спираль жизни человека в психологии
Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
Человеческое недопонимание – это глобальная проблема, которую пытаются решить ученые из разных областей науки и философии. Один из вариантов объяснения, почему люди не находят между собой общего языка, – это разные типы мышления, которые основаны на разных ценностных ориентирах каждого из нас.
Как понять, что творится в голове собеседника? Каковы его цели и намерения? Может ли этот человек быть надёжным партнёром?
Ответы на эти вопросы можно найти в теории спиральной динамики развития – очень эффективном инструменте для улучшения понимания механизмов и принципов взаимодействия любого человека с обществом.
В этой статье мы поговорим о разных стратегиях мышления, которые зависят от стадии развития человека и его пребывания на том или ином этапе жизненного пути.
Обоснование теории Грейвза
Создателем системы спиральной динамики развития был американский психолог Клер Грейвз (1914-1986), который большую часть жизни занимался изучением биопсихосоциальных систем, совмещая методы анализа разных гуманитарных дисциплин.
Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций. На основании исследования поведения и мотивов более чем 50 тыс. человек он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.
Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.
Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:
Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).
Главные условия развития системы
Сами уровни Грейвз назвал «мемами». Каждый уровень или мем характерен набором своих четких ценностных качеств, убеждений и приоритетов, которые преобладают в группе на данном уровне. Они обозначают способ мышления, важные жизненные цели на данный момент, правила поведения в обществе. На формирование каждой системы влияет несколько решающих факторов:
Поэтому, понимая, какие черты характера и ценности проявляются в поведении личности, можно определить, как нужно с человеком разговаривать, на чем делать акцент и какие аргументы его смогут переубедить.
Переход на следующий уровень осуществляется после насыщения определенными качествами конкретного уровня и возникновением конфликта собственных эмоций и убеждений на данном этапе, желанием новых достижений. Поэтому человек не столько проходит от одного уровня ко второму, сколько накапливает свойства и опыт каждого уровня (поэтому система и имеет эмерджентный характер, то есть, поглощающий). Так, например, каждый из нас может не замечать, но проявлять четкие свойства третьего или пятого уровня. Они не будут являться главными приоритетами в жизни, но часто бессознательно могут влиять на формирование жизненных целей.
Из всех присущих уровней динамики Грейвза лидерство может проявляться на каждом из этих уровней, и это будут лидеры с разным набором качеств. Поэтому и тип мышления каждого лидера будет колоссально отличаться от других.
Еще одна важная внутренняя особенность развития самой динамики Грейвза – это ее спиральность. На протяжении своего развития, от первого уровня к последнему, которого человек может достичь, развитие происходит по принципу, что сначала нужно наполнить себя, и только потом появляется желание отдавать и помогать другим. И это чередование внутреннего и внешнего развития человека можно четко отследить сквозь всю динамику Грейвза.
Свойства уровней системы Грейвза
Система развития Грейвза может применяться для анализа развития как личности, так и коллективных общностей – культурных, политических (и даже бизнес-процессов).
Каждый этап очень важен, более того, если попытаться проскочить или не усвоить суть каждого уровня, согласно теории развития динамики, есть высокая вероятность скатиться, деградировать до пропущенного уровня.
Нормальное, природное развитие перехода на новый уровень обосновано внутренним психологическим состоянием человека и желанием развиваться. Но, несмотря на возможное развитие, большинство жителей планеты обычно проходят только первые 3-4 уровня.
Каждая ступень показывает, как мы мыслим и что нами движет. Переход происходит в том случае, когда мозг созревает, и человек хочет проявлять себя в чем-то другом.
Уровни развития в системе Грейвза (для их различения используют специальные цвета) таковы:
Несмотря на то, что желание проявлять индивидуальность очень сильно, на этом уровне самооценка очень шаткая, остается очень важной потребность утвердиться в глазах общества. Поэтому важнее всего не потерять лицо перед обществом. Мотивы, которые движут человеком на этом уровне, – это выгода здесь и сейчас, ощущение причинно-следственных связей еще не выработано.
Главное убеждение данного уровня – только силой можно получить желаемое. На этом этапе человек, стремясь к цели, не испытывает ощущения совести, желает достичь цели любой ценой. Когда состояние хаоса перенасыщает человека, он начинает осознавать, что силой нельзя удержать доминирование, и происходит переход на следующий уровень.
Переход на следующий уровень начинается в том случае, если человек задумывается об истинности и нужности установленных норм, понимает ограничение своих возможностей и желает выйти из шаблонности.
Для оранжевого уровня свойственно проявление здоровой конкуренции, соперничества и желания утвердить собственное превосходство. Поэтому ценится здесь превыше всего прагматизм и рационализация. Уровень нацелен на наполнение себя самого, удовлетворение своих потребностей. Когда человек насыщается на этом уровне преимущественно материальными благами, он продвигается далее и опять готов отдавать.
Убеждения желтого уровня – холистическое восприятие всех уровней, ощущение собственной самодостаточности и свободы выбора. Люди на этом уровне обладают сильной внутренней мотивацией, не зависят от окружающих взглядов.
Несмотря на, казалось бы, органический переход человека из уровня на уровень, главный парадокс спиральной динамики Грейвза состоит в том, что общее понимание представители разных уровней найти не могут. Обычно психоэмоциональная трансформация личности во время перехода осуществляется настолько глубоко, что она отказывается принимать правду и ценности предыдущего уровня, доказывая истинность и важность текущего. Поэтому получается, что у каждого своя правда. Понимание и гибкость в общении появляется только на седьмом уровне, когда человек перестает быть детерминирован иерархией.
Динамика Грейвза: применение в жизни
Сейчас спиральная теория Грейвза с ее описанием динамики развития общества несомненно пожинает свои плоды: эксперты из разных областей управления, консультирования и образования активно внедряют знания и допущения Грейвза и его учеников в жизнь на разных общественных уровнях. Система динамики особенно популярна среди НЛП-консультантов, которые помогают бизнесу выйти на новый уровень развития, сформулировать основополагающие ценности, образ жизни и миссию нового образца.
Как показывает многолетний опыт – каждый человек проходит те же стадии развития и самореализации в обществе, поэтому, понимая принципы работы функционирования спиральной динамики Грейвза, можно находить способы построения диалога с человеком, определять векторы его развития, а также его роль и место в обществе в целом. И, естественно, понимание системы Грейвза помогает человеку лучше понять самого себя, так что это знание полезно в любом случае.
Если вам интересно узнать об идеях этого человека больше, можете почитать его статью Levels of Existence: An Open System Theory of Values и книгу его последователей Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика на практике», а если вам хочется лучше узнать себя, советуем обратить внимание на наш курс «Самопознание», с помощью которого за 4 недели вы узнаете свои сильные и слабые стороны, как достичь внутренней гармонии, как строить отношения с окружающими и чего действительно хотите в жизни.
Теория спиральной динамики Грейвза объясняет проблему недопонимания в обществе
Важной проблемой коммуникации в обществе становится недопонимание. Решить ее пытаются многочисленные общественные науки и философские течения. Объяснением феномена отсутствия взаимопонимания является индивидуальная оценка информации, возникающая на основе различия персональных ценностных ориентиров. Теория спиральной динамики Грейвза предлагает решение. Последователи считают ее инструментом, способным обеспечить понимание человеком принципов, на которых основано его взаимодействие с обществом. Что же представляют собой стратегии мышления, и как они связаны с этапами развития человека?
На чем основывается теория Грейвза?
Психолог из США Клер Грейвз (1914-1986 г.) специализировался на исследовании биопсихосоциальных систем. Он использовал в работе методики, разработанные гуманитарными дисциплинами. И результатом исследований стала разработка теории спиральной динамики развития человеческого сознания.
Грейвз изучал социокультурные ценности и моральные ориентиры, принятые в разных странах, а также культурные традиции различных социальных групп. Ученый рассмотрел мотивы и действия 50 тысяч различных людей, собрав внушительную статистику. И пришел к заключению, что любая биопсихосоциальная система (отдельный человек, компания, общество или страна) в ходе развития проходит похожие ступени или уровни. Он назвал свое открытие теорией эмерджентных циклических уровней (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET) и считал, что она дает ключ к пониманию мышления человека или действиям правительств, основываясь на расстановке приоритетов на каждом из жизненных циклов, сменяющих друг друга. Объяснение чередующихся типов мышления Грейвз согласовал с общеизвестной и популярной «пирамидой потребностей Маслоу». Не ограничиваясь исследованием влияния только удовлетворения биологических потребностей, необходимых для выживания, он рассматривал и другие факторы – психологические, ценностные, культурные.
Основные допущения теории:
Сам исследователь сформулировал 8 уровней динамического развития. Но в трудах его последователей, Криса Кована и Дона Бека, добавился девятый уровень спиральной динамики. Хотя на практике изучаются только первые семь, два последних являются слишком редкими, и их достижение в настоящее время под вопросом.
Каковы условия развития?
По классификации Грейвза каждый уровень характеризуется определенным набором присущих только ему ценностей, приоритетов и убеждений. Они преобладают на соответствующей ступени психосоциального развития, задают способ и стиль мышления, методы оценки обстановки, обеспечивают постановку жизненных целей, правила общения и поведения. Систему взглядов формируют:
Практическая польза классификации в том, что она позволяет увидеть внутренние ценности личности через поведение и черты характера, и получить информацию о том, на чем делать акцент при разговоре, и какие подбирать аргументы, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Переходы между уровнями
Важным моментом теории является возможность перехода с одного уровня на другой, то есть, переоценка стиля мышления и жизненных целей.
Согласно Грейвзу, перейти на следующий уровень человек может лишь после того, как насыщены определенные потребности предыдущего уровня. В результате конфликта между собственными эмоциями и потребностью в новых достижениях происходит не столько переход (скачок) на следующий этап, сколько накопление опыта и «заполнение» уровня. По этой причине система получила название «эмерджентной», то есть «поглощающей». Свойства третьего или пятого уровня могут проявляться в каждом человеке, но до достижения его (или после прохождения) они не будут главными жизненными приоритетами, хотя и продолжат оказывать влияние на формирование цели.
Не стоит полагать, что лидерство присуще только высшим уровням. Оно может проявляться на каждом этапе. Но это будут лидеры, отличающиеся типами мышления, имеющие разный набор качеств и разительно отличающиеся по целям и методам их достижения. Еще одна отличительная черта теории – спиральность. При переходе на следующий уровень человек заботится только о себе, и ему нужно «наполнить» себя, чтобы появилась потребность помогать другим. И такая особенность проявляется на каждом из уровней, с первого до девятого.
Свойства уровней
Предложенная Грейвзом классификация подходит для анализа как отдельных личностей, так и сообществ, включая страны или компании. Может она применяться и для процессов в обществе – политики, культуры, бизнес-процессов. По оценкам исследователей, большинство проходящих тест доходят только до 3-4 уровня, несмотря на заложенное природой психологическое стремление к развитию. Перечислим уровни (ученый обозначил их условными цветами):
Несмотря на естественность перехода между уровнями, парадоксом развития является то, что представителям разных уровней сложно найти общее понимание проблем. Глубокая психоэмоциональная трансформация при переходе заставляет отказываться от понимания предыдущих целей и ценностей. Истинным кажется только достигнутое знание. Способность к диалогу появляется только после достижения седьмого уровня.
Применение теории спиральной динамики Грейвза в жизни
Выводами, полученными из данной теории, пользуются эксперты в различных областях: управление производством и бизнес-процессами, политика, образование, психология. Опыт показывает, что каждый человек неминуемо проходит последовательно каждую из стадий в ходе социализации, обучения, организации бизнеса. Понимание этой теории помогает наладить диалог с человеком, на основе его нынешних целей, сформировать и направить вектор его развития для достижения желаемого места в обществе.
Если регулярно посвящать время саморазвитию, выбирать правильные обучающие материалы, также можно наладить отношения с окружающими, добиться успеха в делах и достичь внутренней гармонии. Курс Викиум «Эффективное общение» ориентирован на обучение пониманию скрытых эмоций окружающих и построению правильных коммуникаций. Вы обретете эмоциональный интеллект – способность управлять эмоциями, причем не только своими, но и чужими. А это является основой эффективного общения.
СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА: развитие личности и систем по Грейвзу
Спиральная динамика очень удобна для понимания уровня проблем человека. На ней очень удобно размещать различные виды психотерапии, которые наиболее эффективны на тех или иных уровнях. Безусловно, необходимо помнить, что это всего лишь модель, и она абсолютно полностью не описывает всю сложность и многообразие взаимоотношений, многие из которых сложно сразу отнести к тому или иному
Теория спиральной динамики
Грейвз присвоил уровням номера, а ученики Крис Кован и Дона Бек для удобства добавили цвета, которые также степенью теплоты-холодности отражают соотношение альтруизма-эгоизма.
1 Уровень Бежевый
Девиз: “Выжить любой ценой”
Тип мышления: инстинктивный
Уровень социального развития: охотник-одиночка
В современном обществе: бомжи
Уровень личностного развития: младенец
2 Уровень Фиолетовый
Девиз: “Жертвую собой ради рода”
Тип мышления: мистический, магический
Уровень социального развития: первобытнообщинный строй
В современном обществе: культуры, придерживающиеся клановости
Уровень личностного развития: ребенок
Когда ребенок начинает себя немного осознавать в этом мире, и он уже выделяет себя среди других, ему жизненно необходимо становится получить одобрение от ближайшего окружения. Для этого ему необходимо понять и придерживаться правил, которые существуют в этом сообществе. В данном случае ребенок будет находится в альтруистическом полюсе, поскольку ему необходимо жертвовать своими интересами ради одобрения со стороны взрослых. Ребенок имеет магическое мышление. (Он загадал желание, написал на бумажке, и на Новый год волшебный Дед Мороз принес ему подарок.) Он верит в волшебство и сказки.
В сообществах, находящихся на Фиолетовом уровне, самыми важными являются кровные связи. Например, в условиях приема на работу, будет отдаваться предпочтение родне или людям той же национальности. В основе культуры лежат ритуалы, или магические обряды. Главенствующими являются мифы, приметы. Человек, находящийся на этом, уровне жертвует собой ради того, чтобы быть частью “племени”.
3 Уровень Красный
Девиз: “Делаю, что хочу, плевать на правила”
Тип мышления: эгоцентрический
Уровень социального развития: феодализм
В современном обществе: криминал
Уровень личностного развития: бунтующий подросток
После того, как правила усвоены ребенок начинает пробовать на прочность границы дозволенного: ” А если я так сделаю, что будет?” Пика такое поведение достигает в подростковом возрасте.
Главенствующими становятся собственные интересы и желания, без оглядки на желания других. Многие поступки совершаются с учетом сиюминутной выгоды, без взгляда на перспективы.
4 Уровень Синий
Девиз: «Пожертвуй во имя пути и отсроченного вознаграждения”
Тип мышления: догматизм
Уровень социального развития: социализм
В современном обществе: служащий
Уровень личностного развития: профессиональная идентичность
Собственные интересы соизмеряются с законностью и интересами общества.
Жертвенность этого уровня в подчинении своих интересов общественным. На работе в гос. учреждении много денег не получишь, но и с голоду не помрешь. А потом ждет небольшая пенсия.
5 Уровень Оранжевый
Уровень мышления: практицим
Уровень социального развития: капитализм
В современном обществе: бизнесмен
Уровень личностного развития: добивающийся результатов
Когда стабильность надоедает и хочется чего-то большего в плане реализации интересов. Человеком начинает искать способы улучшить свое положение.
Основными мотивами оранжевого уровня являются получение известности или денег. Упор на достижения, приобретаемые в конкурентной борьбе. Например, рядовой скрипач в оркестре стремится стать первой скрипкой. Или психолог, работавший в гос. учреждении, организует собственный тренинговый центр.
Этот уровень является эгоистичным и чем-то в своих устремлениях напоминает красный, но в отличие от последнего он прошел в своем развитии через синий, вобрав в себя его ценности, и достижение собственных целей уже происходит в рамках законности. Т.е. организации оранжевого уровня будут скорее выяснять отношения между собой в зале суда, а не “на стрелке”.
6 Уровень Зеленый
Девиз: «Познавай красоту мира, объединяясь в сообщества»
Тип мышления: релятивистский
Уровень социального развития: надгосударственные сообщества
В современном обществе: меценат
Уровень личностного развития: духовно-ищущий
Когда человека утомляет погоня за славой и звонкой монетой, он начинает смотреть на мир по сторонам и интересоваться тем, какую пользу он может принести для окружающих. Он может реализовывать проекты по сохранению окружающей среды, привлекая к участию в них других людей зеленого уровня, легко находя их в разных частях света по интернету. Будет заниматься благотворительностью.
С этого уровня начинает появляться полный интерес к красоте мира, исследованию взаимосвязей и т.д. На голодный желудок или в постоянной рутине сложно остановиться и заметить отличия в оттенках зеленого у разных травинок.
7 Уровень Желтый
Он не является уровнем, а своеобразной ступенькой.
Если с любого из уровней человек может регрессировать на более низкий в стрессовой для себя ситуации (Например, бизнесмен, заболевший раком, может обратиться за помощью к гадалке.), то Желтый регрессировать не может.
Основной характеристикой Желтого является возможность понимать ценность других уровней, находить с каждым из них общий язык.
В какой-то момент, испытав разочарование от участия в сообществах, и поняв, что самостоятельно он успеет сделать больше, этот человек устремляется в Мир, чтобы познавать, исследовать. Этот человек одевается просто, ему безразличны звания и авторитеты. Он делает то, что хочет и бывает там, где хочет.
Очень хорошо описано становление такого человека в рассказе Р. Киплинга «Чудо Пуран Бхагата».
По поводу кораллового уровня авторы откровенно признаются, что его характеристики им самим не вполне ясны.
Несколько принципов:
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Внутриматочная спираль: разбираемся в плюсах и минусах этого метода контрацепции
Современная женщина живет в ритме дедлайнов. Успеть получить образование, взлететь по карьерной лестнице, построить семью. Неудивительно, что планка детородного возраста стала выше: зачастую беременность приходится откладывать на 15-20 лет.
В режиме занятости и стрессов растет популярность контрацепции формата «воспользоваться один раз и забыть». Речь идет о внутриматочных спиралях. О всех их особенностях и нюансах использования рассказала врач акушер-гинеколог медицинского центра «Белевромед» Тамара Владимировна Слукина.
Что такое внутриматочная контрацепция?
— Вопрос контрацепции актуален для женщины в период от 18 до 50-52 лет. Ведь даже в течение двух лет после менопаузы может наступить беременность. И здесь, безусловно, важны и эффективность, и удобство метода предохранения.
При использовании внутриматочной контрацепции (равно внутриматочной спирали) этот индекс стремится к нулю и составляет 0,3-0,9. Очень редко, но бывает, что и в таком случае наступает беременность. Если она маточная, то, как правило, спираль в таком случае располагается за плодным пузырем и не мешает беременности. Спираль не достают, а женщине просто необходимо чуть чаще, чем другим беременным, посещать гинеколога. Во время родов спираль извлекают.
Спирали бывают: гормональные и негормональные.
Гормональная спираль ежедневно выделяет определенное количество гормона, который положительно влияет на внутренний слой стенки матки и обладает легким лечебным действием. Это помогает решить проблему очень обильных менструаций: уменьшается и длительность месячных, и объем выделений (вплоть до полного исчезновения менструаций). Необходимость использования такой спирали определяет врач.
Негормональная спираль бывает с напылением меди, серебра или золота. Напыление металла удлиняет ее срок службы. В полости матки такая спираль может находиться от 3 до 10 лет.
Также спирали разделяют по форме. Они могут быть: Т-образные, как якорь, Ф-образные, круглые и S-образные (в настоящее время не используются).
Как спираль предотвращает беременность?
— Внутриматочная спираль действует одновременно по нескольким фронтам.
Кому подойдет такой метод контрацепции?
— Несомненно, лучше предохраниться, чем переживать, что случилось что-то, чего женщина не хотела. Я считаю, что в вопросе контрацепции спирали — один из незаслуженно забытых методов.
Кто же « целевая аудитория» внутриматочной контрацепции?
Ребенок проходит через родовые пути, поэтому у рожавших женщин постановка спирали проходит проще и легче. Также в цейтноте семьи и работы контрацепция, о которой не нужно думать регулярно, часто является настоящей «палочкой-выручалочкой».
К 6 месяцам ребенка лактационная аменорея уже практически перестает выполнять контрацептивную функцию, и спираль поможет не волноваться о новой беременности.
Какие могут быть нюансы?
— После установки обычной спирали менструация может стать обильнее, чуть болезненнее и на несколько дней длиннее. И если сам менструальный цикл небольшой (21-24 дня), то это может быть не очень удобно. Но гормональная спираль нивелирует эти побочные эффекты.
Как проходит процедура?
— Чтобы поставить спираль, женщине необходимо сходить к гинекологу в среднем три раза.
Спираль необходимо ставить с 5-ого по 12-ый день
от начала менструации.
Лучше, чтобы это был 5-ый день, а не 12-ый, так как еще немного приоткрыта шейка, могут быть выделения, и все манипуляции проходят легче. К 12-ому дню уже есть риск беременности, а сама процедура установки спирали может оказаться более болезненной.
Установка спирали — это больно?
— Все зависит от индивидуального болевого порога. Процедура очень быстрая: само введение спирали занимает всего минуту. Обычно женщины сравнивают болезненность процедуры с болью при менструации. После введения спирали может сохраняться тянущее ощущение внизу живота (до часа).
Если пациентка хочет, можно ввести спираль
с краткосрочным внутривенным обезболиванием.
После установки спирали во время менструации лучше пользоваться прокладками, так как тампон может прилипнуть к усикам спирали, и при извлечении может произойти ее сдвиг.