спорт это здоровый образ жизни физические упражнения искусство игровая соревновательная деятельность

Основные понятия системы “Физическая культура и Спорт”

В теории и методике физической культуры существуют различные термины определения понятий как «Физическое воспитание», «Физическая культура», «Спорт», «Физическое развитие», «Физическая подготовка», Физическая подготовленность», «Физическое совершенство», «Физическое образование» и т.д.

Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия так или иначе вытекают из определений более общих категорий и разными авторами трактуются по-разному.

Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышения работоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности.

В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое (по формам и строению тела) и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических способностей, формирование двигательных умений и навыков и специальной системы знаний.

Система физического воспитания направлена на развитие духовных и физических способностей человека, подготовку его к определенному роду деятельности в конкретных социально-экономических условиях. Поэтому каждой общественно-экономической формации соответствует своя конкретно-историческая система воспитания человека, в том числе и физического воспитания.

Развитие физической культуры человека в нашей стране составляет одно из программных положений федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Российское правительство придаёт первостепенное значение массовому развитию физической культуры среди всех возрастных групп: в дошкольных учреждениях, школах и ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях и в государственных и общественных учреждениях и т.д.

В числе основных понятий системы физического воспитания физическая культура является самым широким собирательным понятием.

Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт:

Признаками, характеризующими физическое развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др. а также степень развития физических способностей и функциональных возможностей человека.

Оптимальная физическая подготовленность для выполнения какого-либо вида деятельности называется физической готовностью.

Источник

Физическая культура и спорт – это здоровый образ жизни

О физкультура! О спорт! Ты – наслаждение!
Вы верные, неизменные спутники жизни.
Нашему духу и телу вы щедро дарите радость бытия.
Пьер де Кубертен.

Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение и улучшение здоровья должно стать повседневной работой начиная с рождения. С современных позиций здоровья детей не может рассматриваться без учета адаптации организма ребенка к окружающей его среде.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание» [6.с10]. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается.

Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья? Назовем эти потребности.

Все это круг разных, но взаимосвязанных составляющих физической культуры.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека [1.с.6].

Физическая культура воплощается в определенном уровне физического развития, подготовленности и образованности, в осознании путей и способов его достижения и проявляется в разнообразных видах и формах деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, рекреационной, реабилитационной, общественной, профессиональной, семейной и др.

Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.

Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей.

Чем раньше и прочнее усвоит ребенок азбуку физической культуры и научится заботиться о своем здоровье, тем реже и позднее придется ему сталкиваться в будущем с врачами. Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, взрослым надо много знать и уметь.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.

Для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков. Движения необходимы ребёнку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.

Прогулки, воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание, массаж, гимнастика, плавание способствуют правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию у него двигательных навыков. Это подготовительный период к переходу к занятиям спортом, которые до определенного возраста не рекомендуются в силу отдельных особенностей детского организма.

Каждый ребенок имеет какую-либо способность. Поэтому важно подбирать для него такой вид спорта, который соответствовал бы его склонностям, природным возможностям.

Систематические физические упражнения, соответствующие возрасту ребенка, способствуют развитию всех органов и систем, двигательного аппарата, повышают мышечный тонус, улучшают темп, силу, координацию движений и общую выносливость. Благодаря физическим упражнениям в организме малыша усиливается кровоток, повышается содержание гемоглобина, улучшается обмен веществ[2].Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие педагогические выводы:

Система физического воспитания должна быть ориентирована на:

Десять советов взрослым

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не высказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты вашего ребенка в выборе физических упражнений.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор упражнений.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений.

Совет 9. Не перегружайте ребенка: что доступно взрослому, не всегда полезно ребенку.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Источник

Значение физической культуры и спорта в развитии человека

спорт это здоровый образ жизни физические упражнения искусство игровая соревновательная деятельность инна александрова
Значение физической культуры и спорта в развитии человека

«Значение физической культуры и спорта

в развитии человека»

Физическая культура – это область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности, часть общей культуры человека.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Физическая культура самостоятельная и особая область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.

В личностном аспекте физкультура представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

Спорт также определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин «спорт» происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться.

Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы,присущие этой деятельности:

Спорт является собственно соревновательной деятельностью, так как он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство, в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.

— Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения.

Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции.)

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном аспекте, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, физическая культура личности изучена далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура и спорт являются самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Она с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура и спорт складывались, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Воздействие физических упражнений на организм человека выражается в ряде общебиологических эффектов.

Увеличение резервных возможностей. С помощью регулярной физической тренировки значительно повышается потенциал всех систем и органов человека. В экстремальных ситуациях они будут, функционировать без перенапряжения, наблюдаемого у физически нетренированных.

Физическая культура и спорт посредством физических упражнений готовят людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Влияние физической культуры на здоровье человека

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт. Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, начиная с младшего школьного возраста и на протяжении всей жизни.

Научно-технический прогресс, являющийся отличительной чертой современности, наряду со всем положительным, что он вносит в нашу жизнь, имеет и свои отрицательные стороны. Одно из них является резкое понижение двигательной активности. В связи с механизацией и автоматизацией трудовых процессов, широким внедрением в быт различных видов транспорта происходит недостаточность двигательной активности, что является основной причиной ухудшения состояния здоровья. Состояние здоровья и уровень физической подготовленности школьников оставляют желать лучшего. Двигательная активность школьников к моменту окончания школы снижается на 50%. Два урока физической культуры ни в коей мере не компенсирует недостаток двигательной активности. В тоже время нередки случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

Неудовлетворенная биологическая потребность в движении становится у детей причиной многих неблагоприятных явлений: нарушение телосложения, ожирение и связанное с ним ухудшение функций сердечно-сосудистой системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, изменения в суставах нижних конечностей и т. д.

Еще одним важным фактором развитиягипокинезии среди школьников является практически полное отсутствие здорового образа жизни со всеми его составляющими: рациональное питание, благоприятно психологический климат в семье, здоровый своевременный сон, соблюдение гигиенических правил, занятия физическими упражнениями, как в школе, так и дома и т. п.

Ограничение двигательной активности противоречит биологическим законам развития человека, отрицательно сказывается на деятельности его морфологических и функциональных систем, на развитии интеллекта, приводит к снижению сопротивляемости организма различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Современная тенденция к ухудшению здоровья школьников стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, двигательная активность является важным средством охраны и укрепления здоровья. Необходима дальнейшая теоретическая разработка и более широкое практическое внедрение системы формирования здорового образа жизни школьников, средствами физической культуры.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Функции и роль физической культуры в формировании основных свойств и качеств личности

Основными же задачами физическоговоспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально-волевых качеств. Физическое воспитание способствует формированию и развитию морально-волевых качеств, помимо физических способностей: мышечная сила, физическая выносливость, ловкость, скорость реакции, быстроту движений.

В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку и пр. При этом большое значение имеет педагогически правильная организация самих учебных и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей жизни физкультурного коллектива.

Эффективность усвоения двигательного опыта в спорте связана со способом формирования и уровнем психологической структуры двигательного действия (физического упражнения). Процесс формирования сознательного двигательного действия- произвольно управляемый акт, сопровождаемый значительной интеллектуальной активностью, которую нужно преднамеренно обеспечивать и направлять в процессе обучения. Поступающая при этом в сознание занимающихся информация подвергается сложной и многостепенной переработке.

При усвоении и усовершенствовании двигательной деятельности в спортехарактерными являются главным образом три формы связи между мыслью и действием:

1. Интеллектуальная активность сопутствует исполнению двигательного действия, а процесс мышления выполняет функции непосредственного контролера и регулятора движений;

2. Мышление предшествует практическому действию и участвует в планировании и предварительной организации действия;

3. Мышление участвует в анализе и оценке совершенного им двигательного акта.

Все три вида взаимосвязи между мыслью и действием различаются не только по своей форме, но и по характеру и в определенной степени влияют на развитие творческих способностей занимающихся спортом.

«Отсюда та тесная, неразрывная связь между физическим и умственным образованием, благодаря которой задачи их разъединить невозможно, и только при полной гармонии между ними мы можем ожидать полного развития нравственного характера лица»

Функции физической культурыможно разделить на 4 группы:

Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).

Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.

В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и общественной организации в области ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (ФКС).

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Например, можно проанализировать тесную взаимосвязь между такими ценностями американского общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуализм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних приличий в своем поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотрудничество, уважение существующего порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, физическое воспитание.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания, как пишет Л. И. Лубышева, является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культурой личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.

В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л. С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.

1. Морозова Е. В. «Физическая культура, как составная часть общей культуры личности» / Е. В. Морозова

2. Российская система физического воспитания. Под ред. Г. И. Кукушкина. М., «Физкультура и спорт», 1995г.

3. Виноградов П. А.. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва. 1996г.

5. «История физической культуры и спорта» Б. Р. Голощапов, Москва, «АСАДЕМА», 2001г.

Презентация «Обогащение представлений дошкольников об истории физической культуры и спорта посредством подвижных игр» Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным.

Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека» Конспект познавательного занятия по теме «Витамины и их значение в жизни человека». ___ Автор разработчик:.

Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Цель: Определить и обосновать.

Конспект образовательной деятельности «Мы — исследователи. Значение воздуха для жизни человека» Тема: «Мы – исследователи. Значение воздуха для жизни человека» Образовательная область «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская.

Консультация для родителей «Зимние виды спорта в развитии ребёнка» Спорт играет важную роль в жизни ребенка, он не только способствует поддержанию необходимой физической активности и способствует укреплению.

спорт это здоровый образ жизни физические упражнения искусство игровая соревновательная деятельностьКонсультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.

спорт это здоровый образ жизни физические упражнения искусство игровая соревновательная деятельностьЛэпбук по физической культуре «Виды спорта» Лэпбук «Виды спорта». Целью создания моего лэпбука было формирование представлений о различных видах спорта, развитие мотивации у детей.

Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста «Значение физической культуры для детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В.

Презентация «Значение театральных представлений в жизни человека» Театр является одним из древних видов искусств, которыми владеет человечество. Он собрал под своим кровом все виды искусств: литературу,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *