Спейс икс акции на бирже
Обзор компании SpaceX: когда выйдут акции и стоит ли их покупать
Приветствую текущих и будущих владельцев акций!
В этот раз поговорим о том, как можно купить или продать в будущем акции SpaceX, чтобы не просто остаться в плюсе, но и получить хороший доход.
Детище известного и крайне успешного предпринимателя Илона Маска специализируется на производстве аэрокосмической техники и организации космических полетов, это первая компания из частного сектора, отправившей свои ракеты в космос.
Стоимость акций на бирже: онлайн-график
Если SpaceX все-таки разродится IPO, здесь можно будет наблюдать котировки в реальном времени.
Данные о ценных бумагах
Обзор основных сведений об акциях SpaceX на июль 2019 г., которые, по моему мнению, обязательно должен знать инвестор.
Успей воспользоваться удвоением налогового вычета до 31 декабря 2021 г.
Тикер | Нет |
Торговые площадки и время торговли | Нет |
Название | SpaceX (Space Exploration Technologies Corp.) |
Количество бумаг в обращении | — |
Номинал акции | — |
Дивиденды | — |
Год основания | 2002 |
Кем основана | Илон Маск (полное имя: Илон Рив Маск) |
Штаб-квартира | Хортон, штат Калифорния, США |
Динамика курса за все время
Первичное размещение акций SpaceX – уже много лет предмет жарких споров между аналитиками финансового рынка, инвесторами, предпринимателями и прочими лицами, имеющими отношение к ценным бумагам. В этом плане компания, я бы сказал, одновременно и лакомый кусочек, и темная лошадка.
Потенциально ее акции могут принести существенную прибыль, тем более что в первое время спрос на них будет огромным. Велики перспективы SpaceX и в ближайшие десятилетия, если будут реализованы все планы по массовым космическим путешествиям от Земли до Марса.
Однако, если принимать во внимание падения ракет Falcon и, временами, нестабильное положение Илона Маска, личность которого во многом помогает привлекать новые инвестиции в SpaceX, покупку акций стоит совершать продуманно или подождать пару лет после IPO, чтобы иметь хоть какую-то дельную статистику.
Отдельно отмечу: в 2015 г. Маск говорил, что акции SpaceX не появятся на бирже до 2020–2022 гг. – пока не стартуют полеты на Марс.
О компании
Перед тем как перейти к возможным способам покупки и продажи акций SpaceX в будущем, хочу рассказать немного об истории этой впечатляющей компании. Предпосылки ее зарождения были уже в 2001 г., когда Илон Маск заинтересовался и популяризировал концепцию создания мини-теплиц на Марсе для выращивания растений.
И главная проблема, с которой столкнулся изобретатель, была в том, что он не мог купить даже в России дешевых космических ракет.
Тогда ему в голову пришла идея, что можно делать их самостоятельно, используя преимущества вертикальной интеграции и модульного программирования для уменьшения стоимости запуска ракет примерно в 10 раз и получения гораздо большей прибыли.
В 2002 г. Маск заинтересовал своими идеями инженера-ракетостроителя Томаса Мюллера. Так появился SpaceX. Через шесть лет компания запустила первую негосударственную ракету (Falcon 1) в космическое пространство и начала сотрудничать с NASA.
В 2009 г. ракета SpaceX доставила спутник на орбиту. В 2012 г. впервые частный космический корабль (Dragon C2+) состыковался с Международной космической станцией.
В 2014 г. начались первые масштабные испытания многоразовых ракет Falcon 9 с возможностью приземления, SpaceX перевезла космонавтов NASA. В 2015 г. началась разработка проекта по созданию мощного и дешевого спутникового интернет-соединения Starlink, через 3 года были запущены первые из 12 000 спутников.
В 2018 г. успешно отправился в полет Falcon Heavy – самая тяжелая и мощная ракета, способная перевести наибольший груз с 1973 г., а ее первая ступень может использоваться много раз. В 2019 г. состоялся первый коммерческий запуск корабля Dragon с экипажем NASA: он благополучно состыковался с МКС.
Продукция компании
В первую очередь SpaceX специализируется на проектировании и строительстве ракетной техники с нуля по конкурентоспособным ценам:
SpaceX занимается космическими перевозками не только для государственных компаний, но и частного сектора по программе PRIVATE CREW.
Главные акционеры
Илону Маску, по состоянию на 2016–2017 гг., принадлежало 54% капитала SpaceX. Компания не размещает акции на бирже, однако, по информации crunchbase.com, у нее 6 ведущих инвесторов.
Их список по уровню влияния на SpaceX и количеству инвестиций от большего к меньшему:
Помимо крупных инвесторов, также есть примерно 21 мелкий, например, Scott Banister, Rothenberg Ventures, Fidelity Investments, Capricorn Venture Partners, Valor Equity Partners.
Ключевая фигура и ее роль
Ключевой фигурой в SpaceX могу смело назвать Илона Маска.
Без его идей, энтузиазма, связей и харизмы компания не появилась бы. Сегодня он – CEO и технический директор, продолжает создавать ажиотаж вокруг космических разработок и положительный имидж SpaceX, привлекать инвесторов и перспективных специалистов. Маск не спешит размещать акции на бирже, но поддерживает интерес к возможному IPO.
Дочерние компании
SpaceX – вертикально интегрированное непубличное предприятие, подробности о дочерних компаниях не раскрываются публике. Основное производство расположено в Хортоне (штат Калифорния) и Макгрегоре (штат Техас), офисы размещены в Редмонде, Ирвине, Хьюстоне и Вашингтоне.
При этом у компании имеется порядка 3 000 поставщиков из 50 штатов Америки. Запуски и приземления ракет происходят на мысе Канаверал, базе ВВС Ванденберг, в космическом центре им. Дж. Ф. Кеннеди. Начато строительство еще одного космодрома в Техасе.
Планы компании на будущее
SpaceX планирует развиваться в выбранной сфере, совершенствовать все параметры ракетно-космической техники для повышения эффективности и удешевления производства и организации запусков.
В планах – развивать направление высокоскоростного спутникового интернета, путешествий вокруг Луны, исследовательских и туристических поездок на Марс с дальнейшей колонизацией
Статистика дивидендов
Интересные факты о компании
Еще в 2018 г. руководство SpaceX заявило, что через 5 лет на их ракете совершит полет вокруг Луны первый человек после 51-летнего перерыва. Им станет миллиардер Маэдзава Юсаку из Японии.
Японец собирается взять с собой в космос представителей творческих профессий, чье вдохновение от путешествия поможет создать уникальные произведения искусства на благо всего мира.
В прошлом году Казахстан запустил 2 спутника с помощью Falcon 9 от SpaceX. К 2017–2018 гг. эту молодую компанию признали полноценным конкурентом ведущие игроки ракетно-космической промышленности в США, Европе и России.
Где и как купить/продать акции сегодня
В перспективе акции SpaceX после первичной эмиссии могут стать очень выгодной инвестицией заработанных средств. Далее расскажу подробнее, как их можно будет купить и продать.
Через зарубежного брокера
Я почти уверен, что зарубежные брокеры раньше других получат доступ к акциям SpaceX. Связавшись с ними онлайн, инвестор сможет использовать больше финансовых инструментов при разумной страховке и безопасности средств.
Название | Рейтинг | Плюсы | Минусы |
Interactive Brokers | 8/10 | Говорят по-русски | Абонентская плата 10$\месяц |
CapTrader | 8/10 | Нет абонентской платы | Говорят только по английски |
Lightspeed | 7/10 | Низкий минимальный депозит | Навязывают услуги |
TD Ameritrade | 6.5/10 | Низкие комиссии | Не всем открывают счет |
Через российского брокера
Лишь некоторые российские брокеры могут совершать операции с иностранными активами, в т.ч. акциями SpaceX. Если получится найти заслуживающего доверия и успешного человека, инвестору будет проще вести с ним дела на родном языке.
Название | Рейтинг | Плюсы | Минусы |
Финам | 8/10 | Самый надежный | Комиссии |
Открытие | 7/10 | Низкие комиссии | Навязывают услуги |
БКС | 7/10 | Самый технологичный | Навязывают услуги |
Кит-Финанс | 6.5/10 | Низкие комиссии | Устаревшее ПО и ЛК |
Через зарубежную дочку российского брокера
Этот вариант могу назвать промежуточным между первым и вторым. Владелец свободных средств сможет быстрее и дешевле вложить их в акции SpaceX, чем при сотрудничестве с российским брокером, но страховка активов и доступ на все международные рынки будет ограничен по сравнению с первым способом инвестирования.
Напрямую в компании, у частного лица или фирмы
Напрямую инвестировать в акции SpaceX не получится, пока не будет проведено IPO. И даже после него успех операции сводится почти к нулю. Можно инвестировать в компанию косвенно, например, через покупку ценных бумаг холдинга Alphabet, которому принадлежит Google – один из ключевых инвесторов SpaceX.
Что влияет на цену акций
На потенциальную цену акции SpaceX, как и других крупных компаний, могут повлиять многие факторы.
Например, способствовать ее повышению будут успешные запуски ракет, высокая конкурентоспособность и перспективы продукции, положительная репутация основателя и CEO – Илона Маска. Другие немаловажные факторы я подробнее раскрыл в следующих пунктах.
Перспективы компании
Судя по финансовым оценкам SpaceX, ее известности и всему, чего она добилась лишь за 17 лет существования, доверию NASA и волнениям среди конкурентов по отрасли, я считаю, что перспективы у этого детища Маска весьма впечатляющие.
Поэтому, если акции SpaceX все-таки окажутся на бирже, стоит вовремя посмотреть их котировки и вложить средства для долгосрочных целей.
Аналитика и прогноз по бумаге
При этом акции SpaceX входили в пятерку самых ожидаемых среди частных компаний в сфере IT, технологий и близких к ним.
Впереди были только акции Uber, Airbnb и Palantir (программное обеспечение для банков, финансовых организаций, спецслужб), а замыкала пятерку потенциальных лидеров WeWork (коворкинг-пространства для технологических стартапов, малых и средних компаний). Думаю, сейчас позиции SpaceX только укрепились.
Отсутствие прибыли от акций не мешает компании успешно развиваться. Когда SpaceX станет публичной, можно будет ознакомиться с более подробной отчетностью.
Альтернатива в этой отрасли
Акции SpaceX не торгуются, поэтому сложно говорить о непосредственных конкурентах на бирже. Я думаю, пока к ним можно примерно отнести Boeing и Virgin Galactic, которая занимается космическим туризмом и к концу 2019 г. планирует провести IPO.
Заключение
Подведу итог: потенциал акций SpaceX очень велик, хоть и нет полной финансовой информации, IPO еще не проводилось. Будущее за освоением космоса, поэтому ценные бумаги ракетостроительной компании могут оказаться настоящей золотой жилой в долгосрочной перспективе.
Поэтому опытным инвесторам я бы порекомендовал расширить портфель сразу после размещения акций SpaceX на бирже.
До новых встреч, друзья! Подписывайтесь и делитесь статьей в соцсетях.
Стоит ли покупать акции SpaceX: полный обзор компании
Падающие и взлетающие ракеты Falcon, космические туристы и Илон Маск время от времени появляются в новостях. Все мы слышали что-то о фантастических планах колонизации Марса, но мало что знаем о SpaceX как о компании. На чем она зарабатывает? Кто её конкуренты? Имеет ли смысл покупать её акции?
Рассказываем, как обстоят дела у одной из самых популярных частных компаний среди инвесторов – SpaceX.
Space Exploration Technologies – одна из крупнейших и самых популярных среди инвесторов частных компаний в мире. Она основана в 2002 году известным предпринимателем, сооснователем Paypal и Tesla, инициатором проекта вакуумного поезда Hyperloop Илоном Маском.
SpaceX видит своей миссией снижение стоимости освоения космоса и исполнения мечты Маска – освоения и колонизации Марса: создания там полностью автономного поселения, а в отдаленном будущем и террафомирование планеты. Для этого компания надеется снизить стоимость полета на Марс до всего 200 000 долларов на одного и перевезти туда 1 миллион человек. По словам Маска, пока этой темой мало кто интересуется, но он надеется показать, что полеты на Марс – не такое необычное дело, как кажется сейчас.
В рамках этой отдаленной цели, компания занимается более приземленными задачами, которые помогут сделать запуски гораздо более дешевыми за счет эффекта масштаба и повторного использования ракет – так, компания первой в мире отправила грузы с помощью повторно использованной первой ступени ракеты, разработала космический корабль Dragon, предназначенный для пополнения запасов на МКС, ведет разработку пассажирской версии корабля Dragon V2 для астронавтов, которых отправит к МКС, а также готовит к запуску спутниковый интернет, доступный из любой точки планеты.
С самого основания SpaceX заявляет снижение расходов на освоение космоса как одной из основных целей, поэтому стоимость запусков у SpaceX значительно ниже, чем у конкурентов, которые ощущают большое давление со стороны компании. Непубличный статус SpaceX позволяет держать в секрете, как им удается удерживать такие низкие цены. При этом компания не регистрирует патенты, чтобы не раскрывать секреты.
Некоторые специалисты считают, что снижение расходов достигается за счет вертикальной интеграции. Почти все комплектующие компания производит сама: SpaceX контролирует большую часть цепочки поставок, что заметно снижает расходы и позволяет производить более инновационные технологии. Также снижение расходов достигается за счет гораздо меньшего количества рабочих по сравнению с конкурентами.
Рост SpaceX привел к тому, что United Launch Alliance в 2015 году объявляла об угрозе банкротства и масштабной реструктуризации. Она, как Mitsubishi и Heavy Industries, уже заявили о планах снижения стоимости запусков в 2 раза, чтобы не терять долю рынка. Руководитель французской Arianespace заявил, что из-за давления SpaceX реструктурируется вся европейская космическая индустрия – компания вынуждена снижать цены и запрашивать субсидии у государства. Роскосмос также заявлял о том, что организация планирует снизить себестоимость, чтобы выдерживать конкуренцию со SpaceX.
Маск сравнивает космическую индустрию с авиацией и предлагает представить, что было бы, если самолеты, которые стоят сотни миллионов долларов, летали только один раз и для каждого нового рейса нужно было строить новый. Билеты на рейс стоили бы миллионы долларов.
На сопоставимый эффект рассчитывает и SpaceX, научившись использовать ракеты многократно, ведь производство ракет – самая крупная составляющая расходов на запуск.
В марте 2017 компания впервые в истории запустила и посадила ракету-носитель Falcon 9 с грузом, выведя на орбиту спутники. Первая ступень запущенной ракеты была ранее использована во время запуска с грузом NASA в апреле 2016. По словам Маска, эти части Falcon 9 могут быть использованы повторно до 100 раз, но ожидает, что реально это будет 10-20 раз для каждой ступени. Президент SpaceX Gwynne Shotwell рассчитывает на экономию в 30% при повторных запусках, хотя пока компания предлагает скидку в 10%, что для таких больших сумм уже является существенным. При этом Маск заявлял, что целью компании в будущем является повторный запуск той же ступени в течение 24 часов.
В июне 2017 в рамках миссии SpaceX CRS-11 к МКС корабль Dragon впервые был запущен с повторно используемой спускаемой капсулой, ранее вернувшейся после миссии SpaceX CRS-4, во время которой он доставил запасы и материалы для научных экспериментов. В прошлый раз этот Dragon был запущен в 2014 году. Основные компоненты капсулы остались прежними, но были заменены отдельные элементы, например тепловой щит, который пострадал от соленой воды. Корабль состыковался с МКС спустя 36 часов после взлета, провел месяц на станции и затем успешно вернулся на землю, приземлившись в океане, как и планировалось. Таким образом, миссия SpaceX к МКС стала первой в истории, с использованием уже летавшей ранее ракетой.
В этому году компания планирует отправить более 70 спутников на орбиту за раз – это самая большая партия спутников, которую запустит какая либо американская компания за один раз на одном носителе. Спутники из 18 разных стран будут отправлены во время этого запуска – как коммерческие, так и научные.
Пока в компании точно не решили, но, скорее всего, именно эта миссия будет следующим шагом к многократному использованию ступеней. Уже скоро будет впервые запущена дважды использованная ступень для доставки спутников на орбиту – предположительно это произойдет 19 ноября. Следующим этапом станет использование таких ступеней до десяти раз с минимальной диагностикой и ремонтом.
Боковые разгонные блоки успешно вернулись на Землю, но центральный упал в 100 метрах от плавучей платформы, на которую он должен был приземлиться. Эта ступень не смогла воспламенить топливо тормозных двигателей, поскольку закончилась смесь, используемая в качестве жидкости для зажигания – два двигателя из трех не запустились, и ступень упала в воду, повредив два двигателя.
Такой исход запуска – уже успех. Сам Маск говорит, что вероятность неудачи порядка 50%, и успехом будет, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется на месте. Сложность заключается в необходимости слаженной работы всех 27 двигателей. Советский Союз 4 раза пытался запустить ракету с 30 двигателями, но ни одна не дошла до орбиты.
Для эффектной демонстрации возможности вывода нагрузки на Марс личный автомобиль Маска Tesla Roadster был выведен на вытянутую околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса. За рулем машины сидел манекен, а внутри был роман «Автостопом по Галактике», цитата из него “Don’t panic” и полотенце – обязательный атрибут путешественников из книги.
Грузоподъемность Falcon Heavy – 64 тонны, до Марса ракета сможет доставить 17 тонн груза. Но при условии возвращения первой ступени потребуется дополнительное топливо, а значит, количество груза придется уменьшить. С помощью таких ракет станет возможен запуск гораздо более крупных спутников, а также запуск спутников группами. Дальше будет также возможен запуск более крупных и продвинутых роботов на Марс и другие планеты. Основными клиентами, которым потребуются запуски таких ракет станут, скорее всего, министерства и агентства американского правительства – NASA и министерство обороны.
Маск заявил, что SpaceX могла бы создать еще более грузоподъемный носитель Falcon Super Heavy за счет дополнительных боковых ускорителей, но в настоящий момент SpaceX фокусируется на разработке главной ракеты компании – BFR.
В сентябре 2017 на IAC 2017 (Международный Конгресс астронавтов) Маск представил новый мощный проект – BFR (Big Falcon Rocket), который представляет собой ракету-носитель на первой ступени и несколько вариантов второй ступени:
Это будет самая большая в истории ракета и первая полностью многоразовая ракета. BFR будет состоять из сверхтяжелой ракеты и пилотируемого корабля, вмещающего около 100 человек, при этом предполагается полная многоразовость обеих ступеней. Эта система позволит совершать околоземные полеты, например к МКС, запускать спутники и другие космические аппараты, а также миссии на Луну и Марс. BFR сможет делать несколько дозаправок на орбите Земли, чтобы выполнить рейсы до Луны. Для полетов на Марс и обратно потребуется организация производства топлива из ресурсов Марса. Система двигателей будет обладать отказоустойчивостью, и аппарат сможет осуществить посадку даже при выходе из строя нескольких двигателей; надежность посадки будет на уровне современных самолетов.
BFR в сравнении с самым большим в мире авиалайнером Airbus A380 и Falcon Heavy:
Впоследствии BFR должна заменить все ракеты и корабли SpaceX. Ракета способна вывести на орбиту 150 тонн. Будет использоваться 31 двигатель Raptor, который сейчас разрабатывает и испытывает компания. Этот двигатель будет иметь рекордную в истории двигателей тяговооруженность (соотношение тяги и массы).
Маск также предлагает использовать BFR для межконтинентальных путешествий между любыми двумя точками Земли, которые займут не больше часа. Максимальная скорость ракеты составит 29 000 км/ч, а стоимость билета должна быть сопоставима с авиарейсом, но пока это лишь идея и побочный продукт, который рассматривает компания.
SpaceX планирует начать производство BFR уже в этом году и использовать их для строительства баз на Луне и Марсе. В бизнес-плане значатся два грузовых полета к Марсу с помощью BFR в 2022 году, и в случае подтверждения возможности добычи воды на Марсе для производства топлива, в 2024 отправление четырех миссий – двух грузовых и двух пилотируемых с людьми на борту. При этом полноценная база на Марсе может быть построена к 2028 году.
По словам Маска, если все пойдет по плану, то в следующем году уже начнутся короткие тестовые полеты BFS (верхней части BFR), затем компания будет тестировать тепловой щит, который будет рассчитан на вход в атмосферу на «межпланетной» скорости. Первые орбитальные испытания BFR компания надеется начать через 3-4 года. Большинство персонала будет занято разработкой этой ракеты.
Еще один важный для SpaceX проект – Starlink, программа по обеспечению дешевым высокоскоростным интернетом всей планеты из любой точки (на Северном полюсе, в горах или посреди океана) с помощью системы околоземных спутников. Разработка проекта ведется с 2015 года, а в феврале 2018 были запущены два тестовых спутника.
Компания планирует запустить в общей сложности 12 000 спутников на орбиту Земли к середине 2020-х годов, а в 2019-2020 начать использовать первые из них. Федеральная комиссия по связи США уже одобрила заявку на 4425 спутников. Планируемая пропускная способность составит до 50% всего интернет-трафика в мире.
Однако пока планы выглядят слишком оптимистично, ведь срок эксплуатации одного спутника составит 7 лет, а значит, запуски ракет со спутниками придется проводить чуть ли не раз в несколько дней. Также сложности могут возникнуть и с тем, что компании будут нужно запрашивать выделение нужных частот у государства, особенно в таких больших количествах. Так, например, конкурент SpaceX – британская компания OneWeb – получила отказ от российских властей.
В июне Маск сообщил, что спустя три месяца орбитальных тестов спутники работают нормально. Два спутника установили связь с землей через фазированную решетку в диапазоне высоких частот с низкой степенью задержки (25 мс), что достаточно для того, чтобы играть в видеоигры. Во время телефонной конференции после публикации квартального отчета Tesla, Маск сообщил, что услуги Starlink не будут доступны абонентам в течение как минимум трех лет, что означает начало работы сети не ранее 2021 года.
Успешная реализация этого проекта может дать хорошую синергию в том смысле, что для этого придется делать очень большое количество запусков производимых самой SpaceX ракет, а значит за счет эффекта масштаба уменьшится стоимость каждого из них. При этом спутниковая система по планам будет приносить основную часть выручки компании и поможет в финансировании проектов по освоению космоса. Сейчас уже существуют спутники, предоставляющие интернет, но они имеют низкую скорость и другие проблемы, которые SpaceX надеется решить за счет намного более низкой высоты, на которой они будут находиться.
SpaceX станет первой компаний, которая запустит многоразовый пилотируемый корабль со времен программы Шаттлов, закрытой в 2011 году. В августе 2018 NASA объявила имена астронавтов, которые полетят на аппарате производства SpaceX – Crew Dragon – к МКС. Первая тестовая беспилотная миссия для проверки всех систем и готовности отправить людей на этом аппарате изначально планировалась в ноябре 2018, но была перенесена на январь 2019. Затем корабль уже с астронавтами на борту должен был отправиться в апреле 2019 года, но из-за переноса первого запуска он тоже отложен до июня 2019.
В сентябре 2018 года SpaceX объявила имя первого туриста, который облетит вокруг Луны на BFR. Им станет Yusaku Maezawa. Полет планируется не раньше, чем в 2023 году, пока SpaceX продолжает разработку BFR. Цена для Maezawa не разглашается, но как отметил Маск, Maezawa внес существенный вклад в развитие проекта BFR. Кроме того, Maezawa выкупил все места на корабле и планирует взять с собой от 6 до 8 артистов. Это будет первый полет человека к Луне с 1972 года.
Маск ранее заявлял, что долгосрочные цели компании не очень хорошо согласуются с квартальными ожиданиями акционеров. То есть в случае выхода на IPO компании придется поменять цели и стремиться не к освоению Марса, а к повышению текущей прибыльности, что может помешать этому освоению. Поэтому, по его словам, компания может стать публичной лишь после того, как SpaceX обеспечит регулярные полеты на Марс. По текущему плану первый грузовой полет ожидается в 2022 году. К тому же публичность может снизить шансы на получение некоторых военных контрактов. В некоторых интервью можно встретить слова Маска, который спрашивает инвесторов о том, готовы ли они ждать по 10-15 лет возврата своих инвестиций, поэтому в ближайшие годы IPO маловероятно.
Пока полноценная жизнь на Марсе кажется фантастикой и очень отдаленным будущим. Еще много сложностей, которые предстоит решить, ведь путешествие к Марсу даже во время максимального сближения планет составит от 6 до 9 месяцев, а первая миссия для обустройства планеты может продолжиться до 3 лет. На сегодняшний день самым длительным пребыванием человека в условиях космоса был год. Длительное же пребывание в условиях низкой гравитации негативно сказывается на здоровье, и ученых пока недостаточно данных для понимания этих процессов в течение длительного времени.
Еще одной проблемой будет обеспечение продовольствия – одной только еды для такой миссии потребуется около 10 тонн, а предварительная доставка еды на годы вперед опять же может негативно сказаться на здоровье, ведь полезные вещества со временем разрушаются.
Однако остальные проекты, реализованные SpaceX, показывают, что компания может успешно справляться с очень сложными задачами. Так что SpaceX чувствует себя уверенно и без межпланетных путешествий.