Список экологических акций в россии
Самые известные экологические акции
В России и других странах мира регулярно проводятся ежегодные акций в поддержку экологии. Отнюдь дело не ограничивается «Часом Земли». Существует и ряд других. Рассмотрим каждую подробнее.
Час Земли
Одна из самых «раскрученных» акций – «Час Земли». Ее организатором выступает Всемирный фонд дикой природы. Она проводится в марте. В этот час организаторы призывают всех отказаться от использования электричества на 60 минут. Подсветку выключают даже у самых известных зданий во всем мире. Таким образом Фонд обращает внимание жителей планеты на необходимость бережно относиться к ресурсам. В данном случае выключение света – это символический поступок.
Сейчас эту акцию называют самой популярной на планете. В ней принимают участие более двух миллиардов человек из почти 185 стран и около семи тысяч городов. Например, в России в прошлом году акция прошла под лозунгом «Голосуй за природу». В России в акции принимают участие порядка двадцати миллионов человек. В частности отключается подсветка Красной площади, архитектурного ансамбля Кремля, собора Василия Блаженного и ГУМа. Власти активно помогают экологам проводить эту акцию.
Международный день воды
С 1993 года во всем мире отмечается Всемирный день воды. Он учрежден на 22 марта Организацией объединенных наций. И вот уже 25 лет после этого каждый год задается одна тема, связанная с водой. Для сравнения, в один из годов этого периода проводились во всем мире акции о том, как вода стала причиной создания высококвалифицированных рабочих мест. С водой работают (а не только употребляют) половина работающего населения планеты – это примерно полтора миллиарда сотрудников различных компаний.
В рамках празднования этой даты по всем странам проводятся множество акций с помощью различных средств донесения информации (выставки, игры, форумы, лекции и т.д.).
Всемирный день посадки леса
В Российской Федерации Всемирный день посадки леса проводится уже в течение семи лет. В 2011 году Организация объединенных наций учредила его. Акции, приуроченные к этому дню, проводятся в мае.
Семь лет назад в России высадили 25 миллионов саженцев на площади около семи тысяч гектаров. К акции подключились 60 регионов страны и около 200 тысяч волонтеров. После такого успеха акции решили проводить на регулярной основе.
Как проходит акция? Лесничества заранее готовятся к ее проведения и выделяют территории, где будет проходить высадка деревьев, а также необходимое количество саженцев. Добровольцам дают необходимые инструменты и саженцы.
«Марш парков»
Каждый год «Марш парков» проводится 22 апреля. Это одна из крупнейших всемирных акций. В этот день людей призывают бережнее относиться к природе и охраняемым природным территориям. Также сами представители парков, заповедников, нацпарков и особо охраняемых природных территорий проводят в этот день множество мероприятий – от выставок до сбора средств в качестве благотворительной помощи.
Международный день очистки водоемов
Популярной акцией стало проведение уборки берегов и дна различных водоемов по всему миру. Ее начали проводить еще более двадцати лет назад 5 июня ежегодно – это Всемирный день окружающей среды. Инициатором стала Ассоциация дайвинг-инструкторов. Региональные ассоциации дайверов также проводят свои мероприятия в этот день, чтобы помочь воде избавиться от мусора людей.
День без автомобиля
В День без автомобиля, 22 сентября уже на протяжении более 20 лет проходит акция, когда людей призывают отказаться от поездок на своем личном автотранспорте. Впервые мероприятия прошли в Великобритании еще в 1997 году. С тех пор национальная акция стала как минимум международной и теперь проводится во всем мире.
В этот день, 22 сентября, многие участники отказываются от поездок в пользу прогулок (в т.ч. велосипедных) или общественного транспорта. В России в акции принимают участие порядка 25 городов. Власти разными способами стимулируют население принимать в ней участие. Например, в Москве в День без автомобиля можно получить бесплатно велосипед в некоторых прокатах.
«Очистим планету от мусора»
Уже больше 25 лет проводится акция в поддержку чистоты берегов различных водоемов. Впервые акция прошла в Австралии. Тогда население страны решило очистить пляжи океана. Акция полюбилась во всем мире и теперь она проходит в 100 странах. Она называется «Очистим планету от мусора». Субботники проходят в июне в течение нескольких дней. В России мероприятия по очистке берегов водоемов проводятся с 2004 года.
Дико красиво: экологические акции, которые вдохновляют
Генпродюсер фестиваля «Золотая Черепаха» Надежда Макова подготовила обзор ярких эко-кампаний и рассказала о международном фестивале дикой природы
Мировая рекламная индустрия уже долгое время оспаривает мнение о том, что экология – это скучно. Промокампании и экологические акции становятся все более захватывающими, а без эко-проектов не обходится, пожалуй, ни один мировой фестиваль рекламы или креатива.
Расширяем границы!
Этой весной Интернет взбудоражило письмо американской школьницы Брии Лавдей — девочка предложила Илону Маску, основателю компании Tesla, производящей электрокары, объявить конкурс фанатских роликов. Бизнесмену потребовалось меньше часа на раздумье, чтобы поддержать идею и запустить Project Loveday, названный в честь девочки.
Видео-победитель демонстрирует вместительность электромобиля в связи с отсутствием у него двигателя, а значит, с возможностью положить необходимые вещи ещё и под капот.
В основе успешных экологических акций зачастую лежат современные форматы продвижения контента.
Интерактивная инсталляция «Гринписа» в виде тающего айсберга собрала вокруг себя множество людей, которым оказалось под силу его спасти, нужно лишь считать QR-код.
Digital-кампания WWF по борьбе с нелегальной торговлей тиграми позволила каждому желающему превратить обычное селфи в произведение искусства и поделиться им с друзьями.
Не менее важное слагаемое успеха рекламной кампании – умение использовать тренды в свою пользу.
Ролик о проблемах глобального потепления снят мотивам «Игры Престолов» и имеет ироничный слоган «Зима не близко». В ролике белые ходоки проваливаются под лед.
А знаменитые покемоны стали идеей для кампании WWF «Покемоны существуют. Сохрани их всех», где покемонов заменили на изображение редких зверей, призывая не ловить их.
Зеленое приземление
Иногда даже самые простые акции становятся успешными, например, проект зоопарка Копенгагена. Уже третье лето подряд аэропорт столицы Дании превращается в настоящий заповедник: здесь по-доброму рычит лев, полярный медведь предлагает измерить рост, кенгуру оставляет следы, по которым так удобно прыгать, а слон размашисто шагает, предлагая всем широкой поступью идти вслед за ним. Больше всего такая кампания действует на детей — а значит, цель кампании достигнута: ребята с родителями поспешат в зоопарк и узнают много нового про природу.
Ответственность как преимущество
Исследование Cone Group показало, что люди тянутся к социально ответственным компаниям: сразу 81% потребителей готовы покупать продукцию тех брендов, которые, предлагая товары по сравнимой цене и качеству, приносят дополнительную пользу обществу. Неудивительно, что множество вдохновляющих экологических акций посвящены «второй жизни вещей».
32 упаковки чипсов легко обратить в сумку IKEA:
Скамейка в парке, созданная силами фонда Keep America Beautiful, состоит из переработанных бутылок:
Даже платье от модного бренда H&M для супермодели Натальи Водяновой создано из переработанного пластика:
Всё это наглядно демонстрирует, что мы живем в мире, в котором даже рекламные конструкции могут помочь экологии, что доказала Toyota. При создании билбордов компания использовала виниловый слой с диоксидом титана, способный очищать оксиды азота, являющиеся основным компонентом смога.
Edutainment-проект для всей семьи
Крылатая фраза «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» из уст организаторов фестиваля «Золотая Черепаха» звучит иначе: лучше один раз принять участие, чем просто увидеть.
Это крупнейший международный эколого-просветительский проект, творческий конкурс, запечатлевающий красоту дикой природы, и единственное российское событие, проводимое в рамках десятилетия сохранения биоразнообразия, объявленного Организацией Объединенных Наций.
Технологии +мастерство = высокохудожественные произведения, которые будут представлены на фестивале в рамках экспозиции финалистов творческого конкурса « The Golden Turtle » в трех категориях: фото, живопись и дизайн.
Отдельного внимания заслуживает большое количество интерактивных форматов. На «Золотой Черепахе» заработает мультимедийное пространство, которое включает в себя площадки дополненной реальности, лекторий, детские образовательные зоны, увлекательный квест. «Золотая Черепаха» станет настоящим edutainment-марафоном для всей семьи и растянется сразу на полтора месяца — с 13 октября по 5 ноября в Москве и с 10 ноября по 22 ноября в Санкт-Петербурге.
Амбассадоры природы
Большую роль в эффективности привлечения внимания масс к защите экологии, безусловно, играют знаменитые люди. На собственном примере они показывают, что помогать природе — это просто, достаточно всего лишь зайти на сайт и сделать небольшое пожертвование.
«Мы часто сотрудничаем с благотворительными фондами и стараемся помогать тем, кто развивает культуру филантропии в стране. Недавно я даже инициировал собственный благотворительный проект — написал колыбельную, все средства от продажи которой будут направлены на помощь детям-сиротам. Я считаю, что очень важно поддерживать благотворительные инициативы, такие как «Золотая Черепаха». Они привлекают внимание людей к важным проблемам, и каждый посетитель может сделать свой вклад в большое дело — помочь детям справиться с тяжелой болезнью», — рассказывает лидер популярной группы Therr Maitz Антон Беляев
В число послов «Золотой Черепахи» также входят Ольга Свиблова, основатель и директор музея «Московский дом фотографии», Светлана Журова, депутат Государственной думы, Ольга Шелест, телеведущая, Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный Случай» и другие.
Цель проекта WWF, в котором принимают участие телеведущий Владимир Позднер и музыкант Илья Лагутенко, — привлечь к благотворительности как можно больше людей, чтобы они не просто восхищались красотой природы, но и действовали, перечисляя средства на защиту окружающей среды. Сейчас таких активных защитников всего 1% россиян, однако, проект уже дает первые результаты: пожертвования от 100 рублей в рамках акции сделали 25,4 тысячи жителей страны.
Владимир Познер и Илья Лагутенко, амбассадоры WWF, утверждают: «Гордиться — не значит помогать».
Экологические акции: самые успешные «зеленые» инициативы
Раз в году в определенные дни миллионы жителей планеты отказываются от использования личного автомобиля, на час гасят свет и выходят на очистку водоемов от мусора. Так активисты и самые обычные люди, понимающие важность заботы об окружающем нас мире, привлекают внимание к проблемам экологии. В последние годы был сделан огромный шаг вперед и в воспитании будущего поколения — экологические акции регулярно проводятся в школах и детских садах.
Конечно, первыми на ум приходят всемирные «Час Земли» и «День без автомобиля», но для привлечения внимания к вопросу сохранения окружающей среды не обязательна массовость. Экологические акции могут быть самыми разными: начиная от детского сада, где воспитанники учатся наблюдать за природой, и до провокационных выходок «зеленых», прячущихся за кучами мусора на улицах городов; на уровне одного человека или международной сети магазинов, отказавшейся от полиэтиленовых пакетов на кассе. И абсолютно все они актуальны, ведь это часть новой экологической культуры человечества.
Участие в «зеленых» мероприятиях — осознанный выбор человека, ответственного за мир вокруг. Вот самые массовые акции международного масштаба:
В мире проводится еще масса мероприятий разного уровня: школьники выходят на субботники, организуются пункты раздельного сбора мусора для последующей переработки, неравнодушные граждане шьют и раздают eco-friendly сумки для покупок. И понемногу сознание людей меняется: при выборе товара они все больше обращают внимание на его безопасность для природы. А крупные корпорации во весь голос заявляют о поддержке экологических проектов — это престижно и повышает лояльность покупателей.
Однако для того, чтобы помочь планете не задохнуться от мусора, совсем не обязательно везде об этом сообщать, ведь достаточно просто начать сортировать отходы. Если у нас во дворах появятся удобные и практичные решения для сбора отходов, то рука уже просто не поднимется смешать пластик и бытовой мусор. Почему бы нам более активно не перенимать европейский опыт и не устанавливать подземные системы для сбора мусора по типу Ecolift? Ведь преимущества такого варианта очевидны: мусороприемники находятся снаружи, а обыкновенные пластиковые контейнеры размещаются под землей. Когда приходит время их опустошить, гидравлический механизм поднимает площадку с баками, после чего их содержимое загружается в мусоровоз.
Цель любой экологической акции — заставить людей задуматься о существующих проблемах: бездумном потреблении природных ресурсов, загрязнении воды и почвы, необходимости сохранения исчезающих видов животных. Участие в популярных мероприятиях — лишь малая часть экологического воспитания, ведь должен поменяться образ мыслей на уровне отдельного человека.
Самыми простыми шагами могут стать: использование экопакетов, разумное потребление вещей и продуктов, раздельный сбор мусора. Стоит ли выбрасывать в одном пакете бумагу, пластик и пищевые отходы? Конечно нет, ведь что-то из этого может быть переработано безопасным способом и использовано для повторного производства.
15 экологических инициатив, в которых может поучаствовать каждый
Каждый год российские организации запускают экологические акции, в которых может поучаствовать каждый желающий. Рассказываем, что можно сделать для экологии прямо сейчас.
Если вы живёте в Москве, можете поучаствовать в акции «Миллион деревьев», которую проводит Департамент природопользования и окружающей среды города Москвы.
Эту акцию придумали для того, чтобы московские дворы стали зеленее и в них появились самые разные растения. Чтобы принять участие, нужно зайти на сайт «Активный гражданин», проголосовать за озеленение своего двора и выбрать растения, которые вы бы хотели там видеть. Голосования проходят каждый год летом и зимой — их анонсируют на сайте.
Также в рамках акции можно высадить деревья и кустарники в своём дворе самостоятельно — для этого нужно обратиться в местную управу со специальным заявлением. О том, как это делается, подробнее рассказано на сайте Департамента природопользования и окружающей среды.
В 2019 году в Москве запустилась акция Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы «Наше дерево». Любая семья может посадить в одном из столичных парков именное дерево в честь рождения ребёнка. Подать заявку можно на сайте московской мэрии.
На интерактивной карте вам предложат выбрать место для высадки и заполнить электронную форму. После этого придёт приглашение — вы сможете помочь специалистам высадить саженец, а потом поучаствовать в празднике.
Летом по всей России стартовала акция «Сохраним лес». Её организовали Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства и Всероссийское общество охраны природы при поддержке «Молодёжи ОНФ».
Цель акции — посадить 40 млн деревьев по всей стране, и принять в ней участие может любой желающий. Для этого нужно зайти на сайт и выбрать свой регион. На карте вы увидите, где можно посадить саженец. В назначенное время нужно будет лишь приехать на место: там выдадут инвентарь и всё необходимое, чтобы вы смогли собственноручно посадить дерево.
Если вы не хотите или не можете посадить дерево сами, можете оплатить посадку дерева в проекте «Посади лес». Это российский экологический стартап, который существует с 2015 года. За пять лет команда собрала средства на посадку 195 144 деревьев. Акция будет продолжаться, пока число не достигнет миллиона.
Посадка одного дерева стоит 150 рублей. Чтобы принять участие в акции, нужно зайти на сайт проекта и сделать взнос. После этого вам пришлют сертификат, подтверждающий вклад в восстановление российских лесов. Позже вы получите фото и GPS-координаты деревьев, которые команда посадила благодаря вам.
Вместо того, чтобы выкидывать на свалку старый телевизор или ненужный аудиоплеер, его можно сдать на утилизацию. В 2019 году группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» объявила, что запускает проект по сбору и утилизации бытовой техники и электроники. К концу 2020 года более 300 магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо» в Москве и Московской области принимают ненужные электроприборы. Их отправляют на заводы, сотрудничающие с группой компаний, и перерабатывают.
Также в магазины «М.Видео» и «Эльдорадо» можно приносить использованные батарейки и складывать в специальные боксы. Этот проект запустился в 2018 году, и с тех пор покупатели успели отдать на переработку более семи тонн батареек.
Если у вас есть вклад в «Сбербанке», вы можете помочь сохранить российский лес, отказавшись от печати бумажных кассовых ордеров. Раньше, когда вкладчики приходили в отделение, чтобы внести или снять наличные со счёта, банк всегда выдавал им соответствующий документ. Каждый год на это расходовалось около 100 млн бумажных листов (это стопка бумаги примерно в 10 км высотой).
15 сентября 2020 года, во время Российских дней леса, «Сбербанк» объявил, что теперь клиенты могут отказаться от такой услуги. Вместо того, чтобы расходовать бумагу, можно получить ордер в мобильном приложении или на сайте «Сбербанк Онлайн».
Если все вкладчики перестанут печатать кассовые ордеры на бумаге, за год можно будет спасти примерно 13 тысяч деревьев — это лес размером с пять футбольных полей.
Если у вас скопились старые книги, журналы и учебники, которыми вы точно не будете пользоваться, не стоит их выбрасывать. Московский книжный магазин «Ходасевич» на Покровке принимает в дар книги в любом состоянии. «Первые книги, появившиеся на наших полках, — книги, собранные с помоек, — говорится в публикации “Ходасевича” на Facebook. — Потому что нельзя выкидывать книги на помойку».
Владельцы магазина обещают, что для каждой книги найдутся читатели — даже если вам она кажется неинтересной. Для того, чтобы отдать книги в магазин, нужно заполнить короткую заявку на сайте. Литературу, которая подходит «Ходасевичу» по тематике, в магазине продадут по низким ценам. Остальную гости магазина смогут забрать даром.
Также можно отнести книги в одну из точек буккроссинга — это места, где горожане обмениваются книгами, оставляя их на специальной полке, подоконнике или шкафу. Узнать, где находится ближайшая к вам полка буккроссинга, можно на сайте «Наш круговорот» или в группе во «ВКонтакте».
Российская компания Natura Siberica запустила проект «Поможем тайге вместе!». Компания выделила три гектара на своей органической ферме в Хакасии, чтобы высадить на них семена сибирского кедра, а через три года пересадить подросшие саженцы в лес.
В честь начала проекта Natura Siberica запустила серию косметики doctor Taiga — в неё входят сыворотки для лица, тоники для умывания и многое другое. Один рубль с каждого купленного продукта этой серии идет на инициативу «Поможем тайге вместе!».
В 2019 году российская сеть обувных магазинов Rendez-Vous объявила, что запускает программу «Подарите старой обуви новую жизнь». Первый пункт приёма открылся в магазине Rendez-Vous в ТЦ «Авиапарк». Сейчас старые ботинки и туфли можно сдать в любой магазин сети по всей России. Для этого нужно просто принести её в магазин. За каждую пару подарят скидочный купон на 500 рублей.
Обувь отправится на Дмитровский завод РТИ, там её переработают в мелкую крошку, а из неё сделают покрытия для стадионов, беговых дорожек и детских площадок.
Самый комфортный уровень шума для человека — 30 децибел. Это громкость, с которой шелестят листья. В большом городе мы каждый день оказываемся окружены резкими и громкими звуками, которые плохо влияют на здоровье и психологическое состояние.
С 2007 года в Москве работает акустическая служба — специалисты компании ГПБУ «Мосэкомониторинг» отслеживают уровень шума и публикуют отчеты. По закону, с семи утра до 11 вечера уровень шума в квартирах не должен превышать 55 децибел, а ночью — 45 децибел. Если вы заметили, что шум вокруг вас превышает допустимый уровень, вы можете помочь специалистам и собственным соседям, рассказав о проблеме в соответствующую службу.
Если за окном по ночам идет громкая стройка, стоит обратиться в Департамент природопользования или Мосгосстройнадзор. Если под окном шумит шоссе, можно обратиться в электронную приемную столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Полный список служб, которые принимают такие обращения, можно найти на официальном сайте московской мэрии.
Специалисты рекомендуют менять зубную щётку раз в три месяца. То есть в год каждый из нас должен выбрасывать по четыре зубных щётки. Сдать их на переработку сложно: зубные щётки делаются из пластмассы, резины и нейлона, прочно сцепленных друг с другом. Большинство пунктов раздельного приема мусора не принимают такие отходы.
Летом 2020 года российская компания Splat вместе с магазином «Перекрёсток» запустила проект по сбору пластиковых зубных щёток. Теперь в каждом «Перекрёстке» есть специальный бокс, куда можно сложить ненужные зубные щётки любой марки. После бокса они отправляются на специальные заводы, где из них делают тротуарную плитку. Акция продлится год — до августа 2021-го.
«Свалка» — это российский проект, который дарит новую жизнь старым вещам. Если накопилось много ненужных предметов и не хочется заниматься сортировкой и ездить по разным пунктам сбора, можно обратиться в «Свалку» — её сотрудники приедут и заберут всё, от чего вы хотите избавиться.
Некоторые предметы будут использованы в проекте «Дебошь» — это аттракцион, в котором можно крушить и ломать специально оборудованную комнату, чтобы избавиться от стресса. То, что жалко крушить, отправляется в раздел «барахолка» — магазин проекта «Свалка», где можно купить подержанные товары.
«Теперь так» — российский проект, который помогает всем желающим сделать свой образ жизни более экологичным, научиться экономить природные ресурсы и сокращать количество отходов. У проекта есть практический курс бережного потребления, который состоит из шести модулей.
Курс учит, как сортировать мусор, ухаживать за домом и питомцами, устраивать вечеринки, оптимизировать гардероб, путешествовать и работать в офисе с пользой для экологии. Также у «Теперь так» есть спецмодули, посвященные маркировкам на товарах и работе в заведениях общепита.
Все курсы и модули состоят из рассылок, которые приходят на электронную почту. Те, кто не может позволить себе оплатить обучение, могут проходить его бесплатно. Чтобы поддержать проект, можно заплатить за обучение или купить экологические товары в магазине «Осока высокая», который связан с проектом.
«Собиратор» — это российский благотворительный проект, который помогает людям вести более экологичный образ жизни. В пункты «Собиратора» можно сдать на переработку вторсырьё, ненужные вещи, которые вы хотите отдать нуждающимся, или вещи для повторного использования. Также проект проводит мероприятия, экологические акции и мастер-классы.
Прямо сейчас проходит экологический марафон «Собиратора». За 700 рублей любой желающий может получить курс из семи видеоуроков о том, как организовать дома сбор мусора, куда лучше всего сдавать ненужные вещи и вторсырьё и как сократить количество отходов в своей жизни. Каждый урок сопровождается дополнительными материалами. Вырученные деньги пойдут в помощь «Собиратору», чтобы он и дальше мог помогать горожанам сортировать отходы и делать город чище.
В Москве работают девять экоцентров: в них есть музеи с интерактивными экскурсиями и экспонатами.
Например, в экоцентре «Воробьёвы горы» есть «лаборатория», где дети могут провести собственные экологические исследования. В экспозиции «Мой парк, мой город» установлены стереоизображения, которые помогают переноситься в прошлое, а на выставке «Планета Земля — наш дом» есть раздел с интерактивными играми, посвященными экологии.
В Кузьминках и Измайлове можно посмотреть на настоящие пасеки и попробовать мёд, который на них собрали. В свободное время любой желающий может сходить с семьёй в один из экоцентров. Список и адреса можно посмотреть на сайте Мосприроды.