на некоторые темы, при том, что его общая способность или компе­тентность не повреждены. Чтобы полу­чить доступ к ресурсам Person, пациен­ту необходим импульс, который как раз и дают терапевтические отношения, пол­ные эмпатии. Методы, направленные на активизацию доступа к ресурсам, имеют одну общую основную идею – они пре­рывают замкнутый круг тревожности и приводят к установлению феномено­логической открытости по отношению к ситуациям, которые воспринимаются как угрожающие.

Франкл продемонстрировал, что за­щитные механизмы устроены по прин­ципу замкнутого круга, который усили­вает установку избегания (Frankl, 1985, P. 143 etc.; Frankl, 1970, P. 102 etc.). Появление симптома как отправная точка порочного замкнутого круга оказывает дестабилизирующее воздействие на па­циента. Переживание неуверенности или тревоги приводит к повышенному вни­манию и ожиданиям, что, в свою очередь, усиливает симптом.

способы осуществления смысла жизни в рамках логотерапии

Рис. 2. Круг тревожности

Порочный круг оказывается дестаби­лизирующим и фиксирует тревогу, но ее можно ослабить, если обратиться к упо­мянутым выше ресурсам Person:

Страх ожидания указывает на пере­живание экзистенциальной угрозы в определенных ситуациях (например, покраснение на людях). В этом случае СД может помочь осознать, что чело­век продолжает существовать, несмо­тря на наличие страха. Подходящий метод: парадоксальная интенция.

Компульсивное самонаблюдение или гиперрефлексия возникает из-за страха потери контроля. Пациенты с тако­го рода навязчивостью склонны к чрез­мерной концентрации на чем-либо с целью все проконтролировать и обез­опасить себя. СТ приводит к открыто­сти для нового опыта тем же способом, что применяется в дерефлексии.

Фиксированные установки часто ука­зывают на страх перемен по отноше­нию к тому, что воспринимается как угроза для жизни. СП ведет к более от­крытому взгляду на жизнь – можно ос­мелиться продолжать жить, оставаясь собой, и позволить жизни идти своим чередом, даже если ее нельзя контролировать. Здесь требуется метод изме­нения позиции.

Все эти методы активируют способ­ность пациента повернуться лицом к собственной неуверенности, призывают его больше не быть жертвой собственно­го страха ожидания или фиксированных установок.

Табл. 1. Методы первого уровня в их связи с экзистенциально-аналитической антропологией

Первый уровень Ориентация на ресурсы

Приведем классический пример, опи­санный Франклом.

«В нашу клинику пришел молодой врач, страдающий от сильной гидрофобии. Уже долгое время его беспокоили нарушения вегетативной нервной системы. Однажды ему случилось повстречать на улице сво­его начальника, и когда молодой человек протянул ему руку, он заметил, что вспо­тел обильнее обычного. В следующий раз, когда он попал в подобную ситуацию, он ожидал, что снова начнет потеть, и его предчувствующее беспокойство вызвало обильное потоотделение. Начался замкну­тый круг: гипергидроз вызвал гидрофо­бию, а та, в свою очередь, провоцировала гипергидроз. Мы посоветовали пациенту в том случае, если возникнет страх ожида­ния, намеренно показать людям, с которы­ми он в это время общается, как обильно он может вспотеть. Через неделю он вер­нулся и рассказал, что, стоит ему повстре­чаться с кем-то, кто провоцирует в нем страх ожидания, он говорит себе: «Из меня до сих пор вышел только литр пота, ну а сейчас это будет как минимум десять ли­тров!». Каков же результат такого парадок­сального решения? После четырехлетних мучений, вызванных фобией, он быстро сумел, в результате всего одной сессии, полностью избавиться от своей пробле­мы, благодаря новой процедуре» (Frankl, 1985, P. 143).

Приведенные выше методы не рабо­тают с обстоятельствами возникновения проблемы и таким образом игнорируют источник ее возникновения. Вместо это­го они направлены на пробуждение фун­даментальных способностей Person, что приводит к стабилизации. Они дают под­держку и приводят к свободному диалогу с внутренним и внешним миром.

Задача на первом ресурсно-ориенти­рованном уровне – восстановление опо­ры, защиты и пространства. Неуверенно­сти пациента противопоставляется его опыт соотнесения с фактами, с тем, что есть. Эта процедура приостанавливает дальнейший рост неуверенности в соот­ветствии с порочным кругом.

В экзистенциально-аналитическом понимании, активизация СД, СТ и СП яв­ляется необходимым условием для су­ществования любой способности обхо­ждения с реальностью. Здесь речь идет о содержании первой фундаментальной мотивации – мочь-быть-в-мире (Langle A., 2003). Условием этого является вклю­чение всех трех способностей Person. Опыт обретения почвы в экзистенциальном смысле индуцируется при пере­живании пациентом способности быть, несмотря на наличие дефицитов, как по­казано в описанных выше методах.

Второй уровень: ориентация на проблему

Методы второго уровня отличают­ся от ресурсно-ориентированных мето­дов тем, что они уделяют больше внима­ния переживанию пациентом проблемы и травматического опыта.

В ходе реализации шагов метода, на­правленных на углубление переживания и обеспечивающих поддержку, вырисо­вывается логика суждений пациента – то, как он выносит оценку, обнаруживаются установки избегания, склонность при­нимать желаемое за действительное. Выявляются ситуации, в которых пациент оказывается беспомощным, бессильным. В ходе такой работы у пациента улучша­ется эмоциональное состояние, прояс­няется точка зрения, установки, появля­ется понимание, куда двигаться дальше. То есть пациент сначала размышляет, анализирует, а потом обращается к соб­ственным ресурсам и способностям. Все это происходит в форме беседы, в под­держивающей атмосфере таким образом, что скрытые ресурсы в итоге активизируются и укрепляются.

Если сформулировать более точно: на втором уровне мы имеем дело с ме­тодами, предоставляющими пациен­ту возможность в проблемной ситуа­ции наладить отношения с самим собой и окружающим миром. В процессе рабо­ты с применением данных методов соот­несение пациента с внутренним и внеш­ним миром становится более прочным. Таким образом, эти методы приводят к близости с собой и другими, а иногда даже к чувству глубокой благодарности. Это может привести к тому, что ориенти­ром для человека станет переживание са­моценности, а не ожидания, желания или воображаемые идеи.

В экзистенциально-аналитическом понимании этот процесс соответствует углублению и развитию на уровне вто­рой базовой мотивации (Langle A., 2003).

Преданность чему-то или кому-то за пределами себя приводит к опыту отно­шений и близости с другими, но, что важ­нее всего, с самим собой, а это, в свою очередь, позволяет работать со своими эмоциями на глубоком уровне и может способствовать укреплению «да» жизни, укреплению связи с жизнью. Наконец, наслаждение жизнью и «да» жизни со­здают основу для любого переживания ценности (внутренняя ценность), дела­ют пациента открытым для чувствования ценностей, а это означает, что человек оказывается целиком затронут пережива­нием ценностей.

Вот пример психотерапевтической работы на втором уровне.

При прохождении лечения в больнице после попытки самоубийства пациентке предложили поработать с психотерапев­том. На первой встрече 25-летняя женщи­на рассказала о причинах, толкнувших ее к отчаянному шагу. Она пристрастилась к наркотикам с 14 лет, в 16 лет прошла первый курс терапии. К сожалению, под влиянием химически зависимого парня она снова начала принимать наркоти­ки. Себя она считала неудачницей. За по­следние два года она все чаще помышля­ла о самоубийстве, но ни с кем об этом не разговаривала. Теперь она рада, что ей не удалось покончить с собой, и чувство­вала себя так, словно тысяча ангелов убе­регла ее, когда она спрыгнула с моста под проходящий внизу поезд. В последние годы ее жизнь определяли наркотики, хотя она помнила удачный двухлетний период, в течение которого после работы с терапевтом она их не употребляла. Она была счастлива получить новый шанс на жизнь и одновременно боялась сорвать­ся снова. Она сомневалась, что самостоя­тельно сможет отказаться от наркотиков, но только такая жизнь была желанна для нее, лишь так стоило жить.

Хотя это и было идеальным началом для терапии, в данной ситуации наблю­дались осложняющие факторы. У па­циентки был ряд тяжелых переломов, в результате чего она вынуждена была остаться в больнице на несколько недель, после чего ее должны были перевести в реабилитационный наркологический центр. Это ограничивало количество сес­сий до 10. Что следовало (и что можно было сделать) за этот срок? Без сомне­ния, в первую очередь, следовало стаби­лизировать и укрепить ее желание жить. Она не знала, как осуществить свои же­лания и субъективно ощущала это как от­сутствие силы воли. В результате этого женщина стала считать себя слабым че­ловеком, жертвой обстоятельств и неспо­собности быть твердой. Она сомневалась, что сможет достичь цели, страдала из-за низкой самооценки, переживала, как бу­дут дальше развиваться отношения с ее парнем, но надеялась, что мама поможет ей. Более того, она чувствовала вину за то, что сделала, и это еще больше подрывало ее самооценку.

В экзистенциальном анализе цель психотерапевтической интервенции – заново утвердить автономию Person. До­стигается это с помощью того, что чело­век встает лицом к лицу с собственным намерением. В случае этой молодой жен­щины мы воспользовались методом укрепления воли (МУВ) (Langle A., 2000b), ко­торый применяется следующим образом.

Первый шаг состоит в описании на­мерений пациента и положительных по­следствий, ожидаемых от психотерапии. Желание пациентки жить без наркоти­ков в тот момент было предельно ясно. Она хотела начать новую, нормальную жизнь, быть способной бороться и пе­реносить трудности, с которыми могла столкнуться. Жизнь с наркотиками из­матывала ее. Второй шаг МУВ – прояс­нение контраргументов, осознание того, что препятствует реализации намере­ния. Чего она лишится, живя без нарко­тиков? От чего ей придется отказаться? Наркотики были ее надежным методом справляться с проблемами. Ей придется научиться стойкости и найти другие спо­собы переносить эмоционально трудные ситуации. «Я принимала наркотики, что­бы закрыться». Что с ней произойдет, ког­да она больше не сможет закрываться? На этом втором этапе мы должны были внимательно присмотреться к ее способно­сти ожидать немедленного облегчения от наркотиков, избегая таким образом про­блем и страданий. Есть ли у нее достаточ­но мужества? Сможет ли она обрести до­статочно мужества? На кого и на что она может опереться? Отказавшись от нарко­тиков, ей придется отказаться и от знако­мого окружения, которое подпитывало ее привычку. Цель второго этапа – помочь пациенту осознать препятствия, причи­ны, работающие против ее намерений. Мы должны отнестись к ним так же се­рьезно, как и к положительным послед­ствиям. Эти вопросы вызвали у женщи­ны сильное беспокойство, поскольку под тонкой оболочкой знакомого стиля жиз­ни скрывалась пустота. Жизнь без нарко­тиков была ей незнакома, у нее не было почвы под ногами. На этом этапе мы не просто обсуждаем, как справиться с пре­пятствиями – это огромный шаг навстре­чу себе, развитие осознания не только положительных, но и негативных чувств, приближение к себе. Было тяжело столк­нуться с чувством фрустрации, осознать, насколько она одинока. Но то, что она, по крайней мере, до сих пор жива, дава­ло ей мощное основание и силы цеплять­ся за жизнь. То, что пациентка смогла вы­разить свои чувства и серьезно отнестись к себе, продвинуло ее растущее ощуще­ние уверенности и мужества. Первона­чальная ориентация на нечто за преде­лами ее была возвращена обратно к ней: «Как мои планы связаны со мной самой?» Развитию воли способствовало пошаго­вое решение проживать свою жизнь по своим собственным правилам. Чувство­вать силу воли – значит быть готовым по­святить свою жизнь поставленной цели. Желание жизни без наркотиков стало те­перь не просто очевидной, простой це­лью, это было ее личное решение, касаю­щееся ее собственной жизни, со своими личными причинами и основаниями. В этом случае пациентка сумела поста­вить перед собой вопросы и столкнуть­ся с сомнениями. Было важно не преда­ваться иллюзиям по поводу будущего или прошлого. Чем больше получалось кон­кретизировать надежды и страхи, тем бо­лее сильное облегчение она испытала, почувствовав, что способна жить своей новой жизнью.

Теперь она была готова к третьему шагу – усилению положительной сторо­ны. В экзистенциальном анализе это уси­ление осуществляется за счет приближения к чувствам, возникающим в связи с намерением. Это в свою очередь при­водит к тому, что намерение становит­ся собственным, внутренне ощущаемым. Пациентка снова получила подтвержде­ние желания жить без наркотиков в про­цессе исследования того, какие послед­ствия будет иметь для ее жизни данное решение. На этом последнем шаге она воссоздала в памяти свою предыдущую ситуацию – для нее отказ от наркотиков изначально подразумевал решение: за жизнь или против жизни. Но сейчас она чувствовала себя ближе к себе, стала луч­ше знакома с собой. Это придало женщи­не уверенности перед началом длинного и сложного пути. Ее страх перед неуда­чей ослаб, и она решила, что быть одной, возможно, и не столь ужасно, она смогла довериться себе. В конце концов, это до­верие перешло в фундаментальную спо­собность выйти за пределы себя, суметь посвятить свою жизнь чему-то или кому- то, и это решение наполнило ее жизнь смыслом. В той мере, в какой она сможет реализовать способность к самотранс­ценденции, в той мере она сможет обна­ружить вновь силу собственного воления.

Процесс на втором уровне – исследо­вании проблемы – требует определенной силы «Я». Если пациент не может преодо­леть этот вызов, подвергнуть сомнению собственную цель, нам придется идти вглубь и развивать личностную автоном­ность и ресурсы, как это обычно делает­ся в ПЭА.

Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с дру­гой, – ориентированные на процесс тера­певтические процедуры (Langle S., 1996).

Интересно отметить, что в этой груп­пе мы также используем три метода, каж­дый из которых относится к фундамен­тальным личным способностям СД, СТ или СП:

Метод нахождения персональной по­зиции (ПП) (Langle A., 1994a) – это трехшаговый метод для обнаружения персональной позиции по отноше­нию к какой-либо конкретной ситуации. Он предшествует более глубокому процессу СД, позволяет устранить ограничения, узость, которые возникают из-за того, что человек недостаточно оценил положение дел (не занял пози­цию) в запутанной ситуации. Пробле­мы в отношениях часто указывают на наличие подобной спутанной структу­ры – человек запутался или не знает, что делать. В подобных случаях пока­зан данный метод.

Метод укрепления воли (МУВ) (Langle A., 1994a) – пошаговый метод, который работает с волей к смыслу. Развитие воления осуществляется в процессе диалога, направленного вовне и во­внутрь, в ходе которого наступает яс­ность, цели становятся осознанными, укрепляется СТ. Показаниями к приме­нению этого метода являются разные виды зависимостей, а также возникно­вение фрустрации от неспособности завершить некоторое действие, связан­ное, например, с учебой или работой.

Метод нахождения смысла (МНС) (Langle A., 1998, Drexler, 2000) – этот метод возвращает нас к способности принимать себя, являющейся основа­нием для осознания человеком вопро­са о смысле.

Четыре шага МНС соответствуют че­тырем основным мотивациям экзистен­циального анализа. Данный метод пока­зан, если человек находится в состоянии, когда смысл утрачен, либо же поиски смысла не дают результатов. Такое часто случается в ситуации переезда или при серьезных утратах.

Теперь мы можем дополнить нашу схему (см. табл. 2).

Табл. 2. Методы первого и второго уровней в их связи с ЭА-антропологией

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *