способность воспринимать и произносить слова возникшая в процессе социальной жизни человека это
Условным.
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выберите один правильный ответ
1. ЗАКРЫВАНИЕ ГЛАЗ ПРИ ВСПЫШКЕ СВЕТА ЯВЛЯЕТСЯ РЕФЛЕКСОМ:
1) Безусловным;
2. РЕФЛЕКС ВЫДЕЛЕНИЯ СЛЮНЫ У ГОЛОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВОСПОМИНАНИИ О ПИЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
3) Рефлексом второго порядка;
4) Условным.
1) Динамический стереотип;
2) Рефлекс четвертого и пятого порядка;
3) Инстинкт.
2) Динамический стереотип;
3) Условный рефлекс четвертого порядка.
5. ГЛАЗО-СЕРДЕЧНЫЙ РЕФЛЕКС ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Безусловным;
3) Рефлексом второго порядка.
6. ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ:
1) Охраняет нервные центры от избытка информации;
2) Позволяет экономить энергоресурсы;
3) Способствует выработке социальных навыков типа запрета;
Позволяет различать близкие по характеру раздражители.
7. ДЛЯ СПОКОЙНОГО ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРНЫ:
1) Большая сила, малая подвижность, уравновешенность;
2) Большая сила, высокая подвижность, уравновешенность;
3) Малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;
4) Малая сила, малая подвижность, уравновешенность.
8. «ЖИВОЙ» ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ:
1) Большая сила, малая подвижность, уравновешенность;
2) Малая сила, малая подвижность, уравновешенность;
3) Малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;
Большая сила, высокая подвижность, уравновешенность.
9. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО И.П. ПАВЛОВУ НАЗЫВАЮТСЯ:
1) Интраверт, экстраверт, астеник, гипостеник;
2) Спокойный, живой, безудержный, слабый;
3) Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
10. РЕФЛЕКСЫ, ВОЗНИКШИЕ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА И НАСЛЕДСТВЕННО ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ, НАЗЫВАЮТСЯ:
1) Динамическим стереотипом;
3) Безусловными;
4) Рефлексами третьего порядка.
11. РЕФЛЕКС, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙСЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПРИ УСЛОВИИ НЕОДНОКРАТНОГО СОЧЕТАНИЯ БЕЗУСЛОВНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ С ИНДИФФЕРЕНТНЫМ СИГНАЛОМ, НАЗЫВАЕТСЯ:
Условным.
12. СЛОЖНЫМ КОМПЛЕКСОМ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Инстинкт;
2) Динамический стереотип;
3) Ориентировочно-исследовательская реакция;
4) Оборонительный рефлекс.
13. У БЕГУНА ПЕРЕД СТАРТОМ УЧАЩАЕТСЯ ДЫХАНИЕ ЗА СЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСА:
3) Условного.
14. СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА, ВОЗНИКШАЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, СОСТАВЛЯЕТ:
2) Вторую сигнальную систему;
3) Условный рефлекс второго порядка;
4) Первую сигнальную систему.
15. РЕФЛЕКСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СИГНАЛЫ ИЗ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, ЭТО:
1) Рефлексы второй сигнальной системы;
2) Рефлексы первой сигнальной системы;
Выберите один правильный ответ
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ЗАКРЫВАНИЕ ГЛАЗ ПРИ ВСПЫШКЕ СВЕТА ЯВЛЯЕТСЯ РЕФЛЕКСОМ:
2. РЕФЛЕКС ВЫДЕЛЕНИЯ СЛЮНЫ У ГОЛОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВОСПОМИНАНИИ О ПИЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Динамический стереотип;
5. ГЛАЗО-СЕРДЕЧНЫЙ РЕФЛЕКС ЯВЛЯЕТСЯ:
6. ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ:
1) Позволяет различать близкие по характеру раздражители.
7. ДЛЯ СПОКОЙНОГО ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРНЫ:
1) Большая сила, малая подвижность, уравновешенность;
8. «ЖИВОЙ» ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ:
1) Большая сила, высокая подвижность, уравновешенность.
9. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО И.П. ПАВЛОВУ НАЗЫВАЮТСЯ:
1) Спокойный, живой, безудержный, слабый;
10. РЕФЛЕКСЫ, ВОЗНИКШИЕ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА И НАСЛЕДСТВЕННО ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ, НАЗЫВАЮТСЯ:
11. РЕФЛЕКС, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙСЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПРИ УСЛОВИИ НЕОДНОКРАТНОГО СОЧЕТАНИЯ БЕЗУСЛОВНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ С ИНДИФФЕРЕНТНЫМ СИГНАЛОМ, НАЗЫВАЕТСЯ:
12. СЛОЖНЫМ КОМПЛЕКСОМ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ ЯВЛЯЕТСЯ:
13. У БЕГУНА ПЕРЕД СТАРТОМ УЧАЩАЕТСЯ ДЫХАНИЕ ЗА СЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСА:
14. СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА, ВОЗНИКШАЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, СОСТАВЛЯЕТ:
1) Вторую сигнальную систему;
15. РЕФЛЕКСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СИГНАЛЫ ИЗ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, ЭТО:
1) Рефлексы первой сигнальной системы;
16. ИНСТИНКТЫ У ЧЕЛОВЕКА:
1) Существуют с момента рождения.
17. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗУСЛОВНЫМ ПОДКРЕПЛЕНИЕМ ПРИ ВЫРАБОТКЕ:
1) Условного рефлекса второго, третьего и др. порядков;
18. У ЧЕЛОВЕКА В ВОЗРАСТЕ 20 ЛЕТ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ:
1) Появляются в полном объеме;
19. К УСЛОВНОМУ ТОРМОЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ:
1) Угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее.
20. К БЕЗУСЛОВНОМУ ТОРМОЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ:
21. ОСЛАБЛЕНИЕ ИЛИ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОРМОЖЕНИЯ:
22. СТОРОЖЕВАЯ СОБАКА ПРЕКРАЩАЕТ ПРИЕМ ПИЩИ ПРИ ВИДЕ ПОСТОРОННЕГО ЧЕЛОВЕКА ВСЛЕДСТВИЕ ТОРМОЖЕНИЯ:
23. ТОРМОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЧРЕЗМЕРНО СИЛЬНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:
24. ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩАЯ ОРГАНИЗМ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАЗДРАЖИТЕЛЯ, ЭТО:
1) Условный рефлекс;
25. СПОСОБНОСТЬ К БЫСТРОЙ ПЕРЕДЕЛКЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ. НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ:
27. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УСЛОВНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ ПО СРАВНЕНИЮ С БЕЗУСЛОВНЫМ ДОЛЖНА БЫТЬ:
1) Условный сигнал не подкрепляется действием безусловного раздражителя;
29. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ УСЛОВИЕМ СОХРАНЕНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА?
1) Постоянное подкрепление соответствующим безусловным раздражителем;
30. ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД ПЛАСТИЧНОСТЬЮ КОРКОВЫХ НЕЙРОНОВ?
1) Способность нейронов к освоению и выполнению новых функций.
31. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ В МЕХАНИЗМЕ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА?
1) Формирование временной связи, возникающей между возбужденными участками ЦНС.
32. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА?
1) Все пречисленное.
1) В возможности выработки профессиональных навыков, позволяющих выполнять различные действия экономно, быстро, качественно;
1) Реверберации и клеточных связей.
35. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС ПЕРВОГО ПОРЯДКА – ЭТО:.
1) Условный рефлекс, который образован на базе одного безусловного раздражителя;
1) Развивающееся при действии сильных, а также длительно действующих раздражителей.
37. КАКОВА РОЛЬ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ?
1) Предохраняет нейроны от истощения
38. У ЛИЦ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ОБРАЗНОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ (ПО ПАВЛОВУ) ДОМИНИРУЕТ:
1) Правое полушарие
39. ВЫСШИМ ОТДЕЛОМ ЦНС ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЮТСЯ:
1) Кора + подкорковые образования;
1) В анализе и синтезе конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира;
1) Воспринимать слышимые, произносимые и видимые слова;
43. ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА:
1) Полностью сформирована к моменту рождения;
1) К моменту рождения;
1) В результате сложных взаимоотношений человека с другими людьми в возрасте до 5 лет;
46. КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА ПРЕДСТАВЛЕН СЛЕДУЮЩИМ КОМПЛЕКСОМ БЛОКОВ.
47. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ НАПРАВЛЕНО НА ……. САМОСОХРАНЕНИЕ.
1) Индивидуальное и видовое;
1) Поведение, присущее каждому животному в пределах видовой поведенческой активности;
1) Особенности поведения, обусловленные видовым происхождением индивидуума;
1) Врожденное и приобретенное.
1) По мере онтогенетического созревания соответствующих центров ЦНС;
1) С внешней средой;
1) Параллельно с усвоением приобретаемых реакций;
1) Стереотипной видоспецифической последовательностью реализации поведенческого акта;
55. ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ВРОЖДЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА :.
1) Сохранительную и защитную;
1) Все вышеперечисленные.
57. К ЗАЩИТНЫМ РЕФЛЕКСАМ ОТНОСЯТСЯ РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ :.
1) Все перечисленные.
1) Индивидуальное и видовое сохранение организма;
1) Основу “сопереживания”, полового, родительского, территориального, иерархического поведения;
1) Освоение новых пространственно-временных сред;
61. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС ……. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗАТОРОВ ДЛЯ НАИЛУЧШЕГО ВОСПРИЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ.
62. БЫСТРЕЕ ПРОИСХОДИТ ВЫРАБОТКА …….. УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.
1) Активную двигательную реакцию обучающегося;
65. ОДНИМ ИЗ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОГО УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
1) Сила безусловного раздражителя должна быть больше силы условного раздражителя;
66. ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ:
67. НАИБОЛЕЕ ПРИМИТИВНЫМ РЕФЛЕКСОМ ПОДРАЖАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ;
1) Рефлекс следования;
68. ИМПРИНТИНГ КАК ФОРМА ОДНОМОМЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ:
1) Обучаемостью в сенситивный период;
69. СПОСОБНОСТЬ К ИМПРИНТИНГУ ОПИСЫВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ПРАВИЛОМ:
1) Реализуется с момента рождения, быстро увеличивается и затем постепенно снижается;
1) Постоянно меняется;
1) Безусловное и условное;
1) В уточнении важности для организма конкретной условно-рефлекторной реакции.
1) Синтез двух безусловных рефлексов.
1) Запуск условным стимулом ранее не свойственной ему эффекторной реакции;
1) Раздражители внешней и внутренней среды;
1) Слова видимые и слышимые.;
79. КАКОЙ ВРЕМЕННОЙ ПРОМЕЖУТОК ЯВЛЯЕТСЯ КРИТИЧЕСКИМ В ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЮ ЛЮБОМУ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ПЕРВОГО?
1) Не имеет значения.
80. КАКОВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ?
1) Взаимного торможения сигнальных систем;
82. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО) :
1) Понимание и построение речи;
1) Узнавание предмета, конкретно-образное мышление.
84. КАКИЕ ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СООТНОШЕНИЯ 1-Й И 2-Й СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРЕДЛОЖЕНЫ И. П. ПАВЛОВЫМ?
1) Художественный, средний, мыслительный.
1) Преобладанием активности первой сигнальной системы над второй (“правополушарное” образное мышление);
1) Преобладанием второй сигнальной системы над первой (“левополушарное” абстрактное мышление);
1) Уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем.
88. СЛАБЫЙ ТИП НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ :
90. СИЛЬНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ ПОДВИЖНЫЙ ТИП НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПО КЛАССИФИКАЦИИ И. П. ПАВЛОВА СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМПЕРАМЕНТУ :.
91. СИЛЬНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ ИНЕРТНЫЙ ТИП НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПО КЛАССИФИКАЦИИ И. П. ПАВЛОВА СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМПЕРАМЕНТУ :.
92. МОЖЕТ ЛИ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ВОЗБУДИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИВОДИТЬ К РАЗВИТИЮ НЕВРОЗА?
93. МОЖЕТ ЛИ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ ПРИВОДИТЬ К РАЗВИТИЮ НЕВРОЗА?
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2204. Закрывание глаз при вспышке света является рефлексом безусловным.
2205. Рефлекс выделения слюны у голодного человека при воспоминании о пище является условным.
2208. Глазо-сердечный рефлекс является безусловным.
2209. Дифференцировочное торможение позволяет различать близкие по характеру раздражители.
2210. Для спокойного типа высшей нервной деятельности характерны большая сила, малая подвижность, уравновешенность.
2211. «Живой» тип высшей нервной деятельности характеризуют большая сила, высокая подвижность, уравновешенность.
2212. Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову называются: спокойный, живой, безудержный, слабый.
2213. Рефлексы, возникшие в процессе эволюции живого организма и наследственно передающиеся, называются безусловными.
2214. Рефлекс, вырабатывающийся в онтогенезе при условии неоднократного сочетания безусловного раздражителя с индифферентным сигналом, называется условным.
2215. Инстинкт является сложным безусловным рефлексом.
2216. У бегуна перед стартом учащается дыхание за счет формирования условного рефлекса.
2217. Способность воспринимать и произносить слова, возникшая в процессе социальной жизни человека, составляет вторую сигнальную систему.
2218. Рефлексы, возникающие на непосредственные сигналы из среды обитания, это рефлексы первой сигнальной системы.
2219. Инстинкты у человека существуют с момента рождения.
2220. Условный рефлекс является безусловным подкреплением при выработке условного рефлекса второго, третьего и др. порядков.
2221. У человека в возрасте 20 лет безусловные рефлексы проявляются в полном объеме.
2222. К условному торможению относятся; угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее.
2223. Запредельное торможение – безусловное.
2224. Ослабление или исчезновение условного рефлекса происходит в результате внутреннего торможения.
2225. Сторожевая собака прекращает прием пищи при виде постороннего человека вследствие внешнего торможения.
2226. Торможение деятельности под действием чрезмерно сильного раздражителя называется запредельным.
2227. Форма поведения, подготавливающая организм к предстоящему воздействию раздражителя, это условный рефлекс.
2228. Способность к быстрой переделке положительных условных рефлексов в отрицательные определяется подвижностью нервных процессов.
2229. Стойкость тормозных условных рефлексов, скорость и прочность выработки дифференцировки и запаздывания отражают силу нервных процессов.
2230. Биологическая значимость условного раздражителя по сравнению с безусловным должна быть меньше.
2231. Угасательное торможение наблюдается тогда, когда условный сигнал не подкрепляется действием безусловного раздражителя.
2232. Основным условием сохранения условного рефлекса является постоянное подкрепление соответствующим безусловным раздражителем.
2233. Под пластичностью корковых нейронов следует понимать способность нейронов к освоению и выполнению новых функций.
2234. Основным в механизме образования условного рефлекса является формирование временной связи, возникающей между возбужденными участками ЦНС.
2235. Биологическая значимость условного рефлекса заключается в том, что он лежит в основе приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды, благодаря условным рефлексам закрепляются реакции, приобретенные организмом в онтогенезе, и условные рефлексы обеспечивают лучшее восприятие действующего агента.
2236. Значимость динамического стереотипа заключается в возможности выработки профессиональных навыков, позволяющих выполнять различные действия экономно, быстро, качественно.
2240. Запредельное торможение имеет охранительное значение, предохраняя нейроны от истощения.
2241. У лиц с преобладанием образного типа мышления (по Павлову) доминирует правое полушарие.
2242. Высшим отделом ЦНС человека считаются кора + подкорковые образования.
2244. Первая сигнальная система проявляется непосредственно в анализе и синтезе конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира.
2245. Деятельность второй сигнальной системы проявляется в способности воспринимать слышимые, произносимые и видимые слова.
2246. Первая сигнальная система полностью сформирована к моменту рождения.
2247. Первые признаки второй сигнальной системы формируются к моменту рождения.
2248. Формирование второй сигнальной системы происходит в результате сложных взаимоотношений человека с другими людьми в возрасте до 5 лет.
2250. Поведение животных направлено на индивидуальное и видовое самосохранение.
2252. Видовое поведение животных подразумевает особенности поведения, обусловленные видовым происхождением индивидуума.
2253. В зависимости от характера формирования поведения выделяют врожденное и приобретенное поведение.
2254. Различные формы врожденных реакций готовы к “реализации” по мере онтогенетического созревания соответствующих центров ЦНС.
2256. Реализация врожденной деятельности происходит параллельно с усвоением приобретаемых реакций.
2257. Врожденные рефлексы характеризуются стереотипной видоспецифической последовательностью реализации поведенческого акта.
2258. По биологической роли врожденная деятельность организма подразделяется на сохранительную и защитную.
2259. К сохранительным рефлексам относятся рефлексы, обеспечивающие гомеостаз, восстановительные рефлексы (сон), рефлексы сохранения и продолжения рода.
2260. К защитным рефлексам относятся рефлекторные реакции, связанные с устранением вредных агентов на поверхности или внутри организма, уничтожения или нейтрализации вредных раздражителей и агентов, пассивно-оборонительного поведения.
2261. Витальные безусловные рефлексы обеспечивают организму индивидуальное и видовое сохранение организма.
2262. Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы обеспечивают организму основу “сопереживания”, полового, родительского, территориального, иерархического поведения.
2263. Безусловные рефлексы саморазвития обеспечивают организму освоение новых пространственно-временных сред.
2264. Ориентировочный рефлекс повышает чувствительность анализаторов для наилучшего восприятия соответствующих раздражителей.
2265. Быстрее происходит выработка экстероцептивных условных рефлексов.
2266. Инструментальный двигательный рефлекс представляет собой активную двигательную реакцию обучающегося.
2268. Одним из принципов формирования любого условного рефлекса является следующее утверждение: сила безусловного раздражителя должна быть больше силы условного раздражителя.
2269. Поведение ребенка на первом году жизни строится на основе подражания.
2270. Наиболее примитивным рефлексом подражания является рефлекс следования.
2271. Импринтинг как форма одномоментного обучения характеризуется следующей принципиальной особенностью обучаемостью в сенситивный период.
2272. Способность к импринтингу реализуется с момента рождения, быстро увеличивается и затем постепенно снижается.
2273. В процессе жизнедеятельности спектр приобретенных реакций постоянно меняется.
2275. Биологическое значение условного тормоза (сигнального торможения) заключается в уточнении важности для организма конкретной условно-рефлекторной реакции.
2276. Распространение возбуждения по нервной системе называется иррадиацией.
2277. Условный рефлекс по своей сути – это синтез двух безусловных рефлексов.
2278. По мере закрепления условного рефлекса происходит запуск условным стимулом ранее не свойственной ему эффекторной реакции.
2279. Раздражителями для первой сигнальной системы преимущественно являются раздражители внешней и внутренней среды.
2280. Раздражителями для второй сигнальной системы преимущественно являются слова видимые и слышимые.
2282. В возможности обучению любому второму языку после освоения первого критического периода нет.
2285. Левое полушарие обеспечивает (преимущественно) понимание и построение речи.
2286. Правое полушарие обеспечивает (преимущественно) узнавание предмета, конкретно-образное мышление.
2288. Художественный тип ВНД характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй (“правополушарное” образное мышление).
2289. Мыслительный тип ВНД характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой (“левополушарное” абстрактное мышление).
2290. Средний тип ВНД характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем.
2291. Слабый тип нервных процессов характерен для меланхолика.
2292. Безудержный тип ВНД по И. П. Павлову соответствует темпераменту холерика.
2293. Сильный уравновешенный подвижный тип нервных процессов по классификации И. П. Павлова соответствует темпераменту сангвиника.
2294. Сильный уравновешенный инертный тип нервных процессов по классификации И. П. Павлова соответствует темпераменту флегматика.
2295. Перенапряжение возбудительного процесса приводит к развитию невроза.
2296. Перенапряжение процесса торможения приводит к развитию невроза.
2297. На ранней стадии механизма замыкания временной связи рефлекс очень неустойчив, потому что он обусловлен непрерывной циркуляцией импульсов по нейронным кругам.
2298. Условный рефлекс вырабатывается на базе безусловных. Он подготавливает организм к предстоящему воздействию раздражителя.
2299. Пищевой рефлекс формируется к моменту рождения. Он является безусловным рефлексом.
2300. Динамический стереотип способствует последовательному ходу одной реакции за другой.
2301. Торможение, вызванное посторонним раздражителем, является внешним. Оно со временем угасает.
2302. Речь возникла в результате ассоциации определенных звуков с раздражителями от конкретных предметов и явлений.
2303. Безусловное торможение является внешним. Оно препятствует истощению нервных клеток при чрезмерно сильных и продолжительных раздражителях.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
2304. Секреция катехоламинов при эмоциональном возбуждении увеличивается.
2305. Мотивация формируется на базе потребности.
2306. Главной причиной возникновения биологических мотиваций является сдвиг константы крови.
2307. И.П. Павлов разделил людей на «мыслителей» и «художников» по принципу преобладания первой или второй сигнальной системы.
2308. В основе долговременной памяти лежит активация синтеза РНК и белков.
2309. У человека изменения констант крови наиболее выражены в состоянии эмоционального напряжения.
2310. Свойство организма запечатлевать события, имевшие место в его жизни называется: памятью.
2311. Реакции, отражающие ярко выраженное субъективное отношение к раздражителям, называют эмоциями.
2312. Эмоции выполняют функции: информационную, сигнальную, регуляторную, компенсаторную.
2313. Субъективное состояние, формирующееся на базе потребностей организма, это мотивация.
2315. Для стенических эмоций характерны, рост работоспособности, концентрация внимания, усиление работы сердца, легких, усиление текущей деятельности.
2317. При формировании эмоции необходимо возбуждение гипоталамуса, лимбической системы мозга.
2318. Процессы памяти ответственны за воспроизведение (извлечение) информации.
2319. По длительности хранения информации память можно подразделить на кратковременную и долговременную.
2324. Центры, организующие сон, расположены в заднем гипоталамусе, оральном отделе ретикулярной формации.
2327. Центры, организующие бодрствование, находятся в переднем гипоталамусе, каудальном отделе ретикулярной формации, некоторых структурах таламуса и коры головного мозга.
2328. Система, организующая бодрствование, запускается под влиянием таких основных факторов: условно-рефлекторный фактор, накопление в крови тонизирующих веществ, повышение обмена веществ и температуры тела, появление раздражителей окружающей среды.
2329. Основные признаки, характеризующие сон: понижение температуры тела, обмена веществ, снижение всех видов чувствительности и активности мышечной системы (за исключением сфинктеров).
2330. Сновидения наблюдаются в быстрой фазе сна.
2331. Характер сновидения могут определять: внешняя среда, состояние внутренних органов, мысли перед сном, новая информация, события прошлого, хранящиеся в памяти, творческая работа, погодные условия, состояние здоровья, физическое утомление.
2332. Сущность информационной теории сна в том, что во время фазы быстрого сна происходит переработка полеченной во время бодрствования информации.
2333. Длительность сна взрослого человека в норме составляет 6-8 часов.
2335. Общая длительность быстрого сна от общей продолжительности сна составляет 20 %.
2336. Фазу быстрого сна характеризует увеличение электрической активности корковых нейронов и функции многих органов и систем.
2337. Поведение – это совокупность сложных двигательных процессов, обеспечивающих взаимодействие с внешней средой.
2338. Целенаправленный акт как единица поведения – это минимальная единица поведения в достижении цели.
2339. Целенаправленное действие как единица поведения – это совокупность способов и приемов определенных типов движений.
2341. Целенаправленная деятельность всех живых существ основана на следующей последовательности построения принципа поведения: потребность ® мотивация ® целенаправленное поведение ® удовлетворение потребности ® оценка результата действия.
2343. В основе афферентного синтеза лежат мотивация, пусковая и обстановочная афферентация, память.
2344. Акцептор действия – это аппарат, контролирующий и регулирующий осуществление целенаправленного поведения.
2346. Потребности, направленные на сохранение целостности индивида и вида, относятся к потребностям биологическим.
2347. Потребности человека, ориентированные на познание окружающего мира и своего места в нем, относятся к потребностям социальным.
2348. Внешними причинами, приводящими к неполноценности функционального развития мозга, могут являться сенсорная депривация и дефицит информации.
2350. Эмоции способствуют, реализации защитных механизмов организма, являясь фактором быстрой оценки ситуации.
2351. Физиологическими выражениями эмоций являются мимика, жесты, уровень тонического напряжения мышц, голос и вегетативные реакции, биоэлектрическая активность мозга.
2353. Отрицательные эмоции возникают у человека тогда, когда есть мотивация, но информации, энергии, сил и времени меньше, чем необходимо для достижения цели.
2354. Напряжение, сопровождающееся состоянием гнева, ярости, значительным повышением активности органов и систем, возрастанием концентрации внимания – это стеническая отрицательная эмоция.
2355. Для астенических отрицательных эмоций характерны резкое снижение энергетических и иммунологических ресурсов, появление страха, тоски, отмена текущей деятельности.
2356. Для стенических эмоций характерны рост работоспособности, концентрация внимания, усиление работы сердца, легких, усиление текущей деятельности.
2357. Субъективное состояние, возникающее при невозможности в течение определенного времени достичь жизненно важных для организма результатов, называется эмоциональный стресс.
ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
2358. Анализатор – это совокупность афферентных образований, включающих периферический рецептор, проводящее звено и область коры, где происходит анализ раздражителей внешнего мира.
2359. Структурными элементами анализатора являются специфические рецепторы, проводящая система и корковая часть анализатора.
2360. В среднем ухе находятся косточки: наковальня, стремечко и молоточек.
2361. Оптическая система глаза преломляет лучи, идущие от предметов и фокусирует их на сетчатке.
2362. Среднее ухо передает звуковые колебания от барабанной перепонки на улитку.
2364. Теория Бекеши, объясняющая восприятие звуков разной частоты заключается в том, что короткие волны вызывают колебания только начальной части столба жидкости, возбуждая рецепторы, длинные волны приводят к колебанию всего столба жидкости.
2365. Аккомодационная система глаза – это система глаза, позволяющая видеть предметы на близком и далеком расстоянии.
2366. Аккомодационную систему глаза образуют хрусталик, ресничные мышцы и цинновы связки.
2367. Термин “кодирование информации” подразумевает перевод информации в условную единицу.
2370. В основе кодирования биоинформации лежит двоичная система.
2371. Воспринимающая система глаза – это палочки и колбочки сетчатки.
2373. Формирование чувства боли связано с таламусом.
2374. Рецепторы, специализированные к восприятию нескольких видов раздражителей, называются полимодальными.
2375. Превращение любого стимула в нервный импульс в рецепторе называется первичным кодированием.
2376. Сущность адаптация рецептора при длительном воздействии на него раздражителя заключается в уменьшении возбудимости рецептора.
2377. Раздражитель, к действию которого специализировался рецептор в процессе эволюции, называется адекватным.
2378. Наименьшая сила раздражителя, способная вызвать возбуждение рецептора, называется пороговой.
2379. Избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя называется специфичностью.
2380. Способность рецепторов приспосабливаться к постоянно действующему раздражителю называется адаптацией.
2381. К рецепторам, которые практически не обладают адаптацией, относятся вестибулярные рецепторы.
2382. Частота возникновения импульсов в рецепторах в процессе их адаптации уменьшается.
2383. К первично-чувствующим рецепторам относятся обонятельные рецепоры.
2384. Желтое пятно сетчатки составляют колбочки.
2385. На периферии сетчатки больше рецепторов палочек.
2386. Бинокулярное зрение обеспечивает объемное видение.
2387. Место выхода зрительного нерва из сетчатки зрительного анализатора называется слепым пятном.
2388. Пространство, видимое одним глазом при фиксации взора, называется полем зрения.
2389. Центр зрительного анализатора локализован в затылочной области коры.
2390. Способность глаза настраиваться на четкое видение предметов в зависимости от их удаленности называется аккомодацией.
2391. Нарушение зрения, связанное с потерей эластичности хрусталика в пожилом возрасте, называется гиперметропией.
2392. Старческая дальнозоркость обусловлена потерей эластичности хрусталика.
2393. Неодинаковое преломление лучей разными участками роговицы глаза называется астигматизмом.
2394. Реакция зрачка на действие света, проявляющаяся в его сужении, называется зрачковым рефлексом.
2395. К рецепторному отделу слухового анализатора относятся волосковые клетки.
2396. К звукопроводящим образованиям слухового анализатора относятся барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко.
2397. Область восприятия звуковых волн слуховым анализатором человека охватывает диапазон 16-20000 Гц.
2398. Возбуждение рецепторов в кортиевом органе возникает при колебании основной мембраны.
2399. Благодаря бинауральному слуху человек может локализовать источник звука.
2400. К вторично-чувствующим рецепторам относятся фоторецепторы сетчатки.
2401. Корковое представительство слухового анализатора находится в височной области коры мозга
2402. Человек способен воспринимать стимулы различных модальностей, потому что у него имеется большое количество рецепторов разной специфичности.
2403. Благодаря наличию бинаурального слуха возможно определить локализацию источника звука, потому что к одному уху звуковые волны приходят быстрее, чем к другому.
2404. Хроматическое поле зрения меньше ахроматического, потому что палочек больше, и они расположены по периферии сетчатки.
2405. Место выхода зрительного нерва из глазного яблока называется слепым пятном, потому что оно не содержит фоторецепторов.
2406. Желтое пятно сетчатки содержит только колбочки. Ахроматическое поле зрения больше хроматического.
2407. В пожилом возрасте способность глаза к аккомодации уменьшается, потому что с возрастом хрусталик теряет свою эластичность
2408. Евстахиева труба предотвращает повреждение барабанной перепонки при сильном давлении, потому что она сообщает барабанную полость с атмосферой.
ФИЗИОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ
2409. При действии стрессовых факторов усиливается секреция гормона адренокортикотропного.
2410. Стадийный характер развития стресса впервые описал Г. Селье.
2411. Стадии развитая стресса по Селье: тревога, резистентности, истощения.
2412. Для стадии тревоги при развитии стресса наиболее характерно усиление секреции АКТГ, глюкокортикоидов, мобилизация всех защитных сил организма.
2413. Стадия резистентности при развитии стресса характеризуется высокой продукцией глюкокортикоидов, повышенной устойчивостью организма к неблагоприятным факторам.
2414. Третья стадия развития стресса по Селье называется стадия истощения.
2415. При развитии стресса для организма наиболее важное защитное значение имеют гормоны глюкокортикоиды.
2416. Адаптация- это приспособление организма к новому фактору любой природы
2419. Субэкстремальные факторы- те, к которым приспособление возможно при помощи физиологических механизмов.
2425. Адаптация генотипическая передается по наследству, потому что она базируется на неопределенной групповой изменчивости.
2426. Адаптация фенотипическая не передается по наследству, потому что она является результатом прямого действия среды на организм.
2427. Комбинированные факторы среды могут приводить к срыву адаптации, потому что в этом случае их действие может приобретать экстремальный характер.
2429. Индивидуальная адаптация охватывает 2 класса реакций: срочные и долговременные. Она происходит в процессе онтогенеза.
2430. Срочные реакции реализуются немедленно после действия фактора, потому что для их осуществления во взрослом организме имеются готовые сформировавшиеся механизмы.
2431. Долговременный этап адаптации не возникает сразу после воздействия фактора. Для реализации этого этапа имеются сформировавшиеся механизмы.
2432. Узловым моментом адаптационного процесса является переход от срочного к долговременному этапу, потому что этот переход расширяет сферу обитания организма.
2433. Основой долговременной адаптации является активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, потому что эта активация возникает в ответ на увеличение физиологических функций.
2434. Переход от срочного к долговременному этапу адаптационного процесса не является обязательным. Этот переход расширяет сферу обитания организма.
2435. Регулятор фосфорилирования включается в работу на этапе долговременной адаптации. На этапе срочной адаптации включаются готовые механизмы регуляции.
2436. Если в формировании системного структурного следа принимает участие несколько систем, то это расширяет возможности организма. Системный структурный след является основой для перехода срочной адаптации в долговременную