специфика среды жизни людей
Антропобиогеоценоз. Специфика среды жизни людей
Естественная среда, описанная выше, стала средой обитания зарождающегося человечества. В результате перехода к культурному земледелию и скотоводству естественная среда уступила место частично очеловеченной среде сельских жителей. С развитием промышленности и возникновением
|
|
|
городов современного типа человек существует в полностью очеловеченной среде, границы которой неуклонно расширяются.
Человек, с одной стороны, является объектом действия экологических факторов, с другой стороны, сам оказывает воздействие на среду. Таким образом, человек является объектом приложения экологических факторов, а также выступает в роли самостоятельного экологического фактора.
Отличительная черта человека как экологического фактора заключается в осознанности, целенаправленности и массированности воздействия на природу. Человек не ограничивается, как любой биологический вид, энергией органических веществ предшествующего трофического уровня, а расширяет круг доступных источников энергии вплоть до использования ядерной и термоядерной энергии. Это позволило человечеству преодолеть естественные ограничения роста численности, создать предпосылки для заселения любых экологических ниш.
Среда обитания людей включает естественную и искусственную среду (биоприродный и социально-культурный компоненты). Тем не менее и в естественной, и в искусственной среде человек представлен как социальное существо.
Среда обитания человека представляет собой сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, набор которых различается в разных природно-географических и экономических регионах планеты. В таких условиях необходим единый интегральный критерий качества среды с точки зрения её пригодности для обитания человека. Этим критерием служит, в соответствии с принятым в 1968 году уставом Всемирной Организации Здравоохранения,состояние здоровья населения.
14.5. Предмет экологии человека.
Биологический и социальный аспекты
адаптации людей, её опосредованный характер
Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем. Размеры таких систем различны в зависимости от численности и характера организации человеческих популяций. Это могут быть изоляты, демы, нации, наднациональные ассоциации (различающиеся по способу производства, укладу жизни) и, наконец, человечество в целом.
Большое значение в определении размера антропоэкологической системы имеют природные условия: наиболее многочисленные современные популяции, объединяющие более 80% человечества, обитают на 44% суши в области тропических лесов и саванн. В засушливых зонах (18% суши) обитает лишь 4% населения.
В антропоэкологических системах процессы осуществляются в двух главных направлениях: 1) изменяются биологические и социальные показатели индивидуумов и сообщества в целом как ответ на требования, предъявляемые человеку средой; 2) осуществляется перестройка самой среды для удовлетворения требований человека. В истории человечества усиливалась роль второго направления.
Адаптации человека к условиям обитания имеют частично экологическую, но главным образом социальную природу. Адаптации формируются по отношению к факторам как природной, так и искусственной среды, поэтому они носят не только экологический, но и социально-экономический характер. Экологические и социально-экономические адаптации дополняются психологическими адаптациями, поскольку каждый человек индивидуален.
Хотя в основе адаптации человека лежат социально-экономические механизмы, важная роль принадлежит также естественным приспособительным и защитным механизмам, которые составляют биологическое наследство человека. Хорошо иллюстрируется роль естественных механизмов при переходе человека в экстремальные условия местообитаний (высокогорье; Арктика с её суровым климатом, необычными атмосферными явлениями и пониженным содержанием микроорганизмов в почвах и воздухе, специфической сменой дня и ночи). Как правило, люди, привыкшие жить в умеренных широтах, при перемещении в Заполярье болезненно реагируют на перемены, испытывают болезненные ощущения и длительно могут находиться в ухудшившемся состоянии (повышается артериальное давление, учащается пульс, падает работоспособность, снижается до 3000-3500 в 1 мм 3 количество лейкоцитов). По прошествии определённого времени функциональные показатели возвращаются к нормальному уровню, восстанавливается работоспособность, оперативная память, защитные механизмы организма. Происходит акклиматизация человека к новым условиям обитания, основным критерием которой является восстановление высокого уровня трудоспособности. В основе акклиматизации лежат естественные приспособительные механизмы организма человека.
Продолжительное проживание групп людей на территориях, различающихся климатическими, алиментарными и другими экологическими факторами, привело к образованию воспроизводящихся в ряду поколений признаков и их комплексов. В результате возникли экологические типы людей, обладающие более высоким уровнем приспособленности (за счёт естественных адаптационных механизмов) к проживанию в конкретной биогеографической среде.
Адаптации человека к факторам окружающей среды носят опосредованный характер. Действие экологических факторов всегда опосредовано результатами производственной деятельности людей.В процессе труда человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между своим организмом и природой. К тому же естественные экосистемы в настоящее время всё больше вытесняются антропогенными экосистемами, в которых человек является абсолютно доминирующим экологическим фактором.
Экология человека. Курс лекций
Рассматриваются вопросы взаимодействия организма человека с окружающей средой и методы его адаптации в современных природных и социальных условиях. Для студентов биологических и экологических специальностей и преподавателями вузов с целью подготовки к лекционным, семинарским и практическим занятиям, а также как материал для самостоятельной работы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Настоящий курс лекций составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ООП ВПО направления подготовки 022000 – Экология и природопользование (квалификация (степень) бакалавр).
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук
1. Понятие экологии человека.
2. Предмет и объекты экологии человека.
3. Структура экологии человека.
4. Связь экологии человека с другими науками.
5. Методы, применяемые в экологии человека
1. Понятие экологии человека
Биосфера — это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.
Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.
Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.
Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.
Цель экологии человека — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.
Практическая задача экологии человека — создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
2. Предмет и объекты экологии человека
Объект экологии человека — сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.
Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.
Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:
— численность отдельных общностей людей и всего человечества;
— возрастная и половая структура общностей;
— уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;
— специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
— тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
— культурные и гигиенические навыки;
— социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;
— анализ состояния окружающей среды;
— управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;
Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.
3. Структура экологии человека
Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.
Рисунок 1. — Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.
4. Связь экологии человека с другими науками
Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.
Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.
Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.
Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.
Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.
Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.
Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.
Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.
Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.
В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.
Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.
5. Методы, применяемые в экологии человека
Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.
Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг — периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.
Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.
Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование — использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.
Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы — в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент — искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.
Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.
В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).
Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.
Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.
Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.
Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.
Оценивание среды обитания населения — это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей. Но в разных ситуациях важно выяснить — для какой общности людей проводить оценку. Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию — туристы, изыскатели и т. д.).
Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.
Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.
Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.
Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.
1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?
2. Сформулируйте определение экологии человека.
3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.
4. Что является объектом и предметом экологии человека?
5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.
6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.
Среда жизни человека
Среда жизни человека — это динамичная система взаимодействующих между собой природной среды, квазиприродной среды, артеприродной среды населенных мест и внутриквартирной жилой среды, социально-психологической среды и социально-экономической среды. Очевидно, что эти среды тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, поэтому их совокупность можно назвать динамичной, находящейся в постоянном процессе изменений. Видов действительной окружающей человека среды множество — от здоровой и полезной для человека, полностью природной, идеально чистой и свободной от антропогенных вмешательств до вредной, почти полностью техногенной, искусственной, заполненной неестественными для природы предметами и явлениями.
В большинстве населенных мест эти виды среды находятся в разнообразных сочетаниях: есть отдельные поселения с высококачественной средой жизни и города с чрезвычайно загрязненной средой, не предоставляющие жителям минимума необходимых коммунальных услуг (чистой питьевой воды, чистого воздуха, просторного и удобного жилья и др.). Большинство поселений, особенно мегаполисов и урбоареалов, предоставляют среду жизни разнообразного качества; в одном поселении есть и районы трущоб с очень низким качеством среды жизни, и кварталы с высококачественной средой, как правило, отгороженные от остального города заборами и охраняемыми территориями.
Высококачественная среда жизни (совокупность природной и квазиприродной среды, среды населенных мест и внутриквартирной жилой среды, социально-психологической и социально-экономической среды) — это основной, определяющий все действия человека интегральный показатель, к достижению которого нужно стремиться. Среда жизни человека основана на использовании ресурсов атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы.
Совокупность материальных условий, социальных установок, природных факторов представляет собой образ жизни человека. В образ жизни входят конкретные социальные условия и формы индивидуальной и групповой деятельности людей, их труда, быта, досуга.